Основные должностные лица органа дознания. Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания Соотношение полномочий начальника органа дознания и дознавателя

Дознаватель

Дознаватель - участник уголовного судопроизводства в виде должностного лица органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Важно отметить, что лицо, являясь дознавателем по должности, может осуществлять полномочия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, по решению начальника органа дознания или его заместителя, а также начальника подразделения дознания (ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 401 УПК).

Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмещения в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и оперативно-разыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-разыскных служб и подразделений вообще осуществлять дознание по делу. Но этот сотрудник не вправе проводить дознание в том конкретном случае, если он проводил или проводит оперативно-разыскные мероприятия по данному уголовному делу.

В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и процессуальных действий. Для большинства из них не требуется согласие начальника подразделения дознания либо начальника органа дознания (см., например, ч. 1, 2 ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 25 УПК), за исключением некоторых случаев, когда требуется утверждение документа (см., например, ч. 4 ст. 225 УПК).

В УПК в ряде случаев одновременно даны предписания в адрес органа дознания и дознавателя (см., например, ч. 1, 3 ст. 7, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 2, 4 ст. 21, ст. 144 УПК). Тем самым в законе подчеркивается ответственность за соблюдение и исполнение соответствующих норм как дознавателя, так и руководителя органа дознания. Уголовно-процессуальный закон устанавливает обязательность для дознавателя указаний прокурора, начальника подразделения дознания, данных в соответствии с положениями УПК. Указания начальника подразделения дознания могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Указания прокурора - вышестоящему прокурору. В том и другом случае обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель, как и следователь, подлежит отводу при наличии указанных в законе оснований (ст. 61 УПК). Одновременно установлено, что предыдущее участие следователя или дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ч. 2 ст. 67 УПК).

Начальник органа дознания

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5).

Начальник органа дознания обладает всеми правами, предоставленными в ст. 40 УПК органу дознания. В большинстве случаев при регулировании тех или иных полномочий законодатель ведет речь об органе дознания (например, право возбуждения уголовного дела, предусмотренное ч. 1 ст. 145 УПК), в отдельных случаях закон прямо указывает на полномочия начальника органа дознания (например, право утверждения обвинительного акта в ч. 4 ст. 225 УПК).

Начальник подразделения дознания

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 171 ст. 5 УПК).

Согласно закону (ст. 401 УПК) начальник подразделения дознания вправе:

  • поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, проведение неотложных следственных действий или производство дознания;
  • изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • отменять необоснованные постановления законодателя о приостановлении производства дознания по делу;
  • вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

УПК наделяет начальника подразделения дознания правом на возбуждение уголовного дела, принятие дела к своему производству, а также проведение дознания в полном объеме, обладая в этом случае процессуальными полномочиями дознавателя, а в случаях если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

Начальник подразделения дознания также вправе: проверять уголовные дела, находящиеся в производстве у дознавателей подразделения; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения (ч. 3 ст. 401 УПК).

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу должны быть даны в письменной форме и обязательны для исполнения дознавателем. Установлено, что обжалование указаний начальнику органа дознания или прокурору не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Начальник органа дознания:

  • – осуществляет руководство деятельностью подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • – планирует работу подразделения, принимает, в пределах своих полномочий, решения по всем вопросам его деятельности и осуществляет контроль за их исполнением;
  • – организует в пределах компетенции взаимодействие с подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности, экспертно -- криминалистическими подразделениями, а также с органами следствия, органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
  • – определяет должностные обязанности своих заместителей, руководителей структурных подразделений, а также сотрудников;
  • – проводит оперативные совещания, заслушивает доклады и отчеты сотрудников подразделения о результатах работы;
  • – проводит работу по отбору и воспитанию кадров, организует обучение личного состава в системе боевой и служебной подготовки, несет персональную ответственность за состоянием дисциплины и законности в подразделении;
  • – на основе анализа результатов оперативно -- служебной деятельности подразделений дознания вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию их работы, структуре и штатной численности;
  • – в установленном порядке вносит предложения:
  • – о назначении на должность, перемещении, временном отстранении и увольнении сотрудников подчиненного подразделения;
  • – о выезде в командировки и представлении отпусков сотрудникам подразделения;
  • – об обеспечении сотрудников подразделения средствами организационной, криминалистической и вычислительной техники, выделении служебных помещений, улучшении условий их труда и быта, социальной защищенности и личной безопасности;
  • – о применении к сотрудникам подразделения мер морально и материального стимулирования;
  • – осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. См: Федеральный Закон от 6 июня 2007 г. № 90 -- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно -- процессуальный кодекс Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 2007 № 24 ст 2833

Процессуальная сторона деятельности начальника подразделения дознания раскрывается в статье 40 УПК РФ:

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • 1)поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьёй 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2)изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 3)отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • 4)вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. См: «Проблемы предварительного следствия и дознания» Сборник научных трудов ВНИИ МВД РФ М., 1997 г. С.31.

Начальник подразделения дознания вправе:

  • 1)проверять материалы уголовного дела;
  • 2)давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступлений и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

В отсутствие подразделения дознания его обязанности исполняет один из его заместителей.

Дознаватели осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно -- процессуального законодательства. Дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно -- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий. Принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, и своевременному направлению материалов для организации из розыска.

Понятие «дознаватель» может рассматриваться в двух аспектах. Дознаватель -- это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно -- процессуальной деятельности. Вместе с тем, дознаватель -- это сотрудник подразделения по организации дознания структуры МОБ, состоящий на должности дознавателя. См: Есина А.с., Арестова Е.Н. «Дознание в органах внутренних дел» Учебное пособие. М. Издательство «ЩИТ-М», 2010 (19)

Полномочия дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Также на основании статьи 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно -- розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  • 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. (ч.3 ст. 41 УПК РФ)

На основании ч. 4 ст. 41 УПК РФ:

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурора, а указания прокурора -- вышестоящего прокурора. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Таким образом, Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием.

Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. См: Приказ МВД РФ №697 от 06.08.2005 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

3. Виды органов предварительного следствия, их задачи, структура, роль начальника следственного отдела и прокурора по осуществлению руководства предварительного следствия и надзора за его производством

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц.

Наряду со следователями в исключительных случаях предварительное следствие могут осуществлять начальники следственных отделов, а также прокуроры. При этом на них распространяются все полномочия следователей.

Предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.).

Для осуществления такого рода действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

В предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им согласия руководителя следственного органа, или санкции, согласия прокурора на совершение определенных действий (ст. 28, 106, 110, 146, 162 УПК РФ), а также судебного решения (ст. 107, 108, 109, 114, 182, 183, 184, 185, 186 УПК РФ). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде, кроме тех, о которых говорится в ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В зависимости от ведомственной принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность следующим образом: 1) следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации производят следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 2) следователи органов ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ; 3) следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 4) следователями наркоконтроля (ФСКН России) - дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Исключение из этого правила предусматривается ч. 5 ст. 151 УПК РФ, перечисляющей ряд преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), в отношении которых предварительное следствие могут производить также следователи органа, выявившего эти преступления. См: Уголовно -- процессуальный кодекс Российской Федерации. № 174-ФЗ. Принят Госдумой 22 ноября 2001 г. (по состоянию на 15 сентября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008 (97-98)

Срок, отводимый законодателем для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня его возбуждения, но при наличии определенных условий может быть продлен прокурорами различных уровней. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если дело является многоэпизодным, а в качестве обвиняемых привлекаются несколько лиц или имеются иные обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия (устранения замечаний, данных прокурором в письменном виде) продолжительность такого следствия не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. При необходимости дальнейшее продление срока предварительного расследования осуществляется вышестоящими прокурорами в общем порядке. Точно так же закон регламентирует порядок соблюдения сроков следствия и тогда, когда уголовное дело было возобновлено после его приостановления или прекращения, если отпали основания, препятствующие дальнейшему производству по делу.

Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, принимает прокурор либо начальник следственного отдела (ч. 1 ст. 163 УПК РФ). Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют следственно-оперативными).

Состав следователей, входящих в следственную группу, объявляется всем подозреваемым, обвиняемым, участвующим в деле, для того чтобы реализовать их права на отвод следователя (лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в перечне тех, кому может быть заявлен отвод, не указаны).

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо иные постановления, необходимые при окончании производства по делу и направляет данные акты вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в соответствии с УПК. Иные полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в процессе единоличного расследования уголовного дела, перечислены в ч. 4 ст. 163 УПК РФ.

  • Понятие и назначение уголовного судопроизводства
    • Понятие и сущность уголовного процесса
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного судопроизводства
    • Исторические типы (формы) уголовного процесса
  • Уголовно-процессуальное законодательство
    • Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
    • Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Общая характеристика и структура УПК РФ
    • Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
  • Уголовно-процессуальное право
    • Понятие и значение уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
    • Уголовно-процессуальные правоотношения
    • Процессуальная форма
    • Уголовно-процессуальные документы
    • Процессуально-правовые гарантии
    • Уголовно-процессуальные функции
    • Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
    • Уголовно-процессуальное право и нормы морали
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
    • Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Суд, судья, их процессуальные полномочия
    • Подсудность уголовных дел и ее виды
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Прокурор в уголовном процессе
    • Следователь в уголовном процессе
    • Руководитель следственного органа
    • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
    • Потерпевший в уголовном процессе
    • Частный обвинитель в уголовном процессе
    • Гражданский истец в уголовном процессе
  • Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Подозреваемый в уголовном процессе
    • Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
    • Защитник в уголовном процессе
    • Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
  • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Свидетель в уголовном процессе
    • Эксперт в уголовном процессе
    • Специалист в уголовном процессе
    • Переводчик в уголовном процессе
    • Понятой в уголовном процессе
  • Доказательства и доказывание в уголовном процессе
    • Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
    • Классификация доказательств
    • Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
    • Предмет и пределы доказывания
    • Процесс доказывания и его цель
    • Общая характеристика показаний как вида доказательств
    • Заключение и показания эксперта
    • Заключение и показания специалиста
    • Вещественные доказательства
    • Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Меры процессуального принуждения
    • Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
    • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
    • Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
    • Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы
    • Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
    • Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
    • Судебный порядок рассмотрения жалоб
  • Процессуальные сроки и процессуальные издержки
    • Сроки в уголовном процессе
    • Процессуальные издержки и их виды
    • Взыскание процессуальных издержек
  • Реабилитация
    • Общая характеристика института реабилитации
    • Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
    • Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
  • Возбуждение уголовного дела
    • Понятие и значение возбуждения уголовного дела
    • Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Отказ в возбуждении уголовного дела
  • Предварительное расследование
    • Понятие, значение и формы предварительного расследования
    • Общие условия предварительного расследования
    • Иные условия предварительного расследования
  • Предварительное следствие
    • Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
    • Субъекты предварительного следствия
    • Общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Протокол следственного действия и его значение
  • Дознание
    • Порядок и сроки дознания по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
    • Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
  • Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
    • Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Допрос в качестве обвиняемого
  • Система следственных действий
    • Осмотр и личный обыск
    • Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров
    • Допрос
    • Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
    • Производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление предварительного следствия
    • Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
    • Действия следователя после приостановления предварительного следствия
  • Окончание предварительного следствия, уголовного дела и уголовного преследования
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Постановление о прекращении уголовного дела
    • Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
    • Обвинительное заключение
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
  • Подготовка к судебному заседанию
    • Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
    • Общий порядок подготовки к судебному заседанию
    • Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
  • Предварительное слушание
    • Основания и порядок проведения предварительного слушания
    • Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
  • Судебное разбирательство
    • Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
    • Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
    • Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
    • Протокол судебного заседания
  • Структура судебного разбирательства
    • Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
  • Приговор
    • Понятие, сущность, значение и виды приговора
    • Требования, предъявляемые к приговору
    • Порядок постановления приговора
    • Структура и содержание приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
    • Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
  • Производство дел у мирового судьи
    • Особенности производства дел у мирового судьи
    • Судебное разбирательство у мирового судьи
  • Производство в суде с участием присяжных заседателей
    • Общие условия производства в суде присяжных
    • Особенности подготовки к судебному заседанию
    • Подготовительная часть судебного разбирательства
    • Особенности судебного следствия
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
    • Напутственное слово председательствующего
    • Вынесение вердикта судом присяжных
    • Обсуждение последствий вердикта
    • Постановление приговора и принятие иных решений
  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и общая характеристика апелляционного производства
    • Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
    • Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
    • Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
  • Кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и значение кассационного производства
    • Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
    • Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
    • Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
  • Исполнение приговора
    • Понятие и сущность стадий исполнения приговора
    • Вступление судебного решения в законную силу
    • Порядок обращения к исполнению судебного решения
    • Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
    • Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
    • Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
    • Характеристика надзорного производства
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
    • Решения суда надзорной инстанции
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
    • Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
    • Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
    • Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
  • Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
    • Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
    • Судебное разбирательство
    • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
  • Производство о применении принудительных мер медицинского характера
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Процедура судебного разбирательства
    • Особенности имущественной ответственности
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
    • Особенности досудебного и судебного производства
  • Международное право и уголовное судопроизводство
    • Применение норм международного права в уголовном процессе
    • Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
    • Передача выдаваемого лица
    • Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
    • Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
  • Международное сотрудничество стран СНГ
    • Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
    • Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
    • Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
  • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель

    Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять предварительное расследование в форме дознания и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

    Перечень органов дознания содержится в ч. 1 ст. 40 УПК:

    1. органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
    2. органы Федеральной службы судебных приставов;
    3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    Основные полномочия органов дознания можно разделить на две группы:

    • связанные собственно с производством дознания как формы предварительного расследования по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
    • связанные с возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    Дознание выступает в качестве формы предварительного расследования по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Дознание и предварительное следствие как формы расследования направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на его единых принципах. В целом общие правила предварительного следствия распространяются и на дознание. Тем не менее, дознание отличается от предварительного следствия ускоренной процедурой производства, порождающей ряд особенностей расследования и его завершения (гл. 32 УПК РФ).

    От дознания как формы предварительного расследования необходимо отличать действия, которые проводят органы дознания при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а именно возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий , т.е. действий, осуществляемых в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. УПК РФ в отличие от УПК РСФСР не устанавливает, какие конкретно следственные действия могут производиться в качестве неотложных, т.е. это могут быть любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом следственные действия, промедление с производством которых может повлечь исчезновение, порчу, утрату или фальсификацию доказательств.

    Чаше всего это осмотр места происшествия, местности, жилища иного помещения, предметов и документов, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, обыск, выемка и освидетельствование. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания дал жен направить уголовное дело прокурору для определения подследственности.

    Кроме производства дознания и неотложных следственных действий органы дознания обязаны:

    • принимать и проверять сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК);
    • по поручению прокурора и следователя производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, исполнять постановления о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 7 ст. 164 УПК);
    • в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

    В отличие от УПК РСФСР действующий уголовно-процессуальный закон не относит деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, к особой разновидности дознания. В связи с этим теоретическое выделение двух форм дознания, т.е. дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и по делам, по которым его производство не обязательно, не имеет в настоящее время нормативной основы. Закон знает только один вид дознания - по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Именно поэтому в ч. 3 ст. 151 УПК, определяющей компетенцию органов дознания, нет капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Указанные лица в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК осуществляют не дознание, а только возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий.

    Орган дознания возглавляет его начальник. Полномочия начальника органа дознания в ходе досудебного производства распространяются в полном объеме на заместителя начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК). Процессуально-правовой статус начальника органа дознания не урегулирован отдельной статьей УПК, тем не менее, указания на его полномочия содержатся в различных статьях Кодекса.

    Начальник подразделения дознания имеет следующие полномочия:

    • поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
    • изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
    • вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК. принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

    При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

    1. проверять материалы уголовного дела;
    2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

    Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1).

    Новый УПК впервые вводит в число субъектов уголовного судопроизводства на стороне обвинения такого участника, как начальник подразделения дознания, что позволило четко определить полномочия начальника подразделения дознания и дознавателя как лиц, правомочных осуществлять предварительное расследование.

    Начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5).

    Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо упал помоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК).

    Соответствующее должностное лицо приобретает статус дознавателя:

    1. по должности;
    2. если начальник органа дознания возлагает на него полномочия дознавателя по конкретному делу.

    В ч. 2 ст. 41 УПК содержится запрет возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, чтобы не допустить сращивания различных по своей юридической природе оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования. Поэтому том в случае, если собранные оперативным сотрудником материалы содержат достаточные основания для возбуждения уголовного дела о преступлении, отнесенном к подследственности органов дознания, они должны быть переданы начальнику органа дознания для принятия решения в соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК.

    В УПК РФ усилена самостоятельность дознавателя при решении вопросов, связанных с расследованием уголовного дела. Он самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.

    Степень процессуальной самостоятельности дознавателя ниже по сравнению со следователем, что проявляется во взаимоотношениях с начальником органа дознания и прокурором. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. При этом он не вправе приостановить исполнение обжалованных им указаний начальника органа дознания или прокурора независимо от того, относительно каких вопросов эти указания даны (ч. 4 ст. 41 УПК).

    Несмотря на то, что ст. 40 и иные нормы УПК РФ наделяют орган дознания целым рядом процессуальных полномочий, очевидно, что таможенный орган как государственное учреждение не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения, подписывать процессуальные документы. Такие действия может предпринимать только конкретное должностное лицо, действующее от имени органа дознания. Этим лицом является начальник органа дознания. Как справедливо отмечает А. С. Есина, «понятия “орган дознания” и “начальник органа дознания” тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности» .

    Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.

    Соответственно, в системе таможенных органов полномочиями начальника органа дознания наделены руководитель таможенного органа и должностные лица, являющиеся по должности его заместителями. При этом и руководитель, и его заместители пользуются одинаковыми процессуальными полномочиями и обладают одинаковым процессуальным статусом.

    Основные полномочия начальника органа дознания закреплены и регламентированы положениями ст. 40.2 УПК РФ («Начальник органа дознания»). В соответствии с указанной нормой, начальник органа дознания вправе:

    • 1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, а также производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ), лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
    • 2) по мотивированному ходатайству дознавателя продлевать срок проверки сообщения о преступлении с трех до 10 суток;
    • 3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
    • 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
    • 5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
    • 6) в соответствии со ст. ст. 41, 38 УПК РФ поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
    • 7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
    • 8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
    • 9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
    • 10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    • 11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.

    Как видим, содержание процессуальной деятельности начальника органа дознания и начальника подразделения дознания отчасти совпадает и заключается в осуществлении ведомственного процессуального контроля за деятельностью подчиненных дознавателей. Однако компетенция начальника органа дознания существенно шире, нежели компетенция начальника подразделения дознания. Начальник органа дознания обладает рядом полномочий, которые отнесены к его исключительной компетенции и выходят за рамки компетенции начальника подразделения дознания (например, продление срока проверки сообщения о преступлении 3 до 10 суток, утверждение обвинительного акта (обвинительного постановления) перед направлением уголовного дела прокурору).

    Кроме того, если полномочия начальника подразделения дознания распространяются только на сотрудников данного специализированного подразделения, то полномочия начальника органа дознания - на всех сотрудников органа дознания (таможенного органа), включая специализированное подразделение дознания. При этом в силу ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ по отношению к дознавателям, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, т.е. не являющимся по должности штатными дознавателями, он обладает и полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными ст. 40.1 УПК РФ, и полномочиями начальника органа дознания, указанными в ст. 40.2 УПК РФ. Тогда как по отношению к сотрудникам специализированных подразделений дознания (штатным дознавателям) начальник органа дознания пользуется полномочиями, предусмотренными только ст. 40.2 УПК РФ, а процессуальные полномочия, предусмотренные ст. 40.1 УПК РФ, реализует начальник подразделения дознания.