Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 94 УПК РФ
Статья 94 УПК РФ. Основания освобождения подозреваемого (действующая редакция)
1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.
3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 94 УПК РФ
Судебная практика по статье 94 УПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 32-О11-43СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Авторством осужденных, написаны в отсутствие защитников, чье присутствие обязательно по данной категории головных дел. В ходе процесса, стороной обвинения были оглашены так же показания осужденного Киселева А.П., полученные в результате нарушения ч. 2 ст. 94 УПК, так как по истечению 48 часов после задержания в порядке ст. 91, 92; к Киселеву А.П. судом не была применена мера пресечения, и он содержался под стражей в нарушение норм Конституции РФ и УПК - незаконно. В этот же период незаконного содержания, были получены показания Киселева А.П которые в последующем были оглашены присяжным заседателям, и которые, по мнению защиты не могут быть использованы в процессе как доказательства...
-
Решение Верховного суда: Определение N 75-О10-6, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Только 19 августа 2009 года (т. 1, л.д. 1,2) и в этот же день в 16 часов 04 минуты был составлен протокол о его задержании в качестве подозреваемого по уголовному делу (т. 1, л.д. 187-190), поскольку, по смыслу ст. 20 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 46, 91, 92, 94 УПК РФ, срок содержания под стражей лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, подлежит исчислению с момента фактического его задержания. Исходя из изложенного...
- Решение Верховного суда: Определение N 72-АПУ15-41, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Порядок. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
Основания: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Освобождение. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
Продление сроков задержания. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.
Понятие и виды мер пресечения, их характеристика.
Меры пресечения – это меры уголовно-процес–суального принуждения, применяемые при нали–чии оснований и в порядке, установленном зако–ном, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исклю–чительных случаях – к подозреваемому, с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать производству по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.
Виды:1) подписка о невыезде;
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:
1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;
2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;
3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
2) личное поручительство;
Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.
Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.
В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном статьей 118 УПК.
3) наблюдение командования воинской части;
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 УПК. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.
Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.
В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного статьей 102 настоящего Кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.
При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.
К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, предусмотренные ч.4 ст. 103 УПК.
5) залог;
Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Залог в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если последнее поступит. Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
6) домашний арест;
Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.
Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
7) заключение под стражу
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 настоящего Кодекса. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Заключение под стражу как мера пресечения: понятие, порядок основания избрания и отмены.
Заключение под стражу - мера пресечения, которая применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
Основания: - лицо может скрыться от органов предварительного расследования и/или суда;
Лицо может препятствовать производству по уголовному делу в виде давления на свидетелей и потерпевших, уничтожения или фальсификации доказательств, иных действий;
Лицо может продолжить заниматься преступной деятельностью;
Для обеспечения исполнения приговора с момента провозглашения приговора до его вступления в законную силу.
Порядок:
1) Ходатайство прокурора, следователя, дознавателя:
· Оформляется постановлением о возбуждении ходатайства.
· приводятся мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения
· К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.
· Если ходатайство возбуждается в отношении задержанного подозреваемого, то постановление и протокол задержания должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.
2) Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого, обвиняемого, прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд.
3) Задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание конвоем. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, следователь, дознаватель.
4) Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.
5) В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности.
6) Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
7) Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
· об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
· об отказе в удовлетворении ходатайства;
· о продлении срока задержания. Это допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
8) Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому, обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.
9) Повторное обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость домашнего ареста.
10) Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников подозреваемого, обвиняемого, командование воинской части арестованного военнослужащего, органы, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением ограничений (описанная процедура действует с 1 января 2004 г.).
11) Если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение близких родственников, родственников или других лиц, либо помещению в детские или социальные учреждения. Следователь, дознаватель принимают также меры к обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного или заключенного под стражу. О принятых мерах следователь, дознаватель уведомляют подозреваемого, обвиняемого (ст. 160 УПК)
12) Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения.
13) Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем черезтрое суток со дня их поступления (ст. 108 УПК). Это решение может быть обжаловано в порядке надзора.
Отмена. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, уголовное дело прекращено или по нему постановлен оправдательный приговор; Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).
Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Основания задержания:
Лицо может быть задержано только по подозрению в совершении такого преступления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо
- пыталось скрыться, либо
- не имеет постоянного места жительства, либо
- не установлена его личность, либо
- если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Иные данные" - фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:
- показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
- показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках;
- результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
- материалы ревизий, инвентаризаций;
- сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.
Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основания для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.
Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из условий (например, лицо не имеет постоянного места жительства), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процессуальное задержание недопустимо.
Замечание
Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.
Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания или к следователю.
Право уголовно-процессуального задержания в порядке, установленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.
Если лицо было задержано непосредственно при совершении преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после доставления такого подозреваемого в орган дознания или к следователю должны быть вынесены постановление о возбуждении уголовного дела (при наличии соответствующих оснований) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уголовно-процессуальному задержанию.
Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида - это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроизводство . Закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие необходимость задержания в данном конкретном случае.
Мотивами задержания могут быть:
- пресечение преступного деяния;
- предотвращение совершения новых преступлений;
- лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
- установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
- своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления.
Срок задержания
Важность четкого определения момента фактического задержания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ конституционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализацию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).
Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исключением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисления сроков требуется учитывать день, час и минуту фактического задержания.
УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного.
Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.
Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо должно быть доставлено в орган дознания или к следователю. Представляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления должен быть доставлен в орган дознания или к следователю в течение разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часового срока является основанием для освобождения подозреваемого (ч. 2 ст. 94 УПК).
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, например, в случае задержания лица при совершении преступления).
В протоколе задержания указывается как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим.
В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).
В течение 12 часов с момента фактического задержания дознаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):
- прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
- кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
- командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
- секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию - при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ».
Основания и порядок освобождения задержанного
Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК. По постановлению дознавателя или следователя подозреваемый подлежит освобождению, если:
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.
3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Комментарии к ст. 94 УПК РФ
1. Основаниями освобождения подозреваемых из-под стражи являются:
1) судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом (об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о признании задержания незаконным или необоснованным);
2) постановление следователя (дознавателя и др.) об освобождении задержанного;
3) постановление начальника места содержания подозреваемого или постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока задержания.
2. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания подозреваемого по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя (дознавателя и др.) немедленно.
3. Начальник места содержания подозреваемого обязан письменно уведомить следователя (дознавателя и др.), в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающего прокурора об истечении срока содержания под стражей обвиняемого (подозреваемого) так, чтобы не позднее чем за 24 часа до момента завершения действия постановления следователя (дознавателя и др.), явившегося основанием помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, следователь (дознаватель и др.) получил настоящее уведомление.
4. Если по истечении десяти (тридцати) суток с момента задержания на основании ст. ст. 91 и 92 УПК подозреваемого соответствующее решение о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, об освобождении подозреваемого не поступило, начальник места содержания подозреваемого немедленно освобождает его своим постановлением.
5. Подозреваемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие (ст. ст. 49, 50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
6. См. также комментарий к ст. ст. 91, 92, 97 - 100, 108, 123 - 126 УПК.
- Понятие и назначение уголовного судопроизводства
- Понятие и сущность уголовного процесса
- Назначение уголовного судопроизводства
- Стадии уголовного судопроизводства
- Исторические типы (формы) уголовного процесса
- Уголовно-процессуальное законодательство
- Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
- Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Общая характеристика и структура УПК РФ
- Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
- Уголовно-процессуальное право
- Понятие и значение уголовно-процессуального права
- Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
- Уголовно-процессуальные правоотношения
- Процессуальная форма
- Уголовно-процессуальные документы
- Процессуально-правовые гарантии
- Уголовно-процессуальные функции
- Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
- Уголовно-процессуальное право и нормы морали
- Принципы уголовного судопроизводства
- Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
- Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
- Участники уголовного судопроизводства
- Суд, судья, их процессуальные полномочия
- Подсудность уголовных дел и ее виды
- Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Прокурор в уголовном процессе
- Следователь в уголовном процессе
- Руководитель следственного органа
- Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
- Потерпевший в уголовном процессе
- Частный обвинитель в уголовном процессе
- Гражданский истец в уголовном процессе
- Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
- Подозреваемый в уголовном процессе
- Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
- Защитник в уголовном процессе
- Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
- Свидетель в уголовном процессе
- Эксперт в уголовном процессе
- Специалист в уголовном процессе
- Переводчик в уголовном процессе
- Понятой в уголовном процессе
- Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
- Классификация доказательств
- Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
- Предмет и пределы доказывания
- Процесс доказывания и его цель
- Общая характеристика показаний как вида доказательств
- Заключение и показания эксперта
- Заключение и показания специалиста
- Вещественные доказательства
- Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
- Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
- Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
- Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
- Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
- Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
- Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
- Судебный порядок рассмотрения жалоб
- Сроки в уголовном процессе
- Процессуальные издержки и их виды
- Взыскание процессуальных издержек
- Общая характеристика института реабилитации
- Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
- Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
- Понятие и значение возбуждения уголовного дела
- Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
- Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
- Отказ в возбуждении уголовного дела
- Понятие, значение и формы предварительного расследования
- Общие условия предварительного расследования
- Иные условия предварительного расследования
- Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
- Субъекты предварительного следствия
- Общие правила производства следственных действий
- Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
- Протокол следственного действия и его значение
- Порядок и сроки дознания по уголовным делам
- Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
- Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
- Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
- Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
- Допрос в качестве обвиняемого
- Осмотр и личный обыск
- Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
- Контроль и запись телефонных и иных переговоров
- Допрос
- Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
- Производство судебной экспертизы
- Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
- Действия следователя после приостановления предварительного следствия
- Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- Постановление о прекращении уголовного дела
- Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
- Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
- Обвинительное заключение
- Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
- Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
- Общий порядок подготовки к судебному заседанию
- Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
- Основания и порядок проведения предварительного слушания
- Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
- Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
- Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
- Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
- Протокол судебного заседания
- Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
- Понятие, сущность, значение и виды приговора
- Требования, предъявляемые к приговору
- Порядок постановления приговора
- Структура и содержание приговора
- Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
- Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
- Особенности производства дел у мирового судьи
- Судебное разбирательство у мирового судьи
- Общие условия производства в суде присяжных
- Особенности подготовки к судебному заседанию
- Подготовительная часть судебного разбирательства
- Особенности судебного следствия
- Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
- Напутственное слово председательствующего
- Вынесение вердикта судом присяжных
- Обсуждение последствий вердикта
- Постановление приговора и принятие иных решений
- Понятие и общая характеристика апелляционного производства
- Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
- Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
- Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
- Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
- Понятие и значение кассационного производства
- Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
- Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
- Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
- Понятие и сущность стадий исполнения приговора
- Вступление судебного решения в законную силу
- Порядок обращения к исполнению судебного решения
- Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
- Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
- Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
- Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
- Характеристика надзорного производства
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
- Решения суда надзорной инстанции
- Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
- Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
- Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
- Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
- Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
- Судебное разбирательство
- Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
- Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
- Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
- Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
- Процедура судебного разбирательства
- Особенности имущественной ответственности
- Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
- Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
- Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
- Особенности досудебного и судебного производства
- Применение норм международного права в уголовном процессе
- Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
- Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
- Передача выдаваемого лица
- Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
- Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
- Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
- Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
- Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
В п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого определяется как «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания. дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Основания и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК.
Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований :
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
- пыталось скрыться;
- не имеет постоянного места жительства;
- не установлена его личность;
- следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
УПК усилил требования к дознавателю, следователю, прокурору в плане защиты прав подозреваемого, в том числе и относительно срока задержания. В частности, срок задержания сократился с 72 ч до 48 ч (т.е. с 3 до 2 сут). Сообщение прокурору о произведенном задержании должно быть направлено в течение 12 ч с момента задержания (вместо 24 ч в прежнем УПК).
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента:
- вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
- фактического задержания.
Безусловно, такие требования должны побудить органы расследования проверять причастность лица к совершению преступления в максимально короткие сроки.
Необходимо различать задержание за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, и задержание за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом в соответствии с КоАП (ст. 27.5) задержание в административном порядке допускается на время до трех часов, за исключением отдельных случаев.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч. Срок административного задержания лица в отличие от задержания в соответствии с УПК исчисляется с момента доставления в соответствующий орган - например, в помещение органа внутренних дел.
УПК в ст. 5 (п. 15) ввел новый термин - «момент фактического задержания», определив его как момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Данный термин в УПК РСФСР не использовался, однако судебно-следственной практике он был известен. К сожалению, в силу некоторых объективных и субъективных причин в ряде случаев орган дознания или следователь, фактически задержав подозреваемого, протокол задержания оформлял позже. После доставления подозреваемого в орган дознания с ним проводились беседы, отбиралось объяснение и т.п. Если подозреваемого доставили вечером, то он мог быть оставлен в милиции до утра по так называемому рапорту либо оформлен как лицо, совершившее административное правонарушение».
Все эти незаконные «хитрости» (фактически речь идет о грубейшем нарушении прав человека) в основном характерны для работы уголовного розыска, но зачастую они совершаются с ведома или молчаливого согласия следователя. Поэтому нередко во время судебного разбирательства на вопрос о дате и времени своего задержания подсудимый дает ответ, который не совпадает с официальным протоколом задержания.
И нередко разница между фактическим задержанием и датой, временем задержания по официальному протоколу составляет от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому важная обязанность следователя - правильно и в соответствии с фактическими обстоятельствами составить протокол задержания. В соответствии со ст. 92 УПК протокол задержания должен быть составлен не позднее трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК, о чем делается отметка в протоколе задержания.
В протоколе задержания должны быть указаны дата и время
- составления протокола;
- задержания подозреваемого.
Необходимо обратить внимание и на ст. 95 УПК о порядке содержания подозреваемых под стражей. В ч. 2 этой статьи установлено. что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда в производстве которых находится уголовное дело. Очевидно, при этом речь идет о письменном разрешении, иначе эта норма теряет смысл.
Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя в следующих случаях.
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.
По истечению 48 ч. с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложат окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК. В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч. для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Ходатайство об отложении принятия решения могут заявить стороны, т.е. сторона обвинения (уголовного преследования) и сторона защиты от обвинения. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.
Следовательно, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем составляет 48 ч, а суд может отложить принятие решения еще до 72 ч. с продлением срока задержания, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 сут.