Определение что такое локальная система оповещения. Объектовая система оповещения

Здравствуйте, друзья, сегодня я предлагаю поговорить про обслуживание локальной системы оповещения на наших с вами объектах. Работающая СОУЭ на объекте — одна из составляющих безопасной и быстрой эвакуации. Согласны?

Такие сложные системы должны быть на всех промышленных объектах, инженерных сооружениях, где в случае аварии, нарушения технологического процесса возможно химическое, радиационное заражение или затопление прилегающей местности.

Для оперативного информирования как персонала потенциально опасных предприятий, организаций, так и населения локальные системы необходимо не только разработать, смонтировать, но и поддерживать в работоспособном состоянии в дальнейшем.

Ответственность за то, что на опасном производстве обязательно должна быть исправная ЛСО , возложена на руководителя. Кстати, административный штраф на юридических лиц за такое правонарушение – до 100 тыс. р.

Чтобы проводить работы по проектированию, монтажу, последующему обслуживанию ЛСО никаких лицензий, как ни странно, не требуется. Поэтому на практике:

  1. Работы выполняются инженерными службами предприятия (связисты, электрики, IT-специалисты).
  2. Специализированными организациями, имеющими лицензию МЧС на право монтажа, обслуживания СОУЭ, достаточный опыт по созданию систем тревожного оповещения.

Второй путь более дорогой, но многие руководители предпочитают поручить это достаточно сложное в организационно-техническом плане мероприятие сторонним организациям. Такие договорные отношения снимают большую часть забот и ответственности. Подтверждение этому ежегодные извещения на открытых аукционах, запросы котировок на выполнение работ по техобслуживанию ЛСО от многих предприятий, организаций на весьма немалые суммы.

Этапы, виды работ

По большому счету обслуживание ЛСО мало чем отличается от плановых работ по поддержанию в работоспособном состоянии СОУЭ . Какие этапы обязательны при этом:


Виды технического обслуживания

Непосредственные виды работ по обслуживанию локальной системы:

  • ЕТО – ежедневное обслуживание. Визуальный контроль наличия, целостности, работоспособности приборов, оборудования, блоков питания ЛСО, отсутствия замечаний в журналах дежурных смен предприятия. О проведении необходима отметка в журнале (книге) учета ТС системы.
  • ТО-1. Выполняется 1 раз/месяц. Детальный осмотр, чистка, смазка, регулировка оборудования согласно технических паспортов, доукомплектование ЗИП в случае необходимости. Результаты ТО-1 заносятся в журнал учета.
  • ТО-2. Выполняется 1 раз/год. Включают ТО-1, а также измерение контрольных характеристик основного оборудования на соответствие данным технической документации, проверка и замена неисправного оборудования. Проверка регулярности, правильности ведения журнала учета состояния ЛСО. Результаты ТО-2 заносятся в журнал учета, технические паспорта оборудования.

В журнал учета ТС необходимо вносить:

  • Точное время работы ЛСО, перерывы в эксплуатации и их причины.
  • Время выполнения работ по ЕТО, ТО-1, 2, должности специалистов, проводивших работы; перечень неисправностей, работ по ремонту, регулировке оборудования.
  • Результаты проверки работоспособности, качества обслуживания системы оповещения руководством предприятия, закрепленными приказом должностными лицами.

Даже нескрупулезное выполнение основных пунктов работ по регулярному обслуживанию ЛСО позволит спокойно эксплуатировать ее долгие годы.

В соответствии с планами органов ГО в ходе проверки территориальных систем оповещения выборочно проверяются ЛСО на потенциально опасных объектах. Как правило, именно в ходе таких мероприятий выявляются различные неполадки в работе ЛСО, ошибки при ведении текущей документации, которые должны стать причиной составления плана неотложных работ по их устранению.

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

К таким объектам отнесены, в первую очередь, атомные станции, химически опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления.

Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возлагается на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

На МЧС России возложена функция контроля за созданием и состоянием локальных систем оповещения.

При возникновении чрезвычайной ситуации на потенциально опасном объекте оперативность задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения населения может оказаться недостаточной. К тому же в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок вокруг потенциально опасного объекта, поэтому оповещать придется целый район или город, но со значительной задержкой во времени.

Поэтому гораздо более эффективной является организация оповещения населения, проживающего вблизи опасного объекта, непосредственно дежурным диспетчером предприятия.

Установлены следующие зоны действия локальных систем оповещения:

в районах размещения ядерно- и радиационноопасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

в районах размещения химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем!» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения данного объекта.

Для сокращения времени доведения информации об аварии практически везде между дежурными службами потенциально опасных объектов и оперативными дежурными местных органов управления ГОЧС организованы прямые телефонные линии связи, которые, в ряде случаев, продублированы и каналами радиосвязи, что позволяет повысить надежность оповещения и сократить время на передачу информации в случае возникновения аварии.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов, которые в одиночку часто просто не могут профинансировать создание отдельной локальной системы.

Решение вопросов финансирования в настоящее время является основным при создании локальных систем оповещения. В постановлении правительства по созданию локальных систем оповещения отдельно раскрывается вопрос финансирования их строительства. При строительстве новых потенциально опасных объектов это финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов. На действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, финансирование осуществляется за счет собственных средств этих объектов, а находящихся на бюджетном финансировании -- за счет средств соответствующих бюджетов.

В локальных системах оповещения находят применение в основном те же средства, что и в системах оповещения территориального и местного уровней - электрические сирены, уличные громкоговорители и сети проводного вещания.

Техническое обслуживание системы оповещения - это очень важная услуга, которая пользуется все большим спросом. Специалисты нашей компании в оговоренные сроки приезжают на указанный объект, после чего изучают все особенности работы СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией), выявляют и устраняют неполадки. Если все хорошо, то подобная работа может быть выполнена достаточно быстро, в противном случае специалисты задержатся, чтобы исправить недочеты.

Профессиональное техническое обслуживание СОУЭ позволяет своевременно предупредить всех сотрудников организации о появившемся очаге возгорания. К тому же современные устройства помогают проконтролировать процесс эвакуации людей.

Особенности проведения работ по обслуживанию

Техническое обслуживание локальной системы оповещения имеет ряд особенностей. Основные задачи, которые стоят перед нашими специалистами можно разделить на 5 пунктов:

  • изучение компонентов оповещения и предотвращение их скорейшего износа;
  • рассмотрение электрических параметров и восстановление нормативов;
  • дефекты и неисправности изучаются и устраняются;
  • настройка и повышение эффективности работы оповещения;
  • замена либо ремонт вышедших из строя элементов.

Если обслуживание системы оповещения произведено грамотно, то можно не опасаться ее выхода из строя в ближайшее время. Мы выполняем взятую работу на совесть, чтобы в экстренной ситуации вы могли положиться на СОУЭ и чувствовать себя в максимальной безопасности.

Техническое обслуживание СОУЭ может быть выполнено двумя способами:

  1. Базовое. Осуществляется раз в месяц. Специалисты визуально осматривают все узлы, удаляют следы грязи, пыли и коррозии. В самом конце диагностируется ПО, блоки питания и протяжка контактов.
  2. Углубленное. Осуществляется раз в квартал. В состав работы входят все действия из базового уровня, а также более глубокая проверка функционирования системы в сочетании с имеющейся инженерной инфраструктурой всей постройки.

Отдельного внимания заслуживают такие пункты, как измерение сопротивления изоляции электроцепей (раз в 3 года) и замена аккумуляторов (раз в 5 лет).

Этапы обслуживания

Всего принято выделять 4 этапа технического обслуживания локальной системы оповещения:

  • визуальный осмотр СОУЭ на предмет надежности, целостности пломб, наличие дефектов, повреждений и других нюансов;
  • проверка работоспособности;
  • чистка всех подвижных элементов СОУЭ и устранение засоров на открытых участках;
  • выявление поломок и их скорейшее устранение, чтобы дальнейшая работа СОУЭ осуществлялась без происшествий.

Если же требуется более глубокое обслуживание систем оповещения, то СОУЭ проверяется на соответствие технических показателей паспортным данным, осматривается оборудование на предмет сбоев и неполадок, и подписываются соответствующие документы.

Если во время технического обслуживания СОУЭ были выявлены даже небольшие неполадки, то специалистам предстоит выполнить комплекс работ. Всего существует 3 варианта:

  • текущий включает небольшое вмешательство в работу системы и замену отдельно взятых элементов;
  • средний ремонт подразумевает разборку СОУЭ, замену механизмов, а потом сборку всей конструкции обратно;
  • капитальный нужен тогда, когда система уже не функционирует, а ремонт может быть дорогостоящим и продолжительным.

Заказ технического обслуживания системы безопасности в Москве в нашей компании позволит вам оставаться уверенными в исправности противопожарных конструкций в любой ситуации. Опытные специалисты и профессиональное оборудование помогают добиваться необходимых результатов по техническому обслуживанию зданий в сжатые сроки.

Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.

  • население;
  • должностные лица;
  • органы управления;
  • силы ГО.

Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

  • сирены;
  • громкоговорители;
  • репродукторы;
  • телефоны;
  • подвижные средства.

Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  1. Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  2. Локальные (ЛСО).
  3. Объектовые (ОСО).
  4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • GSM;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

Системы оповещения объектового уровня подразделяются на локальные системы оповещения (ЛСО), создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных электростанций, химически опасных объектов и гидроэлектростанций), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным. Системы этого уровня обеспечивают оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта .

Оповещение обеспечивается радиотрансляционной и телефонной сетями объекта, наружными и цеховыми электрическими сиренами. Управление системой оповещения осуществляет диспетчерская служба объекта. Рабочее место диспетчера оборудовано оконечными компонентами аппаратуры оповещения системы оповещения муниципального или территориального уровней, а также устройствами управления локальной системой оповещения.

Локальная система оповещения обеспечивает мониторинг параметров внешней среды, сбор информации о ЧС, предварительную обработку, отображение, производство необходимых расчетов и последующую передачу информации на вышестоящие уровни системы РСЧС. Информация автоматически отображается на экранах мониторов пультов дежурной службы, далее система производит автоматический анализ ситуации с целью выработки прогноза развития ситуации и автоматического оповещения населения территории, которая может быть подвергнута заражению АХОВ, автоматического оповещения персонала предприятий об опасности и выдачи рекомендаций по предотвращению поражения, автоматического оповещения сил и средств ГО и ЧС на необходимых уровнях в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вся информация в реальном масштабе времени отображается на картах местности на экранах автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера предприятия. ЛСО также обеспечивает автоматическое управление включением электросирен, выдачи соответствующих возникшей ситуации голосовых сообщений и команд по системе громкоговорящей связи и по телефонам должностных лиц.

В соответствии с требованиями руководящих документов, предусмотрено формирование запасного пункта управления (ЗПУ) для обеспечении управления при невозможности нахождения персонала на основном пункте управления.

Проектирование и построение локальных систем оповещения должно проводиться в соответствии с рекомендациями . В качестве примера приведем схему (рис. 3.3) и перечислим типовые мероприятия по организационно-техническому построению локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС):



Ø В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта РФ;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ, города (городского района).

Ø На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

Ø На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

Ø В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании. Управление ЛСО организуется от диспетчерских служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

Положения методических рекомендаций могут быть применены и при создании систем оповещения объектов экономики, не отнесенных к потенциально опасным, хотя в этом случае применение аппаратуры П-166 не является обязательным требованием. При построении системы оповещения такого объекта возможно применение других комплексов и средств, обеспечивающих задачи оповещения и информирования персонала объекта.