Ограничение конкуренции требованиями 44 фз. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции в закупках: что это

Конкуренция - это некое соперничество между участниками одного рынка.

Действия по ограничению конкуренции относительно торгов могут считаться:

Основными отличиями ограниченной конкуренции в закупках являются следующие составляющие:
  • направленность на итоговый результат закупок;
  • присутствие договоренности

Хотите избежать незаконного ограничения конкуренции при участии в торгах?

Специалисты нашего "Центра" оказывают комплексное сопровождение при участии в торгах и тендерах на всех этапах!

3. Штраф за ограничение прав конкуренции

За нарушение требований установленных законодательством при проведении закупочных процедур может быть назначено наказание на основании ст 14.9 КоАП России. В соответствии с данной статьей предусматривается назначение ответственности за ограничение конкуренции со стороны органов власти. В качестве представителей органов может выступать госзаказчик.

При выявлении данного ода нарушений должностное лицо должно будет выплатить штраф в размере до 50 тыс руб. При выявлении повторного нарушения будет выдвинуто более сложное наказание, должностное лицо будет дисквалифицировано от закупок до 3 лет.

Вы столкнулись с незаконным ограничением конкуренциии?

Мы можем помочь в подготовке и подаче жалобы в ФАС!

4. Ответственность за ограничение конкуренции в торгах

Ответственность за ограничение конкуренции применяется в соответствии со ст 14.32 КоАП России. При обнаружении картельного сговора будет назначаться штраф, который будет составлять взимания половины начальной цены торгов, то есть он будет составлять не меньше 100 тыс руб.

5. Жалоба ограничения конкуренции

Если имеются претензии, которые относятся к закупочной документации. Жалоба может подаваться до завершения подачи заявок на участия. А срок рассмотрения будет зависеть от содержания претензии, их содержания.

При наличии претензий по поводу общей процедуры определения поставщика, то в этом случае в необходимо будет обратиться до момента, когда будет заключен контракт.

Если же контракт заключен, то с жалобой необходимо обращаться в суд. Жалоба может иметь как электронную форму, так и бумажный вид. Жалоба обязательно должна содержать:

  • сведения о заказчике
  • реквизиты и адрес
  • информацию от лица, который обращается, его ФИО, адрес, место проживания
  • сведения о закупочной процедуре
  • суть претензии
  • список документов, которые будут выступать подтверждением найденных нарушений.
Если в течение двух дней не произошло отклонение жалобы, то можно считать, что его начали рассматривать

Жалоба может отклоняться, то в случаях ее анонимности и не соответствия закона, а также, если у нее закончен срок действия.

6. Видео-инструкция признаки незаконного ограничения конкуренции

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

В статье мы собрали обзор судебной практики и практики ФАС за 2015 год об установлении в закупочной документации конкретных требований к товару. Как грамотно составлять закупочную документацию заказчикам и на что обращать внимание поставщикам, чтобы не попасть в РНП? Смотрите видеосовет с адвокатом, имеющим опыт активной практики в госзакупках более 15 лет.

Заказчики не имеют права устанавливать в закупочной документации конкретные требования к функциональным характеристикам и потребительским свойствам товара, к его размерам, упаковке и иным показателям, индивидуализирующим товар. Однако существуют исключительные случаи, когда без индивидуализации товара не обойтись. Поставщики же часто в таких ситуациях бунтуют и, либо жалуются в ФАС, либо заключают контракт и поставляют не тот товар, что указан в документации. Рассмотрим как сложилась судебная практика и практика ФАС по этим вопросам.

Онлайн-курс в Школе электронных торгов « ». Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта.

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ

Решение ФАС России от 04.09.2015 по делу № К-1080/15

Обстоятельства дела: Заказчик установил конкретные требования к функциональным характеристикам закупаемого товара. По мнению одного из участников, который обратился с жалобой, им соответствует оборудование только одного конкретного производителя.

Вывод и обоснование:

Характеризуя объект закупки, заказчик указал в Техническом задании: «Данные должны храниться в виде проекций. В процессе эксплуатации системы для пользователя должна быть предусмотрена возможность создавать собственные проекции, задавая произвольно для каждой проекции правила сортировки и сегментации данных. Должно быть предусмотрено упрощение создания новых проекций».

Согласно доводу жалобы одного из участников, функция хранения данных в виде «проекций», является уникальной технологией программного обеспечения Vertica, запатентованного компанией Hewlett-Packard.

На заседании Заказчик пояснил, что под термином «проекция» в документации имеется в виду всем известное и подходящее для описания требуемой технологии понятие, которое используется несколькими производителями: материализированное представление данных, подготавливаемое с целью повышения производительности выполнения запросов к базе данных при больших объемах хранимой информации. Данная технология не является уникальной и используется многими производителями в своих продуктах системы управления базами данных, например, компанией Oracle или Postgres. Термин «проекция» использован в документации как более понятный и подходящий для описания технологии, т.к. согласно требованиям к комплексу системы управления базы данных должна быть колоночной, а операция «projection» в результате дает набор колонок, по сравнению с операцией «selection», выдающий набор строк.

Вместе с тем, участником — заявителем жалобы не предоставлено доказательств, подтверждающих установление заказчиком в документации требований к техническим характеристикам программного обеспечения, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Закупка медицинского оборудования и лекарств по 44-ФЗ

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2015 № Ф01-2510/2015 по делу № А11-8121/2014

Обстоятельства дела: Заказчик указал в документации конкретные требования к характеристикам стерилизатора. Антимонопольный орган установил, что этим требованиям соответствует единственная модель медицинского оборудования. Действия заказчика признаны ограничивающими конкуренцию.

Заказчик обратился в суд.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Предметом аукциона являлась поставка товара, а не его изготовление. Участником закупки, помимо производителя оборудования, могло выступить любое другое лицо. Отсутствие у заинтересованного лица возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.

Действия заказчика обусловлены существующей потребностью, связанной с осуществлением основной деятельности.

Решение антимонопольного органа признано незаконным.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2015 № Ф08-5244/2015 по делу № А20-4177/2014

Обстоятельства дела: больница в аукционной документации установила требования к лекарственному препарату с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности — расфасовка во флаконах определенной дозировки. Один из участников заявил об ограничении конкуренции.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности.

Заказчик, установив необходимые ему требования к товару, действовал в соответствии со ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Определение в аукционной документации требований к лекарственному препарату, необходимому больнице, с учетом специфики его использования при лечении не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Кроме того, в государственном реестре производителей препарата, выпускающих его во флаконах, зарегистрированы два производителя; на участие в аукционе подано семь заявок, в которых поставщики предлагали поставить препарат во флаконах.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2015 № Ф04-16822/2015 по делу № А46-7856/2014

Обстоятельства дела: Заказчик включил в документацию об аукционе конкретные требования к показателям товара — судовые агрегаты. Участник счел, что установление таких требований приводит к ограничению количества участников закупки. Антимонопольный орган признал действия заказчика правомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические, качественные и при необходимости эксплуатационные характеристики объекта закупки.

В аукционной документации приведены такие характеристики и установлено условие о возможности поставки эквивалентного товара. Заказчик представил письма производителя о том, что эксклюзивных соглашений на продажу товара заключено не было. Продажа данных агрегатов производится многими компаниями без каких-либо ограничений.

Участник не представил доказательств того, что у него отсутствовала возможность произвести или приобрести товар, соответствующий названным характеристикам.

Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-12178/2015 по делу № А40-202702/14

Обстоятельства дела: Заказчик установил в документации избыточные, по мнению участника, характеристики к закупаемому товару — самоспасатель). Антимонопольный орган признал действия заказчика ограничивающими круг участников закупки.

Вывод и обоснование суда: действия заказчика правомерны.

Требования заказчика к закупаемому товару соответствуют нормам законодательства, в частности положениям ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Все конкретные требования заказчика обусловлены его потребностями.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2015 № Ф09-1427/15 по делу № А07-9320/2014

Обстоятельства дела: Заказчик в аукционной документации установил конкретные требования к потребительским свойствам белковой смеси. По мнению участника, действия заказчика ограничивают конкуренцию, поскольку требуемые значения показателей являются нестандартными и относятся только к одному виду продукции. Антимонопольный орган счел действия заказчика неправомерными, так как он не обосновал использование иных показателей по сравнению с предусмотренными в ГОСТе.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Заказчик вправе установить значения показателей товара не в широких диапазонах, предусмотренных ГОСТом, а исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и утвержденных расчетов в отношении взаимозаменяемых по своему химическому составу продуктов. Значения показателей являются стандартными, поскольку находятся в пределах, установленных в ГОСТе. Следовательно, их обоснование в документации об аукционе не требуется. Кроме того, реализацией товара с указанными характеристиками занимаются несколько организаций.

Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2015 по делу № А40-91120/2015

Обстоятельства дела: В аукционной документации установлено требование о том, что необходимо поставить товар конкретной модели или его эквивалент. По мнению участника, такое условие влечет ограничение количества участников закупки, поскольку эквивалент для требуемого товара отсутствует. Антимонопольный орган признал действия заказчика правомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Требованиям заказчика соответствует продукция нескольких производителей, что подтверждается их письмами в адрес заказчика. Тот факт, что данные организации не подали заявки на участие в аукционе, не указывает на неправомерность действий заказчика.

Рассмотрев эти решения можно сформулировать важный вывод:

  • требования к объекту закупки, приведенные в документации о торгах, должны быть обоснованы объективными потребностями заказчика;
  • важный показатель отсутствия ограничения конкуренции — ссылка на информацию от различных производителей, заявки, поданные несколькими участниками;
  • выявление аналогичности (эквивалентности) товара нескольких производителей товара, являющемуся предметом контракта, свидетельствует о том, что закупка оформлена правильно;
  • наличие запросов от участников размещения заказов о разъяснении положений документации о торгах — важный фактор, используемый при рассмотрении дела, и действующий в пользу заказчика.

При наличии вышеуказанных обстоятельств право заказчика устанавливать индивидуализирующие характеристики предмета закупки обосновано, правомерно и соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Законодатель установил запреты на ограничение конкуренции. Любой добропорядочный участник оборота товаров, работ или услуг должен вести деятельность на справедливых условиях, чтобы не причинить своими действиями ущерб другим лицам.

Поэтому важно понимать, что признается нарушением правил, какими принципами следует руководствоваться, чтобы избежать ответственности.

Суть конкуренции и способы ее ограничения

Конкуренция играет важную роль на рынке. С одной стороны, она препятствует необоснованному росту цен, стимулирует производителей и продавцов создавать и продвигать качественные продукты. С другой, – чрезмерное соперничество не дает новым участникам попасть на рынок из-за недобросовестных действий монополистов.

В России действуют три основных акта, которые защищают и развивают естественное соперничество между участниками торгового оборота:

  • закон о защите конкуренции от 26.07.2006 года № 135-ФЗ ;
  • закон о контрактной системе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ ;
  • закон о закупках отдельными видами юридических лиц от 18.07.2011 года № 223-ФЗ .

Суть конкуренции состоит в том, что компании и предприниматели соперничают между собой на рынке, совершают разрешенные законодателем действия в целях сдерживания возможностей других участников продвигать свой товар (). То есть, при наличии борьбы за клиента, на рынке нет участников, которые занимают доминирующее положение. Цены и другие условия обмена ценностями и другими благами складываются свободно, без влияния монополий.

Факт ограничения конкуренции можно установить по следующим признакам:

  • количество субъектов предпринимателей на рынке уменьшилось;
  • цены на товары выросли или снизились не зависимо от экономических условий и сложившейся ситуации на рынке;
  • часть участников действует не самостоятельно и в своих решениях зависит от контрагентов;
  • группа лиц договорилась между собой об общих условиях продажи товаров и правилах поведения на рынке;
  • присутствуют другие обстоятельства, которые дают возможность небольшой группе компаний создавать свои условия продвижения товаров на рынке;
  • государственные органы и местные власти ввели в действие требования к товарам и участникам оборота, которые противоречат законодательству РФ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Законодатель не дает четких признаков, позволяющих отличить добросовестную и недобросовестную конкуренцию. В перечисляется, что запрещено делать участникам рынка. Какие действия разрешены, отдельно не раскрывается.

В общем можно сказать, что добросовестное соперничество основывается на требованиях нормативных актов, недобросовестное – ведется во вред контрагентам.

При добросовестной конкуренции продавец:


Закон о госзакупках №44-ФЗ

Глава 14 КоАП содержит наказание в виде штрафа за:

  • заключение антиконкурентных соглашений;
  • злоупотребление доминирующим положением;
  • нарушение законодательства о торгах;
  • манипулирование ценами;
  • недобросовестную конкуренцию;
  • нарушение правил на розничных рынках.

Сумма штрафов колеблется в диапазоне от 10 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения или без нее.

В качестве меры административной ответственности применяется дисквалификация. То есть нарушитель не может занимать должности в государственной системе, входит в совет директоров компаний, управлять фирмой и т.д.

Законодательство о контрактной системе дает возможность признать результаты проведенных торгов недействительными в случае, если они повлекли необоснованное ограничение количества участников . В таком случае предписывается провести всю процедуру заново с исполнением требований закона.

Особые ограничения

В процессе проведения закупки для государственных нужд заказчики могут составлять техническое задание под конкретного поставщика, вводить специальные требования, которые необоснованно ограничивают количество участников.

Также в самом проекте контракта часто предусматриваются необоснованные сроки поставки или выполнения работ и услуг, которые могут соблюсти лишь немногие контрагенты.

Часто заказчики злоупотребляют правом заключать контракт с единственным поставщиком без проведения состязательных процедур.

По всем этим нарушениям заинтересованное лицо вправе обратиться в антимонопольную службу с обоснованной жалобой.

О том, что собой представляют методы ограничения конкурентной борьбы при выполнении госзаказов, расскажет автор сюжета ниже.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ статья 8 данного закона определяет довольно общими понятиями, хотя на практике это процесс сложный, многоуровневый и не всегда явный. В статье далее мы подробно рассмотрим вопросы ограничения конкуренции при осуществлении закупок для нужд государства. Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Госзакупки - способы ограничения конкуренции Ограничение конкуренции по 44-ФЗ Нарушение конкуренции по 44-ФЗ Ограничение конкуренции по 223-ФЗ Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, представляет собой отношения субъектов предпринимательства, при которых невозможно или ограничено влияние каждого из них на общие условия оборота на рынке. К признакам ограничения конкурентного соперничества закон № 135-ФЗ относит (п. 17 ст.

Ограничение конкуренции заказчиком в тз аукциона

Наши комментарии: Это одно разъяснения, вот читаешь его и радуешься, какой все-таки грамотный персонал работает у нас в больницах.

Знает химический состав и свойства разных косметических добавок.
Знает, как влияет определенные компоненты на свойства нитрильного латекса.

Важно

Ну, все знает, только нормы СанПиНа не хочет выполнять.

Крем сотрудникам надо покупать и все будет у них в порядке с кожей рук.

Внимание

По первой позиции из запроса, такую перчатку выпускает только Бэйсик США, называется она BASIC SILK.

Продает ее только компания Медком – МП на сайте у них есть такая информация «Ряд эксклюзивных перчаток Basic Medical поставляется на российский рынок исключительно компанией Медком-МП».
Так же статистика показывает, что аукционы с такими перчатками проходят с минимальным количеством участников.

Нарушения при описании объекта закупки по 44-фз

Согласно ГПК№ 2015.139786 от 29.04.2015 ., по аналогичным позициям поставлялась перчатка производства «Basic International Inc.» , Китай.
Считаем включение в лот перчаток единственного производителя без возможности предложения альтернативных внутренних покрытий стремлением заказчика ограничить число участников закупки. Т.к. реальной обоснованности использования обработки поверхности синтетической перчатки нет, т.к.
синтетический материал сам по себе обладает гип аллергенными свойствами и имеет увлажняющее покрытие, дополнительная «пропитка» синтетической перчатки является не более, чем маркетинговым ходом и ведет к необоснованному удорожанию, тем самым увеличением общей стоимости лота.

Ограничение конкуренции

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)…», «…В описание объекта закупки не должны включаться … требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки…» В описании позиции 5 технического задания указано требование «…Обработка внутренней поверхности увлажняющим гелем, содержащим противовоспалительные и регенеративные компоненты, которые включают коллаген…». Коллаген, требуемый как составляющее геля – белок с большой молекулярной массой, не оказывающий какого-либо действия при нанесении на поверхность кожи.

Заказчиком не поясняется, для каких целей требуется данный компонент покрытия перчаток.

Таким образом заказчиком заявлена точная характеристика, без указания ее обоснованности.

Документация о закупке. судебная практика и решения фас за 2015 год

Необходимо отметить, что понятие «конкуренция» подразумевает:

  • соперничество между хозяйствующими субъектами (это любая организация, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход.
    К примеру, ООО, ИП);
  • запрет воздействовать в одностороннем порядке на общие критерии обращения товаров (так называемая форма взаимообмена товара на денежные средства.
    Уточним, что на каждом товарном рынке могут быть свои особенности, но в целом можно выделить, к примеру, качественность, потребность в таком товаре).

Статья 44-ФЗ с комментариями связана со всеми нормами Закона о контрактной системе, так как по сути создает фундамент, на котором построена вся структура госзакупок и проведения тендеров.

На каких этапах госзакупок нужна Если говорить о применении ст.

Статья 8. принцип обеспечения конкуренции

Ответ: Требование к наличию в перчатках по позиции 5 покрытия с экстрактом натурального шелка необходимо для сохранения гидробаланса и ухода за кожей рук, поскольку при длительном выполнении диагностических и терапевтических манипуляций в воздухо- и влагонепроницаемых перчатках кожа рук медицинских работников запотевает. Экстракт шелка обладает высокой молекулярной массой, что способствует осмотической активности слоя с протеинами натурального шелка и создает гидрофильный абсорбирующий слой внутри перчатки, удерживающий излишки влаги и предотвращая её скопление на коже, сохраняя тем самым гидробаланс.
Кроме того, протеины натурального шелка являются биологически нейтральными, не оказывают местного фармакологического воздействия на кожу, что позволяет использовать перчатки с указанным составом внутреннего покрытия врачам и медперсоналу с любой чувствительностью кожи рук.

An error occurred.

Компоненты Алоэ Вера, витамин Е, ромашка и ланолин в отличие от коллагена, не обеспечивают весь требуемый Заказчику функционал, так как выполняют лишь частично требования Заказчика, коллаген же обеспечивает уход и восстановление раздраженной и поврежденной кожи, а также повышает упругость и эластичность кожи и нормализует гидролипидный баланс, а также не модифицирует состав перчаток и не снижает его физические свойства (эластичность, растяжимость). На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что описание объекта закупки соответствует требованиям статьи 33 и основным принципам 44-ФЗ и сформировано с учетом объективной потребности Заказчика и указанием существенных для него характеристик. Исходя из этого Заказчик не видит оснований для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Ведение предпринимательской и экономической деятельности основано на принципах равенства и добросовестности всех участников.

Наличие свободной конкуренции создает равные условия для ведения бизнеса, а ее необоснованное ограничение является основанием для привлечения к ответственности.

В ряде случаев за недобросовестную конкуренцию может наступать уголовное наказание.

Что такое конкуренция В понятие конкуренции входит свободный состязательный процесс ведения предпринимательской деятельности, при которой обеспечение свободы поведения субъектов может ограничиваться только законом.

Простыми словами, каждому бизнесмену и предприятию разрешается использовать любые способы и средства получения прибыли и доходов, не запрещенные законодательством.

Нарушение 44 ap ст 33 ограничение конкуренции запрос разъяснение

Однако с учетом того, что закон № 135-ФЗ распространяется на все предпринимательские отношения, вопросы об ограничении конкуренции по торговым отношениям в рамках закона № 223-ФЗ могут рассматриваться по аналогии с теми же вопросами, регулируемыми законом № 44-ФЗ. ***

Как видите, законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ четкого структурированного положения об ограничении конкуренции в сфере госзакупок не содержат.

Пункт № 2 запроса на разъяснения В позиции 3 заказчиком установлено требование к внутренней поверхности перчатки – обязательно наличие коллагена, как вещества, которое обеспечивает уход и восстановление раздраженно и поврежденной кожи.

Такие компоненты, как алое вера, витамин Е, ромашка, ланолин так же обеспечивают уход и восстановление раздраженной и поврежденной кожи, за счет стимуляции фибробластов кожи и выработки ими собственного коллагена.

Таким образом, потребность заказчика в обеспечении ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи обеспечена другими технологиями производства внутреннего покрытия перчаток. Реальной обоснованности использования конкретного вещества не существует из-за схожести достигаемого эффекта, и направлено исключительно на ограничение количества участников закупки.
Требование к наличию в составе внутренней обработки перчаток по позиции 6 коллагена обусловлено необходимостью обеспечения противовоспалительного и регенеративного эффекта для ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи. Сухость кожи, мелкие ссадины, порезы и трещины на коже многократно увеличивают риск инфицирования, особенно при повреждении перчатки.

Наиболее эффективную регенерацию кожных покровов обеспечивает именно коллаген, поскольку он является фибриллярным белком, составляющим основу соединительной ткани организма и обеспечивающим её прочность и эластичность.

Утверждения заявителя запроса об уникальности описания позиций 5-6, равно как и остальных позиций Технического задания, необоснованны и лишены объективности.

Наши комментарии: Мы рассмотрели три запроса на один и тот же вид перчаток с коллагеном и экстрактом натурального шелка.
Закона о контрактной системе на практике, то отметим, что, к примеру, на нее ссылаются при составлении жалоб на процедуру или документацию.

Также об этих положениях следует помнить и заказчикам в процессе, например, рассмотрения поданных заявок (дабы никого не ограничить) или в момент составления документации (указанные в ней требования также должны позволять поставщикам конкурировать друг с другом).

Отметим, что статья, о которой идет речь, не менялась с момента принятия и вступления в силу всего Закона о контрактной системе, поэтому вариант Ст. 8 44 ФЗ с изменениями отсутствует. Ответственность за нарушение Препятствовать созданию естественной и честной конкуренции запрещено.

За такие действия нарушителю грозят жесткие санкции вплоть до уголовной ответственности.