Оценка качества и эксплуатационная безопасность текстильных материалов, предназначенных для детской одежды. Требование эксплуатационной безопасности тестильных материалов и одежды, предназначенных для детей защита прав потребителей на качество и безопасно

Покупая детские товары, каждый родитель хочет, чтоб они были не только красивыми, но в первую очередь качественными и безопасными для его малыша.

В соответствии с планом Роспотребнадзора специалистами консультационных центра и пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» регулярно проводятся «горячие линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров. Очередная «горячая линия, посвященная качеству и безопасности детской одежды, обуви и игрушек» будет проводиться в преддверии Дня знаний и нового учебного года с 21 августа 2017года по 04 сентября 2017 года.
Какие же основные положения должен знать потребитель при покупке детских товаров? В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Требования безопасности детских товаров определены в Технических регламентах Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС 007/2011) и «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011).

Технические регламенты устанавливают обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.

Продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Документом, подтверждающим соответствие продукции для детей требованиям технического регламента, является декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Как же отличить качественные товары от некачественных? В одежде это, в первую очередь, скрытая отделка. Если швы неровные, плохо простроченные, а их края не обработаны, то со стопроцентной уверенностью можно сказать, что вещь плохая и прослужит недолго. Но даже при хорошем качестве обработки швов обязательно нужно обратить внимание на материал, из которого изделие выполнено. Насторожить должны неестественно яркие цвета: велика вероятность, что при окрашивании ткани были использованы красители, содержащие ядовитые вещества.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее ТР ТС 007/2011) по функциональному назначению одежда для детей и подростков подразделяется на изделия 1-ого, 2-ого и 3- го слоев. К каждому слою одежды предъявляют свои гигиенические требования: химические, биологические. Одежда, которая может быть использована как школьная форма - это преимущественно одежда второго слоя, за исключением костюмов на подкладке (3 слой). Показатели ее безопасности регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов. Необходимо обратить внимание на:

Качество и состав материала: ткань для школьной формы должна быть преимущественно натуральной из хлопка, льна вискозы, в составе костюмов, сарафанов, платьев для первоклассников синтетика должна содержаться в минимальном количестве (не более 55 %), а в блузках и рубашках процент синтетики должен быть еще меньше (не более 35 %).

Удобный крой. Выбирая школьную форму, следует помнить, что будущие первоклассники будут носить её полдня, поэтому костюмы, платья, рубашки и сарафаны должны быть скроены так, чтобы детям было в них максимально комфортно и сидеть, и ходить, и активно двигаться.

При выборе обуви особое внимание надо уделить внутренней поверхности: она обязательно должна быть выполнена из натуральных материалов, без грубых швов. Гибкость подошвы - обязательный признак хорошей детской обуви, при этом подошва должна быть рифленой.

Основные гигиенические требования к учебным изданиям определены в СанПин 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования». Предъявляются требования к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы. Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

О качестве и безопасности детской одежды

Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-, воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

Результаты анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.

Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место. При этом, особое место среди заболеваний кожи занимают контактные дерматиты, на долю которых приходится более 20%, и которые обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев.

Несоответствие, используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, предназначенной для занятий физической культурой, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям* При этом, в эпидемический процесс гриппа и ОРВИ в одинаковой степени вовлекаются дети всех возрастных групп. Следует отметить, что современные тенденции в развитии ассортимента детской и подростковой одежды, удовлетворение гигиенических и антропометрических требований к ней, комплексные потребительские требования (соотношение "цена-качество") определяют целесообразность повышения требований, как к функциональному назначению, так и к качеству одежды для детей и подростков.

Особое место в одежде детей отводится головным уборам, влияние которых на функции школьника характеризуется массой, гигиеническими свойствами материалов, используемых для их изготовления, способностью поддерживать температурно-влажностные параметры в пространстве под ними. Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой, а также несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата, является причиной различных заболеваний, влияет на сосуды головного мозга, может приводить к увеличению напряженности мышц затылочной области головы и плечевого пояса, что является причиной заболеваний шейного отдела позвоночника, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения.

Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы).

Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

Правовой основой требований, предъявляемых к детской одежде, являются:

  • Закон Российской Федерации от 07,02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральный закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ г"0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
  • СанПиН 2.4.2,2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • СанПиН 2.4.7/1 Л Л 286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека1"
  • технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011)

Качество и безопасность детской одежды должна подтверждаться сертификатом соответствия или декларацией соответствия.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРЕСС-РЕЛИЗ Москва

О требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков

24.08.2015 г.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в преддверии нового 2015-2016 учебного года напоминает родителям, что требования безопасности, предъявляемые к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, установлены положениями:

  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  • Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011),
  • санитарных правил СанГТиН 2.4.7Л166-02 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изделий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора^ адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам^ но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать:

  • 300 г для 1 - 4 классов;
  • 400 г для 5-6 классов;
  • 500 г для 7-9 классов;
  • 600 г для 10-11 классов.

Кроме того, с 2015-2016 учебного года вводятся электронные учебники, которые представляют собой электронный носитель, информация с которого воспроизводится на компьютерах, ноутбуках и др. электронных технических средствах. При этом, нормативные требования на сегодняшний день к электронным учебникам не разработаны.

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Одной из причин формирования неправильной осанки являются ученические портфели и ранцы.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие:

  • длина (высота) - 300 - 360 мм,
  • высота передней стенки - 220 - 260 мм,
  • ширина - 60 - 100 мм,
  • длина плечевого ремня - не менее 600 - 700 мм,
  • ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм) - не менее 35 -40 мм.Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Кроме того ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Желаем успехов в выборе учебных изданий и ученических портфелей!

Санитарные правила и нормы 2.4.7.16-4-2006 «Гигиенические требования безопасности К детской одеждЕ и обуви»

Настоящие санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования к одежде и обуви для детей в возрасте до 18 лет, направленные на обеспечение детского населения одеждой и обувью, безопасной для здоровья.

Основные термины и их определения

Дети – физические лица от рождения до достижения 18 лет.

Одежда, обувь – изделия или совокупность изделий, надеваемое(ых) человеком, несущие утилитарные и эстетические функции.

Химические волокна – искусственные и синтетические:

Изделия, контактирующие с кожей – изделия, контактирующие с кожей ребенка на большой поверхности тела (белье, блузки, сорочки, платья, брюки, чулочно-носочные изделия и т.п.).

Изделия, не контактирующие с кожей – изделия, которые имеют минимальный контакт с кожей ребенка (пальто, плащи и т.п.).

Допустимые количества миграции (далее - ДКМ), предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) – гигиенические нормативы, определяющие предельные уровни выделения химических веществ, элементов из изделий в модельные среды, не оказывающие неблагоприятного влияния на организм человека.

Местно-раздражающие свойства изделий – способность вытяжек из изделий в условиях однократного или повторного воздействия оказывать раздражающее действие на кожные покровы или слизистые.

Кожно-резорбтивные свойства изделий – способность вытяжек из изделий при однократном или повторном воздействии проникать через неповрежденные кожные покровы и вызывать интоксикацию организма.

Изделия эпизодического использования (кратковременной носки)изделия, используемые в особых случаях, не предназначенные для ежедневной длительной носки:нарядные одежда (платья, костюмы, колготки и т.п.) и обувь,карнавальные костюмы и т.п.

Одежда для новорожденных изделия или совокупность изделий, предназначенные для детей в возрасте до 28 дней.

Одежда для детей до 1 года – изделия или совокупность изделий следующих размерных групп: обхват груди 44-48 см, рост – 62-80 см.

Одежда для учащихся общеобразовательных учреждений– изделия или совокупность изделий, выполненные в деловом стиле и рекомендованные Министерством образования в качестве повседневной специальной одежды для учащихся общеобразовательных учреждений.

гигиеническая классификация

детской одежды и обуви

Гигиенические требования к детской одежде и обуви предусматривают возрастную принадлежность изделий:

Одежда: для новорожденных, для детей в возрасте до 3 лет (ясельная группа), для детей от 3 до 7 лет (дошкольная группа), от 7 до 15 лет (школьная группа), от15 до 18 лет (подростковая группа).

Обувь: пинетки (для детей до 1 года); ясельная, малодетская, дошкольная, для школьников-девочек, девичья, для школьников-мальчиков, мальчиковая.

Гигиеническая безопасность детской одежды определяется ее предназначением, составом сырья изделия, возрастом ребенка, площадью контакта с кожей ребенка (слоем одежды). Детская одежда распределена на классы по степени риска для здоровья:

одежда, контактирующая с кожей ребенка :

1 класс -

одежда для новорожденных, пеленки, постельное белье, белье для детей ясельного возраста;

2 класс -

белье для детей дошкольного, школьного возраста, спортивное белье;

3 класс -

чулочно-носочные изделия для ясельной, дошкольной, школьной групп;

4 класс -

изделия бельевые и чулочно-носочные для подростковой группы; изделия купальные;

5 класс -

изделия платьево-блузочного и сорочечного ассортимента швейные;

6 класс -

изделия верхние трикотажные (жакеты, свитеры, джемперы, платья, юбки, брюки, рейтузы и легинсы и т.п.) и изделия спортивные;

7 класс -

головные уборы, шарфы, перчаточные изделия;

одежда, не контактирующая с кожей ребенка :

8 класс -

изделия костюмного ассортимента швейные (костюмы, пиджаки, брюки, сарафаны, юбки, жилеты); конверты и одеяла детские

9 класс -

изделия пальтового ассортимента (пальто, плащи, куртки, комбинезоны).

Гигиеническая безопасность детской обуви определяется ее предназначением, возрастом ребенка и используемыми материалами (обувь из натуральной кожи, искусственной и синтетической кожи, текстиля, резинотекстиля, комбинированная и валенная).

Гигиенические требования безопасности

Детская одежда, обувь и материалы для их изготовления, в том числе отделочные и вспомогательные (далее – материалы), должны быть безопасны для здоровья ребенка.

Гигиеническая безопасность детской одежды и обуви оценивается комплексом гигиенических показателей (органолептические показатели – интенсивность запаха, физико-химические и физико-гигиенические показатели – воздухопроницаемость, гигроскопичность, напряженность электростатического поля. Исследования по показателям гигиенической безопасности детской одежды и обуви проводятся лабораториями учреждений государственного санитарного надзора и другими, аккредитованными в установленном порядке.

Детская одежда (материалы) не должны вызывать нарушений терморегуляторных функций и связанных с ними изменений теплового состояния организма, что обеспечивается показателями воздухопроницаемости и гигроскопичности.

Вложение различных видов химических волокон в материалы детской одежды должно обеспечивать выполнение физико-гигиенических показателей (воздухопроницаемость, гигроскопичность, уровень напряженности электростатического поля), установленных данными санитарными правилами.

Для всех классов детской одежды не ограничивается использование натуральных волокон, вискозы или их сочетаний .

При использовании в материале сочетания различных видов волокон – натуральное, искусственное (ацетат), синтетическое, вложение (массовая доля) каждого вида химического волокна должно быть в пределах указанного для него значения согласно гигиенических требований.

В изделиях для детей дошкольного, школьного возраста бельевого ассортимента (2 класс), чулочно-носочных (3 класс) вложение полиуретановых волокон (эластана, спандекса и др.) должно быть не более 3% .

В изделиях для детей подросткового возраста бельевого ассортимента (4 класс), в верхних трикотажных изделиях (6 класс) допускается вложение полиуретановых волокон не более 5%, в чулочно-носочных (4 класс) для детей подросткового возраста – не более 12% .

В подкладочные материалы для изделий пальтового ассортимента (9 класс) допускается вложение 100% синтетических волокон.

Для изделий, предназначенных для эпизодического использования, допускается вложение синтетических волокон до 100% (нарядная одежда, корнавальные костюмы и т.д.).

Детская одежда, обувь и материалы, используемые для их изготовления, не должны оказывать на организм местно-раздражающего и кожно-резорбтивного действия.

Материалы, используемые для изготовления одежды для новорожденных, не должны обладать ирритативным действием (вызывать раздражение слизистой оболочки).

Отдельные гигиенические требования к детской одежде.

Изделия для новорожденных должны изготавливаться из натуральных материалов.

Для детей до 3 лет бельевые изделия должны изготавливаться из натуральных материалов .

Текстильные материалы и изделия бельевой группы, предназначенные для детей до 1 года, не должны быть обработаны аппретами, содержащими ионы хлора, соединения азотсодержащих и фенолформальдегидных смол. Использование аппретов и пропиток в материалах бельевого ассортимента должно согласовываться с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

На маркировочных ярлыках готовых изделий бельевой группы, чулочно-носочных изделиях, предназначенных для детей до 1 года, следует предусматривать надпись: «Предварительная стирка обязательна».

Гигиенические требования к верхней одежде: з имняя одежда должна выполнять теплозащитные функции.

Гигиенические требования к повседневной специальной одежде для учащихся общеобразовательных учреждений (далее – школьная форма):

Школьная форма и текстильные материалы для ее изготовления по показателям гигроскопичности и воздухопроницаемости должны соответствовать оптимальным гигиеническим нормативам.

Допустимые вложения синтетических волокон и нитей в текстильные материалы школьной формы всех возрастных групп не должны превышать 30-35% в изделиях блузочного и сорочечного ассортимента и 55% – в костюмного, платьевого ассортимента. Подкладка должна быть выполнена из натуральных и (или) искусственных волокон (вискоза).

Школьная форма должна иметь удобный крой, исключающий сдавливание поверхности тела и обеспечивающий свободу движений, обеспечивать тепловой комфорт организма с учетом сезона года.

Отдельные гигиенические требования к обуви:

Вкладная стелька и подкладка обуви ясельной и малодетской групп должны быть из натуральных материалов (подкладочная кожа, натуральные ткани и трикотаж и др.); допускается использование подкладочных тканей и трикотажа с вложением химических волокон не более 20%.

В обуви для детей ясельного возраста допускается использование для верха обуви летнего и осеннее-весеннего ассортимента искусственных и синтетических материалов при условии применения внутренней подкладки из натуральной кожи.

Обувь всех видов должна соответствовать размеру по длине стопы.

Носочная часть обуви ясельной, малодетской групп должна быть шире пучковой и соответствовать уровню плюснефалангового сустава.

Детская обувь должна иметь низкийкаблук.Высота каблука обуви для ясельной, малодетской и дошкольной групп для повседневной носки должна быть 5-10 мм, школьной группы – до 20-25 мм, для девичьей допускается средний каблук высотой до 40-45 мм.

В детской обуви пяточная часть должна обхватывать пятку и быть устойчивой. В летней обуви допускается открытая пяточная часть при условии ее фиксации, обеспечении устойчивости стопы при ходьбе и удобном закреплении обуви на ноге.

В целях безопасности в детской верхней одежде и обуви целесообразно использование сигнальных и (или) световозвращающих элементов в виде отделки, эмблем и т.п., позволяющих повысить видимость и определить местонахождение ребенка.

Организация производства и РеАЛИЗАЦИИ

детской одежды и обуви

Гигиеническая экспертиза ввозимой и производимой детской одежды и обуви на соответствие гигиеническим требованиям безопасности проводится при проведении государственной гигиенической регистрации в установленном порядке.

Работники, связанные с изготовлением детской одежды и обуви, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в объеме, предусмотренном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» от 08 августа 2000 г. №33.

Работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами.

Продавцы детской одежды и обуви должны иметь данные о состоянии здоровья в объеме, предусмотренном действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение детской одежды и обуви должны соответствовать требованиям нормативной документации.

Здоровье и безопасность малыша - приоритетные задачи каждых родителей. Профилактические меры, правильное питание и занятия спортом помогут оградить деток от негативных факторов, но этих мер не всегда бывает достаточно.


Источником опасности могут стать чулочно-носочные изделия, трикотаж и даже праздничный наряд. Чтобы придать одежде яркий окрас и улучшить товарные свойства, недобросовестные производители идут на хитрость. Они используют особые виды красителей, которые делают ткань ярче и улучшают качественные характеристики. Во время носки опасные вещества испаряются, и малышам приходится вдыхать токсичные пары. Такая одежда служит недолго. После первой стирки она теряет цвет и форму, а химикаты быстро разъедают волокна ткани.
Чтобы обезопасить малышей, контроль качества и безопасности регулируется на законодательном уровне. Государством разработаны нормативы и стандарты, которым должны соответствовать вещи. Периодические проверки и исследования образцов помогают следить за тем, чтобы на массовый рынок попадали только качественные и безопасные вещи.

Законодательное регулирование качества и безопасности

Стандарты и требования к детской одежде изложены в следующих нормативно-правовых актах:
  • ФЗ от 30 марта 1999года № 52-ФЗ № 52 – ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
  • ФЗ от 07.02.1992г. № 2300 – 1 «О защите прав потребителей».
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).
  • СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03г. «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека».
  • ФЗ от 29 декабря 2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством, швейные и текстильные изделия должны соответствовать нормам биологической и химической безопасности, воздухопроницаемости, гигроскопичности и стандартам содержания красящих веществ. На всех этапах производства детской одежды осуществляется санитарный контроль, который призван обеспечить нормативные показатели качества ткани.
Особые требования предъявляются к школьной форме . Чтобы предотвратить заболевания кожи, одежда должна в течение 8-9 часов поддерживать естественный микроклимат, свободно пропускать воздух и соответствовать температурному режиму.

Система контроля соблюдения законодательства

За соблюдением норм и стандартов отвечают сразу три государственные организации - Государственная национальная система мониторинга и контроля Роскачество, Минпромторг и Роспотребнадзор. Помимо их, на региональном и местном уровне могут быть созданы отдельные структуры. Например, Центры гигиены и эпидемиологии.
Качество и безопасность товаров проверяют посредством «контрольной закупки», которую проводят на основании распоряжения контролирующих органов. Образцы детской одежды отправляют в лабораторию, где исследуют на предмет содержание красителей и соответствие установленным нормативам. В конце лета 2015 года была проведена масштабная проверка, в рамках которой детскую одежду и трикотаж проверили специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.
Чтобы избежать покупки опасных для здоровья вещей, специалисты рекомендуют не гнаться за низкой стоимостью и яркими цветами, а обращать внимание на этикетки и сопроводительную документацию. Качественная продукция имеет маркировку на русском языке, в которой указаны:

  • страна изготовления;
  • юридический и фактический адрес производства;
  • наименование импортера (дистрибьютора);
  • наименование и вид продукции;
  • гарантийный срок службы или использования.

Выбирая безопасную одежду, вы делаете выбор в пользу здоровья своего малыша. Если качество ткани вызывает подозрение, не стесняйтесь спрашивать у продавца сертификат соответствия. И, конечно, не стоит приобретать одежду в сомнительных магазинах. Гораздо важнее приобрести качественную вещь, которую ребенок будет носить с удовольствием.
Статья подготовлена по материадам:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Рассказово, г.Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском и Умётском районах

Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Лесная, 62 «а»; Тел/факс 8(475-31) 38-5-01/ 38-5-09

Памятка

Качество и безопасность детских товаров

Некачественная детская одежда, обувь, учебная литература могут представлять вполне реальную угрозу здоровью детей. Приобретать товары для детей нужно только в местах узаконенной торговли: на специализированных рынках, школьных базарах, в магазинах. Это обусловлено прежде всего гарантией качества и безопасности детских изделий. При покупке товаров детского ассортимента следует обратить особое внимание на маркировку товара, которая наносится на изделие, этикетку или товарный ярлык, на упаковку или листок-вкладыш к продукции. Маркировка на товаре должна быть достоверной и включать в себя следующую информацию:

· страна, где изготовлена продукция

· фирменное наименование изготовителя

· адрес изготовителя

· наименование и назначение изделия

· срок службы продукции (при необходимости)

· возраст пользователя (при необходимости)

· вид и массовая доля (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия

· размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой

· символ по уходу за изделием или инструкция по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации.

Вся информация должна быть представлена на русском языке.

При выборе одежды для детей необходимо обратить внимание на качество материала и его состав. При изготовлении детской одежды предпочтение отдается тканям с максимальным содержанием натуральных волокон. К белью требования еще более жесткие - оно должно быть полностью изготовлено только из натуральных тканей. Одежда для детей, особенно младшего школьного возраста, обязательно должна быть по размеру, не иметь сдавливающих поясов, не сковывать движения. Но и нельзя покупать одежду «на вырост», такая одежда также мешает ребенку при движении, меняет его походку, осанку.

Швы на одежде не должны натирать и раздражать кожу. Одежда должна без особых затруднений пропускать воздух, чтобы обеспечить терморегуляцию организма. Должна быть сшита из трудно загрязняющихся тканей, но в то же время одежда должна легко стираться.

Одежда ребенка не должна накапливать статическое электричество, поэтому, покупая одежду для ребенка, не рекомендуется останавливать выбор на одежде из синтетических тканей и из тканей, содержащих синтетические волокна (не более 30%). Одежда должна соответствовать сезону. Те же самые требования предъявляются и к обуви. Предпочтение отдается обуви из натуральных материалов. Обувь, выполненная из кожзаменителя, должна иметь внутреннюю поверхность и стельку только из натуральных тканей.

При выборе школьной сумки, предпочтение следует отдавать ученическому ранцу, так как ношение книг и других школьных принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки ребенка.

Ранцы для детей начальных классов должны быть снабжены формо - устойчивой спинкой. Для учащихся 1 - 4 классов ранец без учебников должен весить не более 0,6 - 0,7кг. При этом он должен иметь лямки шириной 3,5 - 4,0 см, и длинной 60 – 70 см, обеспечивать плотное прилегание к спине ученика и равномерное распределение веса, рекомендуемая высота ранца 30 - 36 см, ширина 6 - 10см.

Вес портфелей для обучающихся средних и старших классов должен быть не более 1 кг. Для изготовления ранцев лучше всего подходит легкий, прочный материал с водоотталкивающим покрытием, удобный для чистки.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1 - 2 классов в соответствии с санитарными нормами не должен превышать 1,5кг, 3 - 4 классов - 2 кг, 5 - 6 классов - 2,5 кг, 7 - 8 классов - 3,5 кг, 9 - 11 классов - 4 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий. Учебники следует покупать только в специализированных магазинах. Там можно посмотреть сопроводительные документы и детально изучить товар. В первую очередь учебник должен быть безопасным для ребенка, а значит, краска на страницах учебника не должна размазываться, если их потереть пальцами. Для изготовления учебников не допускается применение газетной бумаги.

К сожалению, на рынке не редко бывает представлена продукция низкого качества, а порой даже опасная для детей. Родителям необходимо быть очень бдительными и, прежде чем приобрести, например, игрушку, следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и предупредительные надписи, чтобы убедиться в ее безопасности для своего ребенка. Очень важно учитывать возраст ребенка, так как наличие мелких съемных деталей может привести к трагическим последствиям (мелкие детали могут попасть в дыхательные пути ребенка, или он может их проглотить).

Таким образом, при выборе детских игр и игрушек необходимо обратить внимание на следующие параметры:

Наличие и состояние упаковки – без повреждений;

Информация на упаковке – должна быть изложена на русском языке с указанием, для какого возраста ребенка предназначена игрушка. Особенности эксплуатации, из каких материалов изготовлена (пластмассовая, резиновая, деревянная и т.д.). Обязательно должна быть указана информация о производителе, знак соответствия и документ, по которому она изготовлена (ГОСТ, ТУ).

Сильный запах у игрушки, следы краски на руках должны насторожить родителей. Возможно, производитель нарушил технологию производства игрушек, или использовал небезопасные красители. Такую игрушку не стоит покупать. Игрушки сомнительного качества могут нанести серьезный вред здоровью вашего ребенка: аллергии вплоть до анафилактического шока, острые отравления, психо-эмоциональная нестабильность и т.д.

О наличии таких игрушек в продаже необходимо сообщить в Роспотребнадзор в письменной форме.

Есть некоторые особенности при приобретении игровых приставок с цифровым блоком управления. Эти товары относятся к технически сложным и это отражено в п. 9 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011г. № 924. Если в таком товаре обнаружился недостаток в пределах 15 дней с момента его приобретения, то вы вправе заявить любое из требований ст. 18 Закона «О Защите прав потребителей». За пределами этого срока при обнаружении недостатка в товаре вы может рассчитывать на проведение гарантийного ремонта в соответствии со ст. 20 Закона «О Защите прав потребителей».

Если вы все же приобрели игровую приставку с цифровым блоком управления или электронную игрушку и по каким-то причинам, не связанным с качеством, захотели их вернуть, то знайте, в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров» они не подлежат возврату продавцу как качественный товар, даже если сохранен их товарный вид, упаковка и маркировка.