Обучающие занятия по ппб в средней группе. Конспект занятия в средней группе «Пожарная безопасность

Цель занятия: Познакомить детей со свойствами огня. Обобщить знания детей о разнообразном применение огня в жизни деятельности человека. Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни. Рассмотреть с детьми историю развития пожарного дела. Закрепить знания детей о бережном обращении с огнем.

Воспитатель: Рухлова И.Г

Группа № 4 «Солнышко»

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе - Беседа «Огонь - друг или враг?»

Цели занятия: Познакомить детей со свойствами огня. Обобщить знания детей о разнообразном применение огня в жизни деятельности человека. Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни. Рассмотреть с детьми историю развития пожарного дела. Закрепить знания детей о бережном обращении с огнем.

Оборудование: макет улицы во время пожара, фото, иллюстрации, распечатка заданий для самостоятельной деятельности детей

Ребята, сегодня поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?

Ход занятия

Расскажите, как выглядит огонь. Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит, Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык - это огонь, а голубой бык - дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь- это свет, тепло и защита от врагов!
Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень - это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Вы слышали такую считалку? У тебя - кремень, У меня - кремень, Кремень по кремню - Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и сотворил страшные беды.

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов. Дерево - самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.

Когда-то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие-превысокие башни - пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол - били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Словно огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути - леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться!

Прошли века, и дома на Руси стали строить не деревянные с соломенными крышами, а каменные с железными. Но и в наши дни пожары представляют собой страшную опасность! Каждый день в нашей стране вспыхивает более 800 больших пожаров. Каждый день сгорает 200 разных строений - жилых домов, дач, гаражей, заводских цехов. Каждый день - и это самое страшное - от огня и дыма погибают более 30 человек! А еще 40 человек получают на пожарах ожоги, травмы, отравления!

Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара. Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода, не затушенный окурок, детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками.

1. Видели ли вы открытый огонь свечи, костра?

2. Расскажите об открытом огне.

3. Расскажите, как помогал огонь людям в древнейшие времена.

4. Как добывали огонь первобытные люди?

5. Почему на Руси дома строили из дерева?

6. Чем опасно дерево? .

7. Почему дом из камня менее пожароопасен?

8. Какие вы знаете причины пожаров?

9. Как можно предотвратить пожар?

10. Найдите на рисунках «четвертый лишний» предмет.

Горящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой; электроплитка.

Он красив и ярко-красен

Но он жгуч, горяч, опасен (Огонь.)

Он дает тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет! (Огонь.)

Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие -... (пожар).

А теперь послушайте сказку.

Как в селе пожарную каланчу построили

Жила-была в одном селе болтливая баба. Болтливей ее на всем белом свете не было! Только бы ей с утра до вечера язык чесать и соседкам косточки перемывать. Замесит баба тесто да спохватится, что сметаны нет. Пойдет к соседке за сметаной и застрянет у той на полдня. Муж бабы с поля вернется голодный, усталый, а в избе печь не топлена, щи не сварены, каша не упрела, хлеб не выпечен. Что ты будешь делать! Поругается он, поворчит да голодный спать ляжет.

Вот как-то раз затопила баба печь, а сама взяла ведра и пошла к колодцу за водой. Встретила там соседок и стала болтать с ними. А дверцу печки забыла плотно прикрыть. Выпал из печи раскаленный уголек, сжег солому, которой баба печь растапливала, потом половик прожег. Загорелась лавка, за лавкой -- стол, а там и занавески заполыхали. Разыгралось пламя, дым повалил. Скоро и вся изба запылала.

Баба с ведрами к избе бежит, хочет водой пламя залить. Да не тут-то было! Куда ей с таким большим огнем справиться!

Скоро все село сбежалось на подмогу. Кто песком огонь засыпает, кто водой заливает. А тому все нипочем! Налетел ветер, раздул огонь еще сильнее, подхватил алые огненные искры и понес их над селом.

Где искра упадет, там соломенная крыша и вспыхивает. Разнес ветер огонь по всему селу, вот все избы и сгорели!

Поплакали крестьяне, погоревали, да делать нечего. Запрягли лошадей, поехали в лес, нарубили деревьев и построили новые избы. Стало село краше прежнего! Все избы резьбой украшены, на окнах ставенки, на крышах петушки. Собрались селяне на сход, стали думать-гадать, как новые избы от пожара защитить. Один старик и говорит:

Давайте мы построим посреди села высокую-превысокую башню - каланчу пожарную. На самый верх посадим Иванушку. У него ножки быстрые, молодые, глаза зоркие - далеко видят. Пусть он на каланче сидит и по сторонам смотрит. Повесим на башне колокол. Если где Иванушка дым или огонь заметит, пусть в колокол бьет, народ на борьбу с огнем созывает. Всем миром мы с огнем справимся.

Так и сделали. Построили посреди села высокую башню и на самый верх Иванушку посадили.

А ты, Кузьма (так мужа болтливой бабы звали), свою бабу на улицу не пускай, дома запирай. Пусть ребятишек нянчит да обед варит!

Конспект занятия по пожарной безопасности в средней группе.

Тема: «Огонь – наш друг или враг? »
Цель:

1. Образовательная:

Дать детям понятие о пользе и вреде огня;

Познакомить детей, в занимательной форме, с элементарными правилами пожарной безопасности;

Дать детям необходимые знания о том, как вести себя, если начался пожар;

2. Развивающая:

Развивать связную речь;

Обогащать словарь; развивать память, сообразительность, мышление;

3. Воспитательная:

Воспитывать умение слушать;

Воспитывать бережное отношение к своей жизни;

Образовательная область.

Безопасность:

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности;

Музыка:

Приобщение к музыкальному искусству;

Коммуникация:

Развитие свободного общения с взрослыми;

Познание:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

Тип занятия: интеграция

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная презентация к занятию.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня ребята мы узнаем много интересного. А, что именно, вы сами мне скажите отгадав загадку!

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех глядит,

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два,

Ты рукой его не тронь,

Искусает он ладонь.

Что же это?

Верно, огонь.

Воспитатель: Вот о нём и пойдет наш разговор. А вы думаете откуда в первые взялся огонь?

Рассказ про огонь.

Первый огонь появился несколько тысяч лет до нашей эры.

Первые люди, как и животные, очень боялись огня. Они трепетали от ужаса, когда дерево загоралось от удара молнии. Но однажды самые смелые из них подошли к огню поближе. От огня шли свет и тепло. Люди задумались о том, как сохранить огонь. Древний человек стал постоянно подбрасывать в огонь сухие ветки и траву. Получился костер, который мог долго гореть. Потом человек стал сохранять тлеющие угли.

Люди научились разводить костры в пещерах, которые служили им жилищами. Пламя костра помогало им выживать во время холодов и готовить пищу.

Вот так в первые люди начали использовать огонь.

Ребята, а нам сегодня утром принесли письмо. На конверте написано: «Детям детского сада №12 от Хрюши и Степашки». Послушайте, что они пишут.

«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало, скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки».

Воспитатель. Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице?

Ответы детей.

Воспитатель. Можно ли играть со спичками? А к чему такая игра может привести?

Воспитатель. Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться.

Воспитатель. Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным для человека?

Ответы детей.

Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.

А сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте.

Кто с огнём не осторожен

У того пожар возможен,

Все запомните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Ребята, как вы думаете, о чём говорит нам это стихотворение?

Ответы детей.

Шутить с огнём нельзя. Так как может случиться пожар, в котором могут сгореть вещи, дом, лес, а также погибнуть люди и животные.

А теперь давайте не много отдохнём. Встанем на ножки.

Физминутка

Мы ногами топаем: топ-топ-топ,

А руками хлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.

Носок-пятка, носок-пятка,

А теперь пойдём в присядку.

Приседаем. Приседаем

И как птички мы летаем.

На носочках потянулись,

За грибочками нагнулись.

А теперь скорей бежать,

Никому нас не догнать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Кто это?

Дети: Пожарный.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

Воспитатель: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А как вы думаете, зачем пожарному каска?

Ответы детей.

Воспитатель: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. А как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Ответы детей.

Воспитатель: Смелым, отважным, сильным, умным, сообразительным.

А каких людей не возьмут в пожарные?

Ответы детей.

Воспитатель: Ленивых, трусливых, слабых.

Воспитатель: А вы бы хотели стать юными пожарными?

Дети: Да

Воспитатель: Для этого необходимо много знать и уметь. Мы проведем сегодня испытания, и если вы справитесь, вам будут выданы медали юных пожарных. Итак, начнем!

Воспитатель: А как вы думаете из-за чего может возникнуть пожар?

Не осторожное обращение с огнём – спички, костер

Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы!

Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.

Воспитатель: А, что нужно делать, если у вас дома произошёл пожар?

Ответы детей.

Воспитатель:

Нужно вызвать пожарных по телефону 01 или сотовый 112.

От огня и дыма прятаться нельзя, нужно срочно покинуть помещение.

В задымленном помещение нужно дышать через мокрую ткань

Воспитатель: Ребята вы говорили о том, что если случиться пожар нужно вызвать пожарных по телефону. А что же нужно сообщить по телефону пожарным?

Дети: Адрес, фамилию, что горит.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши и топнуть ногами. Приготовились: пожарный, торт, пила, огнетушитель, цветы, кисть, каска, огонь, ноты, спички, 01, дым, медведь, пожарная машина.

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. И теперь чтобы нам ещё раз хорошо запомнить всё ребята прочитают нам стихи.

1 ребенок:

Ростом спичка-невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта спичка-невеличка

Может сделать много зла.

2 ребенок:

Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь

3 ребенок:

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать.

4 ребенок:

Если же большой огонь,

Дымом всё объято

Выбегать из дома вон

Надо всем ребята.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

5 ребенок:

Пожарное дело – для крепких парней.

Пожарное дело – спасенье людей.

Пожарное дело – отвага и честь.

Пожарное дело – так было, так есть.

Умницы, ребята.

А теперь давайте отправим ответное письмо Хрюши и Степашки, но прежде чем мы его отправим нам нужно выбрать на доске картинки с правилами безопасности, которые нужно соблюдать, чтобы не произошло пожара.

Молодцы ребята, теперь Хрюша и Степаша будут знать какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы не произошел пожар.

Ребята вы отлично справились со всеми заданиями, и теперь пришло время вручить вам медали юных пожарных (Звучит “Марш пожарных” - воспитатель вручает медали).

Воспитатель: Ковалёва Елена Александровна

Занятие по пожарной безопасности в средней группе № 9

Цель:

    Дать детям понятие о пользе и вреде огня.

    Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности.

    Закрепить знания о том, что горит, что не горит.

    Вызвать у детей желание быть осторожными с огнем.

    Воспитывать ответственность за себя и за своих близких и собственную безопасность.

    Воспитывать бережное отношение к своей жизни.

Предварительная работа:

изучение иллюстраций из серии: "Дошкольником о пожарной безопасности."
Чтение рассказов:
"Пожар", "Пожарные собаки" Л.Н. Толстого.
"Пожар", "Дым", "Пожар на море" Б.Житкова.
"Путаница" К.И. Чуковского.
"Пожар" С.Я. Маршака.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

Дети, в каждом доме есть огонь.
Где его можно взять? (из спички, зажигалки).
(Ответы детей).
-А вы знаете, огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Для чего люди разводят костер?
(Чтобы согреется или готовить пищу).
(Ответы детей).
- А что надо класть в костер, чтобы он горел? (Сухие ветки, дрова, бумагу).
(Ответы детей).

Воспитатель:

Вы знаете дети, не все горит в огне.
Дидактическая игра "Что горит, что не горит".

Воспитатель:

В наших квартирах много вещей, которые очень хорошо горят, поэтому взрослые и дети должны быть осторожны с огнем.
- Дети, слышите, кто-то хвостиком в дверь стучит. Пойду, посмотрю, открою.
(воспитатель открывает дверь, входит лисичка. (ребенок подготовительной группы).

Здравствуйте, ребята. Я лисичка - сестричка. Вы меня узнали?
(ответы детей).
- А вы знаете, ребята, я очень люблю играть, посмотрите, что я принесла.
(Достает коробочку спичек)
- Ой, кто в коробочке пищит?
- Что это? (Спички)
- Как интересно.
- Спички что-то говорят. (Дети прислушиваются)
- Спички говорят, что хотят поиграть с нами.
- Они предлагают, что - бы мы их зажгли, когда они будут гореть всем будет тепло и весело.
(Лисичка зажигает спичку).
- Как здорово! Сама спичка деревянная, головка у нее из серы.
- Посмотрите, как она быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка,
огонь такой яркий!
- Ой, ой! Огонь приближается к моим лапкам, обжигает их, и мне становится больно!
- Дети помогите мне, что делать? (Надо потушить огонь, подуть на него).
(Ответы детей).
- Дети подумайте, а если я брошу горящую спичку на пол, что произойдет? (Пожар)
(Ответы детей).
- Правильно, дети, загорится ковер, мебель.
-А вы знаете, дети, что с нами однажды приключилось! Я с лисичками - сестричками взяла спички и пошла на море и зажгла его.
- Вспомните, слова, из какой они сказки:

" А лисички, взяли спички.
К морю синему пошли.
Море синие зажгли."
сказка К.И. Чуковского "Путаница".
(ответы детей).
- Ой, как мы испугались!

Воспитатель:

Дети, а кто помог потушить огонь на море? (Бабочка)
(ответы детей).

Воспитатель:

Вот, лисичка, какая беда может случится от маленькой спички, наши дети об этом знают.
Выходят дети в костюмах спичек.

"Посмотри, мы как сестрички.
Очень тоненькие спички.
Опасны мы, дружок - ты знай!
И спичками ты не играй!"

Воспитатель:

Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнем. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее разгораются, бушуют.
- Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, потом стали разгораться больше, больше, выше, выше.

Игра "Разгорайся огонек".

(дети встают со стульчиков и имитируют огонек).
Ты вокруг повернись,
В огонек превратись!
- Огонек был маленький, яркий. Открылась форточка, и влетел осенний ветерок-проказник. А маленькому огоньку только это и надо, он стал расти, расти, и превратился в огонь - великан сердитый и злой.
- Дети, что же дальше случилось, когда маленький огонек превратился в большой? (Пожар).
(Ответы детей).

Воспитатель:

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое называется "Пожар". С.Я Маршака.

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку Леночка не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка
Лена села перед печкой.
В щелку красную глядит.
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла Лена дверцу.
Соскочил огонь с полена
Перед печкой выжег пол.
Влез по скатерти на стол.
Побежал по стульям с треском.
Вверх пополз по занавескам
Стены дымом заволок.
Лижет пол и потолок. . . . .

Воспитатель:

Кто виноват в том, что произошел пожар? (Леночка)
(ответы детей).
- Кто помог потушить пожар? (Пожарная команда).
(ответы детей).
- Дети, а чтобы избежать пожаров дома, в детскому саду, на улице, что нужно знать? (Нужно знать правила пожарной безопасности. .).
(Ответы детей).

Нельзя брать в руки спички, зажигалки.

Ребенок:

Спичками мы не играем
Спички мы не зажигаем!
Спичками играть нельзя!
Вы запомните друзья!

Нельзя зажигать газовую плиту.

Ребенок:

На кухне газ у нас горит.
Меня он тянет как магнит.
Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть.
И спички ловко зажигать.
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
- К плите, чтоб руки не совала.
- Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай!

Нельзя включать утюг и другие электроприборы.

Ребенок:

Утюжок без мамы
Дома не включай.
Загореться может
Дом твой невзначай.

Нельзя влезать пальцами или предметами в розетки.

Ребенок:

Ты малыш запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком
И тебя ударит током.
Дело кончится бедой.
Ток в розетке очень злой!

Воспитатель:

Дети, а если случится пожар, что нужно делать? (При пожаре звонить "01", чтобы вызвать пожарную команду.)
(Ответы детей).
- А как называются люди, которые работают в пожарной команде? (Пожарники).
(Ответы детей).

Ребенок в костюме пожарника.

"Сам не справишься с пожаром.
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
"01" звони скорей.
Набирай умело!
Чтоб не все сгорело!"

Воспитатель:

Дети, но мы с вами должны знать, как надо правильно вести при пожаре.
- Если пожар небольшой - его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
- Нельзя тушить водой горящие электроприборы.
- Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым.
- Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

Ребенок в костюме пожарника.

Знает каждый гражданин
Это номер "01".
Если к вам пришла беда
Позвони скорей сюда.
А если нету телефона.
Позови людей с балкона.

Воспитатель:

Дети, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Итог.

Дети говорят, что им понравилось, и что запомнилось на занятии, лисичка прощается с ребятами.

Организованная образовательная деятельность
по мерам пожарной безопасности в средней группе
«Не шути с огнём»

Цель: Формировать у детей чувства опасности огня, привитие навыков пожаробезопасного поведения. Обучение правилам пожарной безопасности и правильным действием в случае возникновения пожара. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источником опасности.

Ход занятия

Воспитатель: загадывает детям загадку:
Все сжигает, ничего за собой не оставляет.
- О чем эта загадка?
- А знаете ли вы, зачем человеку нужен, огонь? (Обогреться, обсушиться, приготовить пищу, …)
- Да, без огня нет жизни. Мы с вами знаем, как люди дружат с огнем, как его используют. Огонь может быть другом.
- А сейчас давайте-ка, расскажем, как огонь может навредить или, как огонь может быть огнем-врагом. И вспомним сказку «Кошкин дом».
Инсценировка «Кошкин дом» (по мотивам произведения С.Я.Маршака)

Воспитатель:
Тили-бом, тили-бом,
На дворе высокий дом,

Слушайте, дети, Жила кошка на свете,
Заморская-Загорская,
А рядом с нею Кот Василий.
(выходят Кот и Кошка,кланяются)
Как-то раз гостей к себе пригласили.
Первыми прибежали козочки.
(входят козочки, кот и кошка встречают)
Козочки:
Здравствуйте, тётя Кошка,
Мы погреемся немножко.
Кот и Кошка:
Добро пожаловать, друзья,
Мы вам сердечно рады.
Воспитатель:
А за ними идет Петух,
А рядом Наседка.
(входят Петух и Курица).
Петух и Курица:
Здравствуйте, тётя Кошка,
Посидим с тобой немножко.
Кошка:
Здравствуйте, кума-Наседка
Садитесь, я вас вижу очень редко.
(стучится и вбегает Свинья)
Свинья:
Хрю-хрю, в гости к вам иду,
Вот это стол-на нём сидят,
Вот это стул-его едят.
Кошка:
Зачем вам стул наш есть,
На нем вы можете присесть.
Все герои:
Тетя Кошка,Тетя Кошка,
Поиграйте нам немножко.
(Кошка берет свечку и ставит на стол и садится за пианино.Герои сидят за столом)
Кошка:
Ну, давайте танцевать,
Вы пляшите, что хотите,
Лишь бы был веселый пляс.
(Воспитатель включает веселую музыку. Ребенок, изображающий огонь уходит за ширму.)
Все пляшут и скачут. В доме появляется огонь. Все останавливаются.

Воспитатель:
Еще одно мгновение-
И легкий огонёк,
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
С треском, щелканьем и громом,
Встал огонь над новым домом.
Может пол и потолок,
Стены дымом заволок.
Вдруг все разом заголосили:
Пожар! Горим! Горим!
(хватаются за головы)

Воспитатель складывает и убирает ширму «Кошкин дом».

Воспитатель:
Бом-бом! Тили-бом!
Был на свете Кошкин дом,
Ставенки резные, окна расписные.
Тили-бом! Тили-бом!
Погорел у Кошки дом,
Не найти его примет,
То ли был, то ли нет!
- Вот такая история приключилась!
- Как возник пожар? Почему?
- Что случилось в результате пожара?
- Чем бы мы с вами могли помочь при тушении пожара?
- Как бы мы его тушили?

Физкультминутка!!!

Воспитатель: Ребята, а из-за чего может еще начаться пожар?(из-за неосторожного обращения со спичками …)
- Не надо еще забывать, что рядом с нами есть много предметов, приборов (электроприборы) с которыми нужно обращаться внимательно, аккуратно. Сейчас я загадаю вам загадки об электроприборах и узнаю, какие электроприборы вы знаете.

1.Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (утюг)

2.К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю,
И пятна, и грязь с порошком отстираю
Хорошую баню устрою белью
Хозяйка оценит работу мою! (стиральная машина)

3.Берегитесь,пыль и мусор,
Живо с вами разберусь я.
И не прячьтесь по углам,
Все равно найду вас там! (пылесос)

4.В кухне главная она,
Словно воздух нам нужна.
Может жарить, может печь,
Щи и вкусный борщ сварить,
Может чайник вскипятить! (электроплита)

Воспитатель:
- Молодцы!!! Я вижу, вы знаете электроприборы. Они очень полезные и облегчают жизнь человеку.
- А чем опасны электроприборы? (если электроприбор неисправен или им неправильно пользоваться может случится пожар)
- Ребята, а как же правильно поступать? Что бы не было беды.(Не трогать и не включать самим электроприборы, если вдруг что- то случится немедленно сказать взрослым).
- А кто приходит на помощь, когда случится пожар? (пожарные)
- А по какому телефону мы можем позвонить пожарным? (01)
Показать карточку, всем вместе прочитать номер
- А что еще обязательно нужно сообщить пожарным, что бы они правильно приехали? (свой домашний адрес)
Спросить у 2-3 человек домашний адрес
Правила эти запомнить несложно
В жизни помогут они вам не раз.
Пусть каждый из навсегда будет в жизни счастливым и здоровым!

Конспект-занятия по ОБЖ на тему:

«Пожарная безопасность»

в средней группе

Цель:

Привитие элементарных основ безопасного поведения во время пожара

Задачи:

1. Обучающая:

Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2. Развивающие:

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

3. Воспитательные:

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов 112, 102.

Словарная работа:

Пожарный, пожарный рукав, брезентовый, шлем – каска, противогаз, сигнальные огни, сирена, огнетушитель

Ход занятия

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

Ребята, садитесь на свои места.

Воспитатель: Послушайте и отгадайте, из какого произведения данный отрывок?

(показ иллюстрации)

А лисички,
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"

(К.Чуковский «Путаница»)

Как вы считаете, правильно поступили лисички? (ответы детей)

Давайте расскажем лисичкам, как избежать опасных ситуаций, связанных с огнем.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

Словечко за словечком -
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье -
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья,
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол,
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

- Что случилось в этом доме? (Пожар)

- Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди)

- Отчего может возникнуть пожар? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин)

Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску)

А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай»

1. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

2. Победит огонь коварный -
Тот, кого зовут… (пожарный)

3. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)

4. Висит - молчит,
а перевернешь, шипит,
и пена летит (огнетушитель).

5. Раскалился если вдруг

Электрический утюг.

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки)

7. Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг.

В часть пожарным позвонить

О пожаре …. (сообщить)

8. Если хочешь ты гулять.

Вскачь не надо убегать.

Закрывая в доме дверь-

Все ли выключил?.....(проверь.)

Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

(На доске карточка с телефоном)

Знает каждый гражданин - этот номер 112

Если к вам пришла беда - позвони скорей сюда

Физкультминутка

Выше ноги! Раз, два, три! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (раз, два, три)
Руки перед грудью ставим –
И рывки мы выполняем. (раз, два, три)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (раз, два, три)
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись. (раз, два, три)

- Что же делать, если в доме начался пожар? (ответы детей).

Что у нас за коробочка на потолке? (пожарная сигнализация)

А это что такое (огнетушитель), для чего он необходим? (на столе стоит огнетушитель и картинка с сигнализацией).

Я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило.

1 картинка. Квартира, горит телевизор, мальчик держит в руках одеяло - набрасывает его на огонь.

Правило: если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную ткань, одеяло.

2 картинка. Ребенок звонит по номеру 112.

Если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру 112.

3 картинка . Мальчик выбегает из помещения.

Если вызвать пожарных невозможно, то нужно покинуть помещение.

4 картинка . Квартира, много дыма, на полу на четвереньках к двери ползет ребенок.

Правило : Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

5 картинка. Ребенок стоит на балконе, а позади него огонь и дым.

Если выйти невозможно, необходимо выбраться на балкон и звать людей на помощь.

Главное правило - нельзя прятаться под кровать или в шкаф - так тебя будет труднее найти пожарным.

При пожаре в подъезде - никогда не садись в лифт - он может отключиться, остановиться и ты задохнешься.

А сейчас давайте выстроим последовательность действий при пожаре.

(показываю иллюстрации).

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я читаю стихи, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками, а если так не делаете – молчите.

Кто, из вас завидев дым, набирает 112 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я… .)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький. (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вспомните,

О чем мы сегодня говорили? (о пожаре).

Почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

Что мы должны делать, если случился пожар?

А в следующий раз мы поговорим о других опасностях, которые могут возникнуть как дома, так и на улице.

Жизненная ситуация, раздается тревожный сигнал. Сообщение о пожаре. Эвакуация всех детей и сотрудников. Воспитатель берет табель посещения детей и сумку скорой помощи, двери не закрывает. Помощник воспитателя помогает воспитателю. Эвакуация детей на безопасное место.