Обработка персональных данных трудовой договор. Персональные данные работников

В ситуации, когда организация заключила договор с оператором связи об оказании услуг связи (Интернет), в договоре абонента с юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем устанавливается обязанность предоставлять оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем список лиц, использующих его оборудование, а также срок представления указанного списка.Обоснование: В договоре абонента помимо обязательных сведений (Ф. И.О., контактные данные и т. д.) установлено обязательство представления списка лиц, пользующихся оконечным оборудованием, с обновлением такого списка не реже одного раза в квартал (п. 22(1) Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, введен Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей"). Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее — Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По нашему мнению, организация связи, рассматриваемая в данном вопросе, подпадает под определение оператора персональных данных, согласно которому оператором признается, в частности, юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (ст. 3 Закона N 152-ФЗ). В то же время обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Таким образом, организация — оператор связи подпадает под ограничения, установленные ст. 7 Закона N 152-ФЗ, в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этой связи считаем, что каких-либо дополнительных мер предосторожности для защиты персональных данных работников организации не требуется. Вместе с тем в Российской Федерации согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрена свобода договора. Возможность договориться с оператором о, например, выборе ответственного за пользование оконечным оборудованием либо заключить дополнительное соглашение о неразглашении персональных данных, включив в него размер штрафа по своему усмотрению, всегда есть. Соответственно, организация вправе предусматривать условия в договоре совместно с оператором по согласованию о неразглашении персональных данных. Таким образом, обязательство о представлении списка лиц, пользующихся оконечным оборудованием, установлено законодательно, а вот особые условия, такие как соглашение о неразглашении персональных данных, возможно предусмотреть сторонами в самом договоре.

Обязана ли организация, заключившая договор с оператором связи об оказании услуг связи (Интернет), предоставить персональные данные работников организации, имеющих на своих рабочих местах доступ к сети Интернет? Как обезопасить себя от утечки персональных данных работников?

Согласие на обработку персональных данных — относительное нововведение законодательства, обеспечивающее защиту личной информации о человеке от неправомерного использования. Согласие на обработку персональных данных требуется при трудоустройстве, открытии банковского счета и во многих других жизненных ситуациях. Основания и последствия дачи такого согласия, отказа от его предоставления или отзыва изложены в настоящей статье.

Что является персональными данными

Понятие персональных данных дается в ст. 3 одноименного закона № 152-ФЗ от 27.07.2006. Это все сведения, относящиеся к человеку, то есть к физическому лицу. Иными словами, персональными данными можно считать абсолютно любую информацию — от имени до содержания трудовой книжки.

Однако, несмотря на то, что на обработку (то есть изучение, хранение, передачу и т. д.) таких сведений необходимо согласие их носителя, далеко не все из них требуют соблюдения конфиденциальности.

Закон «О персональных данных» делит их на 3 категории:

  • общедоступные — основные анкетные данные (имя, отчество, фамилия, гендерная принадлежность, дата рождения и т. д.);
  • биометрические — внешние данные и некоторые физиологические особенности (последние — при условии их визуального определения);
  • специальные — национальность, вероисповедание, сведения о состоянии здоровья, а также данные о взаимоотношениях с законом (судимость, привлечение к ответственности), частично — информация в сфере занятости (причины увольнения и т. д.).

огласие на обработку персональныхданных требуется от их носителя только при использовании второй и третьей категорий, то есть специальных и биометрических. Общедоступная информация может использоваться свободно в рамках закона, а также в соответствии с общепринятыми канонами морали и этики.

Исключение — обработка информации в рамках уголовного дела, в ходе оперативно-розыскной деятельности, в целях установления личности при отсутствии документов (в основном касается биометрических данных) и в прочих подобных ситуациях.

В таких ситуациях согласия на обработку персональных данных не требуется.

Защита персональных данных работника

Принимая сотрудника на работу, работодатель, в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ, требует от него ряд документов, а именно:

  • паспорт;
  • диплом или другой документ, подтверждающий наличие образования или квалификации;
  • трудовую книжку (исключение — первичное трудоустройство);
  • СНИЛС;
  • военный билет (обязательно для мужчин, для женщин — в случае постановки на воинский учет).

Если должность, на которую претендует соискатель, не предполагает ее замещения гражданином, имеющим судимость, может потребоваться еще и соответствующая справка.

Все эти документы содержат персональные данные о будущем или настоящем сотруднике. Поэтому, как только они оказываются в руках работодателя, в действие вступают положения гл. 14 ТК РФ, обеспечивающие конфиденциальность личной информации.

В частности, ст. 86 ТК РФ дает руководителям согласие на обработку персональных данных работника только в служебных целях, которыми могут являться:

Не знаете свои права?

  • оказание содействия в продвижении сотрудника по карьерной лестнице или получении им образования;
  • обеспечение безопасности подчиненных;
  • контроль за эффективностью труда работников.

Согласно п. 8 ст. 65 ТК РФ работодатель должен под роспись довести до работника, каким образом и в каком порядке будут храниться, обрабатываться и использоваться предоставленные им сведения. Согласие на обработку персональных данных при приеме документов от работника нужно обязательно, при этом работник предупреждается о возможности отказаться либо в дальнейшем представить отзыв согласия на обработку персональных данных, а также о последствиях этого.

Последствия отказа от дачи согласия на обработку персональных данных

Сам по себе отказ от согласия на обработку персональных данных юридических последствий не несет — в силу ч. 1 ст. 9 закона № 152-ФЗ согласие должно быть выражено добровольно и свободно.

Однако ч. 5 ст. 6 этого же закона допускает отсутствие согласия на обработку персональных данных, если это необходимо в целях исполнения договора, в том числе и трудового. Иными словами, работодатель, исполняя свои обязанности, возложенные на него законом, может в интересах работника — субъекта персональных данных обработать эти сведения без его согласия (при условии использования данных исключительно в служебных целях).

Положение ч. 5 ст. 6 закона № 152-ФЗ распространяется на уже действующих сотрудников, то есть принять соискателя на работу без его согласия на обработку персональных данных работодатель не сможет — трудового договора еще нет, соответственно, и обязанности его исполнять у руководителя тоже нет.

Кроме того, в ряде случаев отказ от согласия на обработку персональных данных всё же может привести к нежелательному результату. Например, если в организации действует пропускной режим, то выписать (заменить) сотруднику пропуск при таких обстоятельствах работодатель не сможет — это действие выходит за рамки служебных целей. Таким образом, отсутствие согласия здесь означает невозможность исполнения трудовых функций.

Ответственность за разглашение персональных данных

В силу ст. 90 ТК РФ ответственность работодателя за разглашение персональных данных варьируется от дисциплинарной до уголовной. То есть любое нарушение конфиденциальности личной информации о работнике, будь то передача сведений или неправомерное их использование, обойдется для виновного весьма суровым наказанием.

Например, в соответствии со ст. 137 Уголовного кодекса РФ, подобные действия могут стоить руководителю должности или даже свободы на срок до 2 лет.

Таким образом, законодательство содержит все необходимые инструменты для того, чтобы работники могли не опасаться за разглашение информации о себе.

Однако, прежде чем ставить подпись в форме согласия на обработку персональных данных, имеет смысл выяснить, не выходят ли запрашиваемые сведения за рамки необходимых для трудоустройства или кадровых перестановок.

Например, сведения о наличии или отсутствии судимости требуются только в тех случаях, когда это нужно для соответствия занимаемой должности. То есть, устраиваясь на работу менеджером по продажам, такие данные предоставлять не нужно. Соответственно, и согласие на обработку персональных данных такого характера тоже предоставлять не следует.

Уведомление об обработке персональных данных

Ст. 22 закона № 152-ФЗ обязывает работодателя вначале направить уведомление об обработке персональных данных в специализированный орган, которым является Роскомнадзор. Уточнить, выполнил ли руководитель это условие, можно на официальном интернет-портале службы.

Кроме того, перед тем как дать согласие на обработку персональных данных, будет нелишним удостовериться в том, что работодатель имеет на это право, то есть является оператором. В этом тоже поможет сайт Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку персональных данных

Отзывать согласие на обработку персональных данных имеет смысл в 2 случаях:

  • при выявлении со стороны работодателя нарушения в части хранения и обеспечения конфиденциальности информации о сотруднике;
  • при увольнении.

Отзыв составляется в свободной форме, но при его оформлении стоит сослаться на 2 нормы закона № 152-ФЗ: п. 1 ст. 9, устанавливающий добровольность дачи согласия на обработку персональных данных, и п. 5 ст. 22, регламентирующий обязанность оператора (в данном случае — работодателя) прекратить обработку и уничтожить всю имеющуюся у него информацию о сотруднике.

Работодатель должен уничтожить все сведения в течение 30 дней с того момента, как работник отозвал свое согласие на обработку персональных данных.

Обязан ли работодатель требовать от работников письменное согласие на обработку персональных данных, в том числе при заключении трудового договора? Необходимо ли брать данное согласие с работников, с которыми заключен до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"? Существуют ли установленные перечни объемов обрабатываемых работодателем персональных данных, которые нельзя превышать?

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных может осуществляться только в установленных данной статьей случаях. Одним из таких случаев является получение от субъекта персональных данных согласия на их обработку (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что в иных случаях получение согласия на обработку персональных данных не требуется. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

Таким образом, если работодатель получает от работника, хранит и передает лишь ту информацию, которая необходима для исполнения трудового договора, получение согласия работника на такие действия не требуется. Однако отсутствие согласия работника исключает возможность осуществления работниками кадровых служб многих стандартных действий, необходимость которых не вытекает из трудового договора. Так, например, без согласия работника работодатель не может получить и хранить копии предоставленных им при приеме на работу документов, содержащих в себе информацию, не требующуюся для исполнения трудового договора (например, информацию о месте рождения), в том числе паспорта (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2014 N Ф08-480/14 по делу N А53-10287/2013, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 15АП-15175/13, решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2013 N А53-12557/2013). Также работодатель без согласия работника не может обрабатывать его контактные данные (номер телефона, электронную почту и т.д.), поскольку отсутствие данной информации не влечет за собой невозможность исполнения трудового договора.

Если же работодатель все-таки планирует обрабатывать такую информацию, ему необходимо получить согласие работника. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Из данной нормы следует, что в общем случае согласие работником может быть дано в том числе и в устной форме, однако работодателю в любом случае необходимо обеспечить возможность подтвердить факт получения такого согласия (ч. 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). Кроме того, для отдельных категорий персональных данных законом прямо установлена необходимость получения именно письменного согласия на их обработку (ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ). Такой вид обработки персональных данных, как их передача, также возможен только с письменного согласия работника, за исключением установленных законом случаев (ст. 88 ТК РФ).

Требования к содержанию письменного согласия для случаев, когда такое согласие необходимо в силу закона, установлены ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. Так, согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

В иных случаях специальных требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, если такое согласие дается в письменной форме, законом не установлено. Однако к такому согласию применяются общие требования ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, в соответствии с которыми согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Это значит, что работодателю в любом случае необходимо указать, какой конкретно объем информации, в какой форме и для каких целей он планирует обрабатывать (абзац третий п. 5 разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14.12.2012; далее - Разъяснения Роскомнадзора).

Отметим, что в качестве формы получения письменного согласия на обработку персональных данных можно рассматривать и включение соответствующего пункта в трудовой договор, если его содержание будет отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию указанного согласия (абзац четвертый п. 5 Разъяснений Роскомнадзора).

Законодательством не установлено требований к объемам персональных данных, которые работодатель вправе обрабатывать с согласия субъекта персональных данных. Субъект персональных данных вправе передать оператору любые персональные данные, которые стороны данных правоотношений посчитают нужными. В зависимости от вида передаваемых данных будут различаться лишь требования, предъявляемые законодателем к форме согласия на обработку таких данных и к самому порядку такой обработки.

В силу существующих общеправовых принципов нормативные правовые акты обратной силы не имеют и распространяют свое действие на отношения, возникшие после вступления их в силу (определения Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 15 июля 2010 года N 958-О-О, от 17.11.2011 N 1614-О-О). Таким образом, любые отношения, связанные с обработкой персональных данных, возникшие после вступления в силу Закона N 152-ФЗ, должны подчиняться установленным этим законом требованиям независимо от даты возникновения иных отношений (в том числе трудовых) между субъектом персональных данных и оператором. Следовательно, в настоящий момент обработка персональных данных работников, в том числе принятых до даты вступления в силу Закона N 152-ФЗ, возможна только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 6 указанного закона.

Узнаем некоторые особенности получения согласия на обработку персональных данных.

Если закон устанавливает обязанность получить согласие субъекта ПД на их обработку, оператор не имеет права принуждать этого субъекта к подписанию соответствующего соглашения. Гражданин принимает решение о предоставлении его ПД и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе (п. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).

Если субъект ПД недееспособен, согласие на обработку дает его законный представитель (например, если субъект – ребенок, его представляет один из родителей). Если субъект ПД мертв, согласие необходимо получить у его наследников (при условии, что это согласие не было дано субъектом ПД при жизни) .

Роскомнадзор в Разъяснениях указывает, что работодатель вправе обрабатывать персональные данные работника без получения соответствующего согласия в случаях, предусмотренных коллективным договором, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка (являющимися обычно приложением к коллективному договору), соглашением, а также локальными актами.

А вот при привлечении сторонних организаций для ведения кадрового и бухгалтерского учета работодатель обязан получить согласие работников на передачу их персональных данных.

Пунктом 2 ст. 9 Закона о персональных данных предусмотрена возможность субъекта ПД отозвать свое согласие на их обработку. Там же оговаривается возможность такой обработки без согласия субъекта ПД в случаях, установленных законом.

Форма согласия на обработку ПД

Согласие на обработку ПД может быть дано субъектом ПД или его представителем в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения (если иное не установлено федеральным законодательством (п. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).

Роскомнадзор в Разъяснениях рекомендует согласие работника либо оформлять в виде отдельного документа, либо закреплять в тексте трудового договора. Требования к содержанию такого документа указаны в ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.

Согласие в письменной форме должно включать в себя , в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта ПД, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта ПД, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта ПД);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень ПД, на обработку которых дается согласие субъекта ПД;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта ПД, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Если согласие на обработку ПД составляется в форме электронного документа , оно должно быть подписано электронной подписью – таково требование п. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.

Некоторые вопросы получения согласия субъекта ПД на их обработку

Что нужно учитывать, когда условие об обработке ПД является частью документа, например, договора?

Когда условие об обработке ПД является неотъемлемой частью подписываемого документа:

1. Содержание согласия должно быть конкретным и информированным , то есть включать сведения, позволяющие субъекту ПД однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных. Законом о персональных данных установлены требования к форме такого согласия (которые разберем ниже).

2. Документ должен предусматривать возможность отказа от данного условия, поскольку согласие добровольное.

Возьмем в качестве примера Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 № 09АП-9095/2015-АК. Гарантийная мастерская вынудила клиента подписать приложение к заявлению о сдаче товара, включающее пункт о согласии на обработку персональных данных. Согласие было неотъемлемой частью приложения, имело типовую форму с заранее определенными условиями, что не позволяло потребителю влиять на его содержание. Кроме того, приложение не предоставляло возможности отказаться от этого условия. Суд признал ремонтную организацию виновной в нарушении Закона о персональных данных.

Получатель жилищной субсидии не дает согласия на обработку персональных данных по религиозным соображениям. Имеет ли он право на получение госуслуги?

Когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Законом о госуслугах , для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта ПД на едином портале государственных и муниципальных услуг, согласие субъекта ПД на обработку указанной информации не требуется.

Статьей 6 Закона о персональных данных определены условия обработки персональных данных, в том числе указаны случаи, когда допускается обработка ПД без согласия на это субъекта ПД, среди которых и получение госуслуги. Из буквального толкования названной нормы следует, что каждый из таких случаев является самостоятельным основанием обработки персональных данных .

Получатель госуслуги в заявлении на ее получение выражает согласие на передачу и обработку своих персональных данных, необходимых для предоставления услуги.

Обращаясь с заявлением о предоставлении жилищной субсидии и указывая в нем необходимые данные, а также прилагая к нему предусмотренные законодательством документы, получатель госуслуг фактически выражает согласие на передачу и обработку своих персональных данных, требуемых для предоставления услуги.

Ни Законом о персональных данных, ни Законом о госуслугах не установлено, что обработка персональных данных гражданина в целях предоставления ему государственных или муниципальных услуг должна осуществляться только с его письменного согласия. Гражданин имеет право получать госуслуги даже без предоставления письменного заявления на обработку своих персональных данных.

Рассмотрим Апелляционное определение Костромского областного суда от 16.05.2012 по делу № 33-703А. При подаче документов в МФЦ гражданка не стала подписывать заявление о согласии на сбор ее персональных данных, в связи с чем ей было отказано в выплате субсидии. Суд первой инстанции признал действия сотрудников МФЦ правильными, поскольку обработка персональных данных заявителя сотрудниками МФЦ может осуществляться только с письменного согласия. Нежелание дать такое согласие – основание для отказа в приеме заявления и комплекта документов на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Вывод суда о том, что МФЦ как оператор персональных данных обязан обеспечить их защиту, соответствовал нормам Закона о персональных данных и Закона о госуслугах. Вместе с тем последующие выводы о невозможности обработки персональных данных без письменного согласия получателя госуслуг и обоснованности отклонения документов на предоставление субсидии апелляционный суд признал ошибочными, поскольку заявление о предоставлении госуслуги с приложенными к нему документами получатель не отзывал, от предоставления услуги не отказывался. А отзыв заявления о согласии на обработку персональных данных, получение которого в силу закона необязательно, не являлся основанием для невозможности предоставления госуслуги. Тем более что у оператора были основания продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта ПД.

Субъект ПД уклоняется от исполнения договора (не платит по счетам) и не хочет, чтобы кредитор беспокоил его звонками. Может ли субъект отозвать согласие на обработку своих персональных данных?

Обработка персональных данных может быть продолжена даже после того, как субъект ПД направил требование о ее прекращении, если правоотношения, возникшие между сторонами, продолжаются.

Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.10.2015 по делу № 33-11127/2015. При заключении кредитного договора гражданин дал согласие на обработку ПД, а впоследствии обратился с заявлением об отзыве этого согласия. Банк отказался исполнить требования клиента, поскольку у него имелась просроченная задолженность. Суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд, куда обратился должник, указали, что согласие на обработку персональных данных действительно может быть отозвано субъектом персональных данных (п. 2 ст. 9 Закона о персональных данных). Однако в случае отзыва субъектом ПД согласия на обработку оператор все равно может ее продолжить при наличии на то законных оснований.

Одно из таких оснований установлено п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: обработка ПД необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПД, для заключения договора по инициативе субъекта ПД или договора, по которому субъект ПД будет выгодоприобретателем или поручителем.

Субъект ПД отозвал согласие на их обработку. Но оператор может ее продолжить при наличии на то законных оснований, например, если это необходимо для исполнения договора с субъектом ПД.

Как следует из содержания данной нормы закона, согласие субъекта ПД на обработку персональных данных не требуется, если она осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект ПД. Поскольку субъект ПД задолженность перед банком не погасил – договор не расторгнут , для взыскания недостающих сумм кредитная организация вправе продолжать обработку ПД и после отзыва субъектом ПД своего согласия.

Случается и другое – оператор обрабатывает персональные данные лица, не участвующего в договоре , которые предоставлены другой стороной при заключении сделки. Например, получатель кредита указывает телефоны своих близких родственников, по которым можно с ним связаться. Оператор может получить такие данные иным путем, если другая сторона не выполняет обязательства по договору. Но следует помнить, что в рассматриваемом случае обработка полученных оператором персональных данных незаконна, несмотря на то, что это могло бы помочь исполнению договора.

Объект ПД, не давший своего согласия на обработку ПД и не являющийся стороной договора, имеет право потребовать прекратить незаконно использовать полученные сведения , а также компенсировать моральный и материальный вред, полученный в результате указанных действий. Рассмотрим Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 14.09.2015 по делу № 33-3094/2015. При заключении договора по просьбе сотрудника банка клиент предоставил телефон своей супруги. После несвоевременного внесения очередной суммы обязательного платежа сотрудники банка стали звонить женщине с требованием посодействовать в возвращении долга. В первом же разговоре жена должника сообщила, что не согласна на использование ее персональных данных, и просила прекратить их обработку. Однако звонки с угрозами и требованиями продолжали поступать. Суд, куда обратилась истица, признал действия банка незаконными, потребовал прекратить обработку персональных данных и выплатить женщине компенсацию морального вреда, поскольку ст. 17, 24 Закона о персональных данных предусмотрено право субъекта ПД на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Вправе ли прокурор потребовать от медучреждения предоставить персональные данные пациентов, больных наркоманией, если согласия на такую обработку ПД эти пациенты не давали?

Прокурор или иное должностное лицо имеет право на получение персональных данных в том числе пациентов больницы, если обработка данных необходима для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.07.2014 по делу № 11-6845/2014. Районный прокурор в интересах неустановленного круга лиц через суд лишил водителя права на управление транспортным средством. Причиной послужило наличие у гражданина заболевания, запрещающего вождение автомобиля. Информация была получена прокурором посредством предоставления выписки из истории болезни.

Водитель решил, что его персональные данные были обработаны без согласия, и обратился в суд, указав, что не давал согласия на обработку ПД во время лечения от алкоголизма в районной больнице. Суд счел правильными действия прокурора, а также действия администрации больницы, предоставившей должностному лицу выписку из истории болезни пациента. Суд установил, что администрация больницы предоставила список лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» районному прокурору по его требованию.

Должностное лицо вправе получить персональные данные, если это необходимо для осуществления и выполнения возложенных на него функций, полномочий и обязанностей.

В силу толкования ст. 1, 21, 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе в том числе требовать от руководителей организаций и других должностных лиц представления необходимых для выяснения возникших вопросов сведений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка ПД допускается для достижения целей, указанных в законе, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей. Таким образом, Закон о персональных данных, которым предусмотрена обработка персональных данных с согласия их носителя, не препятствует удовлетворению запроса прокурора на истребование сведений в отношении лиц, состоящих на учете в медучреждениях с диагнозами, не позволяющими иметь разрешение на управление транспортными средствами.

Имеет ли право медучреждение заключить договор с ритуальным агентством на предмет перевозки умерших? Не будет ли это расценено как нарушение врачебной тайны и незаконная передача персональных данных?

Если доказательств получения ритуальным агентством в качестве встречного обязательства информации о родственниках умершего суду не будет представлено, то есть если будет доказано, что договор с медучреждением заключен без обязательной передачи персональных данных, действия участников договора будут признаны правомерными.

Рассмотрим в качестве примера Постановление ФАС УО от 26.03.2013 № Ф09-1909/13. Между ритуальным агентством и муниципальной больницей был заключен договор на оказание безвозмездных услуг по обеспечению перевозок умерших в морг специализированным транспортом. ФАС посчитала, что данный договор противоречит п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции , что выражается в совершении действий, направленных на незаконное получение и использование информации (персональных данных), и вынесла постановление о прекращении нарушения. По мнению антимонопольного органа, ритуальное агентство оказывало услуги в обмен на контакты родственников умершего.

Факт незаконной передачи персональных данных третьему лицу может быть установлен только при наличии соответствующих доказательств.

Кроме того, обработка персональных данных не допускается без согласия субъекта ПД, а в случае его смерти – без согласия его наследников (п. 1 ст. 6, п. 7 ст. 9 Закона о персональных данных). Также в силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к указанной информации, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без соответствующего согласия.

Еще один запрет на передачу информации третьим лицам (в нашем случае – ритуальному агентству) содержат п. 1, 2 ст. 13 Закона о здоровье, не допускающие разглашение врачебной тайны (сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при медицинском обследовании и лечении) в том числе после смерти человека. Таким образом, по мнению антимонопольного органа, передавать информацию об умерших ритуальному агентству больница не имела права.

Однако суды указали, что из текста заключенного договора не следует, что ритуальное агентство в качестве встречного предоставления получило от больницы информацию об умерших. В договоре также не указано, что перевозчик получает какие-либо документы, содержащие персональные данные умерших. При этом антимонопольный орган не установил, каким способом осуществляется документооборот в больнице. Соответственно, доказательств, подтверждающих передачу от больницы ритуальному агентству персональных данных в период исполнения договора, антимонопольный орган предоставить не смог – суд первой инстанции, а впоследствии и апелляционный суд посчитали действия ФАС незаконными.

Итак, обратите внимание, что именно оператор – то есть организация или лицо, обрабатывающие персональные данные (производящие с ними любые действия), – обязан доказать, что согласие субъекта ПД на их обработку получено или что обработка данных возможна на основаниях, установленных законом .

В силу п. 2 ст. 24 Закона о персональных данных моральный вред, причиненный субъекту ПД вследствие нарушения его прав, правил обработки персональных данных подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Причем возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом ПД убытков.

См. статью С. П. Фролова «Какие персональные данные можно обрабатывать?», № 3, 2016.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

Пункты 6, 7 Закона о персональных данных.

Письмо Роскомнадзора от 24.12.2012 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» опубликовано на официальном сайте www.rsoc.ru.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пункт 3 ст. 9 Закона о персональных данных.


В действующий ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включена отдельная глава (14) «Защита персональных данных работника», состоящая из шести статей (85-90). Статья 85 ТК РФ формулирует два основных для данной главы понятия: персональные данные работника; обработка персональных данных работника. Персональные данные - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работников.

Структурное выделение в Трудовом кодексе РФ персональных данных вызвано необходимостью упорядочения отношении по получению и использованию работодателем информации о работнике личного характера и установления правил защиты этой информации от неправомерного использования. Положения данной главы основываются на Конституции РФ, согласно ст. 23 и 24 которой каждому человеку гарантируется право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, при этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Конституция РФ, в свою очередь, восприняла положения международных актов, согласно которым право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну относятся к числу основных прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 12), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 8), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 9), Директива Европейского сообщества № 95/46/ЕС прямо определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к идентифицированному лицу или к лицу, которое может быть идентифицировано. Иными словами, указывается на «информацию об идентифицируемом лице», а не на «идентифицирующую информацию», как в российском Законе 1 Зайцева О.Б. Персональные данные работника и их передача работодателю в связи с трудовыми отношениями // Трудовое право. 2003. № 7. С. 18. .

Следует обратить внимание на то, что определенные сведения о персональных данных работодатель имеет право требовать, а работник обязан их предоставить (ст. 65 ТК РФ; Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которым утверждена форма Личной карточки работника). Иные сведения можно получить только с согласия работника, что нередко важно для него самого в целях реализации прав (в том числе на льготы) и интересов; например, о членстве в профсоюзе, инвалидности, беременности. Работодатель не имеет права запрашивать информацию о состоянии здоровья работника за исключением тех сведений, которые относятся к возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 88 ТК РФ).

Общие требования к обработке персональных данных и гарантии их защиты закреплены в ст. 86 ТК РФ. Согласно ст. 87 ТК РФ защита персональных данных от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается самим работодателем с соблюдением требовании Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов.

Защита персональных данных предусмотрена законом как на стадии их получения (п. 8 ст. 86 ТК РФ), так и на стадии передачи (ст. 88 ТК РФ), хранения и использования (ст. 89 ТК РФ).

Работники, которым в установленном законом порядке переданы сведения о персональных данных работника, обязаны не допускать их разглашения. В случае нарушения этого правила, когда сведения, составляющие врачебную, семейную и другую тайну, становятся достоянием других лиц, виновные несут за это ответственность.

В советском трудовом законодательстве правовой регламентации подвергались отдельные аспекты защиты персональных данных работника. «Институт защиты персональных данных работника в ТК РФ был в значительной степени рецептирован из западного законодательства. Другой причиной, вызвавшей появление в ТК РФ гл. 14 «Защита персональных данных работника», стало изменение стратегического подхода к правам человека на уровне Конституции РФ, которая провозгласила права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2). «Этому способствовало и то, что с середины 90-х гг. XX в., как уже отмечалось, начала формироваться комплексная отрасль законодательства «информационное право», одним из основных направлений которой стала защита персональной тайны» 2 Лушников A.M. Защита персональных данных работника: сравнительно-правовой комментарий гл. 14 Трудового кодекса РФ // Трудовое право. 2009. № 9. С. 93-101; № 10. С. 77-82. .

Действующий Трудовой кодекс, как считают некоторые авторы, «с одной стороны, содержит требование уважать неприкосновенность личной сферы работника, но, с другой стороны, не содержит и запрет работодателю тотально "мониторить" работника» 3 Киселев А.В. Трудовой кодекс России в свете европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс» по состоянию на 1 ноября 2010 г. .

К числу нормативных актов, входящих в правовую базу регламентации отношении по защите персональных данных работника, относятся также Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Налоговый кодекс РФ (ст. 24), Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных». Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г., и другие нормативные правовые акты, касающиеся отдельных категорий работников, например. Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 г.

Между работником и работодателем складывается особое правоотношение в рамках единого трудового правоотношения по поводу информации, содержащей персональные данные работника, позволяющие идентифицировать его в качестве такового. Отсюда следует, что работодатель имеет не только обязанности, о которых говорилось выше, но и право на получение определенной информации о работнике, объем которой предусмотрен федеральным законодательством, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Соответственно, у работника возникает обязанность представить такую информацию, которая должна быть полной и достоверной. Согласно ТК РФ (ст. 86) порядок обработки персональных данных, а также права и обязанности работников регламентируются локальными нормативными актами. Развивая эту мысль, выскажем следующие соображения.

Действительно, с развитием соответствующего законодательства отношения в сфере конфиденциальной информации все более приобретают некий обособленный, самостоятельный и, как представляется, межотраслевой характер. Имея в виду, прежде всего и главным образом, трудовое право, нельзя не заметить, что применительно к его сложному и неоднородному предмету, эти так называемые информационные отношения могут входить в состав как индивидуального трудового правоотношения (уместно вспомнить характерное название ст. 5 Закона «Об информации...»: «Информация как объект правовых отношении»), так и, очевидно, быть самостоятельным видом отношений, связанных с ним.

Информационное отношение «встроено» в трудовое как его элементарная часть, потому что между работником и работодателем существуют как отношения по персональным данным работника, так и отношения, связанные с государственной, служебной, коммерческой тайной, которые могут составлять основное содержание трудовой функции. Что касается информационных отношений как самостоятельного вида отношений, связанных с трудовыми (наряду с отношениями по трудоустройству у данного работодателя, социальному партнерству и др.), то в пользу такой идеи говорит элементарный анализ состава этого правоотношения.

На уровне Федерального закона «О персональных данных» и в целях его применения впервые в отечественной практике определены следующие основные понятия:

  • персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;
  • оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;
  • обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;
  • распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
  • использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;
  • информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;
  • конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания 4 Богатыренко З.С. Новейшие тенденции защиты персональных данных работник в российском трудовом праве // Трудовое право. 2006. № 10. .

Федеральным законом «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с их обработкой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без их использования, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Права граждан в области информации защищены Федеральными законами: ст. 81 ТК РФ, 237 УК РФ, 495, 498, 726, 732, 774, 804, 840, 853, 1031, 1032 и другими ГК РФ, регламентирующими вопросы предоставления различной информации покупателю о товаре. Кроме вопросов предоставления информации, ГК РФ регулирует отношения, связанные с конфиденциальностью информации, отношения по поводу возмещения вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях и возмещением убытков, вызванных разглашением служебной или коммерческой тайны.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как выше уже говорилось, к основным обязанностям гражданского служащего отнесено требование не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (ст. 15).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСДС), разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (действующий с дополнениями и изменениями в ред. от 14.03.201 1), предусматривает, во-первых, что этот нормативный акт предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Во-вторых, предусмотрена регламентация трудовых функций специалистов, непосредственно связанных с использованием персональных данных работников или выполнением работ на их основе. К таким должностям относятся: заместитель директора но управлению персоналом, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, главный специалист по защите информации и др. 5 Бюллетень Минтруда РФ. 1998. № 12; Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Изд-е офиц. 4-е изд., доп. М.: Инст. Труда, 2005. Данные положения имеют значение для рассматриваемого вопроса, поскольку права и обязанности по сохранению конфиденциальной информации могут входить в содержание трудовой функции.

Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

  • законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
  • соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;
  • соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
  • достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;
  • недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой баз данных информации.