Объекты и субъекты муниципальной собственности. Субъекты муниципальной собственности относятся

Определила население муниципального образования , которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью . Это принципиальное положение получило дальнейшее развитие в ГК РФ: субъектами права муниципальной собственности объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. Таким образом, субъектами муниципальной собственности являются различные муниципальные (публично-правовые) образования в целом, а не их органы управления . Кроме того, подтверждена принципиальная установка на четкое разграничение государственной и муниципальной собственности.

От имени соответствующего муниципального образования – собственника – его правомочия и в соответствии со своей компетенцией управление муниципальной собственностью могут осуществлять те или иные его органы, а также по их специальному поручению и от их имени – юридические лица и граждане , что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Органы муниципального образования могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Частью этого имущества – денежными средствами – они будут отвечать по своим обязательствам . При осуществлении ими правомочий собственника – муниципального образования – они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета , составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

Муниципальное имущество делится на две части:

  1. имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение;
  2. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет свои особенности – прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Особенности участия в гражданском обороте муниципального образования:

  1. к муниципальным образованиям не могут применяться правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридического лица ;
  2. в состав имущества муниципального образования, которым оно отвечает по своим обязательствам, не включается имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности;
  3. обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных

Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Она призвана служить экономической основой для самостоятельной, признаваемой Конституцией РФ деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения (ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Поэтому отдельные попытки отождествить эти формы собственности между собой, как это, например, сделано в Уставе г. Москвы, в котором одновременно признается и государственная собственность г. Москвы, и муниципальная собственность г. Москвы, а власти города именуются лицом, обладающим двойным (и государственным, и муниципальным) статусом (п. 19-21 ст. 11 Устава), есть не что иное как смешение конституционных основ построения Российской Федерации как государства (ср. ст. 11 и ст. 12 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК субъектами права муниципальной собственности признаются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и т.п.). Все они подлежат регистрации в Федеральном реестре муниципальных образований.

Вместе с тем муниципальные образования как собственники обладают рядом общих признаков с государством и государственными образованиями. Как и государство, они являются публичными собственниками, поскольку представляют интересы всех людей, проживающих на их территории, и призваны использовать принадлежащее им имущество в интересах большинства Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. - "Юстицинформ", 2005. с. 312..

Не обладая суверенитетом, они тем не менее наделены рядом нормотворческих функций - правом самостоятельно определять порядок и условия приватизации принадлежащего им имущества, устанавливать условия использования земель, находящихся в их границах, и т.п. (п. 3 и 4 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Все это и позволяет объединить государственную и муниципальную собственность в единую форму (вид) собственности - публичную собственность.

Объектами права муниципальной собственности являются имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, банки, жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. Порядок передачи этих объектов установлен тем же постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

Согласно п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 документом, подтверждающим право муниципальной собственности, является Реестр муниципальной собственности, который обязан вести орган по управлению муниципальным имуществом.

Но даже если такой объект и не был включен в реестр или перечень объектов муниципальной собственности, но в силу Приложения N 3 к указанному постановлению Верховного Совета РСФСР подлежал передаче в муниципальную собственность, судебная практика признает его объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Передача же объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность Российской Федерации или ее субъектов может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г.).

2.1. Субъекты владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).

Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вышеприведенное уточнение опущено. Законодатель в пункте 1 статьи 51 определил, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми органов местного самоуправления.

Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью. Местная управленческая элита в лице депутатского корпуса и муниципального чиновничества получила правовую основу для бесконтрольного пользования и распоряжения муниципального имущества. Муниципальная собственность из общественного достояния, т.е. достояния местных сообществ, фактически превратилась в собственность муниципальной корпоративной управленческой элиты. Она будет распоряжаться муниципальной собственностью как своей, с учетом своих собственных интересов и интересов определенных групп и отдельных личностей в местных сообществах.



2.2. Субъекты управления муниципальной собственностью

Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.

В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной собственностью выступают органы местного самоуправления. При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Вторую группу субъектов управления муниципальной собственностью составляют физические или юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, которым органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование.

В этой группе особое место занимают муниципальные организации в виде муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Их учредителями являются органы местного самоуправления, которые закрепляют имущество, находящееся в муниципальной собственности, во владение, пользование и распоряжение за муниципальными унитарными предприятиями на правах хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями - в оперативное управление.

Речь также идет об участии органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Уровни управления муниципальной собственностью . Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью представляет собой сложную систему отношений между ее субъектами. В ней можно выделить несколько уровней.

Первый уровень. Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью выступает непосредственно само местное сообщество. На этом уровне определяются отношения между местным сообществом и органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.

Вместе с тем в федеральное законодательство не предусматривает непосредственного участия местных сообществ, населения муниципальных образований в управлении муниципальной собственностью.

Второй уровень – это отношения, которые складываются в процессе управления муниципальной собственностью:

Между органами местного самоуправления (представительными органами и исполнительно-распорядительными органами);

Между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления (между представительным органом и главой муниципального образования, между местной администрацией и главой муниципального образования и т.п.).

Третий уровень – это отношения, возникающие между собственником в лице органов местного самоуправления и теми организациями, физическими лицами, которым передано в управление муниципальное имущество.

Четвертый уровень характеризует отношения, которые складываются и развиваются между структурными органами и подразделениями местной администрации в процессе управления муниципальной собственностью.

Управление муниципальной собственностью должно носить открытый характер. Органы местного самоуправления обязаны через средства массовой информации ежегодно информировать местные сообщества об эффективности использования муниципальным имуществом, об итогах проведения всех крупных операций с муниципальной недвижимостью и планах ее использования на последующий период.

3. Понятие «муниципальное хозяйство» в общественных науках

В теории и практике муниципального управления наряду с категорией «муниципальное хозяйство» используется и другие понятия, такие как: «коммунальное хозяйство», «местное (территориальное) хозяйство», «городское хозяйство». Поэтому, прежде чем раскрыть сущность и содержание категории «муниципальное хозяйство», необходимо, хотя бы в самой кратком виде дать характеристику других вышеназванных нами терминов.

О сущности понятия «коммунальное хозяйство». Данный термин в Российской Федерации в официальной и научной терминологии используется в нескольких значениях.

Коммунальное хозяйство – это отрасль экономики (народного хозяйства), обеспечивающая на местном уровне удовлетворение потребностей жителей в обслуживании жилья, в общественном пассажирском транспорте, в благоустройстве территории и т.п. В массовом сознании коммунальное хозяйство отождествляется с чистотой улиц, дворов и площадей; с наличием в домах, учреждениях тепла, воды и т.д.

Коммунальное хозяйство в странах с развитыми муниципальными организациями местного самоуправления рассматривается как однозначное понятию «муниципальное хозяйство».

Определение категории местное (территориальное) хозяйство. Хозяйство всегда «привязано» к конкретной территории. На местном уровне – это территории городского или сельского поселения, иного территориального образования.

Одни исследователи (Т.Т.Авдеева, Ю.В.Филиппов и др.) под местным хозяйством понимают взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства. В его основе лежит общность социальных и экономических интересов, исторически сложившееся единое экономическое, культурное и информационное пространство со специфической комбинацией факторов производства достаточных для осуществления хозяйственной деятельности. Она обеспечивает нормальные для местного сообщества занятость и доходы, и соответствующий ему уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах» (1).

Местное хозяйство формируется на основе взаимодействия различных форм собственности:

Государственной (федеральная и собственность субъекта Российской Федерации);

Муниципальной собственности;

Комплексной (в т.ч. кооперативная собственность);

Собственности общественных организаций;

Личной собственности населения (домохозяйства);

Смешанные формы собственности.

По мнению других специалистов (А.Г.Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С. Савченко и др.), местное хозяйство - это хозяйственная деятельность, которая связана с преобразованием материальной среды, среды обитания. В качестве субъектов этой деятельности выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций.

Цель местного хозяйства состоит в жизнеобеспечении населения, социальное благосостояние местного сообщества. (2).

О сущности понятии «городское хозяйство». Один из основоположников российской муниципальной науки Л.А.Велихов выделял три подхода при рассмотрении термина «городское хозяйство».

Согласно первому подходу, городское хозяйство есть совокупность частных хозяйств в городе, второго подхода - это сумма наличного оборудования и учреждений, обслуживающих городское благоустройство, третьего подхода - деятельность города в лице его городских публичных органов, которая направлена на удовлетворение известных коллективных потребностей городского населения. (3)

В современной муниципальной науке понятия «городское хозяйство» и «муниципальное хозяйство» не рассматриваются как однопорядковые. Первое можно трактовать еще как местное (территориальное) хозяйство, составным элементом которого является муниципальное хозяйство.

Определение категории «муниципальное хозяйство». Среди исследователей не сложилось какого-то единого взгляда в определении категории «муниципальное хозяйство». Можно выделить несколько основных точек зрения, которые сформировались среди исследователей.

Первый подход. По мнению ряда специалистов в области муниципальной науки понятие «муниципальное хозяйство» можно рассматривать как деятельность органов муниципального (городского) или местного самоуправления, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения (местного сообщества).

Второй подход. Под муниципальным хозяйством понимается совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных потребностей его населения образования и являющихся объектами управления со стороны органов местного самоуправления в определенных законом формах.

При этом в понятие «муниципальное хозяйство» включаются хозяйственные субъекты как муниципальной, так и других форм собственности, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования (4).

Согласно третьему подходу , категории «муниципальное хозяйство» и «местное хозяйство» рассматриваются как синонимы.

Можно предложить следующее определение искомого понятия: Муниципальное хозяйство – это совокупность муниципальных и иных организаций, использующих муниципальную собственность (а также переданную государственную собственность) в целях удовлетворения общественных потребностей местного сообщества .

Вместе с тем муниципальное хозяйство является категорией экономической науки. Она выражает экономические отношения между органом местного самоуправления как органом власти и субъектом хозяйственных отношений, между субъектами хозяйственной или иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности (5).

4. Характеристика муниципального хозяйства (особенности, виды, структура, ресурсы)

Особенности муниципального хозяйства. Местное самоуправление характеризуется двойственностью своей природы, что, в свою очередь, определяет особенности муниципального хозяйства.

С точки зрения ведения хозяйственной деятельности муниципальное хозяйство в значительной степени носит черты частного хозяйства. Это обусловлено его положением, которое муниципальное хозяйство занимает в условиях рынка, как самостоятельного и равноправного субъекта хозяйственной деятельности. Ему предоставлено законом право самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей.

Вместе с тем использование всех этих ресурсов органами местного самоуправления должно осуществляться только для выполнения общественных функций. Подчеркнем, формы распределения результатов хозяйственной деятельности являются общественными по своей природе . Общественный характер муниципального хозяйства заключается в том, что местное сообщество одновременно выступает заказчиком услуг , оказываемых органами местного самоуправления по поручению его членов, и является коллективным собственником муниципального имущества.

Обратим внимание еще на одну особенность муниципального хозяйства. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующих материальных и финансовых средств. Эти органы одновременно выступают в качестве субъектов управления муниципальным хозяйством.

Структура муниципального хозяйства. Выделим следующие элементы муниципального хозяйства:

Совокупность муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности, местные финансы;

Иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов местного сообщества;

Органы местного самоуправления - органы управления муниципальным хозяйством.

Роль каждого из элементов муниципального хозяйства обусловлена теми задачами, которые они призваны осуществлять в обеспечении условий жизнедеятельности местного сообщества, в удовлетворении коллективных потребностей его членов.

Виды муниципального хозяйства . В зависимости от роли, которую играют в решении вопросов местного значения те или иные элементы муниципального хозяйства, определяется вид муниципального хозяйства.

В коммунальной модели муниципального хозяйства члены местных сообществ сами оплачивают представляемые муниципальные услуги. Затраты, связанные с финансированием общественных услуг, осуществляются ими в форме уплаты налогов. Органы местного самоуправления накапливают финансовые ресурсы на общественные нужды. Вместе с тем данная модель муниципального хозяйства не предусматривает самостоятельной хозяйственной деятельности муниципалитета, который не обладает муниципальным имуществом, приносящего доход в местный бюджет. Эта модель организации муниципального хозяйства характерна для стран с довольно устойчивой экономической и социальной стабильностью. Недостаток ресурсов по исполнению возложенных на них полномочий, как правило, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства предусматривает участие органов местного самоуправления:

В проведении конкурсов на муниципальные заказы на предоставляемые общественные услуги;

В использовании экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости);

В предоставлении отдельных услуг, как правило, в социальной сфере, на базе муниципальной (коммунальной) собственности.

Кроме налогов, которые собираются с населения, с производителя продукции и услуг в границах территории, имеется возможность использования муниципальной собственности для получения рентных платежей. Словом, органы местного самоуправления имеют ограниченные возможности в управлении муниципальной собственностью.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства возлагает на органы местного самоуправления основное бремя по решению вопросов местного значения и обеспечению жизнедеятельности местных сообществ. Источниками доходов являются налоги и рентные платежи, доходы от деятельности муниципальных предприятий. Словом, муниципалитеты должны стать полномочным самостоятельным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Вряд ли одна из трех вышеназванных нами видов муниципального хозяйства функционирует в чистом виде. Существование той или иной модели обуславливается рядом факторов. Основными из них являются:

Отношения, которые складываются между государством и местным самоуправлением в части предоставления объема компетенции муниципальной организации местного самоуправления;

Наличием основных ресурсов территории и соответствие их полномочиям органов местного самоуправления;

Способность муниципальной организации местного самоуправления выполнять возложенную на нее местным сообществом цель и задачи;

Потенциальные возможности местного сообщества (материальные, финансовые, образовательные, культурные и т.п.).

Экономические ресурсы муниципального хозяйства включают в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы. В состав этих ресурсов входят муниципальное движимое и недвижимое имущество, местные природные ресурсы, земля, финансовые ресурсы органов местного самоуправления, имущество и финансы других хозяйствующих организаций, которые могут быть использованы для оказания муниципальных общественных услуг.

Литература

1. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000.- С.58.

2. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А.Г.Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н.Иванова, В.И.Патрушева; Академия социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2002. – С.236.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.- С.102.103.

4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. – М.: «Дело», 1997.- С.12,13.

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Становление права муниципальной собственности связано с признанием населения местных административно-территориальных образований, местных общин коллективными субъектами права публичной собственности, а не простыми или безответственными пользователями единого имущественного фонда общенародной или государственной собственности.

Проблема муниципальной собственности приобрела особую остроту в начале 90-х годов прошлого века, когда в условиях экономического кризиса различные государственные хозяйствующие субъекты начали передавать местным органам власти разнообразные объекты социально-бытового назначения, а централизованное (государственное) финансирование местных административных образований значительно ухудшилось в условиях гиперинфляции и распада союзного государства.

Отделение местного самоуправления от государства, провозглашенное ст. 12 Конституции РФ, объясняется тем, что назначение местного самоуправления сочетает в себе черты как государственной властной деятельности (регулирование общественно значимых отношений, общеобязательность решений, территориальный принцип организации, гарантированность решений силой государства и др.), так и общественной организации (социальная инициатива, непосредственное волеизъявление, экономическая целесообразность).

Местное самоуправление осуществляется в двух формах -- непосредственно (сход граждан и местный референдум) или опосредованно (через представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц). Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами России и федеральными законами.

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом исторических и местных традиций, что связано с национальным составом населения, демографическими особенностями, культурными традициями, экономическими связями, тяготением к определенным центрам, транспортными и инженерными коммуникациями, социально-бытовой инфраструктурой, сложившейся системой управления местными делами. Почти все территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление, представляют собой административно-территориальные единицы: города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие поселения. В соответствии с таким построением местной власти можно говорить о субъектах права муниципальной собственности, которые различаются по кругу предметов ведения как административно-территориальные образования -- общины-поселения и иные муниципальные образования (поселение, муниципальный округ, город или сельский район), закрепленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -- Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Население городского или сельского поселения независимо от численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Однако если в каком-либо субъекте Федерации не действует законодательство, регулирующее порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, порядок проведения сходов (собраний) граждан и муниципальных выборов, муниципальные образования и органы местного самоуправления должны быть сформированы в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Исключения могут быть сделаны в соответствии с федеральным законом для определенных территорий в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства.

Везде, где осуществляется местное самоуправление, должны возникать и отношения муниципальной собственности. Однако признание муниципальной правосубъектности территориальных общин само по себе не создает муниципальные имущественные фонды, точно так же, как признание гражданской правоспособности не делает лицо собственником. До введения в действие Закона об общих принципах организации местного самоуправления на большей части территории страны самоуправление осуществлялось в довольно крупных административных единицах и не доходило до уровня личного участия граждан в его делах.

Создание крупных муниципальных образований при соблюдении принципа автономности местных общин диктуется особенностями процесса передачи в муниципальную собственность государственного имущества. Укрупнение объясняется и технологическими нюансами оказания социальных услуг, необходимостью участия в крупных капиталоемких предприятиях.

Эта тенденция была отмечена Е.Б. Султановым на примере решения проблемы утилизации мусора в Баварии. Община не в состоянии строить и содержать современный завод по переработке твердых бытовых отходов. Возникает необходимость делегирования соответствующих полномочий и аккумулирования имущественных и финансовых ресурсов на вышестоящий уровень.

Несколько муниципальных образований могут создать межмуниципальные хозяйственные общества (ст. 69 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Но в таком случае собственниками имущества хозяйствующего субъекта будут муниципальные образования -- учредители.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может быть юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (см. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Отдельные вопросы местного значения вправе решать и товарищество собственников жилья (кондоминимум). Тем не менее эти субъекты не становятся ни носителями муниципальной власти, ни субъектами права муниципальной собственности. Согласно Конституции РФ права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования (ст. 130). Никакая часть населения не может выступать от имени всех иначе как по их поручению, данному установленным законом порядком.

Именно население, поселения в целом выступает в роли собственника «первого уровня». Неслучайно для решения важнейших вопросов местного самоуправления, таких как изменение границ, создание или упразднение муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления, законодательством предусмотрена необходимость волеизъявления граждан.

Внутренняя системность муниципальных образований как коллективных субъектов права собственности диктует необходимость исследования структурных элементов, обладающих вещными правами на соответствующие объекты муниципальной собственности. Права всех других субъектов являются производными от прав собственника-населения. Последний передает права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью представительным органам местного самоуправления и (или) выборным должностным лицам. Эти субъекты реализуют соответствующие права в пределах собственной компетенции и в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта Федерации и уставом муниципального образования.

Выборные органы и должностные лица выступают субъектами права муниципальной собственности «второго уровня». Их правомочия носят производный характер от правомочий соответствующих местных общин. Иные полномочия представительный орган вправе передать и муниципалитету, и администрации (выборной или наемной), и создаваемым за счет муниципальной собственности унитарным предприятиям на основании административного акта, и иным хозяйствующим субъектам на основании гражданско-правового договора.

Органом местного самоуправления может быть принято решение о передаче во владение, пользование и оперативное управление отдельных видов имущества, находящегося в муниципальной собственности. Однако такие юридические лица не становятся собственниками никакого иного имущества, кроме того, которое было приобретено ими в процессе хозяйственной деятельности. Эти субъекты являются лишь обладателями ограниченных вещных прав на объекты муниципальной собственности.

Необходимо ограничить возможность бесконтрольного использования этими лицами средств муниципальной казны. Любые сделки с казенным имуществом должны быть поставлены под контроль представительного, коллегиального органа местного самоуправления. Статус этих лиц как титульных владельцев, пользователей децентрализованных имущественных фондов муниципального имущества не может бесконечно приближаться к статусу собственника имущества. Органы местного самоуправления, формируемые населением, непосредственно осуществляют исполнительно-распорядительные функции, вступают в различные правоотношения в лице своих органов и должностных лиц. Важнейшее отличие законных представителей муниципального образования от органов юридического лица (частей корпорации, не имеющих самостоятельной правосубъектности) заключается в том, что органы местного самоуправления одновременно имеют самостоятельную гражданскую правосубъектность бюджетных учреждений с ограниченными вещными правами на находящееся у них имущество.

Представительные органы местного самоуправления формируют на профессиональной, конкурсной основе администрацию специализированных организаций, муниципалитетов, местных администраций, а также иных муниципальных учреждений и предприятий. Эти органы, учреждения и предприятия имеют статус юридического лица. Основное различие между ними заключаются в том, что администрации и их структурные подразделения обладают общей и отраслевой компетенцией по решению вопросов местного значения, тогда как унитарные и казенные предприятия являются предпринимательскими структурами со специальной, ограниченной дееспособностью.

Такое положение не умаляет возможности участия населения муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях как коллективных субъектов через своих законных или договорных представителей. Не исключается и способность представителей муниципальных образований приобретать имущество в муниципальную собственность или иное вещное право, заключать гражданско-правовые договоры и совершать односторонние сделки, исполнять обязанности.

Распространение на муниципальные образования правового статуса юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. 124 ГК РФ), не случайно. Как отмечают Л.А. Грось и В.Д. Ким, на практике нередко происходит смешение муниципальных образований и их органов.

К специализированным организациям по управлению муниципальной собственностью относятся муниципальные унитарные предприятия, оказывающие социальные услуги населению, а также учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296). В данном случае, по выражению З.А. Ахметзяновой, к владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом «подключаются вполне самостоятельные звенья в виде юридических лиц, выступающих в гражданском обороте не от имени собственника имущества, а от своего собственного имени, и наделенных на закрепленное имущество относительно самостоятельным вещным правом».

На недопущение расширения круга собственников муниципального имущества направлено постановление Президиума ВАС РФ, который указал, что ГК РФ не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества иными органами, кроме указанных в ст. 125. Полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города (п. 10 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 № 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Как показывает практика, всегда существует возможность сокращения децентрализованных фондов муниципальной собственности за счет выкупа соответствующего имущества его арендаторами, включая предприятия, созданные в разное время самими муниципальными образованиями. Так, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации 1993 года и Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535, было закреплено право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся в аренде или в фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности. Такое право было ограничено двумя условиями: 1) если не более 25% уставного капитала соответствующих субъектов права владения и пользования муниципальным имуществом находится в государственной или муниципальной собственности; 2) если договор аренды был заключен на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.

В защиту права добросовестного арендатора на выкуп арендованного имущества, если возможность выкупа прямо не запрещена законом, неоднократно высказывался и ВАС РФ.

Таким образом, местное самоуправление является совокупностью правовых форм, в которых местное население имеет возможность самостоятельно решать свои вопросы. Организационными формами осуществления местного самоуправления являются муниципальные образования, которые обладают и публично-правовой, и частноправовой правосубъектностью. Вещные права собственника муниципального имущества реализуются населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления различной компетенции, а также через специально уполномоченные субъекты -- муниципальные унитарные и казенные предприятия. Формируемые муниципальными образованиями органы местного самоуправления, а также создаваемые этими органами организации, учреждения и предприятия являются юридическими лицами, обладающими вещными правами на имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования - субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"*(224)).

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. "в" и "г" ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении - государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

3.Содержание права государственной и муниципальной собственности.

По мнению С.М. Корнеева, управление не образует самостоятельного правомочия, а представляет собой синтез распоряжения и пользования, а владение включает в себя учет имущества, установление правил его хранения и осуществление государственного контроля за его использованием.

На разносторонний характер содержания права собственности указывал и В.П. Мозолин, предложивший новый вариант концепции разделенной государственной собственности. С его точки зрения «юридические правомочия собственника… подходят лишь для раскрытия содержания права хозрасчетной собственности (т. е. прав предприятия - И.А.). В отношении же права общегосударственной собственности они не всегда применимы. Основным правомочием в этом случае служит правомочие административно-организационного характера, направленное на обеспечение эффективного использования государственной собственности в интересах социалистического общества». Им охватываются «действия по созданию благоприятных условий хозяйствования... и осуществлению контроля».

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Практика строительства органов местного самоуправления идет по пути разграничения правомочий собственности от правомочия по управлению и даже «распоряжению» объектами муниципальной собственности. Права собственности подавляющее большинство уставов муниципальных образований закрепляет за муниципальными образованиями, а вот полномочия по управлению и распоряжению предоставляются главам администрации, администрациям муниципальных образований, их структурным подразделениям.

Публичный характер субъективного права муниципальной собственности предопределяет его субъектную неопределенность. Муниципальное образование в гражданском обороте составляет некий «идеальный субъект», никогда не появляющийся перед своим контрагентом «лично».

Реализация субъективного права муниципальной собственности таким образом возможна только теми способами, которые дают нам образ субъекта этого права. Критериями, позволяющими определить присутствие такого «образа» в отношениях гражданского оборота, выступают имя и интерес.

От имени и в интересах муниципального образования действуют органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), реализуя правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Однако реализация этих правомочий осуществляется ими не обязательно и не главным образом в гражданско-правовых формах, каковыми служат разнообразные сделки, но в специфических формах управления и контроля. Эти способы принято называть непосредственным осуществлением права муниципальной собственности.

Непосредственная хозяйственная деятельность - производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг - не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.