О значении обращения священного синода русской православной церкви к раскольникам. Раскол и раскольники

Кто они такие?

Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира " Антихриста". Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за "шведский рубеж", в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 - 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев - федосеевцев , откуда последние,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого (1782 - 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал (с какой целью?) и напоследок передал престол "бабе", и Николая Первого (1825 - 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов "яко не бывшие".

Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?

Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.

Крестное знамение у староверов совершается так...

Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с "латинством"(католичеством) и вышло из употребления.

А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)

Поскольку верующий осеняет себя крестом , то в старообрядческом двуперстии есть своялогика , т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца " праздными" (ничего ими не изображая) , Никон, по мнению старообрядцев "упразднил" Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту, предателю Христа, ибо "Иуда брал соль щепотью, поэтому креститься щепотью- грех ". Интересно, что, желая показать как крестятся "никониане", старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не "осквернить" правой.
В христианском мире существует также и одноперстие (коптская церковь) и пятиперстие (католическая церковь)

Земные поклоны


Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.

Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы - происки "латинян", то есть католиков. П равославные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

Старообрядческое кладбище в Калласте

Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из - за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.

Да что говорить, слушайте, смотрите и... сравнивайте.

Партесное пение (православное)

Знаменное пение (старообрядческое)

Посолонь, сугубая "аллилуйя" и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу (посолонь), т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: "Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа "

Русь и ее самодержцы Анишкин Валерий Георгиевич

Раскольники (старообрядцы)

Раскольники (старообрядцы)

Раскол, или как его еще называют «старообрядчество», возник в России в середине XVII в. Началу раскола в русской православной церкви положил Собор 1666–1667 гг.

Причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче. Никон с единомышленниками приступил к исправлению церковных обрядов и богослужебных книг по типу греческого православия. Против нововведений Никона выступили протопоп Аввакум, Неронов и другие их сторонники. Они обвиняли греческую церковь в отступлении от «древлего благочестия» и решительно стояли за старую веру . Отсюда и название «староверы». Их идеал - это Москва XVI и первой половины XVII в. и благочестивый царь с бородой, одетый в золотую парчу, который ходит в церковь, запрещает народу дьявольские игры, танцы, музыку и маскарады и «противные духу русского народа иноземные науки».

Новшества осуждались не потому, что они были плохими, а потому, что были новыми.

В первых рядах раскольников были юродивые, предсказатели, ясновидцы, которые не боялись самого царя. Этих людей подвергали жестоким пыткам и ссылали в Сибирь, но ничто не могло их сломить. Олицетворял и вдохновлял раскол XVII в. Аввакум, жизнь которого отражала обычаи и устои России того времени.

Протопоп Аввакум был в деле религии и морали непримиримо строг не только к себе, но и к другим. В молодости, когда он чувствовал влечение к исповедуемой женщине, он клал руку на лампаду и держал ее над огнем до тех пор, пока греховное желание не пропадало.

Аввакума считали человеком добрым, но во всем, что касалось его веры, он становился непримиримым. На виновных он обрушивал весь запас церковных проклятий и простонародной грубой брани. Самыми невинными словами были «воры, разбойники, собаки», к которым он прибавлял нецензурные выражения.

Движение раскольников вызвало сочувствие в придворных кругах и среди боярства. На сторону раскольников стали царица Мария Ильинична, Милославский, Хованский, боярыни Морозова и Урусова.

Женщин, боярыню Федосию Морозову, ее сестру княжну Урусову и жену некоего стрелецкого полковника Марию Данилову, Аввакум называл «святой, блаженной и мученической» троицей.

Боярыня Морозова познакомилась с Аввакумом после его возвращения из Сибири. Она стала одной из самых горячих сторонников Аввакума. Весь остаток свободного времени Морозова посвящала благотворительности и на это уходила большая часть ее имущества. В ее дворце собиралась огромная толпа больных и увечных, которых она кормила и сама ела из их чашек.

После ареста оставшееся богатство Морозовой было конфисковано, обе сестры подвергались допросам, их раздетых до пояса поднимали на дыбу и пытали огнем, держали по несколько часов на морозе, но из их уст не вырвалось ни одного стона. Сам царь Алексей был поражен их стойкостью и приверженностью вере. Стойкость женщин-раскольниц осталась в истории как реальный факт.

Никон пытался поставить церковную власть над светской. Этим он возмутил царя Алексея Михайловича, и это привело к его разрыву с Никоном, что только усилило церковную смуту.

Раскольничье движение получило широкое распространение. «Старая вера» была уверена в скором пришествии царства антихриста, и идеологи раскольников проповедовали добровольный исход из мира путем массовых самосожжений. С 1672 по 1691 гг. насчитывается тридцать семь коллективных самоубийств с общим количеством жертв более 20 000 человек.

При сыне Алексея Федоре Аввакума и его товарищей Лазаря, Епифания и Никифора в 1681 г. осудили на сожжение на костре. Уже на костре Аввакум поднял два пальца и обратился к пришедшим на казнь со словами: «Молитесь и креститесь так… в противном случае песок покроет те места, где вы живете, и наступит конец мира».

Эта казнь была только частью репрессий, принятых Собором 1681 г. За этим последовало уничтожение всех церквей и монастырей, которые принадлежали расколу, и преследование раскольников и их учеников, но раскол уже распространился и существовал повсюду, и искоренить его стало невозможно.

XVIII в. в Зауралье, Поволжье, на Дону, в Украине существовали многочисленные скиты раскольников, где скрывались массы беглых крепостных крестьян. С раскольниками был связан Емельян Пугачев.

Преследование раскольников вызвало их массовую эмиграцию за пределы России.

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Раскольники или старообрядцы Ответ 6.37Не тремя, а двумя перстами.Ответ 6.38«Печать антихриста, тайну тайнам сокровенную: змия, зверя и лжепророка».Ответ 6.39Раскольники, или старообрядцы, (1) два раза воспевали слово «аллилуйя» («аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже») и (2)

Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф Петрович

Глава IV Беглые крестьяне и старообрядцы на Дону Крестьянство в Древней Руси, под каким бы названием оно ни встречалось и на каких бы землях оно ни сидело - казенных, волостных, княжьих, монастырских и других владельцев, пользовалось полной свободой переходить с одной

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Раскольники Заключительным актом присоединения Колхиды к России, как и в Восточной Грузии, стало решение церковного вопроса. А вопрос этот был куда как непрост. Еще в 70-х годах XV века, когда Грузия трещала по швам, а остановить распад не было возможности, царь Баграт VI,

Из книги Европа, тюрки, Великая Степь автора Аджи Мурад

Расколы и раскольники К концу первого тысячелетия пространство Европы раскололось на две враждующие стихии - Рим и Константинополь возненавидели друг друга. Причины для тайной и явной вражды между ними были давние.Во-первых, экономические. Византия долго и успешно

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

III. ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ. ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА В МОЛДАВИИ В XVIII столетии, когда старообрядцы поповщинского толка начали искать архиерейства, их общины находились уже не только в разных местах России, но и за границей. Преследования раскола со времен собора 1667 года, а в

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Петр Первый и раскольники Прослышав о проходе через их места Петра, выгорецкие раскольники выслали на выгорецкий ям своих старшин с хлебом-солью. Зная, что они будут являться тому, кого они считали антихристом, кто был для них зверем Апокалипсиса, и чей титул представлял

Из книги Азиатская Европа [сборник] автора Аджи Мурад

Часть III Тенгри-хан и названый сын его Христос Исчезнувшее наследие Расколы и раскольники Тенгри-хан и названый сын его ХристосВ сознании миллиардов людей Европа - оплот христианства. И кажется, что так было всегда, ибо именно религия сложила ту культуру, которая вот уже

Из книги Тайны седого Урала автора Сонин Лев Михайлович

Раскольники В настоящее время христианская община на Урале неоднородна. В ней выделяется несколько неортодоксальных течений. Наиболее значимое из них - раскольники. На Урале их еще называют кержаками либо старообрядцами. О них много ходит всяческих слухов, россказней.

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

ИСТИННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ВЛАСТЯМИ В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ, И СТАРООБРЯДЦЫ В ЗАПАДНОМ КРАЕ, № 128, Москва, 12 июня Критические минуты государственной жизни, неся с собой опасности и грозя пагубой, имеют, несомненно, подобно всякому испытанию, ту полезную сторону, что

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Униаты как раскольники украинской религиозной жизни Многие галичане очень любят хвастаться перед остальными жителями Украины тем, что якобы они хранители исконного украинского языка, культуры и религии. Однако при ближайшем рассмотрении этот тезис разваливается, как

Из книги Мятежное православие автора Богданов Андрей Петрович

Глава III. РАСКОЛЬНИКИ Зимняя вьюга отодвинула рассвет над Москвой, подняв снежные вихри выше Ивана Великого. Злой ветер с острой снежной крупой пронизывал насквозь бедное одеяние священника, вытертое годами тюрем. Меж кремлевских соборов, под продуваемыми ветром

Из книги 1612. Минин и Пожарский. Преодоление смуты автора Савельев Андрей Николаевич

Раскольники Самозванство – это не только поползновение занять царский престол, но попытка возвыситься над ним. Именно это отличает церковных раскольников, отпадающих от учения Христа и православных традиций отношения священства и Царства.Царь Алексей Михайлович,

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Раскольники (старообрядцы) Раскол, или как его еще называют «старообрядчество», возник в России в середине XVII в. Началу раскола в русской православной церкви положил Собор 1666–1667 гг.Причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее

автора Гречко Матвей

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

В середине XVII века в России во времена царствования Алексея Михайловича Романова патриархом Никоном было провозглашено начало церковной реформы, что вызвало раскол в русском православии. Древлеправославие, старообрядчество, староверие как различные течения русской религиозной традиции появились как реакция на церковную реформу которая должна была привести русское богослужение в соответствие с церковью греческой, Константинопольской. Последователи старообрядчества назывались раскольниками до 17 апреля 1905 года, пока Московская патриархия не сняла запреты на старые русские обряды и клятвы. Снятие опалы не означало слияние РПЦ и староверов. Последние считают себя православными христианами, а РПЦ Московской патриархии как инославную.

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Так вот поповцы, считая новообрядцев еретиками второго уровня допускают возможность молитвенного общения с сохранением духовного сана через миропомазание, а беспоповцы такую возможность допускают только через крещение. Древлеправославные беспоповские христиане считают свою веру самой правой, идущей от Иисуса Христа и Апостолов. Что стало причиной раскола? Реформа 1653 года внесла следующие изменения: во –первых были внесены многочисленные поправки в богослужебные книги. Действующие канонические тексты, которые многократно переписывались полуграмотными монахами содержали огромное количество ошибок и неточностей. Внесены поправки в важнейшие церковные понятия, изменены титулы на иконах, вместо двуперстного крестного знамения вводилось трехперстное. Изменения распространялись на обрядность и атрибутику.

Поповцы, как и новохристиане признают 7 таинств, обязательное участие священнослужителей при отправлении богослужения и проведении обрядов. Они не исключают участия в церковной жизни мирян. Численность поповцев старообрядцев составляет более 1,5 млн. человек, проживали они в Нижегородской, Ростовской области, на Черниговщине, Стародубье. Владельцы мануфактур создали в XIX веке крупнейший центр поповства в общине Рогожского кладбища в Москве. Тех священников, которые покидали Русскую православную церьковь и находили пристанище у поповцев называли беглопоповцами. Догматика поповцев ни чем не отличается от новообрядцев. Поповцы в свою очередь делятся на Русскую православную старообрядческую церковь и Древлеправославную церковь, которые в наше время мирно уживаются.

По каноническим правилам церковь без епископа не может существовать, так как только он имеет право посвятить священника или диакона. Во время проведения церковной реформы многие прихожане, верные своей древней вере, не приняли новых священников. Многие священники дониконовского времени скончались. Поэтому многие древлеправославные христиане оказались без священнослужителей и стали называться беспоповцами. Преследуемые властью беспоповцы вынуждены были покидать свои обжитые места и уходить в труднодоступные, дикие необжитые территории. Так возник Олонецкий край (Карелия) и глухие окраины Нижегородских земель. А основная масса беспоповцев нашла пристанище на побережье Белого моря и стали называться поморами.

Старообрядцы проживают компактно общинами, скромно и строго, у них сохранилась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики. Дети изучают Часослов и Псалтырь много внимания уделяется трудовому воспитанию. Очень много старообрядческих общин рассеяны по всему миру от Японии до Аргентины. Начиная с правления Царицы Софьи после Собора 1667 года бегство староверов достигла глобальных масштабов и численность их заметно сокращалась. К 1905 году по отчету Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1903-1904 года общая численность старообрядцев в Российской Империи исчисляется в 1 984 182 человека.

Несмотря многолетние гонения и преследования староверы отстояли свои духовные ценности и остались верны древнеправославному вероисповедованию, образу жизни и воспитанию. Среди староверов немало очень известных людей, внесших заметный вклад в развитие своего отечества. Фабриканты и мануфактурщики от Гучковых до Морозовых, деятели культуры от Третьяковых до Д.С. Лихачева, меценат Савва Морозов и т. д.

Конечно, принятое на заседании Священного Синода в Киеве 26 июля с. г. Обращение называется несколько иначе: Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью.

Кто такие эти «пребывающие вне единства»? Это – последователи т. н. «украинской автокефальной православной церкви», возникшей при поддержке гитлеровцев на оккупированной территории УССР в 1942 г. и состоящей в основном из националистически настроенных жителей Западной Украины, примкнувших к расколу после 1989 г., а также т. н. «украинской православной церкви киевского патриархата», созданной в 1992 г. преданным анафеме расстригой бывшим Киевским митрополитом Филаретом вкупе с президентом Украины Л. Кравчуком, в одночасье перекрасившимся из секретаря ЦК КПУ в ультранационалиста.

Сколько зла эти раскольнические структуры за весь период своего существования принесли Церкви и народу Украины! Прежде всего, это духовный вред, когда, обманутые националистической пропагандой и псевдобогословским дурманом, в раскол оказались затянуты простые люди, оказавшиеся некрещеными, невенчанными и неотпетыми (поскольку «таинства» раскольников не действительны).

Раскольниками были захвачены принадлежавшие веками канонической Церкви святые храмы, в которых поныне совершается кощунственная пародия на богослужение и, поистине, пребывает «мерзость запустения». Потоки клеветы и злобы выливались на Мать-Церковь и ее каноническое священноначалие. Особенно филаретовцы прославились не только шантажом, но и прямыми расправами над неугодным православным духовенством.

Необходимо заметить, что беззаконие, творимое раскольниками, продолжается и сегодня. Националистическими СМИ тиражируется сочиняемая парой раскольнических писак истерия вокруг первосвятительского посещения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своих украинских епархий.

И в этой обстановке выходит исполненное материнской любви и готовности принять в объятия отчие Обращение Священного Синода РПЦ к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. В обращении звучат такие всепрощающие слова:

«Возлюбленные о Господе братья и сестры!… Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет…

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас… Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью. Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), направил всех на стезю любви и единомыслия».

Но, прощая грешника, ища его спасения, Церковь не оправдывает, не легитимирует грех раскола. И здесь мы возвращаемся к тексту Обращения Священного Синода РПЦ, в котором раскрывается нелицеприятная правда о расколе:

«Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати.

Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали… Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви… По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения».

Эта правда, наверное, кому-то покажется не очень приятной, не сладкой. Но правда всегда целительна, а ложь, к которой Православную Церковь хочет подтолкнуть политкорректный бомонд, поддерживаемый главарями раскола, стремящимися скрыть от своих заблудших последователей истину, неизбежно разрушительна, гибельна и под слащавой оболочкой скрывает мертвенный тлен.

Обращение Священного Синода нашей Единой Русской Церкви является недвусмысленным ответом тем силам и внутри самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые в последнее время позволяют себе вести очень опасные разговоры о том, что раскол вроде бы и не так уж безблагодатен, что раскольников нужно называть «патриархами» и «митрополитами», иначе это, дескать, оскорбит и унизит вождей раскола, что сообщества раскольников следует именовать «православными общинами», «которые сейчас не находятся с нами (не с Вселенской Церковью, а расплывчато – с нами) в Евхаристическом общении», что пребывающих в расколе надо не присоединять к Святой Церкви, а нам с ними, как будто неким равным частям, следует «воссоединяться».

Редактор одного православного украинского сайта, например, договорилась до следующего: «Если же превознестись своей «благодатностью» над «безблагодатными», «каноничностью» над «неканоничными», тогда, конечно, в ход должны идти трехэтажные метафоры…». Характерно, что, настаивая на титуловании филаретовских лжеепископов без кавычек и «унизительных приставок» (имеется в виду «так называемый»), о благодатности Украинской Православной Церкви Московского и ее каноничности пани редактор из киевских кабинетов говорит именно в кавычках.

По таким вот кощунственным разговорам Обращение Священного Синода РПЦ наносит сокрушительный удар, причем, без всяких трехэтажных или даже двухэтажных метафор. В Обращении четко указано на отсутствие в расколах благодатной жизни, на то, что раскольники находятся вне Церкви и умирают вне ее, что «иерархи» раскольников никакие не иерархи, что только при присоединении к Православию, вне общения с которым пребывают раскольники,

Церковь может (если, конечно, захочет когда-нибудь в будущем отойти от нынешней акривии к икономии) восполнить присущей только ей одной освящающей благодатью тех, кто принял от рук раскольнических лжепастырей безблагодатное, совершенное вне церковной ограды крещение.

Здесь мы переходим к вопросу о чиноприеме раскольников. Как известно, ныне наша Церковь руководствуется принятием украинских схизматиков в свое лоно через Крещение. Однако, как замечательно исследовал в своих трудах священномученик Иларион (Троицкий), в Церкви неоднократно менялся чиноприем одних и тех же еретиков и раскольников – то через Крещение, то через Миропомазание, то через Покаяние, то обратно через Крещение и т. д.

Это говорит не о том, что каждый раз учение Церкви о расколе и ереси менялось, и что в том или ином отделившемся от Церкви сообществе благодать загадочно то исчезала, то появлялась, то потом снова исчезала. Вне Церкви нет действия освящающей благодати Таинств (хотя могут действовать другие виды благодати, что может также влиять на чиноприем еретиков или раскольников).

Однако Церковь может, в случае массовых переходов или из иных пастырских соображений, в отдельных случаях действовать не по принципу акривии, т. е. строгого соответствия канонической практики догматическому учению о единстве Церкви, но по принципу икономии, т. е. смягчать чин приема находящихся вне общения с нею, восполняя совершенную в расколе безблагодатную форму Таинства благодатным содержанием, поэтому такое таинство становится Таинством только в момент присоединения еретика или раскольника к Церкви (будь-то через Миропомазание, или через Покаяние).

При этом важно, чтобы сами расколоучители не могли ссылаться на мягкий чиноприем как на некое признание канонической Церковью их «благодатности». Вот что собственно сказано по этому поводу в рассматриваемом Обращении Священного Синода РПЦ:

«Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения.

Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад».
Эти слова – настоящее торжество православной экклезиологии, продолжение великого дела священномученика Илариона. В них отсечены всякие попытки представить возможную икономию в качестве признания благодатности совершенных в расколе таинств.

Важно и то, что рассмотрение вопроса об изменении чиноприема отложено на будущее. От степени покаяния самих раскольников, от того, насколько они осознают гибельность и безблагодатность раскола, насколько готовы без всяких предварительных условий стать действительно своими чадами для Единой чадолюбивой Матери, зависит то, будет ли изменен способ принятия их в ограду Святой Церкви.

Обращает на себя внимание и такой момент. Члены Священного Синода РПЦ отметили, что в последнее время они получают «все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение». Слова эти разъяснены Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом (Алфеевым), председателем ОВЦС МП.

Владыка рассказал, что некоторые представители «духовенства» украинских раскольнических структур обращались к нему, выражая горечь о своем пребывании в расколе и выражая желания присоединиться к канонической Церкви. Митрополит Иларион назвал имя известного «митрополита Львовского» «УПЦ КП» Андрея Горака, который не дожил несколько дней до готовившегося им покаянного возвращения в Русскую Православную Церковь. Странное «совпадение» готовившегося перехода и внезапной смерти.

После смерти Горака неожиданно умирает еще один украинский раскольнический «иерарх», желавший порвать с расколом… Не пора ли задуматься другим «клирикам» украинских расколов о том, в какого рода формированиях они оказались? О не доживших до желаемого возвращения в Церковь упоминает и Обращение Священного Синода.

Этого Яворивскому показалось мало, и он решил добавить: назвал действия священноначалия РПЦ «глупостью», и сказал, что представители Московского Патриархата «заваривают в Украине кашу, которую могут вылить и на их головы». По сути написанного, естественно, главный в Раде по культуре пахан Яворивский ничего сказать не смог. Что ж, тут и отвечать нечего. Прекрасное доказательство всей бессильности злобы расколовождей и их политических покровителей. Такая реакция свидетельствует о том, что Обращение Священного Синода РПЦ попало в самую точку.

Конечно, наше священноначалие никогда не будет обращать внимание на беспредельное хамство и площадную брань Яворивского, мечтающего в своих ожидающих исследования психиатров фантазиях поливать кашей головы священнослужителей. А вот депутатам Верховной Рады и ее председателю В. Литвину, столь почтительно принимавшему в стенах украинского парламента главу крупнейшей Православной Церкви мира, советовал бы задуматься о целесообразности пребывания на посту председателя комитета Верховной Рады по вопросам духовности и культуры человека, вышедшего из эпохи неандертальцев.

Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине. Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали.

В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,… сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6, 11-12). Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет.

Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви. Многие из тех, кто задумывался о возвращении, до конца своей жизни не нашли в себе к этому сил; некоторых удерживали внешние обстоятельства. Но обстоятельства эти уходят в прошлое. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас .

Нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведут благость Божия, Его кротость и долготерпение. И нет преград, не позволяющих вернуться к церковному общению; вернуться туда, где, как и на небесах, будет больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).

Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи . По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения. Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад.

Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью. Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), направил всех на стезю любви и единомыслия.

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству . Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества , его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. О смысловом значении термина «старообрядчество » читайте в статье «Что такое старообрядчество? ».

Раскольники или старообрядцы?

Сам по себе термин «старообрядчество » возник вынужденно. Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками. Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими.

Фактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих .

Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I .

На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками , переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».

Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная », изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:

«Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран.
А по не исцелении, и смертного убиения» .

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался

И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества , термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие - сторонники дораскольного православия - искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе. Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане » - отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной . Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь ».

Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда « ». Термин «старообрядчество », легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера - это не только старые обряды , но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.

Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе

Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства. По этой причине термины «старообрядчество », «старообрядцы» приобретает все большее распространение. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).

Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на «старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и публичной сфере. Слово «старообрядчество » принимается не только верующими. Светские и старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все активнее используют его в литературе и официальных документах. В то же время консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.

«Признавая существования «старообрядчества », - говорили они, - придется признать и наличие «новообрядчества », то есть признаться в том, что официальная церковь использует не древние, а новоизобретенные чины и обряды».

По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения нельзя было никак допустить. И все же слова «старообрядцы», «старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного оборота подавляющего большинства сторонников «официального» православия термин «раскольники».

Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.

Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».

Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви ), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы - Русская Православная Старообрядческая Церковь , Русская Древлеправославная Церковь ) и на тех, кто не принимает священников и епископов - беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь , Часовенное согласие , бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).

Старообрядцы - носители старой веры

Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру .

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие », негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.

Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы - это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.

Что такое русское старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество » наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.

Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.

И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) - это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.