Нужно ли омовение перед постом. Омовение в исламе: гусль, тахарат, порядок их совершения

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней] ». (сура Аль-Бакара: 184)

2. болезнь;

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж » пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма » пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидья это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта . Мудд равен одной четверти саха . Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день ». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.



Недавно услышал, что если человек зайдет в мечеть в состоянии большого осквернения (без гусля), то он выходит из Ислама. Скажите, пожалуйста, насколько это достоверно???
Мамбет

Ответ:
Данное деяние не выводит человека из ислама, однако заходить в мечеть, не имея большого омовения (гусль) запрещено (харам).

*******************************

Может ли мусульманин жениться на девушке христианской веры?
Римма

Ответ:
Мусульманин может жениться на христианке.

*******************************
Ассаляму алейкум.
Я работаю поваром. Перед работой я совершаю утренний намаз. В течение рабочего дня у меня нет возможности выполнить намазы аз-зухр, аль-аср, магриб. Заканчиваем поздно. Когда прихожу домой, совершаю все пропущенные намазы, но только фарды. Является ли это грехом? Работаю по графику 3 через 3. В выходные я совершаю намазы своевременно.
Сузан

Ответ:
Восполнение пропущенных намазов не является грехом, напротив это действие является обязательным. Что же касается несвоевременного выполнения намаза то это греховно на столько, насколько у вас существует возможность его своевременного выполнения, т.е. если существует хотя бы небольшой временной перерыв, во время которого возможно совершить обязательный (фард) намаз, то не совершать намаз в этот перерыв греховно. Если нет никакой возможности для своевременного выполнения намаза, соединяйте намаз зухр с намазом аср, совершая их на работе, а намаз магриб с намазом иша, совершая их дома.

*******************************
У женщины идут месячные 5 дней, после они вроде закончились, она берет гусль и читает намаз. Потом у нее опять что-то подобное появляется прямо во время намаза - это портит ее намаз, ее гусль или только тахарат? И что ей в таком случае делать?
Заранее благодарен за ответ.
Амир

Ответ:
Если после того как у женщины закончились месячные, заново выходит кровь, малое омовение (тахарат) нарушается, следовательно намаз нарушается тоже если это происходит во время его выполнения, большое омовение (гусль) не нарушается. В этом случае необходимо дождаться прекращения выхода крови, совершить малое омовение и заново выполнить нарушенный намаз. Если же непрерывный выход крови не позволяет вовремя совершить молитву, необходимо взять омовение, которое с учетом этих сложных обстоятельств, будет нарушено после окончания времени намаза.

*******************************
Время намазов в Алмате.
Айжан

Ответ:
Для просмотра времени намаза воспользуйтесь ссылкой:
www.meshet.kz

*******************************
Ассаляму алейкум!
Хотелось бы узнать Ваше мнение о следующей мысли. Очень часто мне говорят, что настоящий мусульманин не должен держать собаку, так как это "нечистое животное". Любая ли собака "нечиста", или если она занята работой, полезной для человека, то является исключением?
Спасибо.
Даниэль

Ответ:
Во-первых. Собака не является нечистым животным, она такое же творение Всевышнего, как все остальные. Суть в том, что слюна собаки является нечистотой, при попадании которой на одежду, делает эту одежду непригодной для совершения молитвы.
Во-вторых, действительно, собаку в доме лучше не держать, так как это крайне затруднительно для сохранения ритуальной чистоты одежды, места совершения молитвы и т. д. Кроме того, находящаяся в доме собака препятствует проникновению в данное жилище ангелов проявления милости Всевышнего, которые низводят Божественную благодать и возносят к Всевышнему наши молитвы. Что же касается использования собак для охраны и охоты, то это вполне допустимо.

*******************************
1)При заключении брака поменяла свою девичью фамилию на фамилию мужа. Теперь в разводе. Слышала, что по Исламу нельзя менять фамилию. Следует ли мне вернуть девичью фамилию официально, то есть поменять ее в паспорте?
2) Имя Лира, говорят тоже не исламское. Следует ли его поменять?
Лира

Ответ:
1) Согласно правилам исламского права запрещено причислять себя к чужой семье, т.е. менять свою настоящую фамилию. Россиянки, вышедшие замуж, часто имеют две фамилии, одну настоящую ее часто называют девичья фамилия, другую формальную ее называют «фамилия мужа». Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что причисление к чужой семье в этом случае нет, так как все прекрасно понимают, что фамилия женщины это не всегда фамилия ее отца, т.е. обмана тут нет и греха, следовательно, тоже.
2) ЛИРА (лат. Lyra) - созвездие Северного полушария с яркой звездой Вега.
Неисламским оно не является, но если хотите, можете его поменять.

Аудио версия настоящей статьи:

Если по тем или иным причинам у человека отсутствует полное омовение (например, произошла поллюция в часы соблюдения поста; менструация завершилась ночью, и женщина не успела вымыться; супружеская близость имела место быть до сухура или ночью, и муж с женой проспали утренний прием пищи), а пост уже начался либо еще продолжается, это не должно беспокоить верующего. Отсутствие полного омовения и соблюдение поста никак не связаны друг с другом. Наличие ритуальной чистоты необходимо лишь для совершения очередной обязательной молитвы-намаза .

Вопросы по этому поводу возникали и во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), люди уточняли у него и его супруги, и неоднократно им повторялось в ответ, что «отсутствие ритуальной чистоты (полного омовения) никак не влияет на соблюдение поста» .

Мнение сподвижников и ученых первых поколений едино в том, что «отсутствие полного омовения по той или иной причине не влияет на действительность поста» .

Коранический текст указывает на это, разрешая прием пищи, питье и половые отношения супругов до появления утренней зари , до азана на утренний намаз, а потому само собой разумеется, что человек может не успеть обновить ритуальную чистоту до наступления времени поста, ведь он наступает с началом утренней зари, с азаном на утреннюю молитву.

Считается ли пост действительным, если его держать после окончания менструации, не совершив полного омовения (гусль)? Римма.

Да, пост считается действительным. Можете не сомневаться .

После ифтара перед сном у меня была близость с женой. Насколько я знаю, это не нарушает поста. И я намеревался встать в 4 часа утра на сухур, а перед этим совершить полное омовение. Однако я проспал и проснулся в 6:10. Я решил, что если я и проспал, то все-таки могу продолжить поститься, хотя и лишил себя благодати сухура, но ведь я был без полного омовения. Я не знал, как поступить, и в конце концов в 7:00 сделал полное омовение. Сердцем и разумом я понимаю, что пост мой нарушен, хотя продолжаю поститься. Скажите, как мне искупить свою вину? Дамир.

Ваш пост однозначно не нарушен. Этому имеется подтверждение в достоверной Сунне. Будьте уверены, ничего греховного вы не совершили.

Необходимо ли для соблюдения поста состояние ритуальной чистоты, то есть наличие гусля (полного омовения)? Например, если ночью оно было нарушено и муж с женой уснули без гусля, а проснулись уже после сухура, то можно ли держать пост? То же самое насчет регул: если по их окончании жена не успела совершить гусль перед началом поста и на следующий день держала пост, этот день засчитается? U.

Ваш пост однозначно не нарушен, причем в обоих случаях.

Можно ли соблюдать пост, если, например, после ифтара (вечернего приема пищи) была супружеская близость, но полное омовение не было совершено до утра или даже до середины дня? Будет ли действительным такой пост? Махди.

Отсутствие полного омовения никак не влияет на действительность поста, об этом четко сказано в достоверных хадисах.

Подробнее о полном и малом омовениях, о ритуальной чистоте, смотрите в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Аргументы из Сунны (св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др.) см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадисы № 1930-1932; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 271, хадисы № 2388 и 2389, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, хадисы № 1653–1655.

Можно найти некие исключительные мнения, но они безосновательны. Богословские подробности см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, 228.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 180, 181, 184, 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 48–50.

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] - одежда для вас, и вы [мужья] - одежда для них. Всевышний знает, что вы обманывали самих себя, и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость (вступать в половую связь с ними). Стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте [а также вступайте в половые отношения по своему желанию], пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это - границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей знамения, возможно, они станут набожными» (Св. Коран, 2:187).

«Всевышний знает, что вы обманывали самих себя ». Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 515, 522.

И‘тикяф - это пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней, для кототорого характерно особое, одухотворенное состояние, направленное на пополнение жизненных и душевных сил. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 186.


Кому предписан пост?

Пост предписан человеку, который себя считает мусульманином, является разумным, совершеннолетним и знающим, что наступает время поста. Человеку, который находится в пути и больному не обязателен пост. Он может его восполнить затем, в другие дни.

Когда можно не держать пост?

1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;

2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути, если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней» - сура "Корова», 184 аят;

3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин» - передано имамом Ахмадом, «Асхаб Суннан» книга Найлуль-Автар 4\230;

4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха «А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка (то есть фидия» - сура «Корова» 184 аят: «Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день (то есть дать фидию). Этот хадис приводит аль-Бухари;

5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

Какие действия нарушают пост?

1. Преднамеренное принятие пищи во время поста;

2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводится всеми мухаддисами, Найлуль Автар 4\214.

Если принял пищу во время оста по забывчивости?

Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил». Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155.

Какие нарушающие действия в пост требуют восполнения только день за день?

Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;

2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;

3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

Есть силы поститься, но есть возможность не поститься, что делать?

Этот вопрос будет правомерен со стороны путника, женщины во время месячных или послеродовых кровотечений. В наше время поездка куда-либо не так обременительна, как это было раньше. Поэтому в случае, если путник чувствует, что в силах поститься - лучше поститься, хотя де-юре путник имеет право не поститься даже при наличии сил.

Женщина во время месячных не может поститься - запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае им разрежается не поститься. Анас ибн Малик аль-Каиби сказал: «Поистине, Аллах избавил путешественников от бремени поста и половины намаза, а беременных и кормящих грудью женщин - от бремени поста» - передано имамом Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также его вскармливания, день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать пост все дни подряд по числу пропущенных по указанным причинам дней. Возможны перерывы. Можно сначала поститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан).

Нарушает ли курение уразу?

Курение, во-первых, запрещено в Исламе и, во-вторых, несомненно, нарушает пост, так как в основе поста лежит оберегание носоглотки человека от попадания туда чего-либо. Поэтому, если человек преднамеренно "проглотит даже пуговицу, то пост у него нарушается. Мусульманин во время поста должен оставить свою похоть (в данном случае курение) ради Аллаха.

Если мусульманин проснулся в состоянии осквернения (джунуб), то можно ли ему держать пост?

Состояние осквернения не нарушает пост (если это не менструальные и послеродовые выделения). Поэтому осуществить гусль (полное омовение) можно любое время, но надо учитывать, что ходить в оскверненном состоянии нежелательно, а для чтения Корана и намаза необходимо совершить полное омовение. В «Сахих ибн Хузайма» Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорит: «Посланник Алла¬ха, мир ему и благословение Всевышнего, если намеривался спать или по¬есть, то он обязательно совершал тахарат (омовение). Смысл этого хадиса также в «Сахих аль-Бухари» хадис 277.

Что делать, если во время уразы начались месячные, или если месячные закончились в середине дня?

Если во время поста начались месячные, то пост считается нарушенным. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует, сказал; «а разве не следует ей не поститься и не совершать молитвы во время месячных» - приводится в книге «Сахих Бухари» хадис 304.

Но из-за того, что она начинала день с намерением соблюдать пост, то ей следует не принимать пищу до захода солнца. Она обязана прервать пост в период месячных и послеродовых течений и восполнить его в «чистые» дни. Женщина, у которой прекращаются месячные в середине дня, относится к категории тех людей, которые обязаны соблюдать пост, поэтому в знак уважения к месяцу Рамадан ей желательно не принимать пищу до захода солнца.

Подготовлено специально для «Инфо-Ислам»

Полное обязательное омовение – это ритуальное купание.

Его следует совершать:

1. Мужчинам и женщинам после полового акта, даже если он не был завершён.

2. Мужчинам и женщинам после оргазма , независимо от того, где, как и при каких обстоятельствах это произошло.

3. Женщинам после очищения от менструации.

4. Женщинам после очищения от послеродовых или послевыкидышных выделений.

5. Также необходимо полностью обмывать тело покойного.

Что запрещается делать тому, кто обязан совершить полное омовение?

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения по изложенным выше причинам запрещено (харам): совершать намаз, делать суждатилавата и шукру, прикасаться к Корану и носить его, читать что-либо из Корана (по книге или наизусть), совершать таваф (семикратный обход Каабы) и находиться внутри мечети.

Женщинам при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях всё это запрещено с момента начала этих выделений. Кроме того, при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях женщинам запрещено соблюдать пост. Но по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если женщина ещё не искупалась.

В такие периоды супругам запрещено вступать в половой контакт, мужу нельзя прикасаться к телу жены без преграды между пупком и коленями. Жена также обязана запретить мужу делать это. Только после очищения от менструации или послеродовых и послевыкидышных выделений и совершения обязательного полного омовения снимаются все запреты, связанные с этими периодами.

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения нежелательно кушать, пить что-либо, спать. Нежелательно также повторно вступать в близость с женой, не совершив предварительно малое омовение.

Каковы обязательные составные части (арканы) полного омовения?

Для того чтобы полное омовение считалось действительным, необходимо, во-первых, сделать вначале омовения намерение мысленно (это фарз) и языком (это суннат), то есть необходимо иметь намерение совершить обязательное полное омовение: «Я намереваюсь совершить обязательное (фарз) полное омовение тела». При этом необходимо связать намерение с первой омываемой частью на теле купающегося. Во-вторых, вода должна омыть всё тело, не оставив ни малейшей точки (то есть вода должна обтекать всё тело, все его части, недостаточно просто намочить тело или отдельные его части). В частности, при купании должны быть омыты и волосы до корней, и места под ногтями, на теле не должно быть изолятора, который мешает соприкосновению воды с телом, например лака на ногтях. До начала ритуального купания с тела необходимо удалить нечистоты (наджаса). У женщин вода обязательно должна попадать в те места аврата, которые выявляются при сидении.

Желательные действия (сунны) полного омовения.

Желательных действий омовения 12: поворачивание к Кибле; мытьё обеих рук; совершение вначале малого омовения (как для намаза); предварительное очищение складок тела, куда вода поступает трудно; удаление нечисти заранее; литьё воды сначала на голову, затем на правый бок, затем на левый; протирание рукой везде; повторение всего этого трижды; воды должно быть не менее трёх литров; если купаетесь после семяизвержения, то до купания следует справить малую нужду; чтение д‘а после купания (того, которое читают после малого омовения).

При каких обстоятельствах желательно (сунна) искупаться?

Купание желательно совершить в следующих семнадцати случаях: для пятничной молитвы; для обеих праздничных молитв; в каждую ночь месяца Рамазан; для намаза прошения дождя; для намаза солнечного и лунного затмений; после того как обмыл покойника; для неверующего после принятия Ислама; для сумасшедшего после того, как пришёл в себя; потерявшему сознание после того, как пришёл в себя; для одевания ихрама; для того, чтобы войти в Мекку; для стояния на горе Арафа; для ночёвки в долине Муздалифа; для бросания камней в джамарате; для совершения обхода вокруг Каабы.