Нод по правовому воспитанию в подготовительной группе. Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе

НОД в подготовительной группе «ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ».

Кулагина Л.А., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г.Н.Новгород

Цели: 1. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.

3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

4. Воспитывать чувство уважения к другим людям.

Оборудование: мольберт, слово «ПРАВА» и два символа «ребенок» и «взрослый», детали ромашек, схематическое изображение прав детей и взрослых в виде символов (конвенция и декларация, имя, сердечко, домик, книга, медицинский крест, флаг, сундучок или короб, свидетельство о рождении, микрофон, сердце, домик, картинки – схемы с пословицами, тетрадь, букварь, 2 портфеля, школьные принадлежности, градусник, 7 бинтов, флаг России, мяч, сказки зарубежных авторов, поднос, муз. инструменты (ложки, кастаньеты, маракасы, домбра), силуэты голубя лист бумаги по количеству детей, аудиозаписи «Большой хоровод», «Россия», «Учат в школе».

Ход.

Дети, вы любите смотреть телевизор? А сами хотите попасть на телевидение? Я сегодня хочу пригласить вас принять участие в телевизионной передаче «Дети и взрослые». Вы согласны? А чтобы наша передача была интереснее, я хочу пригласить принять в ней участие и взрослых. Прошу занять места в нашей телестудии (дети и взрослые садятся на стульчики напротив друг друга).

Итак, мы начинаем телепередачу «Дети и взрослые» (фоном звучит муз. «Большой хоровод»). Тема нашей беседы «Наши права и обязанности».

(На мольберте прикрепляется слово «ПРАВА» и два символа «ребенок» и «взрослый»)

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи – то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети

О правах, что защищают нас на свете.

И первый вопрос в нашей беседе я хочу задать детям:

В каком документе записаны права детей? («Конвенция о правах ребенка»)

А теперь вопрос к взрослым:

В каком документе отражены права взрослого человека? («Декларация прав человека»).

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашек с названием документов к символам «Р» и «В» соответственно).

Второй вопрос спрятан в моем волшебном сундучке (достается документ «Свидетельство о рождении» ) и обращаясь к детям:

Что это за документ?

О каком праве говорит этот документ? (Право на жизнь, право на имя ).

Да вы совершенно правы имя дается человеку и отличает его от других людей. (Обращаясь к взрослым) А какой документ подтверждает это право у взрослых? (Тоже свидетельство о рождении и в 14 лет человеку выдается паспорт).

Кто из вас, дети, может нам рассказать, кто вам дал имя и что оно означает? (ответы 2-3 человек).

А что еще кроме имя есть у человека? (Фамилия и отчество)

Кто вам дает фамилию и отчество? (Семья, отчество дается ребенку по отцу).

Давайте представимся по Фамилии, имени, Отчеству (дети, передавая микрофон, говорят свои Ф.И.О.).

- (обращаясь к взрослым) Вы взрослые и вас зовут по Имени, Отчеству, но мне хотелось бы узнать, как вас называли в детстве? (Ответы)

- (к детям) В какой сказке имя герою было дано по его внешнему виду? (Золушка, Белоснежка, Красная шапочка, Мальчик с пальчик).

Из нашего разговора мы выяснили, что право на имя есть и у взрослых и у детей.

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашки с надписями «ИМЯ»).

В моем волшебном сундучке спрятан еще один сюрприз (достаю сердечко ).

Какое право детей может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу родителей ).

Родители несут по закону ответственность за ребенка, заботятся о нем. (Обращаясь к взрослым) Как взрослые заботятся о детях? (Ответы). (Обращаясь к детям) Взрослые проявляют заботу. А как дети обязаны относиться к родителям?(Ответы детей). Конечно, дети тоже проявляют любовь, могут проявить ее через поступки, уважение и ласковые слова.

Игра с сердечком «Назови ласково» (мама- мамулечка,…)

Значит, этим правом, на заботу и любовь, обладают и взрослые и дети. (На мольберте прикрепляются лепестки с символом «Сердечко»).

В какой сказке это право было нарушено? («Золушка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»).

Волшебный сундучок приготовил вам еще один предмет (достаю домик ).

Почему домик? О каком праве он хочет сказать? (Право на жилье и его неприкосновенность ).

Дети приготовили загадку, а вы взрослые попробуйте ее отгадать, что это за сказка? Какое право было нарушено? (Дети без слов показывают эпизод из сказки «Волк и 7 козлят», когда волк стучится в дверь и козлята ему открывают, он их ловит).

Дети, чему учит эта сказка? (Нельзя открывать дверь, если дома нет родителей, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми,…).

Каждая семья должна чувствовать себя дома в полной безопасности, уважать свой дом, ценить уют. У меня есть карточки с зашифрованными пословицами о доме, попробуйте их отгадать:

  • Мой дом – моя крепость.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Семья крепка, если над ней крыша одна.
  • Не дом хозяина красит, а человек дом.

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашек со значком «Домик»).

В какой сказке были нарушены эти права? («Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Теремок»)

Я достаю из нашего сундучка тетрадь и букварь . О каком праве говорят нам эти предметы? (Право на образование ).

Вы скоро пойдете в школу. Нам хочется узнать сможете ли вы собрать себе портфель?

Игра – эстафета «Собери портфель».

Игра «Импульс» (что вы будете делать в школе).

- (Обращаясь к взрослым): Наши дети скоро воспользуются правом на образование, они пойдут в школу и будут бесплатно учиться. А взрослые имеют право на образование?

(На мольберт прикрепляются лепестки с символами «Книга»).

Дети, а в какой сказке герой не воспользовался правом на образование? (Буратино).

Сундучок приготовил что – то еще (достаю бинт и градусник). Какому праву эти предметы дают подсказку? (Право на медицинское обслуживание , охрану здоровья).

Здоровье – главная ценность человека. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей).

Игра «Окажи первую помощь».

(забинтовать руку – дети, взрослые – голову).

(На мольберт прикрепляются лепестки с символами «Медицинский крест»)

В какой сказке говориться о этом праве? («Айболит», «Мойдодыр»).

Загляну в сундучок, что же он спрятал еще от нас? (Достаю флаг России).

(Право на гражданство, на родной язык и культуру ).

С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, государства, в котором он живет.

Игра с мячом «Страна – нация – язык».

У каждого народа есть свои любимые сказки, которые учат добру и мудрости. Дети, какие вы знаете русские народные сказки? (ответы)

А вы, уважаемы взрослые, какие знаете зарубежные сказки?

У меня собрался хоровод музыкальных инструментов. Отгадайте из каких государств собрались эти инстументы? (Ложки – Россия, маракасы – Куба, кастаньеты - Испания, домра – Казахстан).

Но, где бы не был человек, он всегда стремится на свою родину. Я предлагаю вспомнить стихотворение про журавля. (Дети читают стихотворение «Жура – жура – журавель»). Конечно, каждый человек хочет, чтобы все люди жили в мире и я предлагаю вам сделать вот таких голубей мира.

Конструирование из бумаги Голубя.

(на мольберт прикрепляется лепесток с символом «флаг»).

Посмотрите у нас получились вот такие красивые ромашки. Дети, а какое право вы считаете самым главным? Какое право главное для взрослого? Какие разные взрослые и дети, но права у вас одинаковые. Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать.

Права нам каждому даны

И по ним мы все равны!

На этом наша телепередача заканчивается. И мне хотелось бы взять у вас интервью: Что вам сегодня в нашей передаче запомнилось или понравилось делать? (ответы). Всем большое спасибо!



Казанцева Лариса Дмитриевна
МБДОУ «ЦРР детский сад №39 «Росинка»
2016 год
НОД в подготовительной группе «Наши права»
Цели: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Задачи:
-Закрепить представления детей о семье; о важных международных документах «Декларация прав» «Конвенция прав ребёнка»
- развивать умение дифференцировать понятия «права» и «желания», рассуждать, сопоставлять, делать выводы -Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей
-Воспитывать чувство уважения к другим людям
Методические приёмы: чтение стихов, дидактическая игра, игра с мячом, песня «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!», сюрпризный момент
Словарь: Декларация, Конвенция
Индивидуальная работа: отвечать на вопросы полным предложением
Дифференцированный подход: выкладывание желаний (картинки, написанные слова)
Предварительная работа: чтение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик»
Оборудование: книга, картинки, сказочный герой – Буратино, слова, мяч
Ход:
Дети здороваются с гостями.
-Посмотрите, а у нас сегодня ещё один гость – это Буратино! Буратино принёс конверт с письмом. Посмотрим, что внутри?!
1.«Здравствуйте, ребята! «Мы живём у злого Карабаса Барабаса, нам очень плохо у него. Он нас обижает, заставляет работать, бьёт палкой, кричит. У нас много желаний, но нам ничего не даёт. Он говорит, что он наша семья. Мы не знаем, что нам делать! Нам нужен ваш совет» Поможем, разобраться!? Мы расскажем всё Буратино, а он объяснит своим друзьям. Давайте сначала разберёмся, что такое семья. Послушайте внимательно шуточное стихотворение, которое Катя выучил втайне от вас.
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня и братишка,
И щенок лапоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Мяч - сестричке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
-Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, то есть родня? Да, нет
-Назовите персонажей стихотворения, которые являются одной семьёй?
–Верно, членами этой семьи являются Мама, Папа, брат и сестра. Серёжа просто друг, а не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются родней герою стихотворения.
-Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
-А как вы думаете, что такое семья? Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
-А у Буратино есть семья? Конечно, это папа Карло
-У каждого в семье есть свои желания, обязанности, интересы
-Какие желания у вас? (телефон, бусы, торт, красивое платье, собаку, машину, дом, здоровье, учиться в школе, имя, отдыхать, быть свободным, не хочу, чтобы меня обижали).-Да желания как у всех! Я думаю, что у друзей Буратино такие же желания?!
-Буратино, у тебя какое желание? Я хочу золотой ключик
- Все желания можно разделить на две группы. Одни – просто желания, когда очень чего-то хочется, но без них можно прожить. Другие желания, которые должны быть у каждого – без них нельзя жить никому. Как их называют? Права
Дидактическая игра «Желания и права»
- Я предлагаю на красный поднос выложить все ваши желания, кто умеет читать, может выбрать написанные желания, кто не умеет читать может использовать картинки. А на синий поднос выложите права, без которых нельзя прожить.
- Я думаю, если очень сильно хотеть, то ваши желания все исполнятся. А теперь давайте создадим книгу «Имею право». И расскажем Буратино о их правах!. В книге уже существуют картинки, только к ним надо подклеить написанные права.
Дети встают полукругом около синего подноса. По одному предлагают право и приклеивают к соответствующей картинке.
-Зачем нам нужен дом, квартира?
-Зачем нужна семья?
-Зачем учиться в школе?
-Зачем нам имя?
-Зачем нам право на отдых?
-Как вы думаете, что самое важное?
-Вот мы и создали книгу «Имею право» для сказочных героев, Буратино обязательно покажет книгу своим друзьям!
-А сейчас я предлагаю отдохнуть потанцевать, потому что у нас есть право на отдых.
Музыкальная пауза «Большой хоровод»
-Несколько лет тому назад женщины и мужчины из разных стран собрались обговорить все права необходимые человеку. И все страны подписали очень важный документ для взрослых.
-Какой? Декларация прав человека.
-В Декларации сказано о правах всех людей. Каких? Взрослых
-А через несколько лет вспомнили, что есть ещё люди, о которых нужно заботиться. Это кто? Дети
-Вся жизнь ребёнка зависит от взрослого и государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах. Так появился ещё один документ.
-Как называется? Конвенция прав ребёнка
-И наше государство тоже подписалось под этим документом, а значит, дало слово заботиться о своих детях.
-Кто защищает вас в стране?
-Кто защищает вас дома?
-Кто поможет вам, когда вы больны?
-Кто поможет вам, когда кто-то сделает больно?
А как мы поможем друзьям Буратино? Подарим книгу
-Они будут знать, что у них тоже есть права!
-Куда им обратиться за помощью? Папа Карло, полиция, учителю
-Вот Буратино тебе и твоим друзьям наш подарок, сам будешь знать и другим подскажешь!
-Кроме прав есть ещё и обязанности, которые нужно выполнять. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом перед семьёй.
Игра с мячом «Обязанности»
Дети встают в круг и бросают мяч по очереди друг другу. Кому бросили мяч, тот называет обязанность, которую необходимо соблюдать.
-Я обязана помогать маленьким
-Я обязан помогать родителям
-Я обязан беречь природу
-Я обязан прибирать игрушки
-Я обязан не обижать малышей
-Я обязана помогать маме
-Я обязан уважать взрослых
- Давайте повторим, какой важный документ защищает права детей? Буратино теперь ты всё знаешь, спеши к своим друзьям и расскажи, что ты узнал у нас на занятии. Как вы думаете, эта книга поможет друзьям Буратино?
-Как она поможет?
-Они прочитают и узнают о своих правах и могут обратиться за помощью к другим.
-Вам понравилось помогать другим?
-Делать людям хорошее, хорошеть самому!

Любовь Козлова
«Маленьким детям - большие права». Конспект занятия НОД по правовому воспитанию детей подготовительной группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Маленьким детям – большие права».

Образовательная область: Социализация

Мдоу детский сад п. Возрождение

Воспитатель: Козлова Л. А.

Тема: «Маленьким детям – большие права»

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально – художественная.

Цель: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Формировать представление о собственных правах.

Задачи: Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;

Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;

Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;

Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;

Развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры – драматизации к знакомым сказкам;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.

Материал и оборудование: Костюмы для игры – драматизации; ширма; иллюстрации к сказкам; «волшебный сундучок» с предметами – символами; на каждого ребёнка - альбомного листа с точечным изображением лебедя.

Предварительная работа : беседы: «Права детей, «Моя семья», «Ты и твое имя», и другие; оформление стенда «Права детей»,

разучивание стихов, чтение художественных произведений:

«Гадкий утёнок» (Г. Х. Андерсен, «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А. Н. Толстой) ,«Робин Бобин» (С. Я. Маршак, «Айболит» (К. И. Чуковский,

русская народная сказка «Кот, петух и лиса», ненецкая сказка «Кукушка» и др.

Вводная часть:

Звучит мелодия песни «Большой хоровод» - (минус).

Ребёнок: - Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Воспитатель: Ребята, жить радостно, дружить, улыбаться, радоваться исполнению желаний – это счастье! Я желаю вам, чтобы ваши мечты сбылись, ведь все вы имеете на это право.

Вы имеете право на счастливое детство. Это право записано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка».

И сегодня мы поговорим о правах ребенка – о ваших правах, дети!

1ч. «Волшебная книга».

У меня на столе лежит волшебная книга - сундучок. Я открою её. Посмотрите, внутри лежат предметы – символы.

(Из сундучка по очереди достаю предметы, символизирующие знакомые детям права человека).

Сердечко.

Восп: О каком праве напоминает вам сердечко?

Дети: О праве на любовь и заботу.

Что значит забота? Кто и как заботится о вас? О ком вы заботитесь? (ответы детей).

Свидетельство о рождении.

Восп: Посмотрите! Вы узнаете этот документ? Какое право обозначает этот документ?

Дети: Право на имя.

Восп: Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу?

Как следует обращаться к взрослым? (ответы детей).

Азбука для дошкольника.

Восп: Эта книга вам знакома – это азбука. Чему нас учит азбука? Да, она учит нас читать.

О каком праве детей напоминает вам азбука?

Дети: О праве на образование, на учебу.

Восп: Почему это право нам необходимо? (ответы детей).

Восп: Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? Какое право обозначает домик?

Дети: О праве на жильё, имущество.

Восп: Скажите, как нужно относиться к своему имуществу? К своему дому? Можно ли брать чужие вещи? Почему? (ответы детей).

Восп: Как вы думаете, о каком праве говорит конверт?

Восп: Что это? Кого вы видите, глядя в зеркало? О каком праве напоминает нам зеркало?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Игрушечные курочка и цыплёнок.

Восп: Почему в сундучке лежат игрушки? О каком праве они нам напоминают?

Дети: О праве на семью. О праве жить с родителями.

Восп: Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже Семьи ничего в жизни нет.

Дети, мы продолжим наш разговор. Вы хотите больше узнать о своих правах?

Тогда мы продолжим знакомиться со статьями книги «Конвенция о правах ребёнка».

(Раздаётся громкая музыка (песня «Ёлки - шишки», виа «Ариэль»). В группу, с магнитофоном в руках, пританцовывая, входит Баба Яга).

Баба Яга: Эх, ёлки – шишки! Здравствуйте, детишки! Хватит вам сидеть, скучать, выходи со мной плясать?

Восп: Баба Яга, пословица говорит: «Делу - время, потехе – час».

Потанцуем и поиграем мы позже. А сейчас у нас с детьми серьёзный разговор.

Дети хотят знать свои права, ведь это очень важно. Зная свои права, дети никому не позволят их нарушить, и сами не будут нарушать права других людей.

Баба Яга: Эх, ёлки, да шишки! Прощайте, детишки! Бабушка вас покидает, в свою сказку улетает! (Баба Яга, включив свой магнитофон и незаметно забрав «волшебную» книгу, убегает).

Восп: Удивительно! В наш детский сад приходила сказочная Баба Яга!

А где же книга? Неужели её забрала Баба Яга? Как нам вернуть книгу?

2ч. «Путешествие по сказкам».

Восп: Ребята, я предлагаю отправиться в страну сказок. В эту волшебную страну мы полетим на волшебных тучках – летучках.

(В игровой зоне, на ковре лежат «думки». Дети садятся на них).

Держитесь крепче за тучки, закройте глаза, мы летим в волшебную страну сказок!

«Тучки – летучки, летите! В сказку нас несите!».

1. За ширмой слышен крик:

«Несёт меня лиса за тёмные леса,

За высокие горы, за синие реки!

Котик, братик, выручи меня!»

Восп: Вы слышите, кто – то кричит? В какую же сказку мы попали?

Как помочь герою сказки? (Надо отправить Кота на помощь Петушку).

(Надеваю ребенку шапочку кота, Беги, котик, спасай Петушка! («кот» возвращается, ведёт за руку ребенка, наряженного петушком).

Спасибо, котик! Спасибо, ребята! Вы спасли мне жизнь, ведь лиса чуть не съела меня.

Восп: Ребята, лиса нарушила самое главное право– это право на жизнь. Каждый человек имеет право на жизнь.

Петушок: Я хочу подарить вам цветок.

Восп: Спасибо тебе, Петушок! А цветок – то необычный. На цветке написано: «Каждый ребёнок имеет право на жизнь». И это право детей записано в «Конвенции».

2. В группу входит «доктор Айболит».

Айболит: Здравствуйте, ребята! Я доктор Айболит.

И, если, у кого – то, вдруг что – то заболит,

Зовите, не молчите! Я сразу прибегу.

И вылечить больного, конечно, помогу!

Дети, а вы знаете, что вы должны делать, чтобы не болеть? (ответы детей).

Восп: Каждое утро наши дети, чтобы не болеть, делают зарядку.

Физминутка: «Зарядка».

«Каждый день по утрам делаем зарядку (поднимают руки).

Дружно, весело шагать. Раз – два, раз – два.

Дружно руки поднимать. Раз – два, раз – два

Приседать и вставать. Раз – два, раз – два

Прыгать и скакать.

Игра “Это можно или нет”

Я сосульку полижу

И снежочком закушу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет? Буду кушать апельсины

В них так много витаминов

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Вот Барбос, бродячий пес,

Я схвачу его за хвост.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет? На зеленый свет, друзья,

Вместе с мамой пойду я.

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

Не забудь перед обедом

Пирожком перекусить.

Кушай много, чтоб побольше

Свой желудок загрузить.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет? За здоровьем я слежу,

На зарядку выхожу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Айболит: Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача.

Это ваше право – право на медицинский уход. Возьмите цветок, он будет напоминать вам об этом праве.

Восп: Ребята, на этом цветке написано: «Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

3. Восп: К нам идет какой – то мальчик. Кажется, ему очень плохо. Что же случилось?

Робин – Бобин: Я Робин – Бобин. Мне очень плохо! У меня болит живот!

Ребёнок: «Робин – Бобин Барабек скушал сорок человек.

И корову и быка, и кривого мясника.

Скушал башню, скушал дом, кузницу с кузнецом.

А потом и говорит: «У меня живот болит!»

Восп: Робин – Бобин, твой живот болит от того, что ты ешь всё подряд, без разбора.

Наши дети знают, какие продукты нужно есть, чтобы не болеть. Послушай!

Мы поиграем в игру, в ней такое правило: если я назову продукт, полезный для здоровья – мяч надо поймать, а если назову вредный для организма продукт – мяч ловить не надо.

Игра: «Полезное – вредное».

Робин – бобин: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что можно есть!

«Все дети имеют право на полноценное и качественное питание»

4. Входит ребенок в шапочке утенка.

Восп: Почему ты плачешь, утенок? Что случилось?

Утенок: Мне очень одиноко. На птичьем дворе, где я живу, меня никто не понимает, никто со мной не играет, все гонят, «гадким меня называют».

Восп: Дети, вы догадались, из какой сказки утенок? Как вы думаете, можно ли обижать кого – либо? Оскорблять? Прогонять?

Дети: Нет. Все имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Восп: А применимо ли это право к гадкому утенку? Ведь он же уродливый, некрасивый, не такой, как другие?

Дети: У всех одинаковые права.

Восп: Много нас на белом свете,

Есть и взрослые и дети.

Но в правах мы все равны,

И дружить всегда должны.

Чтобы утешить утенка, мы сейчас нарисуем его портрет. Пусть он увидит, кем станет, когда вырастет.

Рисование по точкам «Лебедь».

Пока дети рисуют, тихо звучит музыка. «Лебединое озеро» П. И. Чайковский.

Утенок: Спасибо, ребята! Я тоже хочу сделать вам подарок – я дарю вам цветок.

Читаю надпись на цветке: «Все дети имеют равные права».

5. Восп: Ребята, мы продолжим путешествие по сказкам. Посмотрите, здесь – картинки. К какой сказке эта иллюстрация? (ненецкая сказка «Кукушка»).

Как мама относилась к своим детям? Как заботилась о них? Почему мама не смогла заботиться о детях, что с ней случилось? О чем мама просила детей? Как дети отнеслись к просьбе матери? Как бы поступили вы, если бы заболела ваша мама? Как вы относитесь к своей маме? К своим близким?

Ребята, у каждого человека есть не только права, но и обязанности. Права и обязанности идут рука об руку. У детей есть не только право на любовь и заботу близких, но есть и обязанности перед родными.

Игра: «Мои обязанности». (Игра начинается со слов: «я должен….»)

Дети подходят к избушке Бабы Яги.

6. Дети подходят к избушке Бабы Яги.

(Звучит грустная песня Бабы Яги «То ли ветер свищет, то ли пурга….» (виа «Ариэль»)

Восп: Что – то загрустила Баба Яга…. Что случилось?

Баба Яга: Ох, ребятки, я виновата, простите меня, возьмите свою книгу. Не со зла я это сделала. Скучно мне, заняться нечем.

Восп: Ребята, простим Бабу Ягу? Не грусти, Баба Яга! Пошли с нами играть!

Игра: «Бабка Ёжка – костяная ножка».

«Бабка Ёжка, костяная ножка,

Нос крючком, голова горшком.

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла бабка на базар – раздавила самовар.

Пошла на улицу – испугала курицу!

Как гром загремит, бабка Ёжка полетит!»

(Дети убегают, Баба Яга их догоняет).

Баба Яга: Спасибо, повеселили вы меня! Вот вам цветок на память, возьмите! (дает цветок).

Восп: Спасибо, Баба Яга! Этот цветок тоже не простой, на нем нарисован символ, обозначающий право детей на игру. "Все дети имеют право на игры и развлечения".

3ч. Заключительная.

Восп: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на тучки – летучки.

«Тучки – летучки, летите! В детский сад нас несите!»

Вот мы снова в своей группе. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? С каким правом познакомились? Хорошо ли вы запомнили свои права?

Игра: «Разрешается – запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Восп: Сегодня мы говорили о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы знаем наши права и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. В заключении нашей беседы, я хочу, чтобы вы послушали стихи о правах.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем.

Всегда нам право и везде поможет.

Используемая литература:

«Конвенция о правах ребёнка»

«Правовое образование в доу» (Н. Копытова)

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Права ребенка»

Цели:

    упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

    развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

    учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

    воспитывать чувство уважения к другим людям;

    корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

    картинки с изображением прав детей;

    клубок ниток;

    волшебный сундучок;

    выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход НОД:

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

А что же такое право?

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем какой - то документ « Свидетельство о рождении».

Что это за документ?

Воспитатель: Это свидетельство о рождении - Первый документ каждого человека. Выдается он сразу после рождения.

Воспитатель: Первое право, какое есть у каждого ребенка и человека, это право на имя, фамилию, отчество. Именно в этом документе они написаны: имя, фамилия, отчество.

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра «Клубок знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. Дети рассматривают её. О каком праве она говорит?

Это- право на семью.

Воспитатель: Как вы думаете, что оно означает?

(У каждого человека должны быть семья: папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

(Дети загадывают движения)

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках?

Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

    Золушка (Право на отдых)

    Буратино (Право на безопасные условия жизни)

    Колобок (Право на жизнь)

    Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она говорит?

( О праве на жилище.)

Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на медицинский уход

Вопросы Ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что он делает?

О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»

Конспект НОД

по правовому воспитанию

в подготовительной (логопедической) группе

«Права детей»

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Федорова Н.А.

г.Курган


Задачи:

П: обобщить и систематизировать знания детей о правах ребенка, подчеркнуть значение этих правил.

С: научить понимать ценность своей личности; уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достоинств и недостатков.

Фк: формировать у детей потребность в физическом совершенствовании. Стимулировать интерес малоактивных детей.

З: формировать предпосылки здорового образа жизни; обеспечивать психологический комфорт каждого ребенка.

К: развивать и совершенствовать связную речь детей; вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со старшими и детьми.

Б: создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов в контексте общения со взрослыми.

ЧХЛ: развивать выразительную литературную речь детей.

Оборудование:

Книга «Декорация прав человека» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка: детский взгляд», грамзапись с плачем младенца, коляска с малышом, книга «Первобытные люди», свидетельство о рождении ребенка, эмблемы «Права детей».

^ Слоговая зарядка на звук Р

Ра-ра-ра – мы изучаем детей права

Ря-ря-ря – имеем право на имя

Ром-ром-ром – имеем право на дом

Рю-рю-рю – имеем право на семью

Ро-ро-ро – в детском саду очень хорошо

Ри-ри-ри – детство береги

Ра-ра-ра – это наши права

О чем мы сегодня будем беседовать? (о правах)

Что такое право? (право – это закон, правила, по которым живут люди)

Назовите основные документы по правам человека (Декларация прав человека, Конвенция ООН)

Люди появились на Земле давным-давно. Это были первобытные люди. Они были дикарями, ничего не умели делать. Но жить-то было надо. Постепенно они начали строить жилища (дома), чтобы спрятаться от зверей; добывать еду, чтобы не умереть; из шкур зверей шили одежду, чтобы не замерзнуть.

У людей стал развиваться разум, они научились думать. И стали задумываться, как им жить в мире и согласии друг с другом:


  • Что можно делать, а что нельзя

  • На что имеют право, а на что – нет
-Люди спорили, даже воевали, но потом решили сесть и переговорить друг с другом. Думали-думали и придумали правила, законы, которые учили жить в мире и согласии. Придумали они правила и записали в книгу «Декларация прав человека». Но эта книга для взрослых, а у взрослых стали появляться дети. И тогда придумали вторую книгу – «Конвенцию ООН для детей».

И вот сегодня мы отправимся в удивительную страну «Права детей» и вспомним, какие права имеете вы – дети.

^ Д/пауза по миопии (дети мигают и проговаривают):

1, 2, 3 – в волшебную страну попади

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать

Дети, вы ничего не слышите? (слышится плач младенца; воспитатель выкатывает коляску с младенцем)

Дети, кто это? (малыш)

Посмотрите, какой он маленький, а уже гражданин своей страны.

Как называется наша страна? (Россия)

Значит, он гражданин России, он – россиянин. И наше государство уже взяло его под свою защиту, выдало ему первый документ в его жизни – Свидетельство о рождении. Потому что

^ 1. «Каждый ребенок имеет право на жизнь»

(рассматривание документа)

Дети, благодаря кому малыш появился на свет?

А мама и папа кто малышу? (родители)

А могут ли дети жить без родителей? Почему?

Родители – первые ваши воспитатели. Они обязаны заботиться о своем ребенке.

А кто еще помогает папе и маме заботиться о малыше? (дедушка, бабушка, сестра, брат)

Как назвать всех людей, которые живут вместе и заботятся о малыше? (семья)

^ Пальчиковая гимнастика «Семья»

Только в семье растет здоровый, умный, воспитанный ребенок. В Конвенции ООН записано

2. «Каждый ребенок имеет право иметь семью, любовь и понимание родителей»

Давайте вспомним пословицы о семье


  • Без семьи нет счастья

  • Сердце матери лучше солнца греет

  • Жалей отца с матерью, других не найдешь

  • Вся семья вместе, так и душа на месте
-А я вот такие пословицы знаю:

  • В гостях хорошо, а дома лучше

  • В своем доме и углы помогают
-Какое право напоминают вам эти пословицы?

3. «Каждый ребенок имеет право на дом»

Ребенок: Пусть малыш живет, смеется,

Подрастает с каждым днем,

Чтоб у каждого ребенка

Был бы теплый, светлый дом.

В семье радостное событие – родился малыш. Папа, мама, бабушка, дедушка думают, как его назвать. Папа хочет назвать его в честь своего папы, а мама – в честь своего папы.

Давайте им поможем. Но надо придумать ласковые имена, ведь он еще маленький (дети придумывают имена)

Итак, на семейном совете решили малыша назвать Гришенькой в честь любимого дедушки.

На свете, дети, очень много имен, но у каждого своё, потому что

^ 4. «Каждый ребенок имеет право иметь имя»

Когда вы вырастите, вас будут называть по имени, отчеству. А как? Давайте мы на минутку превратимся во взрослых, ведь мы в волшебной стране, и представим себя друг другу.

(Дети высказываются, строя предложение: «Когда я вырасту, я буду…»)

Обращаться друг к другу надо по имени. И, конечно, недопустимо называть человека грубым словом, придумывать прозвища, дразнить. Это нарушение права на имя.

Дети, родители хорошо заботились о малыше. Он рос, рос и вырос. Скучно стало ему лежать в коляске. Тогда родители пошли в магазин и накупили ему много-много чего? (игрушек)

Физминутка: Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Весело нам было играть?

Мы играли и отдыхали

^ 5. «Каждый из вас имеет право на отдых»

Дети, а почему у нас в группе много игрушек? (мы ими играем)

У вас сейчас очень удивительное время

6. «Каждый из вас имеет право ходить в детский сад, играть здесь, дружить, развиваться»

А куда вы пойдете после окончания детского сада? (в школу)

А зачем? (чтобы учиться, получать новые знания, найти себе новых друзей)

Правильно. И у вас есть такое право

^ 7. «Каждый ребенок имеет право ходить в школу»

(раздается стук в дверь, входит медицинская сестра)

Здравствуйте, дети! Я – врач-педиатр. Пришла осмотреть вашего малыша. Как его зовут? Давайте его послушаем, посмотрим горлышко, глазки.

А как он ест? Спит?

У малыша хорошие родители, мальчик растет здоровым. Приходите на прививку.

Нина Федоровна, а как Вы узнали, что у нас есть малыш? Мы врача не вызывали.

А мы, врачи, обязаны следить за здоровьем каждого новорожденного ребенка, потому что

^ 8. «Каждый ребенок имеет право на бесплатное медицинское обслуживание»

Наше удивительное путешествие в волшебной стране «Права детей» закончилось. Пора нам в детский сад.

-1, 2, 3 – в детский сад попади.

Итог занятия

В какой стране мы сегодня побывали?

Что в этой стране изучают?

Какие права детей вы вспомнили?

Вы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все ваши мечты.

(в подарок дети получают эмблемы «Права детей»)