Нил гейман американские боги.


– Нет, – ответила Зоря Полуночная, – холод мне не мешает. Это мое время. Мне привольно ночью, как привольно рыбе на глубине.

– Наверное, вы любите ночь, – сказал Тень и тут же пожалел, что не нашел ничего более умного, более глубокомысленного.

– У моих сестер свое время. Зоря Утренняя живет рассветом. В старой стране она просыпалась, чтобы отворить ворота и выпустить нашего отца на его – ммм, я забыла, как это называется… Машина без колес?

– Колесница?

– На его колеснице. Наш отец уезжал. А Зоря Вечерняя открывала перед ним ворота на закате, когда он возвращался к нам.

Она помолчала, губы у нее были полные, но очень бледные.

– Я никогда не видела нашего отца. Я спала.

– Это было заболевание?

Она не ответила. Пожатие плечами – если она ими пожала – было едва различимым.

– Так вы хотели знать, на что я смотрю?

– На большой ковш.

Она подняла руку, указывая на созвездие, и ветер снова обтянул тканью ее тело. Ее соски проступили на мгновение темным сквозь белый хлопок. Тень поежился.

– Его называют Колесницей О́дина. И Большой Медведицей. Там, откуда мы приехали, верили, что нечто, не божество, но подобное богу, нечто страшное приковано среди этих звезд. И если оно вырвется на волю, настанет конец всему. И есть три сестры, которые должны наблюдать за небом день и ночь напролет. И если существо среди звезд вырвется, миру придет конец – «фррр», и все.

– И люди в это верили.

– Да. Давным-давно.

– Так вы пытались разглядеть чудовище среди звезд?

– Да. Что-то в этом роде.

Он улыбнулся. Если бы не холод, подумалось ему, он бы решил, что все еще спит. Все происходящее казалось просто сном.

– Можно спросить, сколько вам лет? Вы как будто намного моложе своих сестер.

Она кивнула:

– Я самая младшая. Зоря Утренняя родилась поутру, Зоря Вечерняя – вечером, а я родилась в полночь. Я – ночная сестра: Зоря Полуночная. Вы женаты?

– Моя жена умерла. Погибла в автокатастрофе неделю назад. Вчера были ее похороны.

– Мне очень жаль.

– Вчера она приходила ко мне. – В темноте, рассеиваемой лишь светом луны, сказать такое было совсем нетрудно; это было уже не столь немыслимо, как при свете дня.

– Вы спросили ее, чего она хочет?

– Возможно, вам следует это сделать. Умные люди всегда спрашивают об этом мертвецов. Иногда те даже отвечают. Зоря Вечерняя рассказала, как вы играли в шашки с Чернобогом.

– Да. Он выиграл право вышибить мне мозги.

– В былые времена людей отводили на вершину горы. Или холма. На возвышенные места. Обломком камня им разбивали затылки. Во имя Чернобога.

Тень оглянулся по сторонам. Нет, на крыше они были одни.

– Его тут нет, глупышка, – рассмеялась Зоря Полуночная. – К тому же ведь ты тоже выиграл партию. Он не вправе нанести удар до того, как все закончится. Он сам так сказал. И ты узнаешь заранее. Как коровы, которых он убивал. Они всегда знали наперед. Иначе какой в этом смысл?

– Мне кажется, – сказал ей Тень, – я очутился в мире, живущем по законам собственной логики. По собственным правилам. Словно ты спишь и знаешь, что есть правила, которые нельзя нарушать. Даже если не знаешь, что они означают. Я пытаюсь под них подстроиться, понимаете?

– Знаю, – сказала она, задержав его руку в своей ледяной ладони. – Однажды тебе дали защиту. Тебе дали само солнце. Но его ты уже потерял. Ты отдал его. Все, что в моих силах, – это дать тебе защиту намного слабее. Дочь, а не отца. Но все же она поможет. Да?

Светлые волосы развевались вокруг ее лица на холодном ветру.

– Мне надо с вами подраться? Или сыграть в шашки? – спросил Тень.

– Вам даже не надо меня целовать, – улыбнулась она. – Просто возьмите у меня луну.

– Возьмите луну.

– Я не понимаю.

– Смотрите, – сказала Зоря Полуночная.

Подняв левую руку, она занесла ее перед луной так, словно ухватила светило большим и указательным пальцами. Потом единым плавным движением она оторвала его. На мгновение Тени показалось, будто она сняла луну с неба, но потом он увидел, что та сияет на прежнем месте, а Зоря Полуночная раскрыла ладонь, чтобы показать серебряный доллар с головой Свободы.

– Отличная работа, – сказал Тень. – Я и не видел, как вы спрятали монету в ладонь. Понятия не имею, как вам это удалось.

– Тебе даже целовать меня и то не придется, – ответила она. – Просто возьми у меня луну, и все.

– Возьми луну.

– Я не понимаю.

– Смотри, – сказала Зоря Полуночная. Она подняла левую руку и расставила большой и указательный пальцы так, что луна оказалась словно бы зажатой между ними. И – как будто сорвала ее с ветки, быстрым ловким движением. На долю секунды ему и впрямь показалось, что она сняла луну с неба, но – нет, луна сияла на прежнем месте, а когда Зоря Полуночная раскрыла ладонь, между большим и указательным пальцами у нее оказался серебряный доллар с профилем Свободы.

– Красивый номер, – сказал Тень. – Даже и заметить не успел, когда и как вы его переправили в ладонь. И на последнем этапе тоже – не уследил.

– Я никуда ее не переправляла, – сказала она. – Я просто взяла ее, и все. А теперь отдам тебе, для сохранности. Держи. И никому не отдавай.

Она вложила ему доллар в правую руку и свела пальцы. Монета была совершенно ледяная на ощупь. Зоря Полуночная подалась вперед, опустила ему пальцами веки и поцеловала, легонько, по разу в каждый глаз.

Тень проснулся на диване, одетым. В узком косом луче солнечного света, который пробивался через окно, танцевали пылинки.

Он встал и подошел к окну. При дневном освещении комната показалась ему куда более тесной.

Еще с прошлой ночи в нем жила какая-то мысль и не давала ему покоя, и вот теперь, после того как он высунулся в окно и огляделся по сторонам, мысль эта предстала перед ним со всей ясностью. За окном не было никакой пожарной лестницы; не было ни балкона, ни ржавых металлических ступеней.

И тем не менее в руке у него был зажат – плотно зажат – серебряный доллар 1922 года, с профилем Свободы, гладкий и блестящий, словно его только что отчеканили.

– А, встал уже! – Дверь приоткрылась и в образовавшейся щели показалась голова Среды. – Вот и славно. Кофе будешь? Сейчас пойдем грабить банк.

Прибытие в Америку

1721 год

Самое важное, что необходимо понять в американской истории, – записал мистер Ибис в свой толстый, в кожаном переплете дневник, – есть совершенно фиктивный, выдуманный ее характер: перед нами не более чем набросок, сделанный карандашом для детей или для прочей не слишком разборчивой публики. По большей части она остается неосмысленной, неотрефлексированной, неизученной – это скорее некритическая репрезентация факта, нежели сам факт. Иначе говоря, изящная словесность, – продолжил он, помедлив немного, дабы обмакнуть перо в чернильницу и собраться с мыслями , – примером которой может служить история о том, что первопроходцами в Америке были пилигримы, которые приехали сюда в поисках мест, где они могли бы свободно исповедовать свою веру; о том, как они приехали сюда, взрастили хлеб свой и детей своих, и заполнили пустую землю.

По правде говоря, американские колонии были местом, где могли бесследно раствориться разного рода отбросы общества – и заставить забыть о себе. В те дни, когда в Лондоне за кражу двенадцати пенни можно было отправиться на виселицу, на Тайбернское дерево о трех вершинах , Америка стала символом милосердия, возможности получить еще один шанс. Впрочем, условия перевозки заключенных были таковы, что некоторые предпочитали честно прыгнуть с безлистого ствола и станцевать на воздушном паркете, пока не кончится сей быстрый танец. Приговор так и звучал: ссылка. Ссылка на пять, на десять лет, пожизненная.

Вас продавали капитану корабля, и в трюмах судна, набитого битком, точь-в-точь как невольничье, вы совершали путешествие либо в Северо-Американские колонии, либо в Вест-Индию; там капитан продавал вас в качестве сервента человеку, который выбивал из вашей шкуры каждое вложенное пенни, пока не истекал срок контракта. Но зато вам по крайней мере не приходилось ждать смертной казни в английской тюрьме (ибо тюрьма в те времена представляла собой место, где человек дожидался освобождения, ссылки или повешения: к отсидке никого не приговаривали), а потом пред вами открывался новый мир, полный неисследованных возможностей. Имелась в вашем распоряжении еще и возможность подкупить капитана, с тем чтобы он отвез вас обратно в Англию до истечения срока контракта. Попадались люди, которые именно так и поступали. И если власти ловили вас на обратном пути – или если находился старый враг или старый друг, который числил за вами должок, а потом вы попадались ему на глаза, и он сообщал об этом куда следует, – вас просто вешали, не моргнув глазом.

Все это напомнило мне, – продолжил он, помедлив немного для того, чтобы заново наполнить вделанную в стол чернильницу, достав для этой цели из шкафчика бутылку с умбровыми чернилами, а потом обмакнув еще раз в чернильницу перо , – о жизненном пути Эсси Трегован, которая появилась на свет в продуваемой всеми ветрами корнуолльской горной деревушке, на юго-западе Англии, где семейство ее обитало с незапамятных времен. Отец у нее был рыбак, а кроме того – поговаривали – был у него и еще один промысел: развешивать в самые бурные ночи на самых опасных скалах фонари и заманивать тем самым корабли на рифы, в надежде поживиться выброшенным на берег грузом. Мать Эсси работала в услужении у местного сквайра кухаркой, и Эсси с двенадцати лет тоже поступила туда на работу, судомойкой. Она была маленькая и тощая, с огромными карими глазищами и темно-каштановыми волосами; работница из нее была так себе, зато она вечно была тут как тут, стоило только появиться в доме человеку, способному рассказать добрую историю или сказку: про пикси и спригганов , про черных болотных собак и девушек-тюленей из Пролива. Сам сквайр над подобными суевериями только смеялся, но прислуга каждую ночь выставляла за порог фарфоровое блюдечко с самым что ни на есть цельным молоком – для пикси.

Прошло несколько лет, и Эсси перестала быть маленькой и тощей; везде, где нужно, тело ее налилось и округлилось, как волны на зеленом море, карие глаза так и брызгали искрами смеха, а волосы вились и разлетались прядями по сторонам. Особенный огонь загорался в ее глазах, когда где-то поблизости появлялся Бартломью, восемнадцатилетний сын сквайра, который как раз об эту пору вернулся домой из Рагби ; вот она и отправилась однажды ночью к стоячему камню на краю леса, и оставила на этом камне кусок хлеба, который Бартломью надкусил, но не доел, – а перед тем отрезала прядь собственных волос и обмотала этот хлеб волосами. И надо же такому случиться, что на следующий же день, когда она выгребала золу из камина в спальне у Бартломью, он сам подошел и заговорил с ней, и смотрел на нее более чем выразительно, и глаза у него были – опасные глаза, синие-синие, как небо перед бурей.

Очень опасные у него были глаза, говорила потом Эсси.

Недолгое время спустя Бартломью уехал в Оксфорд, а Эсси выгнали из дому вон, как только ее положение сделалось очевидным. Впрочем, ребенок родился мертвым, и в качестве знака особого благорасположения к матери Эсси – а та была очень хорошей кухаркой – жена сквайра уговорила-таки мужа вернуть бывшую горничную на ее самое первое место, в судомойки.

Однако любовь Эсси к Бартломью обернулась ненавистью ко всему его семейству; не прошло и года, как она обзавелась новым ухажером, человеком с весьма сомнительной репутацией. Жил он в соседней деревне и звали его Джозайя Хорнер. И вот однажды ночью, когда вся семья отошла ко сну, Эсси встала и отворила заднюю дверь, чтобы впустить в дом своего любовника. И пока все спали, он обчистил дом.

Сразу возникло подозрение, что к ограблению причастен кто-то из домашних, потому что этот кто-то должен был открыть дверь изнутри (а жена сквайра точно помнила, как сама затворяла засов), а также иметь представление о том, где сквайр держал столовое серебро и где находится ящик, в котором лежали золотые монеты и векселя. И все же Эсси настолько отчаянно все отрицала, что ее совершенно ни в чем не подозревали до тех самых пор, пока мистера Джозайю Хорнера не задержали в эксетерской лавчонке при попытке обналичить один из принадлежавших сквайру векселей.

За свой роман «Американские боги» Нил Гейман получил важнейшие фантастические премии. Книга стала культовой и обзавелась продолжениями и ответвлениями, позволяющими говорить о существовании небольшой, но культурно богатой вселенной «Американских богов».

Фанаты давно мечтали об экранизации - и вот свершилось: 30 апреля на канале Starz стартует сериал. Его создатели внушают уважение: продюсер Брайан Фуллер (сериалы «Ганнибал» и «Мертвые, как я») и сценарист Майкл Грин, превративший в «Логане» супергеройское кино в реалистичную драму.

Для тех, кто не читал книгу или хочет освежить воспоминания, мы расскажем, что собой представляет странный и интересный мир «Американских богов» и кто его населяет. Главные сюжетные повороты мы спрятали под спойлерами.

Мифотворчество

Говоря об «американской мифологии», мы обычно представляем дядюшку Сэма в высоком цилиндре и пантеон супергероев. На заднем плане маячат индейские духи, а надо всем этим парит не имеющая физического воплощения «американская мечта». По сути, американская история, культура и мифология - почти одно и то же. Недаром самая известная певица называет себя Мадонной, а президент Линкольн в фильме 2012 года охотится на вампиров. А в главного бога тут верят на зелёных банкнотах.

Но у Нила Геймана об этой мифологии свои представления.

Нил Гейман, отец всех богов

Вернее, у него та же «сборная солянка», но углубленная, переплетённая с чужими легендами и сдобренная фирменными сновидческими фантазиями писателя, прославившегося серией графических романов «Песочный человек». Поэтому не стоит удивляться, что путешествие Тени, главного героя «Американских богов», не только сопровождается аллегорическими и вещими снами, но и вовлекает читателя в литературное пространство на грани бреда, сна и забытья.

Судя по трейлерам сериала, его создатели постарались передать ирреальную атмосферу книги. Если им это удалось, нас ожидает погружение - не в здоровый сон, а в глубины коллективного бессознательного, где на людей строят планы питающиеся их верой боги. Американские и не только.

Есть среди американских богов и русские

Роман соединяет два пласта реальности: фантасмагорический и повседневный. Основное повествование постоянно перебивают «небылицы» (tall tales) - байки в традициях американского фольклора. Любопытно, появятся ли эти колоритные фрагменты в сериале и как создатели вплетут их в сюжет.

Но главная идея Геймана - противостояние Старых и Новых богов. Старые боги-иммигранты когда-то прибыли в Америку. Новых породило само течение жизни. Сейчас почти никто не молится Чернобогу и не верит в лепреконов. Люди поклоняются технологиям и верят СМИ.

Гейман не совершил великих открытий в области людских верований. Но с главным выводом «Американских богов» согласится каждый. Побеждает тот бог, которого кормишь.

Кто есть кто

Мистер Среда (актер Йен Макшейн)


Дедок пенсионного возраста с замашками гормонально нестабильного юнца. Не дурак выпить и признанный дамский негодник. По большому счету - мошенник, но с глобальными планами на людские умы и сердца. Много врёт и не краснеет. Вовлекает Тень в новую жизнь.

В экранизации Среда избавился от книжной внешности, но благодаря харизме опытного актера Макшейна не утратил загадочности и даже прибавил в обаянии. Серьёзная заявка на появление телевизионного секс-символа старше 70 лет.

Спойлер: Кто на самом деле мистер Среда?

Верховный бог древнескандинавской мифологии Один, он же Вотан и Всеотец. Называет себя Средой, поскольку этот день считался посвященным Одину.
Среда - это лишь одно из воплощений бога, которых у него множество. С его смертью Один не исчезнет из мира. На его личность намекает не только имя, но и стеклянный глаз (Один в мифологии одноглазый) и серебряная булавка с изображением дерева, которую он носит. Это дерево символизирует исполинский ясень Иггдрасиль, на котором держатся все семь миров. Впоследствии на ясене будет висеть тело Тени.

Тень Мун (актер Рики Уиттл)


Молодой мужчина, на начало событий сидящий в тюрьме. Тих, добродушен, любит фокусы с монетами, свою жену и может ударом кулака свернуть вам шею. Когда терять уже нечего, получает деловое предложение от таинственного незнакомца. Из-за подчеркнутой обычности читателю и зрителю легко соотнести себя с Тенью. Герой соответствует своему имени: он словно играет второстепенную роль в собственной жизни. Но когда он оказывается во власти сверхъестественных сил, становится ясно, что боги хотят от Тени больше, чем он от них.

Спортивная фактура Рики Уиттла хорошо передает физическую силу Тени, высокого и молчаливого парня. Но пока из-за небольшой известности это самая тёмная лошадка сериала.

Спойлер: Происхождение Тени

Никогда не знавший отца Тень - родной сын Среды. Рождение мальчика было заранее организовано. По миру у Одина разбросано немало детей. Среда - ужасный отец, который готов пожертвовать сыном ради своих целей.

В повести Геймана «Хозяин долины» подтверждается то, на что намекают «Боги»: Тень - воплощение светлого бога Бальдра из той же скандинавской мифологии. Бальдр тоже пал жертвой козней Локи, умер и воскрес для лучшего мира. Герой всю жизнь прожил как ни то ни сё, ни плохой, ни хороший, а теперь ему предстоит сделать выбор и выйти из собственной тени.

Лора Мун (актриса Эмили Браунинг)


Супруга Тени, погибшая ещё до начала событий при весьма пикантных обстоятельствах. Но Лора упорно отказывается подчиняться правилу «Пока смерть не разлучит нас» и следует за Тенью по пятам.

Звезда «Запрещенного приёма» режиссера Зака Снайдера привнесла в образ героини хрупкость. Но, как мы помним по фильму, актриса убедительно выглядит в сценах, где нужно за себя постоять.

Сумасшедший Суини (актер Пабло Шрайбер)


Лепрекон по происхождению, стереотипный ирландец во всём остальном. Рыжий развязный пьяница, который знакомится с Тенью, завязав с ним драку в баре. Показывает лучшие в мире фокусы с монетами.

Судя по трейлеру, актер, известный по сериалу «Оранжевый - хит сезона», создал персонажа, фонтанирующего красками. Надеемся на появление книжной футболки с надписью «Если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть - тогда трахни это!».

Чернобог (актер Питер Стормаре)


Славянское божество и половина традиционного дуэта «боги-близнецы»: хороший и плохой. Прелесть в том, что метафизически это одно и то же существо, поэтому Чернобог суров, но справедлив. Работал на скотобойне. Играет с Тенью в шашки не на жизнь, а на смерть.

Великолепный Питер Стормаре щеголяет в окровавленной майке-алкоголичке, говорит с жутким акцентом и вызывает тёплые воспоминания о своей роли русского космонавта из фильма «Армагеддон». Ах, как он колотил молотком по приборной панели корабля с рыком: «Проклятая тайваньская техника!»

Мистер Нанси (актер Джонс Орландо)


Бог-трикстер и человек-паук. Ананси - один из Старых богов, прибывших в Америку из Западной Африки. Колоритен во всем, от примечательного говора до яркого костюма. Получил отдельную историю в романе Геймана «Сыновья Ананси» 2005 года, продолжающего тему плодовитых богов-отцов.

В сериале персонаж стал моложе, но остается внешне эффектным. Актер в интервью определил героя как «часть африканской диаспоры». Посмотрим, поднимет ли сериал этнические вопросы.

Пасха (актриса Кристин Ченоуэт)


Одна из богинь Старого света, которую связывают с приходом весны и пробуждением природы. Отлично адаптировалась к новому миру, где люди каждый год отмечают Пасху. Живёт благополучно, так что её сложно втянуть в готовящуюся битву старых и новых богов.

Билкис (актриса Йетиде Бадаки)


Богиня любви, переквалифицировавшаяся в новых реалиях в проститутки. На самом деле это очень древняя героиня, которая появляется ещё на страницах Ветхого Завета. В числе её поклонников был сам царь Соломон. Жгучая красота по-прежнему влечет к ней мужчин, и… Помолимся за их упокой.

В трейлере мы видим зажжённые свечи, влажную кожу и много красного цвета. Похоже, будет горячо.

Техномальчик (актер Брюс Лэнгли)


Один из Новых богов - воплощение интернета. Окружен футуристическим дизайном, состоит из пикселей и выглядит как миллионер-вундеркинд из Кремниевой долины, который с пяти лет пишет на коленке коды и взламывает Пентагон. Четкий и дерзкий. В сравнении с книгой, где он был жирным и неопрятным, Техномальчик изменился сильнее всего. Как справедливо замечает Брайан Фуллер, с 2001 года, когда вышел роман, технологии шагнули в другую эпоху. Скорее всего, у этого мальчика будут инстаграм, твиттер, фейсбук и свой канал на YouTube.

Медиа (актриса Джиллиан Андерсон)


Добрый день, с вами разговаривает телевизор. А главное, что мы знаем о телевизоре, - у него бесчисленное количество лиц. Удачно, что все их будет представлять звезда «Секретных материалов», уже работавшая с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Богиня СМИ поначалу, как и в книге, предстает перед Тенью в обличье заглавной героини шоу «Я люблю Люси». Но это лишь одна её ипостась. Всего их ожидается минимум четыре, включая бога музыки Дэвида Боуи, богиню секса Мэрилин Монро и легенду кинематографа Джуди Гарленд.

Зоря Полуночная (актриса Мелисса Роксбур)


Три сестры-Зори живут со своим братом Чернобогом. Они олицетворяют разное время суток и, возможно, стадии человеческой жизни. В сюжете наибольшую роль играет самая молодая из них, Зоря Полуночная, которая дарит Тени особую монету. Белоснежные волосы книжной героини сменили в сериале на черные.

Лоу Ки Лайсмит (актер Джонатан Такер)


Шулер и сокамерник Тени с примечательной улыбкой в шрамах. Читает Геродота. В фичуретке он зажигательно рассказывает Тени о правилах поведения в аэропорту. Увы, медные волосы книжного персонажа в сериале потемнели.

Спойлер: Кто он на самом деле

Лоу Ки, как и мистер Мир, - воплощения бога огня и обмана Локи. Изменчивая сущность этого бога позволяет ему не только существовать в двух экземплярах одновременно, но и согласованно действовать. На его истинную личность открыто намекают шрамы на губах Лайсмита: однажды асы подвергли Локи наказанию за злословие и зашили ему рот. То же с родом деятельности: шулер и мошенник - привычная ипостась божественного трикстера.

Мистер Мир (актер Криспин Гловер)


Предводитель Новых богов. Ходит в чёрном и неприятно ухмыляется. Верит в мир во всем мире.

Спойлер: Думаете, он предводитель плохих парней?

Война, о которой так много говорят Старые и Новые боги, на самом деле была аферой, которую затеяли два шулера: Среда и Локи. Тень использован в их игре как пешка. Задачей было столкнуть богов, организовав массовое кровопролитие, которое позволит одряхлевшему Одину напитаться верой и обрести подлинно божественную силу, утраченную в современном мире.

Мистер Шакал (актер Крис Оби),
Мистер Ибис (актер Демор Барнс)

Братья-гробовщики, управляющие похоронным бюро. Шакал не кто иной, как египетский бог с песьей головой Анубис, проводник мертвых в загробный мир. Сосредоточен и серьезен, как положено по профессии. Его брат - Тот, древнеегипетский бог знаний и мудрости с птичьей головой. Обладает философским складом ума и пишет истории. Как и все члены его семьи (всего их пятеро), сохраняет в человеческом воплощении анималистические черты.

Человек-бизон


Существо с мужским телом и бизоньей головой, которое регулярно является к Тени во сне. Незримо присутствует на протяжении всей истории, не принимая прямого участия в событиях. Однако складывается впечатление, что он - наибольшая сила, существующая в мире «Американских богов». Возможно, самый поэтичный и глубокий образ Геймана. Открывая Тени в финале, кто он такой, человек-бизон говорит: «Я - земля».

30 апреля телеканал Starz выпускает главную премьеру сезона — сериал по роману Нила Геймана «Американские боги». Синемафия рассказывает, кто есть кто в этом романе (и сериале).

16 лет назад прославленный беллетрист Нил Гейман взял за основу книги идею о «плавильном котле», добавил налёт фантастики и пригоршню мифологии. Получилось отменное и захватывающее варево-книга, которое крайне неудобно возить с собой в метро из-за большого размера. В 2013 романом заинтересовались HBO, которые планировали расширить повествование и довести его до 6 сезонов, из которых только первые два были бы экранизацией одноимённого литературного источника. Но дело застопорилось по неизвестным причинам, проект перешел к Starz, где его с радостью приняли сценаристы Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин («Логан»). Первая серия на фестивале SXSW зашла на ура, фанаты одобрили и надлежащую атмосферу, и подходящий актёрский состав. А мы, простые смертные, смиренно ждём последнее воскресенье апреля.

В одном мире с людьми обитают боги. Люди из разных стран, переезжая в Америку, увозили с собой и своих богов, поклонялись им на новой земле, призывали их в помощь. Но сейчас уже никто не приносит жертвы, и, когда-то чтимые, сейчас древние боги вынуждены изворачиваться как могут. А пока временем и умами людей завладевают иные идолы — человечество поклоняется технологиям, и боги транспорта, медиа и телевидения процветают. Грядёт битва.

Чтобы понять, кто есть кто в этом современном перепутанном мире, предлагаем краткий обзор-экскурс в историю Американских Богов.

Тень Мун

Разобраться в таком мире с непривычки довольно непросто не только рядовому зрителю/читателю. Так что главный герой нам в помощь. Тень Мун отсидел за драку три года, но в тюрьме познакомился с приятными личностями, подтянул свои знания истории и научился всевозможным фокусам с монетами. Его отпускают за пару дней до окончания срока в силу не очень приятных обстоятельств — его жена Лора погибла в автокатастрофе. В пути на похороны он встречает Мистера Среду, который предлагает Тени работу. Делать тому особенно нечего, так что он соглашается. Апатичного и не страдающего от слишком большого объёма информации Тень сложно удивить, и он легко принимает новые тайны.

Мистер Среда

Он же Один, он же путешественник, он же Высокий, он же Мудрец, он же повелитель всего. Бог-отец и отец богов и людей, бог войны и поэзии.

Откуда прибыл? Древняя Скандинавия.

Как попал в Америку? Вряд ли на своём восьминогом коне Слейпнире. Скорее всего, очутился на берегах Винланда в драккаре Лейфа Эрикссона или его брата Торвальда, а, может, и их предшественников, моливших верховного бога о появлении на горизонте заветной земли. Так или иначе, одноглазый мудрец (а глаз он обменял на право глотнуть из источника мудрости) и его пара воронов-мнемоников к концу десятого века не только увидели вулканы Исландии, заселенной викингами столетием ранее, но и перезимовали в тогда еще оправдывавшей название Гренландии, открытой отцом Лейфа Эрикссона Эриком Рыжим. Один — авантюрист, жаждет нового и не боится жертвовать многим (однажды провисел девять дней, приколотый собственным копьём к дереву), а потому не исключено, что именно он нашептал жителям Севера идеи рискованных предприятий.

Бешеный Суини

Лепрекон. Не добрый и не злой. Типичный ирландец. Рыж, охоч до драки и выпивки. Любит фокусы с монетами.

Откуда прибыл? Эйрин, Изумрудный остров, Ирландия.

Как попал в Америку? Ещё до того, как ирландцы стали ревностными католиками, многие безумцы отправлялись попытать счастья в поисках Островов Блаженства. Среди них легендарные Майль Дуйн и Бран, на утлых судёнышках из ивовых прутьев и кожи — куррахах (и, надо полагать, с изрядным запасом виски) — пересекавшие океан за десять веков до Колумба (если, конечно, верить всем легендам из манускриптов и байкам из пабов).

Ананси

Темнокожий бог племени ашанти. Создатель всего живого и всего, что есть. Любит проделки и мастерски рассказывает о своих похождениях, которые, как правило, не слишком удачны и служат нравоучениями. В большей части сказок выступает в образе паука. В одной из баек, собрав в горшок мудрость, Ананси попытался влезть на дерево, но уронил и разбил его, а подоспевший ливень смыл остатки мудрости, так что на земле её осталась самая малость.

Откуда прибыл? Западное побережье Африки.

Как попал в Америку? В трюмах невольничьих кораблей, шедших к берегам Америки. Транзитом через острова Карибского моря. На паутине уголков карт и в песнях угнетенных тогда еще не афроамериканцев, а просто «черного товара».

Анубис и Тот

Древние боги загробного мира. Анубис — не то волк, не то шакал, повелитель душ умерших, судья, оценивающий человеческие поступки на своих весах с пером. Тот — прототип всех чинуш, изобретатель письменности; существо с головой ибиса, констатирующее факты и фиксирующее их у себя.

Откуда прибыли? Из того Египта, где все поклонялись солнцу и Нилу. Из мира фараонов и портретов в профиль.

Как попали в Америку? Если верить Туру Хейердалу, папирусная лодка способна пересечь океан (пусть и не с первой попытки).

Чернобог

Собирательный образ восточнославянских божеств и стереотипов о плохих русских парнях. Машет кувалдой как Перун, пьёт как Борис Ельцин. По некоторым данным, породил Змея Горыныча и Вия.

Откуда прибыл? Из языческой Руси с домовым, лешим и прочими кикиморами.

Как попал в Америку? С помощью чура и какой-то матери. А может, под суперобложкой книг славистов с «Философского парохода».

Локи

На самом деле, он даже не бог, но допущен Одином в круг избранных за невероятную хитрость и изворотливость. Локи — типичный трикстер, он — воплощение бесконечной игры и хождения по краю. Создаёт проблемы и сам же их мастерски исправляет. Похищает яблоки вечной молодости и спасает их из рук великанов. Проигрывает спор, ставкой в котором была его голова, но выкручивается, заявив, что шея остается его собственностью.

Откуда прибыл? Из тех же краёв, что и Один.

Как попал в Америку? Верно поставил паруса на кораблях викингов, а потом украл у них память о пути домой.

Билкис

Она же царица Савская, она же Ялмака. В книге её роль сведена к минимуму, ей посвящена совсем небольшая, но затягивающая история. В Ветхом Завете она богатая и умная правительница, щедро одарившая царя Соломона, разгадавшего все её загадки. А вот в эфиопских легендах, которыми скорее всего и вдохновлялся Нил Гейман, Билкис дала начало роду Соломонидов — династии эфиопских королей, правивших до X века (а по убеждению последнего эфиопского императора — и до 1936 года).

Откуда прибыла? Откуда-то с Востока Африки или с Синайского полуострова

Как попала в Америку ? Прибыла под обложкой одной из многочисленных Тор.

Зори

Зори Вечерняя, Утренняя и Полуночная — три дамы, воплощения норн aka мойр, богинь, вершивших судьбы мира, к которым Один обращался за советом. Встречаются во многих религиях, но в интерпретации романа пришли вместе с Чернобогом.

Откуда прибыли? Из Европы.

Как попали в Америку? В суевериях старообрядцев.