Научные статьи на тему лондонский клуб кредиторов. Лондонский клуб кредиторов

Функции своеобразных форумов для переговоров между должниками и кредиторами выполняют так называемые «клубы» или «пулы» кредиторов. Наиболее известные из них  Парижский клуб и Лондонский клуб.

Зарождение Парижского клуба кредиторов связывают с аргентинским кризисом 1956 года, когда возникла проблема платежного баланса и выплаты внешнего долга.

По состоянию на начало XXI века в Парижский клуб входило порядка 20 государств. Россия вступила в клуб в 1997 году.

Постепенно в процедурах работы клуба сложились свои неписаные правила. Одним из важнейших принципов деятельности стал принцип равенства всех кредиторов.

Участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются, как правило, правительства страны-должника (или стран-должников) и его (их) кредиторы.

Согласно сложившемуся обычаю, заседания проходят под председательством старшего чиновника французского казначейства.

На заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО и других международных финансовых, экономических организаций.

Проблема с выплатами долгов наступает, когда происходит нарушение платежного баланса: импорт долгое время превышает объемы экспорта или экспорт по объективным причинам держится на небольшом уровне. В результате сокращается приток в страну иностранной валюты, необходимой для выплаты внешнего долга.

Страна-должник, столкнувшаяся с кризисом по выплате долга и с необходимостью его реструктуризации, должна предварительно подписать договор с МВФ о получении кредита и взять на себя обязательства осуществить определенную программу экономического оздоровления, одобренную МВФ.

Обычно такая стабилизационная программа нацелена на то, чтобы ограничить совокупный спрос в стране-должнике (сокращение государственных расходов, в том числе на социальные нужды, выплаты зарплаты и т. п.), а также увеличить национальный экспорт. Увеличение экспорта приносит в страну иностранную валюту; она-то и есть ресурс для возврата долга.

В рамках Парижского клуба кредиторы рассматривают эту программу. Главное, чтобы в результате ее реализации удалось обеспечить платежный (главным образом, торговый) баланс, т. е. достичь сбалансированности текущих операций. В таком случае страна-должник получит возможность возобновить платежи по внешнему долгу.

Парижский клуб активно занимался проблемами погашения и реструктуризации государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран (8090-е гг. ХХ в.).

В начале 80-х годов ХХ века, после обострения кризиса международной задолженности, крупнейшие частные коммерческие банки объединились в «клуб» банков-кредиторов, получивший название Лондонского клуба кредиторов. Сегодня членами «клуба» состоят более 600 банков из ведущих стран мира, а возглавляется он представителями «Дойче-банка».

Лондонский клуб кредиторов занимается реструктуризацией частных (а не суверенных) долгов. С процедурной точки зрения используется опыт Парижского клуба.

Лондонский клуб действует в тесной координации с МВФ и другими международными финансовыми организациями, учитывает рекомендации «Большой восьмерки».

ХЬЮСТОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1990 г.)

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный
срок -8 лет.

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период-10 лет.

Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо часть непогашенной суммы кредитов (10%), либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упо­мянутые 10%.

Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установлен­ный Всемирным банком потолок (1235 долл.).

Соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долгакоммерческимкредиторамдолжносоставлятьне менее 1,5к 1.

Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долгане менее 50% объема ВВП;

Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275 %;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Рис. 3.7. Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода

Решение о пересмотре долга на Хьюстонских условиях принимается для каждой страны отдельно, согласно разработанным критериям. На основе Хьюстонских условий с 1990 по 1992 г. было заключено 15 согла­шений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд долл. 1

Наряду с названными условиями реструктуризации долга действу­ют Стандартные, или Классические, условия реорганизации внешнего долга, которые применяются для стран со средним доходом на душу населения. Стандартные условия предполагают:

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1993. NY. : United Nations, 1993. P. 51-53.


236 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризацию долга до 100% (в некоторых случаях только ос­новной долг);

Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.

Как отмечалось, основная цель Парижского клуба - реструктури­зация долгов развивающихся стран. В рамках Клуба достигается отно­сительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

В определенном смысле можно было бы сказать, что Парижский клуб также решает задачу «...мир, в котором нет бедности», хотя и не провоз­глашает этой цели, если бы интересы кредиторов и должников совпадали. Однако в рамках Парижского клуба правила игры устанавливают креди­торы, исходя из своих интересов. Должники в силу своей слабости при­нимают условия Клуба. Участвуя в переговорах, им приходится выступать перед сплоченными кредиторами, работающими в тесном взаимодейст­вии и хорошо знающими друг друга. По словам одного из членов, в Па­рижском клубе существует определенное ядро. Кредиторы проводят не только официальные, но и неофициальные встречи, постоянно поддер­живают контакты, хорошо знают друг друга и раз в месяц встречаются за ужином, который, по сути, является рабочим заседанием 1 .



Положение должников осложняется близостью позиций кредито­ров по многим важным вопросам. Голосование в Клубе никогда не проводится и наиболее почитаемым правилом является консенсус.

Процесс ведения переговоров и принятие решений не регулирует­ся никакими положениями. Применяемый индивидуальный подход к странам делает невозможным обжалование предложенных худших ус­ловий. Наконец, кредиторы подвержены различным политическим влияниям, что отражается на принятии решений.

Специалисты считают, что назрела необходимость упорядочить и реформировать правила пересмотра долгов, чтобы кредиторы и должники получили возможность планировать свои действия по соз­данию здоровой мировой экономики. Для этого необходимо стра­нам-должникам объединить свои усилия и потребовать учета интере­сов их народов.

Решить эту проблему можно двумя путями. Во-первых, правитель­ствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность при ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на ранних этапах переговоров включать в делегацию экс­пертов и юристов. Во-вторых, страны-должники должны также дейст-

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 121. Цити­руется по: Mountfeld, P. The Paris Club and African Debt / University of Sussex, 1998. P. 6.


вовать единым фронтом против кредиторов. Следует поддерживать та­кие инициативы, как создание Клуба Рио, который развивающиеся страны Латинской Америки пытаются организовать для защиты своих интересов 1 .

Несмотря на отмеченные недостатки Парижского клуба, оцени­вая его деятельность, следует отметить, что государства-кредиторы играют значимую роль в уменьшении бремени внешней задолженно­сти развивающихся, а также ряда стран Центральной и Восточной Ев­ропы.

Для стран, преобразующих и реформирующих свои экономики, деятельность Парижского клуба стала одним из источников финансо­вых ресурсов.

В то же время, помимо бедных стран, перед Парижским клубом стоит задача оказания помощи государствам со средним уровнем дохо­да и большими объемами внешнего долга. Кредиторы Парижского клуба должны осуществить пересмотр их долгов, обеспечить им обслу­живание долга с учетом необходимости восстановления равновесия их платежных балансов и кредитоспособности.

Применение для этой группы стран льготных условий в отноше­нии невыплаченных долгов поможет решить вышеназванную пробле­му. Однако для обеспечения экономического роста и развития необхо­димы новые источники финансовых ресурсов.

Таким образом, перед Парижским клубом стоит сложная задача - поиск необходимого равновесия в принятии мер по достижению об­легчения обслуживания долга стран со средним уровнем дохода и изы­сканием новых источников финансирования.

Лондонский клуб (London Club) - это международная неправитель­ственная организация, объединяющая около 600 коммерческих бан­ков 2 , созданная для пересмотра сроков погашения кредитов стран «третьего мира», представленных коммерческими банками без пра­вительственных гарантий. Свое название клуб получил в связи с тем, что переговоры должников и кредиторов чаще всего проходят в Лон­доне.

До 70-х гг. не существовало механизма по урегулированию долгов, так как особых проблем с долгами коммерческим банкам не возника­ло. Необходимость урегулирования долговой проблемы возникла в конце 60-х гг., когда Филиппины оказались не в состоянии обслужи-

1 Саркисянц, А. Г. Указ. соч. С. 121-122.

2 Экономическая энциклопедия. М. : Экономика, 1999. С. 372.


238 Глава 3. Международные финансовые организации

вать значительную часть своего долга частным банкам. На переговорах в 1970 г. было заключено соглашение об урегулировании филиппин­ского кризиса, которое и заложило основу Лондонского клуба и усло­вий погашения задолженности перед коммерческими банками. Пер­вое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с пробле­мами платежей Заира.

В настоящее время влиятельными членами Лондонского клуба, его ядром, являются банки:

Германия: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Kommerzbank AG;

Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale;

США: Bank of America;

Великобритания: Midland Bank;

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank, Industrial Bank of Japan;

Франция: Credit Lyonnais SA, Banque Nationale de Paris SA;

Австрия: Creditanstalt-Bankverein 1 .

Этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности явился принятый в 1982 г. Меморандум о долге Мекси­ки, который стимулировал обращение в Лондонский клуб стран-долж­ников с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих долгов. В результате в 1982 г. было заключено 14 соглашений на 10 млрд долл., а в 1983-1984 гг. - 47 соглашений на 130 млрд долл. 2

Хотя коммерческие банки колебались прежде, чем предоставить новые займы, должникам нужны были дополнительные средства для выплаты процентов банкам. Поэтому банки вынуждены были расши­рить свои торговые и другие краткосрочные кредитные линии. Не­смотря на успешное осуществление в некоторых странах программ фи­нансового выравнивания, к середине 80-х гг. добровольное кредитова­ние со стороны банков по существу прекратилось. Для поощрения развивающихся стран, предпринимающих решительные усилия в об­ласти финансового выравнивания, коммерческие банки ввели в прак­тику долгосрочные соглашения о реструктуризации внешнего долга (МИРА), которые позволили улучшить международную ликвидную позицию стран.

Согласно разработанной в конце 1985 г. новой стратегии урегули­рования долга стран со средним доходом (План Бейкера) стал прово­диться анализ программы финансового выравнивания страны-долж­ника, возрос объем банковских кредитов в поддержку программной

1 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/i-e/work/news.

2 International Monetary Fund. World Economic Outlook, 1992-1998. Washing­
ton D.C., 1992-1998.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

деятельности, при этом результаты непрерывно контролировались че­рез МВФ. В середине 80-х гг.. крупные страны со средним доходом по­лучили более благоприятные условия кредитования, чем большинство африканских стран, расположенных к югу от Сахары. В результате это­го многие страны, «выпавшие» из инициатив Бейкера, были вынужде­ны искать альтернативные формы пересмотра долга и облегчения бре­мени задолженности. Одной из таких альтернатив для них стал Лон­донский клуб 1 .

Лондонский клуб стремится облегчить долговое бремя развиваю­щихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не явля­ется официальной международной организацией, состав его членов нестабилен.

В Лондонском клубе интересы коммерческих банков-кредиторов. представляет Консультативный комитет. В его состав входят банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны.

Лондонский клуб реструктуризирует долги только коммерческих структур. Он не имеет постоянного председателя и секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Па­рижском клубе. Правила, регулирующие проведение заседаний Лон­донского клуба, индивидуальны для каждой страны. Такой порядок за­трудняет описание процедур Лондонского клуба.

Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, обра­зуют Банковский консультативный комитет (БКК). Он защищает ин­тересы коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В состав БКК входят не более 15 банков. Соглашение, достиг­нутое между страной-должником и БКК, должно быть одобрено теми банками, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должникам; только после прохождения процедуры одобрения согла­шения официально подписывается.

Лондонский клуб в отличие от Парижского не пересматривает процентные платежи, а предоставляет новый"займ стране в качестве части пакета мер реструктуризации долга. Доли банков в таком займе основываются на величине их рисков в стране-должнике. В последнее время банки проявляют желание предоставлять новые займы основ­ной части должников.

В современных соглашениях о пересмотре долга появился набор альтернативных финансовых возможностей, включающий инстру­менты сокращения, пересмотра и сроков погашения долга.

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 123.


240 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в не­сколько этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кре­диторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению платежа. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается после того, как страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она пред­полагает приостановить платежи по своим обязательствам. Заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пе­ресмотре сроков погашения этого долга. Хотя заявление не имеет ни­какой юридической силы, тем не менее оно препятствует попыткам кредиторов возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с тре­бованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбужде­ния судебного процесса, выплаты компенсации и т.д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставле­нии кредита. Боязнь того, что любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для воз­вращения своих долгов и, таким образом, может оставить кредиторов вообще без какого-либо возмещения, объясняет, почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требо­ваний (исключение составили лишь Lehman Brothers, которые, одна­ко, так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разра­ботку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею услови­ям работы в составе БКК и представляющие основные геофафические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в 1998-1999 гг. входи­ли: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, Banca Nazionale del Lavoro SpA (BNL), Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Autria, Dresdner Bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультатив­ным комитетам стать достаточно компетентными органами для де­тальной оценки экономических перспектив страны и построения схе­мы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия). В частности, сейчас банки ведут пере-


3.5. Парижский и Лондонский клубы

говоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам ре­финансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное ре­финансирование, банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизили величину гаран­тийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев уст­ранили разовую комиссию 1 .

После подготовки информационного меморандума первым офици­альным контактом между страной-должником и БКК является органи­зация совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причем со стороны последнего та­кой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себя Центральным банком государственного долга. При рефинанси­ровании долгов по аккредитивам, когда Центральный банк не смог пе­ревести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторы признают Центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возник­нуть тогда, когда Центральный банк используется для реструктуриза­ции средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждений или полу государственных предприятий, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего, как отмечают, спе­циалисты, с юридической и конституционной точек зрения только су­веренное государство может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, Центральный банк не может нести ответст­венность за долги, например, правительств республик, штатов, цен­трального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отноше­ния с правительством или государством. Именно Центральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активов стра­ны. Но Центральный банк как государственный орган не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, а Центральный банк"обязуется делать валютные платежи по этому соглашению.

Саркисяиц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 125.


242 Глава 3. Международные финансовые организации

Далее определяется, какие долги.подлежат реструктуризации. По­сле согласования перечня валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования кредита и процедуры контро­ля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Таким образом, Лондонский клуб является международным объе­динением с целью решения долговых проблем путем реструктуриза­ции задолженности, отсрочки погашения долга" и предоставления во­зобновляемых кредитов.


Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

Значение и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не имеют такой возможности. Поэтому для преодоления долгового кризиса были выработаны механизмы многостороннего урегулирования внешнего долга.

Парижский клуб – это неформальная организация промышленно развитых стран мира, где обсуждаются проблемы по урегулированию, отсрочке платежей по государственному долгу стран. Парижский клуб объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Основная задача Парижского клуба заключается в том, чтобы восстановить платежеспособность должника, смягчив долговое бремя, помочь ему частично расплатиться с кредиторами.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

s наличие непосредственной угрозы прекращения платежей;

s обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;

s равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Эти программы основываются на монетаристких концепциях и предусматривают такие меры как борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита, снятие ограничений на приток иностранного капитала, девальвация национальной валюты и т.д. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Как правило, долги реструктурируются на основе пересмотра условий и графика платежей только на один год, но в порядке исключения может быть применен «глобальный» подход, когда пересмотру подлежит вся сумма накопленного долга.

Бывают и исключения из этого правила. Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Лондонский клуб создан в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность.

Лондонский клубофициально известный как «Консультативный комитет коммерческих банков», объединяет более 600 коммерческих банков. Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Однако, в отличие от Парижского он занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

Урегулирование банковского долга происходит методом секъюритизации долга, т.е. трансформации долга, зафиксированного на банковских счетах, в долг в форме ценных бумаг. При этом банки вынуждены частично списывать долг в различной форме, зато получают в свое распоряжение ликвидные ценные бумаги.

Урегулирование банковского долга, как и официального, происходит, если страна-должник придерживается разработанной для нее программы. Основными методами решения долговых проблем у клуба являются реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) кредитов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

1) Положение об общем доступе . При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов.

2) Положение о равноправии . Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка.

3) Положение об обязательной подписке . В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

В отношении беднейших стран, основная задолженность которых относится к категории официальной, действуют льготные механизмы, вплоть до списания долга. Многие страны стараются ограничить или строго контролировать влияние международного рынка кредитов на национальную экономику, используемые при этом меры регулирования включают как прямые, так и косвенные формы регулирования.

Среди прямых форм валютного контроля наиболее распространенными являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций. К косвенным мерам относятся: регулирование процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размерами форвардного покрытия. Форвардное покрытие в данном случае представляет собой процентную надбавку к курсу покупаемой валюты.

Лондонский клуб, как и Парижский клуб, стремится облегчить внешнюю задолженность развивающихся стран. Ни один их этих клубов не является международной компанией. Их состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру обязательства. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть задолженности данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом займе. Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых долгов, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией задолженностей коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает займы официальным кредиторам.

Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения займа в Лондонском клубе частные банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей долга, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов частных банков, предоставляющих долги той или иной стране. Хотя в реструктуризации обязательства Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных займов должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы займа, так и процентов. Вместо этого частные банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре обязательства содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения задолженности.

Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения займа, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных займах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим задолженностям. Процесс пересмотра погашения коммерческого задолженности. Реструктуризация займа в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре обязательства.

Самой важной группой кредиторов является та, на которую приходятся основные риски заемщика. Этими кредиторами вполне могут быть крупнейшие банки мира. Интересы крупных кредиторов не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих долгов. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость мировой финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какова структура мирового денежного рынка?

2) Что представляет собой рынок евровалют и какие функции он осуществляет?

3) Какова характеристика рынка краткосрочных депозитно-ссудных операций?

4) Какие ценные бумаги относятся к купонным инструментам мирового денежного рынка?

5) Какие ценные бумаги относятся к дисконтным инструментам мирового денежного рынка?

6) Почему деривативы мирового денежного рынка в основном привязаны к процентной ставке?

7) Какова структура мирового кредитного рынка?

8) Какие существуют формы международного кредита?

9) С какой целью были созданы Парижский и Лондонский клубы?

10) Какие формы безналичных расчетов используются при организации международных банковских расчетов?

Тесты:

1. К финансовым инструментам мирового денежного рынка относят:

a) денежные и валютные сделки, деривативы

b) купонные и дисконтные ценные бумаги, деривативы

c) процентные и валютные сделки, деривативы

d) дисконтные и валютные сделки, деривативы

e) процентные и дисконтные сделки.

2. Соглашение о покупке финансового инструмента с обязательством продать его на определенную дату в будущем по согласованной цене:

a) соглашение об обратной покупке

b) соглашение о будущей процентной ставке

c) обратное соглашение о процентной ставке

d) обратное соглашение о выкупе

e) соглашение о процентном фьючерсе

3. Какой финансовый инструмент не относится к деривативам мирового денежного рынка?

a) процентный опцион

b) процентный фьючерс

c) процентный своп

d) процентный спот

e) свопцион

4. LIBOR – это ставка:

a) парижского межбанковского рынка депозитов

b) американского межбанковского рынка

c) казахстанского рынка

d) лондонского межбанковского рынка

e) японского межбанковского рынка

5. К инструментам мирового кредитного рынка относят:

a) казначейский вексель

b) фондовый варрант

c) товарный вексель

d) депозитарную расписку

e) депозитный сертификат

6. Тратта – это:

a) простой вексель

b) переводной вексель

c) именной вексель

d) вексель на предъявителя

e) коммерческая бумага

7. Ценная бумага, свидетельствующая о наличие депозита в банке или другом финансовом институте с фиксированной ставкой и сроком – это:

a) депозит до востребования

b) депозитный сертификат

c) депозитный контракт

d) депозитное соглашение

e) депозитное обязательство

8. Краткосрочный необеспеченный вексель – это:

a) простой вексель

b) переводной вексель

c) коммерческая бумага

d) именной вексель

e) казначейский вексель

9. Структура мирового кредитного рынка включает:

a) рынок краткосрочных и долгосрочных обязательств

b) рынок долговых ценных бумаг и рынок банковских кредитов

c) денежный рынок и депозитный рынок

d) депозитный рынок и кредитный рынок

e) денежный рынок и кредитный рынок

10. Условное денежное обязательство банка покупателя в пользу банка продавца – это:

b) вексель

c) аккредитив

d) платежное поручение

e) платежная карточка

Литература

1. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.

2. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.

3. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2003. – с.356-357.

4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

5. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

6. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

7. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / К.В.Рудый - Мн.: БГЭУ, 2003 – 123с.

Введение____________________________________________________2

2.1. Принципы работы Лондонского клуба____________________11

2.2.Отношения Лондонского клуба со своими должниками______19

Заключение_________________________________________________34

Список литературы__________________________________________36

Приложения________________________________________________38

Введение

Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны). Возникла потребность в организациях, созданных для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Одной из таких организаций и является Лондонский клуб кредиторов. В рамках этого клуба страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является международной организацией. Его "членский состав" нестабилен, и он не имеют официального мандата. Клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов. Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

В первой главе работы рассмотрена объективная необходимость создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов. Во второй главе дается характеристика деятельности Лондонского кредитного клуба и его принципы в наши дни. В третьей главе рассматривается взаимоотношения Российской Федерации с этой организацией.

В настоящее время состояние экономики страны характеризуется не только основными общеэкономическими показателями, но и, в том числе, состоянием и размером внешнего долга. Внешний государственный долг России на 1 января 2007 года составил 52 млрд. долларов или 39,5 млрд. евро, сообщил Минфин РФ, внешний государственный долг формируется за счет кредитов, выдаваемых различными кредитными организациями. Данная работа посвящена Лондонскому Клубу Кредиторов, характеристике и сущности его деятельности. Тема является достаточно актуальной, так как Лондонский Клуб – не только крупное кредитное объединение, но один из основных кредиторов нашей страны. В о же время, тема и вопросы касательно взаимоотношений с Лондонским Клубом в том числе и России разработана достаточно слабо. Весьма проблематично найти требуемую информацию в книжных изданиях и периодических публикациях. В литературе вопрос освещен такими авторами, как Белотелова Н.П. и Машковец А. Данные о Лондонском Клубе преимущественно можно найти в сети Интернет на официальных сайтах, а также в упоминаниях в новостных блоках на ТВ. Соответственно, достаточно сложно привести в пример конкретных авторов, работающих над рассматриваемой мной темой.

Главная цель работы заключается в анализе деятельности Лондонского клуба кредиторов на современном этапе развития. В ходе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

1. определить причины создания Лондонского клуба кредиторов;

2. описать сущность и функции клуба;

3. охарактеризовать его принципы работы и рассмотреть:

· процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

· этапы реструктуризации долга;

4. определить проблемы и перспективы взаимоотношений России с Лондонским клубом кредиторов.

При этом объектом исследования является сам Лондонский клуб кредиторов, а предметом – его деятельность и взаимоотношения со своими должниками.

При написании работы был использован метод сравнительного анализа учебной литературы и научных статей, сопоставление различных источников и на их основе заключение собственных выводов.

I. Причины создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями.

Клуб был сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.

Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. В последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.*

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает заемщик от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги, которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих кредиторов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;

Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

В. Парижском клубе реструктуруються долги правительств и гарантированные ими долги, а в. Лондонском клубе - задолженности перед коммерческими банками

В рамках. Парижского клуба страны, испытывающие затруднения в оплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей

Особенность структурной организации. Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов, на котором председательствует чиновник. Государственного. Казначейства. Ф. Франц.

Условия переоформления задолженности. Парижским клубом, как правило, зависят от уровня доходов страны-должника, от категории займа (коммерческая ссуда, предоставленная по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях в порядке официальной помощи на цели развития и т.п..

Разновидности условий реструктуризации государственного долга:. И. Торонтской условия включают рекомендации о повышении эффективности пересмотра внешних долгов беднейших стран с высокими уровнями внешней заб женности и могут применяться лишь к странам, доход на человека в которых не превышает установленного. Всемирным банком уровня, что дает право получать кредиты от. Международной ассоциации развития. Кредит. Орам предложено несколько вариантов условий, которые они могут использовать при реструктуризации долгау:

o вариант. А: уменьшение суммы долга. Списание трети долга, пересмотр условий погашения по рыночным ставкам процента для остальной части долга и установление срока погашения 14 лет, в том числе п льготный восьмилетний период;

o вариант. В: долгосрочные долги. Начисление процентов по рыночным ставкам и установление срока погашения 25 лет, в том числе льготный период 14 лет;

o вариант. С: уменьшение платежей по обслуживанию долга. Предоставление льготных процентных ставок (3,5% или половина рыночной ставки, из которых нужно выбрать большую величину), установление срока погашения 1 14 лет, в том числе льготный восьмилетний периодомд.

2. Хьюстонским условия - предназначены для реструктуризации долга беднейших стран со средним уровнем дохода, которые имели значительную внешнюю задолженность. Согласно. Хьюстонским условиями:

o срок погашения коммерческих кредитов увеличивался до 15 лет, в том числе льготный период 8 лет;

o срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального развития, увеличивался до 20 лет с льготным периодом 10 лет;

o кредиторы получали право продавать или обменивать обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках официального содействия развитию, или 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (или зоб. Обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму 10 млн долл.. США, если величина будет больше указанные 10%).

Для того чтобы получить право на реструктуризацию долга. Хьюстонским условиями, страна-должник должна соответствовать как минимум двум из трех критериев:

o годовой доход на человека не должна превышать установленную. Всемирным банком верхнюю границу для данной группы стран;

o соотношение суммы долга кредиторам. Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должна равняться 1,5;

o объем задолженности должно характеризоваться следующими показателями: сумма долга не менее 50%. ВВП, соотношение долга к стоимости экспорта не меньше 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не меньше 3.

3. Тринидатськи условия - предусматривают списание 2/3 долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга

4. Лондонские условия - предусматривают четыре варианта 50-проц-ного сокращения чистой приведенной стоимости сумм, подлежащих консолидации и принадлежали к непогашенным коммерческих кредитов (т.е. сумм, н не принадлежали к остатка долга). Варианты. Лондонских условийв:

o аннулирование 50% долга и реструктуризация остаточной суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночной ставке;

o реструктуризация долга по льготным процентным ставкам на 23 года без льготного периода;

o реструктуризация долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом;

o реструктуризация обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных как официальное содействие развитию на 30 лет с 20-летним льготным периодом

5 неаполитанских условия - направленные на преодоление проблемы задолженности стран с низким уровнем дохода и предусматривают такие варианты:

o 67-процентное списание по чистой приведенной стоимости или реструктуризации долга с целью его сокращения на 67% по ставкам, меньше рыночные (для стран с. ВВП на душу населения менее 500 долл.. СШ. ША), или с коэффициентом долг / экспорт больше 350%;

o 50-процентное списание для других категорий стран;

o капитализация процентов (50%) и их выплата в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом, остаток оплачивается в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой. Амортиз зации

o реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, ставка процентов является неизменной (по кредитам в рамках официальной помощи развитию)

6. Лионские условия - рассчитаны на страны с низким уровнем дохода и предусматривают 80-процентное снижение долговых обязательств и приведения соотношений"внешний долг / экспорт"до уровня 200-250% и"п платежи / экспорт"- до 20-25%. Действие. Лионских условий дополняется программой. МВФ и. Всемирного банка по снижению платежей в. МВФ, внедренной в 1997запровадженою в 1997 р.

7. Инициатива HI PC (Highly Indebted Poor Countries Initiative). С целью преодоления кризиса задолженности беднейших стран с наибольшей внешней задолженностью. МВФ и. Всемирный банк впервые согласились я списать часть долгов этих стран, выступив в 1996 г с общей. Инициативой. НИРС. В 1999 г данную инициативу было пересмотрено, и теперь она масс название"Усиленная. Инициатива. НИРСтива. НІРС".

Инициатива. НИРС имеет следующие особенности:

o расширяет список долгов, подпадающих под сокращение, включая в него задолженность перед многосторонними кредиторами (международными финансовыми организациями);

o устанавливает четкий индикатор устойчивого внешнего долга, которого достичь страна. Устойчивое внешний долг - это такой объем внешнего долга страны, за которого ожидается, что она способна выполнять пото глазные и будущие обязательства по обслуживанию долга в полном объеме без необходимости сокращении или отсрочке долга, без аккумулирования неуплаченных сумм долга и без угрозы росту экономики страны. В рамках. Инициативы. НИРС индикатор устойчивого внешнего долга установлен в виде двух соотношений: приведенной стоимости долга к экспорту (не более 150%) и в государственных доходов (не более 250%);

o определяет новые источники и механизмы финансирования сокращения долга. Они охватывают продажу части золотых запасов. МВФ и предоставление возможности. Всемирному банку и другим международным организациям использовал ваты часть своих ресурсов. Было также создано. Доверительный фонд. НИРС (НИРС Trust Fund), в который могут делать взносы официальные доноры для того, чтобы помочь международным организациям сокращать долгг;

o предусматривает условия реализации программы:

Чтобы получить право на сокращение долга по этим условиям, края-на-должник не только показать хорошие результаты проведения экономических реформ, как предполагалось первым вариантом, но и разработать и упр ровадиты в жизнь. Стратегию преодоления бедности

Был снят жесткие временные ограничения начале заключительной стадии программы, т.е. стадии, когда кредиторы предоставляют 90-процентное списание чистой приведенной стоимости долга. В первом варианте инициатором мотивы эта стадия начиналась после трех лет успешного выполнения запланированных мероприятий, а в"усиленном"варианте она может начаться раньше при условии успешного выполнения взятых обязательств и, отв овидно, позже чем через три года, если страна не сможет достичь необходимого результат результату.

8 стандартных классические условия - реорганизация внешнего долга для стран со средним уровнем дохода: реструктуризация до 100% долга (в некоторых случаях только основной суммы долга) со сроком погашения 1 10 лет с пятилетним льготным периодом и на основе рыночных ставок процента.

Недостатки работы. Парижского клуба кредиторов:

o"игра"происходит по правилам, установленным кредиторами. Из-за слабости своей позиции должники, хотя они и не согласны с этими правилами, вынуждены соглашаться на условия, что им диктуются. В. Парижско ом клубе должники участвуют в переговорах по одному, а кредиторы - все вместе, значит должнику приходится выступать против всего картеля кредиторов кредиторів;

o процесс ведения переговоров и принятия решений не регулируется никакими положениями. При принятии решений кредиторы открыты для различных политических влияний, и должники никак не защищены от предвзятости на основе политических размышленияь.

Лондонский клуб кредиторов, официально известный под названием"Консультативный комитет коммерческих банков", представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (б без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как в. Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов меняется по мере необходимости. Общие и отличительные характеристики. Лондонского и. Парижского кл убивать можно проследить с помощью табл 32 и 3табл. 3.2 і 3.3.

таблице 32. Отличительные характеристики. Лондонского и. Парижского клубов кредиторов

Функциональная признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Сфера деятельности

Реструктуризация задолженности коммерческим структурам

Реструктуризация задолженности официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов)

Определяется кредитором (дата, с которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые кредиты)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга

Условия"старых"долгов не пересматриваются Клуб согласовывает пакет мер по реструктуризации задолженности и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательным

Реструктуризация задолженности сочетается требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативного кредитования из других источников

. Таблица 33. Общие характеристики. Лондонского и. Парижского клуба кредиторов

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой. Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

o положение о совместном доступе. При выплате задолженности не допускается дискриминация одного из кредиторов;

o положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, предусматривающей равные права на платежи и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

o положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе. Этапы реструктуризации долга. Лондонским клубом мм:

1. Должник объявляет мораторий на платежи и составляет. Информационный меморандум

2. Кредитор формируют. Банковский консультативный комитет

3. Выбор посредников по обслуживанию, адвокатов и юридических консультантов

4 сбора по изучению состояния задолженности, должника

5. Согласование основных условий

6. Документальное оформление соглашения о пересмотре долга

7. Подписание юридических документов всеми сторонами