Нарушение правил охраны труда (ст.143 УК РФ). Уголовный кодекс о нарушении правил техники безопасности Ук рф статья нарушение правил охраны труда

Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении "власть - подчинение": руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана - в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность - это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения - противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания - дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо - и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 - 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание - меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.

Данный состав преступления направлен на охрану жизни и здоровья человека в процессе его трудовой деятельности и является уголовно-правовой гарантией охраны здоровья (п. 2 ст. 7 Конституции РФ) и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Право трудящихся на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах1, а также устанавливается нормами других международно-правовых документов. В Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) «Безопасность и гигиена труда» предусмотрено, что каждое государство-член МОТ должно разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности труда, здоровья трудящихся и гигиены производствен ной среды2.

В целях развития правовой регламентации обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности принят Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»3. Его действие распространяется на всех работодателей. Это особенно важно потому, что в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на работодателя. Работодатели за нарушение правил по охране труда, причинение вреда жизни и здоровью работников несут административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право на труд, в условиях отвечающих требованиям техники безопасности или иным правилам охраны труда. Дополнительным непосредственным объектом этого преступления является жизнь или здоровье человека. С учетом основного непосредственного объекта следует сделать вывод о том, что потерпевшими при совершении преступления предусмотренного ст. 143 УК РФ могут быть лишь лица, связанные трудовыми отношениями с данным предприятием, независимо от формы его собственности. В тех случаях, когда потерпевшим в результате нарушения правил охраны оказались иные лица, действия виновных в зависимости от их служебного положения, характера и тяжести наступивших последствий должны квалифицироваться как соответствующее преступление с использованием служебного положения или преступление против личности.

Объективная сторона преступления включает в себя: 1) общественно опасное деяние (действие или бездействие) – нарушение правил охраны труда; 2) общественно опасные последствия – причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ), смерть человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ); 3) причинную связь между деянием и указанными последствиями.


Диспозиция ст. 143 УК РФ является бланкетной и чтобы уяснить содержание правил по технике безопасности или иных правил охраны труда следует обратиться к нормативным актам, регулирующим охрану труда на том или ином производстве, где имело место их нарушение.

Нарушение правил охраны труда может образовывать состав преступления лишь в том случае, когда оно будет выражено в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъекта Российской Федерации4.

Распространенными являются следующие нарушения: отсутствие надлежащего технического руководства и надзора за безопасностью выполнения производственных работ, допуск к работам не инструктированных работников, отсутствие средств защиты, неисправность оборудования и т.п. Для наличия уголовной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены, в чем выразилось нарушение и установление причинной связи между этими нарушениями и наступившими последствиями в виде тяжкого вреда здоровью работника либо его смертью. Следует отметить, что причинение вреда средней тяжести также было предусмотрено в данной норме в качестве последствий и в УК РФ 1996 г. однако, ФЗ от 08.12.2003 г., нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение вреда средней тяжести было декриминализировано. На необходимость установления причинной связи обращается особое внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 23 апреля 1991 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ».

Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется неосторожной формой вины.

Лицо, действовавшее легкомысленно всегда осознает потенциальную (абстрактную) возможность наступления общественно опасных последствий, но при этом считает, что в данном случае они не наступят, поскольку виновный рассчитывает на конкретные реальные обстоятельства, которые и предотвратят с его точки зрения эти последствия.

Небрежность при совершении данного преступления находит свое проявление в том, что субъект, нарушая правила охраны труда, не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был их предвидеть.

Мотивы нарушения правил охраны труда не влияют на квалификацию, но могут иметь значение для отграничения преступного нарушения правил охраны труда от обоснованного производственного риска, крайней необходимости.

Субъектом нарушения правил охраны труда, как указано в ст. 143 УК РФ является лицо, «на котором лежит обязанность по соблюдению этих правил». Следовательно, признаком специального субъекта данного преступления являются определенные служебные обязанности, которые были возложены на лицо на основании приказа, должностной инструкции или специального распоряжения по обеспечению правил охраны труда на данном участке. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, 1991 г., ответственность по данной статье могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечить соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение этих правил.

По одному из дел к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 143 УК РФ были привлечены – начальник участка, руководитель предприятия и главный инженер объединения, в состав которого входило это предприятие. Было установлено, что им всем в течение длительного времени было заведомо известно о постоянно повторяющихся нарушениях правил техники безопасности, но мер к их устранению они не приняли, что привело к последствию со смертельным исходом. Состав ст. 143 УК РФ следует отличать от составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 215, 216-219, 264 УК РФ. Они имеют соотношение общей (ст. 143 УК РФ) и специальных норм (ст. ст. 215, 216-219 УК РФ),

В отношении каждого сотрудника применяются нормы охраны труда, которые утверждены для всех организаций, работающих на территории России. Данные нормы направлены на соблюдение правил безопасности и защиту работников от непредвиденных ситуаций.

Ответственность за нарушение правил охраны труда возлагается на руководителей организаций и на людей, контролирующих условия работы сотрудников. Пренебрежение правилами охраны труда зачастую влечет за собой серьезную ответственность, а совершенные нарушения или бездействие в определенных ситуациях может повлечь за собой серьезные наказания.

Виды ответственности

Существуют различные меры ответственности за нарушения правил охраны труда. Ознакомиться с ними можно в большом количестве документов, а именно:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс о нарушениях административного характера;
  • Уголовный кодекс;
  • Федеральный закон «О промышленной безопасности».

Что касается видов ответственности, то они различны в зависимости от того, кто допустил нарушения, и кто не поспособствовал устранению. Виды ответственности можно разделить на следующие категории:

  • Дисциплинарная;
  • Материальная;
  • Административная;
  • Уголовная.

Рассмотрим каждый из видов подробнее:

  1. Дисциплинарная ответственность подразумевает под собой объявление выговора работнику, который допустил нарушение правил охраны труда. При злостном несоблюдении выговор может быть отражен в личном деле сотрудника. Каждое предприятие вправе руководствоваться не только Трудовым кодексом, но и составлять собственные правила охраны труда в зависимости от сферы деятельности и степени опасности предприятия.
  2. Материальная ответственность представляет собой погашение нанесенного ущерба. Обычно такая форма ответственности применяется на производстве и связана с порчей производимого товара.
  3. Что касается административной ответственности, то она применяется в тех случаях, когда существуют определенные нарушения, связанные с пожарной безопасностью. В большинстве случаев лиц ответственных за безопасность труда обязывают выплатить штраф, размер которого определяется контролирующими органами.
  4. Наиболее серьезным видом ответственности является уголовная и применяется только в тех случаях, когда в связи с несоблюдением правил охраны труда был нанесен вред здоровью одному человеку или группе лиц. Также применяется при смерти сотрудника на рабочем месте.

Кто может быть привлечен

Большинство работодателей озабочены тем, в отношении кого может быть применено наказание в связи с нарушением правил охраны труда. За несоблюдение норм охраны труда может последовать наказание в отношении:

  • Руководящего состава организации;
  • Заместителей руководящего состава (если их халатность стала причиной нарушений);
  • Руководителей структурных подразделений;
  • Лица, ответственного за соблюдение безопасности на предприятии;
  • Сотрудник, в обязанности которого входит контроль и устранение нарушений, влияющих на обеспечение безопасности для работников.

Если речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то это возможно только если:

  • Ответственные лица не предприняли никаких действий для устранения нарушений, которые могут стать причиной получения различных травм сотрудниками предприятия;
  • Руководитель организации или ответственное лицо дало распоряжение, которое противоречит нормам безопасности и впоследствии привело к травме или смерти исполнителя распоряжения;
  • Был доказан факт причинения тяжелого вреда здоровью;
  • На предприятии произошло чрезвычайное происшествие, повлекшее за собой смерть человека или группы лиц;
  • Было доказано, что несоблюдение правил охраны труда стало причиной серьезных проблем со здоровьем.

Разбирательства, связанные с выяснением причин допущения произошедшего происшествия в большинстве случаев не проводятся. Это связано с тем, что ответственные лица ставят свою подпись на документах, подтверждающих удовлетворительные условия для обеспечения работы, и при возникших происшествиях несут ответственности вне зависимости от того, по какой причине произошло нарушение условий труда.

Какое наказание грозит

Особое внимание следует уделить рассмотрению возможных наказаний за нарушение правил охраны труда.

Мера наказания зависит от последствий и от состава преступления. Рассмотрим статью 143 Уголовного кодекса РФ. В ней предусмотрены различные виды наказаний в зависимости от тяжести последствий совершенного преступления.

Рассмотрим каждую часть данной статьи отдельно:

Часть 1. Описывает виды наказаний, если нарушения правил охраны труда стали причиной нанесения тяжкого вреда здоровью. К тяжкому вреду можно отнести:

  • Ухудшение состояния здоровья, опасное для жизни человека;
  • Потеря зрения, слуха или речи;
  • Выкидыш или преждевременные роды у беременной сотрудницы;
  • Значительное ухудшение психического здоровья;
  • Повреждение лица без возможности его восстановить путем пластических операций;
  • Потеря трудоспособности более чем на треть;
  • Потеря возможности совершать профессиональную деятельность из-за полученной травмы.

Законодательство РФ подразумевает следующие меры воздействия на должностных лиц, если была доказана халатность работодателя, повлекшая за собой причинение тяжелого вреда здоровью:

  • Выплата штрафа, размер которого может достигать 400 тысяч рублей;
  • Выполнение обязательных работ на срок до 240 часов;
  • Выполнение исправительных или принудительных работ (до двух и до одного года соответственно);
  • Заключение под стражу на срок до 1 года, если был доказан факт совершения преступления.

Часть 2. Описывает виды ответственности, применяемые после доказательства того, что указание или халатность повлекла за собой получение травмы, повлекшей за собой смерть сотрудника. Виновнику грозит:

  • Выполнение принудительных работ на срок до 4 лет;
  • Отбывание тюремного заключения, срок которого может составлять до 4 лет.

Часть 3. Включает в себя описание наказаний для виновника, если на предприятии были нарушения правил охраны труда, повлекшие за собой смерть двух и более человек. В таком случае виновнику грозит:

  • Выполнение принудительных работ на срок до 5 лет;
  • Уголовная ответственность на срок до 5 лет.

Право всех и каждого в России на работу в благоприятных условиях труда, которые будут отвечать правилам безопасности и гигиены, закреплено в Конституции.

Нарушение правил охраны труда: обязанность и ответственность

России развивает конституционные положения и возлагает обязанность по обеспечению безопасного трудового процесса, условия которого будут соответствовать нормативным требованиям государства, непосредственно на работодателя. Данный факт закреплен в статье 22. Одновременно государство гарантирует, что будет защищать права граждан. Данный процесс производится посредством контроля (надзора) и дисциплинарной и гражданско-правовой (419 ст. ТК РФ), а также административной и уголовной.

Ст. 143 УК РФ: нарушение правил охраны труда

В данной правовой норме установлены виды (исчерпывающий список) ответственности за нарушение установленных обязательных требований ОТ, совершенное должностным лицом, на которого были возложены обязанности (должностные) по их выполнению. Как правило, это индивидуальные предприниматели, действующие без образования юрлица, руководитель предприятия либо его заместители, а также должностные лица.

Согласно тексту статьи под требованиями ОТ следует понимать государственные нормативы, которые содержатся в федеральных законах и иных НПА России, а также ее субъектов. Санкции отличаются в зависимости от характера последствий, которые наступили в результате данного преступного деяния.

Причинения тяжкого вреда

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности здоровью человека причинен вред, квалифицируемый как тяжкий, подразумевает одну из следующих санкций:

  • штраф до 400 тыс. руб. или в размере, равном заработной плате (либо иному доходу осужденного) за период до 1,5 года;
  • от 180 до 240 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • до 1 года принудительных работ;
  • до 1 года лишения свободы; дополнительно осужденного могут лишить права занимать какую-либо определенную должность, либо заниматься конкретным видом деятельности на период до года.

Что грозит в случае смертельного исхода?

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности погиб человек подразумевает:

  • до 4 лет принудительных работ;
  • лишение свободы сроком до 4 лет, дополнительно лишение права вести определенную деятельность либо занимать конкретную должность до 3 лет.

Если по неосторожности лица, на которого были возложены обязанности (должностные) по соблюдению правил ОТ, погибли два и более человек, то указанные выше сроки увеличиваются на год, то есть до 5 и 4 лет соответственно.

Что является объектом преступления?

Рассматриваемая нами статья 143 (нарушение правил охраны труда) УК РФ содержит указание на два объекта посягательства (непосредственных): основной и дополнительный. Под первым подразумеваются такие общественные отношения, которые обеспечивают соблюдение правил ОТ, в их число входит и техника безопасности. Дополнительный объект данной нормы - это жизнь и/или здоровье людей. При этом потерпевшими могут быть не только сотрудники предприятия, но и другие лица, чья деятельность на постоянной или временной основе так или иначе связана с компанией.

Объективная сторона: характеристика

Объективная сторона рассматриваемого преступного деяния (нарушение правил охраны труда) обладает тремя обязательными признаками, а именно:

  1. Деяние (бездействие или действие), связанное с нарушением правил ОТ, в том числе и техники безопасности.
  2. Последствие: смерть сотрудника или вред его здоровью, определенный как тяжкий.
  3. Присутствие между деянием и наступившими неблагоприятными последствиями причинно-следственной связи.

По конструкции состав данного преступления материальный и имеет определенную специфику. Преступное деяние считается оконченным в момент причинения здоровью потерпевшего вреда, определяемого как тяжкий. В каждом конкретном случае в обязательном порядке организуется судебно-медицинская экспертиза. В случаях когда нарушение правил ОТ не тянет за собой наступления последствий, указанных выше, то состав покушения не образуется, в связи с тем что оно не относится к предмету уголовно-правового регулирования.

Субъект и субъективная сторона

Уголовно-правовая норма, устанавливающая за нарушение правил охраны труда ответственность, имеет специальный субъект. Таковым является лицо, на которое в организации возложили обязанности (должностные) по соблюдению в организации (на производстве, на участке) техники безопасности (ТБ) и других правил ОТ или контролю за их выполнением.

Что касается субъективной стороны, то она определяется как неосторожное отношение в виде легкомыслия или небрежности виновного лица. Если в процессе расследования будет доказано иное, то есть наличие умысла на наступление тяжких последствий для потерпевшего или его смерти, то речь уже будет идти об уголовной ответственности за преступление, направленное против здоровья и/или жизни человека.

Таким образом, нарушение правил охраны труда (УК РФ, 143-я ст.) имеет один квалифицирующий признак - наличие связи причинно-следственного характера между деянием и последствием. Говоря иначе, смерть или вред здоровью (только тяжкий) должны быть результатом нарушения правил ОТ.

Отграничение от ст. 285, 293 УК РФ

Согласитесь, нарушение правил охраны труда достаточно близко по смыслу к нормам ст. 285, 293 уголовного законодательства, регламентирующим злоупотребление своими должностными полномочиями и халатность соответственно. На практике подобные ситуации случаются довольно часто, и нужно грамотно отделить одно от другого. Анализ и разграничение проводят, основываясь на трудовых обязанностях, которые были возложены на то или иное должностное лицо. В преступлении по ст. 143 субъект, как уже было сказано, - это человек, на которого была непосредственно возложена обязанность обеспечить безопасность труда, соблюдение правил ОТ и который их проигнорировал либо исполнил недобросовестно.

В случае со ст. 293 все обстоит несколько иначе. Субъектом будет являться тот, кто в соответствии со своим служебным положением обязан был обладать информацией о том, как обстоят на производстве или в организации по обеспечению безопасности труда, и принять соответствующие меры во избежание несчастного случая.

Практика судов

Практика по делам о привлечении к ответственности за нарушение правил охраны труда (УК РФ) отражена в Постановлении ВС РФ № 1 от 24.04.1991 г. Остановимся на некоторых разъяснениях.

Согласно положениям постановления наступление ответственности за указанное преступление не зависит от формы собственности предприятия. Субъект специальный, но при это могут быть не только граждане России, но и лица без гражданства, а также иностранцы. Если деяние, а именно нарушение норм и правил ОТ, совершено работником, не являющимся лицом, указанным в норме 143 УК, но его действие или бездействие повлекло наступление последствий, то содеянное рассматривается как преступление, совершенное против личности.

При назначении наказания судьи обязаны учитывать виды нарушений правил охраны труда, которые имели место, их характер, тяжесть последствий, настувших в результате их совершения, а также иные обстоятельства в соответствии с Уголовным кодексом. принимая их во внимание, следует обсудить вопрос о назначении не только основного наказания, но и дополнительного.

Ст. 143 УК РФ посвящена преступлению против одного из прав человека, провозглашённых Конституцией – права на безопасные и благоприятные условия труда. Если работодатель подвергает жизнь и здоровье сотрудников необоснованному риску, к нему могут применить юридические санкции вплоть до тюремного заключения.

Согласно основному закону государства, обязанность работодателя – создать производственные условия, отвечающие санитарно-гигиеническим и техническим стандартам, действующим на территории Российской Федерации.

Комплекс мер, призванных обеспечить сохранность жизни и здоровья работников во время выполнения ими производственных задач, называется охраной труда (ОТ). Их цель – минимизировать влияние на организм вредоносных производственных факторов. Они состоят в регулярном проведении мед. осмотров, профилактике профессиональных заболеваний и травматизма, восстановительных, информационных и иных видах мероприятий.

Правила, нормы и стандарты ОТ содержат следующие документы:

  • федеральные нормативно-правовые акты (НПА);
  • акты субъектов РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа), принятые согласно их юрисдикции;
  • внутренние нормативные акты организаций;
  • правила охраны труда при проведении различных видов работ (транспортных, дорожных, металлургических, нефтяных, газовых и других);
  • типовые инструкции по ОТ (например, для граждан, работающих с токсичными веществами, оказывающих бытовые услуги, продающих непродовольственные товары).

Также, общие требования к организации и управлению системой ОТ устанавливаются кодифицированным законодательным актом о труде (ТК РФ).

За ненадлежащее соблюдение техники безопасности (ТБ) предусматривается юридическая ответственность.

Она может быть:

  1. Административная (установленная КОАП). Выражается в штрафных санкциях, которые могут налагаться как на юридических, так и на физ. лиц.
  2. Дисциплинарная. Имеет форму взыскания или увольнения.

А если деяние привело к несчастному случаю, то оно подпадает под уголовную юрисдикцию. Преступнику в таком случае может грозить тюремное заключение, условное или реальное (143 УК РФ).

Нарушение техники безопасности УК РФ трактует, как не исполнение:

  • правил труда, установленных для отдельных категорий работников (несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин);
  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН). Например, превышение концентрации опасных биологических или химических веществ, повышение радиационного фона;
  • порядка проведения обязательного инструктажа по ТБ на предприятии.

Кроме этого, преступник может совершить и иные деяния, предусмотренные нормативными актами. Полный перечень нарушенных норм приводится в тексте приговора.

Ч. 1 ст. 143, предусматривает наступление ответственности за несоблюдение требований ОТ, в результате которого здоровью потерпевшего причинён вред тяжёлой степени. Таким вредом признаются любые физические повреждения, несущие угрозу жизни.

К виновному могут применить одну из санкций:

  1. Наложение штрафа. Максимальная сумма – 400 тыс. рублей или же он составит заработок осужденного за определённый период (до полутора лет).
  2. Направление на обязательные работы. Минимальное время – 180 часов, максимум – 240.
  3. Назначение исправительных работ. Общая продолжительность не должна превышать двух лет.
  4. Назначение принудительных работ на срок до 1 года.
  5. Лишение свободы сроком до 12 месяцев.

Вместе с тюремным заключением, лицо могут подвергнуть дополнительному наказанию – временному (до 1 года) запрету занимать определённую должность либо осуществлять профессиональную детальность.

Часть вторая устанавливает ответственность за неумышленное нарушение требований охраны труда, повлёкшее смерть человека. Данное деяние характеризуется большей степенью общественной опасности и тяжестью наступивших последствий.

Нарушителю грозит до четырёх лет принудительных работ или помещение в места лишения свободы на тот же срок. Кроме этого к лицу виновному в совершении правонарушения, на усмотрение судьи могут применить такую меру, как запрет работать по конкретной специальности. Срок ограничения не будет превышать 3 лет.

Третья часть появилась только в последней действующей редакции от 1 января 2014 года. Новые изменения ужесточили наказание, если погибли несколько человек.

Лицо, признанное судом виновным в массовой гибели людей, ждёт лишение свободы. В качестве альтернативной меры, при наличии смягчающих обстоятельств, его могут направить на принудительные работы. Срок, который осужденный будет отбывать в качестве наказания, не может быть больше пяти лет.

Если судья дополнительно решит ограничить лицо в занятиях профессиональной деятельностью, то запрет будет действовать максимум три года.

Точную меру ответственности может определить только суд с учётом всех обстоятельств совершения преступного деяния. В соответствии с принципом подследственности, расследованием должен заниматься следственный комитет.

Совокупность общественных отношений, которые являются объектом преступного посягательства – это действующие правила и нормы ОТ. Факультативным объектом выступает жизнь и здоровье персонала компании.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения потерпевшему ущерба, определяемого как тяжкий урон здоровью. Вывод о характере причинённого ущерба можно делать только после проведения судмедэкспертизы. Если выяснится, что полученные физические повреждения не угрожают жизни потерпевшего, состав преступления не образуется.

Объективная сторона выражается в неумышленном нарушении правил техники безопасности, которое в соответствии с УК РФ, повлекло получение травм, увечий или гибель человека. Организационно-правовая форма предприятия, на котором произошёл несчастный случай, не имеет значения. Ответственность наступает в любом случае.

Потерпевшими признаются только лица, состоящие в фактических трудовых отношениях с работодателем.

К ним относятся сотрудники:

  • официально устроенные в компании;
  • работающие по договорам гражданско-правового характера;
  • с которыми заключён срочный или сезонный контракт.

Иных граждан, пострадавших в результате несоблюдения требований безопасности, уголовный кодекс статья 143 потерпевшими не признаёт. Вред людям, не работающим в организации, будет определён как преступление против личности или злоупотребление должностными полномочиями.

Для квалификации деяния по 143 УК РФ требуется совокупность следующих факторов:

  1. Действие или бездействие обвиняемого должно повлечь фактическое наступление последствий, указанных в диспозиции.
  2. Наступившие последствия являются прямым следствием нарушения правил ОТ.
  3. Обнаружен косвенный умысел подозреваемого, выраженный в форме легкомыслия или преступной небрежности.

Если потерпевший пострадал по причине собственной неосторожности, то в отношении лица, ответственного за соблюдение стандартов безопасности в организации, должен быть вынесен оправдательный приговор.

Являться субъектом преступления может только физическое лицо, обязанное контролировать и обеспечивать безопасность на предприятии.

Указанные обязанности могут возникнуть:

  • по условиям трудового контракта (коллективного или индивидуального);
  • из специфики занимаемой должности.

Кроме того, они могут быть обусловлены прямым требованием законодательных актов.

Наличие или отсутствие гражданства у лица, совершившего преступление, не играет роли. Субъектом может быть гражданин РФ, иностранец или лицо, лишённое гражданства.

Согласно постановлению Пленума ВС в роли субъекта могут выступать:

  1. Директор.
  2. Технический руководитель.
  3. Ответственный сотрудник, не принявший меры по устранению имеющихся нарушений.
  4. Другие лица, обязанные контролировать соблюдение норм трудовой дисциплины.

Субъективная сторона выражается в небрежном отношении (халатности или недобросовестности) должностного лица к своим обязанностям соблюдать требования законодательства в сфере ОТ. Если в процессе разбирательства будет выявлено прямое намерение травмировать работника, то деяние переквалифицируют. Преступник ответит за умышленное причинение лёгкого или среднего вреда здоровью (111, 112 УК). Кроме того, ему могут инкриминировать намерение убить пострадавшего (105 УК РФ).

Возбудить уголовное дело по 143 УК, против лица, нарушившего правила безопасности, но не обладающего соответствующим статусом не получится. Обычные граждане отвечают за непреднамеренное убийство (109) или нанесение тяжких телесных повреждений (118) УК РФ.

Судебная практика по статье 143 УК РФ

Подборка судебной практики с комментариями экспертов, содержащая обвинительные и оправдательные приговоры, представлена на сайте Консультант плюс.

Гражданин Иванов В. А. с 2010 по 2016 год работал в строительной фирме ООО «Горки» главным инженером. Согласно заключённому трудовому договору, он отвечал за соблюдение требований ОТ при проведении строительных работ. В 2016 году на строительстве торгового павильона произошла гибель сотрудника организации.

В ходе досудебного расследования были установлены следующие факты:

  • халатное отношение Иванова к своим обязанностям контролировать соблюдение ТБ;
  • нарушение ТБ, а именно отсутствие страховочных тросов при выполнении высотных работ, повлекло биологическую смерть пострадавшего.

Действия Иванова судом квалифицированы как преступление, которое предусматривает 143 статья часть 2 Уголовного кодекса РФ. Судом вынесен обвинительный приговор. В качестве наказания назначено два года лишения свободы, с отбыванием в колонии поселении.