Начертить план здания дворец халифа. Творческий проект дворец халифа

Самый низкорасположенный, а также древнейший в мире из постоянно населенных городов, Иерихон ныне является частью Палестинской автономии. Не раз упомянутый в Библии, он хранит немало загадок и тайн. Ощущение причастности к неизведанному охватывает туристов, своими глазами увидевших жемчужину исламской архитектуры, уникальный Дворец Хишама , находящийся примерно в трех километрах от Старого города. В 2010 году он был включен ЮНЕСКО в список 12 памятников, находящихся под угрозой исчезновения.

Этот дворец, представляющий собой большое двухэтажное квадратное здание, украшенное великолепными мозаичными узорами, был построен в VIII веке и планировался для использования в качестве зимней резиденции Хишама , представителя омейядов (мусульманской династии халифов). До недавнего времени считалось, что здание никогда не использовалось по назначению, поскольку в конце строительства было разрушено землетрясением и не восстанавливалось. Исследователи говорят о том, что руку к созданию дворца и связанного с ним комплекса построек приложили те же зодчие, что подарили миру Золотой купол скалы в Иерусалиме, а руководил процессом племянник халифа, Валид ибн Язид .

Архитектурный ансамбль включает в себя баню, двор, бассейн с фонтаном, мечеть, подземные залы, комнаты для приема гостей, а также множество хозяйственных построек. Его площадь достигает 60 гектаров. Далеко не все найденные здесь ценности можно увидеть на месте: многие из них находятся в музее Рокфеллера , а на территории исторического объекта заменены репликами. Многие сооружения на радость туристам не слишком сильно затронуты временем. Впечатляют восстановленные ворота дворца и решетка фонтана, украшенные красивейшей резьбой по камню. В дворцовом комплексе как будто соединены достижения архитектуры Запада и Востока.

Огромную культурную ценность представляет замечательно сохранившаяся мозаика в комнате, прилегающей к бане. Ее назвали «Древо жизни»: в тени ветвей раскидистого дерева с одной стороны на ней изображен лев, пожирающий оленя, а с другой - спокойно пасущиеся серны. Мозаике присваивают символическое значение непримиримости ислама к врагам и спокойствия и дружбы внутри мусульманского мира. На полу хамама расположена еще одна прекрасная мозаика, скрытая от разрушения слоями песка: узор площадью в 850 квадратных метров, являющийся одним из самых больших аналогичных произведений искусства в мире. Проект ее сохранения и восстановления поручен именитому швейцарскому архитектору Петеру Цумтору .

Впервые развалины обнаружили в 1873 году, а раскопки были начаты в 30-х годах ХХ века, но у археологов всего мира до сих пор возникает к этому месту множество вопросов. Несколько лет назад здесь были найдены предметы керамики и другие артефакты, а также следы разветвленной системы подземной канализации, складов и мастерских, вселяющие уверенность, что комплекс являлся обитаемым поселением вплоть до XIII века. Удивителен факт, что в здешней архитектуре присутствуют полуобнаженные фигуры женщин, изображения животных, статуи людей, что противоречит канонам мусульманского искусства. Большинство исследователей объясняют это тем, что Валид был не слишком благочестив и не придавал значения условностям, однако самые смелые из них утверждают, что большинство построек имеют отношение вовсе не к мусульманскому миру. Они же обращают внимание на то, что на напольной мозаике, ныне почти скрытой от людских глаз, видны славяно-арийские символы.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ

В эпоху первых арабских завоева­ний и во времена правления дина­стии Омейядов (661-750 гг.), воца­рившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возника­ли вдали от столицы, на путях про­движения военных отрядов. Города Куфа и Ба"сра на юге и Мосу"л на се­вере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ му­сульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои по­местья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Са­мые знаменитые из них - Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (пер­вая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии - были укра­шены орнаментальными и сюжетны­ми росписями, мозаиками, рельефа­ми из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранив­шиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единствен­ным входом в центре главного фаса­да образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иеруса­лиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) - третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важ­нейшим событием Священной ис­тории ислама - чудесным вневре­менным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставле­ние относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.

Куббат ас-Сахра была воздвигну­та в 687-691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, - здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иеруса­лимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание долж­но было затмить находящуюся ря-

Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания .

****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначаль­ника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965-928 гг. до н. э.)-древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.

*Сталактиты - вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.

**Фонарь - выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.

***Шатёр - коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.

дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы му­сульман» её великолепием и огром­ностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иеруса­лимской святыни: «Это Скала, о ко­торой сообщают, что на неё Послан­ник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685- 705 гг. -Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обы­чай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Му­сульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торже­ства ислама.

Зодчим удалось создать сооруже­ние, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иеру­салима сразу бросается в глаза ог­ромный, излучающий золотое сия­ние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутрен­нее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, соз­давая двойной обход вокруг священ­ной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.

Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморны­ми колоннами обрамляют скалу, вы­ступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устой­чивость и удивительную пропор­циональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных эле­ментов каждого вида кратно четы­рём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоции­руется с четырьмя буквами в араб­ском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.

Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мрамор­ными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.

Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.

Мечеть Омейядов. 705-715 гг. Дамаск. Сирия.

протянулись массивные балки, ко­торые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чекан­кой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламу­тровых, пурпурных и золотых то­нов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.

В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строи­лись на участках, купленных у хри­стиан. В новых сооружениях ис­пользовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных па­мятников эпохи - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), в которую вошли остатки римско­го святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внут­ри была украшена цветным узорча­тым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантасти­ческого города-сада.

Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов - мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произ­ведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» - показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средне­вековья. Сюжетные линии, связыва­ющие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё боль­шее значение приобретала декора­тивность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмер­ным, объёмная трактовка фигур - их силуэтной или контурной про­рисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официаль­ным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

Халифы династии Аббасидов (750- 1258 гг.) переместили центр Хали­фата в Ирак. Стремление этих пра­вителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплоти­лась в архитектуре повой столи­цы - Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Перво­начально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполага­лось, что в нём будут жить предста­вители всех социальных и этничес­ких групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на зем­ле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его за­кладки. Мадинат ас-Салам - круг­лый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми купо­лами над городскими воротами, об­ращенными на четыре стороны све­та, с дворцом халифа в центре жилой застройки - в сущности был моделью Вселенной, посереди­не которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. - Прим. ред. )». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копь­ём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелё­ный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, симво­лизируя всевластие халифа, которо­го в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.

Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов оконча­тельно сложился в архитектуре и оформлении построенного в сере­дине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «при­ятная для глаз»), протянувшейся бо­лее чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-

*Астрология (от греч. «астрон» - «звезда» и «логос» - «слово», «знание») - учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.

Хакани, построенный в 836 г., за­нимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительст­венных, парадных и жилых назем­ных и подземных (летних) помеще­ний, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бас­сейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам куль­товым сооружением считалась кир­пичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 мет­ров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми басти­онами и угловыми башнями, и ги­гантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидеся­ти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей компо­зицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных импе­рий. Напротив, рельефы, украшав­шие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться но­вый тип орнамента - арабеска, как назвали его европейцы.

Прекрасно сохранившаяся ме­четь Ибн Тулуна (876-879 г.) в Ка­ире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-

Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.

АРАБЕСКА

Арабеска (от франц. arabesque - «арабский») - так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на ос­нове точного математического расчёта. Арабеска по­строена на повторении и умножении одного или не­скольких элементов узора - геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, лю­дей и фантастических существ. Такой орнамент фак­тически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и му­зыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся тка­ни Вселенной». Бесконечное, протекающее в за­данном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без на­рушения целостности узора. Арабеску можно разме­щать на поверхности любой конфигурации и разме­ра: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керами­ческом или ювелирном изделии.

Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.

Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.

тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных

высоких стрельчатых арок, кото­рые с этого времени стали характер­ной чертой произведений архитек­туры в мусульманских странах.

История средневекового мусульманского мира насыщена бурными по­литическими событиями. В XI-XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену при­шли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифа­ту Аббасидов.

В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть дина­стий Альморавидов (1056-1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122-1269 гг.). Око­ло трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII - первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250-1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370-1405 гг.) была создана держава, положившая на­чало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.

Восточная роскошь

Материал "увели" с сайта http://сайт/

Имея такое окружение, халифы Багдада могли по праву считать свой двор самым лучшим в мире. В то же время он был и самым блистательным двором.

Мы можем получить представление о восточной роскоши Багдада, прочитав описание, которое нам оставил арабский историк Абуль-Фида, о церемонии принятия аббасидским халифом посла одного из императоров Востока в 305 г. по хиджре.

Один из видов Багдада, около мечети Ахмет-Кая; по рисунку Фландэна.

Дворец халифа

«Вся армия халифа была вооружена. Кавалерия и пехота насчитывали шесть тысяч человек, военачальники высокого ранга были великолепно одеты и носили портупеи из золота и драгоценных камней, все они располагались вокруг верховного главнокомандующего. Там были и семь тысяч евнухов, из которых четыре тысячи белых, а также семьсот человек из охраны апартаментов. Богато украшенные шлюпки и гондолы сверкали в водах Тигра. Пышность правила и во внутреннем убранстве дворца, где насчитывалось тридцать восемь тысяч настенных ковров, среди которых двенадцать с половиной тысяч из вышитого золотом шелка, а на полу лежало двадцать две тысячи ковров. Халиф держал около сотни львов и столько же охранников для них.

Среди других предметов утонченной стоит назвать дерево из золота и серебра с двадцатью восемью ветвями, на которых как на настоящих ветках сидели разные птицы. Птицы и листья дерева были сделаны из самых драгоценных металлов. Дерево качалось, как качаются деревья в наших лесах, и можно было слышать щебетание разных птиц. Именно в самую середину всего этого пышного убранства греческий посол был препровожден визирем к трону халифа».

Багдадский халиф

Военное могущество багдадского халифа было под стать великолепию его империи. Мы можем судить о том, насколько его уважали по тому факту, что даже императоры Константинополя, наследники греческой и римской цивилизации, были вынуждены платить дань. И напрасно они пытались уклониться от уплаты. Нисефор, наследник императрицы Ирины, написал халифу Харуну ар-Рашиду, что он не будет платить ему дань, и получил лаконичный и сильный ответ, который подтверждает, какое презрение у арабов вызывали слабые потомки греков и римлян. Послание было изложено в следующих словах:

«Во имя милостивого и милосердного Бога, повелитель верующих, Нисефору, римской собаке: я прочитал твое письмо, сын неверного, ты не услышишь моего ответа, ты его увидишь».

«Римская собака» его действительно увидела: Харун полностью разграбил провинции, подчинявшиеся Нисефору, и христианский император Константинополя продолжал платить дань последователю пророка Мухаммеда.

Азиатская империя

Правление Харуна и его сына по праву считается эпохой кульминации политического могущества арабов на Востоке. Их азиатская империя достигала границ Китая, они оттеснили варварские племена Африки вплоть до Эфиопии, греков до пролива Босфор, а на Западе, их границей служил лишь Атлантический океан. Менее чем за два века эти мужественные арабские племена, которых глас объединил в один народ, основали империю такую же великую, какой была Римская, и их империя стала самой цивилизованной и грозной в мире.

- 38.45 Кб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» ЕМР РТ

Реферат на тему:

Дворец Халифа

Работу выполнила

Ученица 6 класса

МБОУ «Гимназия №2»

Романова Полина

Учитель:Ганиева Н.Н.

Оценка ____________

Елабуга - 2013

Введение

Основание Арабского халифата

Халифат муджахиров

Исламское государство. Организация власти и управления

Судебная система

Законоведение халифата

Упразднение Арабского халифата

Организация власти и управления.

Список использованных источников

Введение

Цель и задача:

Охарактеризовать социально- политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Актуальность.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. В своей работе я постаралась рассказать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Основание Арабского халифата

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгом отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского». Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - «посланник Аллаха на земле». Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, «город Пророка»). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть». В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Халифат муджахиров

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником). Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров(изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников), консолидировавшихся в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей пророка»). Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. Первым главой государства в звании халифа сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) пр авоверных. При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.). При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, - на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну - сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов - абу Бакра и Омара). В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют 2 периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Исламское государство. Организация власти и управления

Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространение арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Местные органы государственного управления

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов).

Судебная система

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегий духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

По завету пророка Коран кроме богослужебных целей имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосудия. Однако при Омане право по наложению наказаний (худуж) было отнято у судей и передано султану - самодержавному чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего около 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по стиху Корана о «судящих не по книге Божией» (Суры,48 и 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).

Законоведение халифата

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подвергались влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения). По мнению В.В. Бартольда, примером пророка, извлекаемого из Сунны, стали оправдывать такие положения, которые на самом деле заимствовались из других религий или римского правоведения. «Правила о числе (пять) и времени обязательных ежедневных молитв были заимствованы у домусульманской Персии; из римского права были заимствованы правила о дележе добычи, по которым всадник получал втрое больше пехотинца и полководец имел право выбирать себе лучшую часть; таким же образом мусульманское законоведение по примеру римского права проводит аналогию между военной добычей, с одной стороны, и произведениями моря, находимыми в земле кладами и добываемыми из рудников минералами - с другой; во всех этих случаях в пользу правительства шла 1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения с исламом, придумывались рассказы из жизни пророка, будто бы совершавшего молитву в установленное время, применявшего указанные правила при делении добычи и т.д.» Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992. С. 29. В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом. Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований «богооткровенного права». Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосредственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого «богооткровенным образом жизни».

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в «священной войне» и отряды «неверных» (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенной ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII-VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

Упразднение Арабского халифата

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце в IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовно лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове. Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой.

Описание работы

Цель и задача:
Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

June 16th, 2015 , 07:45 pm

В заключительной части нашей прогулки по Иерихону мы посетим главную достопримечательность этого прекрасного города - уникальные руины эпохи омейядского халифата, известные под названием Хирбет аль-Мафджар или дворец Хишама.





Руины находятся примерно в пяти километрах к северу от современного Иерихона, дворец, комплекс бань и сельскохозяйственные угодья. Сначала дворец относили к эпохе омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика (724-743), но теперь есть основания полагать, что дворец построил его племянник и наследник Аль-Валид II ибн Язид (743-744).

Аль-Валид назначил своими наследниками двух сыновей, которых он прижил от рабыни. Это привело к напряженности в семье, и его убили. Поэтому правил халиф всего два года, за которые вроде как и успел построить этот монументальный комплекс - что еще более впечатляет.

Увы, "прожил" дворец Хишама - Аль Валида II всего пять лет - в 749 году в регионе произошло сильное землетрясение, которые практечески полностью уничтожило импозантное сооружение.

Раскопки Хирбет аль-Мафджар начались в 1934 году под руководством археологов Димитрия Барамки и Роберта Гамильтона, и продолжались до 1948 года (большинство находок находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме - ). Последний опубликовал результаты своих трудов в 1959 году в книге Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley , однако исследования Барамки в ней отсутствуют, и опубликованы не были. Также не были опубликованы результаты раскопок, которые проводили в северной части комплекса в 60-х годах прошлого века.

В 2006 году раскопки возобновились под предводительством д-ра Хамдана Тахи и якобы они проводятся до наших дней при помощи Чикагского университета. Я не совсем понял, что там происходит, но место выглядит абсолютно заброшенным, не считая маленького музея на территории комплекса. Хирбет аль-Мафджар никак не огорожена, и любой может легко попасть к развалинам и совершить над ними акт вандализма. Я удивляюсь, что этого еще никто не сделал.

Вот так это выглядит на подъезде к комплексу. Дворец и прочие сооружия ограждены "стеной" примерно в полметра, перепрыгнуть которую может любой восьмилетный ребенок. Никакой охраны, особенно в ночные часы, я догадываюсь, здесь нет.

Ну а теперь давайте войдем на территорию комплекса

Прогуляемся, потрогаем камни своими мерзкими грязными ручонками посмотрим на все своими глазами, и попытаемся впитать атмосферу этого уникального места. Как мне кажется, ее невозможно передать никакими фотографиями, но все-же я попытаюсь.

В нашей группе была разношерстная публика, как всегда бывает в такого рода поездках. Кто-то интересуется историей и археологией больше, кто-то меньше, но в данном случае реакция была практически одинаковой - при входе на территорию комплекса все на секунду теряли дар речи, а потом признавали, что дворец Хишама - это "машеу мейухад", что-то особенное.

От себя отмечу, что дворец Хишама или Хирбет аль-Мафджар оставила на меня неизгладимое впечатление. Думаю, это одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни.

Это "окно" я мечтал увидеть не меньше, чем уже упомянутый много раз монастырь Каранталь - . И оно не разочаровало)

Еще немного о династии Омейядов - хочу упомянуть несколько любопытных комплексов, связанных с халифатом. Некоторые из них находятся в Израиле, например умопомрачительная и абсолютно заброшенная Хурват Миним - , о которой, похоже, вообще никто не знает. Еще в Израиле находится Аль-Синнабра или Синн эн-Набра, а по нашему Хирбет аль-Карак или Бейт-Яреах - древний город, развалины которого находятся между мошавой Кинерет и кибуцем Дгания - .

Еще три любопытных места находятся уже за пределами нашей исторической: Каср аль-Хайр аль-Шарки, "Восточный замок" в центре Сирийской пустыни и построенный неподалеку двойник Каср аль-Хайр аль-Гхарби в византийском стиле. "Близнецы" находятся в 80 километрах от Пальмиры - , за судьбу которой беспокоится сейчас вся просвещенная часть человечества. Ну и напоследок Каср аль-Халлабат и находящиеся в двух километрах к востоку от него бани комплекс Каср Хаммам ас-Сара - все часть "Замка в пустыне", находящегося неподалеку от Аммана, столицы Иордании. Архитектурно и дворец Хишама принадлежит к категории "Замок в пустыне".

Кроме этого Омейяды основали в Израиле небезизвестный город Рамле - , а халиф Сулейман ибн Абдул-Малик возвел в нем крепостные стены, рынок и большую Белую Мечеть, от которой сохранился только 27-метровый минарет, в наши дни носящий название "Белая башня". Также Омейяды построили любимый всеми нами Купол Скалы в Иерусалиме и не менее знаменитую Мечеть Омейядов или Большую Мечеть в Дамаске - одна из крупнейших и самых старых мечетей в мире. Туда шансы попасть у меня примерно такие же, как в Пальмиру, так что хорошо, что хоть удалось пробраться в Иерихон)

Ну а теперь войдем во дворец

Дворец Хишама - двухэтажное квадратное здание с круглыми башнями по углам. Центральный зал обрамляли четыре арочные галереи, служившие помещениями для гостей и слуг, а также хранилищем. В северной части находилась маленькая мечеть, а лестницы по краям центрального зала вели на второй этаж, где были жилые помещения.

Здесь на переднем плане мы видим развалины мечети, которые почему-то очень по стилю напоминают церкви в набатейском городе Шивта - , еще одном потрясающем месте, которое я всем рекомендую посетить. Ну а мы пока вернемся ко дворцу.

Полюбуемся его колоннами, к сожалению, как я понимаю, в большинстве своем отреставрированными, но вы можете себе представить, как это выглядело.

Орнаментами Стукко (с этим конкретным артефактом связаны какая-то история, но я к тому моменту уже слишком охуел от всего этого прекрасного, и ее не запомнил).

Это еще не учитывая тот факт, что главная достопримечательность дворца, великолепная мозаика на полу, недоступна нашим глазам - ее засыпали песком, очевидно от варваром. Можно обозреть лишь отдельные фрагменты.

Вот так это выглядит во всем своем великолепии

Мозаики есть и в главных банях на территории комплекса, но туда посетителей не пускают. Однако главная мозаика находится в "Диване" - маленькой комнате для особых гостей в северо-западном углу фриджидариума, и ее мы да можем увидеть, хотя бы сверху.

Внутрь Дивана тоже не пускают, но можно подняться наверх и увидеть это, без преувеличения, чудо света. Для вашего удобства я перевернул мозаику и даю ее отдельным кадром.

Мозаика называется "Древо Жизни" и символизирует два главных состояния души - войну и мир. Причем следует смотреть на мозаику именно наоборот, сверху, так чтобы война была слева, а мир - справа. Арабы никогда не протянут для рукопожатия левую руку - это считается неуважением, так как правая рука более чистая.

Главный фрагмент мозаики, лев, раздирающий оленя. Такого уровня мозаику даже в уникальном музее Доброго Самаритянина не найдешь - . На полу более простой узор, а по сторонам - "скамеечки", на которых и сидели почетные гости. Счиатется, что сам халиф любил сидеть в центре, на самом Древе Жизни.

Общий кадр - Диван и дворец Хишама

А теперь прогуляемся немного по "сельскохозяйственной" части комплекса, которая указывает на то, что халиф, будь то Хишам или его наследник, построили дворец не только для развлечений и отдыха - здесь работали, выращивали сельскохозяйственную продукцию и делали вино.

Здесь были обнаружены любопытные фрагменты орнамента

А в доме эпохи Абассидского Халифата кто-то создал дорогу, вымощенную синим кирпичем

Макет центрального зала дворца Хишама. Собор Св. Петра нервно курит в углу.

Ну а теперь переходим к павильону

Павильон располагался в центре сада перед дворцом. В середине павильона был расположен фонтан, а вокруг фонтана - бассейн, окруженный восьмиугольными стенами с высокими арками. Предполагается, что сад и дворец когда-то соединял мост, с которого халиф мог любоваться окрестными пейзажами и наблюдать за лошадиными гонками.

Сохранившийся фрагмент орнамента, не менее знаменитый чем "звездное окно" во дворце.

Мост очевидно был где-то здесь

Полубуемся еще немного как общим так и фрагментарным видом

И, чтобы немного передохнуть от всего этого великолепия, зайдем в музей Хишама.

Животнаэ (устал, уж не обессудьте)

Виноградэ и сосудэ

Есть здесь и про историю Хирбет аль-Мафджар и халифат Омейядофф

Ваза Амфораэ

К сожалению было обнаружено и свастикэ. Очевидно Омейяды были скрытые нацисты.

На самом деле "Э", я взял у Расина, что еще раз указывает на вред высшего образования, а в особенности чтения "Федры" на французском.

Уходим из дворца Хишама

Ну и напоследок - еще один кадр Хишамского Каранталя - окна со звездой. На этом мое путешествие по Иерихону заканчивается, и нет лучшей финальной ноты, чтобы его завершить.

Я уже скучаю. И мечтаю вернуться.

лежак канализации