Наблюдение за выборами руководство для индивидуальных наблюдателей. Наблюдение за выборами руководство для индивидуальных наблюдателей Как работают независимые наблюдатели

Кто такие наблюдатели на выборах, что они делают?

  • Наблюдатели - представители кандидатов или партий, которые следят за процессом голосования, подсчетом голосов, определением результатов выборов.

Кто может стать наблюдателем?

  • Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кто не может быть наблюдателем?

  • Наблюдателями не могут быть представители некоммерческих организаций, включенных в реестр "иностранных агентов".
  • Также наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, быть судьей или прокурором.

Как стать наблюдателем?

  • Для того чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.
  • Можно также не ходить самостоятельно по избирательным штабам. Свои услуги по оформлению документов для наблюдателей предлагают некоторые общественные организации.

Что должен делать наблюдатель?

  • Наблюдатель должен cледить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.
  • На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.

Что конкретно может делать наблюдатель?

  • Знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
  • Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования.
  • Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
  • Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
  • Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений.
  • Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей.
  • Визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
  • Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему.
  • Знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
  • Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящей избирательной комиссии или в суде.
  • Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Что не может делать наблюдатель?

  • Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
  • Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
  • Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
  • Совершать действия, нарушающие тайну голосования.
  • Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
  • Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
  • Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
  • Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Кто еще может присутствовать на избирательных участках?

  • На участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. В 2011 г. было аккредитовано 688 иностранных наблюдателей из 54 стран и организаций (парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, СНГ, ШОС, Северного совета, Бюро по демократическим институтам и правам человека). Они работали в 48 субъектах РФ.
  • Присутствовать на избирательных участках также могут заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Тем самым ограничивается присутствие на выборах гражданских активистов, "прикрывающихся" журналистским удостоверением, поясняют эксперты.

А какие международные организации осуществляют наблюдение за выборами?

  • Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.

Кто приглашает международных наблюдателей?

  • Приглашения могут быть направлены президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, правительством, Центральной избирательной комиссией после официальной публикации решения о назначении выборов депутатов Государственной думы.

9 класс. Правовое государство

Правовое государство – это….. его основными признаками является:

1. Ниже приведён ряд характеристик . Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) верховенство права 4) разделение властей на три ветви

2) незыблемость прав и свобод граждан 5) взаимная ответственность государства и личности

3) государственный контроль над обществом 6) суверенитет

2. Политические наблюдатели установили , что государство М может быть классифицировано как правовое государство. Какой признак мог бы быть назван среди прочих как доказательство сделанного вывода?

1) взимание налогов, использование мер государственного принуждения

2) наличие суверенитета

3) наличие исключительных права, в том числе на принятие законов

4) действие принципа разделения властей

3.К отличительным признакам правового государства относится

1) реализуется принцип разделения властей

2) принимаются общеобязательные для населения решения

3) устанавливаются и взимаются налоги

4) действует принцип верховенства государственной власти

4. К отличительным признакам правового государства относится

1) принудительный характер государственной власти

2) подчинение закону государства, его органов

3) общеобязательность решений государственной власти

4) наличие института гражданства (подданства)

пки современного оборудования для детских больниц.

5. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

6.Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство - это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым.

7. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами

Б) губернатор области

В) Совет Федерации

Г) Государственная дума

Д) Конституционный суд

Е) Правительство РФ

1) законодательная

2) исполнительная

3) судебная

8. Заполните схему «Разделение властей и их функции»

Ответы

1. 3, 6

2. 4.

3. 1.

4. 2.

5. 1, 4, 5. (2) Оно есть в любом государстве. 3) В неправовом монополия в может быть и в руках политической партии)

6. 1, 2, 4.

7. 1- в, г. 2 – б,е. 3-д.

15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.

Существующий порядок наблюдения (когда партия или кандидат могут в любое время направить на участок наблюдателя, отсутствуют ограничения по количеству участков, на котором то или иное лицо может быть наблюдателем) был существенно изменен, также было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса.

Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:

Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.

Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.

Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные . Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.

Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.

Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом . Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.

Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).

Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено . При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.

Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.

Вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии - территориальной или ИКМО о планировании направить наблюдателя. Список подаётся не позднее, чем за три дня до дня голосования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. При этом, как было указано выше, не вводится порядка получения согласия от направляемых наблюдателей на внесение в данный список, нет порядка обмена данными списками между территориальными комиссиями на одних выборах (чтобы исключить направление наблюдателей в таком же списке в участковые комиссии на территории иной территориальной комиссии), порядка рассмотрения данных списков (будет ли при наличии в списке неточностей, неизбежно связанных с указанием адреса места жительства отбраковываться весь список или конкретный наблюдатель, в какой срок можно уточнить список при наличии неточностей и т.п.), порядка оповещения представителей других партий и кандидатов о поданных списках (чтобы исключить направление лица, уже имеющегося в списке), порядок исключения наблюдателя из списка лицом, его направившим или самим наблюдателем.

Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.

Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии . Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.

Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования . При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.

Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.

Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.

Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.

Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.

Выводы:

  1. Порядок направления наблюдателей существенно ужесточён и до конца неясен в итоговом механизме реализации, что может привести к злоупотреблениям при составлении, утверждении и направлении списков наблюдателей. Отсутствуют механизмы исключения наблюдателей из списков как по собственному желанию, так и по воле включивших их туда лиц.
  2. Ужесточение порядка удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, должно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
  3. Ужесточение направления наблюдателей практически не сказалось на регулировании порядка назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, что может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
  4. Изменение порядка фото- и видеосъемки привело к фактическому ограничению числа лиц, имеющих право её осуществлять, до журналистов и наблюдателей, ввело для наблюдателей обязанность по фотографированию только с места, определённого председателем комиссии и только в помещении для голосования.
  5. Закон, вместе с тем, расширил право на присутствие участников избирательного процесса на заседаниях комиссий, иных стадиях избирательного процесса, увеличил количество документов, с которыми можно знакомиться, уточнил возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей.

Кодекс этики наблюдателя в Псковской области презентовали в Общественном пресс-центре ПЛН 22 августа уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов и Председатель Избирательной комиссии Псковской области Николай Цветков .

Данный Кодекс разработан, чтобы содействовать дополнительному обеспечению избирательных прав граждан и повышению доверия граждан к выборам, в том числе неукоснительному соблюдению законодательства при осуществлении избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах.

Последние поправки в федеральное законодательство о выборах по новому определили статус, права и обязанности, а также ответственность наблюдателей, которых назначают участники избирательного процесса (избирательные объединения - политические партии, зарегистрированные кандидаты).

Кодекс направлен на повышение эффективности работы этих лиц, в том числе по взаимодействию между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства РФ о выборах.

Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдение на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

Как отметил Дмитрий Шахов: " Мы ждём от политических партий предложения и замечания по совершенствованию данного Кодекса. Поправки не только уместны, но и приветствуются!"

ТЕКСТ Кодекса (проект)

КОДЕКС ЭТИКИ (проект)

наблюдателей региональных отделений политических партий,

на территории Псковской области

Настоящий Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдения на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

§ 1. Общие положения

1. Целью настоящего Кодекса является:

Содействие в обеспечении избирательных прав граждан и повышению их доверия к выборам, в том числе осуществление избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах;

Установление этических принципов поведения наблюдателей при взаимодействии с членами избирательных комиссий и гражданами (избирателями);

Установление эффективного взаимодействия между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства Российской Федерации о выборах.

Под наблюдателем в настоящем Кодексе понимается гражданин Российской Федерации, уполномоченный региональным отделением политической партии осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

2. Задачами Кодекса являются:

Определение основных этических принципов поведения в день голосования, которыми должны руководствоваться наблюдатели от политических партий на выборах 18 сентября 2016 года, с тем, чтобы их деятельность соответствовала действующему законодательству, содействовала обеспечению достоверности учета волеизъявления граждан при проведении выборов;

Внедрение этических принципов поведения в повседневную практику работы наблюдателей, назначаемых региональными отделениями политических партий, их кандидатами;

Обеспечение квалифицированного и беспристрастного, честного и добросовестного наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая оценку деятельности комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

3. Основными принципами поведения наблюдателей политических партий при осуществлении его деятельности являются:

Законность;

Признание, соблюдение и защита избирательных прав и свобод гражданина;

Уважение и соблюдение законных интересов всех избирателей, других участников избирательного процесса;

Компетентность и ответственность наблюдателей перед политическими партиями, интересы которых они представляют.

4. Соблюдение данного Кодекса должно быть внутренним убеждением наблюдателя, должно способствовать укреплению доверия общества к избирательной системе, его уверенности в том, что обеспечивается компетентное, независимое и беспристрастное наблюдение за процедурой голосования и подсчетом голосов избирателей.

§ 2. Права и обязанности наблюдателей политических партий.

1. При осуществлении своей деятельности в день голосования наблюдатели политических партий, соблюдая тактичность и вежливость, вправе:

Знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования (не менее чем за один час до начала голосования) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка,

Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

Знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

Наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования политической партии, направивших наблюдателя в комиссию.

Обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

Производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. При этом осуществление фото- и (или) видеосъемки и используемых фотокамер не должно беспокоить или не отвлекать каким-либо образом избирателей, пришедших на избирательный участок для голосования. При обращении избирателя по данному поводу наблюдатель обязан предпринять меры, чтобы устранить созданные для избирателя препятствия проведением фото- и (или) видеосъемки.

При осуществлении наблюдения за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке либо фото- и (или) видеосъемки расстояние (по периметру) между наблюдателями и столами, где находятся бюллетени, должно быть не меньше одного метра, но не более 1.5 метра. При этом решение председателя участковой комиссии это расстояние может быть уменьшено.

2. При осуществлении своей деятельности наблюдатели политических партий в день голосования обязуются:

Не приходить на избирательный участок в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

Находиться на избирательном участке в опрятной одежде;

Соблюдать действующее законодательство, правила поведения, устанавливаемые настоящим Кодексом;

Быть вежливым, корректным и тактичным в обращении со всеми участниками избирательного процесса;

Не допускать конфликтных ситуаций;

Сотрудничать с членами избирательной комиссии, наблюдателями других партий и СМИ, не нарушая порядок проведения голосования и не создавая неудобств для избирателей, находящихся на избирательном участке;

Не препятствовать свободному волеизъявлению граждан и тайному голосованию;

Принимать меры по предотвращению любых форм коррупции и подкупа избирателей, с целью нарушения законодательства о выборах, сообщая об этом в правоохранительные органы и председателю участковой комиссии, а также уполномоченному представителю политической партии, назначившей наблюдателя;

Не распространять (не публиковать) недостоверную информацию о ходе голосования и работе участковой комиссии;

Не выдавать избирателям бюллетени;

Не расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

Не заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

Не предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

Не принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

Не совершать действия, препятствующие работе комиссии;

Не проводить агитацию среди избирателей, включая раздачу избирательные материалы и символику партий;

Не участвовать в принятии решений соответствующей комиссией;

Бережно относиться к имуществу участковой избирательной комиссии;

На избирательном участке не потреблять (распивать) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, либо наркотические средства или психотропные вещества, а также новые потенциально опасные психоактивные или одурманивающие веществ;

§ 3. Заключительные положения

1. Настоящий Кодекс вступает в силу с момента его подписания руководителем регионального отделения политической партии и обязателен для исполнения членами и наблюдателями этих политических партий.

2. Решение о подписании Кодекса (или отзыве своей подписи) региональными отделениями политических партий принимается добровольно.

3. Текст Кодекса и информация о том, какие региональные отделения политических партий его подписали, публикуется Избирательной комиссией Псковской области в средствах массовой информации и на официальных сайтах комиссии и Уполномоченного по правам человека в Псковской области.

4. В целях реализации настоящего Кодекса Уполномоченным по правам человека в Псковской области совместно с Избирательной комиссией Псковской области проводит для кандидатов, планируемых к назначению наблюдателями от политических партий, несколько семинаров, посвященных основам законодательства о выборах, правах и обязанностях наблюдателей, установленных действующим федеральным и региональным законодательством с выдачей соответствующего сертификата.

5. Избирательная комиссия Псковской области до 1 сентября 2016 года определяет примерную форму (типовую форму) для удостоверения полномочий наблюдателя, выдаваемой избирательным объединением (региональным отделением политической партии), интересы которых представляет данный наблюдатель.

6. Региональные отделения политических партий при подборе кандидатов для назначения наблюдателями принимают решения, как правило, с учетом прохождения кандидатом подготовки и возможности соблюдения им принципов, установленных настоящим Кодексом.

7. Региональные отделения политических партий при принятии решения о назначении наблюдателя должны ознакомить его с настоящим Кодексом под роспись, и одновременно с решением о назначении вручить наблюдателю копию Кодекса.

8. Зарегистрированные кандидаты, вправе присоединиться к подписанию настоящего Кодекса.