На правовые нормы которые. Правовая норма: признаки, структура, элементы, виды

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы в . Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Основные признаки правовых норм

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, так как реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязываюший характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

  • указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;
  • предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;
  • имеет общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Норма права — это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — в нормативном правовом акте.

Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

Норма права обладает качеством системности , которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и все ее дальнейшее существование зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Прежде всего надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект ), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловленной природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде:

  • справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;
  • типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;
  • формы выражения интересов большинства.

В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, нрав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях — средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как:

  • компромиссного, приемлемого для данного времени и общества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;
  • обобщенной информации о социальной действительности;
  • средства познавательной деятельности;
  • конкретного средства разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.
  • В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:
  • формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;
  • социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1.По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

2.По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

Структура правовой нормы

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция , призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения.

количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

Понятие и виды форм (источников) права

Источник права — это форма официального выражения общеобязательных предписании, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т. д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

1. Понятие «источник права» многозначно. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой является прежде всего власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних» форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источниками права. Наряду с этим обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что все современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов.

2. Наиболее древней формой права является правовой обычай , т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай, по сути, есть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи не только сегодня применяются некоторыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н. э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более летального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

3. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным правотворчество судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. п.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность >, подразумевающая, что юридические документы содержат нормы права, обшие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативного правового акта:

  • издается уполномоченным государственным органом;
  • обладает определенной юридической силой;
  • регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;
  • имеет конкретную сферу применения;
  • охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;
  • обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативный правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права. Нормативный акт:

  • точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
  • занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;
  • может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

Нормативный правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативного правового акта — результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.

Норма права (от лат. norma - мера, правило, образец, стан­дарт) - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Отличительные особенности норм права

Нормы права, наряду с экономическими, политическими, моральными, религиозными, эстетическими нормами, традициями и обычаями, правилами этикета, принадлежат к социальным нормам, но имеют свои отличительные особенности:

1) закрепленность в законе (или в других нормативных актах);

2) общеобязательность: обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации;

3) обеспеченность силой государства.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны.

Признаки правовой нормы

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер. Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства.

5. Формальная определённость. Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме.

6. Системность.

Норма права - это первичная клеточка права, его исходный элемент → норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это ещё не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право - это система, совокупность правовых норм.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные:

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права - дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма - это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма - это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма - это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Формы реализации норм права - соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение - это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение - это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование - это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение - это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном до­кументе - нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

ВОПРОС:

В приведенном списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.

Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Таким образом, под системой права понимается внутренняя организация права, упорядоченная совокупность правовых норм, которая является результатом общественного развития. Строение системы права можно рассматривать по вертикали и по горизонтали.

В вертикальном строении права обычно выделяют три основных уровня: отрасль права, институт права, норма права.

Отрасль права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, бюджетное, уголовное, процессуальное (гражданский, уголовный, арбитражный процесс) и др.

Институты права – это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права; институт наследования, образованный нормами гражданского права.

Отрасли права

Правовая норма (норма права) – это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указываются круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – это само правило поведения, в котором устанавливаются права и обязанности лиц. В санкции приводятся меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям.

По видам нормы права подразделяются на управомочивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Горизонтальное строение права позволяет провести его классификацию по отраслям.

Признаками права являются:

Нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

Обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

Утверждение и гарантированность норм права государством;

Многократность применения.

Функции права разнообразны. Право:

Является регулятором общественных отношений;

Активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;

Закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Существуют определенные тонкости в употреблении понятия «право». Под правом понимают не только универсальный регулятор общественных отношений, но и обеспеченную законом возможность что-либо делать, иметь и т. п. В этом случае говорят о праве на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это субъективное право. Слово «право» часто используют в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение или о праве на внимание со стороны окружающих.

Не следует забывать еще об одном значении понятия «право». Право является одной из важных духовных ценностей, позитивный смысл которых очевиден, как очевиден смысл добра, отечества, совести и др. В основе права лежит справедливость как его изначальная, идеальная сущность. Поэтому право и закон не тождественны. Закон может быть несправедливым, а значит, неправовым (вспомните «закон о пяти колосках»).

Именно естественное правосознание, как предметное знание о «самом настоящем», едином праве, должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми, под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право», и руководимая им внешняя жизнь людей.

И. Ильин, российский философ и правовед

Право реализуется в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это – источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

В России источниками права являются законы, подзаконные акты и договоры. В Великобритании, США, других странах, на становление правовой системы которых большое влияние оказало английское право, большую роль играют прецеденты. В России их применяют крайне редко. В странах с прочными патриархальными традициями значительную роль играют обычаи.

Источники права

Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях государства, права и общества. Самое широкое явление здесь – общество. Общество на определенном этапе развития порождает государство. Государство формулирует право, но и право направляет и совершенствует государство. Под влиянием государства и права изменяется в ту или иную сторону общество. Право общеобязательно как для государства, так и для общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равнозначны. Государство не сводится к обществу, а общество к государству. Чем совершеннее социально-политические отношения в стране, тем четче разделены функции общества и государства. Велика, например, относительная независимость гражданского общества от правового государства. Многие проблемы социальной и экономической жизни общество решает без помощи и вмешательства государства. Правовое государство не испытывает потребности устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом и его отдельными членами. Гражданское общество самоуправляемо и способно оказывать решающее влияние на политику правового государства, на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в следующем параграфе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права?

3. Что представляют собой источники права?

4. Что такое правовая норма и какова ее структура?

5. Каких видов бывают правовые нормы?

Это интересно

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать (латинское изречение).

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В любом ЖЭКе тебе могут дать почитать инструкцию, подписанную начальником ЖЭКа, и сказать, что никаких других законов они знать не знают, а про Конституцию вообще не слышали. В этих случаях всегда надо помнить одно: каждый подзаконный акт – а все эти «указики» называются именно так, – так вот, каждый этот акт не может противоречить ни Конституции, ни законам России, ни указам Президента. А если противоречит, то он не имеет юридической силы и не должен применяться. Если уверен, что закон на твоей стороне, – стой на своем. Вплоть до суда, который защищает все же тебя и закон, а не инструкцию (Л. Семина, общественный деятель).

Исследуем документы

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и формы распределения труда и продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное, конституционное, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними (В. А. Туманов, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Право и закон: общее и особенное.

2. Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многозначности?

3. Особенности системы российского права.

4. Нормативно-правовой акт как источник права в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует путать с такими гражданско-правовыми

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

9. Норма права. Структура нормы права Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.Признаки

Раздел 1 Понятие, принципы и источники коммерческого

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение»,

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Большинство процессов, происходящих при взаимоотношениях людей на уровне гражданского общества, в бизнесе, в политике, регулируется правовыми нормами. Их разработка - процедура, ход и содержание которой зависит от очень многих условий - от специфики исторического и культурного развития государства, его политической системы. Так же значим и международный фактор.

Посредством каких механизмов создание правовых актов, отражающих соответствующие нормы, может происходить на практике? Чем принципиально отличаются законы конституционного уровня от обычных? Какие бывают правовые нормы с точки зрения их классификации? Какое значение в аспекте их разработки имеет принцип разделения властей?

Что такое правовая норма?

Определимся с терминологией. В чем заключается понятие правовой нормы? Согласно одной из распространенных трактовок, под ним подразумевается правило, обязательное для исполнения группой субъектов в силу закона. То есть санкционированное органами власти, равно как и охраняемое им же в аспекте возможных нарушений. Отметим, что термины "норма права" и "правовая норма" современные российские юристы считают синонимами. Хотя допустимы и вариации в трактовках. Например, под нормой права может пониматься не правило, установленное государством, а привычный, нормальный с точки зрения восприятия обществом или какой-то его отдельной группой образец поведения, не обязательно кодифицированный в законах.

Каковы отличительные особенности правовых норм? Прежде всего, стоит отметить тот факт, что их характеризует общественная направленность. Объектом регулирования выступает либо социум в целом, либо отдельные его группы, в крайнем случае - должностные категории. Личностная ориентация не характерна для правовых норм, исходя из их содержания, разумеется, а не применения.

Основной принцип, в рамках которого правовые нормы РФ и других государств действуют, - обобщение свойств, максимально репрезентативно отражающих текущее развитие отношений между объектами регулирования. То есть тот или иной призван одинаково эффективно реализовывать интересы группы людей или же, как мы уже сказали, всего общества.

Правовая норма направлена на регулирование деятельности тех объектов, которые обладают сходными признаками, исходя, к примеру, из профессии, социальной категории, возраста и т.д. Если речь идет об обществе в целом, то здесь, как правило, подразумевается гражданская принадлежность людей или же территория, на которой они проживают.

Проблема соотношения теории и практики

Основная сложность для законодателя, который издает правовые нормы, - необходимость обеспечить соответствие положениям, которые содержатся в источниках, реалиям общества. Или той его части, которая релевантна сути закона. В законотворческих системах практически любой страны мира есть несовершенные правовые нормы. Примеры таковых встречаются и в России. Также в среде юристов (как тех, что относятся к практикам, так и тех, что занимаются научными исследованиями в области права) открыта дискуссия на предмет выбора основной методологии понимания права.

Есть те, которые считают, что должно осуществляться (по возможности) чтение правовых норм. То есть следует придерживаться смысла формулировок, присутствующих в текстах законов, в общепринятом значении. Но есть юристы, которым ближе толкование правовых норм. Они полагают, что не следует читать то, что написано в законах, буквально. Точнее, делать это можно, но только если нет существенного повода сомневаться в релевантности изложенного в правовых актах реальному положению дел.

Право и мораль

Касательно второго аспекта: когда идет толкование правовых норм, заметную роль, как полагают многие юристы, играет такая категория, как мораль. Человек, ответственный за применение тех или иных правил, изложенных в законах, руководствуется тем самым личностным восприятием текущего положения дел в сфере, подпадающей под регулирование. И потому трактует положения закона, исходя, в первую очередь, из персональных убеждений, а не в силу их смыслового содержания.

Есть сферы, в которых мораль может быть не очень уместным компонентом практического применения законов. Например, финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность банков, должны быть как можно менее подвержены толкованию. Их специфика предполагает строгое чтение, работу с цифрами.

Виды правовых норм

Юристы подразделяют правовые нормы на три основных вида - обязывающие, запрещающие, а также управомочивающие. Граница между ними может быть достаточно условной. Например, некоторые финансово-правовые нормы, если продолжать о них разговор, могут в одних положениях наделять Центробанк правом проверять коммерческие кредитно-финансовые структуры, с другой - обязывать ЦБ делать это при наличии соответствующего повода. Во многих случаях структуры нормативно-правовых актов предполагают некую последовательность условий, при которой в первоочередном порядке могут применяться управомочивающие положения, и только при определенной совокупности условий - обязывающие. Возможна и обратная ситуация.

Есть и другие основания для классификации правовых норм. Они, к слову, могут удачно дополнять те, которые мы только что назвали. Речь идет о подразделении правовых норм на диспозитивные, факультативные и императивные. Те, что относятся к первым, допускают некую свободу субъекта, ответственного за применение законных положений. Он может задать себе вопрос: следует ли реализовывать какую-то норму или допустимо не пользоваться этой возможностью? Факультативные нормы предполагают некий альтернативный сценарий, но не отказ от применения положения. Императивные, в свою очередь, не подразумевают иных вариантов, кроме тех, что прописаны в законе. Каким образом обе классификации коррелируют между собой? Все очень просто. Как правило, обязывающие и запрещающие нормы императивны или факультативны. Управомочивающие чаще всего диспозитивны.

Нормы права принимает общество

В демократических режимах существует порядок, при котором включают такой параметр, как социальный характер происхождения. Это значит, что принятие того или иного закона прямым или опосредованным способом инициировано обществом. Оно соглашается на то, что его деятельность будут регулировать правовые нормы. Примеры, когда социум участвует в их установлении сам, - референдум, народный сход. Если речь идет об опосредованном способе участия общества в выработке соответствующих норм, то это чаще всего делегирование законотворческих полномочий через парламент.

Системность правовых норм

Совокупность правовых норм, принятых на уровне государственных институтов при участии общества, образует соответствующую систему. Она может включать источники, управляющие процессами на уровне самых разных социальных групп, в некоторых случаях совершенно не связанных между собой. Однако нормы правовых актов, стандарты и процедуры принятия законов, критерии их эффективности в этом случае будут иметь системную природу. Последняя является общей для источников регулирования с разной отраслевой или социальной направленностью.

Правовые нормы и государство

Каким образом государство участвует в строительстве и поддержке функционирования системы правовых норм, не считая обеспечения механизмов их принятия? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на принцип разделения властей. Разработкой правовых норм занимается только одна из трех ветвей - законодательная. Но есть еще и исполнительная, а также судебная. Соответственно, роль государства - не только в издании правовых норм, но и в обеспечении их исполнения, а также разрешения в судебном порядке возможных споров по поводу трактовки тех или иных регулирующих положений.

Один из ключевых механизмов, в рамках которого осуществляется взаимодействие всех ветвей власти (а в особенности тех, что обеспечивают функцию исполнительной власти), - право принуждения. Государство обязывает исполнять предписания законов всех тех, для которых они релевантны. В странах с развитой правовой системой не допускается подменять закон иными правилами, имеющими происхождение вне институтов власти (за исключением случаев, когда это дозволяют сами правовые нормы). Примеры можно найти даже в российской практике. В частности, ГК РФ содержит норму, по которой подписание гражданско-правовых контрактов по установленным формам и стандартам может быть заменено деловым обычаем, сущность которого нигде четко не прописана - он основан на национальных традициях конкретного региона России. Но в общем случае гражданско-правовые нормы - это первостепенный источник стандартов поведения для общества или отдельных составляющих его групп.

В некоторых государствах главенствующую роль в правовом управлении общественными процессами играет не исполнительная и законодательная власть, а судебная. С чем это может быть связано? Прежде всего, со спецификой правовой системы, работающей в конкретном государстве, сущность которой, в свою очередь, определяется чаще всего культурно-историческими особенностями развития страны. Что это за системы? Рассмотрим их.

Романское и англо-саксонское право

Законы в разных странах могут работать в рамках несхожих систем. Однако в современном мире каждая из национальных совокупностей стандартов, определяющих сущность и действие правовых норм, так или иначе отражает одну из глобальных системных концепций законотворчества. Если говорить о развитых странах, то в них популярны две соответствующие системы - романо-германская и англо-саксонская. Каковы особенности каждой из них?

В рамках романо-германской системы в основе функционирования национальных правовых систем находятся кодифицированные источники. То есть законы, которые должны в достаточной, а в идеале - в исчерпывающей форме предписывать тем или иным объектам регулирования вести себя в рамках определенных правил. Это могут быть общие гражданско-правовые нормы, зафиксированные в отдельном кодексе. Или же, например, положения, регулирующие отношения в конкретных отраслях экономики. Кодифицируется в романо-германской системе также и любая уголовно-правовая норма.

Механизм, в рамках которого принимаются законы здесь, подразумевает главенствующую роль парламентских и исполнительных институтов власти. Правовые акты издаются только по факту прохождения определенного другими законами цикла обсуждений и согласований.

В чем особенности англо-саксонской модели? В том, что основной источник права в ней - судебный прецедент. Дело в том, что закон, как мы уже сказали выше, принимается либо самим обществом посредством референдума и схожих с ним механизмов, либо посредством делегирования социумом своих полномочий парламентским структурам. Но судебный прецедент имеет совершенно другие условия вступления в силу. Весь сводится к проведению судебного слушания. Как только выносится соответствующее постановление, оно становится источником, содержащим полноценные, подлежащие исполнению правовые нормы. Примеры стран, где работает англо-саксонская модель, - США, Англия, Канада.

В судебном прецеденте указывается, так же, как и в законе, объект регулирования. Как правило, это социальная группа, имеющая схожие признаки с фигурирующими в судебном процессе лицами - истцом, ответчиком или же обвиняемым. Рассмотрим пример.

Некий человек шел вечером по улице и нечаянно попал на территорию муниципальной школы города Джексонвилл. Охранник вызвал полицию, и гражданина арестовали по подозрению в умысле нанести школе какой-то ущерб. Состоялся суд, в котором соответствующий умысел не был доказан, однако человека признали виновным в нарушении существующих норм, запрещающих посягательство на муниципальную собственность. В результате появился прецедент следующего характера - в Джексонвилле недопустимо заходить на территорию муниципальных школ в вечернее время. Появляется обязательная к исполнению уголовно-правовая норма. Теперь жители этого американского города вынуждены быть особенно внимательными в ходе вечерних прогулок в районе соответствующих образовательных учреждений. Безусловно, судебные прецеденты есть и в романо-германской системе права. Однако они не имеют силу закона, а потому не могут использоваться вне судов. Они не общеобязательны, как в тех странах, где сильны англо-саксонские правовые традиции.

Многие юристы отмечают: границы между двумя системами права, о которых идет речь, имеют тенденцию к постепенному стиранию. В США, например, все большую значимость приобретают как раз-таки законы - те, которые принимаются парламентами штатов, или, если говорить о федеральном уровне, Конгрессом. Во многих европейских странах судебные прецеденты, несмотря на свое второстепенное значение при сопоставлении с законами, начинают играть все более весомую роль при решении спорных вопросов в аспекте правоприменительной практики, и де-факто часто выполняют функции официальных нормативных актов.

Правовые нормы и международные отношения

В рамках каких систем функционируют международно-правовые нормы при том условии, что на национальном уровне могут работать совершенно не схожие по ключевым принципам модели законотворчества? Собственно, основной акцент здесь делается на унификации процедур. Один из ключевых принципов международного права - императив норм, в одинаковой степени адекватно отражающих ход развития всего мирового сообщества в целом или отдельных регионов планеты, между которыми выстраиваются отношения в тех или иных сферах.

Другая особенность - целостность правоприменительного механизма. Она удачно дополняет императив, о котором идет речь. Общеобязательными сразу для нескольких стран могут быть только те акты, логика исполнения которых одинакова для всех случаев, то есть комплексна.

Один из главных документов, регулирующих международное право, - Венская конвенция от 1969 года. В нем, в частности, сказано, что отношения между странами следует выстраивать по принципу первостепенной значимости правовых норм, установленных на глобальном уровне. Национальное законодательство должно либо соответствовать положениям международного в тех сферах, где оно функционирует, либо подразумевать приоритет вторых в ходе правоприменительной практики. Если же государство, выстраивая законотворческую политику, этот принцип не соблюдает, то оно может быть исключено из соответствующей среды взаимодействия стран в правовом поле.

Другой важнейший документ - Декларация о принципах международного права, принятая в 1970 году. Он, в частности, является ярким примером нормативного акта, в котором имеется целостность принципов. В Декларации говорится, что участники международных отношений должны взаимодействовать, если речь идет о выработке нормативных положений, в рамках единых общепринятых подходов. Документ содержит принципы, не которые государствам следует ориентироваться. Рассмотрим их.

1. Принцип воздержания от применения силы одного государства против другого.

Территориальная целостность стран мира, равно как их политический суверенитет, должна гарантироваться международным правом. Возможное вмешательство в их дела военным методом должна быть согласована на уровне ООН.

2. Решение споров путями, которые не наносят вреда мировому сообществу.

Военные действия как метод решения споров не должны быть самоцелью. Государства обязуются в первоочередном порядке разрешать конфликты мирным путем.

3. Принцип отказа от вмешательства одних государств в дела других, способных решить проблемы в пределах собственной компетенции.

Если та или иная страна способна справиться со сложностями в одиночку, то международное право предполагает, что другие не будут навязывать ей свою помощь.

4. Государства должны проявлять тягу ко взаимному сотрудничеству.

Данный принцип подразумевает следование соответствующим положениям Устава ООН.

5. Народы имеют право на самоопределение, а также на равное положение.

Данная формулировка многими юристами понимается как наделение этносов ресурсом для формирования новых независимых государств.

6. Суверенные страны выстраивают отношения с другими на принципах равенства.

Предполагается, что одно государство не может иметь безоговорочного приоритета в решении каких-то спорных вопросов. Таковой может быть установлен только международным судом.

7. Государства должны выполнять свои обязательства, принятые в рамках взаимодействия с другими по стандартам ООН, добросовестно.

Важный нюанс: все вышеперечисленные принципы следует рассматривать в едином контексте. И потому государство, которое ведет международную деятельность в соответствии с Уставом ООН и иными источниками права, принятыми в этой организации, не может выбирать, каким принципам следовать, а каким - нет.

Конституционно-правовой аспект

Рассмотрим то, как организован процесс формирования источников права на высшем, конституционном уровне на примере механизмов, работающих в России. Каковы особенности законотворчества и исполнения законов, находящихся на верхней ступени в иерархии нормативных актов РФ?

Отметим, прежде всего, то, что конституционно-правовые нормы по своим ключевым признакам принципиально схожи с любыми другими (теми, что регулируют отдельные отрасли или социальные группы). То есть безотносительно того, какова конкретная классификация конституционно-правовых норм, все они будут обладать такими признаками, как общеобязательность, формальность, а также абстрактность. При этом исполнение установленных в них правил гарантируется государством.

В свою очередь, конституционно-правовые нормы также характеризуются целым спектром отличительных признаков. К таковым относятся:

Специфика формулировок;

Верхнее положение в иерархии источников права;

Большее количество общерегулятивных правил и принципов;

Учредительный характер норм (предполагается их раскрытие в дополнительных законах);

Специфика правоприменительной практики;

Природа объектов регулирования;

Незначительная роль санкционной части в структуре текста.

Принятая в России, предусматривает большое многообразие соответствующих нормативных актов. Вместе с тем в отношении каждого из них применим любой из вышеперечисленных пунктов.

Норма (от лат. norma ) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, то есть меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней


информация о поведении субъектов отношений. Социальная норма есть всегда правило должного поведения, она адресуется субъектам общественных отношений. Юридическая норма отличается от других видов социальных норм тем, что имеет предоставительно-обязывающий характер и является общеобязательным правилом поведения. В современных правовых системах юридические нормы в своей основной массе устанавливаются (санкционируются) государством.

Юридическая норма – это одна из реальных разновидностей социальных норм. Общим между правовыми нормами и другими социальными нормами является их предназначение. Норма права, как и другие социальные нормы, – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между людьми. Однако норма права – это также четко обозначенный масштаб правил поведения. Она требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма – это общее правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Норма права – это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность. Эти признаки мы рассмотрели в теме «Понятие права», а здесь остановимся на характеристике признаков, определяющих эти нормы с формальной стороны.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная определенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, то есть имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона, нормативного договора и т. д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер. Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, то есть для возможного, дозволенного поведения, или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.


В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер . С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах. Например, в гражданском законодательстве есть нормы, закрепляющие право собственности или другие вещные права. Что такое право собственности? Право собственности – это право собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, то есть он (собственник) вправе свободно определять судьбу вещи в рамках закона.

С другой стороны, каждому субъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность. Соответственно, юридическая норма обязывает участников правоотношений совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, правовая норма ограничивает свободу поведения субъектов права в рамках установленного правила поведения. Эта обязывающая сторона юридической нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий, так как каждому субъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность. Свобода действий субъекта правоотношений не означает вседозволенности, несмотря на то что она ничем не ограничена. Тогда вообще не может быть и речи о праве. Из приведенного выше примера мы видим, что в правоотношениях собственности всегда есть обязанность абсолютно всех не нарушать право собственника. Значит если нет правила, ограничивающего свободу присвоения чужой вещи, то ни у кого не будет права собственности. Или другой пример: каждый человек имеет естественное право на жизнь. Законодательство, закрепляя это правило, устанавливает обязанность других не нарушать это право. Если бы каждый имел возможность свободно распоряжаться чужой жизнью, то это значило бы, что никто не имеет права на жизнь.

Системность – еще один признак нормы права. Этот признак характеризует свойство нормы права быть в определенной связи с другими нормами, с правовым институтом, отраслью права. Юридическая норма всегда представляет собой часть единого целого – системы права. Только в рамках системы правовая норма может функционировать и решать стоящие перед ней задачи по регулированию и охране общественных отношений. Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими юридическими нормами и иными правовыми явлениями. Системность характеризует иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. Примером может служить разделение правовых норм по видам,


по иерархии актов, в которых они содержатся: закон, подзаконные нормативные акты.

Следовательно, юридическая норма – это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

Структура правовой нормы. Норма права и статья закона. Каждая правовая норма, будучи «клеточкой» системы права, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и соотношение. Логически завершенная правовая норма состоит из трех частей:

Гипотезы;

Диспозиции;

Санкции.

Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны. Логическая конструкция правовой нормы – это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру правовой нормы обычно можно представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, то есть определяет сферу действия правовой нормы. Например, статья 12 Семейного кодекса РФ закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака – «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные


обстоятельства, препятствующие заключению брака – «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14).

Классификацию гипотез можно осуществлять по следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме права.

По объему изложения гипотезы делятся на простые и сложные . Это зависит от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме. Если в гипотезе указано одно условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой. Например, статья 14 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает одно условие, необходимое для приобретения гражданства Российской Федерации: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения». А сложная гипотеза указывает на несколько обстоятельств, которые вместе служат достаточным основанием для реализации правовой нормы. Таковым является гипотеза, закрепленная в пункте 2 статьи 17 того же закона: «Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации». Здесь два обстоятельства:

Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации;

От лиц без гражданства. Если норма права связана с одним из нескольких условий, перечисленных в статье нормативно-правового акта, то такая гипотеза называется альтернативной . Например, статья 22 названного закона перечисляет несколько обстоятельств, каждое из которых является основанием прекращения гражданства.

По способам изложения гипотезы подразделяются на казуистические и абстрактные . Казуистическая гипотеза определяет обстоятельства реализации правовой нормы конкретными видовыми признаками, а абстрактная гипотеза – через общие, родовые признаки.

В зависимости от того, насколько точно указаны обстоятельства реализации правовой нормы, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные . Определенная гипотеза четко и ясно перечисляет конкретные условия, наличие которых требует осуществления заключенного в норме правового предписания. Например, в статье 129 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации содержится


несколько условий, необходимых для того, чтобы суд мог принять иск к рассмотрению – «если заявление не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора; если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела». Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы вступила в действие норма права.

Относительно определенная гипотеза предоставляет субъектам применения права возможность самостоятельно решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе. Часть 1 статьи 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией». Здесь перечислены основные условия, необходимые для вступления данной нормы в действие. А во второй части данной статьи указываются дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Обстоятельства, названные во второй части, не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии в конкретной ситуации передано суду.

Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы.

Диспозиции, в зависимости от степени определенности, можно классифицировать на определенные , альтернативные и бланкетные . Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений, каким образом они должны строить свое поведение. Статья 363 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства». Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, то есть обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным.


Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой. Например, статья 143 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность решать суду, как поступить при отмене усыновления ребенка: «При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства». В данном случае суду дано право выбрать один из вариантов поведения, который представляется ему наиболее целесообразным с точки зрения защиты интересов ребенка.

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации своих правомочий к другим юридическим нормам.

Санкция – часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, то есть это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные . В абсолютно определенных санкциях точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Например, в уголовном законодательстве содержатся правовые нормы, предусматривающие конкретное наказание за совершенное деяние. В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет). В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «… наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 123 Уголовного кодекса РФ).

При подготовке законопроекта очень важно, чтобы законодатель учитывал все структурные элементы будущих юридических норм. Необходимо, чтобы в этих нормах были отражены условия (обстоятельства) их применения, круг лиц, на которых распространяется это правило поведения, а также меры ответственности за нарушение данной правовой нормы. Логически выверенная связь между структурными элементами


правовой нормы всегда позволяет правильно нацеливать субъектов права на надлежащее применение этих норм в правоприменительной практике.

Норма права и статья закона. Речь пойдет о том, как они соотносятся друг с другом. В целом они совпадают. В большинстве случаев в статье закона содержится одна правовая норма, но может быть и несколько норм. Норма права может содержаться и в нескольких статьях нормативно-правового акта.

В статье нормативно-правового акта часто содержатся не все структурные элементы юридической нормы. Изложение всех элементов нормы права в статье закона не всегда является целесообразным, так как это занимает много места. Поэтому законодатель предпочитает, учитывая правила законодательной техники, для удобства изложения и применения правовых норм сформулировать их в одной статье или, наоборот, элементы одной и той же нормы – в разных статьях закона. Чаще всего в статьях нормативно-правового акта содержатся два элемента правовой нормы: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один или два элемента структуры правовой нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно-правового акта. Например, часть 1 статьи 213 Уголовного кодекса РФ закрепляет, что «хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». В этой статье содержится два элемента правовой нормы: диспозиция и санкция. А гипотезу мы находим в других статьях Уголовного кодекса. В данном случае условиями вступления в силу этой правовой нормы являются, во-первых, достижение определенного возраста (16 лет) и, во-вторых, вменяемость лица, совершившего уголовное деяние.

Виды правовых норм. Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно


самостоятельную группу общественных отношений, что и обуславливает подразделение норм права на институты и отрасли права.

Нормы права также подразделяются на материальные и процессуальные . Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

2. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные . Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, то есть не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания. Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, то есть они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

3. По функциональной направленности правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные . Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, то есть возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» – ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами» – ст. 60 Трудового кодекса РФ). Различие основано на том, на чем делается акцент: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается


обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих – обязанность не совершать то или иное действие. Необходимо учитывать также, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие, и обязанность, а иногда и запрет, потому что каждое субъективное право предполагает наличие соответствующей юридической обязанности, а юридическая обязанность – запрет совершать определенные действия, нарушающие правомочия субъекта права.

4. Нормы-принципы – это нормы, закрепляющие
основополагающие, исходные начала права. Они не создают
непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное
направление правового регулирования, в чем и заключается их
функциональное предназначение. В главе 1 Конституции РФ «Основы
конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы
организации и деятельности государственного строя в Российской
Федерации. Например, статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье
закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в
главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые
принципы организации и деятельности судебной власти в Российской
Федерации.

Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

5. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как: преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

6. По кругу лиц , на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные – действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.).

Контрольные вопросы

1. Понятие и признаки права.


2. Правосознание и правовая культура.

3. Понятие правоотношения.

4. Укажите основание для возникновения правоотношения.

5. Понятие правовой нормы и ее признаки.

6. Чем отличаются правовые нормы от моральных?

7. Каково соотношение нормы права и статьи закона?

8. Назовите виды правовых норм.


Глава 4. Система права и система законодательства