На какие вопросы отвечает имя существительное? Имена существительные в речи. Имя существительное

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

Изучение русского языка - это тот процесс, который сопровождает всю жизнь человека. Как бы это парадоксально ни звучало, но в течение долгих лет мы каждый день узнаем что-то новое о своем родном языке. При этом доказано, что невозможно полностью выучить его. Причина кроется в довольно простой вещи - язык постоянно совершенствуется, и вносимые в него изменения не являются инициативой одного человека или группы людей. Носитель языка - народ. Как следствие, им же он и совершенствуется. Тем не менее есть ряд основных столпов, на которых строится вся грамматика русского языка. Они изучаются в школьной программе, начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами.

Для многих, кто предпочел гуманитарное образование, изучение на этом не заканчивается и продолжается в вузе, где более глубоко разбирается этимология тех или иных особенностей. Но остановимся на самом основном - том, что изучается одним из самых первых - частях речи. В данной статье попытаемся разобраться, на какие вопросы отвечает имя существительное, и поговорим обо всем, что с ним связано.

Части речи

Ни для кого не секрет, что в русском языке все слова подразделяются на части речи - большие группы, к которым принадлежат от нескольких слов до сотен тысяч. Те, в свою очередь, разделяются на самостоятельные и служебные. Об этом известно из школьной программы. Тем не менее нетрудно догадаться, что используются на порядок чаще, нежели служебные. Однако и без них невозможно говорить - сюда относятся всем известные и так далее. Все мы привыкли использовать слова. Имя существительное среди них будет преобладающим. Почему это так, будет сказано ниже.

Самостоятельные части речи: существительное

Итак, Вообще, само звучание этого слово указывает на его этимологию - «существует». Значит, оно указывает на какой-либо объект. Действительно, имя существительное обозначает предмет. Но это лишь условно. Под понятием предмета подразумевается не только нечто осязаемое, но еще и любые чувства, эмоции. Это станет понятно, когда разберемся, на какие вопросы отвечает имя существительное. Вообще, это нетрудно. Достаточно любого попросить назвать нечто «существительное», и на ум придет масса предметов. Таким образом, эта обозначает предмет, осязаемый или нет - это неважно. Словом, существительные окружают нас повсюду.

Вопросы существительных

Многие спрашивают о том, на какие вопросы отвечает имя существительное. Все довольно тривиально, потому что стоит посмотреть на любой предмет и мысленно спросить себя: «Что это?» Вот, собственно, и все. Имена существительные в речи отвечают на два главных вопроса: «кто?» и «что?». Первый тип вопроса используется для обозначения живого объекта, а именно человека, животного; второй можно задавать во всех остальных случаях. Кстати, интересный факт. В английском языке живым и одушевленным считается только человек.

Параметры имени существительного

Как и любая другая часть речи, существительное имеет некоторые параметры, использующиеся для его характеристики. Во-первых, это падеж - один из основных параметров этой части. Носит изменяемый характер. Склонение - зависит от рода и окончания существительного. Об этих двух характеристиках будет сказано отдельно. Значение имени существительного может зависеть от рода. В русском языке встречаются случаи, когда, несмотря на его очевидность, определить правильно род довольно трудно. От числа, единственного или множественного, зависит форма слова.

Падежи существительных

Как уже было сказано выше, эта часть речи имеет, по сути, два основных параметра - склонение и падеж. От того, какие значения они принимают, зависит, на какие вопросы отвечает имя существительное. Правила русского языка говорят о том, что существует шесть падежей, а именно именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В начальной школе многие их заучивали при помощи легкого стишка, в котором первые буквы слов обозначают падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Только в таких падежах может находиться имя существительное. Таблица вопросов поможет соотнести слово и падеж.

Склонения существительных

Вообще, определено три склонения: первое, второе и третье. К первому относят все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а, -я. Для второго склонения характерны существительные мужского и среднего рода с окончаниями -е, -о или нулевым. К последней группе относят слова женского рода с -ь на конце. Многие не в состоянии определить, к какой группе относится то или иное имя существительное. Примеры помогут с этим разобраться. Первое склонение - слова "папа", "мама" и так далее, второе - "слон", "конь", "окно", третье - "мать", "ночь". Соответственно всем этим трем примерам можно определить, к какой из групп относится существительное.

Существительные в речи

Как уже отмечалось, данная часть речи - одна из самых популярных. Это легко объяснимо, ведь мы прямо сейчас можем назвать любое имя существительное. Примеры могут быть самыми разными - от предметов, окружающих нас, до любой мысли или идеи, возникшей в голове. Так, нетрудно догадаться, почему эта часть речи играет настолько важную роль в нашей жизни, и ее изучению посвящено так много. По большому счету все люди - это существительные - одушевленные предметы. Например, под именем подразумевается живой человек, а значит, все личные названия также относятся к этой части речи. Можно сделать вывод, что без существительного невозможно существовать.

Роль в предложении

Предложения составляют слова. Имя существительное - это одно из главных его сегментов. Оно может принимать на себя сразу несколько вероятных ролей. Во-первых, как часто бывает, это главный член предложения - подлежащее. Однако для этого слово должно находиться в а именно отвечать на вопрос «что?» или «кто?». Во-вторых, существительное может становиться дополнением. Здесь оно может находиться в любом падеже, кроме именительного. В редких случаях, когда отсутствует глагол, существительное может принимать на себя роль сказуемого. Одним из наиболее простых примеров может служить предложение «Он - мужчина», где местоимение "он" - подлежащее, а существительное "мужчина" играет роль сказуемого.

Разбор существительного

Нередко встречается задание, в котором требуется провести подробный разбор слова. Здесь разберем все по пунктам.

  1. Следует указать само слово, к какой части речи относится. В нашем случае это существительное, значит, следует определить, одушевленный этот предмет или нет. Следует отметить, что иногда в авторских произведениях слово вырвано из контекста и само по себе может обозначать нечто совершенно другое. К сожалению, что делать в таком случае, верного решения нет.
  2. Во втором пункте необходимо составить словосочетание с нашим существительным, определив вопрос. Также указать начальную форму - в единственном числе именительном падеже. Если отсутствует единственное число, например, как у слова «штаны», использовать во множественном.
  3. В третьем пункте указываются изменяемые и неизменяемые признаки. Ко второй группе относят склонение, род. К первой - падеж и число. Последнее, что следует разобрать, - это слова в предложении. Для этого составляется словосочетание, задается вопрос, при помощи которого определяется, «кем» является существительное в предложении.

Для того чтобы делать разбор без ошибок, необходимо хорошо ориентироваться в понятиях и уметь ими оперировать. Помимо этого, нужно иметь так называемое чутье, которое поможет правильно определять роль существительного в предложении и удачно задавать вопрос.

Примеры существительных

Порой бывает трудно определить значение имени существительного по той причине, что до сих пор вы никогда не встречались с таким словом. В этом нет абсолютно ничего страшного, потому что русский язык настолько богат, что ни один человек не может знать всех слов, которые в нем используются. Это и специальные термины, и местные словоформы. Конечно, общие слова могут «расшифровать» все. Хотя, например, слово "класс" - имя существительное? Не всегда.

Да, с одной стороны, оно может означать комнату для занятий, а с другой, оценочное суждение по поводу чего-либо, и это уже вовсе не существительное, а междометие. Это наталкивает на мысль, что определить, к какой части речи слово относится и какое имеет значение, можно исключительно в контексте. Однако большинство имен сущесвительных имеют одно значение.

Заключение

В заключение следует сказать, что каждый русский человек обязан знать свой язык. К сожалению, несмотря на то, что его изучению уделяется особое место в школьной программе, большинство жителей нашей страны не умеют правильно расставлять ударение и пишут с ошибками. Дело в элементарной грамотности, а не в науках. Развитая система не только школьного, но и высшего образования не гарантирует того уровня знаний, который должен иметь каждый гражданин. В большинстве случаев это зависит лично от человека, от его желания учиться правильно говорить и писать. Конечно, многое зависит от культуры языковой среды, в которой растет и воспитывается личность. Так, был проведен эксперимент, результаты которого указали на то, что ребенок, росший с грамотно говорящими родителями, обладал большей склонностью красноречиво излагать свои мысли, нежели его сверстник, воспитывавшийся в более агрессивной языковой среде. Таким образом, можно сделать вывод, что человека закладывается с самого детства и во многом определяет, насколько он будет грамотен в дальнейшем.

Имя существительное – очень важная и многочисленная часть речи. Неслучайно именно с существительного школьники начинают изучать морфологию.

Есть предположение, что существительными были первые слова человеческого языка, когда он еще только зарождался.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет. В языкознании термином «предмет» обозначается самый широкий круг явлений.

Это может быть собственно предмет, существо, явление природы или общественной жизни, состояние, отвлеченное понятие и т.д.

Имена существительные – чрезвычайно разнообразная и многочисленная часть речи. Но распознать имя существительное довольно просто, поскольку все слова, относящиеся к этой части речи, отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?»

Чтобы продемонстрировать, насколько многообразны могут быть имена существительные в нашем языке, приведем примеры:

Слова, обозначающие собственно предмет, вещь, объект (стол, шкаф, компьютер, стена, игрушка ).

Существо. К этой группе относятся:

— слова, называющие человека (мужчина, женщина, юноша, старик );

— животные (кошка, медведь );

— профессии (ученый, тракторист, врач );

— вымышленные существа (пришелец, кентавр ).


Явления природы и общественной жизни (снегопад, мороз, революция ).

Названия веществ и субстанций (вода, металл, варенье ).

Названия отвлеченных признаков, действий, состояний, выраженных в предметной форме (красота, строительство, жажда );

Названия отвлеченных понятий (слово, объем, форма ).

Существительным присущ ряд грамматических категорий.

Род. В русском языке имена существительные бывают мужского (нож, лось, мальчик ), женского (сестра, деревня, станция ) и среднего (здание, солнце, дитя ) рода.

Определить род существительного можно по роду того слова, с которым оно сочетается. Например:

Мой стол. Яркий фломастер. (Мужской род)

Моя книга. Яркая картина. (Женский род).

Мое село. Яркое событие. (Средний род).

Для того, чтобы определить род существительного, нужно поставить слово в единственное число, поскольку во множественном числе эта категория не определяется (мои столы – мои книги – мои сёла ).


Выделяется особая группа существительных общего рода (плакса, сирота, соня ). Форма слова, которое сочетается с такими существительными в речи, зависит от пола лица, которое они обозначают. Например: маленькая плакса (девочка) – маленький плакса (мальчик) .

Число. Существительные изменяются по числам. Например:

единственное число, множественное число

автомобиль, автомобили

береза, березы

дерево, деревья

В русском языке есть существительные, которые употребляются только в единственном (молоко, мел, картофель ) или только во множественном числе (чернила, перила, часы, брюки ).

Падеж. Существительные изменяются по падежам. В русском языке есть шесть падежей: именительный (Кто? Что?), родительный (Кого? Чего?), дательный (Кому? Чему?, винительный (Кого? Что?), творительный (Кем? Чем?) и предложный (О ком? О чем?).

Изменение существительного по падежам и числам называется склонением. Существует три типа склонения существительных. Чтобы определить склонение, нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

К первому склонению относятся существительные мужского, женского и общего рода, оканчивающиеся на –а (-я). Например: почва, песня, дедушка, дядя, задира .

Ко второму склонению относятся:

— существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, склон, санаторий ), оканчивающиеся на –о (домишко );

— среднего рода, оканчивающиеся на –о (-е) (поле, село, здание ).

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (дочь, ночь, степь ).

Разносклоняемые существительные отличаются тем, что в различных формах имеют падежные окончания, присущие разным склонениям. К этой группе относится 12 слов: время, стремя, бремя. вымя, темя, пламя, племя, семя, имя, знамя, дитя, путь .


Существительные одного склонения имеют одинаковые, типовые окончания в одной и той же падежной форме. Для грамотного письма необходимо уметь правильно определять склонение имен существительных.

Тест по теме «Имя существительное» 10 класс

1 .Укажите раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

А) орфография

В) словообразование

С) лексикология

Д) морфология

Е) фонетика

2 . Найдите собирательные существительные

А) нефть, серебро, глина

В) листва, человечество, детвора

С) мед, молоко, сахар

Д) горчица,баранина, холодец

Е) бензин, щавель, мусор

3 .Укажите неодушевленные существительные

А) отряд, толпа, табун

В) насекомое, животное, земноводное

С) чудовище, страшилище, великанище

Д) секунь, муха, муравей

Е) ребята, школьники, братья

4 . Определите род следующих существительных: тюль, рояль, пароль.

А) мужской

В) средний

С) женский

Е) женского и общего

5 .Укажите ряд существительных, не имеющих формы ед. числа

А) пути, письма, листья

В) жители,котлеты, портфели

С) родня, горох, откровенность

Д) консервы,чернила, тефтели

Е) ельник, сырье, листва

6. Что называется склонением?

А) изменение по родам и числам

В) изменение по родам и падежам

С) изменение по родам,числам и падежам

Д) изменение по падежам и числам

Е) изменение по падежам

7 . Выделите в предложении существительные и определите, одушевленные они или неодушевленные.

В последний путь покойника проводили соседи и сослуживцы.

А) неодушевленное, неодушевленное, одушевленное, одушевленное.

В) неодушевленное, одушевленное, одушевленное, одушевленное

С) одушевленное,неодушевленное, одушевленное, одушевленное

Д) неодушевленное, одушевленное, неодушевленное, одушевленное

Е) одушевленное,одушевленное, одушевленное, одушевленное

8 .Укажите ряд существительных 2 склонения

А) имя, фамилия, сирота

В) ярость, пустошь, горсть

С) картофель, горячность, гортань

Д) заглавие, госпиталь, рояль

E) время, бремя, стремя

9. Укажите род следующих существительных: ябеда, неряха, умница, надежда, сирота

A) женский

B) средний

C) мужской

E) женского, общего

10 . Укажите несклоняемые имена существительные.

А)мать, дочь, путь

В)пальто, пианино, кофе

С)знамя, семя, племя

D)Вильям Шекспир, Вальтер Скотт, Марк Твен

E)дитя, снег, время

11 . Определите род следующих существительных: маэстро, атташе, кенгуру, буржуа

A)Мужской

B)Средний

C)Женский

E)Мужского, общего

12 . Укажите разносклоняемые существительные.

A) Батуми, Кармен, Гете

B)Кофе, такси, метро

C)Имя, путь, время

D)Черных, Серых, Шевченко

E)Кенгуру, какаду, шимпанзе

13 . Укажите род существительных в следующих словах: кольраби, авеню, мозоль.

A)Мужской

B)Средний

C)Женский

E)Среднего, общего

14 . Укажите существительное 1 склонения

15 . Укажите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

A)Деревья, листья, ели

B)Ребята, школьники, братья

C)Ножницы, брюки, будни

D)Дома, книги, полки

E)Асфальт, каучук, железо

16 . Укажите несклоняемое существительное.

B)Гололедица

D)Кенгуру

17 . Укажите разносклоняемое существительное.

18 .Укажите род сложносокращенных слов: ООН, ТЭЦ, ГЭС.

A)Мужской

C)Средний

D)Женский

E)Мужского, общего

19 . Укажите ряд слов, имеющих форму только единственного числа.

A)Сырье, ельник, духи

B)Дебаты, сласти, листья

C)Железо, молодежь, чай

D)Шорты, часы, тиски

E)Очистки, духи, отруби

20 . Укажите существительное 1 склонение

C)Возмущение

D)География

21 . Укажите сколько частей речи в русском языке.

22 . Укажите, к какому склонению относятся существительное «кенгуру».

A)К первому

B)Несклоняемое

C)Ко второму

D)К третьему

E)Разносклоняемое

23 . Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:

A)Молодежь

D)Аппаратура

E)Газификация

24 . Выберите строку с существительными 3 склонения.

A)Окно, письмо

B)Ответ, привет

C)Степь, храбрость

D)Лицо, взгляд

E)Жизнь, дар

25 . Найдите предложение с разносклоняемым существительным.

A)Жюри приступило к работе

B)Доктор пригласила в кабинет больного

C)Не время сидеть сложа руки

D)Учитель начал урок

E)С деревьев облетала листва

Ключи к тесту 10 класс

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.