Мученица филофея арджешская. Филофея Афинская, прмц

У этого термина существуют и другие значения, см. Филофей. Монастырь Филофей Heliga Philothei ortodoxa kloster Страна Швеция … Википедия

Клиторологий, составленный в 899 году императорским атриклинием, протоспафарием Филофеем, обязанностью которого было рассылать приглашения и усаживать за императорский стол византийскую знать. Исходя из этих обязанностей Филофей составил табель о … Википедия

АФОН - [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - [Греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς] (ок. 1296, К поль 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2 ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть … Православная энциклопедия

- (в схиме Феодор) митрополит сибирский и тобольский, просветитель сибирских инородцев, род. в Малороссии в 1650 г., умер 31 мая 1727 г. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕЛИЧАНИЕ - краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), в т. ч. и в великие праздники; поется как припев к стихам избранного псалма … Православная энциклопедия

ДИАТАКСИС - [греч. διάταξις; лат. ordo], в широком смысле слова некий документ уставного характера; в узком подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии). Наибольшую известность среди Д. в… … Православная энциклопедия

Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… … Википедия

Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… … Википедия

Книги

  • , Филофей. Патриарх Конст. Филофей, по прозванию Коккин, два раза занимал конст. патриаршую кафедру: в первый раз весьма короткое время, с мая 1354 до начала 1355, когда должен был уступить патриарху…
  • Филофея, патриарха Константинопольского XIV века три речи к епископу Игнатию , Филофей. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Патриарх Конст. Филофей, по прозванию Коккин, два раза занимал конст. патриаршую кафедру: в первый…

Родилась в Тырново, возможно около 1206 года. Её отцом был болгарин-земледелец, а мать - валашка. Мать взрастила дочь в истинно-христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.
Господь призвал её к себе когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. "Спроси дочь твою, что она делает с едой," сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.
Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог - оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.
Разумея, что святая Филофея не желает оставаться в своем городе, архиепископ и духовенство стали молиться Богу и мученице, называя один за другим многие монастыри, церкви и соборы по обе стороны Дуная. Но лишь когда был назван монастырь Куртя-де-Арджеш тело мученицы сделалось легким и было положено в раку для почитания. Архиепископ написал о воле святой мученицы воеводе Раду Черному (Раду Негру), прося его принять мощи святой для защиты и утешения румынского народа. Тырновское духовенство препроводило тело святой до Дуная где их встретили румыны - духовенство и миряне во главе с митрополитом и веоводой. С царскими почестями мощи были доставлены в Куртя-де-Арджешский монастырь, где почивают и ныне.
Верующие всей Румынской Православной Церкви чтят святую Филофею, но особенно велико её почитание в Арджешских, Дымбовицких и Праховских землях. К ней обращают особые молитвы об излечении больных, устраивают паломничества, особенно в день её памяти 7 декабря. Во времена засухи раку с мощами святой проносили торжественным ходом по окрестным селам и по её молитвам Бог посылал дожди.

Великомученица Екатерина жила в IV в. Происходила из княжеского рода в Александрии. Она отличалась необыкновенной красотой и мудростью. В возрасте 18 лет в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие из знатных людей желали вступить с ней в брак, и все родные склоняли ее к тому; но она говорила, что выйдет замуж только за юношу, который был бы равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Екатерины была христианка, и однажды отпра-вилась с ней за советом к пустыннику, своему духовному отцу. «Я знаю одного чудного Юношу, Который превосходит тебя во всех дарованиях, - сказал старец Екатерине. - И во всем мире нет подобного этому Юноше». -«Правда ли это, и можно ли мне увидеть Его?» - спросила Екатерина. «Ты можешь видеть Его, если только согласишься исполнить мой совет», - отвечал старец. Екатерина обещалась исполнить, и тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и велел молиться всю ночь. Екатерина молилась и, наконец, от утомления заснула. Во сне она увидала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем, но взор Богомладенца был отвращен от нее, и она никак не могла видеть Его лицо. Богомладенец сказал, чтобы она опять сходила к старцу-пустыннику. Старец научил Екатерину христианской вере и советовал принять крещение. Екатерина крестилась. В следующую же ночь Пресвятая Богородица с Богомладенцем снова явилась во сне Екатерине, и Богомладенец уже смотрел на нее прямо и милостиво. «Угодна ли Тебе теперь эта девушка?» - спросила Его Богородица. - «Она теперь славна, премудра и прекрасна, и Я хочу, чтобы она стала Моей невестой», - отвечал Иисус Христос и дал Екатерине прекраснейший перстень со словами: «Ныне Я избираю тебя Своей невестой, сохрани этот союз нерушимо и не принимай другого жениха». Пробудившись ото сна, Екатерина действительно увидела на руке чудный перстень, и с этого времени думала только об Иисусе Христе. Скоро было открыто гонение на христиан императором Максимином. Сам он прибыл в Александрию. Св. Екатерина, придя в языческий храм, где царь приносил жертву, убеждала его отвергнуть идолов как ложных богов, и уверовать в истинного Бога. Царь пленился красотой и умом св. Екатерины; предлагал ей выйти за него замуж, но она отвергла его предложение, сказав, что она невеста Христова. Тогда царь для состязания с ней относительно веры пригласил в Александрию ученых мужей. Множество народа собралось слушать состязание. Св. Екатерина взяла верх над мудрецами, так что они уверовали во Христа и были сожжены по повелению царя. Тогда царь приказал бить воловьими жилами и затем уморить в темнице св. мученицу. Но Господь посылал к ней в темницу, через окно, голубя с хлебом и Сам являлся ей, говоря: «Не бойся, Моя возлюбленная невеста: Я всегда с тобой и облегчу твои муки. А терпением своим ты обратишь многих к Моей вере». Августа, жена императора, наслышавшись об уме и мужестве святой Екатерины, пожелала видеть ее и, в отсутствие мужа, отправилась к ней в темницу. Царицу сопровождал царедворец Порфирий с двумястами воинов. Св. Екатерина, увидев Августу, сказала: «Блаженна ты, ибо я вижу, ангелы в высоте держат венец над твоей головой. Через 3 дня ты получишь его за немногие мучения». Тогда Августа, Порфирий и воины крестились. Вернувшись в столицу, Максимин потребовал к себе Екатерину и, увидев ее совершенно здоровой, хотел казнить темничных стражей, думая, что они давали ей пищу. Святая же сказала, что Сам Христос питал ее. Тогда императору приказал устроить особые колеса для раздробления тела мученицы, но ангел сокрушил колеса. Народ, увидев чудо, воскликнул: «Велик Бог христианский!» - а императрица Августа, выйдя из дворца, начала громко упрекать царя в том, что он борется со Христом и мучит невинную Его рабу. Царь разгневался на императрицу и велел мучить и ее и отсечь ей голову. Тут объявили себя христианами Порфирий и воины, и тоже были казнены, а после них усечена мечом и св. Екатерина. Тело ее, тотчас же после усечения, было перенесено ангелами на Синайскую гору, а через 200 лет глава и левая рука были найдены, по откровению свыше, и перенесены в Синайскую обитель. Там они и хранятся.
Великомученик Меркурий происходил из знатной семьи и был начальником войска при императорах Декий и Валериане, в III в. Однажды, во время войны, отряд Меркурия был окружен многочисленным неприятелем. Ночью явился ему ангел и дал меч, сказав: «Не бойся, смело иди на врагов с этим мечом; после же не забудь Господа». После победы ангел снова явился св. Меркурию, повторил слова о Боге и прибавил, что ему придется пострадать за Господа и получить венец в Его царстве. Тогда Меркурий принял христианскую веру и крестился. Когда Декий узнал о крещении св. мученика, то сильно разгневался, говоря: «При помощи богов ты одержал такую победу, а между тем презрел их?!» - «Не ваши боги помогли мне, а Христос Господь», - отвечал мученик и, сбросив с себя одежду, возгласил: «Я христианин!» Тогда царь приказал мучить его и бросить в темницу. В темнице ангел исцелил мученика. «Как ты исцелился? Верно, силой волшебства?» - спросил царь, увидев Меркурия исцеленным. «Врач душ и телес, Господь Христос исцелил меня. Он всех чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст огню». После этого св. Меркурия начали ужасно мучить и затем обезглавили. Это было в Кесарии Каппадокийской. Глава св. Меркурия и большая часть мощей его находятся в кафедральной церкви в Майнце.
Мученик Меркурий Смоленский родился в Моравии от знатных родителей. В молодых летах поступил на службу к Смоленскому князю. Служа воином, он вел жизнь подвижника; держал строгий пост, проводил ночи в молитве и хранил целомудрие. В 1238 г., когда Батый подступил к Смоленску со своими несметными полчищами, то благочестивый пономарь, во время ночной молитвы в кафедральном соборе, услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Поди к рабу Моему Меркурию на Подолье и скажи ему: Владычица зовет тебя». Пономарь нашел Меркурия молящимся среди двора, объявил ему волю Пресвятой Богородицы, и они оба вошли в храм. Здесь было возвещено св. Меркурию, чтобы он отправился и сразился с великаном в войске Батыя. Никем не замеченный, святой пришел в стан неприятельский и, увидев великана, оградил себя крестным знамением и убил его. Враги, заметив поражение великана, двинулись против города, но святой отразил их и сам был убит. Граждане с великим торжеством погребли тело святого мученика в храме Богородицы. Вскоре после погребения св. Меркурий явился тому же пономарю и велел, чтобы граждане повесили оружие его над его гробом, в ограждение своего города. Мощи святого Меркурия почивают в смоленском Авраамиевом монастыре.
Преподобная Мастридия дева происходила из Александрии. Еще в молодости она посвятила себя Богу и предавалась благочестию и делам благотворительности. Один из знавших ее юношей настолько прельстился ею, что всюду следовал за ней и говорил о любви. Однажды Мастридия спросила юношу, что в ней более всего нравится ему. Юноша отвечал: глаза. Тогда она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола свои глаза. Юноша ужаснулся и, удалившись в монастырь, сам сделался подвижником. Св. Мастридия скончалась в глубокой старости.
Святая мученица Филофея родилась в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать ее была валашского рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и 1сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею, когда она раздавала пищу бедным детям, и, разгневанный, бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу г. Тырново и признался в своем грехе. Архиепископ вместе со священниками и народом с горящими свечами и ладаном собрались к телу, чтобы поднять его и отнести в церковь, но не смогли. Поняв, что такова воля Божия, священники стали молиться Богу о мученице Филофее, называя множество монастырей и церквей, чтобы узнать, где святая хотела бы оставить свои мощи. И только когда был назван монастырь в Арджеше, мощи святой Филофеи сделались легкими. Поняв, что мученица благожелает переселиться в Валахию, архиепископ из г. Тырново написал воеводе Валахии Раду Негру, прося принять в дар святые мощи. С большими почестями они были доставлены в Арджеш и возложены в княжеской церкви монастыря Куртяде-Арджеш. В Румынии святая Филофея пользуется большим почитанием. Мученица Филофея была причислена к лику святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в октябре 1955 г. и внесена в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода 7 февраля 1956 г.
В этот день празднуется память преподобных: Меркурия, постника Печерского (XIV в.) - память святого вспоминают также 28 августа, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и 4 ноября; и Симона Сойгинского (1562 г.).

Святая Филофея родилась в Афинах в знатной семье Ангелоса и Сириги Бенизелосов, став их единственным ребенком. При рождении она была названа Ревулой. Имя Филофея святая получила, приняв монашество. Ее мать была бесплодна и молила Господа даровать ей дитя. Однажды ночью она увидела, как из иконы Богородицы изливается яркий свет и входит в ее чрево. Этим светом была святая душа ее дочери, которая родилась спустя девять месяцев.

Уже с ранних лет поведение и мироощущение Ревулы обнаружило в ней ту, кем она станет впоследствии, – святую, украшенную всяческими добродетелями. Когда ей исполнилось двенадцать лет, ее, девушку, которая не желала выходить замуж, попросил себе в жены один местный архонт. Поскольку родители настаивали на ее замужестве, нежная душа девушки не смогла огорчить их непослушанием, и, в конце концов, она согласилась стать женой этого богатого человека, оказавшегося, однако, бедным душой, развращенным и злым. Три года Ревула терпела грубое поведение мужа, пока он не умер, оставив ее вдовой. Родители хотели вновь выдать ее замуж, однако она прямо сказала им, что дала обет стать монахиней.

Спустя десять лет после смерти мужа умерли и ее родители. Теперь Ревула могла беспрепятственно посвятить себе аскезе, посту, молитве, бдению и милосердию. Она привела к вере своих служанок, сделав и их сосудами Святого Духа. По просьбе святого Андрея, явившегося ей во сне, она построила монастырь с церковью, посвященной этому святому. Эта церковь, сохранившаяся до наших дней, находится рядом со зданием Архиепископии на улице Св. Филофеи. Завершив строительство монастыря, Ревула приняла постриг и отныне стала носить имя Филофея. Первые сестры, жившие вместе с ней в этом монастыре, были ее семейными служанками. Со временем сюда стало приходить множество девушек из знатных семей, решивших дать монашеские обеты. Они вели подвижническую жизнь, подчиняясь достойной игумении, которая руководила их духовной жизнью, как некогда святая Синклитикия. Ее мудрые слова западали им в сердца, взращивая в них благоуханные цветы добродетели. Ее наставления подкреплялись поступками, согласно учению Христа, говорившего: «…кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).

Если Филофея узнавала о некоем бедном, несчастном, больном, опечаленном смертью, она бежала к нему на помощь с большей радостью, чем если бы принимала помощь от других. Рядом с монастырем святая построила больницы и дома престарелых, заботясь не только об излечивании больных и их телесном питании, но и о духовном просвещении. Со временем монастырь наполнился таким количеством сестер, что игумении стало тяжело справляться с материальными расходами. Сестры выражали недовольство по этому поводу. Однако святая Филофея терпеливо успокаивала их, и, видя это, Бог разными путями посылал им помощь, и невзгоды отступали.

Помимо местных девушек Филофея принимала в своем монастыре и давала защиту иностранкам, приходившим в Афины из разных областей, находившихся под властью турок. Это было сопряжено со столькими опасностями и заботами, каких не описать в нашем кратком повествовании. Некоторые из этих женщин подвергались мучениям со стороны своих господ, пытавшихся заставить их отречься от христианской веры. Узнав о существовании святой Филофеи, они тайно бежали в ее монастырь. Святая приняла их, утвердила в вере и стала ждать подходящего момента, чтобы отправить их на родину. Но турки, которым они принадлежали как рабыни, узнали, что их укрывает святая Филофея. Они, словно дикие звери, ворвались в ее келью, где Филофея лежала больная, и потащили ее к паше.

Паша приказал бросить ее в темницу. Однако святая не боялась и была готова пролить свою кровь за веру в Христа. На другой день собралось множество турок, кричавших, что желают убить святую. Паша приказал вывести ее из темницы и, поставив перед собой, велел ей выбрать одно из двух: отречься от своей веры или быть казненной. Но святая Филофея без тени страха ответила, что готова принять мучения за Христа. Паша приказ отсечь ей голову, но в этот момент прибыли некие знатные христиане и стали молить пашу изменить свое решение. В конце концов, он согласился, и святая была освобождена из-под стражи.

По возвращении в монастырь, преподобная продолжила, как прежде, идти дорогой Христа. И поскольку в монастырь стекалось все больше учениц, Филофея основала еще одну обитель в районе Патисия, также посвященную памяти святого Андрея. Она построила подворья на островах Кея и Эгина и отправляла туда сестер, которым по тем или иным причинам надо было покинуть Афины. В этих обителях монахини работали на ткацких станках, занимались рукоделием, словно трудолюбивые пчелы. Здесь находили прибежище, защиту и работу бедные и осиротевшие девушки. В имениях, полученных от родителей, преподобная Филофея устраивала монастыри и приюты для бедных. Она имела богатое наследство. Прадед святой женился на дочери местного правителя и получил в качестве приданого районы Кифисия и Ахладокамбос. В своем имении в Периссосе Филофея также организовала монастырь в месте, которое сейчас носит название Калогреза. Ко всем беднякам она относилась с поистине материнским сочувствием. Всеми силами она стремилась облегчить страдания несчастных: кормила, строила колодцы, лечила, находила им работу. Народ называл ее «госпожой учительницей».

В канун праздника святого Дионисия в 1589 году святая Филофея находилась в монастыре в Патисии. Вечером сестры собирались, чтобы служить полунощницу. Но иноверцы, уже давно питавшие ненависть к святой, перепрыгнули через монастырскую ограду, схватили святую Филофею и избили до полусмерти. На другой день сестры подняли ее и отнесли на подворье в Периссосе. Придя в себя, святая принялась молиться и благодарить Бога за то, что он сподобил ее получить зло в ответ на добро, которое она сделала людям, подражая в этом Христу, согласно словам апостола Петра: «…как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (1 Петр. 4:13). И 19 февраля 1589 года святая предала в руки Божии свою чистую душу, претерпевшую столько страданий во имя Его любви. Она была похоронена в Калогрезском монастыре, где ее мощи впоследствии были обретены и положены в церкви святого Андрея, находящейся в нынешней Архиепископии.

По прошествии многих лет, когда эта церковь оказалась в полуразрушенном состоянии, мощи были перенесены в храм святого Элефтерия, а затем в нынешнюю митрополию. На памятнике над ее ракой написаны следующие слова: «Под этим надгробием покоится святая Филофея, душу которой Всевышний поставил среди блаженных». Филофея была объявлена святой вселенским Патриархом Матфеем II (1595 – 1600). Неофит, митрополит Афинский, изучив подробности жития и мученичества преподобной, совместно с епископами Коринфа и Фив и афинскими чиновниками, составил обращение в патриархат о причислении Филофеии к лику святых. В этом документе написано следующее: «Поскольку было явлено, что святое тело преподобнейшей Филофеи источает благоухание и постоянно мироточит, а также молящимся больным подает исцеление, мы, совместно со Священным Синодом и всеми находящимися здесь архиереями, считаем нужным причислить ее к числу святых преподобных жен и ежегодно праздновать ее память».

Таково кратко изложенное житие святой Филофеи Афинской, благоуханного цветка нашего народа, явившегося в тяжелые годы турецкого рабства. Она не только строго соблюдала заповеди Христовы, но и вела духовную борьбу по укреплению священной православной традиции, подобно крепости, защищая греческий народ от духовного упадка и варваризации. Она пожертвовала всем – богатством, покоем, жизнью – ради веры своих отцов. Печаль одолевала ее душу, когда она видела, что христиане забывают о необходимой любви, живя в оцепенении, равнодушии, с сердцем полным страха, малодушия и лукавства.

Службу святой Филофее составил некий мудрый и благочестивый человек по имени Иеракс. Среди прекрасных хвалебных слов есть и следующие: «Ты имела Давида кротость, Соломона, благочестивая, мудрость, Самсона мужество, Авраама радушие, терпение Иова, Предтечи святую аскезу».

Церковь святого Андрея, располагавшаяся на нынешней улице Святой Филофеи, была разрушена по распоряжению митрополита афинского Германа Каллигаса, несмотря на то, что он питал к святой глубокое уважение. Это было сделано, поскольку стены церкви пришли в негодность. Но вместо того, чтобы укрепить богато расписанные стены старой церкви, на том же фундаменте была воздвигнута новая часовня, находящаяся там по сей день. В те годы (Герман был митрополитом в период с 1889 по 1896 гг.) люди не осознавали всей ценности византийского искусства. Новая церковь характеризуется достаточно посредственным, холодным убранством и не создает человеку, входящему в церковь, благочестивого настроя.

Церковь подворья, построенного преподобной Филофеей в Патисии, разрушилась от старости, поскольку до провозглашения восстания 1821 года христиане не реставрировали ее из страха перед турками. Из-за этого колонны храма лежали, поросшие колючками. Уцелела лишь конха апсиды и западная стена с входом.

Под руководством архитектора А. Орландоса благочестивые христиане восстановили церковь в первозданном виде, какой она была при жизни святой Филофеи, являя собой скромное украшение посреди лишенных изящества домов, расположенных вокруг. Господь сподобил меня украсить эту церковь росписями. На одной из них я изобразил монастырь, каким он был в те годы, со стоящей рядом игуменией Филофеей и монахинями, направляющимися в церковь.

По всей видимости, все представители рода Бенизелосов были людьми религиозными. В нартексе церкви в Кесарьяни работающий над ним художник-иконописец оставил надпись: «Этот пронаос или нартекс расписан на средства приходящих в этот монастырь из страха чумы под защиту Всепетой Троицы и покрова Блаженной Девы благородного и ученейшего Бенизелоса, сына Иоанна, сестер его и прочей свиты в годы игумена Иерофея, мудрейшего иеромонаха. Написано рукой Иоанна Ипата из Пелопонесса 20 августа 1682 года». Выходец из семейства Бенизелосов, Николай, стал иконописцем, учеником Георгия Маркиу, расписавшего множество храмов Аттики в период с 1727 по 1740 гг. В церкви Богородицы в Коропи имеется надпись: «Расписана в 1732 году рукой Георгия Марку и его ученика Николая Бенизелу». Бенизелос участвовал и в создании последнего произведения мастера – росписи монастыря Фанеромени в Саламине. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись: «1653. Этот святой и всечестной храм Преображения Господа Бога и Спасителя нашего был расписан рукой Георгия Марку из города Аргос и его ученика Николая Бенизелу, Георгакис и Антониос».

Ро-ди-лась в Тыр-но-во, воз-мож-но око-ло 1206 го-да. Её от-цом был бол-га-рин-зем-ле-де-лец, а мать - ва-лаш-ка. Мать взрас-ти-ла дочь в ис-тин-но хри-сти-ан-ском ду-хе, но вско-ре скон-ча-лась. То-гда отец Фило-феи всту-пил во вто-рой брак. Бла-го-че-сти-вая от-ро-ко-ви-ца мно-го пре-тер-пе-ла от ма-че-хи, ко-то-рая ви-ни-ла её в непо-ви-но-ве-нии, из-лишне ча-стом по-се-ще-нии церк-ви и рас-то-че-нии до-маш-не-го добра на ми-ло-сты-ню си-ро-там и бед-ным де-тям. Отец то-же упре-кал дочь, но Фило-фея твер-до дер-жа-лась бо-го-угод-но-го жи-тия ко-то-ро-му на-учи-лась у ма-те-ри. Она хра-ни-ла свою непо-роч-ность, про-дол-жа-ла хо-дить в цер-ковь, раз-да-ва-ла одеж-ду и еду нуж-да-ю-щим-ся де-тям, про-во-дить вре-мя до-ма в по-сте и мо-лит-ве.

Гос-подь при-звал её к се-бе, ко-гда Фило-фее бы-ло все-го две-на-дцать лет. Сто-я-ла осень, и отец ра-бо-тал в по-ле, а ма-че-ха еже-днев-но по-сы-ла-ла Фило-фею от-но-сить от-цу еду из до-ма. Но Фило-фея име-ла обык-но-ве-ние от-да-вать часть пи-щи бед-ным де-тям, ко-то-рые про-си-ли у неё на ули-це. Отец, за-ме-тив недо-ста-ток пи-щи, уко-рил в этом же-ну, но та от-ве-ти-ла что по-сы-ла-ет до-ста-точ-но. "Спро-си дочь твою, что она де-ла-ет с едой", - ска-за-ла ма-че-ха. Отец разо-злил-ся на дочь и ре-шил тай-но про-сле-дить за ней. Од-на-жды в пол-день, пря-чась в ку-стах, он уви-дел как Фило-фея раз-да-ёт еду бед-ным де-тям. Бе-ше-ный гнев охва-тил его, он под-дал-ся дья-воль-ско-му на-у-ще-нию и бро-сил свой то-по-рик в Фило-фею. Смер-тель-но ра-нен-ная, му-че-ни-ца пре-да-ла дух в ру-ки слад-чай-ше-го Же-ни-ха Хри-ста, при-няв смерть за ве-ру.

Тут же по-сле со-вер-ше-ния зло-де-я-ния страх и рас-ка-я-ние охва-ти-ли от-ца. Он по-пы-тал-ся под-нять те-ло до-че-ри, но не смог - оно сде-ла-лось тя-же-лым как ка-мень. То-гда он по-бе-жал к ар-хи-епи-ско-пу Тыр-нов-ско-му и ис-по-ве-дал свой грех. Ар-хи-епи-скоп с ду-хо-вен-ством и тол-пой на-ро-да вы-шли из го-ро-да с каж-де-ни-ем и све-ча-ми в ру-ках, на-ме-ре-ва-ясь пе-ре-не-сти те-ло свя-той му-че-ни-цы в го-род-ской со-бор. Но и им не уда-лось под-нять те-ло с зем-ли.

Ра-зу-мея, что свя-тая Фило-фея не же-ла-ет оста-вать-ся в сво-ем го-ро-де, ар-хи-епи-скоп и ду-хо-вен-ство ста-ли мо-лить-ся Бо-гу и му-че-ни-це, на-зы-вая один за дру-гим мно-гие мо-на-сты-ри, церк-ви и со-бо-ры по обе сто-ро-ны Ду-ная. Но лишь ко-гда был на-зван мо-на-стырь Кур-тя-де-Ар-джеш, те-ло му-че-ни-цы сде-ла-лось лег-ким и бы-ло по-ло-же-но в ра-ку для по-чи-та-ния. Ар-хи-епи-скоп на-пи-сал о во-ле свя-той му-че-ни-цы во-е-во-де Ра-ду Чер-но-му (Ра-ду Негру), про-ся его при-нять мо-щи свя-той для за-щи-ты и уте-ше-ния ру-мын-ско-го на-ро-да. Тыр-нов-ское ду-хо-вен-ство пре-про-во-ди-ло те-ло свя-той до Ду-ная, где их встре-ти-ли ру-мы-ны - ду-хо-вен-ство и ми-ряне во гла-ве с мит-ро-по-ли-том и воево-дой. С цар-ски-ми по-че-стя-ми мо-щи бы-ли до-став-ле-ны в Кур-тя-де-Ар-джеш-ский мо-на-стырь, где по-чи-ва-ют и ныне.

Ве-ру-ю-щие всей Ру-мын-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви чтят свя-тую Фило-фею, но осо-бен-но ве-ли-ко её по-чи-та-ние в Ар-джеш-ских, Дым-бо-виц-ких и Пра-хов-ских зем-лях. К ней об-ра-ща-ют осо-бые мо-лит-вы об из-ле-че-нии боль-ных, устра-и-ва-ют па-лом-ни-че-ства, осо-бен-но в день её па-мя-ти 7 де-каб-ря. Во вре-ме-на за-су-хи ра-ку с мо-ща-ми свя-той про-но-си-ли тор-же-ствен-ным хо-дом по окрест-ным се-лам, и по её мо-лит-вам Бог по-сы-лал до-жди.