Можно ли работать белорусам. Оформляем на работу граждан республики беларусь

Граждан Белоруссии принимают на работу в упрощенном порядке. Но оформление белорусов все-таки несколько отличается от приема граждан России. Расскажем о 3 отличиях, знание которых убережет от серьезных нарушений.

В статье:

Скачайте документы по теме:

Как составить трудовой договор с белорусом

Сведения о сторонах

Обязательные условия трудового договора

Дополнительные условия трудового договора

Фамилия, имя, отчество гражданина Белоруссии, с которым заключается договор

Место работы

Условие об испытание

Сведения о документах, удостоверяющих личность (паспорт гражданина Белоруссии)

Трудовая функция

Уточнение обязанностей работника

Наименование работодателя

Дата начала работы

Условия, улучшающие положение работника

(на усмотрение работодателя)

ИНН работодателя

Срок трудового договора

Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями

Условия оплаты труда

Место и дата заключения трудового договора

Режим работы и отдыха

Сведения о документе, разрешающем пребывание в РФ

Таким документом может быть:

У граждан Белоруссии из перечисленных документов может быть только ВНЖ. Миграционные карты при въезде они не оформляют, патенты не получают.

Характеристика условий труда на рабочем месте

Гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда

Характер работы

Условие об обязательном социальном страховании

Как правильно указать сведения и условия - в статье: Трудовой договор

Нужно ли в трудовом договоре с белорусом указывать, на каком основании ему будет оказываться медицинская помощь в течение срока действия трудового договора?

На этот вопрос можно встретить самые разные ответы. Но анализ нормативных документов позволяет сделать следующие выводы:

  • Статья 327.2. ТК РФ требует указывать основания оказания медицинской помощи только в договорах с временно пребывающими в РФ иностранцами. Это нужно потому, что временно пребывающие иностранцы не являются застрахованными лицами, поэтому не по российским законам не могут получать пособия по нетрудоспособности и обращаться за врачебной помощью.
  • Пункт 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС устанавливает, что социальное обеспечение граждан стран-участниц осуществляется в том же порядке, что и граждан страны трудоустройства. Это значит, что граждане Белоруссии с любым статусом являются застрахованными лицами, и им помощь оказывается на основании полиса ОМС. Этот же вывод следует из новой редакции правил обязательного медицинского страхования в России.

Следовательно, в договоре с гражданином Белоруссии не нужно указывать полис ДМС, поскольку он ему не нужен.

Вопрос-ответ из «Системы Кадры»

Как принять на работу гражданина Белоруссии

Рассказывает Вероника Шатрова, эксперт по трудовому законодательству, издатель и автор Системы Кадры и журнала «Кадровое дело»

Граждан Белоруссии принимайте на работу в упрощенном порядке, поскольку эта страна входит в ЕАЭС. Для работы в России гражданам Белоруссии не нужны…

Особенности приема на работу белорусов в 2019 году

Белоруссия - первая страна, которая после распада СССР попыталась сохранить для своих граждан свободу передвижения и трудоустройства в России. В 1998 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах. Белорусы могут свободно въезжать и выезжать из РФ, передвигаться и выбирать место жительства. Им гарантируются равные с россиянами права на обеспечение медицинской помощью и в вопросах трудовых отношений.

Белорусы не обязаны получать миграционную карту и патент на работу, а их российские работодатели не оформляют для них приглашение на въезд, а также разрешение на привлечение иностранных работников. Граждане этой замечательной страны получают сразу вид на жительство, минуя статус «временно проживающий» (РВП).

Поскольку ни патента, ни РВП у белорусов нет, то они и не привязаны ни к какому субъекту РФ, то есть могут работать в любом регионе России.

3 отличия в процедуре приема на работу белоруса и россиянина

  1. Документы граждан Белоруссии должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык,
  2. Миграционный учет для граждан Белоруссии существует: в течение трех месяцев (90 суток) они вправе не регистрироваться в миграционной службе, но потом обязаны встать на учет по месту проживания или пребывания.
  3. После заключения трудового договора работодатель уведомляет миграционную службу о приеме иностранца на общих основаниях - в течение трех рабочих дней.

Уведомление о приеме на работу белоруса

Пункт 8 статьи 12 Закона № 115-ФЗ обязывает работодателя уведомлять миграционную службу МВД о заключении трудового договора с любым иностранным гражданином. Поскольку граждане Республики Беларусь являются все-таки гражданами другой страны, о приеме белорусов также следует извещать ГУВМ на общих основаниях.

В журнале «Кадровое дело» расскажут, что делать если забыли уведомить МВД о приеме иностранца.

Штрафы

О том, что нужно извещать говорят и сотрудники миграционной службы, выписывая огромные штрафы за неуведомление о приеме иностранцев (часть 3 статьи 18.15. КоАП РФ):

  • должностным лицам - от 35 000 до 50 000 рублей,
  • организациям и ИП - от 400 000 до 800 000 рублей.

Но есть прецедент, когда Верховный Суд РФ отменил штраф организации за неуведомление о приме на работу белоруса (постановление от 30.05.2017 № 78-АД17-19). Суд разъяснил: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь и их работодателей не применяются положения Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку нормы международного права являются приоритетными, то все установленные для иностранных граждан особенности приема на работу, в том числе положения статьи 13 закона № 115-ФЗ, для белорусов не действуют.

Но чтобы избежать споров с ГУВМ, все-таки мы рекомендуем уведомлять управление по вопросам миграции о приеме и увольнении граждан Белоруссии.

Уведомлять о заключении трудового договора и ставить на миграционный учет точно не нужно, если граждане ЕАЭС, в том числе белорусы, фактически не въезжают в Россию. Это возможно, если заключается договор о дистанционной работе. Это правило установлено статьей 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете» и разъяснено в письме МВД от 25.11.2016 № 20/16199.

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Из всех иностранцев гражданам Республики Беларусь комфортнее всего работать в России. Дело в том, что наши государства приняли ряд законодательных актов, снимающих многие административные барьеры для трудоустройства граждан Беларуси в России и россиян в Белоруссии.

Так, согласно п. п. 1 и 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство…» (далее — Решение) белорусские граждане имеют равные права с гражданами России в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и др.

На них не распространяется порядок регулирования — не требуется разрешения для приема на работу, не нужны квоты и т.д.

Несмотря на определенные привилегии по сравнению с другими иностранцами, граждане Беларуси обязаны вставать на миграционный учет. В Федеральном законе о миграционном учете от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ для белорусов исключений нет. Если при приеме на работу гражданин Белоруссии еще не стоит на миграционном учете, предприниматель считается принимающей стороной и обязан поставить иностранца на учет в течение трех дней. Поставить иностранца на учет необходимо, если он будет проживать на вашем объекте. При увольнении иностранцев их следует снимать с учета.

За несоблюдение порядка миграционного учета предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 400 тыс. руб. в отношении каждого иностранца (п. 4 ст. 18.9 и примечание к ст. 18.1 КоАП РФ). Штрафы огромны, поэтому рекомендуем любое изменение в отношении белорусов регистрировать в миграционной службе — прием на работу, предоставление жилья, заключение нового трудового договора либо пролонгация старого, расторжение договора. Лучше пусть дважды встанет на учет, чем ни разу. За двойную постановку не штрафуют.

Справка. Иностранцы находятся на территории России в следующих статусах (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ):

— это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (так называемые временно пребывающие);

временно проживающие — лица, получившие разрешение на временное проживание;

имеющие вид на жительство — лица, получившие вид на жительство.

Лица, временно проживающие в России, а также лица, имеющие вид на жительство, обладают теми же правами, что и российские граждане, начисление им заработной платы, удержание и начисление налогов не имеет особенностей. Большую часть иностранных работников составляют временно пребывающие.

Белорус в России — Оформление на работу

Заключение трудового договора с белорусом не имеет каких-либо особенностей. Трудовой кодекс не предусматривает специальной формы договора для сотрудников-иностранцев. Даже сам факт иностранного гражданства в договоре указывать не обязательно.

При заключении трудового договора лицо, принимаемое на работу, обязано (в числе прочих документов) представить трудовую книжку. Если трудовой договор заключается в первый раз, то работодатель должен сам оформить трудовую книжку. Трудовые книжки ведутся на каждого сотрудника, проработавшего у вас свыше пяти дней (ст. 66 ТК РФ). Форма бланка утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (вступил в силу с 1 января 2004 г.). Но на руках у граждан еще остались трудовые книжки образца 1974 г., и они считаются действительными.

Белорус может представить вам трудовую книжку любого из двух названных образцов. В противном случае придется заводить новую трудовую книжку, так как трудовые книжки даже братских республик к учету в РФ брать нельзя. А вот его стаж учитывать нужно, поскольку «трудовой стаж… и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается сторонами» (п. 2 Решения). При этом никаких записей о стаже работника на территории Белоруссии в соответствии с трудовой книжкой белорусского образца в трудовую книжку российского образца вносить не нужно (Письмо Роструда от 15 июня 2005 г. N 908-6-1).

Налог на доходы физических лиц

В отношении налога на доходы физических лиц Правительствами РФ и Республики Беларусь 21 апреля 1995 г. заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения. Через 11 лет (24 января 2006 г.) страны дополнительно составили Протокол к Соглашению. Там указано, что доходы граждан Беларуси облагаются по ставке, предусмотренной в отношении лиц с постоянным местом жительства в РФ, если период нахождения на территории России составляет не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. Таким образом, если срок трудового договора превышает 183 дня, то выплаты белорусу будут облагаться по той же ставке, что и россиянину, то есть 13 процентов от суммы дохода. Эта же ставка применяется и по бессрочному трудовому договору.

А если белорус находился в РФ, временно не работал и приходит устраиваться к вам на работу, как определить, с какого момента он находится в России? Это не так легко. Дело в том, что в связи с особым статусом именно граждан Белоруссии они не подлежат пропускному контролю (не делаются отметки в паспорте при пересечении границы), на них не оформляется миграционная карта. В этом случае факт пересечения границы им следует подтвердить проездными билетами. В противном случае вам придется считать первый день работы днем появления белоруса в России, и с этого дня ведется отсчет 183-дневного периода.

Вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные) предоставляются, но только если доходы облагаются по ставке 13 процентов.

Пример 1. Сидорский А.Г., являющийся гражданином Республики Беларусь, прибыл в Россию и 18 февраля 2011 г. заключил с ИП бессрочный трудовой договор.

В связи с тем, что договор является бессрочным, доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы у коммерсанта. Кроме того, гражданин имеет право и на вычеты по налогу (допустим, если у него есть несовершеннолетние дети). Однако для получения этого права он должен подтвердить, что с начала года до 18 февраля нигде не работал либо (если работал) представить справки о полученном доходе (для того чтобы можно было следить за лимитом предоставления вычетов).

Если же доходы белоруса облагаются еще по ставке 30 процентов, вычеты ему не положены. Можно ли в дальнейшем при получении сотрудником права на ставку 13 процентов и пересчете НДФЛ воспользоваться еще и вычетами? Я думаю, что можно, так как получается, что эти доходы облагаются по ставке 13 процентов, а значит и право на вычеты имеется.

Пример 2. С гражданином Республики Беларусь Сидорским А.Г. 1 января заключен трудовой договор на срок до 30 апреля (то есть на 120 дней). Общая начисленная зарплата его составляет 10 000 руб. В связи с тем что срок трудового договора составляет менее 183 дней, доходы сотрудника облагаются по ставке 30%, и он не имеет права на вычеты по налогу. Таким образом, ежемесячно с января по апрель он получал на руки 7000 руб. (10 000 руб. — (10 000 руб. x 30%)), соответственно, НДФЛ составляет 3000 руб.

30 апреля срок договора истек, и 1 мая с ним же заключен новый договор на 4 месяца (до 31 августа). В связи с тем что при заключении нового договора уже ясно, что общий срок пребывания в РФ превысит 183 дня, сотрудник имеет право на пересчет налога по ставке 13%. При этом он имеет право и на вычеты на себя и на детей также с 1 января. Сидорский А.Г. написал заявление на предоставление стандартных вычетов на себя и на своего несовершеннолетнего сына.

Таким образом, ежемесячно в январе — апреле сотруднику следовало уплачивать НДФЛ в сумме 1118 руб. ((10 000 руб. — 1000 руб. (вычет на ребенка) — 400 руб. (вычет на себя)) x 13%).

В мае, в связи с тем что доход с начала года превысит 40 000 руб., вычет на себя не предоставляется. НДФЛ мая составит 1170 руб. ((10 000 руб. — 1000 руб.) x 13%). Напоминаем, вычет на детей перестает предоставляться с месяца, в котором доход с начала года превысит 280 000 руб.

При начислении заработной платы за май сотруднику следует вернуть излишне удержанный НДФЛ в сумме 7528 руб. ((3000 руб. — 1118 руб.) x 4 мес.).

Если бессрочный трудовой договор будет расторгнут до истечения 183 дней, то придется произвести перерасчет налоговых обязательств по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся данными предыдущего примера. Допустим, Сидорский А.Г. решил уволиться с 16 июня. Зарплата за период с 1 по 15 июня составит 5000 руб. В связи с тем, что договор закончился до истечения 183 дней, доход работника облагается по ставке 30%. НДФЛ за июнь составит 1500 руб. (5000 руб. x 30%). За период с января по май с работника следовало удержать НДФЛ в сумме 15 000 руб. (10 000 руб. x 30% x 5 мес.), без предоставления стандартных вычетов.

Фактически удержанная сумма налога составляет 5642 руб. (1118 руб. x 4 мес. + 1170 руб.), то есть при увольнении НДФЛ на сумму 9358 руб. (15 000 — 5642) следует доудержать.

Но с сотрудников запрещено удерживать более 50% начисленной зарплаты (за исключением случаев полной материальной ответственности). Следовательно, в июне, помимо текущего НДФЛ в сумме 1500 руб., можно доудержать только 1000 руб. НДФЛ (5000 руб. x 50% — 1500 руб.). Об оставшейся недоудержанной сумме НДФЛ (8358 руб.) нужно сообщить в месячный срок в свою налоговую инспекцию.

Справка. При исчислении НДФЛ с доходов белорусов учтите: если трудовой договор сроком более 183 дней (или бессрочный) заключен во второй половине года и до этого времени невозможно подтвердить местонахождение белоруса в России, то Минфин России считает, что доходы облагаются налогом по ставке 30 процентов, так как налоговый период (год) закончится до момента истечения 183 дней (Письмо от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32).

Страховые взносы по травме

Начисление данных взносов регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ). Страхованию подлежат как россияне, так и иностранцы, а также лица без гражданства (если только другие федеральные законы, международные соглашения не устанавливают иное). Страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу по трудовому договору, а также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Базой для начисления взносов являются выплаты по трудовым договорам. Суммы, не подлежащие обложению, указаны в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Никаких особенностей и исключений для сотрудников-белорусов там нет.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Не перестаю удивляться, как же непрост и неоднозначен у нас учет. Вроде бы что сложного, господа законотворцы, если сразу не можете принять нормальные законы, возьмите арбитражную практику, посмотрите узкие места законов, увидите, что то, что вы имели в виду, и то, как это прописано в законе, совсем не одно и то же. Внесите изменения, чтобы не было двоякого толкования. Яркий пример этого — страховые взносы на заработную плату граждан Белоруссии.

Выше говорилось, что с братским государством у нас принято много законов на пару. Помимо этого, наши надзорные и прочие ведомства выпускают свои разъяснения. И вот эти разъяснения и принятые российские законы не стыкуются с общими договоренностями с Белоруссией. Документы в хронологическом порядке приведены в таблице.

Таблица. Нормативные акты и разъяснения, касающиеся взносов на обязательное социальное страхование сотрудников — граждан Белоруссии

Все документы, упомянутые в таблице, являются действующими и на сегодняшний день. Напомним, что нормы международного права имеют приоритет над нормами российского законодательства (ст. 15 Конституции). Вместе с тем в разных действующих международных актах (от 22 июня 1996 г. и 24 января 2006 г.) указаны противоположные позиции по временно пребывающим белорусам.

Как действовать работодателю-предпринимателю в данном случае? Я бы рекомендовал не начислять страховые взносы на зарплату белорусов. Если же сотрудник-белорус захочет, чтобы с его зарплаты платились взносы, то можно ему посоветовать обратиться в суд. Пусть суд принимает решение в таком случае. Может быть, он разберется во всех этих разночтениях.

Удаленный сотрудник из Белоруссии

Указание на место работы — обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Согласно ст. 209 Трудового кодекса рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, указание в договоре местом работы адреса физического лица в Республике Беларусь может привести к претензиям инспекции о регистрации обособленного подразделения. Но это относится только к организациям, индивидуальный предприниматель не регистрирует обособленные подразделения (ст. 83 НК РФ).

В связи с тем что в законодательстве четко этот момент не отражен, то фактически получается, что такой договор можно будет заключить. Но зачем? Ведь он, наверняка, привлечет внимание контролеров, а многих проблем можно избежать, заключив договор на выполнение конкретных работ (договор гражданско-правового характера).

Заключение договора гражданско-правового характера (на выполнение работ, оказание услуг) с физическим лицом — гражданином Белоруссии (и фактически проживающим у себя на родине), по сравнению с трудовым договором имеет много плюсов:

— не нужно заключать трудовой договор и вести трудовую книжку;

— отсутствует необходимость миграционного учета;

— выплаты не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (только если это прямо не указано в договоре);

— выплаты точно не признаются объектом налогообложения страховыми взносами (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ);

Для найма сотрудника достаточно заключить сам договор (в котором указать реквизиты для оплаты выполненных работ), принять работы по акту, оплатить их. НДФЛ удерживать не нужно, начислять взносы тоже.

Выводы

Трудоустройство граждан Беларуси в России имеет свои незначительные особенности. При должном соблюдении требований по трудоустройству наем таких сотрудников даже выгоден предпринимателям — при минимальном дополнительном оформлении документов можно существенно сэкономить на страховых платежах с заработной платы. Так что не отказывайте соискателю в приеме на работу только на том основании, что он из Белоруссии, он может принести вам много пользы.

Вопрос

Наша организация хочет принять на работу гражданина Белоруссии.

Какой порядок, особенности приема гражданина Белоруссии на работу?

Необходимый пакет документов для трудоустройства?

особенности налогообложения, если таковые имеются?

Ответ

Принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий ее граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение.

Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган ФМС России (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).

При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.

Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

В связи с этим, по нашему мнению, гражданин Белоруссии не должен представлять работодателю полис ДМС (ст. 327.3 ТК РФ), но в трудовом договоре рекомендуется указать, что работник имеет право на оказание медицинской помощи в силу международного соглашения. Также иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

При исчислении НДФЛ с доходов от работы по найму, выплачиваемых гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), не признаваемым налоговыми резидентами РФ, следует учитывать положения ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

указанные доходы граждан (и одновременно налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием)) стран — участниц ЕАЭС с первого дня работы этих граждан в РФ облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам РФ.

Напомним, что доходы, выплачиваемые налоговым резидентам РФ в связи с работой по найму, облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Учитывая приведенные положения, Минфин России в Письме от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561) указал, что доходы от работы по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13% начиная с первого дня работы таких граждан на территории РФ.

Таким образом, доходы граждан Белоруссии облагаются так же как доходы граждан РФ.

Смежные вопросы:


  1. Организация на ОСН предоставила процентный заем белорусской компании. По окончанию срока действия договора белорусская компания вернула тело займа в полном размере. Одновременно при выплате начисленных процентов белорусская компания удержала…...

  2. Уточните, пожалуйста, какие особенности есть при заключении договора с внешним совместителем.
    ✒ При заключении трудового договора с совместителем применяются те же правила, что и при приеме работника на основную…...

  3. Добрый день. С пометкой срочно. Нуден ли гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии при трудоустройстве предоставлять договор(полис) добровольного медицинского страхования? Возможно ли увольнение иностранных граждан (Украины и др…) по…...

  4. ООО планирует принять на работу граждан Киргизии. Какие документы у них должны быть для оформления на руках? Какие ставки НДФЛ, страховые взносы необходимо начислять? Подаются ли сведения на…...