Морские чины и звания. Звания на флоте в России по порядку: от матроса до адмирала

Звания моряков несколько отличаются от званий сухопутных, ракетных, космических войск, ВДВ, ВВС. Разберемся подробнее в этой классификации, начав с представления о том, какие звания существуют в Вооруженных силах России.

Состав Вооруженных сил РФ

Всего в нашем государстве действует два типа званий для военных - войсковые и корабельные (морские) звания. Их перечень установлен в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Морские звания присваиваются морякам:

  • подводных и надводных подразделений Военно-морского флота (ВМФ) ;
  • береговой охраны пограничных подразделений ФСБ РФ;
  • воинских морских частей внутренних войск МВД РФ.

Составные части ВМФ:

  • береговые войска;
  • морская пехота;
  • морская авиация.

Подразделения ВМФ

Вкратце разберем каждое:

  1. Морская пехота (звания рассмотрим далее). Род войск был создан 14 февраля 1992 года. Он предназначен для боевых операций морского десанта, обороны важных стратегических объектов на побережье, а также защиты военно-морских баз. Цвет отличия - черный (черный берет), девиз: "Там, где мы, там - победа!". Численность: 12,5-35 тыс. военнослужащих. Соединения морской пехоты присутствуют в Тихоокеанском, Северном, Черноморском, Балтийском флоте, Каспийской флотилии.
  2. Морская авиация. Уничтожение боевого флота врага, а также его десантов, конвоев, одиночных судов как в море, так и на базах, прикрытие своих кораблей от атаки с воздуха, воздушная разведка, уничтожение крылатых ракет, самолетов и вертолетов, воздушные перевозки, десантирование отрядов, поисковые и спасательные работы. Пункты базирования: Тихоокеанский, Северный, Балтийский, Черноморский флот.
  3. Береговая оборона и охрана. Войска защищают военные базы флота РФ, стратегически важные участки прибрежной зоны. Они располагают береговой артиллерией и ракетными комплексами, в т.ч. и зенитными, торпедным, минным оружием, спецсудами береговой обороны.

Морские звания и погоны: тип, расцветка

В морском флоте две основные категории погон: для офицеров и для младшего состава.

Мичманы, старшины и матросы:

  • повседневное обмундирование: синий (в некоторых вариациях с серебристой окантовкой) погон с вышитыми согласно званию желтыми полосами и буквой "Ф";
  • парадная бежевая рубашка (только для мичманов) - съемные погоны, идентичные тем, что присутствуют на парадном кителе;
  • парадное пальто, китель - серо-черные нашивные погоны с шахматным рисунком.

Офицерские морские звания и погоны:

  • белая парадная рубашка - золотистые съемные без окантовки погоны;
  • бежевая парадная рубашка - погоны без окантовки в тон одежде;
  • повседневное пальто и китель - черные погоны с желтой окантовкой;
  • парадный офицерский китель - шитые золотистые погоны с черными окантовочными нашивками.

Младшие морские звания и знаки различия

Матросы носят погоны без знаков различия, только у старших матросов есть одна поперечная полоска (галун).

У старшин присутствуют знаки различия - лычки, матерчатые галуны желтого цвета (и для повседневной, и для праздничной формы). Морские звания:

  • старшина второй статьи (2 галуна);
  • старшина первой статьи (3 галуна);
  • главный старшина (одна широкая лычка);
  • главный корабельный старшина (один широкий, продольный галун).

У мичманов погоны чем-то схожи с офицерскими, но выполнены без просветов (вертикальных нашитых полос), могут быть добавлены канты. Знаки различия - маленькие вертикально расположенные звездочки. Морские звания:

  • мичман (две звездочки);
  • старший мичман (три звездочки).

Морской офицерский состав

Младшие офицерские морские звания России носят на погонах один просвет (желтая вертикально расположенная нашитая полоса). Стандартный размер металлических звездочек - 13 мм. Различия:

  • младший лейтенант (одна звезда на просвете);
  • лейтенант (две звезды по обеим сторонам просвета);
  • старший лейтенант (три звезды - одна на просвете, две другие - по сторонам от него);
  • капитан-лейтенант (четыре звезды - две на просвете, две - по бокам от линии).

Старшие офицерские звания военно-морского флота имеют уже два просвета и звезды на погонах крупнее - 20 мм. Различия:

  • капитан третьего ранга (одна звезда между просветами);
  • капитан второго ранга (две звезды на просветах);
  • капитан первого ранга (три звезды - две на просветах, одна - между полосами)

Высший состав офицеров носит погоны без просветов с большими вышитыми звездами (22 мм):

  • контр-адмирал (одна звезда);
  • вице-адмирал (две звезды);
  • адмирал (три звезды);
  • адмирал флота (одна большая вышитая звезда - 40 мм).

Нарукавные знаки различия

На флоте, помимо погон, у офицерского состава имеют место быть и знаки различия на рукавах кителей - желтые полосы и звезды. Последние у младших и старших офицеров заполнены сплошной желтой нашивкой, а у высшего состава внутри контура звезды вышит якорь. Ширина и количество полос различаются по званиям:

  • младший лейтенант - средняя полоса;
  • лейтенант - средняя и узкая полосы;
  • старший лейтенант - две средние;
  • капитан-лейтенант - две средние, одна узкая;
  • капитан 3 ранга - три средние;
  • капитан 2 ранга - четыре средние;
  • капитан 1 ранга - одна широкая;
  • контр-адмирал - широкая и средняя;
  • вице-адмирал - широкая и две средних;
  • адмирал - широкая и три средних;
  • адмирал флота - широкая и четыре средних.

Соответствие морских и воинских званий

Воинские и морские звания соответствуют таким образом:

Маршал РФ
Адмирал флота Генерал армии
Адмиралы Генерал-полковники
Вице-адмиралы Генерал-майоры
Контр-адмиралы Генерал-лейтенанты
Капитаны 1 ранга Полковники
Капитаны 2 ранга Подполковники
Капитаны 3 ранга Майоры
Капитан-лейтенанты Капитаны
Лейтенанты
Младшие лейтенанты
Старшие мичманы Старшие прапорщики
Мичманы Прапорщики
Главные старшины корабля Старшины
Старшины 1 статьи Сержанты
Старшины 2 статьи Младшие сержанты
Старшие матросы Ефрейторы
Матросы Рядовые

Морские звания и знаки различия на погонах в Российской армии четко структурированы, поэтому в них достаточно просто разобраться даже при поверхностном ознакомлении.

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)

В вооруженных Силах Российской Федерации установлено два вида званий для лиц, проходящих воинскую службу – войсковые и корабельные. В древней Руси полностью исключалось наличие знаков отличия и определённых военных подразделений, формировавшихся на постоянной основе. Деление тогда ещё жалкого подобия постоянной армии на отдельные формирования происходило в соответствии с количеством воинов, которые находились в том или ином формировании. Принцип был следующим: десять воинов – подразделение, именуемое «десятком» во главе с «десятским». Дальше всё в том же духе.

История возникновения воинских званий в России

При Иване Грозном, а в дальнейшем и при царе Михаиле Фёдоровиче, данная система претерпела некоторые изменения: появились стрелецкие сотни, а в них – воинские чины. На тот момент иерархия званий представляла собой следующий список:

  • стрелец
  • десятник
  • пятидесятник
  • сотник
  • голова

Безусловно, между всеми вышеперечисленными званиями и званиями ныне существующими, можно провести следующую аналогию: десятник – воин, в наше время выполняющий обязанности сержанта, или же старшины, пятидесятник – лейтенант, ну а сотник, соответственно – капитан.

Спустя некоторое количество времени, уже в период царствования Петра Великого, иерархическая система званий вновь была преобразована до следующей:

  • солдат
  • капрал
  • прапорщик
  • лейтенант, именуемый поручиком
  • капитан (ротмистр)
  • квартирмейстер
  • майор
  • подполковник
  • полковник

1654 год в истории становления воинских званий в России стал выдающимся. Именно тогда впервые в истории России было присвоено звание генерала. Первым его обладателем стал Александр Ульянович Лесли – руководитель операции по взятию и освобождению Смоленска.

Категории воинских званий в армии РФ

Одно из крупнейших политических событий XX века, произошедших в России, а именно октябрьская революция 1917 года стала последним этапом на пути формирования устоявшейся системы воинских званий, которая не подвергалась каким-либо изменениям уже на протяжении целого века.

Войсковые звания

  1. Рядовой. Одно из первых, считающееся самым низшим воинским званием вооружённых сил РФ.
  2. Ефрейтор. Звание, которое присваивается военнослужащим, находящимся в составе вооружённых сил РФ, за какие-либо воинские отличия.
  1. Майор.
  2. Подполковник.
  3. Полковник.

Корабельные звания

Корабельные звания могут быть просто перечислены по старшинству (от низшего к высшему) ввиду полного соответствия сухопутному эквиваленту:

  1. Матрос, старший матрос.
  2. Старшина 2 (второй) статьи, старшина 1 (первой) статьи, главный старшина, главный корабельный старшина – представители группы военнослужащих, относящихся к сержантам и старшинам.

  3. Мичман, старший мичман – военнослужащие группы прапорщиков и мичманов.
  4. Младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант – группа военнослужащих, представляющих младший офицерский состав.

  5. Капитан 3 (третьего) ранга, капитан 2 (второго) ранга, капитан 1 (первого) ранга – представители старшего офицерского состава.

  6. Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота – представители высшего офицерского состава, соответственно.

Как и в войсковых званиях, наивысшим воинским званием для флота является Маршал Российской Федерации.

Что весьма примечательно, корабельные и войсковые воинские звания также присваиваются следующим формированиям: силовым структурам РФ – МЧС, МВД и др., а также водным пограничным формированиям, обеспечивающим безопасность близ береговых границ.

Расцветки и типы погон

Теперь обратимся к погонам. С ними, в отличие от званий, дела обстоят несколько сложнее.

Погоны принято различать по следующему ряду критериев:

  • цвет самого погона (разный в зависимости от войсковой структуры);
  • порядок расположения отличительных знаков на погонах (также в зависимости от той или иной войсковой структуры);
  • цвет самих отличительных знаков на погонах (по аналогии с пунктами выше).

Есть ещё один немаловажный критерий – форма одежды. Соответственно, в армии далеко не самый богатый выбор одежды, которая разрешена по уставу. Точнее, их всего три: повседневная форма одежды, полевая и парадная.

Погоны неофицерского состава

Начнём с описания повседневной формы одежды и прилагающихся к ней погон:

Повседневная форма одежды неофицерского состава подразумевает погоны, имеющие две узкие полоски по краям продольной части. Такие погоны можно увидеть на плечах военнослужащих рядового, сержантского составов, а также прапорщиков. Все эти изображения представлены выше в разделах войсковых и корабельных званиях.

Погоны офицерского состава

Погоны повседневной формы одежды офицерского состава подразделяется ещё на три подвида:

  • Погоны к повседневной форме одежды младшего офицерского состава: имеют лишь одну полоску, идущую по центру вдоль самого погона.
  • Погоны к повседневной форме одежды старшего офицерского состава: на них красуются две продольные полосы, также расположенные по центру.
  • Погоны к повседневной форме одежды высшего офицерского состава: резко отличаются от каждого из предыдущих видов тем, что имеют особый тканевый рельеф по всей площади погона. Края обрамлены одной узкой полоской. Отличительным знаком также являются звёзды, следующие строго в один ряд.
  • Нельзя не вынести в отдельную группу Маршала РФ и соответствующий его повседневной форме вид погон: они также имеют особый тканевый рельеф, о котором говорилось в пункте выше, но в корне различаются по цветовой окраске. Если погоны в каждом из предыдущих пунктов представляли собой прямоугольник тёмно-зелёного цвета, то эти же отличаются своим сразу бросающимся в глаза и вполне соответствующим громкому званию их носителя золотым цветом.

Интересный факт, что 22 февраля 2013 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан указ о том, что на погонах генералов армии и адмиралов флота РФ будет красоваться одна звезда диаметром 40 мм вместо 4 звезд в одну линию как было прежде. Соответствующее изображение представлено выше.

  • Полевая форма одежды неофицерского состава: погоны представляют собой правильный прямоугольник, закамуфлированный под летнюю тайгу с поперечной (или продольной) полосой.
  • Полевая форма младшего офицерского состава: отличительным знаком служат звёзды сравнительно небольших размеров.
  • Полевая форма старшего офицерского состава: майор, подполковник имеют на своих погонах одну и две крупные звезды соответственно, полковник – три.
  • Полевая форма высшего офицерского состава: все лица, имеющие звания в соответствии с объявленным ранее составом, имеют абсолютно одинаковые по структуре (тёмно-зелёного цвета звёзды, следующие строго в ряд), но разные по количеству отличительных знаков погоны. Также, как и в повседневной форме одежды, генерал армии и Маршал РФ отличаются большими звездами

Более подробно эти особенности можно увидеть на картинке:

Далеко не сразу одежда военнослужащих стала удобной и практичной. Первоначально в ней ценилась больше красота, чем упомянутые чуть ранее качества. К счастью, при Александре III (третьем) пришло понимание того, что богатые униформы слишком дороги. Именно тогда первичной ценностью стали считать именно практичность и удобство.

В отдельные периоды времени солдатская форма напоминала обычные крестьянские одеяния. Даже в условиях уже существовавшей Красной армии мало внимания уделялось тому, что отсутствует единая военная форма. Единственным отличительным знаком всех солдат являлась красная повязка на рукавах и головных уборах.

Даже погоны умудрились на какое-то время заменить обычными треугольниками и квадратами, и лишь в 1943 году в качестве отличительных знаков они были возвращены.

К слову, по сей день военнослужащие Российской Федерации носят форму, которая была разработана всем известным модельером В. Юдашкиным в 2010 году.

Если Вы прочитали статью полностью и Вам интересно проверить свои знания, то предлагаем пройти тест —

Перечень воинских званий устанавливает закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Они подразделяются на войсковые и корабельные (морские).

Морские звания присваиваются военнослужащим подводных и надводных сил Военно-морского флота. Войсковые применимы к сухопутным, космическим и воздушно-десантным войскам.

К ним относят:

  • Береговые войска. Они охраняют стратегические участки прибрежной зоны. Военные базы Российской Федерации оснащены ракетными комплексами и артиллерией. Они располагают торпедным, зенитным и минным оружием.
  • Морская авиация прикрывает свои корабли от воздушной атаки. Она организовывает разведку, поисково-спасательные работы, перевозку и десантирование отрядов. Ее соединения базируются в Черноморском, Тихоокеанском, Северном и Балтийском флоте.
  • Морская пехота была создана в 1992 году. Она призвана защищать военно-морские базы, оборонять важные объекты побережья, участвовать в боевых операциях.

Каждое подразделение имеет свои обязанности , но основные функции у них общие:

  • защита суверенитета страны;
  • обеспечение безопасности населения;
  • использование силы в случае обнаружения угрозы с морской стороны;
  • подчинение указам главнокомандующего.

Младшие звания во флоте

Первые месяцы на службе в ВМФ России солдат называют матросами. До 1946 года они именовались «краснофлотцами». Это звание равнозначно рядовому в сухопутных войсках.

Лучшим матросам за отличное выполнение служебных обязанностей и соблюдение дисциплины присваивают старшего матроса. Они могут подменять командиров отделений на период их отсутствия. Соответствующее ему воинское звание - ефрейтор.

Командир отделения - старшина первой или второй статьи. Эти звания стали использоваться с 1940-го года. В сухопутных войсках им равноценны сержант и младший сержант.

Заместителя командира взвода называют главным старшиной. Среди армейских военнослужащих ему соответствует старший сержант. На ранг выше его - главный корабельный старшина.

Мичман - это воинское звание присваивается лицам, оставшимся на службе в рядах ВМФ по истечении установленного срока. Они проходят обучение в школах или на курсах . Старший мичман - на ранг выше. Звания равнозначны воинскому прапорщику и старшему прапорщику.

Морской офицерский состав

Первое звание младшего состава офицеров на флоте - младший лейтенант. По окончании срока выслуги и успешного прохождения аттестации они переводятся в лейтенанты.

Следующая ступень - старший лейтенант. Чин соответствует кавалерийскому ротмистру, капитану пехоты или есаулу казачьих войск. Высшее звание младшего офицерского состава - капитан-лейтенант.

Капитана 3-го ранга иногда называют «каптри». Равноценен майору сухопутных войск. Сокращенное наименование капитана 2-го ранга - «кавторанг» или «капдва». Соответствует подполковнику вооруженных войск. Капитан 1-го ранга или «капраз» равнозначен званию полковника, и может командовать кораблями.

Контр-адмирал - первое адмиральское звание, установленное 7 мая 1940 года. Он выполняет функции заместителя командующего флотом. Похожее звание в авиации и сухопутных войсках - генерал-майор. Выше находятся вице-адмирал и адмирал. Подобны им армейские военнослужащие генерал-лейтенант и генерал-полковник.

Пост Главнокомандующего ВМФ занимает адмирал флота. Это высшее действующее корабельное звание в Российской Федерации.

Знаки различия

Погоны матросов без знаков различия. У старших матросов есть один галун - поперечная полоска. У старшины второй статьи - два желтых матерчатых галуна, первой статьи - три. Одну широкую лычку имеют погоны главного старшины. У главного корабельного старшины - один продольный галун.

Погоны мичманов выделяются маленькими звездочками , которые расположены вертикально. У мичмана - две звезды, у старшего мичмана - три.

Младшие офицеры носят на погонах вертикальную желтую полосу - просвет. На них нашиты звезды размером 13 миллиметров. У младшего лейтенанта на просвете одна звезда, у лейтенанта - две звезды по обе стороны желтой полосы, у старшего - одна на просвете и две по бокам, у капитан-лейтенанта - две на линии и две по сторонам.

Погоны старших офицеров имеют два параллельных просвета и звезды размером 20 миллиметров. У капитана 3-его ранга между желтыми полосами одна звезда, второго - по одной на каждом просвете, первого - одна между линиями и по одной на них.

Офицерский состав высшего уровня носит погоны с большими звездами и без просветов. У контр-адмирала - одна звезда, у вице-адмирала - две, у адмирала - три. На погонах адмирала флота находится всего одна большая звезда размером 4 сантиметра.

Нарукавные знаки

На рукавах кителей офицерского состава расположены желтые полосы и звезды. Высшие чины имеют внутри звезды вышитый якорь.

Количество полос и ширина различаются по званиям:

  • полоса среднего размера у младшего лейтенанта;
  • средняя и узкая - у лейтенанта;
  • две средних - у старшего лейтенанта;
  • одна узкая и две средних - у капитан-лейтенанта;
  • три средних - у капитана 3-го ранга, четыре средних - у второго, одна широкая - у первого;
  • средняя и широкая - у контр-адмирала;
  • две средних и широкая - у вице-адмирала;
  • три средних и широкая - у адмирала;
  • четыре средних и одна широкая - у адмирала флота.

Порядок присвоения очередного звания ВМФ

Закон устанавливает следующие этапы повышения:

  • минимальный срок службы для получения звания старшины второй статьи - год;
  • выслуга в три года позволяет стать главным старшиной;
  • такое же число лет необходимо, чтобы быть мичманом;
  • через два года можно получить звание младшего лейтенанта, через три - лейтенанта, а еще через три - старшего лейтенанта;
  • четыре года дальнейшей службы дают основания претендовать на капитан-лейтенанта, и следующие четыре - на капитана 3-его ранга;
  • через пять лет можно стать капитаном 2-го ранга.

За особые достижения возможно досрочное получение очередного воинского чина.