Мобильное обучение. Файн М.Б

10.11.2018 15:00

Ведущая вебинара

Современные дети живут в условиях повсеместного Интернета и использования мобильных устройств. Они не помнят другой жизни – без смартфонов, планшетов и всемирной сети. Развитие мобильных технологий бросает нам определенные вызовы. Мобильные технологии все активнее интегрируются в систему традиционного образования – оно трансформируется и оптимизируется. Что же такое мобильное обучение?

Рассказывает Татьяна Долгова, кандидат экономических наук, автор концептуальных подходов к проектированию систем электронного обучения, руководитель отдела апробации и методического сопровождения компании «МЭО» .

- Популярность мобильного обучения возрастает. Почему это происходит именно в наше время?

Растущая популярность мобильного обучения продиктована потребностями поколения, временем. С одной стороны, мобильные устройства дают нам ряд удобств, которыми мы пользуемся ежедневно, но, с другой стороны, развитие мобильных технологий бросает нам определенные вызовы. Происходит общая глобализация: глобализация нашего сознания. Для нас уже не является чем-то из ряда вон выходящим тот факт, что мы можем позвонить человеку, находящемуся за 10 тысяч километров от нас. Мы к этому привыкли, и наше сознание становится еще более глобальным.

За счет глобализации сознания расширяется культурное и социальное разнообразие: в интернете мы можем общаться с людьми, которые находятся от нас очень далеко и которые от нас достаточно сильно отличаются культурой, традициями, образом жизни.

Возрастает уровень технологизированности. Она прочно входит в нашу жизнь, в том числе, в сферу образования. Это предпосылки.

Каковы причины роста востребованности мобильного образования? Мобильное образование помогает реализовать растущие потребности современного человека. Это желание получать образовательные услуги в удобном месте и в удобное время, не ограничивать себя посещением школьного здания, учиться там, где удобно; это стремление к самостоятельному выбору: что изучать? как изучать? какие ресурсы для этого использовать? это растущая мобильность населения, вовлечение в общественную и профессиональную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья; это потребность в педагогических кадрах, особенно она заметна в сельских и малокомплектных школах; это желание использовать современные цифровые технологии как инструмент для обучения; это поддержка дистанционного обучения на государственном уровне.

- Что же это такое мобильное обучение?

Мобильное обучение не существует отдельно от традиционной системы обучения, поскольку это — технология, способ обучения. Мобильные технологии все больше интегрируются в систему традиционного образования: происходит трансформация и оптимизация традиционного обучения. С точки зрения выбора ученик становится более свободным: он имеет возможность выбирать самостоятельно. Кажется, это нонсенс?! Это возможно!

Мобильное обучение - это обучение с использованием мобильных (портативных) устройств: планшетов, смартфонов, нет-буков, мини-компьютеров. В более широком понимании, мобильное обучение – это обучение с возможностью самостоятельного выбора учащимися времени, места, темпа и средств обучения.

— Какие возможности для каждого из нас открывает мобильное обучение?

Мобильное обучение осуществляется с применением разнообразных мобильных устройств. Мобильное обучение не зависит от времени, оно не ограничено рамками 45-минутного урока. Мобильное обучение не зависит от «географического положения» ученика и учителя. Мобильное обучение позволяет нам расширить границы обучения, сделать их гибкими, позволяет вовлечь учащегося в постоянное обучение для дальнейшей перспективы обучения в течение всей жизни.

Наличие системы и методики применения мобильных устройств в учебном процессе позволяют педагогу персонализировать учебный процесс и органично встроить мобильное обучение в нашу традиционную классно-урочную систему. То есть мобильное обучение в данной ситуации - не вопреки. В грамотном сочетании мобильного обучения и традиционного, традиционное обучение становится более интересным и более эффективным.

Мобильное обучение отличает гибкость и удобство. Это возможность выбирать наиболее благоприятное время для образования. Например, есть дети-«совы», которые обычно поздно ложатся спать и не любят вставать рано. Утром на первых уроках им хочется спать, материал они не воспринимают. В ситуации мобильного обучения этот вопрос можно решить.

Интенсивность мобильного обучения значительно выше, чем у традиционного. В ситуации мобильного обучения ребенок «подключается» к обучению в удобный для него момент. Мобильное обучение даёт возможность общения не только с одноклассниками, но и с ребятами из других школ, из других районов, из других регионов России, из других стран.

Эти свойства рождают ряд преимуществ для мобильного обучения:

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Русский язык География Биология Физика Химия Обществозна́ние История Литература Алгебра Матема́тика Природоведение Учителя Преподавателя Комментарии к записи Что такое мобильное обучение и BYOD отключены

Что такое мобильное обучение?

Термин мобильное обучение может трактоваться довольно широко, так как мобильными могут быть:

  • используемые при обучении устройства,
  • учащиеся,
  • сам процесс обучения.

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

1. Мобильными являются устройства. Например, учащиеся делают заметки в текстовом редакторе на планшете, готовят презентацию или слушают аудио. В данном случае мы выполняем те задания, которые традиционно делаем при помощи ИКТ, но используем для этого мобильные устройства.

2. Мобильными являются сами учащиеся , то есть они могут перемещаться во время выполнения заданий по классной комнате и учебному заведению, либо выполнять задание по дороге из школы и в школу.

Занятие проходило в языковой школе, с небольшой группой подростков, изучающих английский язык как иностранный. Уровень учащихся — средний. Тема урока — вода. Учащиеся работали в парах. У всех были собственные смартфоны. Среди заданий, которые предложено было выполнить учащимся: пройтись по учебному заведению и сделать фотографии всего, что они ассоциируют с водой, а затем обсудить сфотографированные предметы (учащиеся выбрали раковину, цветочный горшок, водосточную трубу и огнетушитель), сфотографировать секретарей в приемной, предварительно спросив разрешения (один из секретарей до начала занятия предупредил преподавателя, что будет против), провести интервью с директором школы, записав его на диктофон. При этом пары выполняли задания в разной последовательности (то есть сначала одна пара шла фотографировать, другая общаться с секретарями, третья записывать интервью, потом они менялись местами). В конце занятия в группе проходило совместное обсуждение выполненных заданий.

3. Само обучение является мобильным. При этом используются такие технологии как геолокация, или геотегирование (использование GPS- данных фотоаппарата или телефона, чтобы обозначить на карте место, где был сделан снимок), либо сервисы типа Woices .

Основные принципы работы Woices Вы можете узнать, посмотрев это видео.

0QS8fKNMT_k

Какие вопросы возникают в связи с применением мобильного обучения?

Если мы решаем начать применять мобильные технологии в обучении, то неизбежно возникает огромное количество вопросов. Среди самых распространенных вопросов можно выделить следующие:

  • Какие именно устройства целесообразно использовать?
  • Как оградить учащихся от нежелательного контента?
  • Как обеспечить необходимую техподдержку и учителям, и учащимся?
  • Стоит ли использовать эти технологии в классе или вне его?
  • Стоит ли учащимся использовать собственные устройства, или те, что приобрело учебное заведение?
  • Для выполнения каких заданий мобильные технологии подойдут больше всего?
  • Как интегрировать их с традиционными заданиями?
  • Как оценивать задания, выполненные с применением мобильных технологий?
  • Как сделать так, чтобы учащиеся выполняли учебное задание, не отвлекаясь, например, на общение в соцсетях?
  • Должен ли вопрос использования мобильных устройств регулироваться учебным заведением, или оставаться на усмотрение учащихся?
  • Должна ли инициатива использовать мобильные устройства исходить от преподавателя, или от учебного заведения?
  • Если инициатива исходит от преподавателя, то как согласовать эксперимент с руководством?
  • Если инициатива исходит от учебного заведения, то как скоординировать работу преподавателей и обеспечить необходимый уровень техподдержки?
  • Как согласовать применение мобильных технологий с родителями учащихся?

Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, и все решения должны приниматься с учетом каждой конкретной ситуации.

Что такое BYOD ?

Мобильное обучение тесно связано с такими подходом, как BYOD (Bring Your Own Device, что переводится как «приносите собственное устройство»). Также существует аббревиатура BYOT (Bring Your Own Technology). Некоторые считают эти термины взаимозаменяемыми, другие используют BYOD в случаях, когда учащиеся приносят одно из устройств из списка, составленного учебным заведением, и BYOT в случаях, когда нет ограничений относительно того, какие устройства учащиеся могут использовать.

Важно, чтобы применение технологий не носило хаотичный и спонтанный характер, а основывалось на тщательно проработанной политике применения мобильных устройств. При этом необходимо обеспечить необходимую техподдержку и инфраструктуру, а также разработать методы оценивания эффективности подхода.

Хотя мобильные технологии становятся все более и более доступными, такие подходы могут быть реализованы далеко не всегда. Часто при внедрении мобильного обучения учебные заведения решают централизованно закупить все необходимое оборудование, и выдавать устройства учащимся в классе по мере необходимости (возможно, одно устройство для пары или группы). Некоторые заведения предпочитают гибридный вариант, когда учащиеся могут приносить на занятия свои собственные устройства, но при этом имеют возможность использовать те, что закупила школа. Многие учителя отмечают, что в таких случаях учащиеся предпочитают пользоваться собственными устройствами (даже если то, что предлагает школа современнее и лучше), и в силу того, что они привычнее, и в просто потому, что им нравится ощущение собственности.

Мобильное обучение

Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением , отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения и происходит при использовании портативных технологий. Иными словами, мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования по местонахождению с помощью портативных устройств.

Возможности

  • Дети и студенты используют переносные компьютеры , PDA или переносные системы голосования в классной комнате или комнате лекции.
  • Студенты, использующие мобильные телефоны и карманные компьютеры в классной комнате, повышают сотрудничество между студентами и преподавателями.
  • На производственном обучении те, кто имеют доступ к обучению на мобильном телефоне, получают знания как раз вовремя, чтобы найти решение возникшей проблемы.
  • Обучение в музеях и галереях с использованием переносных технологий.
  • Обучение на открытом воздухе, например на производственных практиках.
  • Использование личных технологий для поддержки информативного или постоянного обучения, например использование переносных словарей или других средств для изучения языков.
  • Повышение уровня грамотности, развитие мышления и участие в обучении среди подрастающего поколения.
  • Предоставление звуковой и видео поддержки, чтобы повысить уровень обучения, обеспечивающих в корпоративной среде или в другой классной комнате.

Проблемы мобильного обучения

Технические проблемы:

  • Возможности подключения и срок действия батареи
  • Размер экрана и ключевой размер
  • Многочисленные стандарты, размеры экрана и операционные системы

Возможность видоизменять существующие электронные учебные материалы для мобильных платформ

Социальные и образовательные проблемы:

  • Доступность и ценовой барьер для конечных пользователей
  • Как оценивать обучения вне классными комнатами
  • Как поддерживать обучение в разных ситуациях
  • Развитие соответствующей теории обучения для мобильного возраста
  • Дизайн технологии для поддержки всего времени обучения
  • Отслеживание результатов и правильное использование этой информации
  • Отсутствие ограничений на расписание
  • Личная и частная информация и содержание
  • Никаких демографических границ

Технологии

Большинство личных технологий могут поддерживать мобильное обучение, включая:

  • Личный цифровой помощник, в классной комнате и на свежем воздухе
  • Tablet PC UMPC мобильные телефоны, мобильные камеры и Smartphone
  • Изучение Mobile Author, например для публикации WAP, J2me и Smartphone
  • Личный аудио плеер, например для прослушивания аудио записей с лекций
  • Переносные звуковые и мультимедийные гиды в музеях и галереях
  • Переносные пульты для игр, современные, такие как Sony PSP или Nintendo DS / Wii

Техническая поддержка для мобильного обучения:

  • 3GP Для сжатия и способа доставки аудиовизуального содержания, связанного с мобильным обучением
  • Wi-fi предоставляет доступ к преподавателям и ресурсов через Интернет
  • GPRS сервис обеспечивает высокую скорость подключения и нормальную передачу данных

См. также

  • Интернет-образование
  • «Журнал Аудитория»

Ссылки

mobile-learning.ru

  • «Журнал Аудитория» Зовнішнє незалежне оцінювання 2010 Мобільне навчання
  • Tara Brabazon (2007) Mobile Learning: the iPodification of Universities.
  • McConnetha, Doug (2007) Mobile Learning in the Classroom . Research paper on the use and effectiveness of using mobile phones for learning with college students using a commercial m-learning platform. West Chester University. Delivered at SALT Conference in Arlington, VA. August 2007.
  • Naismith, L., Lonsdale, P., Vavoula, G. & Sharples, M. (2005) Literature Review in Mobile Technologies and Learning . Report 11, NESTA Futurelab. Bristol: NESTA Futurelab.
  • Attewell,Jill(2005)Mobile technologies and learning: A technology update and m-learning project summary . Technology Enhanced Learning Research Centre, Learning and Skills Development Agency. London: Learning and Skills Development Agency.
  • Sharples, M. (Ed., 2007). Big issues in mobile learning: Report of a workshop by the Kaleidoscope Network of Excellence Mobile Learning Initiative . Nottingham, UK: University of Nottingham, Learning Sciences Research Institute.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мобильное обучение" в других словарях:

    мобильное обучение - Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN m learningmobile learning … Справочник технического переводчика

    Эту страницу предлагается объединить с E learning. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/9 сентября 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата на … Википедия

    Дистанционный репетитор частный преподаватель, который занимается с учениками на расстоянии, используя интернет технологии или другие средства, предусматривающие интерактивность. Дистанционный репетитор обладает знаниями в области… … Википедия

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    группа - 1.3.2 группа: Лампы с одинаковыми электрическими параметрами и характеристиками катода, физическими размерами и методом зажигания. Источник: ГОСТ Р МЭК 61195 99: Лампы люминесцентные двухцокольные. Требования безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (Canada) I. Общие сведения К. государство в Северной Америке. Входит в состав Содружества (британского). Занимает северную часть материка Северной Америка и многочисленные примыкающие к ней острова: вдоль западных берегов Ванкувер,… … Большая советская энциклопедия

    Групповой терминал видеоконференцсвязи (HD) Видеоконференция (англ. videoconference) область информационной технологии, обеспечивающая одновременно … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? модуля, чему? модулю, (вижу) что? модуль, чем? модулем, о чём? о модуле; мн. что? модули, (нет) чего? модулей, чему? модулям, (вижу) что? модули, чем? модулями, о чём? о модулях 1. Модуль это… … Толковый словарь Дмитриева

    В. С. Лукьянов, 1985 год Дата рождения: 18 августа 1945(1945 08 18) (67 лет) … Википедия

Книги

  • Мобильное обучение иностранным языкам Учебное пособие Mobile teaching of foreign languages Manual , Титова С., Авраменко А.. Новейшие Мобильные и облачные технологии способствуют оптимизации преподавания иностранных языков. Цель данного пособия - анализ возможностей, способов и условий успешной интеграции мобильных…

Транскрипт

1 Мобильное обучение как новая технология в образовании Ирина Николаевна Голицына доцент, к.ф.-м.н., заведующая кафедрой экономической информатики и математики, Надежда Львовна Половникова аспирант Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Татарстан, д.2., г. Казань, (843) Аннотация В статье рассматриваются направления использования мобильного обучения в современном образовании. Отмечается, что несмотря на широкое распространение и доступность мобильных телефонов среди студентов, мобильное обучение слабо распространено в отечественных вузах. Анализируется техническая и психологическая готовность студентов к использованию мобильных технологий в обучении. Делается вывод, что большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. The directions of mobile learning in modern education are considered. It is noted that despite the widespread availability of mobile phones among students, mobile learning poorly distributed in high schools. The technical and psychological readiness of students to use of mobile technology in learning is analyzed. It concludes_ that most of today"s students are ready both technically and psychologically to use mobile technology in education, and it is necessary to consider new opportunities for more effective use of mobile learning. Ключевые слова мобильное обучение, методы и средства обучения, готовность студентов к мобильному обучению. mobile learning, methods of mobile learning, student s readiness to mobile learning Введение Термин «мобильное обучение» (м-обучение) mobile learning (m-learning) относится к использованию мобильных и портативных ИТ - устройств, таких, как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении . Так как компьютеры и Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании, это открывает широкие возможности для расширения участия и доступа к ИКТ, в частности в Интернете. Мобильные устройства, такие как телефоны и карманные компьютеры имеют гораздо более разумные цены, чем настольные компьютеры, и, следовательно, представляют собой менее дорогостоящий способ доступа в Интернет (хотя стоимость подключения может быть выше). Внедрение планшетных ПК теперь 241

2 позволяет использовать мобильный доступ в Интернет с равной, если не большей, функциональностью, чем у настольных компьютеров. Большинство мобильных устройств являются полезными в области образования, управления, организации и преподавания для специалистов-практиков, а также техническими средствами поддержки обучения для учащихся. Вот некоторые из основных преимуществ: Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не прятаться за большими мониторами. Гораздо проще разместить в классе несколько мобильных устройств, чем несколько настольных компьютеров. Карманные или планшетные ПК (КПК) и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки. Распознавание с помощью стилуса или сенсорного экрана становится более наглядным, чем при использовании клавиатуры и мыши. Существует возможность обмена заданиями и совместной работы; учащиеся и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводной сети, например, Bluetooth. Мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое время, в том числе дома, в поезде, в гостиницах - это неоценимое значение для обучения по месту работы. Новые технические устройства, такие, как мобильные телефоны, гаджеты, игровые устройства и т.п., привлекают учащихся - молодых людей, которые, возможно, потеряли интерес к образованию. В выделяются также следующие преимущества m-learning: М-learning через мобильное устройство делает обучение действительно индивидуальным. Учащиеся имеют возможность выбора содержание обучения с учетом их интересов, в результате чего m-learning является ориентированным на студента. Гибкость, немедленный доступ к информации, необходимой для конкретной работы, с помощью мобильных устройств позволяет повысить производительность человека. Самостоятельное обучение и немедленное предоставления контента по запросу являются характерными чертами m-learning. Оно предоставляет пользователям возможность пройти обучение в нерабочие часы и создает условия для совместного обучению и взаимодействия. Последними тенденциями в обучении является смешанное обучение, которое сочетает в себе различные виды обучения, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества различных форм обучения, и лучше всего подходит к контексту обучения в интерактивной учебной среде. Мобильное обучение можно комбинировать с другими видами обучения, обеспечивая интерактивные условия обучения для студентов. Однако, также необходимо рассмотреть следующие возможные недостатки : Малые мобильные экраны КПК ограничивают количество и тип информации, которая может быть отображена. Существуют ограниченные возможности для хранения мобильных телефонов и КПК. Батареи должны работать регулярно, и данные могут быть потеряны, если это не будет сделано правильно. Они могут быть гораздо менее надежны, чем настольные компьютеры (хотя планшетные ПК начинают решать эту проблему). 242

3 Трудно использовать работу с графикой, особенно с мобильными телефонами, хотя 3G и 4G в конечном итоге позволяют это. Рынок быстро изменяется, особенно для мобильных телефонов, так что устройства могут устареть очень быстро. Пропускная способность может снизиться при большом количестве пользователей, использующих беспроводные сети. В связи с этим будущее сферы мобильного обучения требует совместных усилий мобильных производителей, поставщиков мобильных услуг, а также экспертов индустрии обучения . Организация мобильного обучения как новой технологии в образовании В выделяются следующие категории мобильного обучения: Технологическое мобильное обучение (Technology-driven mobile learning) - Некоторые конкретные технологические инновации располагаются в академическом окружении, чтобы продемонстрировать техническую целесообразность и педагогические возможности. Миниатюрное, но портативное электронное обучение (Miniature but portable e- learning) - мобильные, беспроводные технологии и портативные технологии используются для воспроизведения подходов и решений, которые уже используются в обычных электронных средствах обучения. Например, перенос некоторых технологий электронного обучения, таких как виртуальная учебная среда (VLE), на эти технологии или, например, гибкая замена статических технологий рабочего стола мобильными технологиями. Обучение, связанное с аудиторией (Connected classroom learning) - те же технологии используются в классе для поддержки совместного обучения, возможно, в связи с другими технологиями в классе, такими как интерактивные доски. Неформальное, персонализированное, ситуационное мобильное обучение (Informal, personalized, situated mobile learning) - те же технологии усиливаются дополнительной функциональностью, например, локальной осведомленностью или видеопередачей, и направлены на образовательные деятельность, которая в противном случае будет трудной или невозможной Мобильное обучение / поддержка эффективности (Mobile training/ performance support) - технологии используются для повышения производительности и эффективности мобильных сотрудников, обеспечивая информацию и поддержку, точно в срок и в контексте их немедленных приоритетов. Удаленное/ сельское/ развивающееся мобильное обучение (Remote/ rural/ development mobile learning) - технологии используются для решения экологических и инфраструктурных задач, предоставляемых образованию и поддерживающих его там, где обычные электронные технологии обучения не могли бы работать, что часто принималось в развивающихся или эволюционных парадигмах. Остановимся на конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебных процесс. 1. Мобильный телефон обеспечивает доступ в Интернет на сайты с обучающей информацией применяется как одна из форм дистанционного обучения. Первым (и самым распространенным) способом является использование мобильного телефона, как средства доступа в глобальную сеть. Возможна организация доступа на специализированные сайты, содержащие электронные учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие 243

4 материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы). Также возможен обмен электронной почтой в образовательных целях и обмен мгновенными сообщениями в программах ICQ, QIP, версии которых существуют и для мобильных телефонов. Таким образом, на всех этапах обучения существует много возможностей для передачи информационных материалов обучаемому, а также контроль всего процесса обучения и помощь в решении возникающих проблем. Примером такого использования мобильных телефонов является активно развивающийся проект M-Ubuntu , разработанный крупной шведской организацией Learning Academy Worldwide во второй половине 2007 года. В рамках этого проекта была представлена платформа дистанционного обучения, позволяющая создать все условия для получения новых знаний и активного использования новейших информационных технологий даже в отдаленных регионах и странах третьего мира. Особенное внимание разработчики M-Ubuntu уделили обучению с помощью мобильных телефонов, причем воспользоваться такой системой могут не только учащиеся. Специально для преподавателей были разработаны приложения для повышения квалификации, а также программы тестирования и контроля студентов. Любой учитель, независимо от его местонахождения, используя платформу M-Ubuntu, способен проконсультироваться у профессоров крупнейших университетов. 2. Мобильный телефон средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию. Вторым способом возможного применения мобильных телефонов для обучения является использование специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как Office Word, Power point, Excel. Таким образом, имея в памяти мобильного телефона такие файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом. Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы, программы-плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска. Особенно ценной данная возможность является для желающих изучить иностранные языки доступно огромное множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих файлы разного формата и длины. Примером успешного применения данного способа обучения является ряд образовательных программ в университетах Японии и Китая. Рассматривая мобильные технологии, преподаватели этих университетов считают их очень перспективными в условиях информатизации современного общества. Национальный КиберИнститут в Японии, специализирующийся на дистанционном обучении через Интернет, в 2008 году предложил инновационную систему обучения - с помощью мобильного телефона, что позволяет изучать любые дисциплины, как дома, так и в кафе или в метро. Если на компьютере во время занятия в центре экрана показываются текст лекции и все необходимые рисунки, а в углу идет трансляция видеозаписи самой лекции, то версия для мобильного телефона основана на технологии потокового видео, и все тексты и чертежи скачиваются дополнительно. Студентам было предложено изучать около 100 различных предметов, в том числе древнюю китайскую культуру, журналистику и английскую литературу. В Китае фирма Nokia развивает программу Mobiledu, которая началась в 2007 году и включает англоязычные учебные материалы и другой образовательный контент от огромного количества поставщиков оперативной информации непосредственно к мобильным телефонам. Получить доступ к этой информации можно через мобильные телефоны Nokia либо через сайт программы. За время работы программы Mobiledu уже более 20 млн. человек стали ее подписчиками. 244

5 3. Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов. Еще одним способом применения мобильных телефонов для обучения является использование специализированных электронных учебников и курсов, адаптированных для просмотра и выполнения на мобильных телефонах учащихся. Студентам предлагается загрузить к себе на телефон Java-приложения, содержащие, к примеру, тестирования по определенным предметам, а также информацию (электронные учебники, тексты лекций), необходимую для их успешного выполнения. Современные технологии позволяют достаточно легко спроектировать и программно реализовать такие электронные пособия. Возможность размещения схем, чертежей и формул делает написание электронных учебных курсов для мобильных телефонов универсальным и применимым абсолютно к любому изучаемому предмету. Возможна также реализация обучающих программ в игровой оболочке, используя возможности графики телефонов, однако реализация таких приложений довольно сложный и трудоемкий процесс. Вследствие этого написание электронных учебников и программ предметного тестирования для мобильных телефонов кажется более перспективным направлением. Существует огромное количество специальных приложений для мобильных телефонов, таких, как калькуляторы разной степени сложности (простые, научные), офисные программы для мобильных телефонов, приложения, содержащие различные тесты с ответами (например, для психологов) и т.д. Научные исследования возможностей мобильных технологий и условий их реализации в системе образования активно продолжаются, и на сегодняшний день в России начинает развиваться их практическое применение. Большое количество интернет - ресурсов предлагают учащимся электронные англо-русские словари, программы-калькуляторы и множество шпаргалок по различным предметам для использования на мобильных телефонах. Так, издательство «Дрофа» занимается разработкой проекта m-learning, в основе которого лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к ЕГЭ с помощью специальных программ для мобильных телефонов. Программа обучения доступна также через Web- интерфейс. В настоящее время разработана методика обучения иностранным языкам. Система обеспечивает изучение лексики через тексты, которые подбираются индивидуально в зависимости от стартового уровня владения иностранным языком и индивидуальным графиком освоения языка. При знакомстве с новым текстом, учащийся формирует свой словарь из новых слов, информация о ранее изученных словах хранится на сервере, Мобильный телефон обеспечивает возможность обучения в любое время, любом месте, при отсутствии под рукой бумажных носителей информации. Подключившись к серверу, ученик получает новую порцию информации, для изучения которой нет необходимости сохранять подключение к сети. Подключение к серверу необходимо только для получения новой информации и передаче статистики. Такой подход обеспечивает невысокую стоимость использования программы (значительно уменьшаются объемы переданной и полученной информации). С использованием различных форм мобильного обучения реализуется множество образовательных проектов, среди которых, например, 2010 Horizon Project (2010 Horizon Report). Он является совместным проектом New Media Consortium и EDUCAUSE Learning Initiative (Программа EDUCAUSE ). В этом проекте предполагается использование мобильных компьютерных систем, объединенных в сеть, которые уже используются студентами и установлены во многих кампусах. 245

6 Возможности такого обучения велики, т.к. практически все студенты высших учебных заведений используют ту или иную форму мобильного устройства и сотовой сети, которая их поддерживает, и число подключений продолжает расти. Все большее число преподавателей и сотрудников учебных технологий экспериментируют с возможностями сотрудничества и взаимодействия, предлагаемыми мобильными вычислительными системами. Устройства от смартфонов до ноутбуков являются портативными инструментами для повышения производительности обучения и общения, предлагая более широкий спектр мероприятий, в полном объеме поддерживаемых приложениями, предназначенными специально для мобильных телефонов. В мобильное обучение рассматривалось в качестве альтернативы традиционным занятиям в рамках экспериментального проекта. Арвид Стаупе и Лине Колас (Arvid Staupe, Line Kolås) показали, что студенты хотели бы расширить услуги в отношении доступности обучения, и междисциплинарные группы преподавателей являются средством для достижения этой цели. Осуществление мобильных уроков способствует как частным, так и общественным коммуникациям с помощью устных или текстовых каналов связи, которые также являются полезными. При рассмотрении экспериментального проекта мобильного обучения Арвид Стаупе и Лине Колас опирались на теорию Мура (Moore) и Мантовани (Mantovani) . Книга с Джеффри А. Мур "Пересекая Пропасть" (Crossing the Chasm) посвящена описанию того, как новая технология принимается на рынке путем создания нескольких категорий групп пользователей, и описанию характеристик каждой группы пользователей. Группы пользователей можно увидеть на рисунке 1, где показано количество пользователей в зависимости от времени, из графика видно, что существует пропасть (пробелы) между группами пользователей. Стаупе и Колас пришли к заключению, что до тех пор, пока мобильные уроки находятся в ранней стадии графа Мура, необходимо прикладывать усилия для того, чтобы технологии и концепции преодолели пропасть. Рис. 1: График Мура по различным группам пользователей при внедрении новых технологий (ссылка в на ) На ранней стадии, когда студенты формируют группы пользователей - новаторов и ранних адоптеров. любознательность является основной мотивацией студентов. Задача заключается в пересечении пропасти к раннему большинству, в котором технологии принимаются значительной частью потенциальной базы пользователей. Для того, чтобы с помощью технологии или концепции пересечь этот 246

7 пробел, должна быть разработана определенная стратегия. После того, как технология достигла основных рынков, развитие пойдет по своей собственной траектории, в которой студенты получают информацию и интерес со стороны других студентов, которые уже используют инструмент. Концептуальная модель Мантовани о социальном контексте имеет три уровня (рис.2), и если сравнить мобильное обучение с моделью Мантовани, уровень 3 является уровнем локального взаимодействия с артефактами, и в качестве артефакта в рассматривается мобильное обучение. Уровень 2 в модели Мантовани - это интерпретация ситуаций. Ситуация - это обучение студентов в учебных заданиях. Уровень 1, построение социального контекста - учебное заведение или отдельный студент. Социальный контекст в модели Мантовани может быть либо ментальной моделью человека, либо это может быть социальный контекст организации. При рассмотрении мобильных уроков в свете гипотезы формирования МТО (Man, Technology and Organisation) в качестве основы для оценки социального контекста в концептуальной модели Мантовани, Стаупе и Колас заключают, что если организационной части не хватает, и модель работает на самом низком уровне, концепции трудно распространяться вверх по структуре модели Мантовани. Когда связанный с технологией артефакт вводится в существующую технологическую культуру, необходимо рассматривать новые возможности в организации для более эффективного использования потенциала, который предоставляет новый артефакт. Рис. 2. Формы МТО (Man, Technology and Organisation) в модели Мантовани (ссылка в на ). 247

8 Несмотря на то, что число современных мобильных телефонов и коммуникаторов в несколько раз превышает число персональных компьютеров, мобильные устройства доступнее ПК, и мощность современных мобильных устройств превосходит мощность компьютеров начала 90-х годов, в нашей стране в целях обучения мобильный телефон используется мало. Опираясь на описанные выше выводы этот факт можно объяснить тем, что для внедрения новой перспективной технологии в обучение необходимо разрабатывать новые стратегии и прикладывать определенные организационные усилия. Анализ технической и психологической готовности студентов к мобильному обучению Таким образом, широкие технические и функциональные возможности мобильных телефонов для образовательных целей применяются следующим образом: используется возможность SMS переписки либо обмен мгновенными сообщениями с преподавателем для получения консультации; возможность выхода в глобальную сеть позволяет посещать необходимые сайты, обмениваться электронной почтой, пересылать необходимые информационные файлы; прохождение тестирования на мобильном телефоне позволяет учащемуся самостоятельно контролировать уровень знания предмета; электронные учебники для мобильных телефонов дают возможность получать новую информацию независимо от времени и месторасположения ученика; возможность воспроизведения звуковых, графических и видеофайлов дает расширенные возможности, в особенности для обучения языковым предметам и творческим специальностям, позволяет использовать разнообразные источники и способы получения знаний, заинтересовать обучаемого необычными методами преподавания; мобильные аналоги языковых словарей и справочников, различного вида математических калькуляторов удобны в использовании и способны содержать более полную и оперативно обновляемую информацию. Нами было проведено анкетирование студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и Института экономики, управления и права (г. Казань) с целью определения их технической и психологической готовности к использованию мобильных телефонов в учебном процессе. В анкетировании приняли участие 128 студентов 1 3 курсов. Анкетирование показало, что 99,2% студентов имеют телефоны, из них 22% обладают смартфонами, 51,6% студентов имеют ноутбуки На рис.3 показано процентное содержание телефонов студентов, которые оснащены следующими техническими функциями: 1. GPRS доступ в Интернет 2. 3G доступ в Интернет 3. WAP доступ в Интернет 4. Bluetooth 5. Инфракрасный порт 6. Проигрывание MP3-файлов 7. Диктофон 8. Калькулятор 9. Доступ к Java-приложениям (игры, электронные книги и т.д.) 10. Фотокамера 248

9 Технические функции мобильных телефонов студентов 120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00% Рис.3 Техническое оснащение мобильных телефонов студентов Техническое оснащение мобильных телефонов студентов позволяет более 80% из них выходить в интернет, пользоваться электронными книгами, словарями и справочниками, проигрывать аудиофайлы. Использование студентами приложений мобильных телефонов 120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00% Рис. 4. Использование приложений мобильных телефонов опрошенными студентами На рис. 4. показано, какими приложениями мобильных телефонов пользуются студенты, номерами обозначены следующие функции: 1. Opera Mini 2. Стандартный браузер для просмотра Интернет-страниц (Nokia, Sony Ericsson и т.д.) 3. Программы для просмотра электронной почты 4. ICQ/ QIP/ Jimm 5. Программы для чтения электронных книг 6. Офисные программы (аналоги Word, Excel и т.д.) 7. Диктофон 8. Калькулятор 9. Игры Java 10. Электронные словари, шпаргалки, учебные пособия 11. SMS 249

10 Анализируя полученные ответы, можно заключить, что наиболее широко студенты используют такие функции мобильных телефонов, как обмен SMSсообщениями и калькулятор, что является закономерным результатом. Все остальные технические возможности телефонов используются существенно ниже. Также слабо используется программное обеспечение для мобильных телефонов, исключение составляет достаточно высокий процент (68%) выхода в интернет с помощью браузера Opera Mini и использование Java игр (45%). Таким образом, самостоятельно студенты слабо используют возможности мобильных телефонов для обучения, несмотря на достаточно высокий уровень технического оснащения. Но готовы ли они психологически к использованию мобильных телефонов в обучении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы предложили студентам ответить на вопросы: «Хотели бы вы иметь возможность закачивать на мобильный телефон все необходимые книги и пособия для подготовки к занятиям?» и «Хотели бы вы иметь возможность просматривать на экране мобильного все необходимые книги и пособия для подготовки к занятиям?». Анализ ответов показал, что 75% студентов хотели бы иметь возможность закачивать на мобильный телефон все необходимые книги и пособия для подготовки к занятиям, а 24% студентов ответили на этот вопрос отрицательно, 47% считают это удобным, а 15% - неудобным. Аналогично разделились мнения при ответе на второй вопрос: 75% хотели бы вы иметь возможность просматривать на экране мобильного все необходимые книги и пособия для подготовки к занятиям, остальные ответили отрицательно, 31% считают это удобным, 7% - неудобным. Если сравнить количество студентов, готовых к использованию мобильных телефонов в обучении, с количеством пользователей технологии на графике Мура (рис.1), то можно заключить, что количество потенциальных пользователей намного превышает количество новаторов и ранних адоптеров, и вполне способно сформировать раннее большинство. Таким образом, большинство студентов технически и психологически готово к использованию мобильных технологий в образовании. Некоторые из них указывают на новые возможности, которые предоставляет мобильное обучение, например: «телефон у меня всегда под рукой», «необходимо для быстрого получения информации», «информацию можно узнать в любом месте и в любое время», «книги не занимают места», «интересно, удобно, быстро», «может пригодиться в случае, когда нет возможности использовать другие виды информации», «небольшие промежутки свободного времени (пробки, очереди) можно посвятить подготовке к занятиям», «экономит время», «будет удобно заниматься везде и всегда, при любых условиях», «очень полезно на экзаменах, зачетах, контрольных работах». Очевидно, что для использования новых возможностей мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа по внедрению современных стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс. Заключение Внедрение мобильных технологий в образование: позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться; расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения; дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями; не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной 250

11 литературы, т.е. экономически оправдано; учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi); информация в мультимедийном формате способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу. Таким образом, очевидна целесообразность использования этих современных средств коммуникации в обучении. В будущем, преподаватели и студенты больше не должны быть ограничены возможностью учить и учиться в определенном месте и времени. Мобильные устройства и беспроводные технологии станут в ближайшем будущем повседневной частью обучения, как внутри, так и вне аудиторий. Большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Решение этой задачи требует организационной усилий со стороны руководителей образования, исследовательской и методической работы ученых и преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс высших учебных заведений.. Благодарности И.Н. Голицына благодарит Правительство Республики Татарстан за возможность прохождения стажировки в Норвежском университете науки и технологий (NTNU), и ассошиэйт - профессора Норвежского университета науки и технологий Арвида Стаупе (Arvid Staupe) за полезное обсуждение вопросов, связанных с развитием мобильного обучения и предоставление текстов полезных статей. Литература 1. (дата обращения) 2. Kumari Madhuri, Vikram Singh, Mobile Learning: An Emerging Learning Trend - HiTech Whitepaper,11, Traxler John. Current State of Mobile Learning. International Review on Research in Open and Distance Learning (IRRODL) 8, no /875 (дата обращения) (дата обращения) 5. Рамблер [Электронный ресурс] %D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81 (дата обращения) (дата обращения). 7. Образование в Японии (дата обращения) 8. Mobiledu and Widsets for China. (дата обращения) 251

12 9. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю. Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования. (дата обращения) (дата обращения) 11. Staupe Arvid; Kolås Line. Mobile Tutoring - distributed interactive learning arena with synchronous video and audio. I: Society for Information Technology & Teacher Education International Conference Annual. Association for the Advancement of Computing in Education, Geoffrey A. Moore, Crossing the Chasm, Marketing and Selling High-Tech Products to Mainstream Customer (revised edition), HarperCollins Publishers, New York, Mantovani Giuseppe New communication environments: from everyday to virtual, Taylor & Francis, Aarsland Trond Utvikling av læringsmiljø for nettbasert undervisning ved hjelp av IKT, Master thesis IDI, NTNU 252


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2/2011 87 Ирина Николаевна Голицына, заведующая кафедрой экономической информатики и математики Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета, доцент,

2. Птицына, Л.К. Практика и научно-исследовательская работа. Формирование профессиональных компетенций при подготовке магистров по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» [Электронный

2. Тесты промежуточного контроля: 5-8 заданий задания 1-го уровня сложности (на узнавание); 10-12 заданий 2-го уровня (на понимание); 1-3 заданий 3-го уровня (применение). 3. Тесты заключительного контроля:

КАТАЛОГ ТЕХНИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 1. Оборудование. 2. Технические средства обучения. 3. Наглядные пособия. 4. Учебники. 5. Методические пособия. 6. Дидактический материал.

2015 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ЭОС «Moodle» ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ [Электронная образовательная среда Moodle] Для обучающихся 1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...3 Вход в ЭОС...4

Панфилов Алексей Сергеевич магистрант Деева Светлана Альфредовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Краснодарский край ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014 2 (июнь 2014 г., выпуск 14) 140 УДК 004.5 ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Алексеева Т. В., Кокарева Л. А., Московский финансово-промышленный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По информатике и ИКТ 8 класс 205/206 учебный

Блохина Ю.Н., преподаватель отделения среднего профессионального образования Ковылкинского филиала ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», Россия, г. Ковылкино ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ

Информатизация и связь. - 4-2012.- М.: Изд-во АНО «Редакция журнала «Информатизация и связь». - 72 с. с. 61 64. УДК 378.147.88 Нагаева Ирина Александровна, к.п.н., доцент Педагогический дизайн и педагогическое

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ УДК 681.3.01 Ю.Б. Бекаревич канд. техн. наук, доцент, кафедра экономической кибернетики, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Н.В.

И. В. Кузнецова (г. Коряжма) À flœ À ˇ fiàà Õ ÃÃÀ œ fl œÿ Õœ ÀÀ à Œ Õ ÕŒŸœ В статье представлены методические аспекты комплексного применения информационных технологий будущими учителями математики в педагогическом

ГЛАВА 8 Настройка Vista для работы с переносными устройствами Центр мобильных устройств Windows Управление настройками мобильных компьютеров с операционными системами Windows Mobile 2003 и старше сгруппировано

Педагогические науки / 1. Дистанционное образование Славинская Л.В. Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ), Украина ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМОЛОГИЯ»

1 формированию навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, разработке учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся,

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Валитов Р.А. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ КФУ И ПОДДЕРЖКА МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Valitov R. E-LEARNING AT KAZAN

Босова Людмила Леонидовна [email protected] ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ 28-30 сентября 2010 г. г. Казань Актуальность Современный учебный процесс,

ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы Медицинский колледж 7 Инструкция по работе слушателей отделения ДПО и ДО в Системе дистанционного обучения «Медицинского колледжа 7»

Жуланова В. П. ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Е. Ерченко (ИООО «АРТ ЛОГИСТИК») ДОСТОИНСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Сеть Интернет это огромный источник информации, как на изучаемом языке так и на иностранном. По каким критериям материал

Государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура»

Есментов Василий Андреевич Научный руководитель Михаил Евгеньевич Мая работа ассоциируется на поиске наиболее лучшей программы из выбранного списка программ путѐм тестирования их на ПК. Таким способом

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И (М И Н О Б РН А У К И РОССИИ) П Р И К А З 2016 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Техникум строительства и городского

Перечень электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Коллекции электронных образовательных ресурсов: 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru 2. «Единая

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. Программы для образовательных организаций 2-11 классы / составитель М.Н. Бородин.

Презентация ИКТ в преподавании музыки Профессиональная компетентность учителя в условиях перехода на ФГОС Так мы учили: 1. Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил пересказал». 2. Учитель объявляет

Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Бовкунович Елена Викторовна, руководитель Информационно-методического центра гимназии 7 г. Чехова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА 13" ГОРОДА САРОВА РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики Протокол 1 от 29.08.2016 СОГЛАСОВАНА

Рабочая программа по ИНФОРМАТИКЕ 11 класс Учитель: Голоева Э.А. 2 Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта

Творческая работа на конкурс «Ученик 2030» учителя русского языка и литературы ГБОУ «Школа 2114» Марченко Елены Андреевны В современном образовании реализуются федеральные государственные образовательные

Приложение 3 к Порядку организации и проведения обучения в рамках контракта от 14 декабря 2007 г. ТDР/QCBS/10 «Обучение базовым компьютерным навыкам функциональных специалистов, обучение IT специалистов»,

Извлечение информационных улик из телефонов, смартфонов и КПК 2010 Рост рынка смартфонов Доля смартфонов на рынке, % 100 80 60 40 20 0 13 18 25 37 87 82 75 63 Смартфоны Телефоны 2008 2009 2010 2011 По

УДК 373:004.588 Березовая И. В. Студентка факультета русской филологии и журналистики Елабужского института Казанского федерального университета г. Елабуга, Республика Татарстан, Российская Федерация Любимова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Устюгова В.Н. Работа

Серия САМОУЧИТЕЛЬ серия Наука и Техника Санкт-Петербург 2013 Торельсон В. В., Бушуев А. П., Прокди Р. Г. ПЛАНШЕТ Самоучитель работы на планшетном компьютере с Android Наука и Техника Санкт-Петербург 2013

Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе Оглавление: 1 Компетенции участников внедрения проекта электронных учебников и модели работы 1.1 Компетенции и варианты профессионального развития

17 ОТКРЫТЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Томский государственный университет Обосновывается необходимость создания открытых профильных школ как основы сетевой модели

1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Использование Office 365 на телефоне Android Краткое руководство по началу работы Проверка почты Настройте свой телефон Android для отправки и получения почты с использованием учетной записи Office 365.

Б.2.ДВ.2.1 Современные компьютерные технологии Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Общие сведения 1. Кафедра Физики, информатики и информационных технологий

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске Модуль университетской академической

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе по дисциплине «Информатика» Белова С.В. В настоящее время наблюдается быстрый процесс развития информатизации, который характеризуется

Казакова Анна Содержание Новые возможности Microsoft Office System 2007 Как повысить личную эффективность сотрудников Как упростить порядок совместной работы Как улучшить управление процессами компании

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Овчаров А.В. Барнаульский государственный педагогический университет Обучение учителя - предметника использованию

Аннотация рабочей программы дисциплины С2.В.ДВ.2.1. Компьютерные технологии в фармации Специальность 060301 Фармация С.2. Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл Вариативная часть

НПК «СоюзСпецАвтоматика» ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «КОДОС-ВИДЕОСЕТЬ» для карманных персональных компьютеров Руководство пользователя 2005 1 Аннотация В настоящем документе содержатся сведения, необходимые

Учитель: Кинзягулова Е.В. Цели урока: Конспект урока «Электронная почта» 1) Обучающая: ввести понятие «электронная почта», ознакомить учащихся с ее возможностями, функционированием, а также сформировать

Инструкция по работе с социальным сервисом Wizer Wizer.me это сообщество педагогов, создающих инновационные образовательные ресурсы для уроков в открытой информационнообразовательной среде. Wizer может

«NAUKA- RASTUDENT.RU» Электронный научно-практический журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814 ЭЛ ФС 77-57839 от 25 апреля 2014 года Территория

Календарно-тематическое планирование по информатике предмет Классы 5б Учитель Савельева Т.В Количество часов Всего 35_ час; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков 4, зачетов 15, тестов ч.; Административных

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Добро пожаловать в Открытый университет! Советы для упрощения работы. Общие принципы работы в системе Единственными условиями для пользователя является наличие стабильного канала доступа к сети Интернет,

ББК 74.202я7-7 И. В. БЕЛЯНИН, О. Б. ОГУРЦОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ELEARNING SERVER ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРСКИХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ НГТУ им. Р.Е. Алексеева Для представления курсов через сеть

Всё ближе время, когда не нужно будет ездить в другие города или страны, чтобы получать образование. С развитием технологий обучаться можно в любом месте, имея телефон в кармане и хороший сигнал LTE.

Мобильное обучение - сравнительно новый способ учёбы, при котором знания люди получают через гаджеты: смартфон, планшет или лэптоп. Несколько лет назад для этой цели представляли и разрабатывали специальные устройства: что-то вроде КПК и электронных книг, содержащих программы для обучения. С развитием интернета и телефонов последние взяли роль «учителя» на себя. А учебную программу составляют приложения, которые пользователь скачивает.

Другой аспект мобильного обучения: организационный. Постепенно учёба или передача какой-то информации «по удалёнке» внедряются в школах и ВУЗах. Электронные дневники, группы в социальных сетях, документы с открытым доступом - всё это позволяет гаджетам помогать в учёбе.

Приложения для обучения

Начать обучаться при помощи смартфона и без помощи университетов можно уже сейчас, загрузив из App Store или Google Play пару бесплатных приложений.

Наверное, лучшая в мире платформа для изучения языков. «Дуолинго» использует игровую механику: уроки расположены по уровням, чтобы перейти на следующий, нужно пройти предыдущий частично или целиком. За ежедневное посещение пользователю выдаются опыт и разные приятные виртуальные бонусы.

2. Нетология и Фоксфорд

Нетология - это онлайн-университет для получения интернет-профессий. Обучение там проводится в форме вебинаров, которые можно потом скачать и повторно прослушать. В конце выдаётся сертификат о прохождении курса. Также есть курсы из видеоуроков, которые тоже можно купить и скачать.

«Фоксфорд» - группа приложений от Нетологии. Они помогут пройти школьный курс по всем предметам, подобрать репетитора, решить сложные задачи.

Три приложения от российской компании также созданы для изучения другого языка. Только здесь это не последовательные уроки, как в Duolingo, а удобный высококачественный переводчик, словарь и сборник популярных фраз.

Академия Хана бесплатно предоставляет более 4000 лекций по разным предметам: математика, физика, история, биология, химия, экономика и многие другие. Их можно посмотреть с официального сайта либо скачать приложение. Конечно, на английском лекций больше, но на русский также переведена значительная часть.

Quizlet обучает по карточкам. Здесь и подготовка к экзамену по любым предметам, и тренировка памяти, и игровой процесс. Карточки можно как придумывать и создавать самому, так и пользоваться тем многообразием, которое оставили после себя другие пользователи. Приложение поможет в игровой форме запомнить любую важную информацию, поэтому подходит практически для всех сфер обучения.

Плюсы и минусы мобильного обучения

Большинство плюсов такой формы получения знаний, наверное, многим уже очевидно.

  • Возможность учиться в любом месте и, как правило, в любое удобное время.
  • Доступность. Часто приложения или учебные онлайн-программы либо бесплатны, либо стоят гораздо дешевле, чем услуги репетитора или семестр в ВУЗе (имеется ввиду средняя стоимость одного занятия).
  • Геймификация. Многие приложения для обучения используют игровую механику, поэтому учиться тянет гораздо больше. Особенно этот плюс оценят школьники.
  • Программы для обучения делают часть работы за учителей, помогая им преподнести информацию несколькими способами. Поэтому возрастают и качество, и стоимость услуг преподавателя.

Минусы, казалось бы, могут возникать только из-за технической стороны. Но нет.

  • Концентрация внимания. Трудно сконцентрироваться на обучающем приложении, когда кроме него в телефоне есть ещё много других, более интересных приложений, мессенджеров и игр. Поэтому качество учебного процесса может снижаться.
  • Отсутствие документальных подтверждений результатов. Личные познания могут расширяться стремительно, но пока довольно мало возможностей пройти курс ядерной физики, выучить японский через смартфон и в конце получить подтверждающий сертификат. Получается, что мобильное обучение служит только как вспомогательный способ учёбы.
  • Не всем вещам можно научиться при помощи программ или онлайн-курсов. Даже для полного знания английского необходимо вживую говорить на нём с человеком, а не диктовать фразу приложению через микрофон.