Митрополит Меркурий: Семья – это священная традиция. Новочеркасское благочиние

Игумен Тимофей, вечером 31 июля находившийся за рулём спорткара BMW Z4 с дипломатическими номерами в нетрезвом состоянии, и совершивший на Зацепском валу двойную автоаварию, ехал как частное лицо. Об этом нам поведал глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Подробнее об этой аварии: и .
Но, несмотря на то, что иигумен Тимофей ехал как частное лицо, РПЦ обещает провести собственное расследование этой аварии. А, раз будет внутрицерковное расследование, то, возможно, и последуют внутрицерковные наказания.
Действительно, а как наказывают в РПЦ?
Например, приходского священника, сказавшего слово поперёк своему архиерею, могут запросто отправить за штат, а то и запретить служение. В светский суд в такой ситуации обращаться бесполезно - с приходскими священниками трудовых договоров не заключается. А внутрицерковный суд РПЦ встанет на сторону архиерея.
А как наказывают провинившееся высшее духовенство в РПЦ? Посмотрим...

Митрополит Меркурий (Иванов)

Игорь Владимирович Иванов (в монашестве Меркурий) родился 21 января 1964 г.
В 1988 году принял монашеский постриг, а в 1989 году посвящён в сан иеродиакона. В 1989 году Меркурия посвящают в сан иеромонаха, и он становится штатным священником Никольского собора в Кёнигсберге. Он приглянулся тамошнему митрополиту Кириллу (будущему патриарху).
В 2000 году Меркурий получает сан епископа и назначается управляющим Патриаршими приходами в США.
Оправдывая своё монашеское имя (Меркурий - в древнеримской мифологии - бог торговли), Меркурий проворачивает в Штатах ряд операций. Например, такую:

.....
Вспоминаются публикации российских СМИ пятилетней давности, где рассказывалось о коммерции вокруг чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери в Нью-Йорке, где епископ Меркурий служил управляющим патриаршими приходами в США. Икона хранилась у священника Православной Церкви в Америке в Чикаго, куда была вывезена после Второй мировой войны. Епископ Меркурий убедил старого священника на время передать икону ему, после чего вывесил на сайте собора объявление: молебен у чудотворной стоит всего 100 долларов.
.....

Но, как известно, в РПЦ такое вот «меркурианство» совсем не наказуемо, а,даже и поощряемо.
В американской биографии Меркурия есть эпизод со Свято-Николаевским храмом в Нью-Йорке. Этот храм, построенный ещё в 1902 году, находится неподалёку от башен-близнецов. Во время терракта 11.11.01 храм не пострадал. Но церковное начальство решило, что всё равно реставрация необходима. Реставрацию курировал, естественно, Меркурий. Выпросило начальство РПЦ у российского правительства 3 млн. долларов, и работа закипела. И через некоторое время работы были завершены. Как утверждают те, кто видел храм до и после реставрации, после реставрации он стал гораздо хуже. Но это совсем не помешало после реставрации закатить шикарный приём в фешенебельном Нью-Йоркском отеле «Плаза». И это не самое главное. Дело в том, что за этот приём Меркурий забыл заплатить. Это грозило катастрофой для храма: от попадал в судебные тяжбы и мог лишиться налоговых льгот, предусмотренным законодательством США. Предполагали, что Меркурий лишиться своего поста, а ничего. На посту управляющего Патриаршими приходами в США он пробыл до 2009 года (а история с неоплатой была в 2003-м). Ну ничего, дельце это, естественно, замяли. Подробнее о нём - .
В 2009 году Меркурий возвращается в Москву, становится членом Межсоборного присутствия РПЦ. Кроме того, он становится настоятелем Высоко-Петровского монастыря, в котором, только не падайте, тоже затеял реставрацию. В результате такой реставрации были утрачены уникальные росписи в храме святителя Петра Митрополита и в храме Толгской иконы Божией Матери, крестильная купель в этом же храме, неповторимые керамические иконы в надвратном храме монастыря. Подробнее - .
27 июля 2011 года Меркурий назначен епископом Ростовским и Новочеркасским, а позднее, когда была образована Донская митрополия, он стал митрополитом. Кем пребывает и поныне.

Епископ Никон (Миронов)

У екатеринбургского епископа Никона, кроме, естественно, стяжательства, был ещё один грешок (помните, в конце 90-х была шумная история по этому поводу).
Из статьи Ульяны Скобейды «Как преосвященейший Никон отвращал паству от бога содомским грехом» («Комсомольская правда», № 82 (22061), 7 мая 1999):

.....
Передо мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.
- Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка! В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла!
Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: «Можешь ублажить архиерея?» «В смысле?» - «Трахнуть его». Целомудрием Серега не страдал: «За деньги - без проблем».
.....

Такое поведение архиерея вызывало негодование, как священников, так и мирян. На Никона писались телеги наверх.
Из рапорта игумена Тихона патриарху Алексию II:
.....
Я сразу же поднялся в Архиерейские покои за благословением к Его Преосвященству, но зайдя в покои увидел Владыку в нетрезвом состоянии, в трусах и рядом с ним стоял священник Олег Затекин.
Увидя меня Владыка смутился а о.Олег сразу же ушел из келлии. Вслед за ним вышел и я направившись в свою келлию. Там я увидел гостя Владыки но переодевшись я вновь вернулся к Епископу, а тот с ходу сказал мне: «Тихон, я хотел пососать член у твоего брата, но он мне не дал».
Эти слова поразили меня но мне не оставалось ничего как смириться. После этого он велел позвать гостя и велел придти мне. Был организован стол за которым Владыка и гость изрядно выпили, что гостя даже вырвало после чего я увел его спать на свою кровать, в свою келлию, а затем вновь вернулся в Архиерейскую.
Владыка был изрядно выпивший и я помог ему раздеться, и он ложась в кровать сказал: «Тихон, мне очень нравится твой брат, пусть он меня полюбит, и я буду его женой».
.....

Надо сказать, рапорты священнослужителей возымели действие: епископа Никона сняли с екатеринбургской кафедры. А священнослужителей, писавших рапорты на епископа, кого понизили в должности, а кого и вообще вывели за штат.
Епископа Никона в сане не понизили. Посне пребывания в Псково-Печерском монастыре, он стал настоятелем храма Успения в Вешняках.
В 2008 году Никон уже был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, который ему вручил патриарх Алексий II.
А в 2010 году Никон получает ещё одну церковную награду - церковную награду – панагию «в связи с 50-летием со дня рождения и в благодарность за труды».

Понятно, что священнослужители с грешками управляемые, целиком и полностью находятся во власти покровителя. Но такие служители отвлекают от церкви прихожан похлеще любой атеистической пропаганды. В 60-е - 70-е годы одним из способов борьбы с религией, которую вела совецкая власть, был таким: на видные церковные должности, советы по делам религий двигали людей, морально небезупречных: стяжателей. пьяниц, бабников... Складывается такое впечатление, что руководство РПЦ, хоть борьба с религией закончилась, в настоящее время свято выполняет установки ещё совецких советов по делам религий...

МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И НОВОЧЕРКАССКИЙ МЕРКУРИЙ

Дата рождения: 21 января 1964 г. Дата хиротонии: 6 февраля 2000 г. Дата пострига: 12 марта 1988 г. День ангела: 7 декабря Биография:

В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

12 марта 1988 г. пострижен в монашество. 15 января 1989 г. рукоположен во иеродиакона, 6 августа - во иеромонаха, назначен штатным священником Никольского собора Калининграда.

С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном. С 13 января 1991 г. настоятель Серафимовской церкви г. Светлогорска. С 5 мая 1993 г. настоятель церкви Рождества Богородицы Калининграда. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, назначен управляющим Патриаршими приходами в США. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. Доктор богословия.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации .

Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

10 октября 2009 г. решением Священного Синода (журнал № 101) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

С декабря 2010 г. по июль 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).

С 22 марта 2011 г. - член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Донской митрополии ; также определением Синода (журнал № 120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии.

8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий:

    26 июня 2009 г. возглавил Комиссию по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, организованной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации;

    указом № 248 от 9 июля 2009 г. министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко введен в состав Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам;

    21 июля 2009 г. назначен председателем вновь образованного Отдела религиозного образования и катехизации г. Москвы;

    27 июля 2009 г. на заседании Священного Синода введен в состав Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви;

    10 октября 2009 г. Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-2012 гг. (журнал № 93);

    25 декабря 2009 г. Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви;

    29 января 2010 г. избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения;

    5 марта 2010 г. решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Образование:

1989 г. - Ленинградский педиатрический медицинский институт.

Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

Научные труды, публикации:

    Речь архимандрита Меркурия (Иванова) при наречении во епископа Зарайского. М., 2000. № 03. 23-30.

    Труды блж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник (кандидатская диссертация). Кафедра церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии.

    Митрополит Ростовский и Новочеркасский

    Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

    Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
    Член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

    Глава Донской митрополии Русской Православной Церкви

    настоятель храма Преображения Господня в Тушине (г. Москва).

    Биография:

    Митрополит Меркурий родился 21 января 1964 г. в г. Порхове Псковской обл. в семье рабочих. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

    В юности был иподиаконом у Псковских архиереев - митр. Иоанна (Разумова) и архиеп. Владимира (Котлярова, впосл. митрополит, ныне на покое).

    12 марта 1988 г., во время учебы в институте принял монашеский постриг с именем в честь вмч. Меркурия Кесарийского.

    15 января 1989 г. рукоположен архиеп. Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым, ныне Патриарх Московский и всея Руси) во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха, назначен штатным священником Никольского собора Калининграда.

    С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном. С 13 января 1991 г. настоятель Серафимовской церкви г. Светлогорска. С 5 мая 1993 г. настоятель церкви Рождества Богородицы Калининграда. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

    28 дек. 1999 г. решением Синода РПЦ избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США. 9 января 2000 г. возведен в сан архимандрита.

    6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа в московском кафедральном соборе в честь Богоявления Господня в Елохово. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. Руководил работами по реставрации и реконструкции Свято-Николаевского патриаршего кафедрального собора Нью-Йорка.

    Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. 7 июня 2007 г. удостоен Ученым Советом СПбДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник».

    • Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
    • Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
    • 10 октября 2009 года решением Священного Синода (журнал № 101) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
    • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с декабря по июль 2010 года окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).
    • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
    • В апреле 2011 г. назначен настоятелем Храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы
    • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 (Журнал №68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

    · Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Донской митрополии , объединяющей Ростовскую (епархиальный архиерей), Волгодонскую и Шахтинскую епархии; также определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 (журнал №120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии.

    • 8 октября 2011 года на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита Донского.
    • Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
    • Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 62) освобожден от обязанностей ректора Донской духовной семинарии.
    • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/343 от 17 июля 2013г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери в Вешняках г. Москвы.
    • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-02/216 от 31 декабря 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы.

    Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий:

    • Как Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации возглавляет оргкомитет Международных Рождественских образовательных чтений; рабочую группу по подготовке Рождественских Парламентских встреч (с 2012 г.); Оргкомитет Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»; Жюри Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»: Экспертный совет по присвоению грифа СОРОиК; Аттестационную комиссию СОРОиК
    • 26 июня 2009 г. возглавил Комиссию по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, организованной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
    • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года введен в состав Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.
    • Указом № 248 от 9 июля 2009 года министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко введен в состав Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
    • 21 июля 2009 г. назначен председателем вновь образованного Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы.
    • 27 июля 2009 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви введен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
    • 10 октября 2009 года Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-2012 гг. (журнал № 93).
    • 25 декабря 2009 года Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви.
    • 29 января 2010 года избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
    • 5 марта 2010 года решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
    • с 16 декабря 2010 г. член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества
    • с декабря 2010 г. член Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, сопредседатель направления «Образование и духовное становление личности»
    • Определением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 30) назначен заместителем председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси.
    • член Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
    • определением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. вошел в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах (журнал № 114)
    • 11 января 2013 г., в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавил Межведомственную комиссию по оценке результатов и выработке инициатив по дальнейшему эффективному развитию Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры;
    • определением Священного Синода от 12 марта 2013 г. возглавил межведомственную рабочую группу для координации работы по открытию образовательных центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (журнал № 26)
    • 12 марта 2013 года решением Священного Синода назначен главой рабочей группы по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
    • Назначен Председателем Оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (состав Оргкомитета утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом; письмо УД МП № 01/1402 от 16.04.2013).
    • 31 декабря 2013 г. резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включен в состав Совета по общественной экспертизе учебников и учебной литературы.
    • 20 января 2014 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организационного комитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.
    • решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 91) введен в состав Межсоборного присутствия и президиума Межсоборного присутствия на 2014-2018 гг.
    • 23 октября 2014 г. назначен председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения (до января 2017 г., в связи с реорганизацией структуры комиссий Межсоборного присутствия)
    • 1 декабря 2015 г. вошел в состав Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Распоряжение Председателя СФ ФС РФ от 01.12.2015 N 220рп-СФ)
    • в январе 2016 г. вошел в состав Совета по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации (28.01.2016 состоялось первое заседание Совета)
    • с января 2017 – член Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии (решение принято на заседании Президиума Межсоборного Присутствия 30 января 2017 г.)
    • решением Священного Синода от 1 февраля 2017 г. (журнал № 1) вошел в состав Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь
    • в октябре 2018 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

    Образование:

    • 1989 г. – Ленинградский педиатрический медицинский институт.
    • Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

    Ученые степени и звания:

    • В 2013 г. присвоена степень почетного доктора Донского государственного технического университета.
    • В 2014 г. присвоена степень почетного профессора Ростовского государственного строительного университета.

    Научные труды, публикации, интервью, доклады:

    1. Речь архимандрита Меркурия (Иванова) при наречении во епископа Зарайского. М., 2000. № 03. 23-30.

    2. Труды блж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник (кандидатская диссертация). Кафедра церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной академии.

    3. «Россия и Русская Церковь – православное свидетельство в США». Доклад на VIII Всемирном Русской Народном Соборе «Россия и православный мир». Храм Христа Спасителя г. Москвы, 3-4.02. 2004.

    4. «Свидетельство о правде Божией через мучения и смерть». Доклад на конференции «Religions and Сultures: the Courage of a New Humanism», Милан, 5–7.09.2004.

    5. Доклад на X Съезде Патриарших приходов в США. Пассейк, 12.10.2004.

    65. «От сердца к сердцу». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии». – № 2, ноябрь 2012 г.

    117. «Начало Евангелия». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии», № 10, 2015.

    122. «Человек из сегодняшнего дня». Интервью к 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира журналу «Вестник Донской Митрополии», № 12, 2015.

    149. Доклад на международной Рождественской парламентской встрече «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках IV региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области, г. Смоленск, 4.12.2018.

    150. Выступление в программе «Вести. Интервью» на телеканале «Россия-24. Дон», г. Ростов-на-Дону, 13.12.2018.

    151. «Разномыслие, но не разногласия». Выступление перед депутатами Законодательного собрания Ростовской области и представителями традиционных конфессий Дона 22 ноября 2018 г. // Публикация в журнале «Вестник Донской Митрополии», № 20, 2019.

    152. «Сегодняшний Патриарх Русской Церкви – это Патриарх Богоносец» . Слово по окончании Божественной литургии в день открытия XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, 27.01.2019.

    153. Доклад на круглом столе «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития» в рамках VII Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 30.01.2019.

    • Церковные:
      • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Русская Православная Церковь)
      • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
      • 2003 г. – Орден св. равноап. кн. Владимира I степени (Украинская Православная Церковь)
      • 2005 г. – Грамота Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке
      • 2006 г. – Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
      • 2008 г. – Орден «1020-летие Крещения Руси» (Украинская Православная Церковь)
      • 2008 г. – Медаль «1020-летие Крещения Руси» Русской Православной Церкви
      • 2009 г. – Грамота Архиерейского Синода (РПЦЗ)
      • 2009 г. – Орден свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (РПЦЗ)
      • 2009 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
      • 2009 г. – Медаль свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I степени (Украинская Православная Церковь)
      • 2013 г. – Орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
      • 2013 г. – Благодарственное письмо Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви
      • 2014 г. – Патриаршая грамота
      • 2014 г. – Диплом I степени IX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая иллюстрированная книга»
      • 2015 г. – Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского»
      • 2015 г. - Медаль святителя Митрофана Воронежского I степени
      • 2015 г. - Орден преподобноисповедника Севастиана Карагандинского
      • 2018 г. - Медаль Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II ст. (Нижегородская епархия)
      • 2018 г. - Знак священномученика Серафима Петроградского (СПбДАиС)
      • 2019 г. - Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
    • Светские:
      • 2013 г. – Почетная грамота Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ за особые заслуги в оказании помощи в выполнении задач, возложенных на ФСИН России
      • 2013 г. – Почетная грамота Губернатора Ростовской области за большую и активную работу по возрождению традиционной духовности и культуры народов Дона
      • 2013 г. – Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области
      • 2013 г. - диплом победителя Премии им. Великой княгини Елизаветы Федоровны в номинации: «Бескорыстное служение делу милосердия, благотворительности и гуманитарного образования молодого поколения» под девизом "Доброе сердце"» ИППО
      • 2014 г. - Медаль Федеральной службы исполнения наказаний России «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (серебряная медаль ФСИН России)
      • 2014 г. - Почетная грамота Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
      • 2014 г. - Почетный диплом лауреата Премии им. Великого князя Сергея Александровича в номинации: «Военно-патриотическое воспитание молодого поколения» под девизом "Патриоты России"» ИППО
      • 2015 г. - Благодарность Президента Российской Федерации за вклад в социально-экономическое развитие государства, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу
      • 2015 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Государственной Думы РФ
      • 2015 г. - Присвоено звание «Почетный гражданин города Новочеркасска»
      • 2016 г. - Знак отличия «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону»
      • 2016 г. - Орден Дружбы
      • 2016 г. - Почетная медаль «За защиту Семьи и Детства» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
      • 2016 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Совета Федерации РФ
      • 2018 г. - Почетная грамота Совета Федерации РФ
      • 2018 г. - Почетная грамота Губернатора Ростовской области

    Владыка рассказал, что думает о футболе, школьном воспитании и конфликте вокруг театра кукол

    Изменить размер текста: A A

    В Ростове прошла традиционная встреча с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием , который поздравил журналистов со Светлым праздником Пасхи и ответил на все интересующие вопросы.

    Весь прошлый год - это время, когда наша страна очень много пережила как во внешней политике, так и во внутренней, - начал разговор Владыка. - Было много психологических стрессов. Поэтому мы обязательно должны вернуться к теме хороших новостей. И даже из плохих должны быть сделаны хорошие выводы. У каждого своя правда. Но если мы не считаемся с мнение тех людей, которые рядом с нами, то это даст плохие плоды. Сейчас, как никогда, важна консолидация нашего общества и мыслей, умение найти компромисс и правду в решении существующих проблем, не доводя человеческое сознание до перевозбуждения. Это очень важно.

    О КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ И АТАМАНСКОМ ДВОРЦЕ

    - Хотелось бы затронуть тему конфликта вокруг здания кукольного театра...

    Скажите, кто с кем конфликтует: церковь с театром? Нет этого конфликта! Я считаю, что это надутая тема. Здесь дело не в театре. Вопрос более глубокий. Это вопрос гражданского согласия в обществе: ты верующий человек или нет, есть люди, которые пытаются столкнуть одних с другими, используя благовидные предлоги.

    Наша позиция - естественная и оправданная, которая соответствует исторической правде и букве Федерального закона, о котором мы должны помнить. Если здание находилось в пользовании церкви, то оно и должно ей принадлежать. Лозунги «Детей лишают детства! Лишают кукольного театра!» беспочвенны. Никто не собирается никого выгонять. Даже, если здание и перейдет в собственность церкви, мы подпишем договор о бессрочном его использовании театром. Да, собственник меняется, но внешне никаких изменений не происходит.

    - Почему церковь ставить вопрос о передачи в собственность кукольного театра?

    Потому, что сейчас это здание находится в региональной собственности. И логика жизни подсказывает мне, что после строительства нового кукольного театра или перевода здания на реконструкцию, когда-нибудь оно может перейти в распоряжение местных органов власти. И мы не знаем, что это будет за власть. Может, его передадут бизнесмену под ночной клуб? Какой-нибудь чиновник возьмет и подпишет, а какой-нибудь митрополит скажет: «Ведь это же церковь, нельзя!» На что ему ответят: «Вы просвистели все сроки и возможности, которые у вас были».

    Лично я считаю, что все должно быть на своем месте: театр в здании театра, а церковные учреждения там, где они были изначально, и не надо все это смешивать. Плюс мы должны понимать, что город должен развиваться и кукольный театр тоже: должны быть, как минимум, две сцены, большой холл, зал для хранения инвентаря, секционные здания, где дети могли бы обучаться театральному искусству. Не говоря уже об элементарной парковке. Это обеспечит театру посещаемость, а возможность паркинга привлечет гостей со всего города.

    - Как, по-Вашему, скандал, в том числе с домом атамана Ефремова, может подорвать авторитет церкви?

    Скандал раздут теми же силами и по тому же сценарию, что и с театром кукол. Многократно церковь говорила, что музей никто не собирается ликвидировать, что монастырь будет совершать молитву, а музей свою просветительскую деятельность. Но кому-то не выгодна такая позиция. Им нужна война, скандал, волнение. Авторитет церкви подорвать невозможно, так как и в этом вопросе за церковным сообществом историческая, правовая и просто человеческая правда. Что касается дома атамана Ефремова , то исторически это был комплекс монастыря, который формировался потомками атамана. Есть неоспоримые исторические доказательства, что все эти здания были переданы монастырю по завещанию Ефремова. Вы знаете лозунг казачества: «Казак без веры не казак»? И вот объявляются те, кто подписывается под текстом, который оспаривает завещание казачьего атамана. Если мы не будем считаться с завещаниями, то зачем нам нотариус, когда каждый может прийти, оспорить документ и последнюю волю усопшего? Там похоронена его семья, там территория монастыря, и там же жарили шашлыки и пели частушки. С этической точки зрения это безнравственно. Всему должно быть свое место. Но кому-то это не по душе.

    Согласно дорожной карте, будет подписан документ о том, что музей сможет находиться там бессрочно. А церковь будет участвовать в формировании экспозиции музея. Я не понимаю, для чего раздувать эти скандалы. Я вижу, как людей иногда просто накручивают.


    О ШКОЛЕ, СОБОРЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ

    Сейчас во многих школах введены уроки православной культуры. Но некоторые родители возмущены тем, что детей обязывают их посещать. Каково Ваше мнение по этому поводу?

    Скажу так: если бы у меня были дети, а я жил в Арабских Эмиратах и был православным, то настоял бы на том, чтобы мои дети изучили ислам, поскольку должны знать, уважать и чтить традиции того народа, среди которого живут. И, если Россия - в большинстве своем православное государство, то я ничего зазорного не вижу в том, что все дети будут знать историю православия. В школе не обучают религии, а обучают религиозной культуре. Невозможно научить религии за 34 часа. Никто детей не заставляет ни молиться, ни исповедоваться. Все мы дети большой страны, где существует большое переплетение этноса и религии. На мой взгляд, наши дети должны знать о культурах всех традиционных религий, должно быть взаимоуважение друг к другу. Самая главная задача школы и церкви - это постараться научить детей думать, быть внимательными и чуткими к другим. И это самое главное. А вера - дар Божий. Будут жить хорошо и чисто - Господь даст им веру.

    - На какой стадии сейчас находится реконструкция Кафедрального собора?

    Даже при всем минимальном финансировании нам удалось сделать многое, не остановить работу. Есть люди, которые продолжают трудиться и делают это качественно: сейчас детально и тщательно прорабатываются все архитектурные элементы, будут восстановлены росписи и иконы, система вентилирования и охлаждения. Конечно, важно построить в городе стадион, но не менее важно отреставрировать собор, который является символом предстоящего Чемпионата мира-2018 в Ростове. Сейчас привели в порядок Соборный переулок. А куда ведет эта дорога? Пока еще к разрушенному храму. Но, думаю, и здесь порядок наведется: восстановить проект, который был изначально, когда через рынок можно будет пройти на набережную. Я бы хотел видеть центр Ростова благоустроенным и красивым, а не только с тем, чтобы была парковка для машин.

    - Какие из существующих в Ростове храмов Вам нравятся больше всего?

    Не могу выделить какой-то один. Но мне нравится хорошая архитектура, вне зависимости от того, какой это стиль, если это красиво сделано. Сейчас на Дону проектируют храмы в разных традициях, в разных стилях в переложении на современные материалы. Но я против всякого уродства. Был случай, когда батюшка по своему усмотрению купола финской краской перекрасил, а после возвращал все в тот вид, в котором должно было быть.

    В Ростове храмов всего ничего, но мы строим новые. Правда, для этого нужны средства и возможности. Поэтому ставим небольшой вагончик, вокруг нее нарастает община и все, что называется церковью. Если сделаем все то, что задумано, то Ростов прирастет храмами с очень достойно архитектурой.

    Случались ли уже чудеса со списком Донской иконы Божией матери, которая не так давно была доставлена на Дон?

    Это копия, которая за все 600 лет впервые выполнена в таком качестве. Там переданы даже все маленькие трещинки. Между службами перед списком совершаются молебны. И это хороший духовный признак. Само по себе чудо, что икона стоит в Соборе и люди туда идут. Я думаю, что не нужно чудесное исцеление извне провоцировать. О чудесах Господних люди молчать не будут. С другой стороны, Господь несколько раз на дню помогает, но мы же не всегда об этом пишем?!


    О КРИТИКЕ, ФУТБОЛЕ И БУДУЩЕМ

    - Как Вы относитесь к критике?

    Когда человек говорит, что любит критику, то в этом есть определенная доля лукавства. Я человек тщеславный (смеется). Может, это связано с возрастом или усталостью, но я стал спокойнее относиться к критике, меня это не задевает. Более того, за конструктивную критику я благодарен. Это говорит о том, что люди сопереживают, они неравнодушны к той проблеме, о которой говорят. Поэтому, если работать вместе, то можно внести конструктивное зерно в общий процесс. Хотя критика может быть и деструктивна. Мне бы очень не хотелось, чтобы мои слова как-то интерпретировались. Я готов отвечать за свои слова, но не надо интерпретировать их так, как кому-то этого хочется. Домысливать за меня не надо.

    - Священникам можно болеть за футбол?

    Четко выраженной позиции по этому вопросу не существует. Во-первых, церковь не должна освящать человеческие страсти. Давайте говорить правду: футбол - это коммерционализированная форма спорта. Мы знаем совершенно точно, сколько стоит футболист, сколько получает судья, что делаются ставки на футбольные команды, которые выиграют или проиграют. И что, по-Вашему, церковь должна это освящать?

    - Ну, а если, скажем, футбольное поле?

    Я что - шаман? Может, еще и шарфик футбольный надеть? Нет, и священникам на это я благословения не дам. Я всегда говорю: у меня много болезней, но футбольной я не страдаю. Захотят игроки прийти помолиться, пусть приходят к иконе. Кстати, был у меня прихожанин, который спросил: можно ли ему заказать молебен за футбольную команду. Я ответил: заказать-то, конечно, можно, но если матч будет в записи, то не факт, что подействует.