Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий внесен националистами в базу «Миротворца. Митрополит киевский и всея украины онуфрий

«Сегодня состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви, на котором состоялось избрание нового Предстоятеля нашей Церкви после кончины Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Кроме этого, Собор обсуждал ряд вопросов, которые волнуют и нашу Церковь, и наше общество.

Собор выражает благодарность властям за то, что сделали все от них зависящее, чтобы Собору не помешали никакими обстоятельствами, чтобы мы могли в мирной обстановке решить свои проблемы. Собор молится за нашу власть, чтобы Господь помог в это сложное время найти пути для установления мира на нашей земле и для улучшения благосостояния нашего народа.

Мы молимся Богу, чтобы Господь тем людям, которые воюют сегодня, дал дух мира, чтобы они поняли, что убивать друг друга – это не заповедь Божия. К миру призывает нас Господь. И мы должны быть сынами мира.

Наши общие пожелания были в том, что мы хотим видеть нашу Украину соборной, красивой, мощной и обновленной. Мы понимаем, что это обновление может быть только одним путем: когда каждый человек приложит усилия для того, чтобы себя же обновить, себя усовершенствовать духовно. Если это будет у нас, то мы будем иметь новую страну, лучше, чем ту, которую сегодня имеем. Без этого не может быть роста духовного, и трудно что будет делать по-новому. Потому что люди, которые сегодня населяют нашу землю, одни и те же. И новая страна может стать только тогда, когда мы станем обновленными людьми.

Я желаю всем мира, счастья и Божьего благословения ».

Об объединении с Киевский патриархатом

– Скажите, пожалуйста, будет ли объединение Церквей во время Вашего правления? Будете ли Вы стремиться к этому?

– У нас такой вопрос обсуждался. Мы всегда были и остаемся открыты для диалога между различными ветвями православия, и мы хотим объединения. Но у нас есть свои принципы. Это каноны Святой Православной Церкви. И объединение может быть только по этим канонам. Другие аргументы не могут быть достаточными для нашего объединения.

Мы будем общаться с нашими православными братьями, будем искать пути. Думаю, что Бог нам поможет в этом.

– В 90-х Вы были за отстранение владыки Филарета от сана. Как Вы теперь будете искать диалог?

– Я ищу диалог не с Филаретом, а с Церковью.

– Но он глава этой церкви!

– Ну и что! Я глава церкви, но я не Церковь!

Об отношениях с Русской Православной Церковью

– Вас уже поздравил Патриарх Кирилл. Как Вы будете строить отношения с РПЦ и какой будет позиция УПЦ?

– Мы будем строить отношения с РПЦ на тех канонического основах, правилах, которые существуют в нашей Церкви, по Которым мы сегодня живем.

Мы имеем независимость в управлении, самостоятельность и совершая свое служение, учитываем только наши внутренние реалии. Мы имеем эту свободу. А то, что мы стремимся ко Христу, то в этом мы едины.

– Есть ли уже подтверждение из Москвы от Московской Патриархии выбора епископата УПЦ?

– Уже есть подтверждение. Патриарх уже благословил наш выбор.

О помощи востоку Украины

– Будет ли Украинская Православная Церковь отправлять какую-то специальную гуманитарную миссию на восток Украины?

– Мы уже это делаем. Уже около 700 тысяч гривен собрали для жителей, пострадавших в восточных областях. Мы доставили уже 120 тонн гуманитарной помощи: медикаменты, средства гигиены. И продолжаем собирать и отправлять. Мы принимаем беженцев, детей, создаем им условия для того, чтоб они могли нормально жить.

– А кто виноват в конфликте на востоке Украины?

– Я не политик, на этот вопрос не могу ответить. И не призван давать политические анализы. Я призван к тому, чтобы молиться за всех. Чтобы Господь всех людей примирил.

– Вы отправляете туда капелланов?

– Отправляем, у нас есть капелланы.

О встрече с главой УПЦ КП

– Когда Вы планируете встретиться с патриархом Филаретом? Ранее было объявлено о создании комиссии.

– Здесь есть свой процесс. И Ваш вопрос о том, что «я должен встретиться с патриархом Филаретом» показывает, что Вы «взялись за голову» этого дела, а сначала надо поставить ее на ноги.

О первых шагах в должности

– Какими будут Ваши первые шаги на этом высоком посту?

– Мои первые шаги будут в том, чтоб сделать все возможное и зависящее от меня, чтоб я стал лучше и все мы стали лучше духовно и нравственно. А это – путь к миру. Без этого не будет мира нигде. Потому что война начинается вот здесь вот (показывает на сердце).

О пожеланиях своей пастве

– Сегодня поминали нашего почившего Предстоятеля. Он 22 года возглавлял Церковь. Мы ему все благодарны, он был для нас отцом. Сложилась многомиллионная паства Украинской Православной Церкви. Теперь этой паствой будете заниматься Вы. Что бы Вы пожелали своей пастве в день своего избрания?

– Я бы пожелал, чтобы все мы терпели друг друга такими, какие есть. И чтобы мы молились друг за друга.

Всем вам большое спасибо и желаю Божьего благословения. Спасибо за внимание к нашей Церкви.

Примечание редакции. В предыдущем материале наш автор заявил о том, что новая «автономия УПЦ» больше похожа на отвод глаз. Реальная же степень её автономии снижается. Давайте просто сравним новый и старый Уставы РПЦ и посмотрим, так ли это.

30 ноября Собор Русской Православной Церкви после выступления Митрополита Киевского Онуфрия (Березовского) принял единогласное решение о внесении поправок в Устав РПЦ в те части, которые регулируют положение УПЦ. В промосковских СМИ сразу появились сообщения, будто «РПЦ признала независимость Украинской церкви » («Московский Комсомолец»). Москва вняла обращению Предстоятеля УПЦ, которому «представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви», но, как всегда, сделала это по-своему.

Глава юротдела УПЦ свящ. Александр Бахов даже заявил следующее : «30 листопада 2017 року Собор також визначив, що єдиними нормами, які регламентують буття Української Православної Церкви є рішення Архієрейського Собору РПЦ від 25-27 жовтня 1990 року про незалежність і самостійність УПЦ та Статут про управління УПЦ.

Окрім того, Собор підкреслив, що органами церковної влади і управління УПЦ є її Собор та Синод, який очолюється її Предстоятелем. Відповідно до внесених доповнень у Статут Руської Православної Церкви наголошується, що центр управління УПЦ знаходиться в Києві».

Было (несколько документов)

Стало (Глава X Устава РПЦ)

Глава XI (здесь и ниже – если не сказано иначе – подразумевается устав РПЦ). 18. (абз. 1) Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

Без изменений.

Определение об УПЦ 1990 г.: Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.

2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви».

Норма новой редакции заимствована из существовавшего ранее документа.

Глава XI. 18. (абз. 2) В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

По старой редакции Устава РПЦ (в приведенном абзаце) УПЦ руководствовалась всего двумя документами - Томос и Уставом УПЦ, в новой к нормативным документам добавилось также Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», а «Томос» перестал называться Томосом, ему вернули указанное именно в нем название – Грамота.

Глава XI. 18. 3. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа.

Определение об УПЦ 1990 г. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».

5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший».

4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве.

Как видно, здесь два отличия. Первое касается более пышного титула, второе конкретизирует местонахождение «центра управления». У автономных церквей ситуация следующая: «Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа». Впрочем, норма о титуле также заимствована из ранее существовавшего документа.

На деле же РПЦ хочет обойти требования украинского законопроекта № 5309 (относительно названия религиозных организаций, входящих в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве, признанном государством-агрессором).

Глава XI. 4. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Норма новой редакции заимствована из Устава УПЦ: «Гл. V. 2. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». Однако из положения Устава УПЦ убрано слово «пожизненно». Очевидно, Москва резервирует за собой право неким образом «влиять» на Предстоятеля УПЦ. Но Устав УПЦ предусматривает: «Гл. V. 12. Право суда над Митрополитом Киевским и всея Украины, а также решения вопроса о его уходе на покой, в случае подачи им соответствующей просьбы, принадлежит Собору епископов Украинской Православной Церкви»

Глава XI. 7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Самоуправляемой Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

Без изменений.

Глава XI. 9. Архиереи Самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

7. Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом.

Кажется, что новый Устав дает УПЦ больше свободы в выборе архиереев, но не больше, чем Китайской и Японской автономным церквям: «Архиереи Автономной Церкви избираются ее Синодом» и не больше, чем было ранее зафиксировано в самом Уставе УПЦ, где было сказано: «Гл. IV. 5. Священный Синод избирает и устанавливает епархиальных и викарных архиереев, в случае необходимости переводит их на другую кафедру, а также зачисляет за штат и увольняет на покой».

Определение об УПЦ 1990 г. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.

8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

Новый Устав сокращает права УПЦ, предусмотренные Определением об УПЦ, так как теперь решение о создании епархий утверждается Архиерейским Собором РПЦ, тогда как ранее для этого было достаточно одного лишь решения Синода УПЦ (то есть даже не собора УПЦ). РПЦ пытается, таким образом, регулировать численность епископата УПЦ, ведь правящих архиереев не может быть больше, чем кафедр. Кроме того, не устранены и противоречия между уставами РПЦ и УПЦ. Последний в отношении границ гласит: «Гл. IV. 4. Священный Синод учреждает или ликвидирует епархии и изменяет их границы с последующим принятием Собором епископов Украинской Православной Церкви».

Глава XI. 10. Архиереи Самоуправляемой Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

Без изменений.

Глава XI. 11. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Самоуправляемой Церкви.

10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

Норма новой редакции Устава РПЦ входит в противоречие с нормой Устава УПЦ: «Гл. II. 1. В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее – Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом». Коллизия между уставами осталась. Но если в старой редакции была оговорка, что рамках главы XI Устава РПЦ «Самоуправляемые церкви» на УПЦ распространялся только п. 18: «В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси», теперь появилась прямая норма, ограничивающая свободу УПЦ.

Устав УПЦ, Гл. II. 1. В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее - Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом».

11. Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления.

Новая редакция предполагает, что в УПЦ верховная власть Собора УПЦ может быть ограничена Синодом РПЦ.

Устав УПЦ, Гл. III. 8. Собор епископов является церковным судом высшей инстанции.

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви.

В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви.

Снова противоречие между РПЦ и УПЦ. Теперь над собором епископов УПЦ как судом высшей инстанции поставлен суд Архиерейского Собора как ещё более высшая инстанция. Снова устав РПЦ ограничивает свободы УПЦ.

Глава XI. 15. Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Нет изменений.

Таким образом, пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 и 13 новой редакции Устава РПЦ повторяют либо старую редакцию, либо другие прежде существовавшие документы РПЦ, регулировавшие статус УПЦ, а пп. 8, 10, 11 и 12, напротив, направлены на сокращение свобод УПЦ. При этом снята недоговорённость старой редакции, допускавшей двоякое толкование в пользу УПЦ.

Новая редакция вопреки ожиданиям митр. Онуфрия и восторженным реляциям промосковских СМИ привела к сокращению объема автономии УПЦ в рамках РПЦ. И хотя в новой редакции и сказано, что «центр управления УПЦ находится в Киеве», мы помним, что центр принятия решений и центр управления - зачастую совершенно разные вещи.

Какой он, Блаженнейший Митрополит Онуфрий? Мы читаем его интервью на актуальные темы, слушаем его проповеди во время богослужений, но, что знаем о нем самом? Только то, что содержат строки официальной биографии.

17 сентября исполнился месяц со дня интронизации нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, и как раз накануне этой даты состоялось его первое большое интервью церковным СМИ. Главные редакторы - православного журнала для молодежи «Отрок. ua » епископ Обуховский Иона, православных радиопрограмм на радио «Эра» протодиакон Николай Лысенко и информационного портала «Православие в Украине» Юлия Коминко побывали в гостях у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.


«Фирменный стиль» ответов Его Блаженства - легкий, с добрым юмором; приветливый, заинтересованный, открытый; немногословно мудрый и с готовностью спокойно обсуждать любую тему. Наша полуторачасовая эмоциональная беседа перетекала от одной темы к другой, и закончить ее пришлось не потому, что не хватило вопросов, а потому, что слишком быстро истекло время.

- Ваше Блаженство, мы знаем, что отец Ваш был священником. Были еще священнослужители у Вас в роду?

Да, я родился в семье священника. Также был священником родной брат моего отца. Он служил в нашем селе, еще когда Буковина была оккупирована Румынией. Отец принял сан уже в советское время.

- Наверное, тогда было нелегко выбрать этот путь …

Нелегко … Отец сначала работал заведующим складом в колхозе. Там столько всего - начиная от хлеба, продуктов всяких и заканчивая хозяйственными товарами - лопаты, грабли. Я к нему приходил, маленьким еще, лазил по тем складам - интересно было…

Отец не учился в семинарии, окончил пастырские курсы при епархиальном управлении. Были такие в 50-х годах. Мы, маленькие, и не знали, что он пошел на курсы. А потом принял сан.

Могу сказать, что отца у нас в селе очень уважали. Он много работал, и зарабатывал, я думаю, неплохо. Но все оставил и стал священником. За это его уважали все, даже советские начальники.

Служил он не в нашем селе. У нас тогда была один сельсовет, но разделенный: село, где я родился, называется Корытное, а второе - Бережонка. Вот в Бережонке он и служил. Многих крестил на дому, венчал. Люди ему доверяли.

Помню, как я, уже монахом, приезжал домой в гости, поздно вечером люди приходили к нему крестить детей. Подъезжает машина, из нее выносят ребенка, тихонько идут с ней в дом. А в доме уже все готово для крещения. Иногда и венчал ночью.

- Хватало у него времени на общение с вами, детьми?

Общался, но свободного времени не так уж много было. Священник всего себя отдает людям, а для семьи остаются такие крошки - словно крохи со стола. Приходит он домой после богослужения усталый и изможденный. Надо просто терпеть, НЕ выворачивать его наизнанку - мол, говори с нами, рассказывай. Он, может, уже и языком едва двигает…

Но были времена, когда он нам рассказывал что-то из житий святых. Помню, маленьким еще был, то он рассказывал о святителе Василии Великом - бывший ученый, оставил все и пошел в монахи. И как становился он на молитву, солнце светило ему еще в затылок, а как кончал молитву, то солнце светило уже в лицо. То есть всю ночь он молился - от заката до восхода солнца. Так мне запомнилось это, что я тогда подумал: «Я таким хочу быть!» Потом об этом забыл, вырос таким, как и все дети…

Но в церковь я все время ходил. Не всегда с охотой, правда… (улыбается и держит паузу - ред.). Хотелось в футбол играть: в воскресенье в первой половине дня команды собираются, а мама: «В церковь, собирайся в церковь». Отец шел очень рано, мы не ходили с ним. Он вставал еще затемно, читал правило и затем шел, а мы уже к началу Литургии. Мама нас собирает, ведет, и было, что я сетовал: «Боже, так хорошо, ребята играют в футбол, а мне в церковь идти».

Почему тогда, в такое время - расцвет атеистических настроений - Ваш отец принял решение стать священником, что на него повлияло?

Я не могу сказать. Думаю, это был порыв его души, призвание. Если нет Божиего призвания, то никто не сможет это понести. Ведь он себя обрек на позор и поругание. Люди его очень уважали, но в обществе, в государстве тогда все говорили, что попы - это мракобесы и обманщики.

- Как вы, дети, воспринимали такое отношение к отцу?

Да нас тоже не хвалили. Мы ходили в церковь, никогда от Бога не отрекались. Нас тоже обзывали, но мы терпели. А что было делать? Было такое время, что не было вариантов.

- Вы были пионером, комсомольцем?

Честно говоря, не был ни пионером, ни комсомольцем. Моя классная руководительница была женой моего старшего брата, то есть человек не чужой. И как сказали, что будут принимать в пионеры, то я в тот день в школу не пошел и так в пионеры НЕ поступил. Но она меня заставила надеть галстук и ходить в нем, потому что ее и так упрекали: мол, за невестку попа…

И в комсомол я не вступал. Хотя нас в прямом смысле слова заставляли: вызвали в учительскую, ставили на колени (нас несколько было ребят, которые не хотели вступать в комсомол). Мы часами стояли на коленях…

- Сколько у вас детей было в семье?

Четверо.

- Вы самый младший?

Предпоследний (улыбается задумчиво). Нас было три брата и после меня младшая сестра.

Старший брат также стал священником. Уже года два, как он умер, и все остальные братья и сестра умерли, я один остался.

Когда я поступал в семинарию, то «сжег» за собой все мосты

- После школы, когда встал выбор жизненного пути, у Вас были колебания, что делать в жизни дальше?

У меня были большие планы! Я себе так мечтал: поучиться в вузе, закончить его, а затем пойти в семинарию.

После школы окончил профессионально-техническое училище, потом пошел на подготовительные курсы в университет. Год проучился и поступил в Черновицкий технический университет на вечернее отделение. Днем я работал - надо же было на что-то жить, потому что отец не помогал. Не то что не мог помочь, мог, но не делал этого принципиально. Говорил: «Я вас вырастил, вы получили образование, теперь вы мне должны помогать, а не я вам». И не давал ни копейки. Поэтому я должен был работать. И работая днем, вечером ходил на учебу.

У меня откуда-то появилось страшное желание учиться! Хотя в школе учился, можно сказать, с нерадением. Окончил школу без «троек», но и сам не знаю, как, потому что никогда ни книг не было, ни портфеля - одна тетрадь у меня была на все случаи жизни.

А потом я с таким желанием учился … Работаю до 4-х или 5-и часов дня, прихожу домой, поем, в шесть начинались занятия в университете и до 23.30. Пока дойду домой - уже 12, пока улегся - полпервого. В половине седьмого вставать, и так - каждый день. Я спал, где мог - в троллейбусе, автобусе. Только сел - и сплю…

- Кем работали?

Электриком. Сначала работал по монтажу слаботочных линий (окончил училище по этой специальности), а затем, когда поступил в университет, работал на ткацкой фабрике электриком.

Ну и учился. И учился везде! Приеду в деревню, сяду на печь, возьму книги и решаю задачки… Люди-то говорят, а я себе своим занимаюсь.

Окончил три курса университета и думал кончать еще два, но для этого нужно было перевестись или в Одессу, или в Киев и выбрать специализацию. Попробовал перевестись - не получается. А я не хотел учиться заочно, мне нравилось слушать лекции, отвечать на семинарах, лабораторные работы выполнять. И в университете я был среди лучших студентов, меня даже на радио приглашали выступать.

Сел я тогда на площади на лавочке и подумал: «А надо ли мне дальше учиться?» Все равно не буду по специальности работать, пройдет два-три года, и все забуду. Общеобразовательные дисциплины, которые я за три года университета изучил, в жизни понадобились - история, математика, химия, физика. А дальше проходить специализацию - зачем? И решил, что дальше не пойду. Оставил университет после третьего курса и поступил в семинарию.

Это было время открытых гонений на верующих. У Вас не было сомнений, ведь молодым людям препятствовали поступать в духовные учебные заведения?

Как вам сказать … Не было сомнений. Даже когда поступал в семинарии, то «сжег» за собой все мосты. Забрал из университета документы на продолжение обучения в высшем учебном заведении, и эти документы подошли для семинарии. Я выписался из города, снялся с воинского учета и уехал, не зная, поступлю или нет. Но возвращаться обратно не собирался, это было бы для меня трудно. Никто из моих друзей не знал, что я выберу такой путь - в семинарию пойду.

Решил так: если не поступлю, останусь в монастыре на каком-нибудь послушании, назад не вернусь. Но Бог дал, меня зачислили, и не пришлось использовать свой​​, таксказать, «планБ»(улыбается).

- Монашеский постриг Вы приняли за год до окончания семинарии, то есть, опять «сожгли мосты»?

Монашеский постриг принял в 3-м классе семинарии. Я поступил сразу во 2-й класс, в 1969 году, а уже через год был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Тех, кто учился в семинарии, в братию принимали быстро. В конце 1970 года поступил в Лавру, а в марте месяце 1971 меня постригли.

- Как Вы вообще решили принять постриг?

Да сам не знаю, как… Так быстро все получилось. Честно говоря, в своей жизни до семинарию я монахов живых не видел, монастыри все были закрыты. Но, наверное, такое было Божие призвание - иначе не объяснишь. Бог призвал меня, и я пошел.

- А были рядом с вами люди, которые становились для Вас неким духовным идеалом?

В Лавре были иноки, которые для нас стали образцом жизни и служения Богу и Церкви. Особенно архимандрит Кирилл (Павлов). Он и сейчас жив, но болеет, ему 95 лет… Он был авторитетом не только для меня, для многих. Прошел всю войну, после войны поступил в семинарию, был очень смиренным, кротким монахом. Наверное, за то, что он всех любил, все его любили и уважали.

В Почаевскую Лавру я пришел как слуга и уважал всех. Ну, и они в ответ терпели меня

Бурные события ХХ века - Великая Отечественная война, послевоенный голод, репрессии, хрущевские гонения - какими Вы их помните?

Послевоенное время смутно помню, потому что родился уже при советской власти - в конце 1944 года.

Подъем послевоенный помню. Очень бедно жили люди, нищета была крайняя и еще и голод. Но… Не знаю, с чем это можно связать, но люди пели. Целый день ребята, девушки работают в поле, а потом идут по всему селу и поют! Рано не пели, потому выходили на рассвете, а вечером идут с работы, наработаются сильно, а всё равно поют.

Я считаю, что тогда была динамика на улучшение. Хоть и бедно жили, но движение уже шло. Люди это чувствовали, и, наверное, это давало им такой оптимизм.

Знаете, Блаженнейший Митрополит Владимир когда в интервью тоже говорил именно об этом. Что люди пели - как по радостным поводам, так и по печальным. А сейчас все молчат. Как Вы думаете, что может Церковь сделать для людей, чтобы они…

- По крайней мере, захотели спеть…

Думаю, что сегодня мир пошел немного другим путем развития. Современные средства коммуникации, информации загоняют человека в другую плоскость жизни - нереальную. Общение идет по интернету, скайпу. Одно дело, когда мы сидим и видим друг друга - может быть, не столько слов скажем, сколько поймем, ведь часто эмоции говорят больше слов.

А эта нереальная плоскость человека связывает. Нереальность - это некая ложь, а ложь - это грех, а грех связывает человека. Человек этого не осознает, он связан грехом, как узами, и не может расправить грудь и спеть.

- Несколько лет Вы были наместником Успенской Почаевской Лавры. Какой Вы запомнили Лавру?

Почаевская Лавра - это монастырь, который многое пережил. Многое претерпели ее насельники в советское время: притеснения, гонения, попытки закрыть Лавру…

Когда я приехал туда, мне братия рассказывала, что им пришлось выдержать. В Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, власть не могла себе этого позволить, а на периферии устраивала настоящий вандализм. При облавах братия пряталась, кто где мог. Всех, кого находили, тащили волоком к машинам, забирали, арестовывали, бросали в тюрьмы. Монахи в тюрьмах сидели.

И насельники Лавры выдержали все, они были истинные мужественные борцы за веру.

Я приехал, а там - почти все были герои (улыбается, продолжает рассказ живо и с юмором). Каждый - самородок: тут тебе и бриллиант, и аметист, и различные-различные драгоценные камни …

- И как Вам было там наместнику, среди такой казны?

Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением

- Потом были Черновцы … Можете рассказать, какая она, православная Буковина?

Думаю, все регионы имеют свою специфику. Так же и Буковина. Это - многонациональная область. Там живут украинцы, русские, румыны, молдаване, евреи, поляки, грузины. И традиционно все всегда жили в мире. Каждый свое держал, но по-житейски друг с другом не соперничали, помогали и жили дружно.

Вот когда началась перестройка, распад Союза, то на волне национализма стали расшатывать область: украинцы хорошие, а больше никто…

Тогда приходилось много прилагать усилий, чтобы показать, что все хорошие перед Богом. У Бога нет ни украинца, ни русского, ни американца, ни еврея, ни белоруса, а есть Его чадо. Есть творение Божие, и есть Творец. А то, что мы стали нациями, заслуга не добродетели и греха. Грех нам сделал разделение на нации. Вавилонская башня была плодом гордыни человеческой, и чтобы это безумие остановить, Господь смешал у людей языки. До этого все говорили на одном языке, друг друга понимали.

Когда на Афоне я был у одного отшельника - старца Иосифа в районе Великой Лавры. Мы общались: он греческом, а я - на русском, и между нами был переводчик. Мы поговорили, потом он покачал головой и говорит: «Э-э-эх, что с нами сделал грех! Нам теперь нужны переводчики… ».

Каждый хвастается, что его нация лучше другой. И предпочтительной перед Богом может быть не нация, а человек! Если нация будет единодушной в любви к Богу, то, конечно, будет приятно. Но Бог меня ценит не за то, что я украинец, или русский, или еще кто, а если я страх Божий имею, боюсь Бога. Если Бога слушаюсь, хочу творить волю Его, я приятен Богу. Если нет, то какой бы нации ни был, я буду самый последний.

И когда началось националистическое движение в Черновицкой области, я сколько мог пытался в этом не участвовать и людям всегда, где возможно было, говорил, что у Бога нет нации, у Бога есть Его творение. Он одинаково любит как негра, так и белого, как белого, так и желтокожего. И кто больше смиряется перед Богом, кто больше старается жить по заповедям, то для Бога будет лучшим.

И потихоньку все затихло. Какие-то небольшие всплески были, но люди живут в мире и согласии до сих пор.

- Удивительно, что слово о мире люди восприняли. Сейчас призывать к миру - это неблагодарное дело…

Надо показывать примером. Священник должен проповедовать не только словом, а всей своей жизнью. Конечно, каждый человек должен так делать, но в первую очередь, это касается священнослужителей.

Я всегда старался, чтобы мои дела не расходились со словами, чтобы я не жил в двух плоскостях - одно говорю, другое делаю. Что говорю, то и стараюсь делать.

Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением; всех любил - насколько мог любить, помогал - насколько мог помогать. Люди видели, и это, думаю, действовало более слов. Человек на уважение всегда отвечает уважением.

Вообще удивительно, как Вас верующие из Черновцов отпустили, после 24 лет Вашего управления епархией. Наверное, буковинской пастве это трудно было сделать…

Как отпустили … Я и не отпрашивался. Как поехал зимой на Синод, так и не вернулся.

Когда в феврале была угроза нападения на Лавру, мне позвонили, позвали на Синод. Я отслужил в воскресенье, собрался и поехал. На Синоде определили мне нести послушание Местоблюстителя. В Черновцы уже не ехал, так и прожил в Лавре полгода. А потом избрали на эту должность.

О расколе: легко порвать - трудно залатать

Ваше Блаженство, в Вашей жизни был пример удивительного примирения. Ваше общение с владыкой Лавром, ныне покойным Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей. Расскажите, пожалуйста, об этом. Какой личностью был владыка Лавр, и что общего было между вами в духовных взглядах?

Я познакомился с владыкой Лавром в 1995 году. Впервые в жизни я тогда поехал в Канаду. Находясь там, подумал: «Посмотрю на Америку хоть одним глазком». В Канаде открыл визу и поехал в Соединенные Штаты. От Торонто, где я останавливался в Канаде, надо проехать 90 км, и уже начинается Америка. И с той стороны - Джорданвиль, где расположен Троицкий монастырь РПЦЗ.

С одним боголюбивым человеком мы поехали в Джорданвилль, и на ночевку я остался в монастыре. Тот человек, который меня возил, был прихожанином Русской Православной Церкви Заграницей, лично знакомым с владыкой Лавром и он предупредил владыку, что я приеду.

Меня оставили обедать в трапезной. Сижу, ем, а монахи рассматривают меня: то один пробег туда-сюда, то второй, то третий. Они как себе представляли монахов из Советского Союза? С автоматом под рясой, с партийным билетом в нагрудном кармане …

После ужина ко мне в келью пришел владыка Лавр, настоятель Джорданвильского монастыря. Он был взволнован и спешил куда-то. Задал мне несколько простых вопросов и побежал. Утром я поехал в Нью-Йорк посмотрел храмы, город и поздно вечером снова вернулся в монастырь. Когда утром следующего дня уезжал из Джорданвилля, владыка Лавр пришел меня проводить, он был совсем другим. Не спешил, говорил спокойно, проводил меня к машине, где мы с ним попрощались.

С тех пор, когда я приезжал в Америку или Канаду, то мы с ним созванивались и встречались обязательно. Бывало такое, что я находился в Канаде, в Америку не ехал, то он приезжал специально, мы встречались, разговаривали.

Разные были у нас беседы, но никогда мы не говорили об объединении Церквей, хотя все равно наши темы ходили вокруг этого. А когда сдвинулся с места вопрос об объединении Зарубежной Церкви с полнотой Русской Церкви, то владыка Лавр захотел, чтобы в делегации, которая будет объезжать все континенты, где есть присутствие Русской Зарубежной Церкви, и я был. Поэтому в составе группы Московского Патриархата мы объехали Европу, Америку, Австралию. Не жалею об этом опыте, хотя было некое чувство страха - что мы приедем, а нам скажут: «Москали пришли, ну, убирайтесь отсюда! Вы все партийные, вы все коммунисты ». Но такого не было. Служили, почти везде мне поручали говорить проповеди, и ни оскорбительного слова нам никто не сказал.

Владыка, Вы затронули тему объединения Церквей. А можно вопрос относительно украинского раскола? В 1992 году, когда он произошел, Вы были совсем молодым архиереем, всего 2 года после хиротонии. Сейчас 20 лет прошло, Вы уже имеете опыт и видите ситуацию с другой стороны. Как Вы считаете, какие факторы необходимы для преодоления раскола?

Знаете, когда Спаситель молился в Гефсиманском саду, то говорил: «Да будут все едины».. Сам Господь хотел, чтобы все были едины, но этого не произошло. Такие мы упрямые люди …

И мое желание есть, чтобы все были едины, но единство должно быть во Христе. Если оно будет не во Христе, а на каких других основаниях, то какие бы они ни были, единства не будет. А во Христе единство может быть, но оно очень тяжело творится. Легко порвать, а трудно залатать.

Что каждый из нас, духовенства и верующих, должен делать на своем уровне, чтобы способствовать восстановлению единства?

Думаю, для того, чтобы восстановилась единство, каждый должен заботиться о своем личном спасении. Тогда, может, эта идея будет максимально воплощена.

Но считать, что все объединятся - это нереально, это утопия. Максимальное объединение может быть, когда наибольшее количество людей присоединится ко Христу. А это возможно лишь при условии, что каждый из нас в первую очередь заботиться о своем спасении.

Как пастырь я должен думать и о тех, кто заблудился, но прежде всего, я должен заботиться о тех, кто в лоне Церкви. У нас часто бывает: в лоно Церкви загнал, как в концлагерь, закрыл ворота и пошел других искать, а эти здесь погибают от голода.

Первейшая задача Церкви - заботиться о тех, кто у нее есть, чтобы они чувствовали себя хорошо, чтобы росли духовно. Нас много, и все мы находимся на разных уровнях духовного совершенства. Задача священника - понять, на какой ступеньке в духовном отношении находится человек, и помочь ему подняться на ступеньку выше.

Главная задача Церкви - помочь тем, кто внутри ограды церковной, становиться лучше. А потом уже, если еще остается энергия, ловить тех, кто бегает по пустыне …

Мы должны делать то, что мы можем. А уж насколько наполнятся наши храмы людьми, это все в воле Божьей!

Как тогда Церковь должна осуществлять миссию, если едва ли не у каждого священника очень много прихожан, и сил благовествовать просто не хватит?

Священник благовествует еженедельно, каждый праздник, и двери Церкви открыты для всех. Кто хочет - может прийти и послушать благовестия.

Благовествовать - это не значит, что священник должен в воскресенье или в праздник бежать на базар, когда там полно народу, или в субботу на стадион, когда там футбольный матч. Благовестие совершается в храме. И Спаситель, когда ходил по земле, в основном, заходил в синагогу, где собираются верующие люди, и там проповедовал. Бывало такое, что где и в пустыне проповедовал, но люди шли к Нему слушать и Он для них говорил. Обратите внимание, что не Христос шел к людям, а люди шли ко Христу.

Можно сказать: а почему бы священнику не последовать туда, где его не ждут? Дело в том, что я могу пойти в любое место, но для человека, который не хочет меня слышать, я не принесу никакой пользы, хотя и буду говорить наиболее полезные и добрые слова. Если человек готов принять слово Божие, он идет, ищет, где бы его услышать. А идти ловить тех, кто не хочет слушать, то это просто «работать без КПД». Человек должен быть готов принять слово.

А священники все время благовествуют - в храмах.

- Какие проблемы в нашей Церкви являются реальными, а какие, на Ваш взгляд, надуманные?

Реальные проблемы в Церкви - это приумножение греха среди людей, в том числе церковных. Верующие, живя в этом мире, приобщаясь к этому миру, загрязняются грехом.

И вторая проблема Церкви в том, что сегодня люди дошли до такой степени духовной деградации, пытаются узаконить те правила, которые Бог осуждает. Этого не должно быть.

Надуманны, на мой взгляд, такие проблемы, как, например, материальное обогащение духовенства, храмов. Можешь построить красивый храм - построй, не можешь - построй меньше. А так - все, что имеет цену только в земной жизни, не должно быть для нас проблемами.

Ваше Блаженство, иногда приходится бывать на периферии – в селах, небольших городах. Есть определенные проблемы - мало людей в храмах. Ранее, в начале 1990-х, людей в церквях было много. Как снова наполнить наши храмы, как вообще поддержать людей на отдаленных приходах? Что Вы, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, видите среди главных задач на ближайшее время, чтобы поддержать церковную жизнь?

Люди оставляют храм тогда, когда приобщаются к стихии этого мира, стремятся попасть в струю современной жизни, обогатиться, занять высокую должность. Они думают, что в миру они найдут больше для себя, чем имеют в Церкви. Это отрывает от Церкви.

Церковь не обещает земных капиталов, но обещает богатство вечное. Назначение человека - не земная жизнь, а Царство Небесное. Земной путь - это короткий срок, в который мы должны максимально проявить свою любовь к Богу - в испытаниях, различных искусах. А водоворот земной жизни закручивает людей, и они забывают о своем предназначении. Начинают гоняться за призраками богатства, славы и оставляют Церковь.

Мы должны делать то, что мы можем. А уж насколько наполнятся наши храмы людьми, это все в руках Божиих, ведь Сам Бог ведет человека к спасению. Мы просим, чтобы Он был милостив ко всем нам, но каждый получает милости столько, сколько способен вместить.

Об иностранных языках, интернете и мобилизации

- И напоследок несколько коротких вопросов. Какой святой для Вас особенно близким?

Я всех святых люблю. Но если взять творения святых отцов, их наследство, то мне очень нравятся святители Василий Великий и Игнатий Брянчанинов.

Люблю своих небесных покровителей, которые молятся за меня перед Богом. Уважаю преподобного Сергия, который меня принял в свою обитель, когда я был «поношением для мира и в уничижении у людей».

И преподобным Киево-Печерским благодарен, что они также покрывают своими молитвами меня, грешного.

- Какое у Вас любимое место в Украине и в мире?

Такого места, куда бы хотел мысленно более всего, нет. Но уютно мне там, где я родился - в ​​Черновицкойобласти, люблютамбывать.

В мире тоже нет такого места, кроме Афона и Иерусалима. Много раз был в Америке, Канаде, Германии, в Австралии однажды. Каждый континент и страна по-своему красивы, но это земля.

- Когда Вы изучили английский?

Решил изучить, когда впервые попал в Канаду. У меня была определенная база - и из школы, и из университета, семинарии, академии. Но нас так учили, что говорить мы все равно не могли. Хотя потом, когда я уже начал изучать язык, правила мне понадобились.

В самолете в Канаду мне подсел какой канадец, начал со мной разговаривать, я даже пару слов то там ему ответил. Мозг мой, помню, тогда работал так, что вспомнил все, даже те слова, которые в начальных классах школы учил (смеется). Так я понял, что нужно знать язык, потому что тогда чувствуешь свободно. А как языка не знаешь, то путешествуешь, будто с мешком на голове.

- Еще какие языки знаете?

Румынский, немного греческий. Греческий знал неплохо, но как нет практики общения, то знания забываются.

- Пользуетесь мобильным телефоном, интернетом, смотрите телевизор? Откуда вообще получаете информацию?

Телевизор смотрю, мобилками пользуюсь эпизодически, сам не ношу. Интернет - очень редко, пользуюсь преимущественно распечатанными материалами, которые мне готовят.

А на телефоны у меня какая аллергия! В Троице-Сергиевой Лавре я нес послушание келейника Наместника, и мы должны были отвечать на звонки. Телефон так часто звонил, что у меня от него начался какой ток. С тех пор я пользуюсь телефоном, но так, чтобы его у меня не было.

В отношении интернета хотел бы сказать, что если надо по своим профессиональным обязанностям, то можно пользоваться, но столько, сколько нужно для работы. Но если это как хобби, то я бы советовал меньше туда заглядывать, особенно молодым людям. На них интернет оказывает весьма негативное влияние. Ко мне, как к священнику, обращается много людей, у которых дети серьезно болеют. Дети малые, не умеют себя контролировать и без меры сидят в интернете. С ними начинает происходить нечто непонятное, они отрываются от реальности, живут в виртуальном мире. От этого страдает психика, а также встречаются очень серьезные физические болезни.

Ваше Блаженство, напоследок просим Вас сказать напутственное слово для наших читателей. Война заходит в наши дома через экраны телевизоров, через громкоговорители, сообщения в газетах. Люди начинают готовиться: приобретают оружие, учатся оказывать медицинскую помощь. Наверное, так же сейчас настало время для духовной мобилизации, и эта мобилизация не менее важна, чем военная. Что нам, христианам, нужно делать сейчас, какие черты в себе мобилизовать в первую очередь?

Нам нужно себя духовно укреплять. Потому что времена непростые, ответственные. И каждый человек, кроме общих для общества испытаний, имеет свое личное искушение. Для того, чтобы пройти все испытания, человек должен быть духовно крепким, сильным. Эта крепость духовная дается через молитву. Хорошие дела - это тоже хорошо, но молитва важнее.

Надо, чтобы люди уделяли время для молитвы, лично обращались к Богу. В молитве человек может себя полностью реализовать: принести Богу и свое покаяние, и благодарение, попросить то, что ему нужно, чтобы Господь защищал его на всех тропах жизни. Все для себя человек может получить в обращении к Богу, поэтому молитве следует уделять особое внимание.

Другая новость, связанная со свободами – митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий внесен в базу данных сайта «Миротворец», запрещенного в России. Украинские националисты размещают там личные данные тех, кого считают врагами государства в его нынешнем виде.

«Агент влияния русской православной церкви на Украине» – с таким определением митрополита Онуфрия занесли в скандальную базу «Миротворец». Туда ранее уже попал настоятель Киево-Печерской лавры и еще несколько украинских архиепископов. Вслед за оскорблениями комментарий от авторов ресурса, больше похожий на угрозу.

«Предлагаем им всем покинуть Украину самостоятельно пока не поздно.

И пусть потом эти раскольники и антиукраинисты не говорят, что их не предупреждали», – говорится в комментарии.

Сайт «Миротворец», где публикуются личные данные так называемых врагов Украины, в России заблокирован, а в Незалежной это фактически список потенциальных мишеней для радикалов, которые уже известны нападениями как на прихожан, так и на священнослужителей. И в октябре обещают новые захваты храмов.

Изменником Онуфрия посчитали сразу после того, как он потребовал у константинопольских экзархов покинуть Киев – двух назначенцев вселенского патриарха Варфоломея, которые прибыли подготовить раскольников к получению автокефалии. Расценил их действия как грубое вторжение на каноническую территорию – свой приезд с православной церковью они не согласовали. Более того, первым делом экзархи пошли к Петру Порошенко. Митрополит Онуфрий встречаться с ними отказался.

«Ни один епископ не может совершать каких бы то ни было действий церковных на территории другого епископа. И вот то, что делают экзархи - это с точки зрения церкви, с точки зрения канонов это очевидное беззаконие», – отметил православный публицист Сергей Худиев.

Ситуацию активно подогревает Запад – вот уже и американский Госдеп высказался в поддержку автокефалии. Это прозвучало после того, как США посетил глава украинских раскольников Филарет. А ранее представитель Госдепа по церковным делам навещал Киев.

«Порошенко до недавнего времени выступал против раскола, во всяком случае, был верным прихожанином украинской православной церкви московского патриархата. И мы видим – проект не его, и по всем этим визитам представителей Госдепа по деятельности церквей на Украину, и, наоборот, по заявлениям деятелей Украины, которые едут в США и прямо призывают США вмешаться в этот процесс. Мы видим, что проект этот – американский», – подчеркнул политолог Владимир Корнилов.

«Украине ни томас, ни автокефалия не нужны, а они нужны той хунте преступников, которая завладела Украиной, подавляет всякое инакомыслие, подавляет русских людей, их право на свой язык, историю, культуру. И которая уничтожает ту великую церковную связь между русским, украинским и белорусским народом, которая представляет собой тысячелетняя Русская православная церковь», – выразил уверенность священник Андрей Новиков.

Украинская православная церковь накануне приостановила служение с иерархами Константинополя. Это ответ на назначение экзархов. Ранее на такой же шаг пошла русская православная церковь за рубежом. Тем временем священнослужители из разных стран призывают Киев не делить верующих на своих и чужих.

После того как митрополит Онуфрий стал предстоятелем УПЦ, многие вздохнули с большим облегчением. Его считают пророссийским религиозным деятелем, не поддерживающим евроинтеграцию Украины, поскольку он является твердым последователем принципов единства Русской Православной Церкви.

Новый митрополит Украины

По окончании благодатной молитвы УПЦ в Успенском Соборе лавры митрополит Киевский Онуфрий устроил брифинг для журналистов.

Они задавали животрепещущие и очень волнующие вопросы на тему того, возможно ли объединение двух православных церквей после их раскола, и как предстоятель Онуфрий собирается искать диалог с Филаретом, на что мудрый митрополит Киевский ответил, что объединение возможно, но только по священным канонам Святой Православной Украинской Церкви, и что он будет искать диалог не с Филаретом, а, прежде всего, с Церковью. Потом его спросили об отношениях с Московским патриархатом. На этот вопрос он ответил тем, что Украинская Православная Церковь (УПЦ) имеет самостоятельность и независимость в управлении, но в молитве ко Христу мы все едины. Когда же его спросили о том, кто виноват в конфликте на Донбассе и помогает ли церковь пострадавшим людям, митрополит Онуфрий тут же ответил, что церковь вне политики. А вот что касается то она, конечно же, есть. Для пострадавших собираются деньги, им высылаются медикаменты и средства гигиены.

В Украине православная церковь разделена на:

  • УПЦ Московского патриархата, возглавляемого митрополитом Онуфрием.
  • УПЦ Киевского патриархата - церковь под управлением митрополита Филарета, преданного анафеме, отказавшуюся от Московского патриархата.
  • Несколько неканонических автокефальных церквей, в том числе Украинскую автокефальную церковь, созданную в 1921 году и возобновившую свою деятельность в конце 80-х годов.

Митрополит Онуфрий. Украина и ее политика

Еще недавно никто и представить себе не мог, что осенью 2014 года в Украине начнутся такие страшные события. Произошедший государственный переворот привел к гибели людей на Майдане, а потом и на Донбассе. Новая власть стала навязывать людям свои идеалы и порядки: отмену закона о языках, героизацию Бандеры, Шухевича, солдат УПА и многое другое. Все это вызвало огромное негодование и раскол в обществе. Ко всем этим неприятным событиям добавилась и смерть блаженнейшего Владимира, который скончался после тяжелой болезни 5 июля 2014 года. Это положение было опасно тем, что в церкви есть пророссийское и проукраинское крыло, и тут тоже существуют определенного рода сложности. Настораживало и то, что с выбором нового митрополита начнутся серьезные разногласия или еще какие-нибудь непредвиденные события. Но ко всеобщей радости все обошлось.

Через определенное время Синод собрал со священниками всей Украины, которые в большинстве своем проголосовали за единого кандидата, которым и оказался Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский. На него ни у кого не нашлось никакого компромата, он имел репутацию очень строгого и скромного монаха. Теперь именно ему придется продолжать заложенную Владимиром Мудрым политику единства и гармонии. Для этого стоит вспомнить историю возникновения и поговорить о том, для чего оно было нужно людям.

Христианская религия и ее возникновение на Руси

Тремя основными религиями мира являются ислам, буддизм и христианство, которое, в свою очередь, делится на православие, католицизм и протестантство. В основе христианства лежит вера в Иисуса, главный источник вероучения - Библия, а приобщение к вере происходит при участии в священных таинствах.

В Киевской Руси христианская религия появилась через тысячу лет после прихода Христа Спасителя. Мудрая княгиня Ольга стала первой правительницей, принявшей крещение в Царьграде (в тогда еще византийском Константинополе). Ее крестным отцом стал Цесарь Константин. После этого события княгиня Ольга стала умолять своего сына Святослава тоже принять крещение, но он пренебрег ее советом, боясь того, что засмеют его воины. За это он поплатился собственной головой. Когда опытный полководец Святослав пал в бою, из его черепа хан Печенежский сделал обрамленный золотом кубок для вина и пил из него за свою победу.

Крещение Руси

Киевская Русь все более утопала в разрозненности и междоусобных войнах. Тогда внук Ольги, Владимир, понимая неспособность языческой веры объединить княжества и племена, пожелал принять такое религиозное верование, которое смогло бы это сделать. В 986 году он встретился с болгарскими мусульманами, но их законы не сильно понравились ему. Потом пришли немецкие католики, и отцы русские тоже не приняли их религию. Очередь дошла и до хазарских евреев, но и их религия не пришлась по душе русскому князю. И вот однажды пришел к нему греческий философ, с которым князь общался несколько дней. Все это время гость излагал ему суть Священного Писания и практически убедил Владимира принять христианство. Потом даже бояре принялись уговаривать князя сделать это, ссылаясь на то, что его бабка Ольга была христианкой и самой мудрой из всех женщин на Руси.

В 988 году князь Владимир заболел, стал терять зрение, и к нему прислали греческих посланников, которые посоветовали ему поскорее креститься, иначе он совсем ослепнет. Когда князь Владимир крестился, он в ту же секунду прозрел и воскликнул: «Я познал Бога Истинного!» Через некоторое время он собрал весь киевский народ возле реки Днепр, и там все они приняли крещение, после чего Владимир попросил у Бога помощи в том, чтобы он дал возможность всем этим людям познать его и укрепить в них истинную христианскую православную веру.

Биография

В миру митрополит Онуфрий звался Орестом Владимировичем Березовским. Он появился на свет в ноябре 1944 года в семье православного священника, которая жила в селе Корытное Черновицкой области. Так же, как и все дети, он ходил в среднюю школу, потом закончил Черновицкое техучилище. В 1966 году Орест поступил в Черновицкий университет, однако после третьего курса пошел учиться в Духовную семинарию, а затем и в Духовную академию города Москвы, откуда выпустился в 1988 году в степени кандидата богословия.

Постриг в монахи

Молодой Орест готовил себя к постригу в монахи и поэтому на протяжении 18 лет был на послушании в где у него были свои обязанности. Весной 1971 года он принял монашество, и его окрестили Онуфрием в честь святого преподобного Онуфрия. В этом же году он получил сан иеродиакона, потом сан иеромонаха. Затем, в 1980 году, он уже был игуменом, а в 1984 году стал настоятелем Московского Афонского подворья Спасо-Преображенского храма в Лукине (Переделкино). В 1985 году получил должность благочинного, а еще через год его возвели в сан высшего монашеского чина - архимандрита.

Путь от послушника до митрополита Киевского

С 1988 с 1990 годы архимандрит Онуфрий был наместником Почаевской лавры. Еще через некоторое время Синод УПЦ назначил его епископом Черновицким и Буковинским.

За отказ подписать в 1992 году обращение Архиерейского Собора УПЦ к Московскому Патриарху Алексию II, в котором говорилось о предоставлении УПЦ автокефалии, митрополит Филарет (Денисенко) перевел епископа Онуфрия на Ивано-Франковскую кафедру. Но через некоторое время опального священника все же восстановили на Черновицкой кафедре.

Однако дальше всем составом Архиерейского Собора УПЦ, в котором тоже присутствовал отец Онуфрий, было высказано недоверие митрополиту Филарету, которого сразу же уволили с Киевской кафедры и запретили проводить священнослужения.

В 1994 году будущего возвели в сан архиепископа и он получил постоянное членство в Священном Синоде. В 2000 году прошло его посвящение в сан митрополита, а потом он занимал чин председателя Канонической комиссии Священного Синода и председателя Церковного Суда РПЦ (Русской Православной Церкви). Священослужитель Онуфрий также входил в состав Общецерковного Суда РПЦ, где тоже был председателем. Уже с 2009 года митрополит Онуфрий входил в состав Межсоборного присутствия РПЦ.

Почетных титулов и санов у блаженнейшего митрополита Онуфрия было много, всех их даже не перечислишь. Но все же главным событием в его жизни стало избрание предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским, одобренное Святейшим Архиерейским Синодом УПЦ. В Киево-Печерской лавре за божественной литургией от 17 августа 2014 года прошла его торжественная интронизация.

Церковные награды и труды

В 1973 митрополит Онуфрий в качестве высшей награды получил наперстный крест. В 2013 году удостоился права ношения второй панагии. Он был награжден Орденом святителя Иннокентия Московского и Коломенского II степени и Орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, которые были торжественно вручены ему в 2014 году. Летом 2013 года митрополит Онуфрий получил от Российской Федерации за огромный вклад в развитие дружественных отношений между двумя братскими государствами и укрепление их духовных традиций.

Его трудами стали «Слово архимандрита Онуфрия (Березовского) при наречении во епископа Черновицкого и Буковинского» и Акафист Боянской иконе Божией Матери.