Михаил Танич - биография, фото, личная жизнь поэта - песенника. "Лесоповал"

Имя:
Михаил Танич

Знак Зодиака:
Дева

Восточный гороскоп:
Кабан

Место рождения:
г. Таганрог, Ростовская обл.

Деятельность:
поэт-песенник

Биография Михаила Танича

Детство Михаила Танича, годы войны

Миша родился в еврейской семье в провинциальном Таганроге. Его фамилия при рождении – Танхилевич. Читать он начал в четыре года, а скоро написал первые стихи. Самым большим увлечением мальчика был футбол.

Он заменял Михаилу всё. Первый футбольный мяч, подаренный отцом, появился у него в пять лет. Миша пробовал рисовать, но поняв, что в этом деле он не первый, перестал этим заниматься. А вот стихи он писал всегда, понимая, что это у него отлично получается. С детства Танич принимал только победы, не терпел проигрышей. Когда ему было всего четырнадцать лет, отца расстреляли, а маму арестовали. Миша переехал к деду по линии матери в Мариуполь. Школу он окончил в 1941 году, а в мае 1943 года (по другим данным, в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию.


Михаил Танич — Годы (2001)

Он воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах. В 1944-ом Танич получил серьёзнейшее ранение, находился при смерти. Посчитав молодого человека мёртвым, его чуть было не похоронили в братской могиле.

Арест Михаила Танича

Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.

Поэт-песенник Михаил Танич в молодости

Сначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.

Начало творчества поэта Михаила Танича

Первое время Михаил жил на Сахалине. В местной газете он печатал свои стихи, подписывая их фамилией Танич.

Реабилитирован поэт был только в 1956-ом году, а это означало, что с этого времени он имел право проживать в Москве. Там он и поселился. Свою фамилию Михаил заменил на Танич. Он трудился в прессе, а так же на радио. Уже через год вышел первый сборник его стихов.

Как-то Танич, находясь в издательстве «Московский комсомолец», познакомился с Яном Френкелем. Их совместной работой стала песня «Текстильный городок», которая приобрела популярность среди слушателей. Её исполняли несколько известных певцов, среди них и Майя Кристалинская, и Раиса Неменова. Михаил считал встречу в издательстве с Френкелем знаковой. Он говорил, что не будь её, неизвестно как бы сложилась его творческая судьба.


Михаил Танич и гр. «Лесоповал» - Я понимаю

То, что песня стала любимой для множества слушателей, он понял, когда покупая мороженое, услышал, как её напевает продавщица. Он был горд и даже сообщил ей, что это его песня. Продавщица, конечно же, не поверила.

Лучшие стихи и песни Михаила Танича

После столь успешной работы в соавторстве, Танич не раз работал совместно с другими поэтами и композиторами, это Никита Богословский, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман и Владимир Шаинский. Результатом работы с Юрием Саульским стало появление всенародно любимой песни «Чёрный кот». Для начинающей Аллы Пугачевой поэт написал песню «Робот», музыка была написана Левоном Мерабовым. Впоследствии поэт сожалел, что Алла Борисовна нашла для себя других авторов. Он считал, что мог бы написать для неё немало хитов.
Такие певцы, ставшие впоследствии известными, как Игорь Николаев и Владимир Кузьмин, в начале своего творческого пути сотрудничали с Таничем. Первый хит «Айсберг» был написан Николаевым на стихи Михаила Исаевича. Кузьмин выступил на «Песне года» в первый раз с песней, которая тоже имела непосредственное отношение к Таничу.

В честь Михаила Танича назвали теплоход

Всем известная песня «Три минуты», исполненная Валерием Леонтьевым, была в своё время написана специально для Александра Барыкина, однако он исполнять её не захотел. Первый видеоклип Игоря Саруханова, был снят на песню с названием «Парень с гитарой», её слова написаны Михаилом Исаевичем.

Много песен написаны поэтом для Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Алёны Апиной. Особенно Таничу нравилось работать с Апиной, ему импонировал её характер, эту певицу он называл «своей».

Михаил Танич и группа «Лесоповал»

Поэт выступил организатором группы «Лесоповал». Её лидером стал Сергей Коржуков, который был и певцом, и композитором. К сожалению, в 1994-ом году он погиб. Спустя год, благодаря Сергею Куприку, который стал новым солистом, группа словно переродилась. Композитором и аранжировщиком стал Алексей Федорков.


Михаил Танич. Стихи (В день Победы. Час воспоминаний 1993)

В конце жизни поэта «Лесоповал» был главным его проектом. При его жизни вышли пятнадцать альбомов, шестнадцатый вышел уже после смерти Танича. Для «Лесоповала» им написано более трёхсот песен. Изначально, Танич думал, что группой будет исполняться русский шансон. Позже о «Лесоповале» журналисты писали как о музыкальной группе, исполняющей «блатняк».

В настоящее время и Федорков, и Куприк из группы ушли, нет уже и Танича. Но продолжают появляться всё новые песни, стихи для которых оставил Михаил Исаевич. В настоящее время готовится к выходу новый альбом.
За свою жизнь поэтом было выпущено пятнадцать книг. Две последние вышли в 1998-ом году.

Смерть Михаила Танича

Как-то поэт почувствовал себя плохо. Приехавшая скорая приняла решение о госпитализации. Это было 10 апреля 2008-го года. В больнице поэт пробыл неделю, состояние только ухудшалось. Его перевели в реанимацию. 17-го числа поэта не стало.

Личная жизнь Михаила Танича

Эльфрида Лане – немка, с которой у Михаила завязались серьёзные отношения во время нахождения на фронте, однако свадьбой они не закончились. После войны она жила в ФРГ.

Первая жена поэта развелась с ним, когда он отбывал наказание. Её звали Ирина. Второй женой Михаила стала Лидия Козлова. С ней он познакомился на вечеринке, где она пела, причём это были песни на его стихи. Тогда она ещё не знала, что автор этих стихов находился в их компании. Это было в Волжском. Вскоре они поженились. В столицу супруги переехали, когда поэта реабилитировали. У Лидии и Михаила родились две дочери, которые позже подарили им двух внуков.

2016-09-10T12:20:06+00:00 admin досье [email protected] Administrator Арт-обозрение

Related Categorized Posts


Один из лучших хоккеистов мира и самый харизматичный игрок Национальной хоккейной лиги стал обладателем Кубка Стэнли. За 13 лет игры за «Вашингтон Кэпиталс» Овечкин впервые за все время в...


Каждый на своем веку хоть раз испытывал тягу к коллекционированию. Будь то поздравительные открытки, марки или фантики. Со временем, правда, интерес к этому занятию у большинства людей отпадает. Но...

Лидия Козлова-Танич.

Лилия Шарловская

Лидия Козлова-Танич: «Миша любил принимать большие компании»

«После смерти Танича Игорь Николаев оформил на меня апартаменты в Майами» - вдова поэта делится воспоминаниями.

«После смерти Танича Игорь Николаев оформил на меня апартаменты в Майами» — вдова поэта делится воспоминаниями о муже.

Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу, стих…" Наверное, Танич никогда не стал бы Таничем, если бы в страшные послевоенные годы на строительстве Сталинградской ГРЭС не встретил юную студентку техникума Лиду Козлову. Она — сама талантливый поэт, автор одного из самых известных хитов «Айсберг», посвятила жизнь мужу. Была его музой и вдохновительницей, верной подругой и соратницей. С первого дня знакомства Лида поняла, что судьба свела ее с гением.

Лидия Козлова-Танич: «А вы знаете, что Танича первый раз я увидела во сне? Когда поступила в строительный техникум в Сталинграде, жить мне было решительно негде. Некоторое время я ночевала в общежитии на одной кровати с другой девочкой, а потом решила снять койку в городе. Нашла бабку, страшную, как баба-яга, лицо у нее было сморщенное и всегда злое. За десять рублей она пустила меня пожить на старом диване в подвале. Стипендия у меня была восемнадцать рублей. А потом оказалось, что у бабки доброе сердце, и меня она по-своему любила. Спросила однажды: «Хочешь суженого увидеть?» А я тогда не целовалась даже, дикая была до ужаса. Но кто ж не хочет увидеть суженого? Бабка говорит: сложи из спичек колодец и ложись спать. И вот ночью мне приснилась вся моя жизнь, которая, надеюсь, еще не кончилась, и человек с лицом Танича, про которого только и подумала тогда: «А ничего, красивый!»

Как же произошла историческая встреча?
Лидия:
«Я заканчивала техникум, и меня по распределению направили в Москву. Я очень хорошо училась. И я — вот что в башке моей было легкомысленной — заявила, что хочу остаться и работать на Сталинградской ГРЭС. Приехала на стройку, поселили меня в общежитии. Наступило седьмое ноября, в нашей комнате решили собраться молодежной компанией. В складчину, как тогда говорили. И вот я мою полы, дверь открывается, и входят два парня и две девушки красоты необыкновенной. Я даже актрис таких никогда не видела! А один из мужчин — с лицом того самого моего суженого из сна. Я возьми и ляпни: «Ой, я вас знаю!» Он удивился, а я забилась в дальний угол во время вечеринки, переживала: как бы не подумал, что я к нему пристаю… В разгар вечера ребята попросили: «Лида, спой!» Иногда я пела, подыгрывая себе на гитаре, сочиняла музыку, стихи. Взяла гитару, объявляю: «Я вот недавно песенку написала, а стихи в газете прочитала, их написал какой-то Танич». И тогда этот, суженый, который весь вечер глаз с меня не сводил, наклонился и шепнул мне на ухо: «А Танич-то — это я!»

Просто невероятная, мистическая история! Вы, наверное, верите в чудеса, Лидия Николаевна?
Лидия:
«Верю. Потому что в моей жизни чудес было много. Да и сама жизнь не чудо разве? Мы выжили в той страшной войне… Когда началось наступление, мы с родителями отправились из Саратова в эвакуацию, но немец шел быстрее, чем мы ехали. Застряли в глухой деревне на Волге. Голод был страшный. Мне было десять лет, я слышала слово „конфета“ и не представляла даже, что это такое… Однажды родители отправили меня за хлебом, его раздавали в деревенской чайной. Я зажала карточку в руке и шла по снегу по темной деревне. Захожу — там дым коромыслом, народу много, а на стене висит картина — огромная, во всю стену. На ней изображен эпизод из лермонтовского Печорина: герой скачет на коне, через седло у него переброшена Бэла, а за ними гонятся чеченцы. Я просто обмерла возле такой красоты. Смотрю и от волнения тру в руке карточки, тру… Когда опомнилась, от карточек ничего не осталось — труха одна. Как идти домой после этого? Там семья голодная сидит и ждет меня с хлебом… Весь день бродила по поселку, даже в колодец заглядывала, броситься хотела. Пришла домой все-таки, призналась. Родители даже слова не сказали. А утром объявление по радио: карточки отменены. Разве это не чудо?»

Михаил Исаевич в интервью рассказывал, что вас ему тоже нагадала цыганка. Это правда?
Лидия:
«Он мне так говорил. Шел как-то по базару, навстречу цыганка: „Дай погадаю!“ Он шутки ради протянул ладонь. А она ему и говорит: „Жену твою будут звать Лидой!“ На тот момент, как рассказывал Танич, у него даже знакомой с таким именем не было. Отца Танича расстреляли в 1938 году, он занимал важный пост в руководстве города Таганрога. Мать тоже посадили. Мишу забрал дед. Устроил его в железнодорожный техникум. Там, кстати, Танич женился первый раз. Девушка по имени Ирина его пирожками угощала, а он вечно голодный был… Так и стали жить вместе. Сын у них родился. Ребенок военного времени, слабого здоровья всегда был. Он и ушел из жизни раньше Танича. Часто у нас бывал, Михаил Исаевич общался с ним всегда… Железнодорожникам давали бронь, но Танич сам попросился в армию. И служил всю войну. И дошел до Германии. Потом уж в институте в Ростове его спросили однокурсники: „Миш, а как там живут немцы в Германии?“ Он простодушно так сказал: „Дороги там хорошие, автобаны. Мы по ним летели на „Студебеккерах“, как на самолетах“. И этого было достаточно, чтобы по доносу его арестовали и дали шесть лет лагерей».

Вам не страшно было выходить замуж за человека с такой биографией?
Лидия:
«Я была влюблена и об этом не думала даже! С Ирой он уже к этому моменту развелся. Когда Миша был в лагерях, она прислала ему письмо с просьбой о разводе. Он, конечно, не возражал… Да и после первой нашей встречи он надолго пропал: не хотел портить мне судьбу. Уволился со стройки и попросился работать в районную газету — это через Волгу в другой город. Но долго не выдержал, стал мне писать. Каждый день. И однажды написал: приезжай. Я тут же уволилась, все бросила и поехала. Вернее, пошла: через Волгу был пешеходный мост длиной два километра, у которого вместо поручней — канаты. Как я шла под дождем и ветром по нему? Вот ведь любовь вела!»

И как началась ваша семейная жизнь?
Лидия:
«Весело! И очень голодно. Нас пустила пожить семья рыбака. Отвели нам летнюю кухню. Там и стали жить, дочка наша старшая там родилась — Инга. Смешно — после первой нашей брачной ночи Танич говорит: „Если ты прямо сейчас не забеременела, значит, ты меня не любишь!“ У меня сердце в пятки ушло — откуда я знаю, забеременела я или нет? Слава богу, все сложилось хорошо. Так он снова условие ставит: „Если родится парень, уйду из дома!“ И когда Инга родилась, я лежу в роддоме, плачу. Сестры хлопочут, думают, горе у меня какое. А я от счастья плачу!»

Кто выбрал дочери редкое имя?
Лидия:
«Танич, конечно. Он же всю жизнь был спортсменом, любил физкультуру и всегда ценил спорт. Тогда имя конькобежки Инги Артамоновой гремело на всю страну».

Он продолжал писать стихи?
Лидия:
«Конечно. Я, когда беременная ходила, каждый день доставала его листочки и читала новые стихи. Я сразу поняла, какого уровня это талант. И начала его потихонечку пилить: Миша, отправь стихи в Москву, отправь! Он поначалу отмахивался от меня, как от назойливой мухи. Но, знаете, капля камень точит. Он отправил стихи в «Литературную газету» и получил ответ за подписью Булата Окуджавы: «Михаил, вы очень талантливы, вам надо переезжать в Москву». Но Булат не знал, что Мише после лагерей нельзя было приближаться к столице ближе чем на сто километров. Но и тут я начала давить на него: давай хотя бы поближе переберемся, куда-нибудь в Московскую область. В результате разных обменов мы оказались в Орехове-Зуеве в подвальной типа казармы квартирке. Там было так сыро и бегало так много крыс, что мы в туалет ходили с метлой — их отгонять. У Танича открылся лагерный еще туберкулез, у него ноги гноились так, что я повязки меняла каждый час, а на ночь под простынь подкладывала резиновые пеленки…

У Инги тоже начался туберкулез. Тут еще одна дочка родилась… Денег было мало. Танич писал стихи, их печатали, но получал он за это копейки. Платили за стих тридцать рублей. Больше одного в газету не ставили. Ну как могла семья прожить на эти деньги? Но к нему уже стали приезжать другие писатели, поэты из Москвы. Талант Танича заметили. И однажды Володя Войнович, он тогда на радио работал, видя, как мы бедствуем, сказал: напиши песню — за нее больше платят. Шестьдесят рублей или даже девяносто, если песня хорошая.

Танич написал стихи, пошел в редакцию молодежной газеты. Ему отказали. Ну, как можно написать про тогдашнего министра обороны «водят девки хоровод, речка лунная течет. Вы, товарищ Малиновский, их возьмите на учет»? Он, расстроенный, идет по коридору и встречает человека огромного роста. Тоже грустного. То да се, разговорились. Танич признался, что ему зарубили стихи. Собеседник попросил их почитать. Спросил: а можно я попробую к ним музыку подобрать. Так появилась песня «Текстильный городок», музыку написал Ян Френкель, тот самый высокий человек. Эта песня потом прозвучала в программе «Доброе утро».

И Танич проснулся знаменитым?
Лидия:
«Да кто же знает авторов слов песен, да еще в лицо? Он рассказывал, как однажды пошел на Курском вокзале деньги поменять в ларьке, а оттуда „Городок“ на полной мощности звучит. Танич обалдел — только два дня назад песня впервые прозвучала по радио! Его гордость распирает, он продавщице и говорит: „Эту песню я написал“. Та посмотрела на него презрительно: „Да брось ты! Мордой не вышел, чтобы такие песни писать!“ Вот так, смеялся потом муж, меня впервые ударила слава».

И вы стали богатыми людьми?
Лидия:
«Вы не знали Михаила Исаевича! Знаете, что он купил на свой первый приличный гонорар? Через два года после успеха «Текстильного городка» муж получил авторские деньги — двести рублей. Радостный ехал домой, но по дороге в комиссионном встретил приемник деревянный такой, огромный. Телефункен. Он его купил и приволок домой. Мы его поставили на единственную тумбочку и слушали до утра.

Даже когда Танич стал известным поэтом, и композиторы выстраивались в очереди за его стихами, он не стал богачом: Миша любил принимать большие компании, был хлебосолен. Наголодавшись и настрадавшись в детстве, этот человек готов каждому помогать и в первую очередь, конечно, накормить и напоить".

Как вы думаете, почему его песни так принимали люди?
Лидия:
«Это особый дар поэта — писать так, чтобы к каждой душе протоптать дорожку. После успеха „Текстильного городка“ Танича и Френкеля отправили на Сахалин по линии ЦК комсомола — писать гимн про остров. И Танич все равно написал простую душевную песню „Ну что тебе сказать про Сахалин?“. Начальство было недовольно, а вот народ принял, и до сих пор на Сахалине считают ее гимном».

А «Айсберг», знаменитый хит Аллы Пугачевой?
Лидия:
«С ним было еще проще. У нас дома часто бывал молодой и никому еще не известный композитор Игорь Николаев. Танич не особо любил работать со знаменитостями. Считал, что они уже всего достигли, у них все есть. А вот молодежь принимал, помогал и писал для них с удовольствием. Так однажды в нашем доме появились Игорь Николаев и Саша Малинин. Малинину Танич сразу сказал: „Тебе не попсу, а романсы петь надо“. Малинин прислушался — и поет романсы до сих пор. Игоря Николаева Танич ценил особенно, сразу увидел в нем большой талант. Посоветовал: у тебя нет ни одной песни, попробуй сначала с Лидой написать что-нибудь. И мы сделали с Игорем песню для Людмилы Гурченко, потом еще одну — для Эдиты Пьехи. Однажды Игорь пришел к нам, голодный, как всегда. Я налила ему борща и села рядом. Во время обеда Игорь попросил у меня что-нибудь из новенького. Я показала ему „Айсберг“. Он почитал, выпил рюмку коньяка и сел к роялю. Через двадцать минут была готова песня».

Лилия Шарловская

Исполнители платят вам за песни?
Лидия:
«Никогда не платили. Мы с Мишей всю жизнь прожили на отчисления с авторских гонораров. Танич уже болен был, когда у него купили первые стихи. Александр Иратов для нового альбома Алены Апиной выкупил целый цикл, начиная с песни «Узелки», кажется, по двести долларов за песню. Потом еще покупали, но это продолжалось недолго — Танич умер.

Игорь Николаев, к тому времени очень известный композитор и исполнитель, решил сделать мне подарок — оформил на мое имя апартаменты в Майами. Но я отказалась: зачем мне это одной? Игорь вообще очень мне помог: когда не стало Танича, он просто был рядом и этим буквально спасал меня. И Иосиф Кобзон звонил утром и вечером, добился места на Ваганьковском кладбище для Миши…"

После ухода Михаила Исаевича вы заменили его на месте художественного руководителя группы «Лесоповал». Это было новое для вас дело?
Лидия:
«Помилуйте, какое новое! С того дня, когда Танич написал свое первое стихотворение для „Лесоповала“, и до сегодняшнего дня я постоянно нахожусь в орбите всех проблем группы. Миша вовсе не собирался создавать группу. Более того, он не хотел в своих стихах касаться лагерной темы. Но есть такое слово в древнерусском языке „донжить“. Смысл его передает современное слово „приставать“, так я вот его донжила: кто, как не ты, прошедший лагеря, должен написать об этом? Я привела к нему Сережу Коржукова. Они попробовали написать одну песню, другую — и дело пошло. Однажды Танича пригласили на телевидение. Он тогда уже был очень популярен. Согласился выступить, но с условием: он покажет новую программу и нового исполнителя. Они с Сережей спели семь песен. И взорвали эфир! У меня дома оборвали телефон, звонили со всего Союза: кто этот парень? Потом родилась песня „А белый лебедь на пруду“ — практически гимн „Лесоповала“… Когда Танича не стало, ребята пришли на похороны. И на поминках при всех попросили меня возглавить группу. Так мы уже шесть лет и работаем без Миши».

Лидия Николаевна, а ваши дочери не пошли по стопам отца?
Лидия:
«Инга, старшая, стала художником. Вместе с мужем, тоже художником, они уехали учиться в Голландию и там остались. Двое их сыновей тоже окончили академию живописи, активно выставляются и имеют успех в Европе. У меня уже и правнук есть — шестилетний Миша. Младшая дочь Светлана посвятила свою жизнь сохранению наследия отца. Она работает с архивами, готовит к печати его стихи. И сама пишет — и прозу, и поэзию».

«Лесоповал», песни, дети, что еще оставил вам муж?
Лидия:
«Я никогда в жизни не притрагивалась к его бумагам. У нас был ритуал: он просыпался рано, часов в семь и писал. Я вставала позже, и он нес мне новое стихотворение. И так каждый день! И вот его не стало, я зашла в его кабинет. Все бумаги разложены по папочкам: стихи для «Лесоповала», для издательства. все четко — все указания, куда кому и что. Там были стихи и про меня… «Кто бы знал, как ты прекрасна поутру. Как тебе твой макияж не ко двору. Как восходят надо мною всякий раз оба солнышка твоих зеленых глаз. Кто бы знал, да кто бы видел, да любой. Он бы должен просыпаться бы с тобой. Кто бы знал, как ты прекрасна. Ты сама. Но, а я сошел от ревности с ума…»

Поэт-песенник
Народный артист России (2003)
Кавалер ордена Почёта (1998, за заслуги в области культуры)
Кавалер ордена Красной Звезды
Кавалер ордена Славы III степени
Кавалер ордена Отечественной войны I степени
Заслуженный деятель искусств России (2000, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства)
Лауреат Юбилейного конкурса «Песня года» (1996)
Лауреат премии МВД России (1997)
Лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» (1997)

«Ну, вот посмотрите: у меня, написавшего больше всех популярных песен, нет никаких премий, меня никто не замечал; сейчас вдруг начали подряд брать интервью. А раньше никто не замечал, хотя я был автором этих же самых песен. Я - человек сторонний, никуда не лезу. Видимо, это связано с моей биографией». Михаил Танич. 1980-е годы.

Настоящая фамилия Михаила - Танхилевич. Дед Михаила Танича был набожным евреем-ортодоксом, и в семье даже существовала легенда о том, что дед Танича владел библиотекой, доверенной ему писателем, уехавшим в Штаты, и что эта библиотека сгорела при погромах в Одессе.

В четырехлетнем возрасте Михаил научился читать, и вскоре проявил себя в поэзии. Первое написанное им стихотворение было посвящено Павлику Морозову. Как объяснял позже сам Танич, к этой теме его подтолкнули патриотические передачи из репродуктора и пионерские будни.

Когда Михаилу было пять лет, отец подарил ему первый футбольный мяч, и подарок, сделанный отцом, положил начало увлечению Михаила футболом. Играя в детстве с дворовыми командами, Танич всегда забивал голы. «Для меня футбол был всем, - рассказывал позже Михаил Танич, - и сладким гоголем-моголем, и сказками Арины Родионовны».

Во время учебы в школе Михаил написал еще не одно стихотворение. «Помнится, - говорил Танич в интервью, - на выпускном экзамене нужно было написать сочинение на тему «Расставание со школой». Так я написал целых четыре страницы в стихотворной форме о том, как я не люблю учиться». Позже Михаил Исаевич цитировал несколько строк из этого стихотворения:

Пройдет еще с десяток лет;
Как этот детский май,
В моей душе умрет поэт
И будет жить лентяй.

Отец Михаила - Исай Танхилевич был во время гражданской войны красноармейцем. В 19 лет он стал заместителем начальника мариупольской ЧК, а позже, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, был назначен начальником управления коммунального хозяйства города Таганрога. Впоследствии он был арестован и расстрелян 6 октября 1938 года. Танич рассказывал: «Отец мой, крупный деятель советской власти, был расстрелян в 1938 году, маму тогда же посадили, я остался один – сын «врагов народа». Отец преобразовал Таганрог, занимаясь строительством, коммунальным хозяйством и т. п. Город при нем расцвел! Отец придумал поставить на площадях и улицах нашего города (с разрешения Музея изобразительных искусств в Москве) копии греческих скульптур. Открыл мастерскую по их изготовлению... Вы могли, прогуливаясь по городу, встретиться с «Дискоболом», посочувствовать «Мальчику, вынимающему занозу», и тому подобное. Были разбиты газоны, город преобразился, стал чистым и красивым. По улицам разъезжали, как в Европе, тележки с овощами, булками, молочными продуктами. Словом, это был ренессанс Таганрога. Отец был сопредседателем комиссии по празднованию в 1935 году 75-летия со дня рождения Чехова. В городе были организованы большие празднества, к нам приезжал в полном составе МХАТ, Таганрог получил всесоюзную известность. Потом, в 38-м, для меня все рухнуло».

В 14 лет Михаилу Исаевичу пришлось переехать в Мариуполь к деду по материнской линии, так как его мать также была арестована. Потом во время Великой Отечественной войны семье Михаила пришлось переехать на Северный Кавказ, а позже - в Тбилиси, где Танич пошел учиться в военное училище. Но, проучившись вместо полугода год, что было больше положенного срока, он получил вместо звания «лейтенант» лишь звание «старший сержант» из-за того, что был «сына врага народа». В будущем Михаил, несмотря на все выпавшие на его долю испытания считал, что его детство и юность были самым счастливым, и дали ему нравственный закал на всю дальнейшую жизнь.

До того как Михаил был призван в армию, он получил в 1941 году аттестат о среднем образовании. В армии Михаил Танич служил в 33-ей истребительно-противотанковой бригаде и прошел путь во время войны от Белоруссии до Эльбы. Он воевал на первом Белорусском и первом Прибалтийском фронтах, был в 1944 году тяжело ранен, и чуть было не похоронен заживо в братской могиле. Конец войны он встретил в немецком городке Цербсте, родине русской царицы Екатерины Великой. Танич рассказывал: «О том, что закончилась война, нам сказали польские солдаты в конфедератках, и даже наступившая тишина и то, что не надо больше воевать, не сразу принесло ощущение счастья. Ну не могли мы сразу осознать, что каким-то чудом остались живы. Но ведь остались. И каждый новый день без войны казался нереальным».

В немецком городе Бернбурге он познакомился с немкой Эльфридой Лане, с которой у него завязались отношения, но он так и не женился на ней, хотя в то время закон не запрещал гражданам СССР браки с иностранцами. В 1980 году Михаил захотел снова встретиться с Эльфридой, однако эта встреча не состоялась. Зато Таничу удалось увидеться с тетей Эльфриды, и он подарил ей пластинку с песнями на свои стихи.

Поступив после войны в Ростовский инженерно-строительный институт, Танич так и не успел его окончить, так как был арестован за антисоветскую агитацию. По словам Танича, он сказал в кругу друзей, что немецкие автострады и радиоприемники лучше советских. Кто-то из слушателей сделал донос на него в органы государственной безопасности, и позже приговор звучала так: «Восхвалял жизнь за границей и возводил клевету на условия жизни в СССР». Во время следствия Танича много дней пытали бессонницей, после чего он подписал требуемые следователем показания. В итоге Танич отбыл 6-летний срок заключения в лагере в Соликамске. О своем заключении Танич рассказывал: «Осмотревшись, поступил в строительный институт, на архитектурное отделение, но проучился недолго. Карательные органы запустили новый сценарий: всех, кто хвалил заграницу, тамошние дороги или радиоприемники, взять на заметку, а еще лучше изолировать. Я имел глупость где-то брякнуть, что немецкий радиоприемник Телефункен лучше наших. Вот я, а за компанию со мной и двое моих друзей, тоже только что демобилизованных из армии, по доносу нашего же студента «загремели» в 1947 году. На следствии не били, но мучали бессонницей, абсолютно не давали спать, чтобы на бесконечных допросах путался в показаниях. А на суде, хоть прокурор и потребовал 5 лет, дали почему-то 6. Хотя никаких доказательств моей вины так и не привели. И погнали нас этапом в Соликамск на пересылку, где жизнь снова улыбнулась мне. Известный художник Константин Ротов, тоже зэк, бывший до ареста главным художником журнала «Крокодил» (ему поручили оформление наглядной агитации в лагере), взял меня в свою бригаду. Благодаря этому я спасся от лесоповала. А весь этап, с которым я прибыл в Соликамск, все до одного погибли на этом проклятом лесоповале. Выпустили меня перед самой смертью Сталина. И вот парадокс - в день его похорон у меня, чья жизнь была разрушена этим преступником, из глаз потекли слезы. Все мы были детьми того времени».

После того, как Михаил Танич отбыл свой срок заключения, он не мог поселиться в Москве, и уехал на Сахалин, где работал мастером в организации «Строймехмонтаж». В местной прессе он начал публиковать свои стихи под фамилией Танич. Взять себе псевдоним Михаил решил из-за того, что в то время в СССР сильно недолюбливали евреев. О смене имени Танич рассказывал: «У меня не было и нет простого и ясного ответа на вопрос: почему так давно и так повсеместно ненавидят или, чтобы помягче, недолюбливают евреев? Мы, да, не лучше, но ведь и не хуже других! Я не мог ответить на этот вопрос своим русским дочерям, тоже, хотя и косвенно, несущим этот крест, но еще раньше я не мог ответить себе! Я слышал, что великая Ахматова не терпела антисемитов. И затыкались на полуслове желавшие рассказать при ней еврейский анекдот. (Как можно! При Ахматовой?!) Кстати, при мне - можно. И вот когда солдатик помыл сапоги пусть не в Индийском океане, но все-таки в далекой речке Эльбе, а потом отдал долг начальнику на лесоповале, будучи зэком Танхилевичем Михаилом Исаевичем, статья 58, пункт 10, 6 лет ни за что, газеты вдруг ни с того ни с сего захотели печатать его стихи, а он вдруг призадумался: не поднимутся ли вихри враждебные по поводу этого слишком уж неблагозвучного под русскими стихами имени, и не лучше ли было бы звучать ему пусть и не так уж придуманно, а хотя бы покороче, например Михаил Танич?! А? И зазвучало, представьте! И сразу в «Литературной газете»: «Серые шинели, розовые сны! - Все, что мы сумели принести с войны».

В то время, как Михаил Танич отбывал свой срок в лагере, от него ушла первая жена Ирина. Позже он познакомился на вечеринке с Лидией Козловой, которая привлекла его тем, что удачно подобрала несколько мелодий на гитаре на его стихи. Она назвала его «нашим поэтом», не зная, что сам Танич находился среди зрителей. Вскоре Танич женился на Лидии, позже вспоминал: «На этой вечеринке была роскошная закуска: маринованная свекла в банках, краковская колбаса, винегрет... Вдруг ребята стали кричать: «Лида, спой!» И эта Лида взяла гитару и спела песню на мои стихи. Вот строчки из этой песни: «Ты не жди от меня совета и не жди от меня подсказки - я и сам заблудился где-то, как Иван-дурачок из сказки...». О своей супруге позже Михаил Танич всегда отзывался с теплотой. Он рассказывал: «Она красавица, умная женщина, но мы два совсем разных человека. Может, поэтому так долго вместе». Сама же Лариса говорила о муже следующее: «Мы познакомились с Мишей в Волжском. Он всегда был чутким и трепетным, уже тогда безумно талантливым, читал свои стихи - наверное, этим и покорил меня».

Лариса Козлова являлась главным критиком своего мужа. По этому поводу он рассказал историю из своей жизни: «Я хотел читать на юбилейном концерте одно стихотворение, которое мне очень нравится:

Не помню, кем я был, что сделаешь, старею,
а сильный был, как молодой гиппопотам,
я не ходил с ней по картинным галереям,
а по кустам, а по кустам.

Ее, я помню, звали Лена или Зина,
и шар земной тогда стоял на трех кустах.
Была любовь, и мы сливались воедино,
в Азовском море, без стыда, при всех друзьях.

Я как спортсмен, всего добился с трех подходов,
всего, я думаю, добилась и она.
От нас родившаяся, как от пароходов,
на берег шлепалась азовская волна.

Дивное стихотворение, но жена не хочет, чтобы я его читал. И я ей уступаю. Я считаю, что она права - ей неприятно слышать о моей предыдущей жизни. Но, представьте себе, все это написал не юноша, а 79-летний человек!».

После реабилитации в 1956 году Танич вместе с супругой переехал в Москву, где начал работать сначала на радио, а затем и в прессе. В 1959 году вышел его первый сборник стихов, а с 1960 года Танич совместно с композитором Яном Френкелем создал настоящий хит того времени – песню «Текстильный городок». Эта песня была исполнена Майей Кристалинской и Раисой Неменовой. Получив за исполнение в эфире песни «Текстильный городок» 220 рублей, Михаил Исаевич сразу же приобрел полированную тумбочку и чехословацкую кровать. Несмотря на то, что были потрачены все заработанные деньги, Танич искренне считал, что мебель ему досталась задаром. О том периоде своей жизни Танич рассказывал: «Никогда в жизни, ни один успех так не окрылял меня. Без всякой раскрутки народ запел «Городок». А потом пошло-поехало: С Яном Френкелем мы написали «Ну что тебе сказать про Сахалин?», «Кто-то теряет - кто-то находит», с Владимиром Шаинским - «Идет солдат по городу», «По секрету всему свету», с Эдуардом Колмановским - «Мы выбираем - нас выбирают», с Оскаром Фельцманом - «На тебе сошелся клином белый свет». Более 74 песен, да еще 80, названия которых вылетели из памяти».

В дальнейшем Танич сотрудничал с такими авторами-композиторами, как Оскар Фельцман, Никита Богословский, Владимир Шаинский, Аркадий Островский и Эдуард Колмановский. Визитной карточкой Михаила Исаевича Танича в то время стал шлягер «Черный кот», написанный им совместно с Юрием Саульским. В то же время Танич совместно с Левоном Мерабовым написал песню «Робот» для юной Аллы Пугачевой.

С Серафимом Туликовым Танич написал песню патриотического характера под названием «Объяснение в любви». Также он создал две песни совместно с Юрием Антоновым, одну из которых под названием «Зеркало» он считал крайне удачной. Частым гостем в доме Танича был Игорь Николаев. На стихи Лидии Игорь выпустил свой первый хит под названием «Айсберг». Позже Танич подарил Игорю сборник своих стихов, и одно стихотворение из этого сборника стало толчком для создания песни «Комарово». В 1985 году Танич оказал помощь Владимиру Кузьмину, который выступил в конкурсе «Песня года» с песней на стихи Михаила Исаевича.

С середины 1980 годов Танич начал заниматься написанием песен для таких популярных композиторов как Раймонд Паулс и Давид Тухманов. Для Александра Барыкина Михаил Исаевич написал стихи для песни «Три минуты», однако Александру эта песня не нравилась и поэтому настоящим хитом она стала лишь в исполнении Валерия Леонтьева. В то же время для Игоря Саруханова Танич написал стихи для песни «Парень с гитарой». Также Михаил Исаевич Танич сотрудничал с Ларисой Долиной, Аленой Апиной и Эдитой Пьехой. Он писал песни совместно с композиторами Аркадием Укупником, Русланом Горобцовым и Вячеславом Малежиком. Михаил Танич в одном из интервью рассказывал: «Много моих песен спела Лариса Долина. Но это не означает, что она самая главная моя певица. А есть певицы, которые мало пели моих песен, но я их чувствую «своими». Вот первый раз будет петь мою песню Надя Бабкина, а ей надо было приходить ко мне все 40 лет. Алена Апина совершенно моя - озорная, игривая, с юмором в глазах. Очень моя певица Лолита, но она даже не знает, что у меня на ее сценический образ написано несколько замечательных песен. Но раз не приходит сама, я не буду за ней ухаживать. Это ошибка, когда люди не находят друг друга и в жизни, и в песне. Я разошелся так с Аллой Пугачевой. 16-летняя Алла спела «Робот», а дальше мы разошлись надолго, до самой «Балалайки». Она нашла себе других поэтов. Мне жаль. Мы с ней должны были создать огромное количество песен».

К произведениям Танича слушатели всегда относились неоднозначно. В одном из интервью Владимир Высоцкий сказал, что не понимает советской массовой песни. Танич обиделся на это. Даже в его мемуарах «Играла музыка в саду» Высоцкий упомянут только по этому поводу. Через несколько лет после смерти Высоцкого к Таничу подошла семейная пара, сказавшая, что Владимир хотел сам извиниться за то интервью перед авторами песни «На тебе сошелся клином белый свет», но не смог. И теперь они приносят эти извинения за него, спустя четырнадцать лет. Однажды покупая в ларьке пирожное, Танич услышал, как продавщица напевала песню «Текстильный городок». Он не удержался, и сказал, что это его песня. Продавщица ларька ответила: «Мордой не вышел!».

Когда стала исполняться его песня «Черный кот», ее с радостью воспринял народ, но восприняли в штыки критики, среди которых бытовало мнение, что песня отражает гонение на евреев в России. Значимым достижением в творческой биографии Танича было создание группы «Лесоповал», солистом и композитором которой был Сергей Коржуков. Танич рассказывал: «Когда я написал две-три песни, то понял, что может быть интересный цикл, скажем, из десяти песен. И написал десять таких песен. Представьте себе, они не имели успеха. Они не были хуже нынешних, но были написаны с другим композитором, который попытался сам это спеть. А мальчик, который вместе со мной написал потом уже другие десять песен (и с которым я потом и придумал название «Лесоповал», еще не думая, что этот мальчик будет их петь), Сережа Картухов, оказался и очень хорошим исполнителем, и быстро мне полюбился. Когда я показал его с тремя или пятью песнями по московскому каналу в первый раз, на следующий день было 20 или 30 звонков. Показ был плохой: он сидел с гитарой, он не попадал в фонограмму, он не знал, как это делается... Но это сразу понравилось. Понимаете, у меня же, слава Богу, миллион песен выходило и до этого, и во время «Лесоповала»… Миллион песен, можете так и написать, потому что действительно огромное количество. Миллион алых роз - это ведь образ; так и у меня миллион песен, и очень много популярных... но я никогда не получал столько звонков. Один был звонок такой: «Я - переводчица советской поэзии на английский язык, член СП. Я не люблю песен, - она сказала, - Высоцкого, Галича. Я этих песен не люблю, но что-то в Вашем мальчике мне очень понравилось. Вы сказали, где можно купить ваши пластинки…» И я понял, что это действительно интересно самым разным людям. Потому что, как вы понимаете, блатные мне не звонили. Название «Лесоповал», которое я придумал, оказалось емким. Хоть оно и как бы запудренное, и иностранцы не понимают, что означает «лесоповал», «пилить лес, лесозаготовки», - такого слова, связанного с лагерем, нет на других языках. То есть произошло все нечаянно».

Когда в 1994 году Сергей Коржуков погиб, ему на смену пришел Сергей Куприк. Благодаря ему и мультиинструменталисту, аранжировщику и композитору Александру Федоркову группа вновь ожила и обрела популярность. Однако многие считали, что репертуар группы «Лесоповал» дискредитировал творчество Михаила Танича. Многие журналисты называли песни группы «блатняком», и далеко не всем слушателям нравились выступления в этом жанре. Группой «Лесоповал» Танич занимался до конца своей жизни. Последний из 16 альбомов группы был выпущен уже после смерти Михаила Исаевича. Всего он написал для «Лесоповала» больше, чем 300 песен. После смерти Коржукова для группы «Лесоповал» стали писать песни и другие известные музыканты и композиторы, благодаря чему группа все дальше отходила от традиций современного русского шансона.

В 1968 году Танич стал членом Союза писателей СССР. На этот счет Михаил Исаевич имел свое мнение: «В то время человек, занимающийся литературным трудом и не приписанный ни к какой организации, считался по советским законам тунеядцем. Не могли понять: что это за профессия такая, поэт? Я был неприкаянным, пока не стал членом СП. А стал, когда уже семь лет был известен как автор 50 популярных песен. А я все был тунеядец. Но самое главное, чем я могу гордиться в жизни, - это любовь людей. Каждый день я слышу объяснения, что меня любят. Это счастье, которое свалилось на меня с неба». В другом интервью Танич рассказывал: «Мне очень много в жизни рога ломали, я разного горя видал: и тюрьму, и войну. И всякие личные неприятности, и долгий неуспех в литературе. В Союз писателей меня приняли только в 45 лет».

На протяжении своей жизни он стал автором практически 20 сборников стихотворений. Итоговый сборник его стихов, названный «Жизнь», был издан в 1998 году. В этом же году Танич выпустил песенный сборник «Погода в доме». Поэт Александр Шаганов вспоминал о Таниче: «Помню, я как-то навещал Михаила Исаевича у него дома. По радио вдруг заиграла песня в исполнении Юрия Антонова: «Наклонилось вдруг небо ниже, и пошел стучать дождь по крышам…» Хорошая песня, говорю, из детства. «Так она моя! - сказал Танич. - Я ее написал». Признаться, я сильно удивился: никогда бы не подумал, что это его произведение, - когда я ее впервые услышал, мне семь лет было. А Танич мне тут же рассказал следующую историю, так что это точно не байка. Короче, Таничу нужно было поговорить с Антоновым. Набрал номер. После пары гудков включается автоответчик: «Я сейчас не могу с вами разговаривать, пишу на студии новые песни, оставьте свое сообщение». Ну, Танич сообщение оставил. Что-то вроде: «Юра, это Танич, перезвони». А тот не перезванивает. Танич ему еще раза два звонил в течение долгого времени. И каждый раз натыкался на этот автоответчик, где запись не менялась. Наконец, Михаил Исаевич не выдержал. Прослушав в очередной раз автоответчик, он прокричал в трубку: «Юра! Какого х… ты там новые песни пишешь, а поешь одни наши с тобой старые?!». Антонов перезвонил через пять минут».

Танич рассказывал и другую интересную историю, связанную с Юрием Антоновым: «Значит, Броневицкий, композитор, руководитель ансамбля «Дружбы», принес мне вальс и попросил написать текст. Я не очень-то люблю делать с готовой музыкой. Я написал какой-то текст, позвонил ему; он ко мне пришел, взял этот листок в руки и прочел: «Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения». Он говорит: «Миша, ты что, с ума сошел?! Поверь мне, я опытный... Кто это может спеть «головокружение»?! Подумай сам!». Вечером случайно я встретился с Юрой Антоновым, он меня отвез домой и увидел на столе как раз тот самый текст.. Он у меня его взял вечером... и утром сыграл мне в готовом виде вот эту песню, одну из моих самых любимых песен. Не знаю, как у Антонова, но среди его песен у меня это - одна из самых любимых песен».

Михаил Танич давал интервью на телевидении, и одна из таких передач под названием «Старый телевизор» сохранилась в телевизионных архивах.

Когда Танича спросили, смог бы он написать Гимн России, он ответил: «Я уже написал гимн. Эта песня называется «Мой дом - Россия». Там такой припев: «Грибного лета дожди косые, родного дома тепло и свет, мой дом - Россия, мой дом - Россия, и лучше дома на свете нет». Эту песню скоро будет петь Саша Маршал. Думал, что сделают ее гимном, потому что там очень чистые слова. А еще мне вчера принес Олег Молчанов, талантливый композитор, музыку, которую он написал на мои стихи. Это тоже песня о Родине, но негромкая. Если вы заметили, я пишу негромкие песни, не о главном, но с моей интонацией: «И если бы ты спросила, а кто я в твоей судьбе, я капля твоя, Россия, росинка в твоей траве». Я бы хотел показать это Алле Пугачевой, но она очень сложная дама. Будет обидно, если скажет: «Мне это не нравится, это не мое слово». Поэтому я робею ей это показать. Я считаю, что гимн - необязательно пафосная песня. Если руководство страны хочет, чтобы при исполнении гимна люди держали руку на сердце, он должен быть задушевным, а не барабанным».

Танич не любил казаться хуже других. В интервью он говорил: «Очень не люблю проигрывать. Когда проигрывал (в шахматах, музыке…), я бросал этим заниматься. Рисовал все детство, но потом понял, что я здесь не первый и другие мальчики рисуют лучше. Так и остался в жизни при стихах, которые писал с малых лет». Танич считал себя баловнем судьбы, потому что прошел через войну, лагерь, пережил два инфаркта, но все равно выжил и продолжал смотреть в будущее с оптимизмом. Он вырастил двух дочерей – Светлану и Ингу, которые подарили ему внуков – Вениамина и Льва.

В 2000 году Танич написал мемуары «Играла музыка в саду». В интервью о своей жизни Михаил Танич рассказывал: «Друзей как таковых не было и нет. Много приятелей. Я пользуюсь их любовью и заботой. Часто мне дают машину, привозят куда-то, очень хорошо ко мне относятся. Я тоже стараюсь отдавать им что-то. Но, видимо, я - довольно сухой человек и предпочитаю не раскрываться. Единственный, кто меня хорошо знает, кто мне действительно друг - это моя жена. Другие люди так близко ко мне не подходят - существует некая оболочка вокруг меня. Свою книгу «Играла музыка в саду» с самого начала я собрался писать откровенно, а потом понял, что не могу этого сделать. Не тот я человек, мне трудно открываться».

Михаил Танич ушел из жизни 17 апреля 2008 года из-за хронической почечной недостаточности. 20 апреля 2008 года его память была почтена минутой молчания клубом ЦСК перед матчем.

Когда о смерти Танича сообщили Борису Моисееву, он даже не поверил в услышанное: «Да не может быть, что Михаил Исаевич умер… Я буквально недавно ему звонил и обещал привезти свою новую книгу. Вообще Михаил Исаевич относился ко мне как к сыну, который долго не виделся с отцом. Он всегда ко мне шутливо обращался: «Ну как дела, мой маленький Бернесик?» Такое прозвище Михаил Исаевич дал мне после того, как я перепел песню «Темная ночь» Марка Бернеса. Однажды, на дне рождения Иосифа Кобзона, Михаил Исаевич принес мне огромную тарелку еды, взял меня за руку и говорит: мол, пока я все при нем не съем, он не отойдет от меня ни на шаг. Михаил Исаевич был удивительно чутким, отзывчивым. В моем репертуаре немного песен Михаила Исаевича, всего четыре. Но все они дорогого стоят».

О Михаиле Таниче в самых ярких красках рассказывала Надежда Бабкина: «Несмотря на сложную судьбу, этот человек всегда оставался достойным, живущим активно. Мы с ним очень дружили. Дом, в котором он жил, стоит прямо напротив Театра русской песни, они с группой «Лесоповал» часто репетировали у меня в театре. Я бывала у него дома, у него великолепная жена, с которой они все время были вместе; это была очень трогательная пара. В его стихах - глубочайшая мысль правды жизни, а не просто несколько повторяющихся фраз, как сейчас модно. Таких поэтов, как Михаил Танич, немного осталось. Я очень сожалею и скорблю».

Самым коротким, но искренним было слово скорби Иосифа Кобзона: «Я потерял друга!»

Михаил Танич был похоронен на Ваганьковском кладбище.

О Михаиле Исаевиче Таниче был снят документальный фильм, посвященный его памяти.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Наталия Дмитриенко

Использованные материалы.

Исполнилось бы 95 лет. Съёмки документального фильма о нем, который зрители увидят в эту субботу, прошли на теплоходе, названном в честь поэта. «Михаил Танич» совершил рейс по маршруту Москва-Ярославль. Вдова Михаила Исаевича Лидия Козлова поделилась воспоминаниями об их совместной жизни. Кроме того, она пригласила съёмочную группу Первого канала к себе в квартиру и рассказала в том числе о коронных блюдах мужа.

Михаил Танич и Лидия Козлова

Михаил Танич и Лидия Козлова познакомились в 1953 году. Будущей супруге поэта тогда было 18 лет. Она увидела в одной из газет опубликованные стихи Танича и переложила их на музыку. Произведение девушка исполнила на вечеринке, где среди гостей оказался и Михаил. Между ними завязались отношения.

В браке у Лидии Козловой и Михаила Танича родились две дочери. Старшая Инга стала художницей. Она сейчас с семьей живёт в Голландии. Младшая Светлана одна обосновалась в Москве и занимается работой по сохранению архивов отца. Козлова и Танич прожили в браке почти полвека. Они служили примером для дочерей. Танич каждую неделю дарил Лидии цветы и почти всегда сам готовил для нее завтрак. Правда, не обходилось и без ссор. Результатом одной их них стало появление песни «Айсберг», которую написала супруга поэта.

Брак с Лидией Козловой был для Михаила Танича вторым. С первой женой поэтразвелся, когда отбывал наказание в колонии. По доносу одного из студентов Михаила арестовали, обвинив в антисоветской агитации. В студенческой компании Танич упомянул о том, что немецкая радиотехника лучше, чем советская. Этого оказалось достаточно, чтобы получить 6 лет строгого режима. В браке у Михаила и Ирины родился сын Юрий, с которым у Танича сложились непростые отношения. Тот отказался от отца по наставлению матери. Мальчик даже написал обидное письмо Таничу в колонию. Спустя годы воссоединению отца и сына поспособствовала Лидия Козлова. Она делала всё возможное, чтобы они подружились. Юрий умер рано. У него было слабое сердце.

Благодаря Михаилу Таничу проснулись знаменитыми многие музыканты

В 90-е Михаил Танич в память о днях проведенных на зоне основал группу «Лесоповал» . Одна из первых песен коллектива «Белый лебедь на пруду» стала настоящим хитом. Её и сейчас можно услышать на многих концертах.

Благодаря Михаилу Таничу проснулись знаменитыми многие музыканты. Таньяна Минсарова в своё время исполнила песню на его стихи «Черный кот», которую взяли в свой репертуар многие артисты, в том числе и Валерий Сюткин. Интересно, что в 60-е текст песни раскритиковали многие заслуженные деятели культуры. Кстати, именно Танич посоветовал начинающему певцу петь не попсу, а романсы. Тот послушался и стал необычайно популярным в этом жанре. Поэт предпочитал работать с молодыми исполнителями. Он первым разглядел талант и в . Михаила Танича называют крестным отцом Алисы Мун и .

Многие коллеги Танича приняли участие в съемках документального фильма о нем. Так, Валерий Сюткин поведал историю о том, как в свое время он выиграл у Михаила Исаевича песню «Я не красавчик» во время бильярдной партии.

Михаил Танич в 90-е основал группу «Лесоповал»

Последние годы Михаил Танич тяжело болел – у него был рак. Поэта не стало 17 апреля 2018 года. Сейчас Лидия Николаевна продолжает дело мужа – работает художественным руководителем группы «Лесоповал», которая совсем недавно выпустила очередной альбом на стихи Михаила Танича.

Смотрите документальный фильм «Михаил Танич «На тебе сошелся клином белый свет…»» 15 сентября в 10:15 на Первом канале.

Молодость

Отец Михаила Танича - Исай (Исаак) Самойлович Танхилевич - был красноармейцем во время гражданской войны , в девятнадцать стал заместителем начальника мариупольской ЧК , затем, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, - начальником управления коммунального хозяйства Таганрога; расстрелян по обвинению в хищении социалистической собственности в особо крупном размере (6 октября ) . Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у другого деда, ее отца - бывшего главного бухгалтера металлургических заводов Мариуполя Бориса Трескунова, проживавшего теперь в Ростове-на-Дону . Аттестат о среднем образовании Танич получил 22 июня 1941 года .

Творческая деятельность

После освобождения жил на Сахалине и работал мастером в «Строймехмонтаже». Не будучи реабилитирован, не мог поселиться в Москве, хотя там жил его двоюродный брат. Публиковал в местной прессе свои стихи под фамилией Танич.

Быстро развелся с первой женой Ириной, которая, по его признанию, не ждала его, как Пенелопа, пока он «мотал свой лесоповальный срок» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В тридцать три года женился на восемнадцатилетней Лидии Козловой, с которой познакомился на вечеринке. Она спела под гитару, подобрав подходящие мелодии, две песни на его стихи, назвав «нашим поэтом» и понятия не имея, что автор находится рядом.

Как вспоминает вдова поэта Лидия Козлова, когда после прослушивания Юрия Антонова в Союзе композиторов его подвергли «мощной обструкции маститые композиторы тех лет», присутствовавший при этом Танич не выдержал и сказал: «Что же вы издеваетесь над человеком? Его песни поет вся страна, а вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если вы такие умные, сядьте за рояль, покажите, как нужно сочинять!». «После этого», как говорит Козлова, «Антонова „клевали“, но уже поменьше» . Совместно с Антоновым Танич написал только две песни, но «Зеркало» называл одной из самых любимых (другим же их общим хитом Антонов любит завершать свои концерты).

Одной из самых любимых своих песен Танич называл и написанное совместно с Серафимом Туликовым «Объяснение в любви», единственную патриотическую песню поэта. Он полностью отвергал коньюнктуру и долго шел к этой серьёзной теме.

«Лесоповал» был главным проектом Михаила Танича в конце его жизни. Группа выпустила шестнадцать номерных альбомов (последний - уже после смерти Танича), поэт написал для них больше 300 песен. После смерти Коржукова песни на стихи Танича писали как известные композиторы, так и музыканты группы. «Лесоповал» стал чаще отходить от так называемого русского шансона, Танич и Федорков написали песню «Был пацан…» о солдате, погибшем на чеченской войне.

«Лесоповал» продолжает выступать и после смерти своего продюсера (как говорит Лидия Козлова, он был не продюсером, а отцом), несмотря на уход Федоркова и Куприка. По ее же словам, Танич оставил много стихов для песен. Готовится новый альбом.

Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года , автором почти двадцати сборников. Итоговый сборник стихотворений «Жизнь» издал в 1998 году , тогда же выпустил первый песенный сборник «Погода в доме». В 2000 году выпустил книгу мемуаров «Играла музыка в саду» (издательство «Вагриус », серия «Мой 20 век»). Эту книгу Танич писал (или, скорее, диктовал) в больнице, будучи уже тяжело болен .

Песни на стихи М. Танича

  • «А любовь права» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов , Галина Невара
  • «А ты не летчик» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Айседора» (муз. Е. Ваниной) - исп. Александр Малинин
  • «Ангел» (муз. И. Николаева) - исп. Александр Кальянов
  • «Анка» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Америке» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Думе» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка-нэп» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анютины глазки» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Аты-баты» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик), Эдуард Хиль
  • «Аэропорт» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин), Алексей Глызин
  • «Базара нет» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Балалайка» (муз. И. Николаева) - исп. Алла Пугачёва
  • «Баня» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Веселые ребята» (солисты - Валерий Дурандин и Алексей Глызин)
  • «Бархатный сезон» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Белая черёмуха» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Белый лист» (муз. Микк Тарго) - исп. Марью Ляник
  • «Белый свет» (″На тебе сошелся клином белый свет…″) (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон , Фрида Боккара , Капиталина Лазаренко, Ольга Воронец , Ирина Аллегрова
  • «Билет на самолет» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Бля» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Брачная газета» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Будь первым» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Будь, что будет» (муз. Я. Френкеля) - исп. Аида Ведищева
  • «Был пацан…» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал», Иосиф Кобзон , Любэ (в исполнении последних песня называется «Мент»)
  • «В заброшенной таверне» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «В саду играет музыка» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Вечеринка» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Винторез» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Витёк» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, Любовь Успенская
  • «Вишня» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина
  • «Влюблённый гарнизон» (муз. Я. Френкеля) - исп. Валентин Будилин
  • Анне Вески , Любовь Успенская
  • «Воробьи» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Воровской закон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Воруй, Россия!» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Входи» (муз. А. Журбина) - исп. Павел Смеян
  • «Возьми меня с собой» (муз. А. Мажукова) - исп. Анне Вески
  • «Выдумал тебя» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Год за два» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Годы не стареют» (муз. А. Мажукова) - исп. Лев Лещенко
  • «Голубика» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Гости» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Группа крови» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Гуси-лебеди» (муз. Я. Френкеля) - исп. вокальный квартет «Советская песня» , Тульский государственный хор
  • «Да-да-да-да» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Буйнов)
  • «Дарю тебе Москву» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Пламя», ВИА «Надежда», Лариса Долина
  • «Дачный роман» (муз. В. Быстрякова) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Двое» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы »
  • «Девочка секонд-хэнд» (муз. А. Пугачёвой) - исп. Алла Пугачёва
  • «Девятиметровушка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Девятое мая» (муз. С. Павлиашвили) - исп. Сосо Павлиашвили
  • «Дельфины» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Детектив» («Спасите, спасите, спасите…») (муз. В. Шаинского) - исп. Тынис Мяги и группа «Мьюзик сейф»
  • «Диета» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Днём и ночью» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Добры молодцы »
  • «Дождь» (муз. К. Брейтбурга) - исп. Алёна Апина
  • «Дом у дороги» (муз. Р.Горобца) - исп. Семён Канада
  • «Домовой» (муз. Л. Мерабова) - исп. Клавдия Шульженко
  • «До свидания» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Доска Почёта» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Если бы…» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Есть закон у тайги» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Красные маки»
  • «Жены рыцарей» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Женька-спонсор» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Живут Магелланы в России» (муз. Я. Френкеля) - исп. Юрий Гуляев
  • «Заповедь» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Загляните на Гаити (Порт-о-Пренс)» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик , Валерий Леонтьев
  • «Занавес» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Здравствуй и прощай» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Зеркало» (муз. Ю. Антонова) - исп. ВИА «Красные маки» (солист - Александр Лосев), Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Золотое сердце» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Зона оцепления» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Идет солдат по городу» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко
  • «Кажется» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Как тебе служится?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Майя Кристалинская , Ирина Бржевская , Валентина Дворянинова, Валентина Толкунова
  • «Как хорошо быть генералом» (муз. В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль , Вадим Мулерман
  • «Картишки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Карусель» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Кликуха» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Когда мы любим» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Когда я приду…» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Комарово» (муз. И. Николаева) - исп. Игорь Скляр , Валерий Леонтьев
  • «Кони в яблоках» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Электроклуб» (солист - Виктор Салтыков), группа «Непоседы»
  • «Конкурс красоты» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Королева Марго» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Король сочиняет танго» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Кормилец» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Красавчик» (муз. В. Сюткина) - исп. Валерий Сюткин
  • «Кума» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесом, полем» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Лесоповал» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесорубы» (муз. А. Островского) - исп. Эдуард Хиль
  • «Личное свидание» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Любить обещаю» (муз. Р. Горобца) - исп. Филипп Киркоров
  • «Любо-дорого» (муз. А. Мажукова) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Любовь - кольцо» (муз. Я. Френкеля) - исп. Нина Бродская
  • «Любовь начинается просто» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина
  • «Мама-улица» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Марадона» (муз. Р. Горобца) - исп. * «Тоннель под Ла-Маншем» (муз. В. Севастьянова) - исп. Анне Вески
  • «Мармеладная сказка» (муз. В. Малежика) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик)
  • «Массовка» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Маяк» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Мне красивого не надо» (муз. Э. Ханка) - исп. Александра Стрельченко , вокальный квартет «Улыбка»
  • «Мои проблемы» (муз. А. Укупника) - исп. Лариса Долина
  • «Молитва» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Морская песенка» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лев Лещенко
  • «Моряк сошел на берег» (муз. А. Островского - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль
  • «Москвичка» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Мост качается» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров
  • «На дальней станции сойду » (муз. В. Шаинского) из к/ф «По секрету всему свету» - исп. ВИА «Пламя», Геннадий Белов
  • «Назови меня красавицей» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Анциферова
  • «Накрой мне плечи» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Налог» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «На последнем сеансе кино» (муз. Е. Доги) - исп. Лариса Долина
  • «Наша дискотека» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Наша жизнь» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Наша песня» (муз. В. Гамалия) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман)
  • «Наши девчонки» (муз. Я. Френкеля) - исп. Виктор Вуячич
  • «Не жалей» (муз. С. Намина) - исп. группа Стаса Намина (солист - Александр Лосев)
  • «Не забывай» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Нелюдимая» (муз. А. Басилая) - исп. Николай Караченцов
  • «Не обижайся на меня» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Юрий Метёлкин)
  • «Не привыкай» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Не раскачивай лодку» (муз. В. Преснякова-старшего) - исп. Александр Кальянов
  • «Не теряйте любимых» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Неточка Незванова» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Не хлопай дверью» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Новоселье» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Ноль градусов» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Норильск» (муз. Д. Тухманова) - исп. Феликс Царикати
  • «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Ян Френкель, Юрий Визбор
  • «Обижаюсь» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Объяснение в любви» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Одесса» (муз. В. Матецкого) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко)
  • «Одесса» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Ожидание любви» (муз. В. Матецкого) - исп. Екатерина Семёнова и ВИА «Веселые ребята» (солист - Алексей Глызин)
  • «Осенние цветы» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Палаточный город» (муз. О. Фельцмана) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Парень из нашего города» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Парень с гитарой» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов
  • «Пароходы» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев, Игорь Николаев
  • «Паутиночка» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Зыкина , Нина Пантелеева , Валентина Толкунова
  • «Первая любовь» (муз. С. Алиевой) - исп. Любовь Привина
  • «Первая обида» (муз. А. Укупника) - исп. Анжелика Варум
  • «Первый срок» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Переменные дожди» (муз. Р. Горобца) - исп. Алексей Глызин
  • «Песенка друзей» (муз. А. Бабаджаняна) - исп. Анатолий Королёв
  • «Песня нашего лета» (муз. В. Матецкого) - исп. София Ротару и ВИА «Веселые ребята»
  • «Песня Нептуна» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина
  • «Песня о дружбе» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Песня о кино» (муз. Я. Френкеля) - исп. Марк Бернес
  • «Петька» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Письмо учительнице» (муз. Я. Френкеля) - исп. Владимир Макаров , Геннадий Каменный
  • «Платок» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Повезло!» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Побег» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «По грибы» (муз. В. Гамалия) - исп. Алла Пугачёва, Анна Герман , Гелена Великанова
  • «Погляди мне в глаза» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Погода в доме» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Подорожник» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Подружка» (муз. И. Демарина) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Пол-коечки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Политпросвет» («Товарищ Фурманов») (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Помни обо мне» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «По морозу, по зиме» (муз. З. Бинкина) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Попутка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Посылочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Потерянный рай» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Карнавал » (солист - Александр Барыкин)
  • «Похожа на мечту» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Почему я сказала вам нет?» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха
  • «Признание в любви» (муз. С. Туликова) - исп. Виктор Вуячич , Людмила Зыкина , Майя Кристалинская
  • «Притяжение любви» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Причесочки» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Провинциалка» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Проводы любви» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Проехали» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Пропиши меня, Москва!» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Прости меня» (муз. А. Укупника) - исп. Ирина Понаровская , Лариса Долина
  • «Простой сюжет» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Просто танго» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Прощай, местечко Кишинев» (муз. М.Мармара) - исп. Миша Мармар
  • «Птичий рынок» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Раба любви» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага
  • «Радовать» (муз. А. Днепрова) - исп. Анатолий Королёв, Анатолий Днепров
  • «Радуга» (муз. А. Флярковского) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Валентина Толкунова
  • «Разберемся» (муз. Р. Горобца) - исп. Яак Йоала
  • «Развод» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Разгуляй» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Ревнуй меня» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ресторан» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ринг» (муз. А. Барыкина) - исп. группа «Карнавал » (солист - Александр Барыкин)
  • «Рита-Рита-Рита-Маргаритка» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Робот» (муз. Л. Мерабова) - исп. Алла Пугачёва
  • «Росинка» (муз. О. Молчанова) - исп. Алёна Апина
  • «Рыцарская песня» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Кочергина
  • «Рябиновая настоечка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина, Любовь Успенская
  • «С тобой» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Поют гитары»
  • «Самолет-самолет» (муз. О. Иванова) - исп. Лев Лещенко
  • «Сапожки русские» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Лядова и Нина Пантелеева
  • «Секундомер» (муз. И. Николаева) - исп. Тынис Мяги и группа и группа «Мьюзик сейф»
  • «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова) - исп. Эдита Пьеха, ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Добрынин)
  • «Сентиментальный вальс» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Симфонический оркестр» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Синие дожди» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Скажи мне всё» (муз. А. Басилая) - исп. ВИА «Иверия» (солист - Манана Тотадзе)
  • «Скоро мне выходить» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • СМС (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Снежный человек» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Соловьи» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Спасибо вам, люди» (муз. Э. Колмановского) - исп.