Межличностное познание в общении. Механизмы межличностного познания

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К. М. РОМАНОВ

В последние годы интерес психологов к проблеме познания человека человеком заметно возрос. Одним из наименее представленных в разнообразном спектре направлений исследований, посвященных разработке этой проблемы, является направление, изучающее зависимость межличностного познания от особенностей совместной деятельности людей. Между тем решение этой проблемы имеет большое практическое и теоретическое значение. Как отмечает А.А. Бодалев , люди познают друг друга не ради праздного любопытства, а в силу требований тех задач, которые им совместно друг с другом приходится решать в жизни . В реальности люди встречаются не как объекты и субъекты межличностного познания, а как партнеры по общению и совместной деятельности. Данная ситуация межличностного познания является наиболее распространенной в жизни и исходной в генетическом плане. Люди открывали друг

друга не на основе теоретического созерцания, а в процессе и при посредстве совместной трудовой деятельности (К. Маркс).

В советской психологии изучение межличностного познания в связи с деятельностью людей было начато А.А. Бодалевым и его сотрудниками , . Однако в исследованиях этого периода не было определено реальное место деятельности среди других факторов, определяющих межличностное познание. Деятельность человека рассматривалась просто как одна из форм проявления его внутренней психологической сущности.

Позднее интерес к данной проблеме обострился в связи с разработкой теории коллектива. В качестве методологической основы конкретно-эмпирических исследований социальной перцепции был предложен принцип деятельностного опосредствования , . Деятельность стала рассматриваться в качестве основной детерминанты межличностного познания. Все остальные факторы, от которых так или иначе зависимо это познание, а также его механизмы и закономерности были поставлены в связь с деятельностью. Но поскольку этот принцип оформился в рамках социальной психологии, то он здесь и получил свою специфику. Она состоит в том, что деятельность понимается как групповая (совместная), а не индивидуальная. Соответственно и само межличностное познание изучается в связи с совместной деятельностью. Перед нами же стояла задача с позиций теории деятельности разработать общепсихологическую модель межличностного познания и показать зависимость межличностного познания от особенностей индивидуальных действий людей, посредством которых они включаются в совместную деятельность с другими людьми.

Решение этих задач упирается в теоретическую проблему соотношения индивидуальной и совместной деятельности. Являясь родственными по своей общественно-исторической природе, они, тем не менее далеко не тождественны между собой. Первое существенное различие этих деятельностей касается их структурных особенностей. Хотя структура совместной деятельности и имеет некоторые аналоги со структурой индивидуальной деятельности, в общем-то это разные системы .

Другое важное различие касается их генетических отношений. Совместная деятельность является родовой и генетически более ранней по отношению к индивидуальной деятельности. Генетические отношения той и другой на примере формирования психики в онтогенезе показал Л.С. Выготский . Он выделял два плана деятельности: «интерпсихологический», т.е. внешний разделенный между людьми, и «интрапсихологический », т.е. внутренний план индивидуального сознания. Первый из них он считал генетически более ранним. Филогенетические отношения совместной и индивидуальной деятельности показал А.Н. Леонтьев. Совместная деятельность рассматривалась им как главное условие формирования индивидуальной деятельности и ее основной составляющей - сознательного действия .

На примере исторически ранних форм А.Н. Леонтьев в принципе показал и функциональные отношения между совместной и индивидуальной деятельностью. С одной стороны, совместная деятельность невозможна без действий отдельных индивидов, из которых она образуется. С другой стороны, действия каждого отдельного индивида возможны не иначе, как только в системе действий других индивидов, поскольку они обретают здесь свой разумный смысл.

Индивидуальная деятельность не растворяется в совместной, а входит в нее своим собственным содержанием, т.е. это две разные психологические реальности. Поэтому межличностное познание детерминируется не только совместной, но и индивидуальной деятельностью людей, посредством которой они входят в эту совместную деятельность. Причем детерминация межличностного познания индивидуальной деятельностью - это далеко не одно и то же, что и детерминация его совместной деятельностью.

Рассматривая познание человека

человеком как одну из форм психического отражения, мы предположили, что к нему приложимы все основные положения, накопленные в общей психологии применительно к предметному (объектному) познанию. Мы рассматриваем межличностное познание как познавательную деятельность или систему познавательных действий субъекта, направленных на «вычерпывание » и последующую обработку информации о другом человеке или о самом себе и фиксацию ее в форме образов и понятий. Сами познавательные действия могут быть по форме как внутренними (собственно психическими), так и внешними (предметно-практическими). По своей структуре они являются опосредствованными специальными социоперцептивными средствами, в качестве которых выступают социальные эталоны и стереотипы, образы «я», образы других, каузальные схемы и др. Согласно этим представлениям, субъект межличностного познания является изначально активным. Причем он не только расшифровывает («читает») внешне наблюдаемое поведение другого человека - объекта познания, но и заставляет его демонстрировать это поведение, как бы обнажая в нем те или иные стороны своими реальными поведенческими актами (предметно-практическими, экспрессивными, речевыми).

Методика. Для выявления зависимости межличностного познания от особенностей действий людей, посредством которых они включаются в совместную деятельность, была разработана экспериментальная методика. Испытуемым, объединенным по двое, предлагалось выполнять краткосрочное совместное задание (на 25-30 мин), предполагающее координацию взаимных действий и общение. По окончании выполнения задания испытуемые в свободной форме должны были письменно охарактеризовать друг друга. С целью ограничения влияния прошлого опыта в каждую экспериментальную пару подбирались не знакомые друг с другом испытуемые. Кроме того, с помощью специальной ширмы были полностью исключены зрительные средства межличностного познания, с которыми связано большинство социальных эталонов и стереотипов, а значит, и социально-перцептивных автоматизмов. Такие методические ограничения позволили дополнительно выделить зависимость межличностного познания от характеристик деятельности.

Эксперименты проводились в лаборатории индивидуально с каждой парой испытуемых. В каждой серии приняли участие 55 пар испытуемых - студентов университета. Всего было выполнено три серии экспериментов, отличающихся между собой содержанием и характером выполняемых заданий. В I серии испытуемые осуществляли совместный поиск фигур геометрически неопределенной формы. Причем один испытуемый должен был вербально описывать заданную фигуру, а другой искать ее среди аналогичных . Во II серии испытуемые интерпретировали сюжетные рисунки - иллюстрации к сказкам, и в III серии выполняли психомоторное задание на модели гомеостата. Задания отличались между собой по следующим параметрам: содержание, сила мотивации, функционально-ролевое распределение партнеров, точность, временная ограниченность, средства деятельности и др.

В качестве методов обработки эмпирического материала были использованы: контент-анализ речевых характеристик, контент-анализ общения испытуемых, психологический анализ деятельности испытуемых, беседа. Для анализа речевых характеристик были введены такие категории: внешний облик, поведенческий облик, внутренний облик и отношение. Три первые из них были подразделены на более мелкие подкатегории (всего 33 категории).

Результаты и их обсуждение. Результаты эмпирического исследования показали, что межличностное познание определяется характеристиками той деятельности людей, в контексте которой оно осуществляется. Анализ впечатлений испытуемых друг о друге, возникающих в условиях разных заданий, показал отличие их между собой по таким параметрам, как содержание, структура, полнота, генетический уровень отражения. Например, в содержательном

плане все три серии обнаружили статистически значимые различия (по критерию χ 2 0,05 =3,84) по большинству категорий анализа речевых портретов (между I и II серией - 14 (42,4%), II и III серией - 23 (69,6%), I и III серией - 22 (66,6%).

Качественно-количественный анализ соотношения между структурно-содержательными особенностями впечатлений испытуемых друг о друге и характеристиками соответствующих экспериментальных заданий показал наличие тесной связи между ними.

Для выявления других особенностей межличностного познания мы рассмотрели соотношение серий по основным категориям анализа суждений (таблица). Такой анализ впечатлений испытуемых друг о друге имеет большое значение, поскольку за теми или иными суждениями лежат соответствующие им формы межличностного отражения. Суждениям категории «внешний облик» соответствует конкретно-чувственное отражение или межличностное восприятие, суждениям категории «внутренний облик» - обобщенное отражение или межличностное понимание, суждениям категории «отношение» - аффективное отражение.

I серия

II серия

III серия

количество суждений

количество суждений

количество суждений

Внешний облик

16,1

13,4

Поведенческий

25,1

26,3

44,7

облик

Внутренний

57,5

58,2

47,8

облик

Отноше ние

Всего

1593

1509

1230

Особый интерес вызвали суждения, отнесенные нами к категории «поведенческий облик». Традиционно их включали в категорию «внешний облик», поскольку в них фиксируются конкретные поведенческие характеристики другого человека. Как видно из таблицы, такие суждения занимают довольно большое место: от 25,1 до 44,7%. Мы считаем, что за этими суждениями лежит относительно самостоятельная форма межличностного отражения. От обобщенного отражения она отличается конкретностью и невербальностью , от конкретно-чувственного отражения - тем, что не связана непосредственно ни с одной из основных сенсорных модальностей. Генетически конкретно-инструментальное отражение является, видимо, наиболее ранним. Это доказывается прежде всего фактом прямой связи этого отражения с практическими действиями субъекта, посредством которых он вступает во взаимодействие с другими людьми.

Из таблицы видно, что впечатления испытуемых друг о друге, формирующиеся в условиях заданий «поиск» и «интерпретация», значимо отличаются только по категории «внешний облик» (χ 2 (1-2) =3,84<6,3). По всем остальным категориям, в том числе и по полноте, они обнаружили большое сходство. Это говорит о примерном сходстве их генетического уровня отражения. В условиях задания «гомеостат» отражение отличается меньшей полнотой (χ 2 (1-3) =3,84<40; χ 2 (2-3) =3,84<28,4) и более низким генетическим уровнем, поскольку для него характерна самая высокая представленность категории «поведенческий облик» (44,7%) и наиболее низкая представленность категории «внутренний облик» (47,8%).

Для выяснения вопроса о роли индивидуальной деятельности субъекта в познании им других людей - партнеров по совместной деятельности - мы выявили зависимость межличностного познания от функционально-ролевой позиции. Выполняя в экспериментах одну и ту же совместную деятельность, испытуемые занимали при этом разные функционально-ролевые позиции. Например, в условиях перцептивно-поискового задания один из испытуемых осуществлял вербальное описание фигуры, а другой должен был искать ее среди серии аналогичных. Такие ролевые отношения сильно отразились на

характере их впечатлений друг о друге они значимо отличались между собой по полноте, содержанию и структуре. В этой ситуации другой человек оценивался испытуемыми не абстрактно, а в конкретной функциональной позиции, которая открывалась им только через свою собственную функционально-ролевую позицию. По полученным данным 45% суждений испытуемых были связаны с конкретной ролевой позицией объекта оценки. Это говорит о том, что субъект познает других людей - партнеров по совместной деятельности - в той мере и так, в какой мере и как он входит в эту деятельность.

О включенности в познавательный процесс собственной активности субъекта свидетельствует также факт ее представленности в речевых описаниях испытуемых, например: «Если я переходил на символический способ описана фигурки, она затруднялась в поиске», «Мне показалось, что это очень сообразительный человек», «Когда я затруднялся в поиске, ее описания не становились нагляднее» и др. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку количество таких суждений достаточно велико во всех трех сериях (от 13,8 до 23,3%). Испытуемые фактически не могли характеризовать другого, не характеризуя при этом и самих себя. Их собственная активность включалась в содержание отражения как его неотъемлемая составная часть.

Дальнейший анализ подобных суждений испытуемых позволил установить, что они отличаются между собой в зависимости от формы презентированной в них субъектной активности. Это может быть либо внутренняя психическая, либо внешняя практическая активность. Внутренняя субъектная активность представлена суждениями типа: «Мне кажется, что он добрый», «Я думаю, что это неглупый парень» и т.п. В этих суждениях подчеркивается сам факт причастности субъекта к отражению тех или иных свойств др угого человека, но при этом они не осознают, какова эта активность и как именно она связана с отражением. В содержательном плане в таких суждениях представлены главным образом обобщенные характеристики человека. Практическая субъектная активность представлена такими суждениями: «Когда я переходил на математический способ описания, она затруднялась в поиске», «Если я ошибался, она сильно нервничала» и т.п. В содержательном отношении в этих суждениях представлено конкретное поведение другого человека в связи с конкретным же практическим поведением самого субъекта. В них подчеркивается факт зависимости практических действий объекта от собственных практических действий субъекта.

Полученный материал говорит о том, что межличностное познание осуществляется не только посредством внутренних, но также и посредством внешних предметно-практических действий субъекта. С помощью последних субъект не только воздействует на других людей, но и познает их. Та поведенческая реальность, которая открывается субъекту в процессе взаимодействия с другими людьми (общения или совместной деятельности), не является для него некой данностью. Она производится его же собственными практическими (а также речевыми и экспрессивными) действиями, ориентированными на других людей. В этом состоит одна из основных когнитивных функций социально ориентированных практических действий.

О включенности в познавательный процесс социально ориентированных практических действий субъекта свидетельствует также факт снижения среднего времени совместного поиска одной фигурки в задании I серии (с 5,2 до 2,7 мин). Одной из основных причин сокращения времени поиска было снижение количества неуспешных действий. Так, при поиске первой фигурки среднее количество поисковых попыток равнялось 3, а при поиске последней фигурки - 1,6. На первых этапах выполнения задания действия испытуемых носили ярко выраженный пробующий характер. Они как бы прощупывали друг друга такими действиями, т.е. осуществляли практическую ориентировку. К концу выполнения задания действия партнеров становились более

уверенными и носили уже скорее исполнительный, чем ориентировочный характер.

Более глубокий анализ эмпирического материала позволил выявить и такие когнитивные функции социально ориентированных практических действий, как анализ, синтез, оценку, умозаключение. Рассмотрим для примера формальную схему некоторых практических познавательных действий: «Если мои действия характеризовались свойством «а», то его действия характеризовались свойством «б» или «Его действия характеризовались свойством «б», так как мои действия характеризовались свойством «а». Как видим, такие схемы ничем не отличаются от известных логических схем, с помощью которых описываются мыслительные действия. Все это существенно сближает внешние практические социально-перцептивные познавательные действия с внутренними психическими.

Отличительной особенностью этих познавательных действий является то, что их когнитивные функции вплетены в контекст пр актических действий субъекта. Есть основания предполагать, что социально ориентированные практические действия людей представляют собой генетически исходную форму социо-перцептивного познавательного действия. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную действительность и в материальное общение людей...» .

В этом отношении результаты нашего исследования совпадают с эмпирическими данными других авторов (И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.), развивают их теоретические положения и представляют собой их дальнейшую конкретизацию.

В заключение остановимся на вопросе о роли зрения в межличностном познании. Этот вопрос остается до сих пор неизученным, поскольку большинство исследовательских процедур построено таким образом, что зрение выступает основным средством познания другого человека. В условиях наших экспериментов испытуемые были лишены этого средства, что, однако, не послужило помехой при формировании их впечатлений друг о друге. Причем в их содержание входила не только характеристика поведения, внутреннего облика и отношения, но и характеристика внешнего визуального облика (от 6,7 до 16,1%). Это говорит о том, что зрение является хотя и важным, но не обязательно необходимым средством межличностного познания. Важнейшей особенностью межличностного познания в условиях исключения зрения является существенное возрастание когнитивных функций актуальной деятельности, в контексте которой оно осуществляется.

Таким образом, мы показали, что межличностное познание детерминируется не только совместной, но и индивидуальной деятельностью субъекта, по поводу которой и посредством которой он включается в совместную деятельность с другими людьми. Тем самым мы подтверждаем гипотезу об активно-деятельностной природе межличностного познания и конкретизируем принцип деятельностного опосредствования. Кроме того, было показано, что межличностное познание осуществляется при посредстве не только внутренних, но и внешних предметно практических действий субъекта.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

2. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 123 с. Вопр . психол. 1980. № 3. С. 20-31.

Поступила в редакцию 27. VI 1984 г.

Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

    Понятие межличностного познания.

    Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты.

    Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы.

    Психологическое мышление и типичные формы его проявления.

    Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания.

    1. Понятие межличностного познания

Межличностное познание включает в себя не только восприятие, но и понимание другого человека, поэтому оно связано не только с формированием образа другого, но и пониманием его личностных особенностей. Руководствуясь этим теоретическим положением, выделим в межличностном познании следующие моменты:

    восприятие внешних признаков индивида;

    соотношение их с внутренними, личностными характеристиками человека;

    формирование целостного его образа, в котором выделены главные, второстепенные и не имеющие отношения к нему особенности;

Межличностное познание в отличие от познания физических объектов имеет свои специфические особенности, а именно:

1) объектом познания является другой человек, который оказывает сам определенное воздействие на познающего, пытаясь изменить в сознании последнего представление о самом себе;

2) тесная взаимосвязь процессов межличностного познания с эмоциями, что обнаруживает себя как переживание определенного отношения к тому, кого познают (эмоциональная оценка личности);

3) выделение главных и второстепенных особенностей в образе партнера по общению (этап рациональной оценки личности);

4) тесная связь межличностного познания с уровнем развития самосознания субъекта познавательной деятельности, особенно его Я-концепцией и самооценкой. Так, уверенные в себе люди воспринимают других как доброжелательных, расположенных к ним, что отсутствует у лиц с заниженной самооценкой.

Итак, межличностное познание включает в себя:

    межличностное восприятие;

    межличностное взаимопонимание

    1. Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты

Межличностное восприятие – процесс систематизации и интерпретации чувственных данных о поведении и внешности человека. Процесс межличностного познания начинается с формирования первого впечатления о человеке, с восприятия поведения и внешнего его облика. С этого момента включаются в действие эмоциональные оценки. И происходит это потому, что эмоции обеспечивают быструю оценку происходящих с нами событий, обеспечивая формирование первого впечатления о человеке. Эмоции на этом этапе межличностного познания обнаруживают себя через механизмы и эффекты межличностного восприятия, к рассмотрению которых мы и приступаем.

Механизмы межличностного восприятия это присущие человеческой психике спонтанно действующие алгоритмы восприятия и обработки информации о других людях, дающие максимально быструю оценку значимости последней. К механизмам межличностной перцепции, влияющие на адекватность формирования образа другого, относятся:

    Проекция – перенос на того, кого мы познаем, своих собственных особенностей и состояний; при этом осуществляется приписывание другим людям как позитивных, так и негативных черт и свойств, которых у них в действительности нет. У тех, кто отличается малой самокритичностью и слабым проникновением в образ собственного «Я», механизм проекции выражен наиболее ярко.

    Идеализация – наделение объекта познания исключительно положительными качествами вне зависимости от реального поведения; этот механизм проявляется не только в завышении оценки позитивных особенностей личности, но и в преуменьшении негативных из них. Это имеет место в условиях первоначальной ограниченной информации о воспринимаемом.

    Стереотипизация – это стремление строить выводы на базе ограниченной информации, когда образ другого заменяется штампом, т.е. обобщенным (причем обобщение осуществляется на основе несущественных признаков) и упрощенными представлением о нем с точки зрения его принадлежности к возрастным, этническим, профессиональным и иным социальным группам. И как только мы выяснили, к какой группе принадлежит наш партнер по общению (например, является преподавателем), в действие вступает соответствующий стереотип, имеющий определенное содержание и эмоциональную окраску.

    Упрощение – это неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые представления о тех, кого мы познаем, что приводит к игнорированию проявлений полярных качеств и особенностей, когда человек оценивается или только положительно, или только отрицательно. Это в конечном счете снижает точность межличностного познания.

Как видим, механизмы межличностного восприятия ведут к искажению поступающей информации о человеке. Поэтому при познании другого, необходимо видеть эти механизмы (т.е. «знать их в лицо»), чтобы уменьшить степень неточности при создании образа другого.

К возникновению ошибок в процессе познания другого ведут не только механизмы, но и эффекты восприятия.

Эффекты межличностного восприятия, в которых находит выражение эмоциональные отношения между партнерами по общению, что снижает точность межличностного познания. Остановимся на важнейших из них.

    Эффект «ореола» состоит в том, что первое впечатление о человеке распространяется на образ человека в целом. При этом может сформироваться как позитивный, так и негативный «ореол». Если первое впечатление в целом благоприятное, то последующее поведение человека оценивается позитивно, если даже это не соответствует реальности. К негативному «ореолу» ведет отрицательное первое впечатление о человеке, которое приводит к игнорированию позитивных качеств человека в дальнейшем из-за усиленного внимания к недостаткам.

    Эффект «новизны» возникает по отношению к знакомому человеку, когда наибольшую ценность приобретает последняя, т.е. более новая информация о нем. По отношению же к незнакомому человеку более значимой является первая информация.

    Эффект «бумеранга» возникает в тех случаях, когда воздействие информации на партнера по общению вызывает результат, обратный ожидаемому. Этот эффект имеет место в тех ситуациях, когда партнер по общению не пользуется у нас ни доверием, ни авторитетом. Этим объясняется то, почему даже правильные советы некоторых людей воспринимаются нами враждебно.

Для того чтобы разобраться, как же происходит это беглое, как сказал Рубинщтейн, "чтение" человека, нужно рассмот­реть его типовые схемы и психологические механизмы. Безусловно, что уже первый взгляд на человека позволяет сформировать какое-то пред­ставление о нем. Часто это первое впечатление играет наиболее важную роль в дальнейшей оценке воспринимаемого объекта, однако замечено, что первое впечатление на самом деле никогда первым не бывает: на него сильно влияет прошлый опыт.

Психологи, изучающие проблему восприятия, смогли обнаружить несколько типовых схем, по которым строится образ. Знание этих схем может дать очень много для понима­ния того, как формируется первоначальный образ человека, и поможет избежать ошибок социального восприятия.

Процесс познания человека включает различные механизмы:

1. механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,

2. механизмы межличностного познания,

3. обратную связь от объекта,

4. условия, в которых происходит восприятие.

1. Механизмы, искажающие формирую­щийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

· механизм ореола (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта, т.е. при формировании первого впечатления общее позитивное представление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке воспри­нимаемого объекта. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется лишь минимальная информа­ция о воспринимаемом объекте. Это некий набор положительных или отрицательных качеств, как правило, касающихся моральных свойств личности, якобы присущих человеку. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число либо позитивных, либо негативных качеств.);

· механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

· механизм стереотипизации (отнесе­ние воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);

· меха­низм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этниче­ским образом жизни воспринимающего).

2. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различ­ные механизмы межличностного познания, т.е.:

· механизм интерпрета­ции (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека;

· механизм идентификации в межличностном познании представляет отож­дествление себя с другим человеком.

"Идентификация" означает отождествление себя с другим, уподобление ему. Частным случаем идентификации является эмпатия , основанная на умении прочувствовать состояние другого и учесть его в своем поведении. Эмпатия - это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное вчувствование в позицию другого сразу же приводит к адекватным действиям. Одно из проявлений вчувствования - сопережи­вание, наблюдаемое в общении близких людей. Однако идентификация далеко не всегда означает "прочувствование" человека. Очень часто понимание не означает полное принятие позиции другого, сюда могут быть включены и анализ, синтез, соображения, доводы, поиски аргумен­тов и т.д. То есть идентификация в целом - гораздо более когнитивный процесс, чем эмпатия.


· механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объяс­няющих его поступки и другие особенности) Исследованиями установлено, что реакция одного из супругов на внезапное проявление недовольства другого, например во время ужина, зависит от удовлетворённости браком: если есть эта удовлетворённость, то причина недовольства будет приписана усталости после рабочего дня, а если нет удовлетворённости, то причина недовольства будет расматриваться как придирка к своей личности и скорее всего ссора неминуема.

· механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Рефлек­сия - это уже не просто знание ли понимание другого, но осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. По словам Г.М.Андреевой, это "своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ партнера".

При межличностном восприятии и понимании объекта существует доста­точно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

3. Механизм обратной связи. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта восприятия по раз­личным сенсорным каналам и свидетельствующая об изменении состоя­ния партнера по общению. Обратная связь выполняет осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся

· ситуации,

· место общения.

Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность вос­принимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. - благосклонность).

ВОПРОС 3. Межличностные отношения: динамика, механизм регулиро­вания, условия развития

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рас­сматриваются в его контексте.

Межличностные отношения - это объективно пере­живаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их пси­хологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений меж­личностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается

возрастом,

нацио­нальностью и многими другими факторами.

У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в само­раскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся и межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества.

В разных националь­ных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в об­ществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, меха­низм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике они

· зарождаются,

· закреп­ляются,

· достигают определенной зрелости,

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знаком­ство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществля­ются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На эта­пе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д.

Можно выделить

утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик од­ной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обо­зов):

1 уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде по­нимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

2 уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию .

3 уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты, т.е. этот уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мыс­ленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действен­ной.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, меж­личностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро преры­ваются.

Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во вре­мени, а в западных - спрессовано, динамично,

Механизм интерпретации - заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации - это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции - приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное - причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное - причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное - причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека - осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).