Медицина катастроф. основные формирования всмк

КАДРЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

4.1.1. Особенности работы и требования к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф

Анализ медико-санитарных последствий катастроф, произошедших на территории нашей страны, свидетельствует о необходимости приобретения и пополнения медиками знаний не только о предполагаемой патологии в очагах различных видов катастроф, основах оказания экстренной медицинской помощи пораженным, но и об организации такой помощи в необычных условиях деятельности здравоохранения.

Чрезвычайность ситуации для здравоохранения при широкомасштабных катастрофах состоит в том, что потребность населения в медицинской помощи значительно превосходит возможности здравоохранения территории в ее удовлетворении. При этом переход от индивидуальной медицины к групповой должен быть обеспечен адекватными организационно-методическими и научно-практическими указаниями и рекомендациями, на основе которых специалисты в белых халатах смогут максимально эффективно выполнять свой профессиональный долг.

В этих условиях существенно возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосредственного исполнителя этих мероприятий. Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. Врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Кроме того, он должен оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). При этом возрастает роль врача, как организатора ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

4.1.2. Система подготовки кадров службы медицины катастроф

Успешное решение задач по организации медицинского обеспечения населения при ЧС мирного и военного времени во многом определяется уровнем подготовленности руководящего состава и органов управления ВСМК к работе в экстремальных условиях, состоянием обученности всего персонала учреждений и формирований службы медицины катастроф, его готовностью выполнять необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.

Подготовка по вопросам медицины катастроф стала осуществляться первоначально в ВУЗах последипломного образования (1990 г.), затем и в кадровых медицинских высших учебных заведениях (1992 г.) и средних специальных медицинских учебных заведениях (1995 г.). Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 г.



Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф особенно ее руководящего состава, занимает кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»), преобразованная в 2000 году в институт проблем МК (ИПМК).

В настоящее время под подготовкой кадров службы медицины катастроф и МСГО подразумевается додипломная и последипломная подготовка врачей и фармацевтов, подготовка средних медицинских работников, подготовка медицинских сестер для МСГО и спасателей. Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной.

Нормативно-правовой базой системы подготовки кадров службы медицины катастроф являются:

− Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от 21.12.94.;

− Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.03.;

− Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» № 547 от 04.09.03.;

− «Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов Управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 2004 г.;

− Приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачей службы медицины катастроф» № 175 от 4.06.97 г.;

− Междисциплинарная учебная программа «Организация медицинского обеспечения и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздравсоцразвития России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России № 378 от 23.10.00 г.). Организационно-техническое обеспечение работы Учебно-методического совета возложено на Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф медицинских ВУЗов. На клинических кафедрах предусматривается обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, а темы, касающиеся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучаются на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 до 260 учебных часов. Подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.

В целях совершенствования планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф, направленной на постоянный рост профессиональных знаний и умений врачей и улучшение качества оказываемой ими медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования проводится усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф по специально разработанным для них программам. Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются на занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых СМК и МСГО.

Основанием для организации подготовки на местных базах является ежегодно издаваемый соответствующим руководителем здравоохранения (объекта, района, города и др.) приказ об итогах подготовки в текущем и задачах на новый учебный год. В приложении к приказу указываются все мероприятия, планируемые по подготовке органов управления, учреждений и формирований здравоохранения в течение года, сроки их проведения и исполнители.

Основными формами подготовки органов управления здравоохранения являются штабные тренировки, штабные учения, командно-штабные учения, деловые игры, а для подготовки учреждений и формирований организуются объектовые тренировки и объектовые комплексные учения. Персонал медицинских формирований обучается на теоретических и практических занятиях и на тактико-специальных учениях этих формирований.

Исключительно важное значение имеет морально-психологическая готовность персонала учреждений и формирований СМК и всего здравоохранения при их работе в зонах катастроф.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.

Качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.

Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.

4.1.3. Статус спасателя

На основании положений Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95г. № 151-ФЗ, для ликвидации последствий ЧС привлекаются специальные аварийно-спасательные службы.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, на нештатной основе и на общественных началах.

Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их физической подготовки, морально - психологическим качествам, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации.

Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно статуса спасатель имеет права и обязанности.

Права спасателей

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

Полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

Беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

Экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

Использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Обязанности спасателей

Быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

Совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

Неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

Активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

Неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

Разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

ГЛАВА 15

15.1. Особенности работы и требования

к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф

В любой ЧС возможности для оказания медицинской помощи ограничены, и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных ресурсов. Для этого необходима заблаговременная подготов­ка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных ус­ловиях при массовом поступлении пораженных.

При возникновении ЧС, резко усложняющей как общую, так и медико-санитар­ную обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в не­обычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасных объектах, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого числа пораженных, нуждающихся в скорей­шем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания медицинской помощи пораженным, проведения первооче­редных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, существен­но возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосред­ственного исполнителя этих мероприятий.

Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В сложных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновремен­но проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объём диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе ЧС организовать и в короткие сроки выполнить неотлож­ные мероприятия медицинской помощи по жизненным показаниям, кроме того, уметь оказывать такую помощь при транспортировке пораженных, оперативно ре­шать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факто­ров внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). Следует подчерк­нуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на ско­рейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пораженных в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. По этой причине экс­тренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.

Врачи всœех профилей должны в деталях знать перечень организационных и ме­дицинских мероприятий, которые крайне важно выполнять на догоспитальном этапе, причем, как правило, в районе (зоне) ЧС.

При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Выполнить эти обязанности он сможет лишь при всœе­сторонней подготовке как специалиста широкого профиля, который должен:

‣‣‣ хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учрежде­ний; организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противо­эпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

‣‣‣ знать возможные виды и особенности ЧС, в ликвидации которых данное зве­но службы медицины катастроф принимает участие;

‣‣‣ владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токси­кологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, специалисты которых могут работать в службе меди­цины катастроф;

‣‣‣ быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС), знать принципы работы ее сил и средств при ликвида­ции различных ЧС, организацию управления;

‣‣‣ знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицин­ских служб на соответствующей территории (в регионе), места расположе­ния их формирований и учреждений, которые могут привлекаться для ликви­дации медико-санитарных последствий ЧС;

‣‣‣ уметь правильно и быстро оценивать обстановку в районе ЧС, принимать всœесто­ронне обоснованные решения, своевременно и четко ставить конкретные задачи исполнителям, осуществлять действенный контроль и оказывать им помощь.

Вместе с тем, специалист-управленец отвечает за создание и поддержание в под­чинœенном ему коллективе нормальных деловых взаимоотношений, способствующих более эффективному решению возлагаемых задач.

15.2. Система подготовки кадров

службы медицины катастроф

Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф с силами быстрого реагирования и постоянной готовности предопределила специальную подготовку не только штатного личного состава формирований и учре­ждений службы, но и многих других специалистов здравоохранения, а также спасате­лей, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи пора­женному населœению в ЧС.

Характер медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует о крайне важно сти знания медиками не только возможной патологии и лечебно-эвакуационной характеристики пораженных в различных ЧС, основ и стандартов оказания экстренной меди­цинской помощи, но - и это главное - организации медико-санитарного обеспечения населœения в сложных экстремальных условиях.

Последнее обстоятельство и побудило осуществлять подготовку медицинских кадров к деятельности при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Первоначально (с 1990 ᴦ.) она стала осуществляться в институ­тах усовершенствования врачей (последипломного образования), а затем и в меди­цинских высших (с 1992 ᴦ.) и средних специальных медицинских (с 1995 ᴦ.) учебных заведениях. Подготовка спасателœей по вопросам медицины катастроф была организо­вана и ведется с 1992 ᴦ.

Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицинœе катастроф в Рос­сийской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной (рис. 53).

Базовая (додипломная) подготовка в медицинских ВУЗах проводится по программе медицины катастроф на клинических кафедрах и предусматривает обуче­ние будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при раз­личных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, возникших вследствие ЧС. Ос­новные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учре­ждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф, а ряд тем, касающихся особенностей са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучается на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицинœе катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, исходя из профиля факультета͵ от 114 (на фармакологическом) до 260 (на лечебном) учебных часов.

В соответствии с рекомендациями Государственного комитета Российской Фе­дерации по высшему образованию и МЧС России для других ВУЗов (не медицинско­го профиля) базовая специальная подготовка по дисциплинœе ʼʼБезопасность жизне­деятельностиʼʼ должна осуществляться не менее чем по 136-часовой программе.

Комплексная подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по меди­цинœе катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипу­ляций доврачебной помощи.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения в медицинском учеб­ном заведении знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются па занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны.

Усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф проводится на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования по специально разработанным для них программам. Согласно ʼʼУнифицированной программе после­дипломного обучения врачей (провизоров) по медицинœе катастрофʼʼ 1997 ᴦ. па эту подготовку отводится от 72 до 90 учебных часов.

Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохра­нением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицин­ской службы гражданской обороны (МСГО) осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образова­ния. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.


Методическое руководство подготовкой по медицинœе катастроф осуществляет Минздрав России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для служ­бы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Мин­здрава России (приказ Минздрава России от 23.10.00 № 378). В совет входят ведущие специалисты, занимающиеся подготовкой медицинских кадров.

Совет изучает потребность в кадрах медицины катастроф и вырабатывает пред­ложения по организации их обучения, совершенствованию программ подготовки, осуществляет лицензирование учебной литературы, принимает участие в аттестации образовательных заведений с выдачей свидетельства на право подготовки специали­стов службы медицины катастроф и МСГО.

Начиная с 1994 ᴦ., важную роль в подготовке кадров службы медицины катаст­роф, особенно ее руководящего состава, занимала кафедра медицины катастроф Все­российского центра медицины катастроф ʼʼЗащитаʼʼ (ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ). Это связано с тем, что центр является головным научно-практическим учреждением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), где разрабатывается идеология развития службы, обобщается опыт работы регионального, территориального и местного уров­ней службы, имеются возможности для привлечения к учебному процессу руководи­телœей Минздрава России, службы медицины катастроф и высокопрофессиональных научных работников и профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов ᴦ. Москвы.

Приказом Минздрава России от 27.10.00 № 380 при ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ создан ин­ститут проблем медицины катастроф. В его состав входят кафедры медицины катаст­роф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины, научные лаборато­рии, отдел научно-технической информации с библиотекой.

Институт проблем медицины катастроф предназначен в основном для усовер­шенствования руководящего состава службы, разработки предложений по государст­венной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработки федеральных целœевых и научно-ис­следовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

На институт возложены головные учебно-организационные и методические функции по осуществлению образовательной деятельности по базовой (додипломной) подготовке, дополнительного профессионального и послевузовского образова­ния по организации медико-санитарного обеспечения населœения при ликвидации по­следствий ЧС.

При институте функционируют докторантура, аспирантура, ординатура. Инсти­тут проводит лицензирование высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации по медицинœе катастроф.

Основными формами подготовки руководителœей здравоохранения являются штабные тренировки, учения, деловые игры, а руководящего состава учреждений здравоохранения - объектовые тренировки и комплексные учения с объектами.

Для более широкого охвата медицинских кадров и эффективного использования потенциала существующих кафедр медицины катастроф используются такие формы и методы обучения, как выездные циклы, краткосрочные семинары, симпозиумы и научно-практические конференции.

Специалисты службы медицины катастроф высшей квалификации формируются также в процессе целœенаправленной научно-исследовательской работы, одним из ре­зультатов которой является диссертационная работа. В номенклатуру специально-

стей научных работников введена новая специальность 05.26.02 ʼʼБезопасность, за­щита͵ спасение и жизнеобеспечение населœения в чрезвычайных ситуацияхʼʼ. При ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ по этой специальности создан диссертационный совет.

Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвида­ции последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на прове­дение аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам отно­сятся и работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных зако­нодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателœей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (Приложение 31).

Аттестация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для РСЧС, и обеспечивает проверку профессиональной, физической и психологической готовности персонала к работе в ЧС. Для ее проведения созданы и работают федеральные, региональные и территориальные аттестационные комиссии. Эти комиссии предназначены также и для аттестации специалистов здравоохранения по специальности ʼʼБезопасность, защита͵ спасение и жизнеобеспечение населœения в чрезвычайных ситуацияхʼʼ (рис. 54).

Успеху подготовки медицинских кадров службы медицины катастроф способст­вует своевременное издание учебников, монографий, учебных пособий.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе меди­цины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в при­надлежащих им учебных заведениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации на Минздрав России возложено методическое руководство подготовкой кадров для ВСМК. Это определя­ет единство взглядов на данную проблему.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основными принципиальными положениями существующей в Российской Федерации системы подготовки медицинских кадров по медицинœе ката­строф являются:

‣‣‣ система подготовки медицинских кадров является государственной;

‣‣‣ медицинский персонал получает первичную (базовую) подготовку по меди­цинœе катастроф в соответствующих учреждениях среднего и высшего про­фессионального (медицинского) образования;

‣‣‣ уровень знаний и навыков по медицинœе катастроф постоянно совершенству­ется для обеспечения постоянной готовности всœех медицинских работников к работе в ЧС;

‣‣‣ подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицинœе катастроф, наряду с обучением по специальным (профессиональ­ным) вопросам, включает изучение организации и условий деятельности службы медицины катастроф, принципов организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;


‣‣‣ в системе подготовки кадров для службы медицины катастроф особое место занимает подготовка персонала органов управления, формирований и учреж­дений службы; она обеспечивает приоритетное и постоянное совершенство­вание навыков и умений, формирование морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в ЧС (фото 14);

‣‣‣ при подготовке руководящего состава службы медицины катастроф особое внимание уделяется выработке навыков управления;

‣‣‣ качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.

15.3. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны

Специальная подготовка личного состава МСГО является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполне­ния обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателœем готовности органа управления здраво­охранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.

В мирное время для подготовки к работе в состав штабов учреждений и формиро­ваний МСГО в обязательном порядке привлекаются работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с законодательством.

Специальная подготовка в органах управления здравоохранением и учреждени­ях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными ка­тегориями обучаемых, с учреждением или формированием в целом, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются ко­мандно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с форми­рованиями -тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и фор­мированиями МСГО устанавливаются организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учрежде­ний здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здра­воохранением и учреждений здравоохранения.

Усовершенствование руководителœей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации меди­ко-санитарного обеспечения населœения в военное время проводится на циклах тема­тического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на мест­ных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.

Приложения

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ" 2017, 2018.

Медицина катастроф

система научных знаний и практической деятельности, направленных на прогнозирование и организацию мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим и ликвидации медицинских последствий при крупных авариях, стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях. Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.

Комитет ВОЗ по проблемам современного общества предложил следующую классификацию катастроф: метеорологические - ураганы, смерчи, циклоны (тайфуны), бураны, морозы, необычайная жара, засуха и др.; топологические - наводнения, цунами, снежные обвалы, оползни, сели; теллурические и тектонические - землетрясения, извержения вулканов и др.; аварии - из строя технических сооружений (плотин, тоннелей, зданий, шахт), кораблекрушения, крушения поездов, загрязнения воды в системах водоснабжения и водоемах и др. Первые три группы катастроф являются природными (), аварии - антропогенными.

Прогнозирование и предупреждение катастроф, а также ликвидация их последствий являются одной из острейших мировых проблем. Так, в 70-80-х гг. катастрофы стали причиной гибели 3 млн. , число пострадавших составило около 800 млн. человек, а общая стоимость ущерба оценивается в 100 млрд. долларов. В среднем еженедельно в мире регистрируется одна катастрофа, в ликвидации последствий которой участвуют международные силы. На проведение спасательных работ ежегодно расходуется более 1 млрд. долларов. Наиболее тяжкие последствия имеют природные катастрофы. показывает, что 90% из них составляют наводнения, циклоны, землетрясения и засухи (соответственно 40; 20; 15 и 15%). По общему числу жертв первое место занимают тропические тайфуны. Крупные землетрясения амплитудой 8 баллов и более по шкале Рихтера по масштабам разрушений и потерь сравнимы с ядерными взрывами. Так, число жертв при землетрясении в Мессине (Италия, 1908) составило 100-160 тыс. человек, в (Япония, 1923) - 143 тыс. человек. В результате землетрясения в Перу (1970) погибло 70 тыс. и ранено около миллиона человек, в Таншане (Китай, 1976) погибло свыше 240 тыс. и ранено 773 тыс. человек. При землетрясении в Армении (1989) погибло около 25 тыс. и ранено свыше 18 тыс. человек.

Ряд регионов подвержен опасности крупных стихийных бедствий. Прогнозировать большинство природных катастроф пока трудно или невозможно.

Бурное индустриальное развитие, отсутствие должной устойчивости и надежности в работе техники, отставание в разработке средств предотвращения ошибок при обращении с техническими устройствами являются основными причинами роста количества и масштабов антропогенных катастроф. Возникновение некоторых из них вследствие преобразующей деятельности человека рассматривается в качестве нового фактора катастроф. Например, интенсивная вырубка лесов на склонах гор приводит к их оголению, что способствует схождению снежных лавин и селевых потоков; осушение торфяных болот становится одной из причин их возгорания. Т.о., в современных условиях некоторые виды катастроф имеют одновременно и природное, и антропогенное происхождение. Научно-технический прогресс породил и все более повышает вероятность аварий и катастроф в ядерной энергетике и на других объектах, результатом которых является радиационное и химическое людей. Предостережением человечеству служат антропогенные катастрофы в Бхопале (Индия, 1984), Чернобыле (1986). Общество не застраховано также возможных катастроф и аварий на всех видах транспорта, и в т.ч. трубопроводного, на складах различных вредных материалов, ядерных боеприпасов, на предприятиях микробиологической промышленности, фармацевтических, химических и др. Аварии и нарушения технологических процессов приводят к тяжелым экологическим последствиям, которые сами приобретают катастрофический . Это представляет постоянную угрозу для мирового сообщества. способствует концентрации на относительно небольших площадях значительного количества людей и мощных производственных комплексов, запасов химических и горючих материалов, энергоресурсов. При внезапном возникновении природных и антропогенных катастроф уязвимость городских жителей и численность пострадавших среди них резко повышаются. В результате стихийных бедствий и аварий страдает вся инфраструктура общества, управления силами и средствами по ликвидации последствий, становится реальным заболеваемости и возникновение крупных эпидемий инфекционных болезней.

Поэтому очевидна крайняя необходимость научных разработок по прогнозированию и предупреждению стихийных бедствий, крупных аварий и изучению международного опыта по ликвидации их последствий. Природные и антропогенные катастрофы, как правило, затрагивают интересы больших регионов, а иногда приобретают глобальный характер. Поэтому роль международных организаций в координации научных исследований и проведении подготовительных мероприятий во всех странах на случай катастроф существенно возрастает. С 1990 г. по решению ООН объявлено международное десятилетие борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами. Его основными задачами провозглашены повышение возможностей каждой страны по предотвращению ущерба от стихийных бедствий; создание системы раннего оповещения о катастрофах; разработка стратегии оказания помощи при стихийных бедствиях.

В современном мире отмечается тенденция перехода от «послекатастрофических импровизаций» к «докатастрофической» подготовке. Для этих целей ООН создает различные специализированные организации по оказанию помощи жертвам стихийных бедствий. Учитывая большое количество добровольных организаций, желающих принять участие в разрешении проблем катастроф, Генеральная ассамблея ООН в 1971 г. приняла решение образовать в Женеве Бюро координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий. Целями этой организации являются наиболее тесное взаимодействие учреждений ООН как между собой, так и с другими «донорами», руководство всеми операциями по оказанию помощи и поддержание связи с заинтересованными странами, обществами в целях планирования мероприятий в предвидении катастроф.

Всемирная несет ответственность за медицинские аспекты экстренной помощи, осуществляемой любым учреждением ООН в ответ на просьбы государств-членов. В составе Исполнительного комитета ВОЗ имеется сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.

В 1975 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф. В его задачи входят: координация разработки проблем М.к. в международном масштабе; научные исследования и разработка программ по проблемам медицинской помощи пострадавшим при катастрофах и их лечения в условиях массовых поражений; распространение специальной информации среди медперсонала, учреждений и общественных организаций. В ряде стран издаются журналы по проблемам медицины катастроф. Свои мероприятия Международное общество медицины катастроф проводит, как правило, совместно с международной организацией Гражданской обороны. В 1986 г. создан Европейский по медицине катастроф в Республике Сан-Марино, который решает задачи подготовки кадров, сбора научной информации о медицинских последствиях катастроф и опыте их ликвидации, проведения целенаправленных научных исследований и распространения полученных данных среди стран континента.

Мировое сообщество накопило значительный опыт по оказанию медицинской помощи при катастрофах. созданию специальных высокомобильных учреждений для решения этой задачи. Приобретенный опыт широко используется при создании национальных программ предупреждения катастроф и ликвидации их последствий. Перед М.к. стоят чрезвычайно важные задачи, и в первую очередь всесторонняя организационная, кадровая и морально-психологическая подготовка специальных функциональных структур здравоохранения, рассчитанных на постоянную готовность к оказанию различных видов медпомощи большим контингентам пострадавших. Научное обобщение международного и отечественного опыта работы при массовых санитарных потерях позволяет совершенствовать организацию специальных медицинских учреждений, бригад и групп усиления, предназначенных для деятельности в экстремальных ситуациях.

Медицина катастроф тесно связана с военной медициной. С одной стороны, М.к. использует огромный опыт, накопленный военными медиками в ходе многочисленных войн, особенно в области организации оказания медпомощи в условиях возникновения массовых санитарных потерь; с другой стороны, для военной медицины весьма ценным является опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Эти две отрасли медицины имеют много общего в подготовке кадров, материальном оснащении, обеспечении постоянной готовности к оказанию медпомощи, принципах ее организации.

Международное сообщество накопило большой опыт участия военно-медицинских служб различных стран в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф как в своих странах, так и за рубежом. В подавляющем большинстве случаев военно-медицинские службы продемонстрировали преимущество перед гражданским здравоохранением и МС ГО. Так, после землетрясения в Таншане (Китай, 1976) военными медиками оказана помощь почти 2,5 млн. раненых и больных, спасена 160 тыс. тяжелораненых (97,6% от всех раненых этой категории). В Скопле (Югославия, 1963) после землетрясения наиболее эффективно действовала военно-медицинская служба Югославской народной армии. Военно-медицинские службы многих стран имеют специальные формирования для оказания экстренной медпомощи в чрезвычайных ситуациях. например, вооруженных сил Франции в 1904 г. создала специальное формирование быстрого реагирования в виде модульного, автономного, авиатранспортабельного полевого госпиталя. Практическое использование его в нескольких международных миссиях гуманитарной помощи подтвердило эффективность и целесообразность подобных формирований. Решением французского правительства в 1986 г. созданы военные силы быстрого реагирования для гуманитарной помощи, которые состоят из парашютно-десантной хирургической группы, собственно военно-медицинского формирования быстрого реагирования, группы для проведения противоэпидемических мероприятий, а также сил и средств усиления. При необходимости привлекается гражданских медицинских учреждений, члены Общества Красного Креста, добровольцы. Военно-медицинские формирования для оказания помощи иностранным государствам на случай катастроф созданы и используются в Норвегии, США, ФРГ и других странах.

Большинство авторов, исследующих роль военно-медицинских служб, отмечают, что они наиболее приспособлены для быстрого ведения спасательных операций в полевых условиях, отличаются высоким уровнем организации и медицинской техники, имеют необходимый палаточный фонд. Военно-медицинские учреждения и части должны быть ядром, объединяющим вокруг себя формирования МС ГО и гражданских органов здравоохранения. Некоторые авторы утверждают, что во время катастроф военно-медицинская служба должна подменять службу общественного здравоохранения.

До 1988 г. в СССР при авариях и катастрофах планировалось использование в основном сил и средств МС ГО. Однако многообразие задач, решаемых при ликвидации последствий катастроф, обусловило создание специального государственного координационного органа. В 1989 г. была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а в 1990 г. принято Постановление Совета Министров СССР «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». Подготовка учреждений экстренной медицинской помощи к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также планирование, организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом производственных, экономических, климатогеографических, демографических и других особенностей определенных территорий возложены на шесть региональных центров экстренной медицинской помощи, два из которых находятся в Москве, остальные в Киеве, Ташкенте, Новосибирске, Хабаровске. Головным центром является Всесоюзный научно-практический центр экстренной медицинской помощи при институте хирургии . А.В. Вишневского АМН СССР (Москва).

На базе республиканских, областных (краевых) крупных многопрофильных больниц и научно-исследовательских учреждений организованы специализированные медицинские бригады (хирургические, ожоговые, травматологические, радиологические, педиатрические, токсико-терапевтические, психиатрические и др.), которые обеспечены специалистами и оснащены медицинским оборудованием, приборами, инструментами, а также другим имуществом, необходимым для работы в чрезвычайных ситуациях. Эти бригады являются средством усиления стационарных лечебных учреждений. Несколько бригад могут объединяться в отряды экстренной медицинской помощи. Работать в очаге массовых поражений или на его границах должны создаваемые бригады доврачебной помощи, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой медицинской помощи близлежащих лечебных учреждений и станций скорой помощи. Принцип формирования медицинских бригад, групп и отрядов в зависимости от категории учреждения, его профиля и кадровых возможностей принят и в санитарно-эпидемиологических учреждениях.

За основу организации медицинской помощи населению в случае катастроф и аварий в мирное время принимается система двух- или трехэтапного лечебно-эвакуационного обеспечения (Лечебно-эвакуационное обеспечение). Одним из главных принципов службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях является ее общегосударственный характер и опора на существующую сеть медицинских учреждений территориального и ведомственного здравоохранения.

Создание высокоэффективной системы экстренной медицинской помощи в стране невозможно без активного участия медицинской службы (Медицинская служба) ВС СССР, которая имеет значительный опыт такой работы. Только за период с 1980 по 1990 г. она принимала участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и аварий с человеческими жертвами, в т.ч. с химическим и радиационным поражением людей. Накоплен уникальный опыт работы военно-медицинских отрядов при ликвидации последствий стихийных бедствий и за рубежом, например в Никарагуа (1983), Эфиопии (1984), где медпомощь оказана десяткам тысяч раненых и больных. Эти отряды работали в тесном взаимодействии с организациями Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

В системе оказания медпомощи в очагах катастроф большая роль отводится десантируемым, в т.ч. парашютным способом, врачебно-фельдшерским бригадам Воздушно-десантных войск (рис. 1-4 ). В определенных ситуациях, когда отсутствуют или разрушены местные лечебные учреждения, повреждены транспортные коммуникации, они должны играть решающую роль в оказании первой медпомощи пострадавшим.

Для оказания квалифицированной и основных видов специализированной медпомощи по жизненным показаниям, проведения кратковременной интенсивной терапии и подготовки пострадавших к дальнейшей эвакуации предназначены отдельные медицинские отряды специального назначения медицинской службы ВС СССР, Это многопрофильные, мобильные (в т.ч. авиадесантируемые), полевые госпитали с модульным принципом формирования организационно-штатной структуры (рис. 5-8 ), оснащенные портативным медицинским имуществом (рис. 9-12 ). Развертывание их для работы в очагах массовых поражений существенно улучшает качество и эффективность оказываемой медпомощи в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, в военно-медицинских учреждениях формируются врачебно-сестринские и специализированные медицинские бригады, имеющие необходимое оснащение для оказания медпомощи в очагах аварий, стихийных и экологических бедствий. Т.о., организационные структуры военной М.к. являются составной частью общегосударственной службы медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

Отдельные специфические вопросы М.к. требуют дальнейшего глубокого изучения. Это касается прежде всего разработки единых принципов оказания медицинской помощи при наиболее вероятной травматической, токсикологической и радиационной патологии, прогнозирования вероятных величины и структуры санитарных потерь при авариях и катастрофах, исследования медицинских аспектов моделей катастроф, материально-технического оснащения медицинских сил и средств.

Анализ уровня подготовки медицинского персонала к работе в экстремальных условиях выявил необходимость введения специального курса М.к. при обучении и усовершенствовании врачей и среднего медицинского персонала. Необходимы подготовка всего населения и формирование практических навыков по оказанию первой медпомощи пострадавшим на месте происшествия.

Важное значение имеет взаимодействие органов и учреждений здравоохранения, военно-медицинской службы с другими министерствами, ведомствами, органами и учреждениями, принимающими участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.

Создание всесоюзной унифицированной организации в рамках М.к. должно обеспечить эффективную работу отечественного здравоохранения в любых непредвиденных или прогнозируемых экстремальных ситуациях.

Библиогр.: Медицина катастроф. Материалы международной конференции, М., 1490.

Рис. 3. Капсула для десантирования медицинского персонала с 300 кг груза на воду и землю.

вид операционно-реанимационного комплекса отдельного медицинского отряда специального назначения">

Рис. 6. Общий вид операционно-реанимационного комплекса отдельного медицинского отряда специального назначения.

Скальпель»">

Рис. 1. Доставка пострадавших из района катастрофы специализированным самолетом «Скальпель».

Перевязочная отдельного медицинского отряда специального назначения">

Рис. 8. Перевязочная отдельного медицинского отряда специального назначения.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

  • Медици́на зе́мская

Смотреть что такое "Медицина катастроф" в других словарях:

    Отрасль медицины и службы здравоохранения РФ, изучающая медико санитарные последствия природных и техногенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в выполнении… … Словарь черезвычайных ситуаций

    МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ - отрасль медицины и службы здравоохранения, изучающая медико санитарные последствия природных техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в… … Юридическая энциклопедия

    Медицина катастроф область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В… … Википедия

    Медицина катастроф - отрасль медицины и службы здравоохранения, изучающая медико санитарные последствия природных, техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Медицина катастроф - возникшее в конце 20 века новое междисциплинарное направление в теории и практике медицины, разрабатывающее организацию и методы оказания неотложной и последующей помощи пострадавшим и их родственникам при стихийных, техногенных катастрофах,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинской помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ1, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.


Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатических и погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Он должен:

· хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

· знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

· владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

· быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

· знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

· быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.

Лекция 1: Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф.

Вопросы:

  1. медицина катастроф: общая характеристика.
  2. Виды поражений при катастрофах.
  3. Служба медицины катастроф: цели, задачи.
  4. Структура службы медицины катастроф.
  5. Служба медицины катастроф омской области.

1. Медици́на катастро́ф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.

Чрезвыча́йная ситуа́ция — внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии.

Различают чрезвычайные ситуации локального (1—10 пострадавших), территориального (10—50 пострадавших), регионального (50—500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня.

Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» — положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды Различают К. по объекту, на котором она произошла, по причинам или характеру воздействия на окружающую среду.

2. Виды поражений при катастрофах:

А) Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Б) Ожо́г — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.).

В) Отравле́ние — заболевание или иное расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда).

Г) Синдро́м дли́тельного сдавле́ния (синонимы: компартмент-синдром, краш-синдром, травматический токсикоз, синдром (длительного) раздавливания, компрессионная травма, синдром размозжения, эпоним: синдром Байуотерса (англ. Bywaters)) — возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения (ишемия) сдавленных мягких тканей токсикоз, характеризующийся, помимо местных, системными патологическими изменениями в виде гиперкалиемии и почечной недостаточности. Встречается у пострадавших при землетрясениях, завалах в шахтах, обвалах и т. п.

Д) Лучева́я боле́знь — заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений и характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

Е) Инфекцио́нные заболева́ния — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus — яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

3. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Основными задачами Службы являются:

Разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

Координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);

Участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;

Выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;

Совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

Создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;

Разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

Координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;

Разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

Международное сотрудничество в области медицины катастроф.

4. Структура службы медицины катастроф

А) Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас» МЧС РФ — единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь. В составе других подразделений МЧС медиков нет. На должность спасателя охотно принимаются люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами и не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе Медицины Катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС.

Б) Головное учреждение СМК — Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ. Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня. В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) — решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России. Обычно медики полевого многопрофильного госпиталя работают на базе аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» МЧС России или же развёртывается совместный (сводный) госпиталь в районе ЧС. Также авиамедицинская эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей, совместно разработанных специалистами МЧС и ВЦМК «Защита».

В) Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) — учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области. В Москве — свой отдельный центр Медицины Катастроф — Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).

Г) Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.

Д) Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)(в начале 90-х годов 20 века носило название «Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем», «ФУМБЭП» — термин иногда встречается в документах того периода и в литературе) — правопреемник 3-го Главного управления Минздрава СССР. ВЦМК «Защита» в своё время был организован в самостоятельное учреждение с прямым подчинением Минздраву, из двух подразделений ФМБА и многие медики из больниц и медсанчастей ФМБА работали по совместительству в ВЦМК «Защита». Занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности, военно-промышленного комплекса и других, а также «закрытых» населённых пунктов при засекреченных предприятиях, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в населённых пунктах. Начиная с 2008 года сотрудники ФМБА всё активнее участвуют в ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС совместно с ВЦМК «Защита» и МЧС России.

5. О службе медицины катастроф Омской области

Омская область является высокоразвитой индустриальной и аграрной областью России. Наибольший удельный вес в объеме производства промышленной продукции занимает нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность. концентрация 95% промышленных предприятий, в том числе 100% предприятий ВПК и 100% электроэнергетики делают г. Омск в значительной степени уязвимым от воздействия современных средств поражения и от возможных аварий и катастроф. В результате ЧС, которые могут произойти на территории области, может пострадать большое количество населения, нанесен значительный материальный ущерб области и нарушена жизнедеятельность. Кроме того географическое расположение, климат, большая площадь области не исключают возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера, а наличие в природе области очагов различных инфекционных заболеваний делает возможным массовые эпидемии.

Особенности Омской области, влияющие на организацию защиты населения и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС:

1. Континентальный климат с холодной зимой, непродолжительным летом, со значительными колебаниями по территории области.

2. Выраженное весеннее половодье с подтоплением населенных пунктов.

3. Затрудненное транспортное сообщение с северными районами области, особенно весной и осенью.

4. Значительная протяженность области и большие расстояния между населенными пунктами.

5. Наличие на территории области мощного нефтехимического и обрабатывающего комплекса промышленных предприятий, насыщенных потенциально-опасными производствами.

6. Наличие крупных, большой протяженностью и государственного значения транспортных магистралей.

7. Наличие на территории области магистральных нефте-, прдукто-, газопроводов

8. Наличие в области очагов природно-очаговых инфекций и возможный занос их из приграничных районов Казахстана.

Официально начало созданию в области службы медицины катастроф положено в январе 1992 года, когда было принято постановление Главы Администрации Омской области "О создании в области службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях". В апреле того же года был создан и начал один из первых в России территориальный центр экстренной медицинской помощи. Реально же проблема медицины катастроф встала на повестку дня в области более 15 лет назад, когда в октябре 1984 года в аэропорту города Омска, в результате авиакатастрофы сгорел самолет со 160 пассажирами на борту и практическое здравоохранение оказалось не готовым к действиям в этой ситуации.

Уже в 1985 году на базе МСЧ № 1 было проведено специальное учение