Литература анатомо физиологические механизмы речи. Презентация к уроку на тему: Анатомо-физиологические механизмы речи

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:
— коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
— подкорковых узлов
— проводящих путей
— ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
— нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов ?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга .

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути . Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами . Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей .

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку . Снизу она переходит в трахею .
На границе гортани и глотки находится надгортанник . Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.


Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
Голос обладает силой, высотой, тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр . Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

Артикуляционный отдел . Основными органами артикуляции являются:
— язык
— губы
— челюсти (верхняя и нижняя)
— твердое небо
— мягкое небо
— альвеолы
Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык.

Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка . В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам . Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса . В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы . Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

П о н я т и е о б о б р а т н о й с в я з и . Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь.

Как же она осуществляется?

Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
1. с помощью слуха;
2. через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря звуковому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируются, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс – о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система . Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения

и функциональной организации речевой деятельности, позволяет,

представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно

подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути

коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических

функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой

главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая

только человеку.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой

частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и

периферического (или исполнительного).Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он

состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария),

подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего

продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и

артикуляционным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности,

развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с

деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры

головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это

лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого

полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются

двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной

речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой

областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике).

Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для

понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная

доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной

речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме

того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному

восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи

двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору

головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического

речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга

в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре

головного мозга, идут центростремительные пути.



Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в

барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на

суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются

при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из

них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и

подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю

челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок,

глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные

импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в

фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет

момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее

вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое

меньше, чем при обычном дыхании.

Одним из ключевых моментов, отличающих развитие человека от животного (как в физиологическом, так и в социально-психологическом плане), является речь. Она представляет собой процесс общения между людьми посредством языка. В повседневной практике понятия «речь» и «язык» часто употребляются как синонимы. Однако, если подходить к вопросу с научной точки зрения, то данные понятия следует различать.

Языковая структура

Язык представляет собой систему знаков, служащую средством осуществления человеческого общения и мышления (Психологический словарь / Под. ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова). Он вырабатывается в процессе общественного развития, представляя собой форму отражения общественного бытия в сознании индивидов. При этом важно отметить, что человек получает уже готовый язык, который был сформирован задолго до рождения данного конкретного индивида. Однако, становясь носителем данного языка, индивид одновременно становится и потенциальным источником его развития.

В структуру языка входят следующие компоненты:

Лексика (система значащих слов),

Грамматика (система форм слов и словосочетаний),

Фонетика (определенный звуковой состав, свойственный только конкретному языку).

Семантическая специфика языка

Основная специфика языка заключается в том, что он, как система знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Таким образом, значение слова является обобщенной характеристикой. Например, слово «город» может объединяет в себя множество конкретных городов - от маленьких и малоизвестных до настоящих мегаполисов, знакомых всем и каждому. С другой стороны, если мы имеем в виду какой-то конкретный населенный пункт (например, Нижний Новгород или Прагу), то мы также будем использовать понятие «город», но подразумевать при этом именно тот объект, о котором идет речь.

Механизмы речи

Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка (Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко). Она может иметь повествовательную, вопросительную либо побудительную структуру. При этом психологические механизмы речи как системы общения посредством языка не менее сложные, чем механизмы самого языка. В процессе передачи какой-либо информации с помощью речи необходим не только подбор соответствующих слов, имеющих определенное значение, но также и их конкретизация. Так как каждое слово, как уже упоминалось выше, является обобщением, то в речи необходимо сужение его до уровня определенного смысла. Как это происходит? Основную роль так называемого «фильтра» в данном случае играет контекст, посредством которого данное слово вводится в речь. Механизмы речи с психологической стороны, соответственно, могут определяться такими понятиями, как контекст, подтекст и эмоционально-выразительная составляющая.

Смысловой контекст

Так, в нашем примере со словом «город» важно понимать, что именно мы хотим узнать про него: «Что это за город?» Если вопрос звучит как: «Где этот город?», следовательно, речь идет о пространственной характеристике (расположение на карте, как добраться, сколько километров, что находится поблизости и т. д.). Если нас интересует вопрос: «Чем интересен этот город?», значит, речь может идти о каких-то достопримечательностях (например, историко-культурных либо экономических). Соответственно, сам по себе вопрос как языковая конструкция («что это за город») имеет недостаточную смысловую нагрузку и требует дополнительного контекста. Конструирование данного контекста, в свою очередь, осуществляется в процессе речи.

Подтекст речи

Особое значение имеет тот смысл сообщения, который субъект желает передать через речь. Механизмы речи, осуществляемые в рамках смыслового подтекста, являются отражением мотивационной стороны нашего высказывания. Как известно, не всегда истинное значение той или иной фразы находится на поверхности - зачастую мы говорим одни вещи, но подразумеваем при этом нечто другое (манипуляция, лесть, желание перевести тему разговора и т. д.).

Эмоционально-выразительная сторона речи

Также значимым отличием речи от языка является эмоциональная окраска. Посредством словесных значений мы не только передаем некое содержание, информацию об объекте - мы выражаем при помощи речи собственное эмоциональное отношение к тому, что говорим. Данная характеристика представляет собой эмоционально-выразительную сторону речи и формируется за счет тона звучания слов, используемых нами для произнесения высказываемой фразы.

Интонационные механизмы речи

Развитие речи как целостный процесс охватывает все аспекты вербальной сферы индивида, в том числе интонационную сторону.

Интонационная сторона - мелодика (просодика) речи - непосредственно связана с ее чистотой, правильностью и красотой. Интонация играет огромную роль, усиливая значение слов и выражая иногда больше смысла, чем собственно сами слова. Кроме того, интонационно выразительная звучащая легче воспринимается, так как позволяет выделить наиболее важные в смысловом значении части высказывания.

Интонационный механизм формирования речи относится к паралингвистическим Это неязыковые (невербальные) средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию.

Они могут подразделяться на три вида (Шевцова Б. Б., "Технология формирования интонационной стороны речи"):

Фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

Кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

Графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Интонация, в свою очередь, представляет собой совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяющих говорящему выражать различные чувства. Механизмы позволяют выразить ту или иную интонацию при помощи знаков препинания.

Формирование интонационной стороны речи затрагивает такие компоненты, как мелодика, тембр, темп, ритм, ударение и паузы.

1. Мелодика

Является основным компонентом интонации. Мелодика речи определяет изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени (Торсуева И. Г.). Функции мелодики:

Выделение ритмических групп и синтагм в структуре высказывания,

Выделение наиболее значимых моментов высказывания,

Связывание отдельных частей высказывания в единое целое,

Определение отношения субъекта к произносимому тексту,

Выражение подтекста, модальных оттенков.

Мелодика высказывания образуется за счет сочетания нескольких мелодических мотивов - минимальных единиц мелодики, связанных с ритмическим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов либо повторы одного и того же мотива.

Речевая мелодика и мелодика музыкальная - это не одно и то же. Речевая мелодика достаточно редко сохраняет ровный тон, постоянно то повышаясь, то понижаясь. Так же часто меняются ее интервалы, а тоны не имеют определенной длительности. В отличие от музыкальной, речевая мелодика не укладывается в схему определенной музыкальной гаммы.

Одним из компонентов мелодики, определяющим анатомо-физиологические механизмы речи, является частота основного тона (ЧОТ) - самая низкая составляющая в спектре звука величина, обратная периоду колебания голосовых связок. В нормальной речи при разговоре происходит постоянное изменение частоты основного тона. Что же касается диапазона данных изменений, то он определяется индивидуальными особенностями речи говорящего, а также его эмоционально-психическим состоянием.

Физиологические механизмы речи применительно к ЧОТ:

Мужчины: 132 Гц,

Женщины: 223 Гц,

Дети: 264 Гц.

Что касается различения звуков по высоте, то его определяет скорость колебания голосовых складок человека. В свою очередь, механизм порождения речи за счет колебаний складок зависит от таких параметров, как скорость воздушного потока, проходящего через голосовую щель; ширина голосовой щели; уровень упругости голосовых складок; массы вибрирующей части складок.

При постоянном изменении частоты основного тона в звучащей речи мелодика выполняет связующую функцию для отдельных частей речевого потока и одновременно - разделительную.

2. Тембр

С мелодикой непосредственно связана такая характеристика, как тембр речи. Однако однозначного подхода к понятию тембра в исследованиях, направленных на механизмы восприятия речи, нет. С одной стороны, под тембром подразумевают особую качественную окраску звучания, которая создается за счет специфического соотношения силы основного тона и его обертонов (зависит от формы резонатора). С точки зрения данной позиции тембр связывается с чистотой и яркостью звучания голоса. Таким образом, если голосовой тон для многих людей может быть общим, то тембр является индивидуальной характеристикой.

С другой стороны, тембр может рассматриваться в качестве дополнительной окраски звучания, которая придает голосу различные эмоциональные оттенки. Данный подход характерен прежде всего для лингвистики (фонологии). Как считают исследователи, тембровые характеристики не имеют основной коммуникативной нагрузки, проявляясь только в выражении различного рода эмоций посредством изменения окраски голоса.

3. Ритм

Является последовательным чередованием ударных и безударных элементов речи (слов, слогов) через конкретные промежутки времени. Определяет эстетическую организацию художественного текста, упорядочивая его звуковое выражение.

4. Темп

Темп характеризует речь индивида с точки зрения скорости произнесения речевых элементов (слоги, слова, синтагмы). Оценивается количество данных элементов, произнесенных в определенную единицу времени (например, секунду). Так, например, средний темп речи при разговоре составляет около 5-6 слогов за одну секунду.

Среди основных функций темпа принято выделять следующие: поддержание интонационной целостности речевого высказывания и разделение значимых/незначимых моментов в высказывании. Так, например, на более важных моментах высказывания человек, как правило, замедляет темп. И наоборот, если речь идет о чем-то не очень значимом, речь индивида ускоряется. Также можно наблюдать ускорение темпа речи, когда индивид не хочет привлекать внимания собеседника к тем или иным моментам в высказывании (часто можно встретить в рекламе).

Кроме того, темп может характеризовать индивидуальные психологические особенности говорящего, определяющие его механизмы речи. Также немаловажным является социальный статус говорящего, его желание создать определенное впечатление и т. д.

5. Ударение

Прием, используемый для выделения какого-либо элемента речи (слога, слова) из ряда подобных элементов. Осуществляется за счет изменения определенных акустических характеристик данного элемента - повышения тона произношения, увеличения интенсивности и др.

Выделяют такие виды ударения, как:

Словесное (фонетическая целостность слова),

Синтагматическое (границы синтагмы),

Логическое (подчеркивание наиболее важного слова),

Фразовое (завершение высказывания).

6. Пауза

Представляет собой перерыв (элемент, останавливающий речь). Механизмы речи в данном случае могут быть двух видов:

Звучащая речь временно прекращается, наступает тишина (действительная пауза),

Создание эффекта перерыва в звучащей речи за счет изменения мелодики, темпа либо силы ударения на границе синтагм (психологическая).

Интонационной культуре речи в ораторском искусстве всегда уделялось значительное внимание, начиная еще со времен Античности. Теоретики ораторского искусства в Древней Греции и Древнем Риме изучали речевую мелодию, отличали ее от музыкальной, характеризовали темп, ритм, паузы, оценивали важность выделения в речи определенных смысловых частей.

К. С. Станиславский в своих исследованиях роли интонации в системе театрального искусства писал о том, что характер интона-ции, окраска голоса зависят от звучания как глас-ных, так и согласных: «Гласные - река, согласные - берега». Для овладения в совершенстве интонацией надо знать определенные анатомо-физиологические механизмы речи:

Необходимые положения рта, губ, языка, которые образуют те или иные звуки (устройство речевого аппа-рата и его резонаторов),

Специфику оттенка звука в зависимости от того, в какой полости он резони-рует и куда направлен.

Впоследствии данные наблюдения оказали большое влияние на развитие технологий выразительного чтения и речи.

Логопеду необходимо знать: анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе речевой деятельности, и их изменения в случаях патологии; закономерности языка и его развития у ребенка и взаимосвязь с речевым развитием, общие принципы педагогического воздействия.

Обследование звуковой стороны речи ребенка представляет важное звено в общей системе речевой деятельности. Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Овладение звуковой стороной родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях:

· Ребенок усваивает артикуляцию, т.е. движение и позиции речевых органов нужных для произнесения звуков;

· И одновременно усваивает систему дифференцированных признаков необходимых для их различения.

Таким образом, формирование звукопроизношения зависит от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия (Кинестетика - это сформированный образ движений органов артикуляции). А так же от их взаимодействия между собой.

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

В большинстве случаев речевая патология связана с повреждением органов речи. По этой причине важно понимать, какие именно отделы речевого аппарата пострадали и насколько глубоко они повреждены. Характером такого повреждения во многом определяется содержание работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

Анатомо-физиологические механизмы речи

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Еще в начале XX в. была общепринятой точка зрения, когда функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров».

В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Понимание роли отдельных частных систем мозга в его целостной деятельности позволяет проводить системный анализ речевых расстройств.

Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах.


Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности. В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки. В других случаях речевые расстройства могут целиком определяться только функциональными нарушениями, примером чего могут служить многие случаи заикания, ускоренного темпа речи, неправильного звукопроизношения, нарушений голоса.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь двигательный, слуховой и зрительный.

Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.

Результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речевых реакций, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно- мозговых нервов ствола мозга своей и особенно противоположной стороны. От ядер отходят нервы, направляющиеся к периферическому речевому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов (рис. 1).

Рис. 1. Схема иннервации артикуляторного аппарата:

1 - кора головного мозга; 2 - пирамидные кортикобульбарные пути; 3 - ствол мозга с расположенными в ней ядрами черепно- мозговых нервов правой стороны; 4 - тройничный нерв; 5 - лицевой нерв; 6,7 - языкоглоточный и блуждающий нервы; 8 - подъязычный нерв; 9 - добавочный нерв.

Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, регулирующие тонус и побуждающие мышцы к сокращению, что приводит к возникновению голоса и характерных речевых шумов. К центральной нервной системе идут чувствительные раздражения от периферического речевого аппарата (слуховые, кинестетические, тактильные).

Функциональная организация таких проявлений речевой деятельности, как крик, лепет, наиболее просты; они осуществляются на основе деятельности структур только стволовых и подкорковых отделов мозга и "наблюдаются у детей уже с первых месяцев жизни.

В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать интонационную сторону речи, что, по- видимому, может быть связано также с деятельностью подкорковых ядер мозга.

В возрасте 7- 9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к одному году он уже имитирует целые звуковые последовательности. Это означает, что начинают функционировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.

Ребенок научается подчинять деятельность своего артикуляторного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Такой навык необходим для развития речи, что доказывается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние периоды развития.

Постепенно деятельность слухового и двигательного анализаторов усложняется. Ребенок первых лет жизни (2- 5 лет) под контролем слуха и кинестетических раздражений (а также и зрения) научается управлять своим артикуляторным аппаратом по законам той языковой среды, в которой он живет. У него формируется фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов. Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь (письмо и чтение), для осуществления которой особое значение имеет зрительный анализатор.

У взрослого человека речь, так или иначе участвует во всех его психических процессах, познавательной деятельности, мышлении, памяти и пр. Это, однако, не исключает того, что отдельные речевые процессы (собственная речь, восприятие речи, чтение, письмо) обеспечиваются преимущественно разными отделами целостной функциональной системы речи, что явно вскрывается в речевой патологии. Логопед должен быть знаком с деятельностью основных анализаторов (слухового и двигательного), принимающих участие в формировании и осуществлении речи.

Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого является кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нервы, центральные проводящие пути и корковый отдел слухового анализатора, расположенный в височных долях мозга. Наиболее сложный анализ и синтез речевых слуховых сигналов с обобщением их в фонематическую систему языка осуществляется вторичными и третичными отделами коры левой височной доли доминантного полушария.

Человек воспринимает звуки и дифференцирует их по силе, высоте, длительности звучания и тембру, но этот слух оказывается недостаточным для восприятия даже элементарной речи.

Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения и особенно звуки речи развивается у ребенка под влиянием окружающей речевой среды, причем в процессе активного овладения тем или иным языком.

Эта приобретаемая в индивидуальном развитии способность и носит название смыслоразличительного или фонематического слуха.

Нарушения слуха, особенно в детском возрасте, лишают речевые движения их нормальной чувственной основы и приводят к тому, что артикуляции, утерявшие свой контроль со стороны слуха, у ребенка недоразвиваются.

Нарушения слуха могут иметь периферический и центральный характер.

Под нарушениями слуха периферического характера, нередко ведущими в детском возрасте к глухонемоте, имеются в виду такие нарушения, которые возникают при поражении среднего уха, проводящего звук к рецепторному звуко- воспринимающему аппарату во внутреннем ухе, или самого этого аппарата. К глухоте могут приводить и поражения слуховых нервов.

Центральное снижение слуха наблюдается при поражении проекционной зоны коркового конца слухового анализатора в височной доле мозга (одностороннее поражение этой зоны не вызывает значительного снижения остроты слуха в связи с перекрестным ходом слуховых путей); кортикальная глухота развивается только в случае двусторонних поражений проекционной корковой зоны слухового анализатора, что наблюдается крайне редко.

Наконец, при поражении вторичных и третичных корковых полей слухового анализатора, в доминантном (обычно левом) полушарии мозга, острота слуха не снижается, но развивается сенсорная алалия , или сенсорная афазия .

К речедвигательному анализатору относятся кора головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые ядра, центральные нисходящие двигательные пути, ядра ствола мозга (прежде всего продолговатого) и периферические нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам (см. презентация 1).

Для деятельности речедвигательного анализатора существенное значение имеют и кинестетические раздражения, идущие от мышц речевого аппарата в кору больших полушарий. По учению И.П. Павлова , кинестетические раздражения представляют собой базальный компонент речи; совместно со слуховыми раздражениями они играют большую роль в формировании фонематического слуха; некоторое значение имеют и зрительные восприятия артикуляторных движений.

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный двигательные черепно-мозговые нервы.

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы и мышцы, закрывающие рот; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие смыкание и вытягивание губ, оскаливание, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых связок, глотки и мягкого нёба; кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка; добавочный нерв - мышцы шеи; подъязычный нерв - мышцы языка. Ядра последних четырех нервов располагаются в продолговатом мозге, в связи с чем они получили название бульбарных ядер (продолговатый мозг по- латыни Bublus cerebri). Имеется множество нервных волокон, которые соединяют отдельные бульбарные ядра между собой и с другими ядрами периферических нервов, что обеспечивает их совместную деятельность.

Периферический речевой аппарат. В состав периферического речевого аппарата входят: органы ротовой полости, нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма (рис.2).

Дыхательный аппарат - это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в организм кислорода и выведение углекислого газа, а также он осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц (рис. 3). Одни из них расширяют грудную клетку, главным образом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие - вниз (диафрагма), третьи - вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим - к основанию черепа).

Диафрагма - плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх (см. рис. 3).

Кроме основных дыхательных мышц, имеются еще вспомогательные (например, мышцы плечевого пояса и шеи). Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга. Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох- выдох - остановка, вдох- выдох - остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох, приблизительно одинаково (4:5); вдох происходит через нос, выдох - через рот. Количество выдыхаемого за один раз воздуха равняется примерно 500 см3, но легкие никогда не освобождаются от воздуха полностью, всегда остается так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев: слогов, их групп и синтагм, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими. Таким образом, моменты вдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

Рис. 2. Строение речевого аппарата:

1 - головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - мягкое нёбо; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - глотка; 11 - надгортанник; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг.

Рис. 3. Типы дыхания.

Положение грудной клетки, передней стенки живота и диафрагмы:

Во время спокойного выдоха; ---- - во время вдоха при реберном

дыхании; - - - - - - - - - - - - - во время вдоха при диафрагмальном дыхании; ...... - во время вдоха и при ключичном дыхании.

Рис. 4. Вертикальный разрез гортани:

1 - надгортанник; 2 - черепало - надгортанная складка; 3 - щитовидный хрящ; 4 - ложная голосовая связка; 5 - морганиев желудочек; 6 - истинная голосовая связка; 7 - перстневидный хрящ; 8 - трахея.

В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха - 1:20 или даже 1:30; последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох - остановка - выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Кроме того, при вдохе через рот нёбная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произнесении большинства речевых звуков.

Весь процесс дыхания становится более произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы в этом движении принимали участие как агонисты (в данном случае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напряженными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в противоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Описанное явление носит название опоры дыхания.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного.

Голосовой отдел состоит из гортани (рис.4). Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности гортани образуют щитовидный и перстневидный хрящи. Они соединены между собой связками и мышцами. Гортань посредством различных мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной кости и снизу к грудине. Подъязычная кость, в свою очередь, прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а вверху к нижней челюсти и височной кости черепа. Таким образом, движения гортани, глотки, нижней челюсти и языка могут оказывать влияние на положение каждого из этих органов.

Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами).

Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, находится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. Голосовые складки находятся на уровне основания черпаловидных хрящей.

Рис. 5а. Рис. 5б.

а - вовремя звучания: 1 - надгортанник; 2 - голосовые складки сближены; 3 - голосовая щель замкнута; б - при спокойном дыхании. 1 - надгортанник; 2 - голосовые складки расходятся под углом; 3 - голосовая щель раскрыта для свободного тока воздуха.

Они образованы толстой щито-черпаловидной мышцей, расходящейся по обе стороны просвета гортани (в горизонтальном направлении). Своей массой голосовые складки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель (рис. 5а). При вдохе голосовая щель расширяется и принимает вид треугольника (рис. 5б), обращенного своей вершиной вперед, а основанием - назад. При выдохе щель сужается.

Кнаружи от голосовых связок, несколько выше их, в том же направлении идут так называемые ложные голосовые складки, представляющие собой две складки слизистой оболочки, покрывающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. В норме ложные голосовые складки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не сближаются друг с другом.

Голосовые складки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Вследствие особого строения мышц голосовые складки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, краями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мускула может находиться в состоянии полного покоя. Те мышечные волокна голосовых связок, которые идут в косом направлении, сжимают определенный участок голосовой мышцы и заставляют колебаться только тот или иной ее отрезок (играют роль глушителей). Деятельность всех указанных внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука.

Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как воздух, выдыхаемый из легких с той или иной силой, стремится поднять гортань кверху, а без фиксации гортани в низком положении голосообразование делается невозможным. Фиксация гортани возможна благодаря напряжению взаимопротивоположно действующих мышц, прикрепляющих ее к подъязычной и грудинной костям.

Низкое ее положение зависит от положения нижней челюсти, языка и степени натяжения мышц зева и глотки: а) при недостаточно опущенной нижней челюсти подъязычная кость, а вместе с ней и гортань поднимаются кверху; б) горбящийся и отодвинутый от передних зубов язык также тянет подъязычную кость и гортань кверху благодаря мышце, соединяющей язык с подъязычной костью; в) поднятию гортани способствует и излишнее напряжение нёбно- глоточной мышцы.

Артикуляционный отдел (рис. 6). Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.

Основным органом артикуляции является язык. Принято выделять группу внешних мышц языка и группу внутренних мышц языка.

Рис. 6. Профиль органов артикуляции:

1 - губы; 2 - резцы; 3 - альвеолы; 4 - кончик языка; 5 - спинка языка; 6 - корень языка; 7 - твердое нёбо; 8 - мягкое нёбо; 9 - голосовые складки.

Внешние мышцы языка (рис. 7). Подбородочно- язычная мышца (парная) - самая сильная мышца языка, составляющая основную его массу. От подбородочного бугорка нижней челюсти ее нижние волокна идут горизонтально к основанию языка и телу подъязычной кости. Сокращаясь, они выдвигают язык вперед и несколько приподнимают его. Большинство волокон мышцы распространяется от того же подбородочного бугорка веерообразно к спинке языка, на протяжении от его кончика до корня. Эти волокна тянут язык, особенно его переднюю часть, назад и вниз. Наличие таких антагонистических волокон в основной мышце языка способствуют его эластической напряженности, его нормальному тонусу, что предохраняет язык от западания в полость глотки во время глубокого вдоха и глотания.

Рис. 7. Внешние мышцы языка:

1 - подбородочно- язычная мышца; 2 - шилоязычная мышца;

3 - подъязычно- язычная мышца.

Шилоязычная мышца (парная) - длинная, тянущаяся от шиловидного отростка височной кости до кончика языка по направлению вниз, кнутри и несколько кпереди. С уровня язычно- нёбной дужки мышца идет горизонтально в боковых отделах языка до самой его верхушки и тянет язык назад и вверх, растягивая его в ширину.

Подъязычно- язычная мышца (парная) - плоская мышца, идущая от подъязычной кости к боковым отделам языка по направлению вверх и кпереди. Тянет язык вниз и назад. Небно- язычная мышца (парная). Волокна мышцы тянутся между мягким нёбом и боковым отделом языка, входя в поперечные его волокна своей стороны. При фиксированном мягком нёбе тянет корень языка вверх и кзади.

Внутренние мышцы (рис. 8). Верхняя продольная мышца (непарная). Пучки мышцы лежат непосредственно под слизистой на протяжении всего языка. Действуя вместе с нижней продольной мышцей, укорачивает язык, и он становится толще и шире. Может выгибать язык вверх в продольном направлении. Сокращает и загибает кончик языка.

Рис. 8. Внутренние мышцы языка. Видны отдельные пучки продольных, поперечных и вертикальных мышц.

Нижняя продольная мышца (парная). Начинаясь от слизистой корня языка, волокна мышцы идут вниз и вперед к нижне-боковым отделам языка вплоть до верхушки языка. Укорачивает язык и может опускать поднятый кончик языка.

Поперечная мышца (парная). Волокна мышцы суживают язык, могут выгибать его вверх. Вертикальная мышца (парная) уплощает язык.

Особенности строения мышц языка, многообразие и сложность выполняемых ими движений предполагают постоянно меняющуюся, но, тем не менее, очень точную координацию работы его мышечных пучков.

Произвольные движения языка всегда представляют собой сложные мышечные синергии. Для высовывания языка из полости рта (сокращение нужных Пучков подбородочно- язычной мышцы) и тем более для загибания кончика высунутого языка вверх, к носу, должны быть расслаблены волокна этой же мышцы, тянущие язык назад и вниз. Наоборот, при движении языка кзади и книзу должны быть расслаблены нижние пучки мышцы.

Ее средние пучки являются антагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка кверху. В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца - антагонист шило-язычной, но в движении назад обе эти мышцы агонисты.

Боковые движения языка требуют расслабления парных мышц другой стороны. Сокращения волокон поперечных мышц языка (что делает язык узким) требуют расслабления волокон вертикальных мышц и пучков подъязычно-язычных и шило-язычных мышц, идущих по краям языка и участвующих в эффекте его уплотнения и расширения.

Во всех движениях языка по средней линии (вперед, вверх, вниз, кзади) аналогичные мышцы правой и левой стороны должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону. При этом прикрепление мышечных пучков таково, что в случае работы подъязычно-язычных и шило- язычных мышц он отклоняется в сторону более напряженных мышц, а в случае работы подбородочно-язычных мышц - в сторону менее напряженных.

Пожалуй, наиболее сложны мышечные синергии в процессе артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и особенно дрожащего звука [р]). Необходимые для этого тонкие движения собственных мышц кончика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи. При этом, разумеется, работают мышцы голосовых связок, мягкого нёба и глотки, и дыхательные мышцы.

Все мышцы языка иннервируются от подъязычных, нервов, только нёбно- язычные получают нервные импульсы от языко-глоточных нервов.

Приведенные здесь краткие сведения об анатомическом строении и функциональной организации речевой деятельности должны способствовать пониманию речевой патологии и выбору адекватной методики логопедического воздействия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие и охарактеризуйте центральные и периферические органы речи.

2. Опишите строение и охарактеризуйте функции речедвигательного анализатора.

3. Охарактеризуйте структуру периферического конца речедвигательного анализатора (дыхательный, голосообразовательный, артикуляционный отделы).

4. Охарактеризуйте влияние нарушений строения и целостности артикуляционного отдела на формирование произношения звуков.

Речь – это сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, предназначенная для общения между людьми. Она является орудием интеллектуальной деятельности, конкретного и абстрактного мышления. Речь возникла как средство общения или коммуникации и поэтому для реализации этой функции необходимо наличие минимум двух субъектов – говорящего и слушащего.

Речь говорящего или экспрессивная речь начинается с мотива высказывания, общей мысли, которая с помощью внутренней речи кодируется в речевые схемы, превращающиеся в развернутую речь по определенным законам грамматики.

Речь слушащего или импрессивная речь – восприятие чужой речи, декодирование ее, выделение существенных элементов, сокращение их до некоторой речевой схемы, превращение затем при помощи внутренней речи в общую мысль, высказывание с соответствующим смыслом. По последнему определяется мотив, стоящий за этим высказыванием.

Прежде чем рассматривать некоторые, пусть даже общие вопросы, касающиеся речевого развития, как сознательной формы деятельности человека, посмотрим как же происходит формирование и развитие тех субстратов коры головного мозга, которые в дальнейшем получили название корковых речевых зон или речевых центров.

У новорожденного речевые области начинают развиваться в правом и в левом полушариях. Однако, затем по мере развития ребенка, речевые функциональные центры концентрируются и хорошо развиваются в левом полушарии. Левое полушарие становится доминантным. Места бывших речевых центров в правом полушарии приобретают другое функциональное значение. В результате этого левое полушарие обеспечивает функцию речи и специализируется на логическом мышлении, а правое – на пространственных и геометрических связях.

Речь и логическое мышление из-за скорости процессов их осуществления потребовали кратчайших связей между ансамблями нейронов, что послужило причиной их локализации в одном полушарии головного мозга. В то же время, наличие больших площадей речевых центров в обеих полушариях препятствовало осуществлению других видов деятельности мозга. В истории развития человека шел отбор мутаций, которые упрочивали локализацию речевых функций в одном полушарии, и именно таким, доминантным полушарием оказалось левое полушарие. Однако, даже при такой генетически детерминированной ассиметрии мозга, проявляются его компенсаторные возможности.

Например: если у ребенка в раннем детстве поражается левое полушарие, то центры речи развиваются в правом. Кроме того, у 15% людей речевые функции развиваются и в правом и в левом полушарии.

Как показали исследования больных при нейрохирургических вмешательствах, коды словесных импульсов не воспринимаются правым полушарием. Вместе с тем оба полушария вполне понимают друг друга. Восприятие через правое полушарие обеспечивает получение информации, которая способна реализовываться в левом в виде символической логики. Восприятие через левое полушарие передает информацию, которая способна формировать невербальное сознание.

Речь каждого отдельного человека возникает, формируется и развивается на основе языка окружающей его среды. Из этого языка личность черпает слова, характерные для языка звуки речи, грамматические правила речи. Тембр речи, некоторые особенности интонаций, темп, ритм и плавность речи определяются индивидуальными свойствами человека и придают речи каждого человека своеобразие. Не может быть понята речь вне ее связи с языком, вне ее зависимости от языка. Язык обобщает речевой опыт всех поколений и обеспечивает возможность использования в речи отдельного человека этого опыта как продукта общественно-исторического развития отдельного народа и человечества в целом.

Речь возникает в процессе общения человека с окружающими людьми на основе унаследованных им анатомической структуры и физиологических функций некоторых органов. У человека нет специфических, специально созданных для речи органов. Для продуцирования звуков речи человеком в основном используются органы дыхания, жевания, глотания, которые у него несколько отличаются по строению и физиологическим свойствам от соответствующих органов его предшественников в филогенетическом ряду. Благодаря этому только у человека эти органы вполне пригодны для того, чтобы стать периферическими органами речи в соответствии с исторически возникшими потребностями социального общения.

В продуцировании громкой речи участвуют дыхательные, фонационные то есть связанные с голосовым аппаратом и артикуляционные мышцы. Как инструмент голоса большое значение имеют гортань и система резонаторов. К последней относятся: гортань, ротовая полость, носовые ходы, придаточные пазухи носа и др., которые приходят в состояние колебания под влиянием источника звука.

К периферическим органам формирования звуков речи и процесса артикуляции относятся: язык, губы, зубы, ротовая и носовая полости. Различные звуки речи возникают в результате того, что периферическим органам формирования звуков речи придается специальное для каждого звука состояние и положение, определяющее форму и объем этих органов.

Например: при произношении звука «а», рот широко раскрыт, а глотка узка. При произношении звука «и» соотношение между раскрытостью полостей рта и глотки противоположно тому, которое имеет место при произношении звука «а».

Среди согласных имеются такие, для произношения которых необходимо смыкание губ – «п», «б». для произношения других согласных важное значение имеет правильное строение зубного ряда. У многих лиц, неправильно произносящих отдельные звуки, особенно звук «с», отмечается деформация зубов.

При произношении тех или иных звуков необходимо, чтобы разные участки языка поднимались, касаясь при этом твердого или мягкого неба. Артикуляция при произношении разных звуков и их комплексов характеризуется разной степенью сложности. Наиболее сложно артикулируемые звуки, например «р» и «л», позднее формируются у ребенка, и в то же время их произношение намного легче нарушается при некоторых формах патологии.

Речевой процесс осуществляется в сложной системе единства разных уровней нервной системы, а именно коры головного мозга, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов. Все вместе они составляют центральную часть речевого аппарата. Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы раздражения, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражений, приходящих в кору головного мозга одновременно, формируются закономерные связи между отдельными долями мозга. На основе этих связей в последующем развивается восприятие и воспроизведение речи.

Поэтому для маленького ребенка очень важное значение имеет речевая среда, в которой он развивается. Все движения артикуляционных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле головного мозга и определяются как произвольные, заученные движения.

Между слуховым и зрительным отделом головного мозга образуются внутренние связи, являющиеся базой для формирования пассивного словаря.

Наиболее сложную речевую и психическую функции выполняет лобный отдел коры. Они надстраивается над всеми отделами коры, объединяет их, получая информацию из всех ее областей. Значение данного образования состоит в том, что, соединяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры создается программа речевого высказывания или внутренняя речь, программы волевой деятельности, планирования поведения.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы. Высшим отделом, обуславливающим формирование речи, является кора головного мозга, каждый из отделов которой выполняет свою функцию.

Так, в слуховую область коры головного мозга поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс понимания чужой речи. Двигательная область коры, а именно нижние лобные извилины участвует в формировании продуктивной речи то есть лексики и лексико-грамматической структуры. Теменная доля мозга анализирует и фиксирует все кинестезии от артикулярных органов и обеспечивает автоматизацию двигательного речевого акта. Зрительная область затылочной доли обеспечивает восприятие графических изображений звуковых сигналов. Особое значение в продуцировании и регулировании речи играет кинестетический анализатор. Этот анализатор обеспечивает обратную сигнализацию от периферических органов речи в кору головного мозга и участвует таким образом в контроле и регулировании выполнения речевых заданий из центра.

Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой.

Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим плавный и протяжный выдох, необходимый для произнесения слова, словосочетания или целой фразы. Эту область называют энергетической, так как сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.

Вторая точка приложения нервного импульса – голосовые связки, от которых зависит закрытие голосовой щели, модуляция голоса, повышение давления ниже голосовых связок, которое в свою очередь приводит к вибрации голосовых связок и обеспечивает образование голоса.

Третьей точкой приложения нервного импульса на периферии является ротовая полость. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягкого неба образуются щели и зазоры, дифференцируются звуки речи, что необходимо для четкого их произношения. В резонаторной системе, к которой относятся полости рта и носа, придаточные пазухи, гортань и глотка голос усиливается и ему придается индивидуальная окраска.

К органам артикуляции подходят также волокна экстрапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований и мозжечка. Они обеспечивают темп, ритм, плавность и эмоциональную окраску речи.

Под влиянием двух потоков обратной связи – слуховой и кинестетической – в коре головного мозга происходит запоминание правильного произношения определенных слогов конкретного языка, происходит образование речедвигательного словаря.

Требования общественного бытия человека и возможности, заложенные в его организме, привели к тому, что в норме основной формой речевого общения стала громкая речь. В патологических условиях врожденного отсутствия слуха или потери слуха в доречевом периоде развития ребенка возникает глухонемота с компенсацией дефекта жестовой речью. Жесты и мимика включаются и в звуковую речь здорового человека в качестве ее подкрепления: они усиливают эмоциональную выразительность речи, иногда могут заменить слово, подчеркнуть его значение, взять на себя функцию указания. Мимика и жесты унаследованы человеком от животных с их выразительными движениями, входящими в систему инстинктивного поведения. Как и всякая другая форма инстинкта, унаследованная человеком от животных, мимика и жесты приобретают у человека свои, собственно человеческие черты, образуя с речью теснейшую связь. Жесты и мимика могут у человека включаться в речь как сознательно, намеренно, так и в той или иной мере бессознательно, ненамеренно.

Следует отметить, что животные также могут издавать звуки, побуждающие животных того же вида к той или другой форме поведения, определенным образом на них воздействующие. Эта возможность воздействия на других животных сближает такие звуки со звуками речи, но между ними имеется коренное различие. Выразительные звуки животных передаются по наследству, по биологическим законам и являются инстинктивными. Звуки же речи, слова и их значение, их сигнальная роль определяются средой, в которой находится человек и в которой он овладевает речью и развивает ее.

Ребенок в раннем, доречевом, периоде развития также издает звуки, однако они, как и сходные звуки у животных, являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов с их различными языками, с их различной культурой. По этим звукам, предшественникам речи, мать может понять, что ребенок голоден, что у него что-то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет ими нечто сообщить, ребенок ими лишь непроизвольно выражает свое состояние.

Для возникновения звуковой, моторной или экспрессивной речи необходимо наличие достаточно высокого уровня слухового восприятия. Даже неполная потеря слуха, разные степени тугоухости могут отрицательно влиять на развитие речи у детей. Систему восприятия речи называют сенсорной или импрессивной речью. Экспрессивная и импрессивная речь в совокупности составляют коммуникативную речь, а на их основе у человека возникает внутренняя речь или речь для себя. Эта форма неозвученной речи имеет важнейшее значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека. Внутренняя речь существенно отличается от коммуникативной. Она не является средством общения, однако и во внутренней речи, как показывают результаты электромиографии, участвуют двигательные компоненты речи.

На стадии относительно значительного развития экспрессивной, импрессивной и внутренней речи ребенок приобретает возможность обучаться письменной речи то есть овладевать чтением и письмом. Письменная речь теснейшим образом связана со всеми иными формами речи, но вместе с тем отличается и некоторыми особенностями анатомо-физиологической и психологической основы.

Развитие речи у ребенка совершается в двух направлениях:

Артикуляция звуков речи, моторная или экспрессивная речь,

Восприятие смыслового содержания словесных сигналов, сенсорная или импрессивная речь.

Произношение звуков речи обеспечивается координацией движений губ, языка, ротовой полости, глотки, гортани, легких. Эта так называемая система периферических нервно-мышечных механизмов находится под контролем так называемых моторных зон речи.

Развитие восприятия смыслового содержания словесных сигналов является функцией всей коры головного мозга. Так называемая речевая сенсорная зона играет преимущественную, но не исключительную роль в развитии восприятия речи.

В период формирования высшей нервной деятельности ребенка моторная речь начинает развиваться ранее сенсорной. Новорожденный младенец может издавать лишь некоторые непроизвольны звуки.

Первые попытки артикуляции звуков речи отмечаются у ребенка уже на 2-3 – м месяце жизни, понимание же речевых сигналов, то есть выработка правильных реакций на них, начинается не ранее 8-го месяца.

Двигательная функция речевых органов совершенствуется путем длительных тренировок: бесконечного повторения одних и тех же звуков, слогов, слов. В этом процессе чрезвычайно большое значение имеет степень и характер речевого общения с окружающими взрослыми людьми.

Если ухаживающие за ребенком лица не будут поддерживать появляющиеся у ребенка попытки гуления и лепета, то такие попытки скоро угаснут, а существенные фазы в развитии функции речевых органов выпадают. Поэтому при отсутствии достаточного общения ребенка со взрослыми у детей не только задерживается развитие артикуляционных механизмов, но и сама артикуляция впоследствии оказывается менее совершенной. Следовательно, развитие функции речевых органов начинается с выработки условных связей между кинестетическими и слуховыми раздражениями.

В ранний период развития речи происходит объединение звукового и двигательного компонентов слова в единое целое с превалирующим значением двигательного компонента. По мере роста и развития ребенка роль речевых кинестезий несколько уменьшается, а у подростка и взрослого человека звуковой компонент слова является более сильным.

И.П.Павлов придавал особое значение в развитии второй сигнальной системы речевым кинестезиям. Развитие восприятия смыслового содержания речевых сигналов очень тесно связано с двигательной функцией речевых органов. В конце 1-го начале 2-го года жизни ребенок обозначает словами ряд предметов, лиц и действий. Комплекс получаемых при этом раздражений от соответствующего объекта – тактильных, зрительных и слуховых связывается с определенным словом: его звуковым и кинестетическим компонентом. Постепенно слово начинает замещать собой весь этот комплекс раздражений. Слухо-кинестетические связи, получаемые в процессе артикуляции слова, связываются с комплексом раздражений, получаемых от соответствующего предмета.

Физиологической основой слова как сигнала сигналов является развитие условно-рефлекторных связей на данное слово. Эти факты показывают, что слово как сигнал сигналов не есть нечто неизменное. Оно находится в постоянном развитии. В этом заложены безграничные возможности развития высшей нервной деятельности.

Таким образом, речь в общем, и язык в узком смысле этого слова, являются системой для кодирования общения, а следовательно развитие речи происходит в социальном контексте. Речевая деятельность означает, прежде всего, вокально-моторный способ общения. И пусть первые слова, сказанные ребенком, необязательно являются первой попыткой речи, но они обязательно представляют собой, пусть и не первые, но акты общения.

Следовательно, в развитии речи можно выделить как бы два основных периода:

Доречевые вокализации и жестикуляции.

Появление первых слов и развитие фразовой речи.

Мышечно-эластическая.

Нейромышечная.

Согласно мышечно-эластической теории голосообразования началу любого звукопроизношения предшествует смыкание голосовых связок в результате чего повышается внутритрахеальное и внутрибронхиальное давление. Как только повышенное давление превысит силу напряжения голосовых связок при разговоре или пении, происходит периодический прорыв внутритрахеального воздуха через голосовую щель. Голосовые связки начинают вибрировать, приводя в колебательное движение воздух, находящийся выше них. Возникают звуковые волны. Различная частота колебания голосовых связок, а следовательно, и разная частота возникающих при этом звуковых волн в единицу времени обусловлена неодинаковым напряжением и различной длиной голосовых связок, вовлеченных в вибрационное колебание. Все это в свою очередь зависит от степени вовлечения в функциональное состояние разных мышц гортани, которые могут влиять на характер вибрации голосовых связок.

Нейромышечная теория голосообразования утверждает, что число колебаний истинных голосовых связок в единицу времени полностью совпадает с числом поступающих в мышцы, участвующие в продуцировании голоса, импульсов по соответствующим нервам из центральной нервной системы. При этом передача импульсов по нерву может осуществляться по всем его волокнам одновременно. Это так называемая однофазная передача импульсов. Передача нервных импульсов может идти раздельно. При этом одна часть нервных волокон функционирует, а другая отдыхает – двухфазная передача нервного импульса. И наконец, в передаче нервного импульса участвует только одна треть нервных волокон, а две трети отдыхают. Это трехфазная передача.

Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. При поражении различных отделов коры головного мозга могут возникнуть разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации патологического процесса и от времени поражения.