Кто относится к мусульманам «Ахлю ас-Сунна.

Обязательно ли входить в мечеть с правой ноги? Не обязательно, но лучше будет войти именно с правой. Подчеркну, заходя в мечеть с левой ноги, человек греха не совершает, правил входа в мечеть не нарушает.

В Своде хадисов имама аль-Бухари передаются слова ‘Аиши: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) любил все делать справа [начинал справа], насколько это было возможно. Во всем. Во время приобретения ритуальной чистоты [совершая, например, малое или полное омовение], причесываясь и надевая обувь» .

В комментарий к хадису аль-Бухари говорит, что Ибн ‘Умар входил в мечеть с правой ноги и выходил с левой. Тему, в которой великий имам привел упомянутый хадис, он назвал «Вхождение в мечеть с правой ноги (начинать справа, входя в мечеть и в другом)».

Приведу другие хадисы, говорящие о желательности начинать все хорошее справа.

‘Аиша передала: «Посланник Божий (да благословит его Господь и приветствует) правую руку использовал для чистоты [в процессе омытия тела для приобретения ритуальной чистоты делал акцент на правую руку] и для пищи [левая при этом помогает, но именно правой следует класть пищу в рот], а левую – для уборной [именно ею необходимо подмываться] и всего нечистого [к чему обычно относят сморкание, сплевывание]» . То есть во всем чистом следует использовать правую руку (левая лишь помогает), а во всем нечистом – левую (правая помогает).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас надевает [обувь], то пусть начинает с правой ноги. А если снимает [обувь], то пусть начинает с левой. Пусть на правую в первую очередь надевается и в последнюю очередь снимается» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал: «Если одеваетесь [надеваете одежду] или совершаете омовение (вуду’), то начинайте справа» .

На основе упомянутых хадисов мусульманские ученые говорят о желательности (мустахаб) совершения всего положительного (того, что заслуживает уважения и почтения) справа: малое омовение и полное, таяммум, надевание одежды и обуви, вхождение в мечеть, чистка зубов и стрижка ногтей, прием пищи и питье, рукопожатие, выход из туалета и все остальное, где может быть уместно применение данной сунны.

А вот акцент на левую руку и левую сторону уместно делать в следующих случаях: высмаркивание, сплевывание слева от себя (а лучше в салфетку или платок), вхождение в туалет, выхождение из мечети, снятие одежды и обуви. Также подмываться следует левой рукою .

Великий имам ан-Навави говорил: «Каноническим правилом на постоянной основе является желательность (мустахаб) начинать справа все то, что относится к уважению (почтению) и украшению. А то, что напротив, – слева» .

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 152, хадис № 426; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. С. 103, хадис № 426.

Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 80, хадис № 168; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 1. С. 358, хадис № 168 и пояснение к нему; там же. С. 688, хадис № 426 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 131, хадисы № 66–(268) и № 67–(268); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 515, хадис № 1/721 и пояснение к нему.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 28, хадис № 33, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 515, хадис № 2/722 и пояснение к нему.

Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1865, хадис № 5855; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 382, хадис № 5856 и пояснение к нему.

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 870, хадис № 67–(2097).

Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 451, хадис № 4141, «сахих».

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 514.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 359.

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

АХЛ ас-СУННА ва-л-ДЖАМА’А (араб. "люди сунны и согласия общины") - самоназвание большей части мусульман-суннитов, одного из основных течений ислама - наряду с шиитами и хариджитами.

Согласно М. Б. Пиотровскому, суннитскую систему догматов считают наиболее характерной для ислама вообще и идентифицируют с исламским "правоверием", хотя на самом деле не существует какого-либо признанного обязательным для всех А. ас-С. свода догматов. Первая часть названия происходит от термина "сунна" - "пример", "путь" жизни Мухаммада как образец для жизни мусульманской общины. Он зафиксирован в хадисах - сообщениях о его поступках и высказываниях. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными; потому сунна вместе с Кораном воспринимается мусульманами как богоданная основа ислама, указание правил жизни мусульманского общества. Шииты тоже почитают сунну, но имеют для нее свои сборники сведений о Мухаммаде, т. к. считают, что сунниты исказили в своих сборниках все, что подтверждало особую роль Али в мусульманской общине. Вторая часть названия - "согласное мнение общины" - отражает вторую важную концепцию традиционного ислама - идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами. После смерти Мухаммада прямой контакт общины мусульман с Аллахом прекратился, и ее жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами. Соответственно этой "общинной" концепции политическая и духовная власть должна принадлежать халифу - человеку, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с Пророком дает членам рода Али "божью благодать", и только они могут управлять мусульманами. Основными формальными признаками принадлежности к А. ас-С. являются следующие: признание законности четырех первых халифов (Абу Бакра, Омара, Османа и Али); признание достоверности шести сводов хадисов (ал-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков - маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому. Размежевание основных направлений ислама происходило постепенно, с сер. 7 по сер. 8 в., в ходе ожесточенной религиозно-политической борьбы за власть и в острых богословских спорах. В 8 в. выделяются шииты, утверждавшие особые права на власть потомков Пророка, и хариджиты, абсолютизировавшие принцип выборности халифа. Как и основная масса мусульман, хариджиты считали себя верными последователями сунны. В 8-9 вв. возвеличивание сунны стало характерной чертой деятельности традиционалистов, утверждавших необходимость буквального следования сунне Пророка, веры без рассуждений, запрета на всякие нововведения и пустые рассуждения о проблемах религии. Противники традиционалистов - мутазилиты, а затем представители калама стремились к обсуждению проблем веры, опираясь на доводы разума. Они тоже считали себя А. ас-С., но наиболее яростные из их противников отказывали им в этом. До сих пор термин "сунни" ("суннит") имеет менее четкое содержание, чем термин "шии" (шиит); по существу, только в противопоставлении термин "сунни" является действительно значимым. Борьба суннитов с шиитами приобретала весьма острое звучание в разные периоды позднего Средневековья и Нового времени. При отсутствии таковых сунниты благополучно сосуществовали с шиитами в разных частях мусульманского мира. В конце 20 в. в ходе усиления политической роли ислама обострились и суннитско-шиитские разногласия как в отношениях между странами (Иран - Ирак), так и внутри различных стран (Саудовская Аравия, Ливан).

Сунни́ты , ахль ас-су́нна ва-ль-джама‘а (от араб. أهل السنة والجماعة ‎ - «люди сунны и согласия общины») - последователи основного и наиболее многочисленного направления в исламе .

Этимология

Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джама‘а». Первая часть (ахль ас-сунна ) подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников , так как одно из главных значений слова сунна - «путь». Для суннитов Коран и сунна являются , они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов , а в случае их отсутствия - на основании доводов своего разума (иджтихад ). Вторая часть названия (ва-ль-джама‘а ) подразумевает признание общины и миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем. Впервые термин «джама‘а» стал известен после передачи Хасаном ибн ‘Али власти в Халифате Муавии I . Год, в котором был положен конец гражданской войне , вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джама‘а ) .

История

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма ) была единой. После убийства халифа ‘Усмана () в мусульманском обществе произошел раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. После расширения Халифата некоторые народы [какие? ] , принявшие ислам, пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники и их последователи (табиины), придерживавшиеся умеренного пути. Основоположниками этого пути можно считать Ибн ‘Умара , Ибрахима ан-Нахаи , Хасана аль-Басри и Абу Ханифу и других исламских богословов .

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха . Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооруженных выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов , избегая самодеятельности .

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата , пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов , которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг. Для обозначения «умеренного» пути и единой и чистой веры, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе Хасан аль-Басри использовал такие термины «ахль аль-сунна », «ахль аль-хакк », «ахль аль-джама‘а », «ахль аль-хадис ». Термин «Ахль аль-Сунна» впервые был введён Ибн Сирином (ум. 728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. В отношении суннитов применялся также термин «ахль аль-хакк ва-ль-джама‘а », введённый Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум. 898). Со II века хиджры для обозначения суннитов употреблялись также термины «ахль аль-хакк ва аль-истикама », «ахль ас-сунна ва-н-накль », «асхаб аль-хадис ». Ещё позднее, для подавляющего большинства мусульман, следовавших путём пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а », который также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-фикх аль-акбар» .

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение . Согласно традиции, пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты , а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а» .

В результате ожесточенной полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов , ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов. Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера. Выдающимися учёными, развившими положения ортодоксального ислама были Абу Мансур аль-Матуриди , Абу-ль-Хасан аль-‘Ашари , Абу Хамид аль-Газали , Ибн Таймия и другие. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов, среди которых получили широкое распространение ханафитский , маликитский , шафиитский и ханбалитский мазхаб. Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов - ашариты, а ханбалиты - салафиты .

Страны с долей мусульман больше 10 % - зелёный: сунниты , фиолетовый: шииты , синий: ибадиты .

Распространение

По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек [ ] - около 90 % всех исповедующих ислам .

Особенности суннизма

Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа .

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари , Муслимом , ат-Тирмизи , Абу Даудом , ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • признание четырёх юридических школ: маликитского , шафиитского , ханафитского и ханбалитского мазхабов;
  • признание школ акиды : асаритской , ашаритской и матуридитской .
  • признание законности правления Праведных халифов - Абу Бакра , ‘Умара , ‘Усмана и ‘Али (ибадиты признают только Абу Бакра и Умара, а шииты признают только Али).

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с шиизмом , суннизм имеет более чёткое содержание - это следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

Хадисоведение

В первые века распространения ислама абсолютное большинство хадисов , из которых состоит Сунна, распространялось устным путём - от сподвижников , которые пересказывали слова пророка Мухаммеда или повествовали о его действиях, к ученикам, которые запоминали всё это и, в свою очередь, передавали эти знания своим ученикам. Однако когда сподвижники по мере распространения религии ислама стали разъезжаться по разным концам Халифата и в связи с общим уменьшением их количества, большое внимание стало уделяться записи хадисов и их сохранению в письменной форме. Первым сборником хадисов, в котором хадисы классифицированы согласно различным разделам фикха , стал сборник имама Малика аль-Муватта . Первым же, кто начал классифицировать хадисы по именам их передатчиков стал Абу Дауд .

Примерно через 200 лет после смерти пророка Мухаммеда были написаны шесть основных суннитских сборников хадисов , собранные исламскими богословами. Их назвали Кутуб ас-ситта («Шесть сводов [хадисов]») или ас-Сихах ас-ситта («Достоверная шестёрка»). Официально они впервые были собраны в 11-м веке исламским богословом Ибн аль-Кайсарани (англ.) русск. .

Карта распространения мазхабов.

Кутуб ас-Ситта пользуются всеобщим признанием у суннитов. К ним относятся:

  1. «Аль-Джами ас-Сахих » имама аль-Бухари ;
  2. «Аль-Джами ас-Сахих » имама Муслима ;
  3. «Сунан » имама Абу Дауда ;
  4. «Джами » имама ат-Тирмизи ;
  5. «ас-Сунан аль-Сугра » имама Ан-Насаи ;
  6. «Сунан » имама Ибн Маджа .

Что же касается достоверности хадисов Кутуб ас-Ситта, то сунниты достоверными считают хадисы, приведенные в сборниках аль-Бухари и Муслима, а относительно достоверности некоторых хадисов, упомянутых в других трудах, среди суннитских хадисоведов существуют разногласия.

Правовые школы

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, именуемые «мазхабами »: маликитский , шафиитский , ханафитский и ханбалитский . Один суннитский мазхаб - захиритский - ныне полностью исчез. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, у которой есть достоверный довод из Корана и сунны в понимании сподвижников.

Маликитский мазхаб

Основателем маликитского мазхаба считается Малик ибн Анас . Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники: Коран , сунну , «деяния мединцев», мнения сподвижников Пророка, суждение по аналогии (кияс ) и «независимое суждение ради пользы» (истислах )

Шафиитский мазхаб

Основателем шафиитского мазхаба является Мухаммад аш-Шафи‘и . Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности . Для вынесения правового решения (фетвы) шафиитские правоведы используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, единодушное мнение авторитетных правоведов, мнение сподвижников пророка Мухаммеда, суждения по аналогии , и истихсаб .

Ханафитский мазхаб

Основателем ханафитского мазхаба является Абу Ханифа и его ученики Мухаммад аш-Шайбани , Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл .

Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ. Ханафиты живут в Средней и Центральной Азии, Казахстане, Азербайджане, Турции, Сирии, Египте и других странах. В России ханафитами являются татары , башкиры , ногайцы , карачаевцы , адыги (адыгейцы , кабардинцы , черкесы), абазины , часть кумыков в Дагестане и другие народы.

Ханафитский метод вынесения правовых предписаний основан на следующих : Коран , сунна , единодушное мнение сподвижников , индивидуальные мнения сподвижников Пророка, суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Коране, истихсан и местный обычай .

Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли два его наиболее известных ученика (сахибайн ) - Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани .

Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе - четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа, Абу Юсуф, аш-Шайбани, другие). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса , так и истихсана , то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану. В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдается предпочтение над ними истихсану.

Ханафитская школа поощрялась Аббасидами , заинтересованными в правовой основе государства. Абу Юсуф был поставлен халифом Харуном ар-Рашидом верховным судьёй (кадием) Багдад а и сам назначал судей в провинции, отдавая предпочтение представителям своего мазхаба, и тем самым способствуя его распространению. В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус.

Ханбалитский мазхаб

Основатель ханбалитского мазхаба - Ахмад ибн Ханбаль . Ханбалитский мазхаб является самым малочисленным мазхабом по числу приверженцев. Догматическо-правовая школа ханбализма является официальной в Саудовской Аравии и Катаре , значительное число ханбалитов проживают на территории ОАЭ , султаната Оман и других государств Персидского залива . Общины ханбалитов имеются в Ираке , Сирии , Египте , Палестине и Афганистане .

Ханбалитство сформировалось во время острого социально-политического кризиса в Аббасидском халифате в IX веке , когда признание принципа мутазилитов о «сотворённости Корана » стало тестом на лояльность к правящему халифу аль-Мамуну . Ахмад ибн Ханбаль отказался соглашаться с этим тезисом и стал жертвой т. н. михны . Ханбализм выразил взгляды наиболее консервативной части мусульманского общества, которые видели угрозу в распространении рационалистических идей калама .

В политическом плане учение Ибн Ханбаля, согласно ортодоксальным нормам ислама, проповедует политическую терпимость к власть имущим, даже если правитель мусульман является явным нечестивцем и грешником . Он призывал к воздержанию от публичной критики халифов и от восстания против них, ибо обратное могло привести к неприемлемому расколу в мусульманском обществе и анархии в государстве .

Последователи ханбалитского мазхаба, отличавшиеся категорическим неприятием религиозных новшеств и буквалистской интерпретацией священных текстов, были непримиримыми противниками ашаритов , которые пытались скрестить мутазилитскую рационалистическую философию с исламскими догматами. Из-за неприятия монгольских завоевателей , ханбалиты к XIII веку в значительной мере потеряли влияние в мусульманских странах .

На сегодняшний день ханбалитский мазхаб является официальной правовой школой Саудовской Аравии и Катара . Ханбалиты проживают в ОАЭ (в Шардже , Рас эль-Хайме , Эль-Фуджайре), Кувейте , Бахрейне и Омане (Джаалан, регион Эш-Шаркия). Незначительное число ханбалитов живёт в Ираке, Сирии, Египте, Палестине и Афганистане .

К источникам ханбалитского права относятся: Коран , сунна пророка Мухаммеда , правовые решения (фетвы ) сподвижников пророка Мухаммеда, мнения сподвижников по различным вопросам, хадисы -мурсал и хадисы-даиф, кияс , истислах , иджма и истисхаб .

Захиритский мазхаб

Основатель захиритского мазхаба - Давуд ибн ‘Али аз-Захири . Согласно Ибн ан-Надиму, Давуд ибн ‘Али был первым факихом , кто в правовой практике опирался исключительно на «внешнее», буквальное понимание Корана и сунны , отрицая всякую возможность видеть в текстах скрытый смысл (батин ) и толковать их аллегорически или рационально. В вопросах методологии права (усуль аль-фикх ) захиритские факихи были противниками использования логико-рационалистических приёмов (ар-рай , истихсан , истисхаб и др.). Позже было допущено применение в очень ограниченных пределах кияса и иджмы .

Этот мазхаб был широко распространён в мусульманском мире в X-XIII веках. Представители его имелись как на востоке Халифата (в частности, в Хорасане), так и на западе (в Андалусии жил захиритский богослов Ибн Хазм). В XII веке при Альмохадах захиритский мазхаб был признан официальной правовой школой. После XV века захириты постепенно исчезли .

Догматические школы

Ашариты

Основатель ашаритской школы - выдающийся мусульманский мыслитель и философ Абуль-Хасан аль-Ашари (873 или 874-935). Идеи ашаритов получали распространение преимущественно в среде шафиитов и маликитов .

Матуридизм окончательно сформировался в XIII веке , а наибольшее распространение и влияние получил во времена Османского господства в мусульманском мире . Матуридизм принят большинством ханафитов в качестве доктринальной основы веры .

Философия аль-Матуриди и его взгляды в целом близки к убеждениям Абуль-Хасана аль-Ашари (эпоним ашаритов), который был его современником. Оба философа разработали свои доктрины в ответ на еретические взгляды мутазилитов . Различия между этими школами заключается в вопросах о «бытие Божьем», в котором аль-Матуриди разрешал, помимо откровения, опираться на разум, однако в то же время он признавал, что Божьих повелений разумом постичь невозможно .

Асариты

Суннитская школа вероубеждения (акиды), отличающаяся приверженностью строгому традиционализму и текстуализму в толковании Корана и Сунны. Приверженцы асарии отрицают иносказательное толкование Корана (та’виль), оставляя смысл неясных аятов о божественных атрибутах и не размышляя о них и при этом не придавая им буквальный смысл. Название образовано от слова асар , означающего «след», «отпечаток», «предание», «цитату». Основными источниками вероубеждения у асаритов являются Коран и Сунна пророка Мухаммеда. При объяснении смыслов неясных сообщений они считают, что только Бог владеет их правильным пониманием, а люди должны принимать сообщения «не спрашивая, как» (би-ля кайфа ), не пытаясь придумать им рациональное объяснение. Ярким представителем данной школы является Ахмад ибн Ханбал.

Имамат

Верховная власть в системе теократического исламского государства (халифате), по воззрению суннитов, должна принадлежать правителям (халифам), избираемым или назначаемым из числа курайшитов . Хотя последующая традиция признавала законным переход власти в рамках одной семьи, правящей династии, и для назначения наследника требовалось прежде всего решения самого правящего халифа, как это было во время халифатов

Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа

«люди сунны и согласия общины», сунниты. Самоназвание подавляющего большинства мусульман. Это название состоит из двух частей. Первая часть подразумевает следование сунне (пути) пророка Мухаммада и его сподвижников. Сунниты принимают Коран и Сунну в качестве первоисточников религии, воздерживаются от смуты и конфликтов на религиозной почве, решают различные проблемы не на основании только лишь доводов своего разума, а на основании ясных и недвусмысленных аятов Божественного откровения и хадисов и пути пророка (нассов). Вторая часть названия подразумевает признание миссии всех сподвижников пророка Мухаммада и следование их методу при решении различных проблем. Таким образом, в данном случае Сунной называется единство и объединение людей вокруг одной веры. Следование этой вере и применение ее в повседневной жизни мусульманского общества называется Джамаа. Впервые термин «Джамаа» стал известен после передачи Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавие ибн Абу Суфьяну. Этим актом был положен конец гражданской войне и этот год вошел в историю как «год единства» (санат аль-джамаа). В период жизни пророка Мухаммада мусульманская община была единой. Это единство продолжалось вплоть до убийства халифа Османа (35/656). После этого в мусульманском обществе произошел раскол, который еще более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. С этого же периода началось массовое принятие ислама иудеями, христианами, зороастристами. Некоторые из них пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это также способствовало расколу общества, развитию сектантства и крайностей в воззрениях. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники пророка Мухаммада и табиуны (См. Табиуны), которые придерживались умеренного пути, старались восстановить и сохранить единство мусульман. Основоположниками этого пути можно считать Абдуллу ибн Омара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу. Большую роль в систематизации убеждений «умеренных» сыграл Хасан аль-Басри, который изложил свое видение политических проблем и сектантства, и дал им свою оценку. В политике он подверг критике методы правления правящей династии Омейяадов и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о том, что нельзя поддерживать ту власть, повеления которой противоречат положениям Корана и Сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе пророка, который приводится в сборниках Бухари, Абу Давуда, Насаи, смысл которого сводится к запрещению подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Однако он не был сторонником вооруженных выступлений против греховной власти и был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха. При этом мусульмане должны избегать самодеятельности и действовать только в соответствии с предписаниями ученых-правоведов (факихов). Именно так он комментировал аят Корана: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти (улю’ль амр) среди вас» (Коран 4: 59). Обладателями власти (улю’ль амр) и являются факихи. Относительно крайних проявлений религии и сектантства Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, который пытался привнести свои взгляды по проблеме предопределения и по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир). Он также отверг воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей совершивших грехи вышедшими из Ислама. Для того чтобы подчеркнуть свой «умеренный» путь, подавляющее большинство мусульман, заявили о том, что намерены исповедовать ту единую и чистую веру, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе. Хасан аль-Басри использовал в качестве названия этого большинства мусульман термины «Ахль аль-Сунна», «Ахль аль-Хакк», «Ахль аль-Джамаа», «Ахль аль-Хадис». Впервые же термин «Ахль аль-Сунна» ввел Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110/728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. Применялся также термин «Ахль аль-Хакк ва’ль-Джамаа» который был введен Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум в. 373/898). Помимо этих терминов, со II века хиджры, для обозначения правоверных мусульман, употреблялись также термины «Ахль аль-Хакк ва аль-Истикама», «Ахль ас-Сунна ва ан-Накль», «Асхаб аль-Хадис». Еще позднее, для подавляющего большинства мусульман следовавших путем пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «Ахль аль-Сунна ва’ль-Джамаа». Он также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-Фикх аль-Акбар» (Это кмментарий на известную работу Абу Ханифы «Фикх аль-Акбар»). Таким образом, понятие «Ахль ас-Сунна» появилось в качестве обозначения правоверных мусульман, следовавших путем пророка и сподвижников. Оно являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект в Исламе. Приверженцы «Ахль ас-Сунны» сохранили единство мусульманского общества, не позволили членам различных сект привнести в религию нововведения (бид’а) и исказить изначальную чистоту исламского вероучения. Согласно традиции, разделение исламской уммы на многочисленные секты было предсказано пророком Мухаммадом в хадисах, где он говорил об одной спасенной группе, которой и будут представители «Ахль аль-Сунна ва’ль Джамаа». В дальнейшем, в результате ожесточенной полемики с различными направлениями и сектами в Исламе (шиитами, хариджитами, мутазилитами, различными философскими школами) выработались теоретические основы убеждений суннитов и была проведена их систематизация. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и салафитов (См. Ашаризм , Матуридизм , Салафизм). Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера и по сегодняшний день представляют доктрину правоверного суннитского Ислама. Выдающимися учеными, развившими положения ортодоксального Ислама были Абу Мансур аль-Матуриди, Абу аль-Хасан аль-Ашари, Мухаммад Газали, Таки ад-Дин ибн Теймия. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов (См. Ханафитский мазхаб , Маликитский мазхаб , Шафиитский мазхаб , Ханбалитский мазхаб). Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов - ашариты, а ханбалиты - салафиты.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)