Конституционный суд российской федерации. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия Какой срок избираются судьи конституционного суда

Закон РФ «О статусе судей». Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.


5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.".

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей - внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с согласия Конституционного Суда;

8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Положение ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» о том, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, относится и судьям Конституционного Суда РФ. Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны и т. д.

Вместе с тем применительно к членам Конституционного Суда имеются особенности в порядке их назначения, сроках полномочий, полномочиях, организации работы, которые определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Судьи Конституционного Суда РФ не избираются, а назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судьи Конституционного Суда Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).

Срок полномочий членов Конституционного Суда не ограничен. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Для членов Конституционного Суда установлены более высокий возрастной ценз - не менее 40 лет и другие квалификационные требования - стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права, включая моральный ценз - наличие безупречной репутации.

По сравнению с другими судьями должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, иных представительных органов, они не только не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, но и поддерживать их материально. Им запрещена всякая политическая деятельность, в том числе участие в политических акциях, политическая пропаганда и агитация, участие в избирательных компаниях, присутствие на съездах и конференциях политических партий и движений и т. д. Судьи Конституционного Суда не могут входить в руководящий состав не только политических партий, но и любых других политических объединений (ст. 11).

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией публично высказывать свое мнение о вопросе, который изучает, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения Суда. Этот запрет обусловлен интересами беспристрастного рассмотрения дел, по сути дела, лишает судей Конституционного Суда возможности публично размышлять о проблемах Конституции, участвовать в публичных дискуссиях.

Закрепляя несменяемость судей Конституционного Суда, Закон (ст. 17) устанавливает основания приостановления их полномочий. Это допускается лишь по двум основаниям: если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также в случае болезни судьи, лишающей его способности выполнять свои обязанности. Такое решение принимается не позднее месяца со дня выявления указанных оснований.

Временное отстранение судьи Конституционного Суда от исполнения им своих обязанностей, каковым, по сути, является приостановление его полномочий по указанным основаниям, исключает возможность его участия в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие либо документы и иную информацию. Однако это не лишает его других гарантий, установленных законом и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).

Что касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, оно может быть сделано по следуют основаниям: нарушение порядка назначения на должность судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда); истечение срока полномочий судьи; личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий, утрата судьей гражданства РФ; вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда, принятому большинством не менее 2/з от общего числа судей); продолжение, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи; неучастие в заседаниях Суда и уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление в установленным порядке умершим; смерть судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Наличие того либо иного основания для прекращения полномочий судьи констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст. 18).

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм закона, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда (по решению Суда) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращении полномочий судьи (ст. 15).

Снятие неприкосновенности с конституционных судей вправе произвести только сам Конституционный Суд. Занимая особое место в судебной системе, Конституционный Суд не имеет организационно отделенных органов судейского сообщества (собрания судей, съезды и советы судей, квалификационные коллегии), а функции и полномочия последних выполняет он сам. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда указом Президента РФ присваиваются квалификационные классы.

Независимо от сроков пребывания в должности все судьи Конституционного Суда имеют равные права. Им предоставлены значительные материальные гарантии независимости - материального и социального обеспечения, уровень которых не может быть ниже аналогичных гарантий судей иных федеральных судов, а также гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет . Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 17.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу ;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.

Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 18.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи ;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий , не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин ;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

Смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации , в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

57.Полномочия КС и акты
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Ро ссийской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение . Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию, постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Формы деятельности КС РФ

Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Статья 30. Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей.

Статья 31. Гласность

Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, слушание по которому проведено с его участием.

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят шесть лет.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации " Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства . Конституционный Суд РФ - орган правосудия .

Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом РФ специфично, так же как и его полномочия.

7) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

8) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами , предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка, конституционного судопроизводства и другими принципами.

Принцип независимости Конституционного Суда РФ и его судей

Задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган судья Конституционного Суда РФ, если его личность не могла быть известна в момент задержания , после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Его личный досмотр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении него в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

  1. в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  2. судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Конституционный Суд РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Прекращаются полномочия судьи Конституционного Суда РФ ввиду:

  1. нарушения порядка его назначения на должность, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации";
  2. достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
  4. утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  6. совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  7. продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
  8. неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  9. признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  10. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  11. объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  12. смерти судьи;
  13. неспособности судьи по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

О прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ Конституционным Судом РФ выносится решение, которое направляется Президенту РФ , в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

В отставку судья уходит, если его полномочия прекращены ввиду:

а) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
б) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
в) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
г) его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.

Судья Конституционного Суда РФ, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста получает по его выбору пенсию или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

Пребывающий в отставке судья Конституционного Суда РФ обладает также иными правами, составляющими статус судьи, пребывающего в отставке, установленными законодательством Российской Федерации.

Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда РФ средства, которыми Конституционный Суд РФ распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении , является федеральной собственностью . Конституционный Суд РФ может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Законом запрещено какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Принцип гласности

Общее требование принципа гласности о проведении открытого судебного заседания действует и применительно к Конституционному Суду РФ . По общему правилу присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. Так что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ. Если же такого разрешения не получено или запрещено применение вышеуказанных средств, а гражданин не подчиняется законным распоряжениям председательствующего, последнего предупреждают о возможности удаления его из зала. При повторном нарушении порядка в заседании или неподчинении законному требованию председательствующего гражданин удаляется из зала судебного заседания. К тому же он может быть подвергнут штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Не является нарушением данного принципа и право Председателя Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность вещей в личном досмотре.

В ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" отмечено, что лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях заседания Конституционного Суда РФ могут не проходить открыто. Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо:

  • для сохранения охраняемой законом тайны ;
  • обеспечения безопасности граждан;
  • защиты общественной нравственности.

В закрытом заседании рассматривается также вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ. В закрытом совещании происходит и обсуждение (принятие) Конституционным Судом РФ любого итогового решения по делу (п. 6 § 13, § 58 Регламента Конституционного Суда РФ).

Но и в закрытых заседаниях дела рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства . Решения Конституционного Суда РФ провозглашаются публично.

Между тем обычно на закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Иногда решением председательствующего по согласованию с судьями допускается присутствие и иных лиц. Таковыми могут быть другие участники процесса и сотрудники Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающие нормальный ход заседания.

Принцип русского языка конституционного судопроизводства

В отличие от общих правил, составляющих принцип национального языка судопроизводства , в Конституционном Суде РФ судопроизводство всегда и при любых обстоятельствах ведется только на русском языке.

Но и здесь участникам процесса, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Численный состав Конституционного Суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ

  • гражданин Российской Федерации;
  • возраста не менее сорока лет;
  • обладающий безупречной репутацией;
  • имеющий высшее юридическое образование;
  • имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;
  • обладающий признанной высокой квалификацией в области права ;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации .

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Закреплен лишь предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ - семьдесят лет. Но и он не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Структура Суда, вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда РФ

  1. руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ;
  2. созывает плановые, а в случаях, предусмотренных Регламентом Конституционного Суда РФ, - внеплановые заседания Конституционного Суда, а также закрытые совещания судей (по выработке итогового решения) или рабочие совещания судей, председательствует на них (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  3. вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  4. поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, адресованного в Конституционный Суд РФ (ч. 1 ст. 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  5. ставит вопрос о замене судьи-докладчика (п. 1 § 32 Регламента Конституционного Суда РФ);
  6. подписывает протокол заседания Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 59 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  7. представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями , по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  8. для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы (п. 3 § 3 Регламента Конституционного Суда РФ);
  9. представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда РФ проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  10. направляет судей в служебные командировки (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  11. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ, структуру (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), численность и штатное расписание аппарата (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  12. при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе выступает или представляет доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации (абз. 4 ч. 1 ст. 264.11 Бюджетного кодекса РФ);
  13. издает приказы и распоряжения (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права :
  14. с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность , а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре (ч. 2 ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  15. принимать участие в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации);
  16. взаимодействовать с Правительством РФ , разрабатывающим проект федерального бюджета в части финансирования судов (ч. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации");
  17. на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона "О государственной охране");
  18. при возникновении такой необходимости вносить Президенту РФ представление о предоставлении государственной охраны отдельным государственным служащим Конституционного Суда РФ (ст. 9 Федерального закона "О государственной охране");
  19. реализовывать иные предусмотренные законом полномочия.

Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей. Каждый из таковых вправе (обязан):

1) требовать созыва заседания Конституционного Суда РФ (п. 2 § 1 Регламента Конституционного Суда РФ);

2) в случае поступления в Конституционный Суд представления о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Конституционного Суда РФ или о привлечении его в качестве обвиняемого, либо о заключении его под стражу, либо о совершении в отношении Председателя Конституционного Суда РФ следственных и иных процессуальных действий, когда для их совершения в соответствии с законодательством требуется согласие Конституционного Суда РФ, в течение трех часов передать поступившие материалы судьям для предварительного изучения и установить дату заседания для рассмотрения вопроса по поступившему представлению (п. 1 § 12 Регламента Конституционного Суда РФ);

3) осуществлять по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, в том числе:

  • созывать рабочие совещания судей (п. 2 § 2 Регламента Конституционного Суда РФ);
  • подписывать протокол заседания Конституционного Суда РФ;
  • определять руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ, которые должны обеспечивать достоверность информации о деятельности Конституционного Суда РФ, размещаемой на официальном интернет-портале Конституционного Суда РФ, а также своевременное и оперативное обновление указанной информации (п. 3 § 70 Регламента Конституционного Суда РФ);
  • временно исполнять обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии их исполнять;
  • выполнять иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда РФ.

4) по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия.

Как Председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Порядок избрания на должность, процедура освобождения от должности Председателя Конституционного Суда РФ и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ

9) Отдел по связям со средствами массовой информации - проводит аккредитацию журналистов при Конституционном Суде РФ, помогает представителям СМИ получать нужную им информацию о деятельности Конституционного Суда РФ, создает пресс-релизы к каждому заседанию, осуществляет консультирование журналистов; готовит для судей дайджесты по материалам информационных агентств и подборки публикаций о работе Конституционного Суда РФ;

10) Отдел по приему граждан и работе с письмами - ведет прием посетителей, разъясняет порядок обращения в Конституционный Суд РФ, предоставляет справочную информацию о ходе рассмотрения обращений, осуществляет первичную обработку и экспертизу всей поступающей в Суд корреспонденции, передает отвечающие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения подразделениям Секретариата Конституционного Суда РФ или, при явном несоответствии указанным требованиям, сообщает заявителям о несоответствии их обращений этим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации";

11) Отдел по обеспечению делопроизводства - регистрирует поступающие документы, следит за движением дел в Конституционном Суде РФ, ведет прием и отправку корреспонденции.

Российской Федерации;

2) разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) проверена конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дано толкование Конституции РФ.

Заключением, в свою очередь, именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства , называются определениями. При том что в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Порядок принятия решения Конституционным Судом РФ предполагает:

  • принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;
  • обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;
  • принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;
  • запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);
  • проведение открытого голосования;
  • подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;
  • подписание итогового решения всеми судьями , участвовавшими в голосовании;
  • право судьи на особое мнение;
  • провозглашение решения, вынесенного по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Однако в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" сделаны некоторые уточнения. Так, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции в любом случае принимается большинством голосов.

При толковании Конституции РФ решение принимается большинством, не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" или решением Конституционного Суда РФ.

Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит. Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его официального опубликования. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления , предприятий , учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.