Категория В1 - что это такое в водительских правах? Что означает AS в водительском удостоверении.

Начиная с 2014 года все российские водители, по желанию, могут поменять права и получить водительское удостоверение новой дизайнерской разработки.

Чем же они отличаются от старых, проверенных годами прав? Если у них преимущества перед старыми удостоверениями?

  • Водительские права нового образца изготавливаются в соответствии с международными требованиями.
  • Новое удостоверение снабжено множеством степенями защиты, документ невозможно подделать.
  • На удостоверении никакая информация не стирается, и остается в первоначальном виде до конца срока годности.

Как выглядят новые права

Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.

Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.

Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.

Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.

Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.

Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.

Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации.

Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:

Информация, содержащаяся в водительском удостоверении

Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:

  • На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
  • Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2 ).
  • Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3 ).
  • Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b ).
  • На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа ).
  • Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5 ).
  • По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6 ).
  • Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7 ).
  • В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
  • В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9 ).

На обороте документа содержится следующая информация:

  • С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
  • Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
  • В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
  • Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10 ).
  • В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11 ).
  • Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12 ). Например, отметка АТ , означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
  • Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).

Расшифровка категорий и подкатегорий

С 2014 года оборотная сторона документа изменена:

  • добавлены новые категории и подкатегории водительских прав;
  • введена отметка о допуске к вождению ТС только с автоматической коробкой передач.

На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.

Категория и подкатегория Пиктограмма Тип транспортного средства
Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³
Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³
Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8
Трициклы и квадрициклы
Легковой автотранспорт класса В
Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн
Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн
Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг
Грузовики подкатегории С1
Автобусы с числом мест для пассажиров более 8
Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16
Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы
Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн
Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью
Трамваи
Троллейбусы

Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B , С , С1 , D , D1 ) не имеют приставки Е , вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).

В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М . Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.

К примеру, водитель, имеющий категории А и В, при на новые получит удостоверение с дополнительными подкатегориями А1 , В1 , и вдобавок категорию М (см. образец).

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D .

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1 .

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В , но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS ;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В ), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Автобусы

Категория D Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Права на автомат

Каждый новый водитель обязан пройти специализированные обучающие курсы, это требование стало обязательным для получения прав. И если предполагается передвижение только на машине с автоматической трансмиссией, то учиться и сдавать экзамен в ГАИ можно на авто с подобными характеристиками.

При этом в разделе ограничений проставляется запись АТ. Водитель с такими правами не сможет управлять автомобилем с механикой.

Если же водитель с правами на АКПП захочет в будущем ездить на механике, то для получения допуска и нового водительского удостоверения ему необходимо будет успешно пройти испытания в ГАИ по практическому вождению соответствующего автомобиля с механической коробкой переключения передач.

Лица, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамен по вождению транспорта с механической коробкой передач никаких ограничений не имеют и допускаются к управлению транспортом, соответствующего открытой категории, с любым видом трансмиссии (и «автомат», и «механика»).

Как открыть новую категорию

Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.

Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.

Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:

  1. гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
  2. цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
  3. медсправка для водительских прав.

Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:

  • Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
  • А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
  • Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.

Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:

  • Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет ;
  • Получить допуск к вождению классов А , В , С и их 1 подкатегориям – с 18 лет ;
  • Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года .

Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.

Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.

Наказание за нарушение ПДД

Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.

Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:

  • Если при проверке обнаружится, что он управляет ТС грузового типа общей массой до 12 т., а у него отсутствует допуск к C1E , но в правах стоит категория СЕ , то штраф не будет наложен.
  • И в том случае, если водитель допущен к вождению легкового авто, но на момент проверки он передвигается на мопеде, с отсутствующим допуском в правах, будет аналогичная ситуация.
  • Но вот если он сел за руль автобуса, имея при этом допуск к вождению только легкового транспорта, то штраф может составить от 5 до 15 тыс. руб. Водителя обязательно отстранят от управления, а ТС отгонят на штрафстоянку (27.12 и 27.13 КоАП РФ).
  • Управление автомобилем на механике, с правами только на автомат, также приравнивается к езде без прав с вытекающими последствиями.

Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

Понятием «водительская категория» обозначаются транспортные средства, которыми дозволено управлять шоферу. Каждое авто относится к определенной категории. Водитель с прописанной категорией B (легковые авто) не может водить автобус, причисляемый к категории D. Разберемся, какие категории водительских прав существуют в 2016 году.

  1. А – мотоциклы (А1 – легковесные мотоциклы).
  2. В – «легкие» машины (В1 – трициклы, ВЕ – легковесные авто с прикрепленным прицепом).
  3. С – грузовики (С1 – легкие грузовики, СЕ – «тяжеловесы» с прицепом, С1Е – маловесные грузовики с «повозкой»).
  4. D – автобусные транспортные средства (D1 – небольшие автобусы, DE – автобусные средства с «повозкой», D1E – миниавтобусы с прицепом).
  5. М – мопеды.
  6. Tm – трамваи.
  7. Tb – троллейбусы.

Водителю дозволено управлять исключительно тем транспортом, который обозначен у него в документах необходимой категорией. В противном случае грозит штрафное взыскание 5-15 тыс. рублей за отсутствие нужной категории.

Права категории А: со скольки лет и как получить

Водительский документ с данной отметкой дает право управления любым мотоциклом даже с коляской. Также разрешает сидеть за рулем такого редкого вида транспорта в современном автомобильном потоке, как мотоколяска.

По определению ПДД, мотоцикл – это двухколесный транспорт, который может иметь или нет «люльку» сбоку. Права категории А также выдаются водителям трехколесных и четырехколесных мотоциклов весом не больше 400 кг (в снаряженном состоянии).

  • Подкатегория А1. К данному виду относятся мотоциклы с определенными параметрами – объм движка (до 125 см³) и мощность (до 11 кВт). Шофер с категорией А, автоматически получает право водить мотоцикл подкатегории А1.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

К ней причисляются транспортные средства со следующими характеристиками:

  • масса транспорта – до 3,5 тонн;
  • количество мест для пассажиров – до 8 (водительское сиденье не считается);
  • авто с прицепом, дозволенная масса которого – до 750 кг (и не превосходит массу самой машины без груза), а общая разрешенная масса всей «конструкции» – не выше 3,5 тонн.

Указанным требованиям помимо легковых машин также отвечают некоторые автобусы, маленькие грузовики, джипы и мотоколяски.

Подкатегория В1

Эти права предназначены для лиц, желающих «гонять» на трициклах и квадрициклах. «Квадрицикл» не надо путать с «квадроциклом». Поэтому и водительские документы нужны другие.

Квадрицикл – это мотоцикл с 4 колесами и обладающий следующими конструктивными особенностями:

  • развивающий минимальную скорость до 25 км/ч;
  • самая большая мощность движка – 15 кВт;
  • масса с поклажей – до 400 кг (для моделей, предназначенных для перевозки клади – до 500 кг).

Трицикл – транспортное средство на трех колесах (трайки, авто, велосипеды).

Подкатегория ВЕ

Если у автомобиля имеется тяжелый прицеп, то потребуются водительский документ подкатегории ВЕ. Он относится к машине со следующими параметрами:

  • авто с тяжелой «повозкой», масса которой легче 750 кг и превосходит массу самой машины без нагрузки;
  • авто с прицепом, масса которого меньше 750 кг, а дозволенная итоговая масса всей конструкции – более 3,5 тонн.

Обучают вождению автомобиля с тяжелым «вагончиком» с 18 лет. Длится процесс 1,5 месяца.

Категория С: грузовики всех видов

Это грузовики разной тяжести (исключая средства категории D). К ним относятся:

  • авто с дозволенной массой, превышающей рубеж 3,5 тонны;
  • грузовики с прицепленной конструкцией, разрешенная масса которой легче 750 кг.

Подкатегория СЕ

Если прицеп у грузовика тяжеловеснее 750 кг, то понадобятся права подкатегории СЕ. Они дозволяют водить транспортное средство с «повозкой» тяжелее указанной отметки.

Подкатегория С1

К данной касте относятся грузовики в диапазоне по массе 3,5-7,5 тонн, плюс средства с прицепом (С1) не тяжелее 750 кг.

Подкатегория С1Е

Она разрешает управлять грузовиком категории С1, но с увесистым «вагончиком» (больше 750 кг). В данном случае общая масса такого «паровозика» не должна заходить за отметку 12 тонн.

Если имеются права СЕ, то они разрешают садиться за руль средств С1Е.

Категория D: автобусы

Это авто, конструктивно предназначенные для транспортировки людей со следующими параметрами:

  • автобусы, имеющие больше «людских» 8 мест (исключая водительское место);
  • автобусы с тем же количеством сидений и с прицепом, который легче 750 кг.
  • Документ разрешает управление автобусами независимо от его массы. Получить их можно после 7 месяцев обучения уже в 21 год.

Подкатегория DЕ

Если автобус имеет более тяжелый прицеп, то придется получить категорию DE. Опять же речь идет о позволительной массе свыше 750 кг.

Подкатегория D1

Это миниавтобусы с сидячими местами в количестве от 9 до 16 (включая водительское кресло), а также средства D1 с прицепом легче 750 кг.

Подкатегория D1E

Если средства D1 имеют тяжелую «повозку» (более 750 кг), которая никак не годится для перевозки попутчиков, то понадобится категория D1E. При этом общая дозволенная масса такого автобуса с «вагончиком» – до 12 тонн.

Категория М

К ней относятся различные мопеды и квадрициклы (нетяжелые). Данная категория была введена лишь в 2013 году. Ее хитрость в том, что управлять этими средствами могут лица и не имеющие категорию М, но обладающие другими правами.

Получить права М можно уже в 16 лет.

Категория Tm и Tb

Ранее троллейбусы и трамваи не представляли собой отдельную касту. Они обозначались особыми отметками в документе. Сейчас им определили отдельные категории.

Выучиться на водителя такого общественного транспорта можно за полгода, если исполнилось 21.

Как получить водительские права в 2016 году

Чтобы получить права любой категории в нашей стране можно только после обучающего курса в автошколе и успешной сдачи экзаменационной части. Алгоритм такой:

  1. Подать документы на курсы вождения.
  2. Пройти обучения, соблюдая внутренние правила учебного заведения.
  3. Сдать экзамен, разделенный теоретическую часть и практику. Доказывать свою водительскую состоятельность придется экзаменатору из ГИБДД в условиях учебного полигона и на улицах города.
  4. Если экзаменационные испытания преодолены успешно, нужно оплатить госпошлину и сфотографироваться на права в ГИБДД.
  5. Полученный водительский документ действителен 10 лет.

Итог

Прежде чем записаться на обучение конкретной категории, следует определиться, какая из них вам необходимо и сразу выбрать подходящий вариант, руководствуясь своими планами на будущее (будет ли у вас большой семейный автомобиль или прицеп). Это сэкономит деньги, время и нервные клетки.

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.

Категория «А» — мотоцикл

любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.

Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).

Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.

Подкатегория «А1»

К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.

Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».

Категория «M» — мопед / легкий квадрицикл

С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.

Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».

Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.

Категория «В» — легковой автомобиль

  • категория «В» — машина (за исключением ТС по категории «А») массой не более 3,5 тонны, числом мест (сидячих) не более восьми, не включая водительского;
  • в связке с прицепом весом не более 750 кг;
  • автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг, но массы машины без нагрузки он не превышает, а также с условием того, что масса состава автомобиль плюс прицеп не более 3,5 тонны.

В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:

  1. Нагруженный прицеп не может весить больше чем машина без нагрузки;
  2. Разрешенный максимальный вес состава «автомобиль плюс прицеп» не может быть более 3,5 тонн.

Категория «BE» — тяжелый прицеп

Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:

  • «ВЕ» – авто категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг и который весит более чем сама машина без нагрузки;
  • ТС категории «В» в связке с прицепом массой более 750 кг, но с условием того, что вес состава «автомобиль плюс прицеп» не должен превышать 3,5 тонн.

Подкатегория «B1» — трицикл / квадрицикл

На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.

Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.

Категория «С» — грузовой автомобиль

  • категория «С» – автомобиль (кроме транспорта из категории «D») весящий более 3,5 тонн;
  • в связке с прицепом весом не более 750 кг.

Водительские права категории «СE» — с тяжелым прицепом

Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).

Подкатегория «С1»

Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:

  • подкатегория «С1» — машины (кроме авто категории «D») с массой более 3500 килограммов, но менее 7500 килограммов;
  • авто подкатегории «С1» в связке с прицепом который весит не больше чем 750 килограмм;
  • к этой подкатегории относятся также и средние грузовики массой в пределах 3500-7500 кг
  • подкатегория разрешает управлять связкой с легким прицепом весом до 750 кг.

Подкатегория «С1E» — тяжелый прицеп

Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.

Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».

Категория «D» — автобус

Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:

  • категория «D» — транспорт перевозящий пассажиров с более чем 8 сидячими местами. Водительское место в общее число мест не входит;
  • в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм.

Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».

Категория «DE»

Подкатегория «D1»

  • подкатегория «D1» — автомобиль для транспортировки пассажиров имеющий больше 8 и меньше 16 сидячих мест, не включая водительское сиденья;
  • автомобиль подкатегории «D1» в связке с прицепом весом не более 750 килограмм;

Подкатегория «D1E» — тяжелый прицеп

Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:

  • подкатегория «D1Е» — машины подкатегории «D1» в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм и который не эксплуатируется для перевозки людей. Масса прицепа не должна быть больше массы самого основного транспорта без нагрузки и общая масса такой сцепки не должна быть больше 12 тонн.

Категория «E»

Категория «Tb» / «Tm» — трамвай /троллейбусы

Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».