Категорирование предприятий по гражданской обороне. порядок назначения лиц, уполномоченных для решения вопросов гражданской обороны

Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области? заранее благодарны.

Ответ

Ответ на вопрос:

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Так, организации обязаны:

 планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;

 проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

 создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;

 создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

 до 500 человек - 1 отдельный работник;

 от 501 до 2000 человек - 2-3 отдельных работника;

 от 2001 до 5000 человек - 3-4 отдельных работника;

 свыше 5001 человек - 5-6 отдельных работников.

Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:

 от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию - 1 работник;

 от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию - 2 работника;

 от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию - 3 работника;

 от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию - 4 работника;

 свыше 5001 человек согласно штатному расписанию - 5 работников.

Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.

Об этом сказано в пунктах 7 и 8 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230.

При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

 в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;

 на курсах гражданской обороны.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 г. № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте .

Обучение сотрудников

Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне

Вводный инструктаж с новым сотрудником проводит .

Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.

Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знания по гражданской обороне, в частности:

 поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

 порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;

 правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;

 порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;

 правила оказания первой помощи.

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки. Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.

Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала . В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Курсовое обучение

Как провести курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

План по обучению на учебный год утвердите приказом в .

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала . Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в .

Такой порядок предусмотрен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Совет: чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:

 постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;

 используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;

 чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, . А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Государство назначает организациям обязанности по гражданской обороне в зависимости от видов деятельности. В статье мы расскажем, какие обязанности несет ваше предприятие по ГО.

Из статьи вы узнаете:

Категории по гражданской обороне для организаций и объектов

Пример отнесения организации к категории по ГО

Имеющие мобилизационные задания

Представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в любое время

Уникальные в историко-культурном отношении объекты

Консервный завод, мясокомбинат –

создание, сохранение и обновление запасов госрезерва пищеконцентратов

Производство и распределение ресурсов: Гидроэлектростанция

Атомная электростанция

Теплоэлектроцентраль

Электрические сети

Сеть газопотребления

Фонды государственных архивов и библиотек помимо сохранения самих раритетов, еще и оцифровывают их для будущих поколений

Учет в военно-учетных столах транспортных средств типа УАЗ, принадлежащих работникам организаций

Переработка химических веществ или отработанного ядерного топлива

Петергоф, Тульский, Московский, Ростовский Кремль.

Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах.

Как определить категорию предприятия по ГО и ЧС

Координацию деятельности категорированных организаций по ГО ведет Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ. Данное ведомство производит категоризацию предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 16.08.2016 № 804дсп и на основании Методических рекомендаций по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне от 11.11.2016 № 2-4-71-69-11 дсп (Письмо ГУ МЧС России по г. Москве от 22.06.2017 № 817-1-1-8).

Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Сам список организаций МЧС не формирует. Федеральные органы исполнительной власти (Роструд, Росатом, Росздрав, Ростехнадзор и т.п.) формируют по классификации МЧС перечень предприятий, отвечающих требованиям по мобилизационной подготовке.

Поскольку шифр «дсп» в письмах и рекомендациях МЧС свидетельствует об ограниченном круге пользователей информации в реестре категорированных организаций, для получения информации о том, несет ли конкретно ваше предприятие , необходимо обратиться в территориальное управление ГО и ЧС субъекта РФ или в органы самоуправления на местах.

Министерства и ведомства, согласовав с МЧС перечень организаций с категориями по ГО и ЧС, обязаны в течение 1 месяца направить выписки в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти предприятия. Таким образом, вся информация по категорированным предприятиям на территории района или города стекается в отделы ЧС при администрациях этих уровней власти. Поэтому запрос нужно подавать не в территориальный МЧС, а в администрацию города или района, в соответствующий отдел мобилизационной подготовки.

Организации, не отнесенные по категориям к ГО

Организации, не поименованные в статье 28-ФЗ, не относятся к категорированным. Но и они имеют обязанности по гражданской обороне. В таких организациях и ИП должны быть проведены инструктажи по ГО, курсовое обучение в виде лекций, комплексных занятий и тренировок.

от 00.00.0000

ПОРЯДОК

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

И (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

И (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

особой важности, первой категории, второй категории.

Степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

Месторасположение организации;

Значимость организации как объекта культуры.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятия и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных, ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийные бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти категории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.



ПОКАЗАТЕЛИ

Примечания: 1.Дпя организаций отраслей экономики «Промышленность» категория по гражданской обороне особой важности, первая категория) присваивается организациям в соответствии со значениями показателей при наличии в их составе объектов:

дляорганизаций особой важности - I степени по химической опасности (согласно классификации поДНГО-3,1990г.)и(или) имеющих более 25% зданий категорий А (по нормам пожарной безопасности НПБ 105-95); __

для организаций первой категории - I и II степени по химической опасности и (или) имеющих более 25% зданий категорий А и Б.

2. Первая категория по гражданской обороне присваивается также организациям, не имеющим мобилизационное задание (заказ) или имеющим показатели ниже установленных для первой категории, но имеющим в своем составе объекты первой степени по химической опасности и (или) имеющие более 25%зданий категорий А и являющимися при этом вероятными целями для средств поражения противника (в том числе от вторичных поражающих факторов).

Вторая категория по гражданской обороне присваивается также организациям, не имеющим мобилизационное задание (заказ) или имеющим показатели ниже установленных для второй категории, но имеющим в своем составе объекты II и III степени по химической опасности и (или) имеющие более 25%зданий категорий А и Б и являющимися при этом вероятными целями для средств поражения противника (в том числе от вторичных поражающих факторов).

Потенциальные объекты воздействия средств поражения противника определяются на основе анализа сценариев военных действий на оперативно-стратегических направлениях. Анализ проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, мобилизационными подразделениями (органами) по согласованию с соответствующими органами военного командования.

4. Если показатели по численности работающих и объему выпускаемой продукции организации относят к разным категориям, то категория по гражданской обороне устанавливается по объему выпускаемой продукции.

5. Организации, по видам своей производственной или иной деятельности не вошедшие в настоящие Показатели, могут относиться к категориям по гражданской обороне в индивидуальном порядке по согласованию с МЧС России и Минэкономики России.


Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

-Категория объекта по гражданской обороне (ГО).

Как определить к какой категории по ГО относится организация?

  • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы , то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть , как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет "готовности"со стороны соответствующих органов особо тщательно.
  • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).

Общее количество работников в организации

  • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей "объекта", или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

-Территориальная расположенность и наличие обособленных подразделений

В чем заключается задача по разработке всех требуемых по законодательству документов в области ГО и ЧС?

Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС

1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;

2. Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов

  • План мероприятий по ГО и ЧС на год

4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.

Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации.

Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке документов ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком.

Специалисты нашего Центра оказывают любые справочные и консультационные услуги по вопросам ГО и ЧС

Свои вопросы вы можете направлять нам на электронную почту [email protected]



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке отнесения территорий


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, N 0001201510260009);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.08.2017, N 0001201708150018).
____________________________________________________________________

Во исполнение Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить в 1999 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации предложения по отнесению соответствующих территорий к группам по гражданской обороне.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации представить в I квартале 2000 года в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 1998 года N 1149

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" , определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивногозагрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации .

4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 962 .

6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
(Абзац дополнительно включен с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131)

8. Пункт утратил силу с 3 ноября 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ..

9. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

10. Органы местного самоуправления по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают согласованные с соответствующими главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Приложение N 1 к Порядку. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Приложение N 1

к группам по гражданской обороне
(В редакции,
введенной в действие
с 3 ноября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2015 года N 1131 . -
См. предыдущую редакцию)

Секретно
(по заполнении)

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Наимено-
вание террито-
рии города или иного населен-

Числен-
ность населе-
ния, тыс. человек

Попадающие в зону возможного

Группа
по гражданской
обороне

При-
меча-
ние

ного пункта

особой важ-
ности

1 и 2 кате-
гории

химического заражения

радиоактивного загрязнения

катастрофи-
ческого затопления

су-
щест-
вую-

пред-
лага-
емая

насе-
ление, про-
цен-
тов

терри-
тория, про-
цен-
тов

насе-
ление, про-
центов

терри-
тория, про-
центов

насе-
ле-
ние, про-
цен-
тов

тер-
рито-
рия, про-
цен-
тов

Приложение N 2 к Порядку. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне

Приложение N 2
к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне
(В редакции,
введенной в действие
с 3 ноября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2015 года N 1131 . -
См. предыдущую редакцию)

Секретно
(по заполнении)

(форма)

Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне

Наимено-
вание города или иного населен-
ного

Числен-
ность населе-
ния, тыс. человек

Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

Попадающие в зону возможного

Группа
по гражданской
обороне

При-
меча-
ние

особой важ-
ности

1 и 2 кате-
гории

химического заражения

радиоактивного загрязнения

катастрофи-
ческого затопления

су-
щест-
вую-

пред-
лага-
емая

насе-
ление, про-
цен-
тов

терри-
тория, про-
цен-
тов

насе-
ление, про-
центов

терри-
тория, про-
центов

насе-
ле-
ние, про-
цен-
тов

тер-
рито-
рия, про-
цен-
тов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"