Какие нравственные уроки ставил нам достоевский. Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М

Уроки Достоевского. По роману «Преступление и наказание».

Противопоставление между добром и злом- Основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.
Раскольников, пытаясь возвыситься над страдающим миром, создает свою теорию. В основе этой теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Решаясь на убийство, он следует меркантильным интересам. Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и её сестру. То есть проливается кровь невинных. Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал её, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона Раскольникова. Задавленного бедностью, но не видящего в себе силы пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых, он отдает им последние деньги. «Раскольников подошел к Катерине Ивановне и отдал ей все деньги, что у него были, и удалился…». Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг её. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его «крест»- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие- величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в «добром и хорошем чувстве», вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.
В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЛИЧНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
(по роману Е. Замятина "Мы")
Роман Е. Замятина "Мы" написан в 1921 г. Время было сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычайном жанре "антиутопии". Ведущая тема - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства.
Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и лучше других, знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, что это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции. Но умный и мудрый человек Замятин сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общество людей, потому что каждый человек сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть «винтиком». Когда его превращают в «винтик», он теряет значительную часть своей человеческой сущности. История показала, что превращение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человеком и человечеством.
В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла, чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» - в отказе от «я» и растворении безличном «мы». Внушено, что художественное творчество -"уже не беспардонны соловьинный свист", когда «всякий писал, что ему вздумается", а "государственная служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно "табелю сексуальных дней".
Роман 3амятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству:
гипертрофированной власти машин и власти государства. "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами «хранителей».
Сочинение 3амятина проникнуто раздумьями о Российской послереволюционной деятельности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
Роман 3амятина приобрел особую ценность, и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилием над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и социализм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспоминать прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе где все напраилено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи опера удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме, эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. У 3амятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучна сегодняшнему дню. Это, тема экологической тревоги. «Антиобщество», изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей «голыми в леса», чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа «Мы» принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям» в условиях глобальных исторических сдвигов ХХ столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина
Автор на своих "запретных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману "Мы» , пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. «Мы» - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения как «Мы», "выдавливают" из человека рабство, делают его личностостью.
ЧЕЛОВЕК В ВИХРЕ ВЕВОЛЮЦИИ И
Гражданской ВОЙНЫ.
(По роману М.А- Булгакова "Белая; гвардия")
«Великая замятня» гражданской войны началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря "белых" и "красных» . Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо- коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. И тем не менее более 30 тысяч офицеров бывшей царской армии служили Советской власти, а точнее Красной Армии. Виднейшие деятели русской науки и культуры (Павлов, Мичурин, Тимирязев, Собинов, Нежданов и др.) признали Советскую власть. Для них выбор цели стал жизненной необходимостью. Такие "шатания и мучительные поиски" изображены в романе МЛ. Булгакова «Белая гвардия».
Кинга Булгакова автобиографичная. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев, и там ему и его Близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе "Белая гвардия» и
пьесе «Дни Турбиных» .
Образы дома, братьев, сестер, матери проходят через эти два булгаковских произведения и многочисленные рассказы. Так и видится Булгакову уютное кресло с треснувшей ножкой, портрет на стене, цветы на подставках, раскрытое пианино с нотами. Вот так и разворачиваются первые сцены романа.
В «Белой гвардии», как мы уже говорили, много автобиографического, но это уже исторический роман. Вспомним, что отец Михаила Афанасьевича был преподавателем. Отсюда и трепетное отношение Булгакова к тому, что происходит, к гражданское воине как
историческому событию. «Белая гвардия» -
книга- о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчеркивал, что речь в его романе идет о трагически заблудившихся в "железном буране революции". Это книга о пути выбора и прозрения. В "Белой гвардии" Булгаков размышляет о судьбах россии, народа, интеллигенции.
Милая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию (не большевиков, не сталинщину, а именно обновленную Россию).
Семья Турбниых невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж - Тальберг (31 год), Николка (17 лет)…И еще приживалка Анюта. Мать завещала им: "Живите дружно". так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Конец беспечной жизни.
Художественная биография этой вполне ординарной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. Это один из лучших русских романов послереволюционной эпохи о гражданской войне.
"Белая гвардия" стала "романом воспитания", где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной Армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроков истории, говоря о России:" Прежней не будет, новая будет". Пройдя через тяжелые испытания, кажется, находят свою дорогу н Алексей, и Тальберг, и Николка.
Своеобразен язык романа "Белая гвардия».Он не похож ни на какой другой, он обладает своими особенностями. В этом тоже проявляется самобытность Булгакова.
Если говорить откровенно, мне Булгаков нравится. Я люблю, когда о большом и сложном пишут просто и доступно. Как, например, у А. Толстого в романе "Петр I" или у Шолохова в романе "Тихий Дон". Кстати, в последнем и описывается гражданская война и революция. Но я отдаю дань таланту Михаила Афананасьевича Булгакова. Это истинно русский писатель
Как жаль, что Булгаков так рано ушел из жизни, прожив всего 49 лет.

«Преступление и наказание» — пер-вый из серии знаменитых рома-нов Достоевского, благодаря кото-рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли-тературы.

На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан-дартную схему так называемого «уголовного рома-на» с его обязательными компонентами: преступ-ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома-нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни-цах произведения. Между тем в романе Достоев-ского читателю с самого начала известно, кто со-вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.

Предельная напряженность сюжета романа выра-жена в нагнетании острейших драматических ситуа-ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу-бийство Свидригайлова... — и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео-логический характер, полемика раскрывает противо-положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи-тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз.

В «Преступлении и наказании» Достоевский при-меняет особую форму повествования, которая полу-чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра-няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру-жающий внешний мир включен в процесс само-сознания героя, неизменно переводится из авторс-кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про-цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.

Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До-стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра-жающейся в напряженных драматических ситуа-циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини-мают нередко самые мучительные формы.

Действующие лица романа, за редким исклю-чением, почти все время находятся на грани психо-логического срыва. Для них не существует душев-ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри-тельности, даже ненависти. Только там, где по-является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.

В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно-ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па-радного Петербурга с Невским проспектом и Мед-ным всадником. У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрач-ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль-ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь-никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, — признавался герой романа, — как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен-ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо-жих бледно-зеленые и больные лица...» И само-убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став-нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело...

Удушающее, узкое жизненное пространство окру-жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль-ного четырехугольника). В это пространство, состоя-щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.

Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про-изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест-ность. С дальнего другого берега чуть слышно до-носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри-мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова.

Интересна цветовая гамма «Преступления и нака-зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе — желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за-нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.

В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ-ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа-нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем-брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос-вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни-цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об-ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе-мых катастрофах, к которым могут привести ново-явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос-тых людей, их естественные права на жизнь, свобо-ду и счастье. Материал с сайта

Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ — на-стоящий сигнал бедствия».

Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу-дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз-можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на-сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка-кими бы высокими словами оно ни маскировалось.

Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара-торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про-исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис-ключительность, раскольниковское право на насилие».

Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев-ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем нравственный урок романа в преступлении и наказании
  • нравственные уроки бёлля
  • в чем нравственный урок романа преступление и наказание
  • нравственные уроки раскольникова
  • сочинение нравственные уроки преступления и наказания

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В РОМАНЕ Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ». Но, при этом, и общество, и каждый в отдельности осознает, что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в других сферах жизни, обречены на провал.

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания. На это ориентирован воспитательный компонент ФГОС, который способствует становлению личностных характеристик обучающихся

    осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

    социально активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями.

Изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России – одно из важнейших средств становления личности.

У каждого преподавателя есть свои приемы и свои «изюминки» для урока, есть и свои любимые книги, методическая литература, помогающая формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием. На уроке преподаватель строит свою работу таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию их разных источниках, включая Интернет и др.). Это следует учитывать при разработке системы уроком по творчеству каждого писателя: направлять работу обучающихся на метапредметные результаты изучения предмета (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции). Так, например, система уроков по роману Ф.М. Достоевского дает возможность для решения таких нравственных задач, как понимание личной ответственности любого человека за свои поступки; раскрытие причин, влекущих за собой нравственное падение личности; определение значимости опасности эгоистических идей и теорий; раскрытие проблем нравственного здоровья личности.

Ф.М. Достоевский, в полном смысле слова, идеолог и моралист. Его романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» - романы идей; в них идеи вынашиваются, рождаются, вырастают или умирают, как и люди. Изучая творчество писателя, мы узнаем, что конкретный жизненный факт, случай, головное дело становились источником замысла того или иного произведения. Работая по роману «преступление и наказание», преподаватель русского языка и литературы ставит перед обучающимися следующие проблемные вопросы:

    Каким должно быть отношение общества к преступникам? Можно ли оправдать преступление влиянием «среды»?

    Каковы нравственные устои русского народа?

    Какова цель существования человечества?

    Даст ли ему счастье материально изобилие, достигнутое ценой отказа от духовной свободы?

Остановимся на одном из таких вопросов-проблем нравственного здоровья личности.

Первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков литературы – установить точное значение понятия. Это понятие трактуется очень широко в законе «Об образовании». В данной статье рассматривается исключительно один аспект проблемы. Духовно-нравственный – относящийся к религии, церкви, то есть речь идет о том, как с помощью уроков литературы способствовать воспитанию нравственности вообще и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а только лишь о духовно-нравственном воспитании обучающихся в традициях отечественной православной культуры. Но русские писатели всегда были неотъемлемой часть отечественной православной культуры, духовно-нравственный потенциал их творчества выходит за рамки этого определения.

Умеем ли мы извлекать уроки из произведений классической литературы? Совместная проектная деятельность обучающегося и педагога дает возможность правильно истолковать такие понятия как совесть, моральные принципы, нравственное здоровье. Обучающиеся обращаются к словарям Ожегова С.И. «Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык», 1975. Изд. 11 – стереотип.), Ушакова Д. И. «Большой толковый словарь современного русского языка». – М.: «Альта - Принт», 2007,1239 с., но точного готового определения нравственного здоровья в словарях нет, поэтому обучающимся предлагается на основе базовых понятий «совесть», «мораль», «здоровье» дать свое. И в ходе системы уроком обучающиеся приходят к выводу о том, что нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Например, муки Родиона Раскольникова – это не муки совести, не раскаяния, это муки оскорбленного самолюбия, тщеславия, уязвленной гордости. А эти муки, согласно религиозной этики писателя, наказанием быть не могут. По мнению Ф.М. Достоевского, истинным наказанием могут быть только муки совести, раскаявшегося в своем преступлении человека, человека, осознавшего себя преступником.

Отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова Н.В. Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие».

И, несмотря на сказанные великим писателем слова, можно использовать список уроков-вопросов, отражающих возможные варианты духовных бесед с обучающимися:

    Можно ли быть счастливым человеком без веры?

    Был ли праведником Ф.М. Достоевский?

    Можно ли «воскресить Лазаря»? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    В чем смысл жизни?

    Как проявляется всепобеждающая сила молитвы?

    Как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились христианские заповеди?

Результаты размышление над данными вопросами отражаются в сочинениях и устных выступлениях обучающихся.

Анализируя систему образов, преподаватель может организовать работу в группах с использование модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся приходят к выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения, необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит, прежде всего, не во вне, а внутри человека – и исход этой борьбы – результат усилий его собственной души.

В заключение следует сказать о том, что предмет литература – это особый способ постижения жизни, художественная модель мира. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии «эмоционально», но и в интеллектуальном понимании «рационально».

Список литературы:

1. Ачкасова Г.Л. Теория и методика обучения литературе: Диалог искусств в литературном образовании. Конспекты лекций: учебно-методическое пособие. Ч.1.– Курск, КГУ, 2013.– С. 55

2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма и в России во второй половине ХIХ – ХХ веков. – Курск. – 2005. – 241 с. – С. 34-35.

3. Достоевский Ф.М.. Собр. соч. в 7-ми т., Т.2

4. Маранцман В. Г. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 22-26 ; №11. – С. 30- 36; № 12. – С. 31-37

5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Идиот» // Русские писатели- классики: Анализ произведений школьной программы / Сост. Н. Олейникова. – Минск, 2003. – С. 230-243

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.

Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.

Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».