Какие категории граждан не подлежат воинскому учету. Граждане, призываемые на военную службу

На сегодняшний день ряды ВС РФ составляют солдаты, несущие срочную службу, сверхсрочную службу и офицерский состав. В случае военного времени организуются мобилизационные мероприятия, которые затрагивают лиц, пребывающих в запасе. Однако провести мобилизацию не так просто, как кажется. За время пребывания в запасе гражданин может сменить место жительства, потерять здоровье, обзавестись семьей. Это всего лишь пример, служащий пояснением, зачем нужен воинский учет.

Некоторые положения

Призывные и мобилизационные ресурсы государства должны быть учтены и систематизированы. Комплекс мер по данной систематизации называется воинским учетом. Основные вопросы по воинскому учету, включая его организацию, регулируются Федеральным законом «Об обороне», а так же более детальным законом «О воинской обязанности», в котором утверждено положение, касающееся учета.

Компетентными органами для ведения воинского учета считаются органы местной власти, органы внутренних дел, а выполняется это все по линии Министерства обороны. Если отбросить официоз, то можно сказать, что воинский учет позволяет отслеживать состояние потенциального личного состава.

Целью проведения указанных мероприятий является оперативный перевод армии на особое положение, связанное с военными действиями. Определены и второстепенные цели, которые заключаются в реализации исполнения воинской обязанности.

Обязанности по ведению воинского учета возлагаются на военные комиссариаты, Администрацию муниципальных подразделений и предприятия, на которых трудятся граждане, прошедшие срочную службу и находящиеся в запасе.

Особенности постановки

Каждый мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, подлежит постановке на воинский учет. Подробнее о категории граждан подлежащих воинскому учету остановимся несколько позже, а пока следует отметить, что существуют две разновидности процедуры постановки, это обычный учет и первичный.

Обычный учет может быть передан в компетенцию органов самоуправления территориальных единиц или в организации. Он ведется круглый год и заключается в сборе данных об изменении места работы, места жительства, семейного положения военнообязанного гражданина. Постановке на учет подвергаются лица, которые получили гражданство РФ.

Первичная постановка на учет осуществляется военным комиссариатом в лице специально созданной военной комиссии. Она производится в срок с 1 января по 31 марта и охватывает всех юношей, достигших 16 лет. Они получают приписное свидетельство – документ, подтверждающий военную обязанность.

Категории военнообязанных граждан

Пришла пора разобраться, кто подлежит воинскому учету. Для того чтобы было проще представить себе картину ситуации, все граждане подразделяются на отдельные категории и мы представляем их перечень.

  • Постановке на военный учет подлежат все юноши, мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, которые были признаны годными по состоянию здоровья военной комиссией.
  • Отдельную категорию составляют женщины, достигшие совершеннолетия и получившие определенные специальности, список которых установлен в положении о воинском учете. Ограничивается возраст военнообязанных женщин 45 годами. Если женщина имеет офицерское звание, то учет продлевается до 50 лет.

Этот пункт необходимо рассмотреть подробнее, так как не всегда понятен вопрос о специальностях. Если во время обучения в образовательных или профессионально-технических учреждениях женщина получает основное или дополнительное образование в области связи, метеорологии, картографии, ЭВМ, медицины или полиграфии, то ей выдается военный билет, свидетельствующий о том, что она поставлена на учет и является военнообязанной. Как видите, связано это с тем, что данные профессии востребованы в военное время и считаются стратегическими.

  • Это, прежде всего, женщины, не имеющие перечисленных специальностей.
  • Перечень дополняется лицами, признанными комиссией не годными для несения службы (категория «Д»).
  • Временно сняты с учета солдаты, проходящие срочную службу.
  • Заключенные, пребывающие в местах лишения свободы
  • Мужчины и женщины, достигшие возрастной категории, согласно положению.
  • Граждане, покинувшие пределы государства для постоянного проживания.

Воинский учет в организации

Каждый работодатель обязан вести воинский учет кадров. Это одно из положений закона, поэтому уклонение от подобной деятельности грозит немалым штрафом. Лицо, занимающееся воинским учетом, выбирается, исходя из численности сотрудников компании. Это может быть исполнение обязанностей по совместительству или веденная отдельная штатная единица.

В обязанности лица, ответственного за воинский учет входит постоянное сотрудничество с военным комиссариатом, мониторинг и анализ изменения информации о гражданах, своевременное информирование сотрудников военкомата о смене места жительства или должности работника.

Начинается оформление вновь поступившего сотрудника с того, что уполномоченное лицо собирает сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету. Проверяется наличие военного билета и его подлинность. На каждого работника следует завести персональную карточку. Форма бланка утверждена работодателем, однако, как образец, можно использовать бланки по форме Т-2.

Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными комиссариатами.

Цели и задачи воинского учета

Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях и организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (ДСП, 21 июня 1999 г.).

Должностные лица, виновные в невы­полнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан пре­бывающих в запасе, (т.е. требований вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации) несут ответствен­ность в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в этом отношении предусмотрена как административная, так и уголовная ответст­венность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях и Уголовно - процессуальный кодексом Россий­ской Федерации.

Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государ­ственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобили­зационных людских ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и во­енной службе» и «Положением о воинском учете» исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, ор­ганизации и их должностные лица. Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все ор­ганизации здравоохранения независимо от организационно-правовой при­надлежности.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребываю­щих в запасе в организации издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливаетсяконкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

Число работников по воинскому учету и бронированию ГПЗ определяется исходя из следующих норм:

При наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан - один освобожденный работник;

От 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника;

От 4000 до 7000 граждан - 3 освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан - еще по одному освобожденному работнику.

Расходы, связанные с ведением воинского учета производятся за счет средств организаций.

Воинский учет в организации должен осуществляться постоянно и охва­тывать все категории граждан, подлежащих воинскому учету.

Цели и задачи воинского учета:

Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Рос­сийской Федерации»;


Определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Проведение плановой работы по подготовке необходимых военных спе­циалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения меро­приятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, Воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинскому учету подлежат:

Граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

Граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной Службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной погра­ничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министер­ства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

а) связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, ра­диотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

б) оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

в) картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограммегристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

г) вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

д) полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

е) медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред­ний медицинский и фармацевтический персонал;

ж) радиомеханика - кинорадиомеханики.

Граждане, состоящие на воинском учете, подразделяются на три разряда. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему раз­ряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достиже­ния ими возраста 50 лет;

остальные - до достижения 45 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пре­бывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в от­ставку и снимаются с воинского учета.

Граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельно возраста снимаются с воинского учета с 1 января следующего года. В личных карточках граждан достигших предельного возраста пребывания в запасе делается отметка «снят с воинского учета по возрасту».

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета - обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей

Учитывать следует следующие категории лиц, работающих в организации:

Мужчин, годных по состоянию здоровья к военной службе;

Женщин, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

С мужчинами более или менее понятно, но какие женщины подлежат воинскому учету? Учету подлежат женщины, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

Связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

Картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, фанеры, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

Вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

Полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

Медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;

Радиомеханика - кинорадиомеханики.

Кроме того, воинскому учету подлежат женщины, проходившие службу в Вооруженных Силах РФ, в погранвойсках, во внутренних войсках МВД РФ и т. п.

Причем "запасники" женского пола пребывают в запасе до 45 лет (не имеющие офицерского звания) или до 50 (имеющие офицерское звание).

Воинскому учету не подлежат следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с законом;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Организация учёта

Если в вашей организации состоят на воинском учете от 500 до 2000 граждан, то необходимо решить вопрос об освобождении одного работника специально для ведения работ по воинскому учету и бронированию граждан. Если же количество учитываемых лежит в пределах от 2000 до 4000 граждан, то освобождать следует уже двоих работников и т. д. ну а если у вас менее 500 таких граждан, то работой по учету вполне может заняться кто-нибудь по совместительству. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в органах местного самоуправления и в организациях, производятся за счет средств этих органов и организаций.

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Целесообразным представляется издание приказа руководителя об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Его содержание сводится к следующему:

Организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

Обязанности по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на такого-то;

При убытии в отпуск, командировку или на лечение обязанности такого-то исполняет такой-то.

Согласно пункту 21 положения о воинском учете, для учета граждан в организациях используются личные карточки формы № Т-2 (утв. Госкомстатом России от 06.04.01 № 26), раздел 2 которой содержит сведения о воинском учете.

Основными документами воинского учета являются:

Военный билет или временное удостоверение взамен военного билета (для граждан, пребывающих в запасе);

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для граждан, подлежащим призыву на военную службу);

Военные билеты офицеров запаса (зеленая обложка);

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) (красная обложка).

Документы воинского учета должны, в частности, содержать сведения о семейном положении, образовании, основных антропометрических данных, прохождении военных сборов, владении иностранными языками, наличии военно-учетных и гражданских специальностей, наличии первого спортивного разряда или спортивного звания.
Вся работа по осуществлению воинского учета в организации должна строиться по ежегодно утверждаемым руководителем организации планам, согласованным с военным комиссаром.

При приёме на работу

При заключении трудового договора военнообязанные и подлежащие призыву на военную службу граждане обязаны предъявить работодателю документы воинского учета, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 65 ТК РФ). Как раз в паспорте проставляется отметка военного комиссариата об отношении гражданина к воинской обязанности (п. 13 положения о воинском учете).

При заключении трудового договора работодатель или его уполномоченное лицо, ответственное за военно-учетную работу, должны проверять военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Следует убедиться в наличии указанных документов, в их соответствии паспортным данным, наличии фотографии (и в том, что на ней запечатлен ее владелец). Если предъявлено временное удостоверение, то следует проверить срок действия. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, то их владельцев следует отправить в военный комиссариат по месту воинского учета для уточнения документов воинского учета. При приеме документов воинского учета гражданам выдается расписка.
Следует проверить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Для этого проверяется отметка о приеме на воинский учет:

В военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (страницы 27-31);

В военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" раздела IX "Отметки о приеме и снятии с воинского учета" (страницы 21-24);

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу - штамп военного комиссариата в графе "Принят на воинский учет" раздела II "Прием на воинский учет и снятие с с воинского учета" (страницы 2, 3).
Если у лица, принимаемого на работу, отсутствует отметка о постановке на воинский учет, то необходимо направить гражданина, подлежащего постановке на воинский учет:

Офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу - в военный комиссариат по месту жительства;

Прапорщиков, мичманов, сержантов, солдат и матросов запаса - в военный комиссариат по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

Организации обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу). В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, полное наименование организации, ее адрес и номер контактного телефона.

Сообщение направляется в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на учете. Сообщение отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении с записью в журнале регистрации исходящих документов. Корешок об уведомлении подшивается к копии уведомления. Копия уведомления может храниться как в личном деле работника, так и в папке с копиями исходящей корреспонденции военно-учетного стола.
Однако как быть, если на работу устраивается иногородний гражданин и адрес его военкомата не известен? В таком случае указание адреса становится головной болью работника, потому что обязанностью гражданина является, в частности сообщение "в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования" (подп. "г" п. 10 положения о воинском учете).

Следует помнить, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 01.01.04), гражданам, поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, на время работы в этих организациях предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Перечень государственных организаций и порядок предоставления отсрочки определен постановлением Правительства РФ от 30.12.98 № 1583 (ред. от 17.07.2000).

Документом, подтверждающим право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, является справка, которая выдается гражданину по месту работы руководителем государственной организации. Условием предоставления отсрочки является соответствие специальности молодого специалиста и должности, на которую он принимается на работу. В дальнейшем такая справка для подтверждения права на отсрочку от призыва представляется ежегодно, в августе, в военный комиссариат по месту воинского учета.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.