Как привить ребёнку любовь к чтению. Как привить ребёнку любовь к чтению: личный опыт

Обычно ребятишки очень радуются, когда у них из слогов вдруг получаются слова. Для детей чтение – великое открытие, шаг на более высокий уровень развития. Они горды собой и охотно читают «напоказ». Чтобы привить любовь к чтению, попробуем несколько разных способов.

Способ №1. Любовь к чтению: читаем и играем

Можно взять лист и, рисуя забавных человечков, крупными печатными буквами подписывать их имена. Причем человечков можно называть не только обычными именами, но и смешными: Почемучка, Зазнайка, Редиска... Рисуйте зверей, дома, предметы и подписывайте их названия, а малыш пусть читает.

Крупными буквами напишите два столбика слов. Первый – названия животных (лошадь, корова, кошка…), второй – детеныши (котенок, жеребенок, теленок…). Малыш берет в руки карандаш, читает слова и соединяет линией «маму» с ее детенышем. Таких игр-путаниц можно придумать много: деревья и плоды, кто как «говорит», кто что ест и т.п.

Включайте возможность прочесть что-то в любую ролевую игру с малышом. Играете в машинки – устройте остановки с написанными на карточках названиями: «Цветочная», «Веселая», «Солнечная». Для игр в магазин используйте заменители продуктов – карточки с их названиями. «Дайте мне, пожалуйста, яблоко и апельсин»: малыш отыскивает нужные карточки и выдает «покупателю».

Не забывайте о чтении вывесок на улицах, ценников в магазинах, рекламных щитов. Ребенок видит практическую пользу от умения читать – теперь он сам, без помощи взрослых может получать много новой информации об окружающем мире.

Способ №2. Любовь к чтению: веселые буквы

Для ребятишек, которые недавно освоили грамоту, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей языка. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Уместно будет вспомнить стихотворение «Кит и кот» Б. Заходера. Удивитесь вместе с ребенком, какая вышла путаница всего-то из-за одной буковки!

Очень полезно разгадывать с малышом детские кроссворды, ребусы, шарады. Интересно отыскать спрятавшееся слово в бессмысленном, на первый взгляд, наборе букв. Действительно, ну что такое «шама»? Оказывается, если поменять слоги местами, то получится «Маша». Такие смешные игры нравятся ребятишкам, и они с удовольствием в них играют. Предложите малышу читать слова «задом наперед». Это полезное упражнение для тех маленьких чтецов, которые не дочитывают, а «додумывают» окончания.

Совет психолога
Родителям надо очень бережно относиться к ребенку, только-только научившемуся немного читать. И не торопить его переходить от чтения отдельных слов к предложениям и текстам. Так уж устроены малыши-дошкольники, что удовольствие им доставляет та работа, с которой они могут легко справиться. Если морально давить на ребенка, регулярно усаживая его за книжку и заставляя биться над непонятным текстом, то можно отбить у него интерес к чтению на долгие годы.
Вывод напрашивается сам собой: не нужно спешить. Пусть этап чтения слов длится так долго, как того захочет малыш. Постепенно вводите словосочетания, простые предложения. И только тогда, когда кроха будет легко с ними справляться, переходите к чтению коротеньких текстов.

Способ №3. Любовь к чтению: загадочные письма

У детей чтение всевозможных посланий идет на ура. Конверт можно тихонечко подсунуть в почтовый ящик утром, по пути на работу, а вечером торжественно выудить его оттуда вместе с малышом. В этих письмах – всего несколько строчек крупными печатными буквами (лучше набирать на компьютере), но обязательно о чем-нибудь интересном. Например, сообщение о том, что вы очень любите своего сына или дочурку, или о том, что взяли билеты в цирк, или купили ребенку интересную книгу. Или о секретном месте в квартире, где спрятан сюрприз. Писать можно от своего имени или подписывать послания именами сказочных героев, или вообще выдуманных персонажей. Подобная игра будет долго занимать малыша.

Наверняка ребенку захочется прочитать суперсекретное письмо, которое так засекречено, что слов на бумаге совершенно не видно. Предварительно напишите такое письмо молоком или лимонным соком, обмакивая в него ватную палочку, и высушите. Чтобы буквы проявились, бумагу нужно прогладить утюгом (до тех пор, пока не проступят коричневатые буквы).

Способ №4. Любовь к чтению: книжки-самоделки

Если ребенок отказывается читать «покупные» книжки, попробуйте заинтересовать его книжками-самоделками. Возьмите альбом и пишите в нем от руки крупными буквами небольшие тексты. Если сможете и рисунки нарисовать (очень упрощенные, даже карикатурные) – вообще замечательно! Какие тексты можно писать в таких самодельных книжках? Такие, которые читать будет интересно. Например, дети любят читать докучные сказки. Знаете такие? «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сначала?» Прочитали сказку и опять читаем сначала, пока не надоест. Или вот еще: «Жили-дружили Кот и Воркот. Ели они с одного стола, в окошко глядели с одного угла. Гулять уходили с одного крыльца. Не сказать ли сказку с конца?» А вот вам веселые рифмовки для книжки с «заблудившимися» буквами. Ребятишки их просто обожают!

Я однажды на обед
Белку съел и винегрет.

И у речки, и в лесу
Я пасу свою косу.

Выпал снег в конце недели,
Лапки все скорей надели.

(Ю. Каспарова)


Можно писать короткие познавательные тексты с недлинными предложениями о животных, растениях, о вашем городе, стране. Если ребенок читает достаточно уверенно, попробуйте в некоторых словах менять буквы местами. Чтобы маленький чтец находил такие ошибки и переставлял буквы правильно. Это будет способствовать более осознанному чтению. Сначала будем самодельные книжки читать, а там, глядишь, и обычными заинтересуемся…

Способ №5. Любовь к чтению: совместное чтение

Одно из главных условий «читающего ребенка» – читающие родители. В доме, где малыш с раннего детства видит взрослых с книгами в руках, где вечерние чтения перед сном были приятным ритуалом, нечитающие дети – большая редкость.

Хороший способ ненавязчиво привить любовь к чтению – читать с ребенком по очереди. Допустим, читаете вы ребенку книжку перед сном. Выберите специально такую, где очень крупный шрифт. В какой-то момент говорим ему: «Что-то я плохо вижу, что здесь написано. Может, ты сможешь прочитать?» или «Устали глаза… Почитай немножко ты, а потом я продолжу». Вот так и читаем по очереди: кусочек вы, кусочек – ребенок. Ребятишки с удовольствием включаются в игру.

И, конечно, почаще заходите вместе с малышом в книжные магазины. Давайте ребенку возможность самому выбирать себе книги. Запишите его в детскую библиотеку и заглядывайте туда время от времени. Поддерживайте его интерес к чтению любыми способами. И непременно устройте праздник Первой Самостоятельно Прочитанной Книжки, чтобы это событие вызывало у малыша приятные ассоциации. Постарайтесь сделать путь малыша в мир книг интересным и увлекательным. У вас все обязательно получится!

Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой…

Как же воспитать настоящего читателя?

Новое поколение выбирает

Когда моей младшей дочке исполнился годик, в день рожденья мы решили погадать о ее судьбе. На диване разложили несколько предметов, которые символизировали собой жизненные приоритеты. Дискета означала компьютерную грамотность, кукла была образом материнства, пяльцы символизировали рукоделие, книжка – любовь к чтению и науке, расческа – кокетство, кисточка – художественное творчество, долларовая бумажка, понятное дело, финансовую обеспеченность. Даша бодрым шагом подошла к этому изобилию, схватила книжку и пошла в уголок – «читать». Не без труда девочку вытащили из угла выбирать дальше. После долгих сомнений ребенок взял кисточку, а потом – пяльцы для вышивания. В общем, получился образ дворянской девушки – образование, искусство, рукоделие.

«Дашуня, может денежку возьмем?» – спросила мама с тайной надеждой на безбедную старость. Но девочка была тверда и от дальнейших «подарков» судьбы отказалась. «Ну, надо же, – сказала моя приятельница, – такая маленькая, а как к книжкам тянется».

И со вздохом добавила. – А мой балбес в двенадцать лет ничего, кроме компьютера и телевизора, видеть не хочет. Читает только по школьной программе, больше никаких книжек видеть не хочет, даже лишнюю строчку не прочтет, если не задавали. И как его заставить читать, не представляю...

Конечно, наше гаданье было шуточным, но для современных детей проблема чтения стоит довольно серьезно. Психологи, родители и педагоги бьют тревогу: дети и подростки не хотят читать! Между тем, любовь к книге прививается с самых младых ногтей, и уже в возрасте года-полутора ребенок вполне может стать настоящим читателем, пока, конечно, с вашей помощью. Итак, как подружить малышку с книжкой? Что и как читать самым маленьким, как помочь крохе полюбить удивительный мир книги?

Когда начинать?

Начать знакомство крохи с сокровищницей мировой литературы можно еще до рождения. Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что с двадцатой недели внутриутробной жизни младенец способен слышать. Обычно, правда, будущие родители предпочитают слушать с малышом любимую музыку, чем читать вслух. Но ребенку в материнской утробе обязательно нужно слушать человеческую речь – и живую, обращенную к нему, и литературные тексты.

Когда я была беременна старшей дочкой, мы с мужем довольно много читали вслух Пушкина. Читали и потом – уже когда она родилась. И любопытно, что под знакомые стихи девочка быстрее успокаивалась, а в пять лет легко выучила длиннющую сказку о царе Салтане. Подчас казалось, что она вспоминает знакомый текст. Вполне вероятно, что так оно и было.

Младшая же наша дочка, находясь в мамином животе, слышала так много разных детских стихов, сказок и песенок, которые мы читали и пели ее сестре, что здесь даже трудно определить ее предпочтения.

Примерно с полугода можно приобщать младенца и к настоящим книгам. Внимательно следите за реакцией малыша: если книжка явно не вызывает у него интереса, лучше немного подождать. Младенец нескольких месяцев от роду вряд ли по-настоящему заинтересуется последними новинками детской литературы. Так что не спешите.

Как правило, книги начинают привлекать карапузов, едва перешагнувших годовой рубеж.

Как читать самым маленьким?

Казалось бы, странный вопрос – бери и читай. Однако, здесь есть свои секреты и особенности. Лучше, если на самых первых порах вы, как это ни парадоксально, вообще обойдетесь без чтения, ведь даже в простых текстах для малыша довольно много незнакомых слов.

Подчас родители жалуются, что ребенок, дескать, не хочет слушать, когда ему читают книжку, в нетерпении перелистывает страницу за страницей, а то и вовсе убегает. Не ругайте малыша за невнимательность и не заставляйте его во что бы то ни стало слушать ваше чтение. Вместо этого представьте себе, что вам читают текст на иностранном языке, который вы понимаете в лучшем случае на четверть. Хорошо, если в наборе незнакомых слов вам удастся хотя бы почувствовать некоторый ритм. Надолго ли хватит вашего терпения?

Постепенно комментарий может расширяться. Сначала – кто изображен на картинке, потом – что он делает, потом – какой он, где, с кем и т.д. Именно так строится наша речь, так слова соединяются в предложение. Когда основные понятия «кто?» и «что делает?» будут усвоены, активно употребляйте предлоги – на, под, снизу, сверху, над, слева, справа и пр. Все это поможет вашему малышу легче ориентироваться в пространстве – как в реальном, так и в изображаемом – и расширит его словарный запас.

Постепенно от комментариев можно переходить к «настоящему» тексту: четверостишьям или коротким (в два-три предложения) подписям под картинками. Хороши в этом отношении сказки В. Сутеева (начать можно, например, с «Трех черных котят» или с «Цыпленка и Утенка»), английские стихи и песенки в переводе С. Маршака, «Цыпленок» К. Чуковского, бессмертные «Игрушки» А. Барто.

Прекрасно, если вы сможете «расцветить» текст танцевальными движениями или простейшей пальчиковой гимнастикой. Например, «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Аты-баты» и т.д. У нас «хитом сезона» было следующее произведение:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

А, может быть, вы и сами придумаете какие-то танцевальные движения?

Старайтесь читать выразительно, пусть даже в сто первый раз. Не спешите, пусть ваша речь будет четкой и в то же время напевной, с яркими интонациями. Для малыша это очень важно, ведь ему гораздо легче и приятнее воспринимать книжный мир не в виде однообразного бормотания, а через красочную жизнь самых различных персонажей.

И самое главное – ваш эмоциональный настрой. Вместе с ребенком удивитесь огромному жирафу и восхититесь пушистой киской. Постарайтесь увидеть все это впервые, глазами малыша. Но для того, чтобы картинки вызывали ваше искреннее восхищение (а иначе нельзя – ведь дети тонко чувствуют фальшь), книги должны быть очень хорошего качества. И здесь мы подходим к сложной проблеме выбора детских книг. Казалось бы, в нынешние времена прилавки магазинов буквально завалены разнообразной книжной продукцией – только покупай. Однако будьте внимательны!

Что читать малышам?

Старайтесь выбирать книжки с качественным переплетом и твердыми картонными страницами, желательно, ламинированными, ведь кроха непременно захочет попробовать такую красоту на зуб.

Для самых маленьких подойдут книжки из пластика и ткани, их можно даже купать, не то, что грызть… Специально для въедливых читателей. Прекрасно, если юный книголюб познакомится с разными фактурами: сейчас стали выпускать книжки, в которые вклеены кусочки ткани, меха, клеенки. Обязательно проводите пальчиками крохи по различным поверхностям, это поможет ему закрепить зрительные образы с помощью тактильных ощущений.

Иллюстрации предпочтительнее достаточно крупные, яркие, но при этом без многочисленных мелких деталей, и уж, конечно, узнаваемые. Если вы сами сомневаетесь в том, кто изображен на картинке – то ли зайка, то ли киска, а, может быть, и мышка, такую книгу не стоит показывать ребенку. Хорошо, если вам удастся найти книги с изображением повседневных вещей, которые малыш видит вокруг себя. Дело в том, что как раз в возрасте года-полутора кроха учится соотносить изображение с реальным объектом. Чем картинка будет ближе к действительности, тем легче и скорее пройдет этот процесс. Согласитесь, довольно трудно соотнести реальную домашнюю кошку, которая мурлычет, ходит на четырех лапах и трется головой о ноги хозяйки, с неизвестным науке зверем в сарафане и кокошнике. Какими бы вам ни казались умилительными и милыми эти картинки, оставьте их на потом.

Рекомендую серию «Моя первая книжка», выпущенную издательством «Росмэн». В серию вошли книги «Слова», «Я учусь», «Техника», «Это я», «Животные», «Времена года», «Буквы», «Цифры». Это книжки небольшого формата (а значит, их удобно брать с собой в поездку, в поликлинику или на прогулку) с гладкими картонными страницами. На каждой странице – несколько тематически подобранных фотографий и подписей к ним.

Если эти ли другие книги по каким-то причинам недоступны, можно сделать их самостоятельно (я делала такие «пособия» для старшей дочки, когда в продаже еще было мало подобных материалов). Для начала запаситесь старыми журналами, книжками, открытками, каталогами автомобилей, одежды и мебели. Вырежьте из них подходящие картинки и разложите по тематическим папкам: например, интерьер, человек, животные, природа, времена года и пр. Эти картинки можно вклеивать в альбомы для рисования или использовать фотоальбомы. В каждый кармашек фотоальбома вложите карточку из белого картона размером 10х15 см. С обеих сторон теперь можно вставлять в прозрачный кармашек картинки и менять их по своему усмотрению. Это даже удобнее, чем наклеивать их в большой альбом. Картинки можно подписывать, а можно этого и не делать – как вам больше нравится.

Кроме ярких иллюстраций и прочного переплета, в книжках есть и содержание. А оно, увы, часто оставляет желать лучшего. Перелистывая в магазине книгу, прочтите несколько случайно открытых строк. Порой в детских текстах встречаются такие перлы, на которых не стоит знакомить малыша с литературой.

Например, мне как-то попались на глаза такие вирши:

  • Пошла коза на огород за листьями капустными,
  • Капусту козочка жует, а настроенье грустное.
  • Наверно, очень нелегко козе дается молоко.

Или такие: - Почему собачка злая ходит, хвостиком виляя? - Или хвостик так обучен, или плохо он прикручен.

Впечатляет, правда? Как говорится, без комментариев...

Кстати, иногда книжки попадают к нам в дом в виде подарков. И у дарителей не всегда есть возможность подробно изучить в магазине детскую литературу: нередко на бегу хватается первая попавшаяся яркая книженция, которая потом торжественно вручается карапузу. В этом случае постарайтесь, прежде чем печатная продукция попадет в руки вашего чада, хотя бы бегло ее просмотреть. Подчас картинки в книге неплохи, но содержание оставляет желать лучшего. В этом случае, лучше обойтись вообще без чтения, ограничившись своими комментариями к рисункам. Кстати, будет неплохо, если свои комментарии вы наберете на компьютере, распечатаете и приклеите внизу страницы. Ведь дети очень ревностно относятся к точному воспроизведению текста. Начав говорить, они непременно будут вас поправлять, если вы хоть чуть-чуть отклонитесь от собственного оригинала. Так что комментарии лучше увековечить.

Выбирая книги для малыша, ориентируйтесь на классические детские произведения. Подойдут простые народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Машенька и медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Возможно, в порыве ностальгии вам захочется перечитать «Усатый-полосатый» или «Дом, который построил Джек» С. Маршака или стихи и сказки К. Чуковского («Телефон», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Бутерброд», «Слониха читает») и пр.

Любимые книги зачитываются до дыр. Вполне возможно, что ребенок «западет» на одну-две книжки и будет требовать их читать по пятнадцать раз в день. Смиритесь. Для того, чтобы прожить, прочувствовать тот или иной сюжет, детям необходимо прослушать его не раз и не два.

Отличный способ закрепить и по-новому увидеть знакомую сказку – показать ее в домашнем кукольном театре. Например, у нас сложилась такая традиция: вся семья по воскресеньям собирается в импровизированном зрительном зале, и каждый по очереди показывает всем остальным какую-то сказку.

Экзамены отменяются!

Конечно, вам обязательно захочется проверить, что усвоил малыш из ваших объяснений, запомнил ли он, где пресловутая киска, отличит ли он ее теперь от коровы.

По большей части это касается так называемой обучающей литературы: книг, предназначенных специально для изучения цветов, форм, размеров, противоположностей и пр.

И каждой маме хочется порой блеснуть перед родными и знакомыми необычайной эрудицией своего крохи (особенно, если речь идет о первенце). Однако не злоупотребляйте ролью строгого экзаменатора! Вполне возможно, что ребенок совсем не настроен отвечать вам, хотя он прекрасно знает, что от него требуют. Сейчас для него самое важное – впитывать максимальное количество информации о мире, а перерабатывать и анализировать ее он будет потом, когда придет время.

И вообще, постарайтесь не нагружать кроху дидактической литературой. Он сейчас учится чувствовать, принимать образ в целом, а не отдельные его части. Поэтому если вы невзначай упомянете, что тот кубик, к которому сейчас тянется малыш, желтого цвета, он скорее запомнит этот факт, чем если вы целенаправленно будете «читать» с ним книги о различных цветах.

Вместо «экзаменов» попробуйте лучше обсудить и пересказать вместе только что прочитанный текст. Принцип построения пересказа – точно такой же, как комментирования картинок. Сначала «кто тут?» Это называние, самое первое речевое обобщение. Потом «что делает?» Если малыш еще не очень хорошо говорит, не бойтесь лишний раз повторить ответ вместо него. Вскоре, возможно, он повторит ваш ответ на своем «инопланетянском» языке или покажет пальчиком. И то, и другое – это настоящее участие в разговоре!

Авторитет книги должен подкрепляться и в ролевых играх, которые кроха постепенно начинает осваивать. Пусть он «почитает» любимую книжку своим куклам, мишкам или зайчикам. А, может быть, в роли благодарного слушателя выступит вернувшийся с работы папа? Обратите внимание, иногда в «чтении» малыша можно услышать явный стихотворный ритм и мелькающие в нем знакомые слова. Это означает, что кроха чувствует ритм речи и пытается его воспроизвести. Стремление «читать понарошку» следует всячески поддерживать у ребенка, это очень важный момент.

Что новенького?

Нередко малыш сколько угодно согласен слушать привычные рассказы по картинкам, но наотрез отказывается знакомиться с новыми книгами. Все очень просто: дети – величайшие в мире консерваторы, и любят они то, что им хорошо знакомо. Значит, нужно помочь войти новым текстам в вашу повседневную жизнь. Заранее выучите несколько новых стихотворений, к которым вы собираетесь приобщить малыша, и читайте их наизусть во время купанья, еды, прогулки и т.д. Если на заучивание стихов времени не хватает, можно распечатать небольшие тексты на принтере (или даже написать их от руки) и развесить тексты по квартире. Тогда можно будет читать, не отрываясь от домашних дел. После такой подготовки ребенку будет гораздо легче воспринять текст в книге.

Можно заранее отметить карандашом самые главные моменты в тексте и начинать чтение с них, попутно объясняя и комментируя сюжет по картинке. Показывайте пальчиком малыша то, на что вы хотите обратить его внимание. Постепенно объем текста будет расширяться, и ребенок сможет с интересом его воспринимать. Если вы в первый и даже в пятый раз не доберетесь до конца – ничего страшного, когда-нибудь это все равно произойдет!

И, конечно, лучший способ познакомить малыша с новым текстом – это игра. Показывая крохе новую игрушку, прочтите о ней коротенькое стихотворенье. Можно устроить и простейшие инсценировки, в которых могут участвовать как игрушки, так и сам малыш. Например, он с удовольствием изобразит качающегося бычка, готового вот-вот упасть с шаткой доски. Или пожалеет и «вылечит» мишку с оторванной лапой. Или покажет, как плюшевый кот не поместился в игрушечный грузовик и перевернул его. Такое «театральное действо» поможет егозе на собственном опыте понять смысл стихотворения.

Постепенно юный читатель сам начнет принимать участие в процессе. Попробуйте, например, читая знакомое стихотворенье, в конце строки перед последним словом сделать паузу. Вполне вероятно, кроха сам закончит строчку. Начинать можно с самых простых, звукоподражательных стихов. Например, таких:

  • Наши уточки с утра – КРЯ, КРЯ, КРЯ,
  • Наши гуси у пруда – ГА, ГА, ГА,
  • Наш индюк среди двора – БАЛ-БАЛ-ДА.
  • Наши гуленьки вверху – ГРУ-РУ-РУ.
  • Наши курочки в окно – КО-КО-КО.
  • А как Петя-петушок рано-рано поутру
  • Нам споет КУ-КА-РЕ-КУ!

Книги и…?

Для приобщения малыша к миру книг очень важна общая атмосфера дома. Если ребенок видит, что мама не читает ничего, кроме журналов мод или сборника кулинарных рецептов, а папа все свободное время сидит перед телевизором или играет в компьютерные игры, трудно представить, что крохе захочется взять в руки книгу. И уж тем более стать завзятым книголюбом. Так что начинаем, как обычно, с себя…

Можно ли совмещать процесс чтения еще с чем-нибудь?

В то время, когда вы собираетесь почитать малышу книжку, необходимо выключить магнитофон и телевизор, чтобы они не отвлекали ребенка от процесса чтения. Исключением может быть разве что негромкая классическая музыка, специально заранее подобранная под сюжет книги.

А вот диафильмы, наоборот, помогут заинтересовать непоседливого читателя. Почему-то они пользуются неизменным успехом даже у самых искушенных в современной технике малышей. Есть, правда, одна сложность: диапроекторы стали сейчас большой редкостью. Но если вам достался по наследству этот «волшебный фонарь», обязательно используйте его по назначению.

Сама атмосфера таинственного приготовления, белый экран и волшебный луч диапроектора настраивают малыша на что-то необычное и увлекательное. Кадры в диафильмах сменяются быстрее, чем страницы в книге, поэтому видеоряд, подкрепляющий литературный текст, получается более живым и насыщенным. В отличие от настоящих мультфильмов, кадр диафильма можно рассматривать сколько угодно, самим регулируя скорость показа. Вполне возможно, что кроха и сам вскоре захочет прокомментировать «мультик на стене». Обязательно дайте ему попробовать это сделать.

Будьте терпеливы и внимательны, и первые шаги в огромном мире художественной литературы ваш малыш сделает легко и с удовольствием. И, поверьте, ваши сегодняшние усилия потом окупятся сторицей.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Родители беспокоятся за счастье детей. Старшее поколение надеется, что их потомки будут здоровы, успешны и умны. Именно поэтому мама с папой стараются быть разборчивыми в выборе спортивных секций, а также прививать ребенку любовь к чтению.

Зачем нужно прививать ребенку любовь к чтению

Стремление к новым знаниям определяет будущий успех ребенка. Каждый вид деятельности влияет на личность ребенка и развитие его навыков: занятия спортом укрепляют здоровье и силу воли, интеллектуальные игры развивают логику и мышление, а чтение воспитывает нравственность, формирует убеждения, мировоззрение, ценности.

Детей стоит приучать к чтению, потому что книги:

  • расширяют кругозор;
  • положительно влияют на развитие эстетики и формирование вкусов;
  • развивают образное и логическое мышление;
  • расширяют словарный запас;
  • развивают память;
  • влияют на развитие речи.

Как вдохновить ребенка читать

1. Не заставляйте

Чтобы ребенок проявил подлинный интерес к литературе, он должен появиться изнутри. Родительское давление, особенно в малом возрасте, лишь принесет дискомфорт и негатив.

Если ребенок пока не желает читать и вообще оставаться с книгой наедине, ничего страшного. В это время вы можете сами сесть за книгу, показывая положительный пример. Как только любознательный малыш начнет вас расспрашивать, что вы такое читаете, отвечайте на все его вопросы. Расскажите ребенку, что у вас в руках, почему книга вас зацепила. Будьте хитрее. Если вы купили ребенку книжку, то пусть ее обложка будет яркой, а первым читателем будет сама мама.

Более того, позвольте малышу самому делать выбор. Каждая книга несет свою пользу. И даже если ребенок попросит вас купить ему комикс, не отказывайте. Ведь именно интересные книжки с картинками станут проводниками к серьезной и увлекательной классике в будущем.

2. Читайте вслух, начиная с рождения ребенка

Возможно, ребенок не разбирает многие конструкции и понятия слов, но стихотворения и сказки, которые читают родители, создают чувство близости и безопасности. С 10 месяцев у ребенка формируется словарный запас, и чем раньше вы начнете над этим работать, тем насыщеннее он будет.

Только не переусердствуйте. Внимание ребенка в этом возрасте держится не дольше четырех минут, а в три года это цифра вырастет до 20 минут. Не торопитесь — всему свое время.

3. Сделайте чтение увлекательным

Превратите чтение и саму покупку книги в игру. Придя в магазин, дайте малышу корзину и разрешите самому выбрать книгу. Или садитесь за книжку с чаем и сладостями и читайте по ролям. Создайте ребенку комфортную среду.

4. Не торопитесь

Знакомство с книгой должно происходить постепенно. Начинать стоит с небольших историй, постепенно увеличивая нагрузку. Чтение будет не длительным, зато регулярным.

Это касается и родителей. Согласитесь, очень странно, когда нечитающие родители пытаются пристрастить детей к литературе. Это сродни курящим родителям, которые отговаривают детей от сигареты. Не будьте курильщиками — будьте книгофилами. Ну хотя бы 20 минут в день. Главное, чтобы ребенок видел пример.

5. Учите стихи

До 8 лет ребенок поглощает информацию с бешеной скоростью и интересом. Поэтому даже удивляться не стоит, что заучивать стихи в этом возрасте очень легко. А вот к средней школе это становится уже сложнее.

По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , книги регулярно читают 28% всех детей в возрасте до 15 лет. При этом в период от 10 до 15 лет книгоманов становится все меньше. Дело не в желании, а в школьной нагрузке, которой с каждым классом становится больше. Поэтому дети если и выбирают литературу, то либо «практичную», либо «развлекательную». «Душевная» поэзия же остается за рамками детских интересов. Поэтому если и прививать любовь к стихам, то стоит это делать с детства. Пусть и маленькими шажками, но регулярными.

6. Создайте круг по интересам

Если у вашего ребенка есть друг, которого родители также приучают к чтению, приглашайте их в гости. Ребенку будет интереснее заниматься чтением в компании ровесника. Можно превратить это, например, в кружок коллекционеров, где экспонатами будут книги. Предложите ребятам собрать свою собственную библиотеку.

Соберите домашнюю библиотеку детских книг

7. Читайте бумажные версии

Обратите внимание на формат книги. Нет ничего плохого в электронных форматах, вроде планшета или e-book, но читать с яркого экрана на ночь точно не рекомендуется. Дело в том, что устройства подавляют выработку мелатонина — ночного гормона, отвечающего за режим. Поэтому что касается формата, делайте упор на бумажные носители.

Любое знакомство с литературой в нашей жизни начиналось с фольклора, а именно с русских народных сказок, где героями являются величественные богатыри, загадочная Баба Яга и эпичный трехглавый Змей Горыныч.

«Сказки 3/9 царства» продолжают традиционные сюжеты, сохранив народный колорит, дух приключений и мораль. Авторы добавили яркие иллюстрации, занимательные диалоги и понятные истории героев, благодаря которым ребенок может чему-то научиться.

«Эх, Вовка!»

Хулиганская жизнь из знаменитых дворовых историй приобрела бумажный и приличный вид. «Эх, Вовка!» — это сборник веселых и поучительных историй, рассказывающий о нелегкостях школьной жизни.

Неожиданная двойка, прогулянные уроки и крепкая дружба— все это собирательный образ весельчака, который любит беззаботную жизнь.

«Сказки страны Фантазёрии»

Отличные сказки, как выяснилось, пишут и в наше противоречивое время. «Сказки страны Фантазёрии» — это классический сборник авторских сказок, который берет за основу наш современный быт с его ценностями и русские сказки с их душой и добротой.

«Улетные приключения с Жевжиком»

Продолжая историю с Жевжиком, обаятельным инопланетянином из журнала «Непоседа», компания «Юнилайн» решила посвятить этому фиолетовому кумиру целую книгу.

Новые приключения посвящены знакомству мальчишки Непоседы и внеземного гостя. Вместе они раскроют тайны космической жизни, а также узнают, что такое настоящая дружба.

Более того, авторы продолжают встраивать в свои произведения дополненную реальность. Поэтому в конце книги есть «Дневник Жевжика». Скачайте бесплатное приложение на смартфон, наведите камеру на страницы книги и дневник оживет.

Почему дети не хотят читать

Ольга Юрьевна Юткина, детский психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития: «Родители, обращаясь за помощью к психологу или педагогу, часто говорят об одной и той же проблеме: ребенок ленив, ему неинтересны книги, он постоянно отвлекается на мультфильмы и игры и т. д. Но все эти проблемы означают только одно: вы выбрали неверный способ или неподходящее время для науки чтения. Желание научиться читать наступает в жизни малыша к 6-7 годам, т. е. к тому моменту, когда родители должны задуматься о подготовке ребенка к школьному обучению».

Итак, перед нами идеальный «материал» - первоклассник, из которого мы собираемся сделать если уж не отчаянного книголюба, так хотя бы ценителя книг. Родителям придется постараться, чтобы это процесс был легким и приятным для малыша.

Оксана Юрьевна Москвина, учитель русского языка и литературы: «Очень важно понимать возможности младшеклассника: он вроде бы уже и школьник, но в то же время ему трудно долго усидеть на месте. Если ему скучно, он быстро теряет интерес к занятию. Младшеклассника по-прежнему, как в детском саду, привлекают яркие картинки. Тем не менее, книги должны нести определенную воспитательную идею, а также участвовать в образовательном процессе: пополнять словарный запас школьника и расширять его кругозор».

Ребенок начнет получать максимальную пользу от книг только в том случае, если он сам почувствует важность и увлекательность чтения.

О чем должны помнить родители:

  • Обязательно регулярно занимайтесь с ребенком. Чтение в этом возрасте – пока что работа не самая простая, которой можно увлекаться время от времени. Но помните: это не должно быть обязанностью, и уж тем более наказанием.
  • Чаще заходите в книжные магазины с сыном или дочкой и совместно выбирайте книги. Это поможет подобрать интересные и понятные книги именно для вашего ребенка. Заодно выясните, какие темы его могут заинтересовать.
  • Конечно же, вам придется выбирать детские книги самостоятельно. В подарок, например. Прежде чем сделать покупку, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, понравится ли такая тема вашему ребенку. Очевидно, что дочке, обожающей принцесс, книга о маяках и кораблях вряд ли придется по вкусу.
  • Отдавайте предпочтение красочным иллюстрированным книгам с захватывающими и позитивными сюжетами – это беспроигрышный вариант.
  • Устраивайте «сеансы чтения» в дружественной и спокойной атмосфере: пусть ребенок привыкнет, что общение с книгой – это радость и позитив. После каждой прочитанной книги должен оставаться «приятный» вкус от сюжета.
  • Хвалите юного чтеца не только за книги, но и за каждую прочитанную строчку на улице, ведь одна из главных причин нежелания читать – отсутствие позитива и похвалы.
  • При необходимости объясняйте смысл сложных для ребенка моментов: ясное понимание прочитанного текста усилит желание продолжать начатое.

На собственном примере

Елена Викторовна Учайкина, филолог, ведущая сообщества «Правильная речь» в «Фейсбуке»: «Вряд ли ребенок полюбит книги, если родители сами не читают. Неважно, что у вас есть уважительные причины: сверхурочная работа и загруженность бытом. Ребенка не обманешь! Нет смысла живописать ему пользу чтения, если пульт от телевизора в ваших руках он видит чаще, чем книгу – он просто вам не поверит».

Чаще появляйтесь перед ребенком с книгой в руках. Придет время, и он поинтересуется, чем это вы так увлечены. И тогда ловите момент и рассказывайте о тайнах, которые открывают вам книги. И не забудьте пригласить ребенка в свой семейный клуб любителей чтения.

Читайте настоящие книги

Многие любители чтения предпочитают пользоваться электронными книгами и планшетами. Это удобно, практично и современно. Но не для тех, кто только начинает погружаться в мир чтения.

Максим Анатольевич Макаренков, писатель, разработчик программы творческого развития: «Если хотите показать пример ребенку, отложите в сторону гаджет и возьмите бумажную книгу. Электронный девайс не будет ассоциироваться у ребенка с чтением. Для него это окно в мир готовых визуальных образов, мультиков и игр, но не увлекательных историй, которые надо прочитать».

Поощряйте детскую фантазию

Наблюдайте за реакцией ребенка на прочитанную вами книгу. Если слушатель впечатлен, вы сможете сориентироваться, какие темы и сюжеты ему интересны. Обсуждайте истории, интригуйте, выслушивайте сказки, придуманные самим ребенком. Дети – большие выдумщики. Не лишайте их этой возможности, подыграйте, дайте ребенку проявить свои фантазии. Для этого постарайтесь приобрести побольше литературы с красочными иллюстрациями: это подогреет интерес к чтению и поможет включить воображение.

Простимулируйте малыша, который пока еще не умеет читать, на основе картинок придумывать свои собственные истории. А если вам удастся завести семейную традицию «час для чтения», то ребенок очень быстро к ней приобщится.

Книжный рай: книгу скорее выбирай!

Оксана Юрьевна Москвина: «Предоставьте возможность ребенку выбрать ту книгу, которая его заинтересует обложкой, иллюстрациями. Ему захочется рассмотреть красочные картинки, а потом и узнать сюжет. Какую книгу предложить ребенку 7-10 лет, чтобы увлечь его? Конечно, абсолютного ответа на этот вопрос не существует, но все же можно перечислить произведения, которые способны приучить младшего школьника к самостоятельному чтению и вызвать огромный интерес к литературе».

Вашего ребенка заинтересуют:

  • Сказки народов мира.
  • Книги Астрид Линдгрен. Невероятно интересные и поучительные истории, например, «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги».
  • Истории про Муми-Троллей Туве Янссон. Это цикл про семью, дружбу и взаимовыручку.
  • Произведения В.Ю. Драгунского: стоит прочитать весь цикл «Денискиных рассказов», куда входят «Заколдованная буква», «Похититель собак», «Чики-брык» и т. д.
  • М.М. Зощенко: цикл интереснейших рассказов о Лёле и Миньке.
  • Н.Н. Носов – «Витя Малеев в школе и дома», В.В. Медведев – «Баранкин, будь человеком!», Ян. Л. Ларри – «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  • Сказки Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
  • В.И. Даль – «Старик-годовик», «Девочка Снегурочка».
  • А.Погорельский – «Черная курица».
  • А.М. Волков – «Волшебник изумрудного города».
  • В.П. Катаев – «Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
  • С.В. Михалков – «Праздник непослушания».
  • Э.Н. Успенский – «25 профессий Маши Филиппенко», «Дядя Федор, пес и кот» и др.
  • С.Г. Георгиев – «Кораблик», «Янка», «Золотое сердце» и др.
  • Т.В. Бокова – «Силач маленького роста», «На что похоже солнце?»; «Кошка с ложкой» и др.
  • М.М. Лукашкина – «Плохие и хорошие», «Стойка на руках на уроке ботаники», «День и ночь: противоположности» и др.
  • Свен Нурдквист: целый цикл книг о приключениях Петсона и Финдуса.
  • Томи Унгерер – «Приключения семейки Хрюллопс», «Криктор», «Эмиль. Добрый осьминог».
  • Эрик Карл – «Очень голодная гусеница», «Снежный сон», «Грубиянка в крапинку».

Это лишь минимальный список книг. Научитесь выбирать нужных авторов, ориентируясь на детские вкусы, качество художественного текста и возраст ребенка.

Максим Анатольевич Макаренков: «Если ребенок заинтересовался, не ориентируйтесь на возрастные маркировки! Пролистайте книгу сами, если в ней нет явно неподходящих описаний и идей, пусть читает. «Он не поймёт» – не аргумент. Поймет, но что-то свое. Если придет к вам и попросит объяснить прочитанное, вы – счастливый человек».

(4 голоса : 3.75 из 5 )

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо - это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг - это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.