Как принять на работу иностранца. Прием на работу граждан узбекистана Что делать, когда закончился патент


Вернуться назад на

Каковы требования к приему на работу гражданина Узбекистана

Как известно, чтобы гражданину Узбекистана въехать на территорию России, виза не нужна. Однако при пересечении государственной границы они заполняют миграционную карту. В ней ставится отметка о дате, цели въезда и периоде, на протяжении которого гражданин Узбекистана имеет право находиться в России.

Для приема на работу граждан Узбекистана не нужно получать разрешение на их привлечение (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Единственное, что может потребоваться – это после въезда в Россию поставить работника из Узбекистана на миграционный учет и уведомить соответствующий орган ФМС о заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином Узбекистана.

Как оформить прием на работу гражданина Узбекистана

Гражданин Узбекистана, чтобы устроиться на работу в России должен иметь патент. Патент не оформляет только гражданин Узбекистана, который является высококвалифицированным специалистом либо обучается по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по имеющей государственную аккредитацию основной профессиональной образовательной программе. Высококвалифицированный специалист из Узбекистана должен получать не патент, а разрешение на работу.

Чтобы получить патент гражданин Узбекистана должен обратиться в ФМС России, написать соответствующее заявление и приложить к нему следующие документы:

Документ, удостоверяющий личность;

Миграционную карту с указанием цели въезда «работа»;

Полис ДМС на срок осуществления трудовой деятельности;

Справки об отсутствии заболевания наркоманией и отсутствии инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции;

Документ о знании русского языка, истории России и основ законодательства РФ;

Документ о постановке на учет по месту пребывания.

Это от имени иностранного работника может сделать его представитель, например сотрудник работодателя.

Проверьте, чтобы должность, указанная в патенте, совпадала с должностью, на которую вы собираетесь принять работника из Узбекистана. По общему правилу он не имеет права трудиться по другой профессии, специальности или должности, чем та, что указана в патенте.

Исключение составляет случай, когда в связи с производственной необходимостью работника нужно временно перевести на другую работу. Это можно делать с частотой не более одного раза в год. И срок перевода не может превышать одного месяца (ст. 327.4 ТК РФ).

Когда будете заключать трудовой договор с гражданином Узбекистана, то наряду с обязательными условиями не забудьте указать реквизиты полиса ДМС либо договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного между работодателем и медицинской организацией.

Проверьте и сам полис ДМС или договор медицинского страхования. Он должен предусматривать возможность оказания иностранцу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.1, 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с гражданином Узбекистана можете заключить как на неопределенный срок, так и на определенный срок, если для этого есть основания (ч. пятая ст. 327.1 ТК РФ).

Как уведомить госорганы о приеме на работу гражданина Узбекистана

О заключении трудового или гражданского договора с гражданином Узбекистана вы должны уведомить соответствующий территориальный орган ФМС России. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с момента приема на работу гражданина Узбекистана.

Но иностранцы в отличие от россиян при трудоустройстве должны предъявить своему будущему работодателю, кроме прочих, документы, подтверждающие их право трудиться в РФ. Это может быть разрешение на работу для иностранных граждан, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Оформление иностранцев на работу в 2017 году, как и прежде, предполагает оформление с ними . В нем помимо обычных сведений о работнике таких, как ФИО и данных его документа удостоверяющего личность, должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего его право трудиться в РФ.

При этом ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с иностранцами на неопределенный срок. А если документ, позволяющий иностранному гражданину работать в России, перестанет действовать, то работодатель сможет его . Такое основание для увольнения иностранного работника прямо поименовано в ТК РФ.

Высококвалифицированные иностранные специалисты - 2017

Высококвалифицированные иностранные специалисты - это отдельная категория иностранных граждан. имеет свою специфику. Они могут получить только после того, как с ними будет заключен трудовой договор. Но этот договор вступит в силу тогда, когда будет выдано разрешение.

НДФЛ с доходов иностранных граждан

Ставка, по которой исчисляется , по общему правилу зависит от его статуса - резидент или нерезидент. Для нерезидентов она, естественно, выше и составляет 30%. Однако иностранцы определенных категорий должны платить НДФЛ с доходов от трудовой деятельности по ставке 13%. А именно:

  • граждане стран-членов ЕАЭС;
  • беженцы;
  • иностранцы, получившие временное убежище в РФ;
  • высококвалифицированные специалисты из числа временно пребывающих в РФ;
  • и др.

Кстати, НДФЛ с доходов временно пребывающих иностранцев, работающих в РФ на основании патента, уплаченные этими работниками по патенту.

Ежегодно в населенные пункт РФ, особенно в Москву, прибывает значительное количество иностранных граждан. Многие из них – узбеки, которые в России могут заработать больше, чем у себя на родине.

Миграционные органы принимают ряд мер, чтобы уменьшить число нелегальных приезжих. Кадровые работники, осуществляя прием на работу лиц с гражданством Узбекистана и других иностранцев, стараются оформить документацию в соответствии с нормами действующего законодательства.

В настоящей статье рассмотрим, как осуществить трудоустройство граждан упомянутой республики по всем правилам.

Общие требования

У Российской Федерации и Узбекистана заключено соглашение о безвизовом въезде. В принципе, работнику из этой страны нужно получить только:

  • разрешение на временное проживание – РВП;
  • патент, дающий право на трудовую деятельность.

Не стоит думать, что на работодателя, оформившего договор с иностранным сотрудником, не возлагается никаких обязанностей. Кадровику компании требуется подготовить уведомление по форме, установленной законодательством, и направить его в компетентные органы.

Самому потенциальному работнику нужно правильно заполнить миграционную карту.

Важно: в графе, где излагается цель прибытия, необходимо отразить, что въезд в РФ происходит для выполнения в стране каких-либо работ или оказания некоторых услуг.

Наниматель, как уже было указано, уведомляет компетентные органы, предоставив копию договора: трудового или предусмотренного ГК РФ – зависит от конкретной ситуации.

При оформлении на работу в России гражданина Узбекистана, руководителю компании, осуществляющей трудоустройство, нет необходимости получать разрешение на использование иностранной рабочей силы. Очевидно, что рассматривая кандидатуры узбекистанца и приезжего из другой страны, с которой у РФ нет договоренностей, работодатель выберет первую, при равном уровне квалификации, опыта и знаний людей. Просто потому, что в этом случае будет меньше проблем с оформлением.

Как осуществляется прием на работу

Ниже изложена некая пошаговая инструкция, которой можно смело руководствоваться:

  1. Прибыв в РФ, гражданин Узбекистана получает патент. Для этого он обращается в органы ГУВМ МВД (ранее – ФМС). Освобождаются от этой обязанности высококвалифицированные работники, а также те, кто получает образование в российских аккредитованных учебных заведениях. Ценным кадрам выдается разрешение на работу – это несколько иной документ, чем патент. На общих же основаниях в компетентные органы предоставляются: удостоверение личности, полис медицинского страхования, миграционная карта, справка об отсутствии опасных заболеваний, зависимостей: алкогольной. наркотической, бумага о временной прописке.
  2. Если патент или разрешение на руках, то работник оформляется на некую вакансию в организации. Важно помнить, что трудиться гражданин Узбекистана может только на должности, указанной в его патенте. Работодатель вправе временно перебросить человека в другую сферу, но только в случае обоснованной необходимости, обусловленной особенностями производства.
  3. Оформление трудового контракта происходит как бессрочно, так и на установленный срок. Это зависит от конкретных обстоятельств и требований законодательства. Например, если у узбека в наличии вид на жительство – ВНЖ, то он может проработать в стране 5 лет и более. А если получит гражданство, то можно устроиться на работу по бессрочному договору.

Собственно, ничего более нанимателю делать не нужно, кроме информирования миграционных органов о принятии в компанию узбекистанца.

Порядок подачи уведомления

Правила осуществления приема на работу гражданина Узбекистана, подразумевают, что руководитель компании, решивший взять в фирму иностранца, направляет оповещение об этом в органы ГУВМ МВД, территориальные подразделения которых есть в каждом населенном пункте районного значения.

Срок подачи документа – не позднее 3 дней с того момента, как узбекистанец принят на работу.

Форма уведомления предусматривает внесение в неё следующей информации:

  • сведения о физическом лице или организации, которая выступает в качестве нанимателя или заказчика работ, услуг;
  • информация о деятельности, которую будет осуществлять мигрант;
  • сведения об иностранце, с которым заключили договор.

Как видно, процедура трудоустройства гражданина Узбекистана довольно проста как для сотрудника, так и для работодателя. С выходцами из других стран могут возникнуть больше проблем. Если между государствами нет специальных соглашений, то нанимателю необходимо получить разрешение на заключение трудовых контрактов.

Отметим, что не всегда мигранты из Узбекистана работают по контракту с организацией. Часто заключается гражданско-правовой договор с физическими лицами, которые, например, нуждаются в квалифицированных строителях, берущих скромную плату за свой труд.

08.07.2017 09:13

Такие данные приводятся в очередном мониторинге экономической ситуации в России (подготовлен коллективом экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Института Гайдара), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России).

Ученые сообщают, что первый квартал 2017 г. отмечен сокращением миграционного прироста населения России по сравнению с прошлым годом и снижением роли Украины как основного миграционного донора. Число внутренних мигрантов остается стабильным, направления миграции не изменились. Число временно пребывающих на территории России продолжает плавно снижаться, однако более выраженный в 2017 г. сезонный подъем показателя свидетельствует о сохранении привлекательности России в первую очередь для трудовых мигрантов из СНГ, среди которых преобладают представители Средней Азии и Украины.

Масштабы долговременной международной миграции1 в последние несколько лет находятся на достаточно стабильном уровне, начало 2017 г. не является исключением, пишут авторы мониторинга.

В I квартале 2017 г. в Россию прибыло 122,3 тыс. международных мигрантов, что на 10,8 тыс. чел., или на 8,1% меньше, чем в соответствующий период 2016 г. Число выбывших из России в другие страны, напротив, увеличилось на 8,3 тыс., или на 7,3%.

Прирост населения за счет миграции в I квартале составил 52,1 тыс. чел., сократившись на 19,1 тыс., или на 26,8% по сравнению с I кварталом 2016 г. В среднем за 2011-2016 гг. миграционный прирост в I квартале составлял 55,4 тыс., так что данные 2017 г. практически ничем не выделяются на фоне последних лет. Кроме того, поквартальные данные отличаются значительной волатильностью.

Обычно миграционный прирост в I квартале ниже, чем в следующих, но в 2010 и 2016 гг., напротив, I квартал выделялся наиболее высокими значениями.

Данные о числе прибывших и выбывших международных мигрантов в России в 2010 г. показывают как поквартальные колебания показателей, так и общую стабилизацию их значений, начиная с 2014 г. (после периода роста, начиная с 2011 г. в результате реформы статистического учета).

Сокращение миграционного прироста населения России в I квартале 2017 г. в первую очередь обусловлено сокращением вклада в него основного донора последних лет - Украины (на 40% по сравнению с 2015-2016 гг.). Сокращается и численность лиц, получивших в России временное убежище - после резкого обострения ситуации на Украине в 2014-2015 гг. массового притока вынужденных мигрантов на территорию России не происходит. По сравнению с 2012-2013 гг. не восстановился в прежних объемах миграционный прирост с Арменией, Азербайджаном, Узбекистаном и Киргизией, стабилен миграционный приток из Казахстана, увеличилось положительное сальдо миграции только с Таджикистаном зарубежья (к числу которых в последние годы относится также Грузия) - 1,9 тыс. чел. в I квартале.

Заметим, что динамика показателей миграции с отдельными странами разнонаправленная, а качество учета этой миграции вызывает сомнения: выезд из России, если опираться на данные принимающих стран1, недоучитывается.

В любом случае международная долговременная миграция сохраняет свою роль в демографическом развитии России, обеспечивая рост населения. В составе основных доноров миграции по-прежнему доминируют страны СНГ, и уже три последних года - Украина.

В I квартале 2017 г. миграция в пределах России по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 19,6 тыс. чел., или на 2,3%. Масштабы внутренней миграции на уровне 4 млн в год могут сохраняться долго, учитывая, что все 2000-е гг., несмотря на уверенный экономический рост и последующий за ним кризис 2008-2009 гг. они практически не реагировали на изменения социально-экономической ситуации в стране.

Снижение сальдо миграционного прироста России в I квартале 2017 г. сказалось на миграционном балансе федеральных округов и отдельныхного ФО (-4,6 тыс. в 2017 г. против -3,0 в 2016 г.), Сибирского ФО (-5,0 против -0,5 тыс.), Приволжского ФО (-7,4 против -2,7 тыс.), сократился миграционный прирост регионов Уральского, Южного и, незначительно Центрального ФО.

Среди центров притяжения мигрантов по-прежнему выделяются Москва и Московская область (прирост 33,7 тыс.), Санкт-Петербург и Ленинградская область (20,0 тыс.), Краснодарский край (8,3 тыс.), практически не меняется и ряд других центров притяжения - Севастополь и Республика Крым, Воронежская, Новосибирская и Тюменская области.

Прирост за счет международной миграции распределяется по регионам равномерно, в то время как внутренняя межрегиональная миграция способствует концентрации населения в небольшом и достаточно постоянном числе наиболее привлекательных регионов, повторяя тренды предыдущих лет1. В I квартале 2016 г. регионов с суммарным положительным миграционным балансом было 36 (из них во внутрироссийской миграции имели прирост 16), в I квартале 2017 г. их число сократилось до 32 (15, соответственно).

В мониторинге отмечается, что начало 2017 г. не продемонстрировало никакого перелома в тенденции последних двух лет: общее число пребывающих (с любыми целями) на территории России иностранцев уменьшается, но без резких скачков. Однако более ранний и статистически выраженный, по сравнению с предыдущими годами, сезонный подъем показателя свидетельствует о сохранении и даже, возможно, частичном восстановлении привлекательности России как принимающей мигрантов страны. К 1 июня на территории РФ пребывало 9,96 млн иностранцев (годом ранее - 9,90).

Основной вклад в рост показателя внесли именно трудовые мигранты (в частности, рост числа пребывающих с этой целью - 300 тыс., туристов -65 тыс., на учебу -56 тыс., с коммерческими целями -11 тыс.).

Подавляющее большинство пребывающих в России иностранцев по-прежнему граждане СНГ (86%), на 1 июня их было 8,6 млн человек. Наиболее массово представлены выходцы из Средней Азии и Украины.

К 2017 г. потенциал роста численности иностранного контингента из стран ЕАЭС практически исчерпан, единственное исключение - это Киргизия: выходцев из этой страны становится все больше, они уже пятые по численности среди всех стран СНГ. Как и ожидалось, постепенно снижается численность граждан Украины (часть - получает российское гражданство, часть - возвращается домой или переориентируется на другие направления трудовой миграции). Медленно начинают расти объемы временной миграции из Узбекистана и Таджикистана, но до уровня 2014 г. еще далеко.

Почти незаметны изменения в пребывании в РФ иностранцев из развитых западных стран: их численность по-прежнему отстает от показателей докризисного 2014 г. более чем в 2,5 раза, а по отдельным странам (Италии, Испании, США, Великобритании) - в 3-7 раз. Однако дальнейшего падения показателя в 2017 г. не произошло, и численность граждан западных стран в России стабилизировалась на низком уровне.

Слабый рост по Германии, Испании, Франции обеспечен почти исключительно туристами.

К началу лета на территории России находилось 4,2 млн трудовых мигрантов (указавших при въезде цель «работа по найму»), что на 300 тыс. больше, чем годом ранее (3,9 млн на 1 июня 2016 г.), 96% из них - трудовые мигранты из стран СНГ, именно они и обеспечили рост показателя, в то время как поток из дальнего зарубежья, наоборот, сократился. Единственные страны - члены СНГ, откуда трудовых мигрантов стало меньше,- это Украина и Молдавия.

На 1 июня 2017 г. на руках у трудовых мигрантов находилось 1,7 млн действительных разрешительных документов для работы (разрешений на работу и патентов), еще почти 1 млн имели право работать без таких документов (граждане стран ЕАЭС). Таким образом, около 64% всех иностранных трудовых мигрантов имели потенциальную возможность трудиться легально (это чуть выше уровня прошлого года - на 3%).

В целом стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России в 2017 г. проявилось отчетливо, и хотя итоговое число оформленных документов все еще в два раза ниже уровня 2014 г., оно превысило показатель 2016 г. По-видимому, мигранты понемногу адаптируются и к новым миграционным правилам (введенным в 2015 г., в частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран, и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За 5 месяцев 2017 г. мигранты перечислили в региональные бюджеты 18,8 млрд руб. (авансовые налоговые платежи за патенты), в прошлом году за тот же период - 17,1 млрд. Все больше эти платежи обеспечиваются мигрантами из Узбекистана и Таджикистана (86%; годом ранее - 82%).

Как принять на работу иностранца, зависит от правового статуса иностранного гражданина на территории РФ, от того, является ли иностранец высококвалифицированным специалистом, требуется ли мигранту получение визы или он прибыл в Россию в безвизовом порядке, а также от его гражданства.

Прием на работу иностранных граждан

Основными документами, отличающими прием на работу иностранца от приема на работу гражданина России, являются разрешение на привлечение и использование иностранных работников (для работодателей), разрешение на работу или патент (для иностранного гражданина) ().

Трудовая деятельность иностранных граждан в России регламентируется Законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Покажем в таблице, в каких случаях необходимо иметь патент или разрешение на работу иностранному гражданину, а также в каких случаях работодателю нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы:

Статус иностранного гражданина Документ, подтверждающий разрешение на нахождение на территории России Разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(для работодателя)
Разрешение на работу в России или патент
(для иностранца)
Временно пребывающий из стран с визовым режимом с Россией (ст. 5 , ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Виза, миграционная карта Нужно Разрешение на работу
Временно пребывающий в безвизовом порядке (кроме граждан из стран — участниц ЕАЭС) (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Миграционная карта Не нужно Патент на работу
Граждане из стран, входящих в состав ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии) (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014) Паспорт соответствующего государства Не нужно Не нужно
Временно проживающий в РФ (ст. 6 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Разрешение на временное проживание Не нужно Не нужно
Постоянно проживающий в РФ (ст. 8 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство либо отметка в национальном загранпаспорте о временном проживании в РФ Не нужно Не нужно
Высококвалифицированный специалист (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство,
виза (при необходимости)
Не нужно Разрешение на работу, где в графе «Особые отметки» указано «Высококвалифицированный специалист»

Список стран с описанием режима въезда в Россию иностранных граждан (визовый, безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд .

Также следует отметить, что временно пребывающие в России граждане других государств могут работать только в должности, указанной в разрешении на работу, и только в том регионе, на территории которого им было выдано разрешение на работу или патент (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ). Временно проживающий в России иностранец может работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ).

Уведомление о приеме на работу иностранного работника

При приеме на работу иностранного гражданина работодателю необходимо уведомить МВД по месту работы иностранца о заключении с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты подписания договора (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N N 115-ФЗ ).

За неуведомление территориального органа МВД РФ работодателю грозит штраф на должностных лиц в размере от 35 000 руб. до 50 000 руб., на работодателя — от 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 суток до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ ).

Подробнее об уведомлении о заключении трудового договора с иностранцем читайте .

Разрешение на работу для иностранных граждан

Оформление визовых иностранцев на работу в 2019 году, а также высококвалифицированных специалистов производится при наличии разрешения на работу. О том, как получить разрешение на работу в России иностранным гражданам, определено в Приказе МВД России от 01.11.2017 N 827 .

Разрешение на работу для иностранцев (прибывших в визовом режиме, высококвалифицированным специалистам) выдается ГУВМ МВД России, а также подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России (п. 22 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, временно пребывающим из стран с визовым режимом с Россией, работодатель представляет следующий пакет документов (п. 45 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827):

  • заявление об оформлении разрешения на работу отдельно на каждого иностранца по форме, утвержденной Приказом МВД России от 14.08.2017 N 637 ;
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца;
  • медицинское заключение о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний у иностранного гражданина по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н ;
  • сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции.

Решение о выдаче разрешения на работу иностранцам, временно пребывающим в РФ в порядке, требующем получения визы, принимается в течение 15 рабочих дней со дня приема документов (п. 31 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Работодателям важно обращать внимание на два момента в разрешении на работу иностранного работника:

  • территория действия разрешения, указанная на оборотной стороне документа, должна совпадать с тем регионом, где мигрант будет фактически трудиться;
  • профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранца должна соответствовать указанной в разрешении на работу.