Как правильно написать протокол общего собрания. Составление протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по образцу

Совещания проводят во многих организациях, какая бы форма собственности у них ни была. На них работники и руководители обмениваются важными сведениями, принимают решения. Чтобы мероприятие было эффективным, создается протокол совещания. Образец этого документа в организациях примерно одинаковый. О правилах рассказано далее.

Типы совещаний

Эти мероприятия могут пройти неудачно, если не подготовиться к ним. Данная функция ложится на руководителя. Он должен определить характер мероприятия. Специалистами выделяется несколько типов совещаний:

  1. Учебное (конференция), целью которого считается предоставление сотрудникам знаний, повышение их квалификации.
  2. Информационное. Мероприятие требуется для обобщения информации и изучения разных точек зрения на появившиеся вопросы.
  3. Разъяснительное. При таких совещаниях руководители убеждают работников в правильности выполняемой хозяйственной политики.
  4. Проблемное. Мероприятие проводят для разработки метода решения актуальных проблем.

Каким бы ни был вид совещания, его обязательно оформляют документально. Это позволяет грамотно и организованно его проводить.

Подготовка

Чтобы совещание было эффективным, руководящим сотрудникам нужно знать о следующих правилах:

  1. Нужно четко определить тему и желаемые итоги. Это позволит организованно провести мероприятие.
  2. Тщательная разработка повестки дня. Нужно установить последовательность рассмотрения вопросов. При этом начинать лучше с легких вопросов, переходя к более сложным.
  3. Необходимо ознакомить участников с фактами, которые будут обсуждаться. Это лучше делать до совещания.
  4. Нужно заранее отправить приглашение лицам, которые должны присутствовать. Если некоторые не смогут помочь в решении вопросов, но должны знать результаты мероприятия, то им нужно предоставить протокол.
  5. Место совещания должно выбираться на основе его целей. Условия размещения людей имеют важное значение в создании деловой обстановки.

Эти нюансы являются основными в подготовке к совещанию. При их соблюдении мероприятие будет проведено эффективно и организованно.

Зачем требуется протокол совещания?

В каждой организации регулярно проводятся совещания. Этот вид мероприятий помогает разрешить многие острые проблемы, своевременно принять решение по сложным задачам, создать стратегию развития фирмы. Часто совещания не фиксируют протоколом, что считается нормой. Руководство может самостоятельно определить список мероприятий, в процессе которых ведется запись. Им же устанавливается, где это делать необязательно.

Основным назначением протокола считается фиксация в письменной форме всех вопросов, задач и мнений, звучащих на заседании, а также совместное принятие решений. Лучшей формой считается детализированный протокол. Обычно такой документ используется на мероприятиях, которые повлияют на будущее развитие фирмы. Кроме того, нужно фиксировать содержание встреч с предприятиями и работниками госучреждений. Образцы протоколов совещаний для разных форм мероприятий подобны, есть лишь незначительные отличия.

Ведение

Протокол совещания ведет руководитель предприятия. Но эта функция может выполняться и другим работником. До этого мероприятия секретарю передается список приглашенных и примерный список вопросов. Участниками предоставляются тезисы докладов. Это позволит подготовить шаблон документа для ускорения работы по составлению документа. Образцы протоколов совещаний при таких мероприятиях на всех предприятиях подобные.

Когда участников много, лучше завести регистрационный лист, где будут фиксироваться Ф. И. О. явившихся. С началом совещания секретарем утверждается перечень присутствующих. Запись сведений фиксируется секретарем во время мероприятия. Для повышения точности протоколирования применяются диктофонные записи. Все слова записываются на цифровой носитель, а затем воспроизводятся при окончательном оформлении протокола.

Если на собрании много участников, то для ведения протокола приглашается 2 секретаря. Такая работа ускоряет процесс, если мероприятие затягивается. Реплики, замечания, комментарии, которые не относятся к теме заседания, не включаются в содержание документа. Протокол включает общий смысл докладов, вопросов и предложений. Точно фиксируются решения, поручения, которые предоставляются руководителем отдельным работникам.

Если руководителю необходимы точные сведения, то он может потребовать отчет за подписью ответственного лица. На совещаниях обсуждается положение вещей в общем, поэтому не нужно делать детальные записи. В результате протокол включает ход заседания: обсуждаемые темы, вопросы, решения. Иногда руководители требуют дословной фиксации всех фраз. Это происходит на совещаниях современных организаций, на которых решается множество оперативных вопросов.

Оформление

Совещания? Образец включает основную информацию, которая должна вноситься в документ. В государственных ведомствах протоколы ведут на основе специальных бланков. Обычная форма образца протокола совещания состоит из:

  1. Обязательных реквизитов (даты, номера, названия предприятия, вида документа с обозначением мероприятия, места проведения).
  2. Списка присутствующих (Ф. И. О., должностей участников). Может применяться явочный лист, в котором расписываются все, кто пришел.
  3. Если на мероприятии присутствовали лица из других учреждений, то они должны быть вписаны в раздел «Приглашенные».
  4. Основной части. В ней указываются 3 части: слушали (Ф. И. О. и должности докладчиков, темы выступлений, изложение сути), выступили (Ф. И. О. и должность лица, задававшего вопросы или предоставлявшего комментарии), решили (руководителем даются поручения или накладывается резолюция, устанавливаются сроки выполнения заданий).
  5. В конце подписи ставит секретарь и руководитель. Печать не нужна.

По такому образцу протокола получится составить грамотный документ. Его обязательно нужно нумеровать для контроля за ходом совещания. Окончательная бумага подготавливается спустя некоторое время после заседания. На это может уйти несколько часов или даже дней, все зависит от количества информации.

Образец протокола совещания при директоре точно такой же, как и тот, который проводится без него. Потом документ подают на подписи начальнику, руководящему мероприятием. Протокол рассылают заинтересованным лицам или создают официальные выписки с поручениями для исполнителей.

Если составляется протокол технического совещания, образец его может включать специфические нюансы этого мероприятия. Но в целом он должен содержать основную суть, проблемы и вопросы, обсуждаемые участниками. Образец протокола рабочего совещания, представленный в статье, может служить примером в составлении этого документа.

Оперативное совещание

Данное мероприятие обладает следующими особенностями:

  1. Конкретная периодичность, к примеру, каждую неделю.
  2. Определенный состав присутствующих.
  3. Подобные темы и вопросы.
  4. Небольшая длительность.

Образец протокола оперативного совещания действует такой же, как и для обычного мероприятия. Только секретарь предварительно знакомится с алгоритмом работы, вопросами для обсуждения. Это ускоряет работу над документом, ведь большая его часть формируется заранее. Протокол готовится быстро, документ сразу подают на подпись руководству.

Хранение

Для решения вопроса хранения протоколов секретарю требуется ознакомиться с внутренними документами организации. Это зависит от специфики предприятия. Документы по совещаниям советов директоров или акционеров АО хранятся постоянно. Протоколы оставляют в месте расположения действующего органа организации. Документы собраний обычно хранятся 3 или 5 лет, а затем сдаются в архив и уничтожаются на основе инструкций.

Вывод

Протокол собраний позволяет участникам помнить о повестке дня и выполнить поручения в положенный срок. Сейчас есть электронные ресурсы по оперативной подготовке и рассылке этой документации. Поэтому секретарю будет удобно представить версию протокола заинтересованным лицам.

В практике управления применяются такие разновидности протокола, как протокол о намерениях, протоколы согласования, протоколы изъятия вещественных доказательств (документов). В числе основных документов общего собрания акционеров закон называет протокол собрания и протоколы счетной комиссии.

Кроме того, протокол может составляться одним должностным лицом в ходе реализации им административных функций - протокол дорожно-транспортного происшествия, протокол задержания и др. Каждая из этих разновидностей протокола имеет соответствующую типовую форму.

Мы же в настоящей статье будем говорить о протоколе, составляемом по итогам коллегиального управленческого действия - собрания, совещания или заседания. Данный документ предназначен для документального оформления коллегиального обсуждения вопросов и принятия решений.

В российском делопроизводстве протокол применяется с начала ХVIII века, с того периода, когда в управленческой практике стало практиковаться обсуждение вопроса перед принятием решения. Исторически сложилось, что протокол является:

  • и информационным документом (в нем документируется ход обсуждения),
  • и распорядительным документом (фиксируется принятое в результате обсуждения решение).

В современной управленческой практике протоколы составляют для документирования деятельности совещаний, проводимых руководителями разных рангов. Протоколы используют также для отражения работы конференций, собраний, семинаров и т. д.

Решение о необходимости составления протокола во время оперативных совещаний принимает руководитель, который их назначает и проводит. Если речь на совещании пойдет об информировании подчиненных по какой-то проблеме, о разъяснении принятого ранее решения и др., то протокол может и не понадобиться. Но необходимость составления протокола такого оперативного совещания тоже возможна. В этом случае протокол зафиксирует состав присутствующих, высказанные мнения или предложения.

Подготовка к проведению совещания

Особенности документирования работы постоянно действующих коллегиальных органов

Постоянно действующие коллегиальные органы (советы, коллегии, комиссии) отличаются высокой степенью организации своей работы.

Выражается это в наличии:

  • регламента работы;
  • плана работы на ближайший год;
  • собственного аппарата, возглавляемого секретарем.

Данный список из трех пунктов (программа максимум) в реальности может сократиться до одного-единственного секретаря коллегиального органа (программа минимум). Теперь прокомментируем эти три пункта подробнее.

В регламенте коллегиального органа определяется периодичность заседаний, вид принимаемых решений, порядок документирования деятельности, день и время заседания. Иногда на предприятиях встречаются регламенты проведения совещаний, относящиеся к работе не одного коллегиального органа, а любой коллегиальной деятельности.

Протокол относится к числу необходимых документов, прежде всего потому, что фиксирует факт проведения заседания, принятые на нем решения, сроки их выполнения. Этот документ может в дальнейшем служить основанием для издания решения или постановления (т.е. распорядительного документа) данного коллегиального органа.

Постоянно действующие коллегиальные органы должны иметь план работы на год , в который включают основные вопросы, намеченные к обсуждению.

Постоянно действующие коллегиальные органы обычно имеют аппарат , который обеспечивает работу этого органа. Возглавляет это подразделение секретарь (секретарь ученого совета, секретарь коллегии и др.), который относится к категории специалистов или руководителей. Это должностное лицо несет ответственность и за организацию заседаний, и за документирование деятельности постоянно действующих коллегиальных органов, и за сохранность документов.

Подготовка собраний

Но собрания как форма коллегиального способа принятия решения могут проводиться в любом составе участников, не только членов коллегиального органа. Это могут быть совещания руководителей департаментов или совещания специалистов определенных структурных подразделений по какой-то конкретной проблеме. В любом случае, когда речь заходит об организации встречи более чем 3 человек, это нельзя пускать на самотек. Чем качественнее будет подготовка собрания, тем меньше времени будет потрачено на обсуждение в ходе самой встречи и тем более эффективные решения будут приняты.

В ходе подготовки заседания последовательно возникают документы, которые затем становятся приложениями к протоколу, или в него перетекает информация из них.

Первым документом из этого ряда является повестка дн я. Она составляется секретарем на основе указаний председателя (коллегиального органа или данного конкретного собрания) и положений регламента (если таковой имеется). При формировании повестки дня необходимо учитывать сложность обсуждаемых вопросов с тем, чтобы обсуждение укладывалось в отведенное для заседания время.

Повестка дня рассылается участникам заседания и приглашенным. Несколько экземпляров повестки остается у секретаря. Они используются для составления будущего протокола, для ведения заседания.

В повестке указывается количество и последовательность обсуждаемых вопросов, фамилии докладчиков, дата и время проведения заседания, а также место его проведения. Таким образом, повестка дня одновременно является документом оповещения о предстоящем заседании и приглашением участников.

Форма повестки может быть любой. Приведем два варианта; первый - более официальный (см. Пример 1), а второй подойдет и для проведения оперативных совещаний (см. Пример 2). Хотя именно при подготовке оперативных совещаний секретарь часто игнорирует рассылку повестки в письменном виде, ограничиваясь только устным информированием участников.

В ходе подготовки каждого заседания принято заранее собирать у выступающих тезисы докладов или выступлений , а также информационно-справочные документы, иллюстрирующие их (таблицы, графики, экономические расчеты, справки и др.). Все эти материалы тиражируют по числу участников совещания и раздают им.

Обязательно в состав этих документов входит проект решения по каждому вопросу, включенному в повестку дня. Готовят проекты таких решений докладчики. Задача секретаря - своевременно получить эти документы и размножить в необходимом (по числу участников) количестве экземпляров. Материалы к заседанию должны быть разосланы за 48 часов до его начала, чтобы люди успели найти время с ними ознакомиться, подготовиться к обсуждению. Для рассылки часто используют электронную почту.

В ходе подготовки собрания может готовиться лист регистрации или явочный лист его участников (см. Пример 13). Такой документ составляется при количестве участников более 15 человек (тогда эти лица не перечисляются в числе присутствующих в протоколе, вместо этого данный документ идет приложением к протоколу), а также при подготовке заседания постоянно действующего коллегиального органа (на нем важно наличие кворума). Когда на заседании важно наличие кворума, составление такого листа регистрации становится обязательным - данный список необходим для документирования явки на заседание определенных лиц, что подтверждается, как правило, личной подписью в списке.

Личные подписи в начале заседания собирает секретарь, обходя прибывающих на заседание. Второй распространенный способ сбора подписей и контроля числа присутствующих - это проведение регистрации участников. Регистрация обычно начинается за 30 минут и заканчивается за 5 минут до начала заседания.

Таким образом, еще до начала заседания / собрания секретарь должен иметь следующие документы: повестку дня, тезисы выступлений и проекты решений по каждому вопросу, список участников.

Типовые правила оформления протокола

Порядок оформления протокола определен ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный ГОСТ определяет правила оформления заголовочной и заключительной части этого документа, а также требования к его тексту.

Заголовочная часть протокола

В заголовочной части протокола размещают следующие реквизиты:

  • полное наименование организации;
  • вид документа (ПРОТОКОЛ);
  • номер и дату;
  • место составления протокола;
  • заголовок к тексту.

Наименование организации всегда указывается вместе с организационноправовой формой и должно соответствовать официально установленному наименованию (в уставе или положении об организации). При этом организационно-правовая форма должна быть написана не в виде аббревиатуры, а полностью.

Если у организации есть официально зарегистрированное сокращенное наименование, то оно тоже может присутствовать в скобках строкой ниже полного наименования (см. Пример 3).

Если у организации есть вышестоящая организация, то ее наименование указывают выше наименования организации - автора документа, желательно в сокращенном виде (см. Пример 5).

Итак, посмотрите на возможные варианты оформления:

Пример 3

Открытое акционерное общество
Агентство «Распространение, обработка, сбор печати»
(ОАО Агентство «Роспечать»)

Пример 4

Закрытое акционерное общество «Новые технологии»

Пример 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Воронежский политехнический университет

Датой протокола является день проведения заседания. Если заседание продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты его начала и окончания (а не дату подписания протокола, который может оформляться через несколько дней после окончания самого мероприятия).

Пример 6

Заседание совета директоров акционерного общества длилось 2 дня: 13 и 14 января 2009 года. Протокол был составлен на следующий день и подписан через день после окончания заседания - 16 января.

В этой ситуации датой протокола будет «13 - 14.01.2009» либо этот же период, но в более полном написании «13.01.2009 - 14.01.2009». Возможен и словесно-цифровой способ указания даты «13-14 января 2009 г.».

Протоколы нумеруют в пределах календарного года, поэтому номером (индексом) протокола является порядковый номер заседания. Порядковые номера присваиваются отдельно по каждой группе протоколов, которые составляются в организации: отдельно нумеруются протоколы общих собраний акционеров, протоколы заседаний дирекции, протоколы заседаний технического совета, протоколы собраний трудового коллектива и т.д.

Существует «мода» написания номера документа и даты, состоящей из одной цифры, двумя цифрами: для этого в начале прибавляют ноль. Здесь можно услышать объяснения следующего свойства: наличие нуля («№ 01» или «01 декабря 2008 г.») не позволит на его месте дописать иную цифру и превратить таким образом 1 в 11, 21 или 31. Но подчеркнем, что указаний на такое написание в нормативной базе не содержится. Это просто довольно распространенная практика.

Место составления документа важно указывать в том случае, когда его затруднительно определить по наименованию организации, а также в тех случаях, когда заседание проводится в другом населенном пункте, а не там, где располагается организация - автор документа. В соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 (пункт 3.12) место составления документа указывают с учетом принятого административно-территориального деления, используя только общепринятые сокращения.

Заголовок к тексту протокола содержит указание на вид коллегиальной деятельности (совещание, собрание, заседание и др.) и название коллегиального органа в родительном падеже.

Пример 7

Заседания методического совета

Собрания трудового коллектива

Совещания начальников структурных подразделений

Реквизиты заголовочной части могут располагаться продольным (Пример 8) или угловым способом (Пример 9). Выбор варианта остается за организацией.

Пример 9

Закрытое акционерное общество
«Стеклотарный завод»

ПРОТОКОЛ

13 - 14.01.2009 № 1
г. Камышин

Заседания руководителей
структурных подразделений

Вводная часть текста

Текст протокола включает вводную и основную части.

Во вводной части протокола после заголовка приводятся инициалы и фамилии председателя и секретаря заседания . Следует иметь в виду, что в протоколе председатель - должностное лицо, проводящее совещание, его должность по штатному расписанию в тексте не указывается.

Секретарь - лицо, отвечающее за организацию совещания и документирование его деятельности, т.е. составление и оформление протокола. Секретарь совещания (заседания) не обязательно является секретарем по занимаемой должности. Эта должностная обязанность может быть дополнительной для работника. Она должна быть закреплена в его должностной инструкции, если выполняется постоянно. Эта работа может быть поручена работнику руководителем, если она выполняется как разовое поручение.

Пример 10

Свернуть Показать

Функции председателя заседания руководителей подразделений может выполнять заместитель генерального директора Панков, а функции секретаря заседания - его личный помощник Егорова. В этом случае их должности по штатному расписанию (заместитель генерального директора и личный помощник заместителя генерального директора) в протоколе отсутствуют. Эти люди будут фигурировать в нем только как председатель и секретарь заседания (см. следующий пример).

Пример 11

Председатель - Панков Ю.П.

Секретарь - Егорова Д.Л.

Присутствовали: Беспалов А.Д., Корнеев Н.Р., Луньков Е.Н., Маринина Е.М., Устинов А.К.

Приглашенные: исполнительный директор ОАО «СМУ № 15» Шувалов Т.Б., финансовый директор ОАО «СМУ № 14» Османова М.Т.

С новой строки после слова «Присутствовали» в алфавитном порядке перечисляют инициалы и фамилии должностных лиц организации, которые участвуют в обсуждении и принятии решений на заседании.

Если на заседание приглашены иные должностные лица своей организации, то они перечисляются в разделе «Приглашенные» в алфавитном порядке (фамилия и инициалы) без указания должности. Если в заседании принимают участие представители других организаций, то указывают и их должности с наименованиями организаций (см. Пример 11).

Перечень присутствующих участников и приглашенных лиц печатается через 1 межстрочный интервал. Далее оставляется одна пустая строка и через 1 межстрочный интервал печатается повестка дня. А вот основную часть текста протокола принято печатать через 1,5 межстрочных интервала.

Составление списка участников совещания является обязанностью секретаря. Список составляют заранее по указанию руководителя (он нужен для оповещения участников о дате встречи и повестке дня, желательна предварительная раздача справочных материалов для изучения вопросов и подготовки к обсуждению). В день проведения совещания список присутствующих корректируют исходя из фактического наличия должностных лиц.

При оформлении протокола расширенного заседания (более 15 человек) или постоянно действующего коллегиального органа фамилии участников в протоколе не перечисляются, а указывается цифрой их общее количество. Оно определяется по итогам регистрации, список регистрации в этом случае становится одним из приложений к протоколу (см. Пример 13). В таком случае в протоколе указывают:

Пример 12

Присутствовали: 19 человек (список прилагается).

Во вводную часть протокола включают повестку дня . Ее содержание определяется тем руководителем, который назначает совещание и будет его вести. Если такой документ рассылался участникам перед совещанием, то информация из него и должна быть перенесена в протокол.

Повестка дня в протоколе содержит перечисление вопросов, которые обсуждаются на заседании, закрепляет последовательность их обсуждения и фамилии выступающих (докладчиков).

Вопросы повестки дня нумеруются арабскими цифрами и начинаются с предлога «О» или «Об», отвечая на вопрос «о чем?». По каждому пункту в протоколе должны быть указаны инициалы и фамилия докладчика - должностного лица, который готовил данный вопрос.

Пример 14

Повестка дня:

  1. Об утверждении правил информационной безопасности.
    Доклад начальника информационного отдела Дорониной Ю.Р.
  2. О внесении изменений в штатное расписание.
    Выступление заместителя генерального директора Сергеева И.Н.

Основная часть текста

Отличие краткой и полной форм протокола - раньше все было просто

По форме изложения текста протоколы разделяются на краткие и полные.

Разные формы протокола отличаются друг от друга только полнотой освещения хода заседания. По оформлению отличий в этих формах нет. Этот постулат действует на основе практического опыта, который изложен в любом учебнике по делопроизводству.

Краткий протокол - это документ, который фиксирует:

  • обсуждавшиеся на заседании вопросы,
  • фамилии докладчиков и
  • принятые решения.

Такой протокол, как правило, ведут в следующих случаях:

  • когда заседание стенографируется (стенограмма выступлений будет приложением к протоколу) или записывается на диктофон;
  • когда заседание носит оперативный характер и важно зафиксировать принятое решение без детализации хода обсуждения.

По краткому протоколу невозможно представить ход обсуждения вопроса, высказанные мнения, замечания, процесс выработки распорядительной части, т.е. управленческого решения. Его образец приведен в Примере 22.

Полный протокол (см. Пример 21) позволяет документировать подробную картину происходящего, передает содержание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и реплики, замечания, позиции.

Таким образом, в полном протоколе по каждому рассматриваемому вопросу присутствует 3 части: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ»). А в кратком только две: «СЛУШАЛИ» и «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ»).

Основная часть текста протокола содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. В соответствии с ней разделы нумеруются. Каждый раздел состоит из трех частей для полного протокола - «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ») - или из двух для краткого. Эти слова печатают прописными буквами от левого поля.

После слова «СЛУШАЛИ» в тесте протокола указывается фамилия и инициалы основного докладчика в родительном падеже (слушали кого?), а через тире излагают запись его речи. Изложение обычно ведется от третьего лица единственного числа в прошедшем времени (см. Пример 15). Если же текст доклада подготовлен в письменном виде и сдан секретарю, то в протоколе можно обозначить только тему доклада и далее приписать «текст доклада прилагается» (Пример 16).

Пример 15

1. СЛУШАЛИ:

Петрова В.Ю. - о результатах выполнения плана работы отдела продаж на 4 квартал 2008 г. Отметил, что план выполнен на 100%.

Пример 16

1. СЛУШАЛИ:

Петрова В.Ю. - текст доклада прилагается.

В полном протоколе после слова «ВЫСТУПИЛИ» указываются фамилии и инициалы участников обсуждения вопроса. В тексте протокола каждую фамилию и инициалы выступающего печатают с новой строки в именительном падеже (выступил кто?). Изложение записи выступления отделяют от фамилии тире, оно излагается от третьего лица единственного числа. В этой же части текста фиксируют вопросы, прозвучавшие по ходу доклада или после его окончания, а также ответы на них.

При отсутствии на совещании обсуждения или вопросов в протоколе часть «ВЫСТУПИЛИ» опускается, и этот фрагмент текста состоит только из двух частей: «СЛУШАЛИ» и «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ»). Такое возможно и в полном протоколе по некоторым вопросам повестки дня.

После слова «ПОСТАНОВИЛИ» (или «РЕШИЛИ») печатают текст постановляющей части соответствующего пункта повестки дня. Если по одному вопросу принято несколько решений, они нумеруются арабскими цифрами, первая цифра показывает номер пункта повестки дня, вторая - номер принятого решения.

Пример 17

Если по первому пункту повестки дня принято три решения, то они будут носить номера 1.1, 1.2 и 1.3.

Если по второму пункту повестки дня принято только одно решение, то его номер будет 2.1, а не 2, как некоторые ошибочно пишут.

Текст постановляющей части формулируется по стандартной модели, принятой в распорядительных документах, и отвечает на вопросы: кому что сделать и к какому сроку (при этом ответственный исполнитель может указываться в начале текста или в конце).

Пример 18

1.1. Подготовить программу повышения квалификации продавцов силами штатных специалистов Общества на 2 квартал 2009 г. к 03.03.2009. Ответственный - начальник кадровой службы Ушаков Л.Б.

1.1. Начальнику кадровой службы Ушакову Л.Б. подготовить программу повышения квалификации продавцов силами штатных специалистов Общества на 2 квартал 2009 г. Срок - 03.03.2009.

Обычная практика оформления протокола не предусматривает фиксацию результатов голосования. Но если оно имело место, то в пункте постановляющей части это должно найти отражение. В более простом исполнении это показано в Примере 19. В протоколах общих собраний акционеров много специфики, в т.ч. она есть и в порядке отражения результатов голосования по принятым решениям, эти результаты фиксируются в протоколе счетной комиссии и в протоколе общего собрания акционеров (см. Пример 20).

Пример 19

1.1. Утвердить кандидатуру Федорова А.Е. на должность финансового директора Общества.

Пример 20

Свернуть Показать

1.1. Утвердить годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2007 год; План развития и перечень наиболее важных задач на 2008 год.

Результаты голосования: «ЗА» - 78 голосов (97,5% от общего числа голосов, участвующих в собрании); «ПРОТИВ» - нет; «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» - 2 голоса (2,5% от общего числа голосов, участвующих в собрании). Решение принято 78 голосами. Протокол № 2 счетной комиссии прилагается.

Оформляющая часть протокола

Протоколы составляют на основе рукописных, стенографических или аудиозаписей, которые ведутся во время заседания. После заседания секретарь перепечатывает записи, оформляет их в соответствии с изложенными требованиями и представляет для редактирования председателю совещания. С учетом его правок протокол подписывается и становится официальным документом.

Юридическая сила протокола, т.е. официальность, достоверность, бесспорность, зависит не только от правил оформления. По стандартному определению «юридическая сила - это свойство официального документа, сообщаемого ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком ». При соблюдении изложенных правил оформления протокол приобретает юридическую силу после подписания двумя лицами: председателем и секретарем.

Оформление этого реквизита не вызывает затруднений, т.к. оно одинаково для всех рассмотренных нами в статье форм протокола (см. Примеры 21, 22). Подписи отделяют от текста 2 или 3 межстрочными интервалами. Слова «Председатель» и «Секретарь» печатаются от границы левого поля, последняя буква в фамилии ограничивается правым полем.

Протокол является внутренним документом, поэтому печать на нем обычно не ставится.

Если протокол занимает несколько страниц, вторая и последующая страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляются арабскими цифрами без слова «страница» (стр.), без использования дефисов, кавычек и др. знаков.

Срок подготовки протокола по общему правилу не должен превышать 5 дней. Конкретную дату готовности протокола может назначить руководитель, который вел совещание, или председатель постоянно действующего коллегиального органа. Срок оформления протокола также может быть установлен в регламенте работы коллегиального органа.

Но некоторыми документами для определенных разновидностей протоколов установлены свои четкие сроки. Например, закон «Об акционерных обществах» предписывает акционерным обществам протокол заседания Совета директоров оформлять 3 дня, а на оформление такого сложного документа, как протокол общего собрания акционеров, отводит целых 15 дней.

Решения, принятые на совещании, доводятся до сотрудников либо в виде рассылки копий всего протокола, либо выписок постановляющей части. В небольших организациях ознакомление сотрудников с принятыми решениями иногда организуют под роспись, для чего к протоколу составляют лист ознакомления.

Практикуется также подготовка на основе принятых решений других распорядительных документов, например, решения коллегиального органа или приказа руководителя организации.

«Когда в товарищах согласья нет»

На всем вышеперечисленном можно было бы и успокоиться, но с вступлением в силу новой Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536) многое изменилось. По крайней мере этот документ ввел оформления кратких протоколов для федеральных органов исполнительной власти , для которых положения данного нормативного документа являются обязательными.

И они отличаются от наработанной к этому моменту практики составления краткой формы протокола. Приведем результаты нашего сравнения в табличной форме (см. Таблицу 1).

Что касается делопроизводства конкретного федерального органа, то у всех есть своя собственная инструкция, которая может и не совпадать с Типовой (обратите внимание на процитированные ниже пункты 1.2 и 1.3 этого нормативного документа). Именно по своей локальной инструкции дело производства все и работают. А тем, кто не работает в федеральных органах, я всегда советую относиться к Типовой инструкции как к примерной (т.е. не обязательной для исполнения). К тому же сейчас в России вступил в действие ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информациии, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». А его основная идея состоит в том, что организации необходимо «прописать», утвердить правила управления документацией и им следовать. И вот этот пример с кратким протоколом как раз очень показательный - во всех случаях, когда в законодательной и нормативной базе нет конкретных указаний либо есть разночтения, любая организация вынуждена установить свои собственные правила. В таком случае можно обеспечить и ясность, и четкость оформления, а главное - юридическую силу документа.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536)

1.2. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее именуется - Типовая инструкция) устанавливает общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти - министерствах, службах, агентствах.

1.3. Федеральные органы исполнительной власти организуют и ведут делопроизводство на основе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти... индивидуальных инструкций по делопроизводст ву, регламентов федеральных органов исполнительной власти, других нормативно-методических документов и настоящей Типовой инструкции. Индивидуальные инструкции по делопроизводству утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти после согласования с Федеральным архивным агентством.

Оформление выписки из протокола

Очень распространенной практикой документирования является составление выписок из протокола.

Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, тот вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, а также текст, отражавший его обсуждение и принятое по нему решение.

Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же составляет заверительную надпись. Она состоит из слова «Верно», указания должности лица, заверяющего выписку, его личной подписи, фамилии, инициалов и даты (см. Пример 24).

Если выписка из протокола выдается для представления в другую организацию, то она заверяется печатью.

Как правильно хранить протоколы?

Протоколы хранятся в зависимости от существующей в организации формы делопроизводства. Если делопроизводство ведется централизованно, то протоколы могут храниться у секретаря организации, в службе делопроизводства. При децентрализованном делопроизводстве место хранения определяется структурой организации, как правило, в секретариатах тех должностных лиц, которые проводят совещания.

В дела протоколы формируются в соответствии с номенклатурой дел, но в любом случае они должны формироваться в раздельные дела в зависимости от вида совещания или названия коллегиального органа.

Пример 23

Совещания дирекции проводит генеральный директор. В структуре организации создан экспертный совет, который также возглавляет генеральный директор. Протоколы совещаний и экспертного совета должны формироваться в два разных дела.

Многие виды протоколов имеют постоянный срок хранения. К таким относятся протоколы коллегиального исполнительного органа (коллегия, дирекция, правление и др), контрольных, ревизионных органов, научных, экспертных, методических советов, совещаний у руководителей организации, общих собраний акционеров, пайщиков (пункт 5 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения).

Сноски

Свернуть Показать


Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома составляется на каждом ОСС, чтобы решения, принятые на голосовании, вступили в юридическую силу. Правильный протокол общего собрания собственников, грамотное заполнение пунктов в соответствии с Приказом, имеет огромное значение. Также в статье рассмотрим решения суда по подделке протокола ОСС и выложим образец документа для скачивания.

Из этой статьи вы узнаете

Протокол общего собрания собственников (ОСС)необходим, чтобы фиксировать решения по всем пунктам, стоящим на повестке.

Для решения всех возникающих вопросов по управлению многоквартирным домом (МКД) Председателю ТСЖ или иным заинтересованным лицам нужно организовывать общее собрание хотя бы один раз за год. Читайте статью справочной системы о том , как УО провести собрание по новым правилам: отработка острых вопросов на ОСС. .


Вопросы, которые выносятся для принятия решения:

  • Создание/ликвидация ТСЖ.
  • Утверждение порядка оформления (наличие такого образца полезно для дальнейшего ускоренного проведения процедур) и места хранения протокола общего собрания собственников многоквартирного дома.
  • Использование придомовой территории .Жильцы решают вопросы о постройке детской площадки, парковки, о запрете на использование земельного участка, принадлежащего дому.
  • Реконструкция дома и любые вопросы, связанные со складами и пристройками для хозяйственных нужд.
  • Демонтаж отдельных объектов, относящихся к зданию.
  • Передача в аренду территории под магазины или иные цели.
  • . Следует ответственно отнестись к этому вопросу. Собственники или орган исполнительной власти выносят на повестку дня выбор УК. Если жильцы не смогли определить форму управления сами, дом передается под управление любым ТСЖ.
  • Решение вопросов о . Они могут идти как на собственный счет ТСЖ, так и в общий государственный фонд. Принятие такого решения не требует отлагательств. Суммы, выплаченные по квитанциям за капитальный ремонт, большие, а государство не в состоянии произвести ремонт сразу всех объектов, нуждающихся в этом.
  • На подобном собрании могут рассматриваться и другие текущие вопросы, такие как решение вопроса с должниками, уборка придомовой территории, подъездов и т.д.

Инициатором общего собрания выступает активная группа или отдельные лица, решившие, что оно необходимо. Инициировать собрание могут и юридические лица, например, УК.

Внеочередное собрание и первичное собрание инициируются чаще всего собственниками.

Требования к протоколу общего собрания собственников

Из-за того, что законом не были прописаны четкие требования к оформлению протоколов общих собраний собственников многоквартирного дома, использовались разные варианты оформления протоколов и образцы без утвержденных правил, кто, как и при каких условиях должен их подписывать.

С 2016 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства приняло Приказ, подробно регламентирующий оформление документа. С одной стороны, это упрощает процедуру, с другой – делает детальное исполнение Приказа почти невозможным.

Скачать пример протокола вы можете у нас на сайте: Протокол общего собрания собственников помещений в МКД

Оформление протокола общего собрания собственников по новым правилам

Рассмотрим подробнее требования к оформлению протокола общего собрания собственников многоквартирного дома в 2018 года.

Фиксированием результата голосования, оформлением протокола общего собрания занимается секретарь. Его выбирают отдельным вопросом на повестке дня и составляют за сроки, определенные общим собранием, не дольше 10 дней, начиная со дня его организации.

Председательствующее лицо и счетная комиссия тоже находятся на собрании. Обязанности Председателя: проведение собрания, предоставление слова желающим выступить.

Бланк протокола общего собрания собственников многоквартирного дома имеет структуру, закрепленную законодательно. Новая форма протокола общего собрания собственников многоквартирного дома включает в себя следующие пункты:

  • Структура протокола

Предписанная законодательно структура:

  • реквизиты;
  • непосредственно текст (вводная и основная части);
  • пронумерованные приложения;
  • подписи присутствовавших лиц.
  • Реквизиты протокола

Перед текстом протокола общего собрания собственников жилья делается заголовок с соответствующим содержанием (можно использовать по образцу приведенную ниже схему). Обязательно прописываются в заголовке:

  1. «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».
  2. Дата протокола. Указываемой датой проведенного собрания будет непосредственно день собрания или день принятия окончательного решения по повестке дня. Дата, указанная на протоколе, соответствует дате, указанной на уведомлении, врученном собственникам, о проведении собрания. В ситуации проведения собрания на продолжении нескольких дней, отмечаются даты начала и окончания.
  3. Адрес расположения многоквартирного дом, в отношении которого принимается решение.
  4. Вид – очередное или внеочередное.
  5. Форма (очное, очно-заочное, заочное голосование). Форма управления выбирается отдельно для каждой новостройки. Именно жильцы принимают решение, какая форма управления им нужна – ТСЖ (Товарищество собственников жилья) или УК (Управляющая компания).

Помимо этого, необходимо поставить регистрационный номер протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Это обязательный реквизит. Нумерация начинается с каждым новым календарным годом. Она соответствует порядку проведений общих собраний в течение года. То есть пишут «Протокол № 001 общего собрания собственников жилья…»

Статья 44.1 ЖК определяет, что общее собрание собственников многоквартирного дома можно провести путем:

  • Очного голосования (все собственники многоквартирного дома присутствуют, чтобы обсудить и решить вопросы на повестке дня);
  • Очно-заочного голосования;
  • Заочного голосования.

В итоге шапка протокола должна выглядеть следующим образом (как образец): «Протокол очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ____________, проведенного в очно-заочной форме № ____».

Собрание может проходить параллельно очно и заочно. Подсчитываются, оформляются единым протоколом очно-заочного общего собрания собственников жилья результаты, полученные очным и заочным путем. Очно-заочная форма организации собрания характеризуется целостностью действия. Это не два разных собрания, проведенных по очной, потом по заочной форме с целью добора участников голосования для признания его правомочным, а единое мероприятие из двух этапов.

  • Документы, которые необходимо разработать для проведения общего собрания собственников помещений в МКД

При проведении собрания по заочной форме составляется протокол общего собрания собственников многоквартирного дома в заочной форме, его образец почти ничем не отличается. Такое собрание может быть проведено с помощью информационной системы ЖКХ или опросным путем. Часто такое собрание проводят при отсутствии кворума на очном собрании.

Обязательный реквизит, прописанный Приказом – место хранения протоколов общих собраний и решений по вопросам, поставленным на голосование. Как правило, хранят протоколы в Правлении товарищества или в квартире Председателя ТСЖ. Это необходимо, чтобы по необходимости любой, имеющий на это право, человек смог запросить материалы по общедомовым собраниям. Голосование по месту хранения – это отдельный вопрос повестки дня.

  • Текст протокола

В тексте различают две части: вводную и основную. Вводная – зафиксированная статистика, факты. В основной части записаны непосредственно процессуальные моменты проведения очного этапа. Заочный этап не описывается.

  • Вводная часть

Оформляя протокол, в этом разделе указываются данные:

  1. Инициатор собрания. Для юр. лица согласно с регистрационными и учредительными документами прописывают наименование организации без сокращений, ОГРН. Для физического лица согласно с документом, удостоверяющим личность, Ф. И. О. без сокращений, прописывается номер жилого помещения, собственником которого выступает физлицо, реквизиты документа на право собственности.
  2. Кто председатель, секретарь и каков состав счетной комиссии.
  3. Список членов общего собрания.
  4. Суммарное количество голосов собственников МКД.
  5. Общая площадь многоквартирного дома.
  6. Повестка дня.
  7. Наличие/отсутствие кворума и правомочности собрания.
  • Основная часть

Здесь прописывается повестка дня и отдельные разделы (их количество соответствует вопросам).

Вопросы ставятся на рассмотрение собственниками многоквартирного дома соответственно уведомлению о проведении общего собрания. На повестке дня может стоять один или несколько вопросов. Вопросы пронумерованы. Запрещено добавлять пункт «Разное», обсуждать в его рамках различные вопросы. Запрещено ставить на повестку вопросы, не попавшие в уведомление о собрании. Нельзя вопросы с разным содержанием соединять в единой формулировке.

Согласно правилам заполнения, речь в основной части протокола собрания собственников жилья многоквартирного дома идет от 3 лица мн. числа (в образце это правило соблюдено). Основная часть включает 3 раздела:

Часть 1. «Слушали» – здесь пишется Ф. И. О. выступающего участника собрания, порядковый номер, содержание вопроса соответственно повестке, сокращенное содержание выступления или указание на приложение с текстом выступления.

Часть 2. «Предложено» – однозначная и краткая суть предложения по вопросу, стоящему на голосовании.

Часть 3. «Решили» – решения относительно всех вопросов, стоящих на повестке дня: формулировка может быть «за», «против», «воздержался». Обязательно пишется номер и точная формулировка вопроса соответственно повестке, сумма голосов по разным пунктам. В решении может быть несколько пронумерованных пунктов.

  • Сведения о присутствующих и приглашенных

Присутствующие на собрании – это физлица и юр. лица, имеющие право голоса на собрании (за ними закреплено право собственности на помещения в МКД).

Приглашенные на собрание – лица, находящиеся на собрании, но не имеющие право голоса. Чаще всего это юристы или другие эксперты.

После слова «Присутствующие» вносятся сведения обо всех лицах, присутствующих на общем собрании. Они включают в себя:

  • Для юр. лиц – наименование, написанное без сокращений и ОГРН юр. лица соответственно регистрационным и учредительным документам, наименование и реквизиты документа, который подтверждает право собственности на помещение, суммарное количество голосов, которым владеет соответствующее лицо. Ф. И. О. (при наличии) представителя юридического лица (запись вносят в соответствии с документом, удостоверяющим личность), наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.
  • Для физических лиц - Ф. И. О. (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае если он принимает участие в общем собрании). Они указываются соответственно документу, удостоверяющему личность гражданина. Пишется номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение. Указывается количество голосов соответствующего лица, наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя собственника помещения (при условии участия в общем собрании и голосовании), подписи всех указанных лиц.

Данные о лицах, присутствующих на собрании, можно оформить списком, если их число превышает 15 человек. В нем протоколируют информацию о присутствующих согласно п. 12 Приказа. Список – это обязательное приложение к протоколу общего собрания. В самом протоколе ставится пометка «Список прилагается, приложение № ____» сразу после написания общего количества присутствующих.

  • Приложения

Обязательные приложения к протоколу общего собрания собственников:

  1. Сообщение о факте проведения общего собрания собственников МКД (оформляют соответственно с частью 5 статьи 45 и частью 4 статьи 47.1 ЖК РФ).
  2. Реестр, где прописано вручение собственникам МКД уведомлений о дате собрания и вопросах, поставленных на повестку. В нем содержатся сведения о собственниках, способ направления извещений, дата получения собственником или его представителем.
  3. Реестр собственников жилья МКД, в котором находятся Ф. И. О. для физлиц и наименование без сокращений и ОГРН для юр. лиц. Данный список содержит номера помещений, находящихся в их собственности, количество голосов во владении каждого собственника, а также реквизиты документов на право собственности.
  4. Бланк регистрации собственников МКД, фактически принявших участие в общем собрании, где содержится информация о них.
  5. Заверенные доверенности (копии) от представителей собственников МКД, принявших участие в общем собрании. Доверенность может быть заверена не только у нотариуса. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенность можно заверить в жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства, в организации, где доверитель учится или работает, в администрации стационарного лечебного заведения, где доверитель находится на лечении.
  6. Результаты решения, принятого собственниками.
  7. Документы, находящиеся на повестке дня и по которым были сделаны решения в результате голосования.
  8. Прочие документы, определенные решением общего собрания как обязательные приложения к протоколу.

Каждое приложение к протоколу общего собрания собственников нумеруется.

  • Подписи

Количество голосов собственников, расписавшихся в бланке регистрации, определяет наличие кворума. Чтобы избежать фальсификации, неточности, обычного недоверия со стороны отдельно взятых владельцев жилья, имеет смысл каждому участнику голосования (представителям по доверенности и собственникам) выдавать бюллетень, где члены собрания сами вписывают нужные данные и подписывают его. При необходимости оформление результатов голосования, проведенное таким образом, станет гарантией открытости и честности процедуры и даст убедиться в правильности расчетов, произвести пересчет голосов.

При заочной форме собрания бюллетени с результатами голосования тоже включаются приложением к итоговому протоколу.

При соблюдении этой процедуры нет нужды в подписании итогового протокола всеми собственниками жилья.

Реквизиты подписи протокола должны содержать:

  • фамилия, инициалы председательствующего лица;
  • фамилия, инициалы секретаря общего собрания;
  • фамилия, инициалы лиц, проводящих подсчет голосов по установленной формуле.

Все указанные лица расписываются собственноручно, ставят дату проставления подписи. Если на этом собрании только стоял вопрос об избрании председателя и счетной комиссии, в реквизитах подписи стоят фамилия и инициалы инициатора проведенного собрания.

Вы можете скачать образец протокола общего собрания собственников многоквартирного дома (в конце статьи) – это будет наглядным примером того, как правильно составлять такой документ.

Кому, зачем и когда передается протокол общего собрания собственников МКД

Ч.1 ст. 46 ЖК РФ регламентирует процедуру передачи копии протокола, составленного на общем собрании собственников.

По окончании общего собрания собственников, человек, инициировавший собрание, обязан передать копию в УК или ТСЖ не позднее десяти дней со дня организации собрания. Эта процедура начала действовать с 30 июня 2015 года.

Начиная со дня получения копии протокола собрания от человека, инициировавшего собрание, в течение 5 дней УК передает копию в службу жилищного надзора. Данное предписание вступило в силу с 30 августа 2015 г.

Кроме этого управляющие компании обязали выкладывать протоколы собраний собственников на своих официальных сайтах и на ресурсе «Реформа ЖКХ», начиная с 1 декабря 2014 г.

С 1 июля 2016 г. инициаторы собрания все копии протоколов общего собрания собственников размещают в системе ГИС ЖКХ. Управляющая компания также может передать копию службе жилищного надзора, воспользовавшись системой ГИС ЖКХ.

В службе жилищного надзора копия хранится в течение 3 лет. Если на продолжении трех месяцев в службу жилищного надзора попадает несколько копий протоколов от одного и того же дома с похожей повесткой дня, это послужит основанием для внеплановой проверки.

При необходимости уточнить информацию по какому-то отдельному вопросу или части из протокола делается выписка. Она в точности копирует содержание документа.

В каких случаях возможно признание протокола общего собрания собственников недействительным

Бывают ситуации, когда происходит оспаривание протокола общего собрания собственников согласно п. 6 ст. 46 ЖК РФ.

«Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы» (п. 6 ст. 46 ЖК РФ).

При нарушении или несоблюдении законных требований ЖК РФ член ТСЖ или пайщик ЖСК, не принимающий участия в собрании или отдавший свой голос «Против», посчитавший, что результаты голосования нарушают его права и законные интересы, имеет право подать в суд.Обжалование протокола общего собрания собственников можно осуществить в течение 6 месяцев со дня, когда стало известно или должно было стать известно о решении по поставленному вопросу. Учитывая все обстоятельства дела, суд имеет право сохранить в силе решение. Так происходит, если нарушения при голосовании не являются существенными, голос собственника не мог повлиять на результат голосования, и принятое на голосовании решение не повлекло за собой причинение убытков данному собственнику.

К основаниям для признания нарушенными требований ЖК РФ и интересов собственника касательно организации общедомового собрания относятся любые факторы, мешающие реализовать право собственника на участие в принятии решения общедомовым собранием собственников в многоквартирном доме. Такими могут стать обстоятельства, которые выражаются в нарушении следующих требований:

  • о порядке и сроках извещения о месте и времени проведения собрания, о вопросах повестки дня;
  • об определении правомочности собрания (кворума);
  • о содержании информационного сообщения;
  • о возможности ознакомления с необходимой для принятия решения собственником помещения информацией, до собрания или в ходе его проведения;
  • о надлежащем удостоверении полномочий представителей собственников;
  • о порядке подсчета голосов собственников помещений при голосовании, включая лиц, обладающих правом долевой собственности на помещения, собственников комнат в коммунальной квартире;
  • Оо выполнении требований к документированию решений собрания, в частности бюллетеней заочного собрания;
  • о порядке подтверждения полномочий собственника помещения, определения числа принадлежащих ему голосов.

Чем грозит подделка протокола общего собрания собственников

Подделка протокола общего собрания собственников преследуется по УК РФ, как и подделка любых других документов. При подделке подписей, внесении ложных сведений, оформлении задним числом ранее существовала практика, по которой органы исполнительной власти отказывались возбуждать уголовные дела по статье 327 УК РФ "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов".

Решения, принятые собственниками, как и протокол общего собрания собственников, по мнению органов следствия, не считались официальными документами . Сфальсифицировать протокол не сложно, а вот доказать этот факт в суде и оспорить его – большая проблема. Судебная практика показывала, что даже после предоставления неоспоримых доказательств, виновные лица избегали ответственности.

Итогами подобного отношения стало то, что собственники и УК могли подделать протокол собрания, не соблюдать установленную процедуру проведения собрания. Никто не нес уголовной ответственности за финансовые потери собственников.

Обманутые собственники вынуждены были самостоятельно добиваться правосудия через гражданские суды. Хотя есть возможность возбудить уголовное дело по статье 159 УК РФ "Мошенничество", органы правопорядка не спешили идти навстречу.

Попытки законодательно решить эту проблему были и раньше. Предлагались самые разные законопроекты, в том числе об уголовной ответственности при препятствовании честному выбору формы управления. Но дальше первого чтения инициативы не проходили.

По принятым законодательным нормам протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома обладает статусом официального документа. Определение этому дается ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. В него внесены изменения Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ.

Законодательно закреплен официальный статус документов – решений, принятых на общедомовом голосовании и протоколов общего собрания собственников помещений МКД. На собственников в МКД возлагаются обязанности относительно общего имущества, возможно изменение объема обязанностей и прав, освобождение этих собственников от обязанностей. Они также подтверждают факты, по которым наступает юридическая ответственность.

Подделка протокола ОСС регламентируется ст. 327 УК РФ. В случае признания вины по данной статье, осужденный наказывается принудительными работами сроком до 2 лет, арестом сроком до 6 месяцев, ограничением или лишением свободы до 2 лет включительно.

При признании факта использования заведомо поддельного документа, на осужденного налагается денежный штраф суммой до 80 000 рублей, либо штраф в размере заработной платы или иных доходов осужденного в течение шести месяцев. Также возможно назначение наказания в виде обязательных работ сроком до 480 часов.

  • Что изменилось в правилах оспаривания договора управления МКД

Решения суда по подделке протокола ОСС

Нужно учесть отсутствие единой практики в судах при рассмотрении дел о подделке протоколов, признании недействительным решения общего собрания собственников.

Обычно факт не проведения собрания и фальсификации протокола доказывается следующим образом:

  • приговор или постановление следственных органов, указывающих на подделку;
  • подделка подписи секретаря, собственников помещений, председателя;
  • показания свидетелей, пояснивших на судебном заседании, что не получали извещения о проводимом собрании, не принимали в нем участия;
  • показания собственника жилой площади, поясняющие суду факт фальсификации его подписи, а также, что не он инициировал собрание, не проводил его, не был его участником;
  • подлинник общего собрания не был предоставлен суду;
  • представление листа регистрации собственников, с отсутствующей в нем датой составления документа, отсутствие в документе четких пояснений, к какому конкретно собранию собственников он относится и какие вопросы призван решить.

Фальсификация протокола собрания собственников после вступления в силу поправок в ЖК РФ регламентируется 327 статьей Уголовного кодекса РФ.

Рассмотрим решения суда по подделке протокола ОСС на примерах:

1 пример.

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Старый Химмаш», МБУ «Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере». Данным иском просили лишить силы решение общего собрания собственников помещений. Прокурор, представляя интересы собственников, просил признать незаконными действия по выставлению квитанций и взимание платы за коммунальные услуги и жилье.

Проверка выявила многочисленные факты нарушений жилищного законодательства – подделка протоколов общих собраний, нарушение порядка выбора способа управления. Согласно одному из фальсифицированных протоколов, собственники выбрали способ управления в форме ТСЖ путем вступления в уже существующее ТСЖ «Старый Химмаш».

Суд удовлетворил исковые требования к ТСЖ «Старый Химмаш», МБУ «Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере». Отменил принятые ранее решения общего собрания. Признал действия по выставлению счетов и взиманию платы за коммунальные услуги и жилье – незаконными.

2 пример.

После подделки 4-х подписей УК СЭУ-ФС-6, расположенная в Москве, с мая 2015 г. начала брать плату за капремонт дома и переводить ее на специальный собственный счет Сбербанка. В марте 2016 года Головинский районный суд Москвы признал незаконность протокола общего собрания и результатов голосования по вопросу о сборе средств на капремонт. Почти тысяча собственников огромного дома смогла защитить свои интересы. К тому моменту на капремонт было выплачено около 1,3 миллиона рублей. Их расхищение в особо крупном размере удалось предотвратить.

3 пример.

Обращение в суд пришло от собственника квартиры (истца). Он предъявил иск к ЖК. В нем он изложил просьбу провести перерасчет платежей. Платежи по содержанию общедомового имущества и капитальному ремонту МКД, с точки зрения истца, предъявили необоснованно. Истец предоставил в суд справку, подписанную председателем кооператива. При изучении предоставленной справки, был сделан вывод, что на общедомовом собрании не приняли смету затрат на содержание общедомового имущества и капремонт МКД.

Председателем кооператива, при рассмотрении дела, был также предоставлен суду протокол общего собрания собственников. Предоставленный протокол подтверждал факт утверждения сметы о финансировании на капитальный ремонт и содержание общедомового имущества МКД. Истцом на основании ст. 186 ГПК РФ было заявлено ходатайство о подделке жилищным кооперативом представленных доказательств по делу. Государственная жилищная инспекция по Новосибирской области осуществила проверку содержания общего имущества дома. Проведенная проверка показала, что места общего пользования содержались ненадлежащим образом. На общем собрании не утвердили тариф на содержание общего имущества. Жилищный кооператив выдал справку, что отсутствует смета, принятая надлежащим образом, на содержание и ремонт общедомового имущества. Ссылаясь на показания четырех свидетелей, суд решил отказать в удовлетворении ходатайства о подделке протокола общего собрания собственников.

Как усматривалось из материалов дела, жилищный кооператив представил в суд 4 разных варианта расчета задолженности. Расчеты, сделанные председателем кооператива и бухгалтером, не имеют обоснования и не соответствуют требованиям к такой документации. Суд первой инстанции это признал, но в удовлетворении иска отказал, несмотря на установленный факт обсчета истца и передачу ложной информации.

Образец протокола:

Для физ. лиц: Ф.И.О.

№ помещения и реквизиты документа о праве собственности на него

Ф.И.О. представителя, реквизиты документа, удостоверяющие полномочия представителя

Для юр. лиц: наименование юридического лица, номер ОГРН

Приглашённые лица :

Повестка дня общего собрания:

1. Об избрании членов счетной комиссии, председателя и секретаря общего собрания.

5. Об определении места для размещения результатов общего собрания по вопросам, поставленным на голосование, с целью ознакомления с ними всех собственников помещений в многоквартирном доме.
6. Об определении места хранения документов общего собрания.
На дату проведения собрания установлено, что :

помещений в доме, которые составляют 100% голосов;

жилых и нежилых помещений в доме;

повестке дня;
г) общее собрание объявляется открытым
/при отсутствии кворума протокол подписывается инициаторами общего собрания/

1. Об избрании членов счетной комиссии, председателя и секретаря общего собрания

Решение вопроса № 1 «Об избрании счетной комиссии, председателя и секретаря» в составе __ чел.в предложенном составе ________________________.
(принято / не принято)

    1. Об определении места для размещения результатов общего собрания по вопросам, поставленным на голосование, с целью ознакомления с ними всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение вопроса № 5 «Об определении места для размещения результатов общего собрания по вопросам поставленным на голосование, с целью ознакомления с ними всех собственников помещений в многоквартирном доме» ________________________, решения общего собрания размещаются ______________________________.
(принято / не принято) (указать место).

    1. Об определении места хранения документов общего собрания.

Решение вопроса № 6 «Об определении места хранения документов общего собрания» ________________________
(принято / не принято)
документы общего собрания хранятся______________________________________________.
(указать место)

(ФИО, иные сведения)

Приложения к протоколу :


1

Реестр собственников помещений содержащий сведения обо всех собственниках помещений в МКД на " " л.

Сообщение о проведении общего собрания на " " л.

Реестр вручения собственникам помещений в МКД сообщений о проведении общего собрания на " " л.

Список собственников помещений в МКД, присутствующих на общем собрании на " " л.

Доверенности (или их копии) удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в МКД на " " л.

Решения собственников помещений в многоквартирном доме в 1 экз. на " " л.

Иные документы или материалы (при их наличии и в случае определения их в качестве обязательного приложения к протоколу) на " " л.

Председатель общего собрания

(подпись)

(Ф.И.О.) (дата)

Секретарь общего собрания

Если, присутствующих лиц, более пятнадцати, информация может быть оформлена в виде списка, который является обязательным приложением к протоколу. В этом случае, в протоколе после указания количества присутствующих делается отметка «Список прилагается, приложение № ____».

За исключением случая, если решением общего собрания предусмотрено размещение сообщения о проведении собрания в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме

Вложенные файлы

  • Образец протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.docx

Во время осуществления своей деятельности юридические лица часто принимают решения по вопросам, выносимым на общее собрание, в котором могут участвовать учредители, акционеры, руководители подразделений, а также представители сторон, являющихся деловыми партнерами. В подобной ситуации решаемые задачи на собрании оформляются при помощи такой формы, как протокол общего собрания. Это довольно специфический документ, который в краткой форме отображает ход всего мероприятия, а также может содержать краткое содержание изложенной информации.

Вопросы, решаемые на основании протокола общего собрания

Протокол общего собрания необходим для решения разнообразных задач, являющихся неотъемлемой частью деятельности организации или предприятия. С помощью этого документа могут оформляться изменения в составе учредителей или акционеров, эмиссия акций, реорганизация или ликвидация предприятия.

В вопросах, для которых необходимо принятие коллективного решения, обязательно используется протокол общего собрания. Образец составления является единым для всех подобных мероприятий в границах одной организации. Таким образом, являясь отображением хозяйственной деятельности предприятия, этот документ имеет важное юридическое значение.

Протокол общего собрания, образец его составления и нормы, применяемые к его содержанию, установлены различными законодательными актами РФ. Поэтому необходимо строго придерживаться установленных требований к его оформлению, так как контролирующие органы при проверках имеют право признать недействительными решения юридического лица на основании имеющихся нарушений и невыполнения основных требований к протоколу.

Законодательные требования к оформлению

Протокол общего собрания членов, принимающих участие в хозяйственной деятельности организации, должен быть оформлен не позднее 15 дней с даты его проведения. Документ составляется в двух экземплярах и обязан содержать определенный набор данных:

  • Дата и место проведения собрания.
  • Число голосов, которыми владеют участники.
  • Общее число голосов с учетом отсутствующих участников.
  • Фамилия и имя председателя собрания.
  • Состав президиума.
  • Повестка дня.

Как правило, в протоколе указываются в виде тезисов основные вопросы, вынесенные на обсуждение и голосование, и результаты, которые были утверждены.

Цель составления протокола

Протокол общего собрания – это документ, излагающий ход вынесения каких-либо решений, которые определяют направление деятельности юридического лица, коллегиально. Все формы и виды протоколов направлены на документирование принятых решений коллегиальных органов. Также протокол составляется при проведении деловых встреч, заседаний комиссий, ведении переговоров, совещательных собраний. Цель протокола – это документальное оформление коллегиальных решений и достигнутых договоренностей.

Любое предприятие или организация должны использовать способы коллегиального принятия решений и уметь грамотно составлять протоколы своих собраний. Важность протоколирования коллегиально принятых решений является хорошим подспорьем правильного ведения своей деятельности юридическим лицом.

Если же в компании учредитель или директор принимает единоличное решение по поводу ведения хозяйственной деятельности, обязательно группируется совещательное собрание для вынесения важных решений о деятельности компании. Таким образом, рассмотрение таких решений и возникших вопросов заносится в протокол общего собрания.

Важная процедура

Процесс составления протокола заключается в нескольких этапах:

  • Определение и подготовка повестки дня.
  • Составление и подготовка необходимой документации.
  • Оповещение всех участников о месте прохождения общего собрания.
  • Рассылка необходимых информационных данных для участников по подготовке к повестке собрания, освещающих отдельные его вопросы.

Перед началом проведения переговорных процессов необходимо занести в протокол регистрационные данные участников собрания. С этой целью составляется список всех участвующих, количество которых обязано соответствовать числу необходимых голосов для принятия юридически законного решения.

Для дальнейшего документирования информации о вынесенных решениях и ходе общего собрания применяются современные технические средства звуко- или видеозаписи, которые используются для стенографирования и обработки всех выступлений и принятых решений. Также одновременно с записью необходимо составлять черновые наброски протокола в письменном виде на протяжении всего собрания. Обязательно указывается список документов, принимавших участие при вынесении вопросов на голосование или обсуждение. Это доклады, проекты, справки, использовавшиеся в общем заседании.

Правила оформления

Протокол общего собрания собственников или участников должен грамотно составляться и полностью соответствовать нормативным требованиям законодательства РФ.

По своему содержанию документ может быть как развернутым, так и кратким изложением проведенного собрания. В полной форме отображаются все выступления, которые имели место на общем собрании совещательного органа. В краткой же форме содержатся лишь данные о выступавших, тема произнесенной речи. Краткую форму называют протоколом-схемой. Форма составления протокола определяется председателем собрания или в ходе вынесения коллегиального решения. Образец протокола общего собрания участников представлен ниже.

Данный документ оформляется с соблюдением всех норм и требований делопроизводства к внесению реквизитов в соответствии с ГОСТом.

Содержание протокола. Данные организации

Протокол общего собрания, образец которого находится в разработке, должен обязательно содержать данные о полном наименовании организации, а также принятые аббревиатуры, касающиеся организационно-правовой формы (ООО, АО и прочее). При этом наименование должно соответствовать тому, которое указано в уставе предприятия и внесено в Единый государственный реестр, а также иметь полную расшифровку без использования аббревиатур.

Если это протокол общего собрания ООО, образец составляется по тем же правилам и нормам, что и для организаций, имеющих иную организационно-правовую форму собственности. Он фиксирует местонахождение юридического лица, отраженное в виде записи юридического адреса организации, и должен соответствовать внесенному в учредительные документы, а также регистрации в Едином госреестре.

Данные о собрании

В следующем разделе после указания юридических данных, отображающих фактическое наименование места расположения предприятия, необходимо указать сведения, относящиеся к времени и форме проведения собрания. В первую очередь указывается вид общего собрания, который может быть годовым, внеочередным, плановым и т.д. Протокол общего собрания участников ООО по действующему законодательству определяется с периодичностью не реже чем один раз в год.

Формы собраний

Форма проведения собрания может определяться как:

  • Личное присутствие уполномоченных представителей или участников-акционеров.
  • Заочная форма путем сбора документации, отправленной ранее для выяснения мнений по вопросам голосования.

Также отмечаются дата и место собрания совещательной коллегии, указывается фактический адрес, по которому собирались участники.

Основная часть протокола

Указываются тема, вопросы, по которым проводилось совещание. В случае годовых собраний законодательство определяет ряд вопросов, обязательных к рассмотрению. В остальной части собрания участники вольны в выборе необходимых для решения тем.

Обязательно указывается время начала и завершения регистрации лиц, обладающих правом на присутствие и участие в обсуждении. В этом случае организатор или секретарь проводит процедуру регистрации всех прибывших путем установления личности присутствующих и занесения этих данных в раздел протокола "Присутствовали". Обязательно указывается Ф.И.О. участника, а также занимаемая должность и количество принадлежащих ему голосов. В случае с акционерными обществами также могут заноситься данные об удостоверении личности или выданных доверенностях.

Также в этой части указывается время открытия и закрытия коллегиального собрания, итоги голосования, которые фиксируются по времени подсчета голосов.

При рассмотрении каждого вопроса повестки дня указываются:

  • Количество голосов, имеющих право на принятие участия в собрании.
  • Количество голосов, принявших участие.
  • Число голосов, отданных за разные варианты голосования.
  • Формулировка принятых решений.

Далее следует раздел, где фиксируются все основные положения прослушанных выступлений, а также имена лиц, выступавших по каждому вопросу. Информация излагается в виде тезисов, составляющих краткое содержание выступлений.

Заключительная часть

После составления протокол общего собрания учредителей, акционеров или других участников скрепляется подписями председателя, а также секретаря собрания. Также ставится дата его составления, которая может не совпадать с датой проведения собрания.

Особые протоколы и собрания

Еще одним интересным экземпляром подобной документации является протокол общего собрания собственников дома или садоводческого товарищества. Такие собрания и их протоколирование отличаются тем, что участники имеют равные права, и в случае неявки большого количества лиц все равно решения могут приниматься на основании учета мнения тех, кто прибыл и участвовал в решении вынесенных на обсуждение вопросов. На основании такого протокола остальные члены жилищного фонда или садоводческого товарищества обязаны подчиниться вынесенным решениям вне зависимости от того, принимали ли они участие в этом собрании или нет.

При составлении такого документа в нем обычно указывается состав комиссии по пересчету голосов. В качестве председателя и секретаря собрания могут выступать как уполномоченные лица, так и выбранные путем голосования из присутствующих участников. Способ управления многоквартирными домами или садоводческим товариществом выбирается общим собранием собственников жилых помещений или земельных участков. Вынесенные решения по обозначенным вопросам являются обязательными для всех собственников.

Оформление протокола общего собрания требует к себе особого внимания и наличия определенных навыков документальной работы. Пренебрежение правилами, установленными к оформлению этого документа, нельзя допускать, так как он является единственным документальным отображением правомерности вынесенных решений коллегиального собрания, которые носят важное назначение, а также обладает большой юридической силой и предоставляется во время аудиторских проверок контролирующим органам.