Как оформить пособие по уходу за ребенком. Пособие по уходу за ребенком

Детское пособие по уходу за детьми до 1,5 лет выступает одним из основных видов государственной поддержки женщин, родивших детей. Данное пособие предоставляется и работавшим до декретного отпуска женщинам, и безработным, и студенткам.

Следует отметить, что отпуск матерям (иным родственникам, опекунам), согласно российскому трудовому законодательству, предоставляется вплоть до трехлетия малыша, а детские пособия выплачиваются лишь до полутора лет . В дальнейшем женщина, ухаживающая за ребенком 1,5-3 лет, может рассчитывать лишь на символическую ежемесячную компенсацию, которую большинство женщин предпочитают даже не оформлять.

Кому выплачивается детское пособие

В отличие от , выплачиваемых Фондом социального страхования исключительно матери новорожденного, детские пособия по уходу вправе также получать и иные родственники малыша (отец, бабушки и другие родственники). Это допускается законодателем при условии, что лицо, претендующее на ежемесячное получение соответствующего детского пособия, фактически осуществляет уход за малолетним ребенком и, в результате, лишено возможности получать заработок либо иной доход.

Когда за малышом ухаживают одновременно или по очереди двое или несколько его родственников, права на детское пособие получает лишь один. Кто именно получит детские выплаты выбирается ими самостоятельно.

Согласно Закону №81-ФЗ от мая 1995 года, касающегося государственных пособий российским гражданам, имеющим детей, вышеуказанным правом претендовать на выплату за счет средств социального страхования детского пособия при уходе за малолетним ребенком обладают:

  • мать малыша, его опекуны или родственники, подлежащие, согласно законодательству, обязательному социальному страхованию;
  • женщины–военнослужащие по контракту, родившие ребенка;
  • уволенные в результате ликвидации предприятия-работодателя граждане. В указанной ситуации мать ребенка вправе, по закону, претендовать на пособия и в период декрета, и в период ухода за появившимся малышом, а иные родственники, ухаживающие за детьми – лишь в период взятого отпуска по уходу;
  • матери, отцы либо опекуны, обучающиеся на очном отделении;
  • родственники, не подлежащие обязательному соцстрахованию, в случаях смерти мамы и (или) папы малолетнего ребенка, лишения их родительских прав и в некоторых иных случаях.

Если мать малыша или иной родственник, получающий детское пособие, выходит на работу на условиях полного рабочего дня, социальные выплаты по пособию прекращаются, поскольку одновременно получать зарплату и детское пособие, являющееся своеобразной государственной компенсацией заработка при осуществлении ухода за малышом, невозможно.

Тем не менее, права на указанное пособие по уходу сохраняются при работе по подрядным договорам и соглашениям возмездного оказания услуг (гражданско-правовым договорам) даже во время отпуска, а также при трудовой деятельности с неполным рабочим временем (возможны два варианта – с неполным рабочим днем либо неполной трудовой неделей) либо на дому.

Если сотрудница (либо ее родственник), ухаживающая за малышом, была до декрета совместителем, работавшим в течение двух последних лет, которые предшествовали декрету, у одних и тех же работодателей, детское пособие выплачивается одним из них, по выбору сотрудницы.

Возможна ситуация, когда женщина ждет второго или последующего малыша, находясь уже в отпуске по уходу. Тогда, если у нее совпали по времени сразу два вида положенного отпуска – по уходу за ранее появившимся малышом и по беременности, женщина вправе выбрать на этот период лишь один вид пособия.

Пособие по уходу работавшим до декрета женщинам выплачивает работодатель с последующим возмещением выплаченных средств из российского Фонда социального страхования. и сотрудницам, уволенным из-за ликвидации работодателя, детское пособие выплачивается территориальными органами соцзащиты.

Как получить детское пособие

Для получения детских пособий, предусмотренных законодательством для граждан, ухаживающих за детьми 1.5 лет, работодателю представляются документы:

  • заявление, составляемое в свободной форме, которое содержит просьбу о предоставлении работодателем соответствующего отпуска;
  • детские свидетельства о рождении (либо усыновлении) малыша, за которым предполагается осуществлять уход, и предыдущих детей заявителя (при их наличии), а также копии названных документов;
  • справка из бухгалтерии с работы второго родителя, указывающая, что последний не получает данное детское пособие;
  • при необходимости для расчета пособия – документ от прежнего работодателя о фактической сумме зарплаты за требуемый период (такая справка понадобится бухгалтерии, если заявитель, претендующий на детское пособие, в течение 2 предшествующих декрету лет менял работу).

Если женщина является совместителем, ей дополнительно нужно представить документ от другого работодателя (работодателей), подтверждающий, что по другим рабочим местам сотруднице пособие не назначалось.

Безработным матерям при обращении в органы соцзащиты нужно представить дополнительно удостоверение личности заявителя, аттестат или диплом (для ранее не работавших граждан) или трудовую книжку.

Размер детского пособия

По общему правилу, сумма детского пособия по уходу за малышом для работавших перед декретом женщин составляет 40% от рассчитанного в определенном порядке среднего заработка.

В 2015 году установлены следующие законодательные ограничения по минимуму и максимуму детских пособий:

  • минимальный размер детского пособия, назначаемого при уходе за первым малышом, установлен в 2 718,35 рублей;
  • минимальный размер детского пособия, назначаемого при уходе за вторым, третьим и последующими малышами, определен в размере 5 436,67 рублей;
  • максимально возможный размер указанного детского пособия по уходу составляет в наступившем 2015 году 19 855,82 рублей.

Расчет пособия по уходу производится следующим образом: средний заработок женщины, написавшей заявление на соответствующий отпуск по уходу, за два предыдущих года делится на число календарных дней за эти расчетные года (исключая дни временной нетрудоспособности, взятых декретного отпуска и отпуска по уходу, период вынужденного освобождения сотрудницы от работы с полным сохранением зарплаты).

В результате получится среднедневной заработок сотрудницы, который дальше нужно умножить на 30,4, а потом – на 40%. Средний заработок женщины, взятый для расчетов, по правилам, не может превышать определенных величин, составляющих предельно допустимую величину базы для перечисления с зарплаты страховых взносов в российский ФСС. Так, в 2013 году эта предельная величина составляла – 568 000 рублей, а в 2014 году она возросла уже до 624 000 рублей.

Сроки выплаты

Женщина, воспользовавшаяся правом на отпуск, положенный при уходе за малолетним ребенком, и желающая получить причитающееся детское пособие, может обратиться за начислением соответствующих выплат в любое время после предоставления ей работодателем отпуска по уходу, но не позже полугода после достижения рожденным ребенком полутора лет.

При этом полагающееся детское пособие, независимо от даты подачи соответствующего заявления работодателю, будет начисляться и выплачиваться за полный период – с даты предоставления сотруднице отпуска по уходу вплоть до достижения малышом 1,5 лет (либо до момента досрочного выхода сотрудницы на рабочее место на условиях полного трудового дня).

Согласно нормативам, детские пособия должны назначаться и начисляться в десятидневный период (в расчет идут календарные дни) со дня предоставления заявителем работодателю (или органам социальной защиты – в предусмотренном законом случае) необходимой документации.

Когда начисленное пособие выплачивается сотруднице работодателем, выплата начислений будет приурочена бухгалтерией ко дню выдачи другим сотрудникам предприятия заработной платы.

Когда пособие платится женщине, ухаживающей за маленькими детьми, непосредственно из средств территориального Фонда соцстрахования, то начисленные денежные средства будут высланы заявителю почтой или перечислены через кредитную организацию на расчетный счет заявителя, указываемый при подаче соответствующего заявления в отделение ФСС.

Такие прямые выплаты из ФСС возможны в двух ситуациях. Во-первых, законодатель предоставил матери (другому родственнику малыша) право обратиться за положенными детскими начислениями непосредственно в отделение российского Фонда социального страхования, если организация-работодатель, где работала женщина до родов, уже к этому моменту прекратила свою деятельность, либо не имеет финансовых средств на счетах, либо доступными средствами невозможно определить ее нынешнее местонахождение.

Во-вторых, в некоторых российских регионах (к примеру, в Тамбовской, Нижегородской, Астраханской, Новгородской областях и некоторых иных регионах РФ) был запущен экспериментальный проект, согласно которому мамы во всех случаях получают полагающееся детское пособие при уходе за малышом на свои счета непосредственно от территориального Фонда соцстрахования.

Не работающие мамы получают детское пособие, по общему правилу, в органе соцзащиты, относящемся к их местожительству.

Пособие по уходу за ребёнком до полутора лет – это государственная социальная выплата, которая назначается с момента окончания декретного отпуска мамы малыша. Размер пособия устанавливается в рамках максимально допустимого и минимального значения, сумма таких значений ежегодно индексируется государством

Выплаты производятся за счёт Фонда Социального Страхования (ФСС), который формируется из страховых платежей граждан России. Основными нормативными актами, регламентирующими данный вид пособия являются ФЗ №81, ФЗ №255, ФЗ №256, ФЗ №418 и ст. 256 ТК РФ.

Важно! Пособие трудоустроенным гражданам выплачивает работодатель в рамках бюджета предприятия, а затем ФСС возмещает ему затраченные деньги.

ФЗ №81 устанавливает, что право претендовать на получение социального пособия «по уходу за ребёнком до полутора лет» имеет в равной степени любой родитель малыша, его опекун или член семьи, реально занимающийся уходом. Единственным условием здесь является перечисление взносов на социальное страхование за претендента на пособие (наличие СНИЛС).

Претендовать на ежемесячные выплаты могут как трудящиеся граждане, так и имеющие статус безработных. В случае, когда претендент на получение социальных выплат официально работает, то обращаться с заявлением за назначением пособия он может к работодателю или напрямую в региональный отдел ФСС.

Важно! Если претендент на получение социальных выплат был официально трудоустроен в нескольких местах, то подавать заявление следует на выбор по одному из мест работы. При этом с остальных мест трудоустройства потребуется предоставить справки о том, что аналогичное заявление они не принимали.

Безработным гражданам и студентам-очникам обращаться следует в (УСЗН) Управление по делам Социальной Защиты Населения на месте регистрации.

Право претендовать на получение указанного пособия наступает с момента окончания «декретного» отпуска матери. День окончания указан в больничном листе. Это примерно спустя 70 дней спустя дня рождения малыша (86 дней при наличии осложнений, 110 дней при многоплодной беременности).

Видео – Что важно знать про отпуск по уходу за ребенком

Какие документы понадобятся

Прежде чем подавать заявление в отдел кадров по месту работы или в УСЗН, претенденту на получение выплат необходимо позаботиться о сборе пакета документов, согласно установленному чек-листу.

Чек-лист документов для обращения за ежемесячным пособием по уходу за ребёнком до полутора лет трудоустроенным гражданам:

  1. Заявление о предоставлении работнику отпуска по уходу за ребёнком. Пишется в свободной форме, однако в каждом отделе кадров обычно существуют собственные образцы и бланки таких заявлений.
  2. Справка с работы супруга (супруги) о неиспользовании права на отпуск по уходу за ребёнком. Подобная справка понадобится со всех официальных мест трудоустройства обоих родителей, кроме того, в адрес которого подаётся заявление.
  3. Свидетельства о рождении всех детей, включая того, на которого будет выделено пособие (оригиналы документов и ксерокопии).
  4. Ксерокопии гражданских паспортов обоих родителей.

Чек-лист документов для обращения за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет в органы соцзащиты по месту проживания:


Порядок оформления

Обратиться за начислением ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет следует в срок от окончания декретного отпуска до полугода с момента исполнения малышу 1.5 лет.

В первую очередь, необходимо подготовить пакет документов согласно установленному чек-листу и обратиться с ними в бухгалтерию по месту работы или в районное отделение УСЗН.

Все выплаты должны быть рассчитаны и начислены в течение десяти дней с момента подачи заявления. Работодатель перечисляет деньги в день выплаты аванса или заработной платы, представители УСЗН высылают деньги почтой или переводят через банк.

Минимальный и максимальный уровень, установленный для пособий в 2018 году

Минимальный уровень размера социальных выплат по уходу за ребёнком до 1.5 лет зависит, в первую очередь, от того, трудоустроен претендент на получение выплат или нет.

Для нетрудоустроенных граждан минимальный порог денежных выплат был проиндексирован 1 февраля текущего года. На сегодняшний день, ухаживающие за детьми неработающие члены семьи или опекуны малыша, а также те, кто является ЧП, получат:

  • 3163.79 рублей на первого ребёнка в семье;
  • 6327.57 рублей на второго и каждого последующего ребёнка.

Ухаживающие, которые имеют в трудовой книжке менее 2 лет официального стажа или низкую зарплату могут претендовать на:

  • 3795.60 рублей на первого ребёнка;
  • 6327.57 рублей на второго и каждого последующего.

Важно! К данным суммам применимы районные коэффициенты, причитающиеся гражданам, проживающим в регионах со сложными условиями.

Максимальный размер социального пособия для уволенных в связи с ликвидацией предприятия граждан равен 12655.17 рублей. Для всех остальных категорий максимальный размер выплат не должен превышать сумму 24536.57 рублей.

Расчёт величины пособия работающим гражданам

Величина ежемесячного пособия работающим гражданам исчисляется по формуле:

  • ЕДВ – величина ежемесячных пособий.
  • СДЗ – средний ежедневный заработок. Расчёт берётся за период предыдущих двух лет.
  • 30.4 – среднегодовое количество дней в месяце.
  • 0.4 – 40% от значения СДЗ.

По этой формуле можно самостоятельно рассчитать размер причитающегося пособия.

Важно! Если после расчёта сумма ежемесячных выплат оказывается меньше установленного минимума, то ухаживающий гражданин будет получать пособие на установленном минимальном уровне.

Новые пособия по уходу за детьми до 1.5 лет, появившихся на свет в 2018 году

Президент Российской Федерации В.В. Путин 28.12.2017 года принял новый государственный закон о детских пособиях. Этот закон вступил в полную юридическую силу с 1.01.2018 года на все территории РФ (ФЗ №418).

Согласно новому закону, родители или опекуны первого в семье ребёнка, рождённого в 2018 году имеют право на получение адресного ежемесячного социального пособия в размере регионального прожиточного минимума (около 10 – 10.5 тыс. рублей). Кроме того, с 1.01.2018 года родители второго или последующего ребёнка могут обратиться за получением ежемесячных выплат из средств неиспользованного материнского капитала.

Новый закон был принят в рамках программы социальной поддержки малообеспеченных и нуждающихся семей. Это означает, что не каждая семья имеет право на получение нового пособия. Для обращения с заявлением должны выполняться следующие условия:

  1. Заявитель постоянно проживает на территории РФ.
  2. Ребёнок рожден не ранее, чем с 1.01.2018 года.
  3. Ребёнок является гражданином России.
  4. Размер дохода на человека в семье не больше, чем региональный прожиточный минимум умноженный в полтора раза.

Правом получать новое пособие обладает любой родственник или опекун малыша, реально занимающийся уходом. Обращаться за назначением нового социального пособие следует в уполномоченные органы соцзащиты по месту проживания напрямую или через ближайший МФЦ.

Следует учесть, что при подаче заявления о новом пособии после того, как ребёнку исполнится полгода, выплаты за прошедший период производиться не будут. То есть пособие будет установлено со дня обращения. Если же заявление поступит в органы соцзащиты до достижения малышом полугодовалого возраста, то выплаты затронут весь период с момента его рождения.

При соблюдении указанных выше условий родители второго или последующего ребёнка имеют право на регулярные денежные выплаты из средств неиспользованного материнского капитала в размере регионального прожиточного минимума (около 10 – 10.5 тыс. рублей). Передать заявление на указанные выплаты следует напрямую сотрудникам Пенсионного Фонда или через ближайший МФЦ.

Получателем пособия будет являться лицо, которое обладает сертификатом на получение материнского капитала. Составить заявление на выплаты можно одновременно с заявлением на выдачу самого сертификата.

Средства, полученные из суммы капитала, разрешено потратить на любые цели, а не только по предусмотренным правительством направлениям.

Важно! Все перечисленные выплаты назначаются сроком на 1 год, по истечении которого необходимо заново подавать заявление.

Женщина, вынужденная работать не в полную силу во время беременности, а затем пропускать работу на период родов и пребывания в родильном доме с новорождённым, рискует своей карьерой и заработком. Пособия по уходу за ребёнком не могут компенсировать отсутствие у матери заработной платы на протяжении целых полутора, а то и трёх лет. Чтобы помогать мужу пополнять семейный бюджет или, наоборот, компенсировать отсутствие в доме мужчины, мать младенца может вернуться на работу сразу, как оправится после родов. В такой ситуации на помощь может прийти бабушка, готовая посвятить своё время внуку. В такой ситуации полагается пособие по уходу за ребенком бабушке, а не матери. Рассмотрим как получить пособие в 2019 году.

Декрет и отпуск по уходу за ребёнком

Декретный отпуск в глазах закона и отпуск по уходу за новорождённым – это два разных понятия. В декрет или, как его грамотно называть, в отпуск по беременности и родам, может выйти только женщина, собирающаяся рожать, поскольку он предназначен для того, чтобы дать ей возможность поправить здоровье после беременности. Именно поэтому продолжительность отпуска зависит от того, какая у женщины беременность – обыкновенная или многоплодная – и как прошли роды, с осложнениями или без них. Второй отпуск начинается тогда, когда женщина уже оправилась после рождения малыша и готова приступить к работе. По желанию она может и остаться дома, чтобы ухаживать за новорождённым вплоть до достижения им трёхлетнего возраста.

Но осуществлять уход за младенцем по закону может не только мать, но и любой близкий родственник ребёнка, например, отец или бабушка. Причём неважно, трудоустроены они, или нет. В случае наличия официального места работы наниматель обязан предоставить им отпуск по уходу за ребёнком. Нужно только подготовить документы и подать заявление на уход в отпуск по причине присмотра за ребёнком до полутора или до трёх лет. Отпуск будет неоплачиваемый.

Никаких документов собирать не нужно, если бабушка ребёнка находится на пенсии – пособие по уходу за малышом она получать не будет.

Иногда у граждан возникает вопрос, может ли за малышом ухаживать одновременно и мать и бабушка, так, чтобы можно было оформить отпуск по уходу за ребёнком обеим из них. Это невозможно по закону, но одно исключение есть – для матерей, у которых имеется какое-либо заболевание, мешающее уходу за ребёнком, есть возможность попросить уйти в отпуск бабушку ребёнка. Но тогда и пособие по уходу за малышом будет получать бабушка.

Бывает и так, что сначала мать вернулась на работу и сразу вышла в ежегодный оплачиваемый отпуск, а чтобы не терять пособие по уходу за ребёнком, оформила его на бабушку. В таком случае пособие снова будет переоформлено на мать, как только она выйдет из ежегодного отпуска и продолжит ухаживать за ребёнком – или выплата перейдёт к отцу. Главное – чтобы деньги получал тот, кто следит за младенцем.

Особенности предоставления пособия по уходу за ребёнком бабушке

Отпуск по уходу за младенцем до исполнения ему 3 лет должен быть учтён в общем трудовом стаже и стаже по специальности. За бабушкой малыша будет сохранено рабочее место, и после выхода из отпуска она праве начать выполнять прежние рабочие обязанности.

Чтобы возникло право на уход в отпуск по присмотру за ребёнком для бабушки, должны соблюдаться два условия одновременно:

  1. И мать, и отец ребёнка должны быть занятыми людьми, не имеющими возможности ухаживать за малышом – они должны обучаться в университете или осуществлять официальную трудовую деятельность.
  2. Сама бабушка должна быть трудоустроена, даже в том случае, если она на пенсии.

Всем компаниям, бюджетным и коммерческим, запрещено отказывать бабушке ребёнка в отпуске по присмотру за малышом на том основании, что у него имеются родные родители, которые могли бы взять отпуск на себя. На родственника, который будет ухаживать за новорождённым, также будут распространяться все трудовые льготы, связанные с материнством, а именно:

  • оформление дополнительного неоплачиваемого отпуска по желанию сотрудницы в любое время год вне графика отпусков;
  • невозможность оформления на неё командировки;
  • ограничение на привлечение в сверхурочным работам;
  • запрет на вызов на рабочее место в праздники и выходные;
  • отсутствие ночных смен на работе.

Если должность, которую занимала бабушка, подлежит сокращению, это не должно повлиять на возможность выхода в отпуск по уходу за ребёнком. Если на момент обращения за оформлением отпуска сотрудница не была уволена, её нельзя уволить.

При появлении на свет сразу нескольких детей закон позволяет двум членам семьи, застрахованным в ФСС, взять отпуск. Если женщина, родившая двойню, предпочитает отпуск по присмотру за детьми вместо отпуска по беременности и родам, то бабушка может взять отпуск по уходу за вторым ребёнком одновременно с ней. А вот при продолжении пребывания в отпуске по БиР матери, пособие по уходу за малышом будет выплачиваться бабушке по завершении отпуска по БиР матери.

Как оформить пособие по уходу за ребенком бабушке

Оформлением отпуска по присмотру за детьми оформляется бабушке работодателем по месту работы.

Бабушка пишет заявление на имя нанимателя с указанием даты начала отпуска по уходу за ребёнком и даты его завершения. Необходимо упомянуть в заявлении и о том, что бабушка намерена сидеть с малышом до исполнения ему 3 лет. Если женщина захочет, она может просить о переводе её на удалённую работу или на работу неполный рабочий день – это никак не повлияет на получение пособий.

Примечательно то, что женщина имеет право приступать к трудовым обязанностям, а затем снова уходить ухаживать за ребёнком сколько угодно раз на протяжении всех трёх лет, пока длится отпуск. Работодатель не вправе ей отказать.

Когда наниматель получит заявление, он должен издать приказ об уходе сотрудницы в отпуск и передать его в бухгалтерию для приобщения к личному делу и назначения пособия по уходу за ребёнком.

Если бабушка малыша и работает, и получает пенсию, пенсионные выплаты в расчёт пособия не идут – будет учтена только зарплата за последние 24 месяца.

При каких условиях безработная бабушка может получать пособие по уходу за ребёнком

Как уже было сказано, пособие по уходу за ребёнком выплачивается только работающим бабушкам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Однако, имеются исключения. Так, безработная бабушка или получатель пенсии по возрасту может оформить пособие, если родная мама ребёнка:

  • пребывает под стражей или в местах лишения свободы (нужна справка из ОВД);
  • была лишена прав на ребёнка или ограничена в родительских правах (должно быть решение суда);
  • страдает от заболевания, мешающего воспитывать ребёнка (должна быть медицинская справка);
  • уклоняется от присмотра за детьми (должна быть справка от органов опеки и попечительства);
  • является полностью или частично недееспособной (должно быть решение суда);
  • признана пропавшей без вести (необходима справка из ОВД или решение суда);
  • умерла или погибла (должно быть свидетельство о смерти).

Если имеет место любой из перечисленных выше случаев, бабушка будет получать пособие в местных органах социальной защиты населения в минимальном размере.

Какие документы нужны, чтобы оформить пособие по уходу за ребенком бабушке

Чтобы получить право на уход в отпуск для того, чтобы присматривать за маленьким ребёнком, и на получение соответствующего пособия, бабушка должна подготовить следующие документы:

Документ Где получить
В произвольной форме
Свидетельство о рождении ребёнка, за которым будет осуществляться присмотр Органы ЗАГС
Свидетельства о рождении предыдущих детей Органы ЗАГС
Справка с места работы или учёбы родителей ребёнка Деканат или бухгалтерия предприятия
Справка о том, что осуществлять уход за ребёнком будет бабушка Обычно подходит письменное заявление родителей и справки о том, что отпуск родителям не предоставлялся
Справка о неполучении пособия по уходу за ребёнком от матери и отца По месту работы матери и отца
Справка о том, что мать не оформляет отпуска по уходу за ребёнком или справка о постановке на учёт в Центре занятости По месту работы или в ЦЗН
Справка о неудовлетворительном состоянии здоровья матери ребёнка (если ей требуется помощь с уходом за ребёнком) Поликлиника или бюро медико-социальной экспертизы
Справка о том, что мать не работает и не получает пособия по уходу за ребёнком (для неработающей матери) УСЗН
Справка о величине заработной платы по предыдущему месту работы (если бабушка меняла место работы в течение предшествующих 2 лет) По предыдущему месту работы
Справка о том, что бабушка не получает пособия по уходу за ребёнком на второй работе (для совместителей) У второго работодателя

Законодательные акты по теме

Письмо ФСС от 20.05.2010 № 02-02-01/08-2324 О ежемесячных социальных пособиях по уходу за ребёнком матери или родственникам при воспитании сразу нескольких маленьких детей, требующих ухода
Приказ Минздравсоцразвития от 31.01.07 № 74 Список уважительных причин для несвоевременного обращения за выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребёнком

Типичные ошибки

Ошибка: Бабушка ребёнка пытается оформить отпуск по уходу за ребёнком, тогда как мать двойни продолжает получать пособие по беременности и родам.

По закону ежемесячное пособие по уходу за ребенком начисляется гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, но кому именно? Как рассчитать размер выплат, к кому и когда обращаться, чтобы получать пособия?

Вне зависимости от статуса, а также наличия или отсутствия работы, каждая женщина вправе претендовать на пособия и льготы на период беременности, а также ухода за ребенком, полагающиеся ей по закону. В нашей статье более подробней мы остановимся на ежемесячном пособии по уходу за ребенком, которое выплачивается лицу, осуществляющему уход за малышом во время соответствующего отпуска.

Кому выплачивается пособие

Федеральный закон №83 от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» право на получение пособия имеют:

  • матери-военнослужащие по контракту;
  • близкие родственники ребенка, имеющие обязательное социальное страхование либо не подлежащие социальному страхованию, в случае смерти матери и/или отца или лишении их родительских прав;
  • матери в период беременности и отпуска по беременности и родам, иные родственники во время отпуска по уходу за ребенком, уволенные в связи с ликвидацией организации;
  • родители, опекуны, являющиеся студентами-очниками.

Как ясно из вышеперечисленного, пособие по уходу за ребенком могут получать не только матери, как например, при отпуске по беременности и родам, но и иные родственники ребенка - бабушка, дедушка, отец и другие, которые фактически осуществляют уход, а следовательно, лишены возможности получать доход, в том числе заработную плату. Однако, получать пособие может только один из родственников, поэтому если за ребенком ухаживают двое или более родственников, пособие получает только один из них по собственному выбору.

Важно! Отпуск по уходу за ребенком предоставляется до 3-х лет, но пособие выплачивается лишь до 1,5 лет, по достижению данного возраста выплачивается лишь компенсация в размере 50 руб. в месяц.

Пособия по уходу за ребенком безработным выплачивается органами социальной защиты, работающим гражданам - работодателем. Работник, претендующий на пособие, может являться совместителем - работающий у одних и тех же работодателей в пределах 2-х лет. В этом случае работник решает сам, кто из работодателей будет ему оплачивать пособие по беременности и родам.

Важно, что право на пособие может быть сохранено за претендующим даже при работе во время отпуска, при соблюдении условий работы на дому или в режиме неполного рабочего дня.

Как получить пособие по уходу за ребенком

Для получения пособия претендующему необходимо подготовить заявление, которое составляется в свободной форме и предоставить по месту работы либо в органы социальной защиты следующие виды документов:

  • документы на ребенка, за которым осуществляется уход - свидетельство о рождении ребенка и его копию, а также документы на предыдущих детей;
  • справку о том, что другой родитель не получает пособие;
  • если претендент менял работу в течении последних двух лет, то справку от прежнего работодателя о размере заработной платы для правильного и полного исчисления пособия;
  • если ухаживающий за ребенком является совместителем, то дополнительно потребуется предоставление справки о том, что пособие ему не назначалось на другой работе.

Как правильно рассчитать размер пособия

Согласно действующего законодательства, размер пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет определяется по новым правилам, которые не предполагают права выбора порядка исчисления для получателя. Расчет размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится исходя из доходов застрахованного лица за предыдущие 2 года по следующей формуле: средний заработок получателя, рассчитанный за последние два календарных года делится на число календарных дней этого же периода, умножается на 30,4%, умножается на 40%. При этом, размер среднего заработка за два года не должен превышать предельную величину базы, по которой исчисляются страховые взносы. Кроме того, из числа календарных дней следует исключить период временной нетрудоспособности, в том числе, отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Сроки выплаты пособия

Пособие по уходу за ребенком одиноким матерям, работающим и безработным претендентам, может быть назначено в течении 10 календарных дней с момента предоставления всех необходимых документов. Обратиться за пособием можно в любое время со дня ухода в отпуск, но не позднее 6-ти месяцев по достижению ребенка возраста в 1,5 года.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период отпуска, в независимости от даты подачи заявления.

Работодатель выплату пособия по уходу за ребенком может приурочить ко дню выплаты заработной платы. Органы социальной защиты выплачивают пособия посредством почты или банковских организаций.

Электронные услуги

Полное название услуги

Назначение ежемесячного пособия на ребенка

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга.
    2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве. Прием запросов в электронной форме с использованием Портала от опекуна, попечителя, а также уполномоченного представителя заявителя не предусмотрен.

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    • Электронный образ документа удостоверяющий личность заявителя (для паспорта РФ: стр.2-3,5,14 (разворот с фотографией, место жительства, семейное положение))
    • Электронный образ свидетельства о браке (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ документа, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии)
    • Электронный образ документа свидетельства о рождении ребенка (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы) либо документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства)
    • Электронный образ решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу, либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (представляется по желанию заявителя)
    • Электронный образ документа, содержащего сведения о месте жительства в городе Москве ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (в случае если сведения о многоквартирном доме, в котором проживает заявитель и (или) ребенок, не содержатся в Базовом регистре)
    • Электронный образ документа, подтверждающего изменение фамилии и (или) имени, и (или) отчества, в случае несоответствия фамилии и (или) имени, и (или) отчества в предоставляемых документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ справки, выданной организацией (учреждением), имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.), подтверждающая место жительство в городе Москве
    • Электронный образ документа, подтверждающего фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка), а именно один из следующих:
      - Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации).
      - Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).
    • Электронный образы справок с места работы (службы, учебы) либо иные документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса.
    • Электронный образ свидетельства о расторжении брака
    • Электронный образ свидетельства об установлении отцовства (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ справки об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце (матери) ребенка
    • Электронный образ свидетельства о смерти второго родителя
    • Электронный образ решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).
    • Электронный образ выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии)
    • При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются электронные образы документов, подтверждающих уважительные причины отсутствия доходов, а именно:
      - Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения).
      - Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством).
      - Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев). Электронный образ справки из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ справки из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в нем отца ребенка (до заключения контракта о прохождении военной службы) (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, приобретшего статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в связи с зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ одного из следующих документов (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка, родитель (родители) которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги):
      - Сообщение органа внутренних дел или справка судебного пристава-исполнителя о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено.
      - Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. -Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов
  • Сроки предоставления услуги

    10 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса в ОСЗН
    В общий срок предоставления государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги

    Срок и основание приостановления
    10 рабочих дней
    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ - в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов на бумажном носителе.

    Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителя могут выступать: 1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга. 2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Оформляется по форме приложение 22 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 № 301-ПП. Представляется при обращении в МФЦ, в т.ч. и опекунами (попечителями) детей. При обращении на Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, заявитель заполняет интерактивную форму запроса, которая впоследствии распечатывается в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по форме приложения 22 к постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 № 301-ПП.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      Представляется паспорт гражданина Российской Федерации (вид на жительство для иностранных граждан).

      Документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), содержащий сведения о месте жительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется паспорт (вид на жительство для иностранных граждан).
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае, если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (оригинал и копия).
      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает второй родитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания второго родителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

      Свидетельство о рождении ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы, а также документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства).
      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель и (или) ребенок (дети), а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя и (или) ребенка (детей), в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

      Свидетельство об установлении отцовства (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется по желанию заявителя, в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы.

      Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке), либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (оригинал, 1 шт.)

      • Необязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется по желанию заявителя.

      Свидетельство о заключении брака (при наличии) (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы.

      Документы, подтверждающие фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих: 1. Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации). 2. Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).

      Справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются справки по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, а при их отсутствии - справки произвольной формы.

      Выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляются документы о последнем роде занятий, в т.ч. и договоры.

      При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются документы, подтверждающие уважительные причины отсутствия доходов (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется один из следующих документов: 1. Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения). 2. Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством). 3. Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев).

      Документы при обращении за предоставлением государственной услуги в отношении детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих документов: 1. Справка из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу. 2. Справка из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в ней отца ребенка.

      Документы, представляемые для получения услуги на ребенка из семьи, в которой родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих документов: 1. Сообщение органов внутренних дел либо справка органов Федеральной службы судебных приставов о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено. 2. Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. 3. Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов.

      Документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения в качестве заявителя единственного родителя, а именно один из следующих документов: 1. Справка о рождении по форме № 25, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы). 2. Свидетельство о смерти второго родителя (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы). 3. Свидетельство о расторжении брака (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы). 4. Решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).

      Документ, подтверждающий права лица (опекуна, попечителя, усыновителя), заменяющего родителей (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется один из следующих документов: 1. Решение (выписка из решения) об установлении над ребенком опеки, попечительства. 2. Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке) либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (представляется по желанию заявителя).

      Документ, подтверждающий изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае несоответствия фамилии, и (или) имени, и (или) отчества в документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы).

      Документ, удостоверяющий личность уполномоченного заявителем лица (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения уполномоченного заявителем лица.

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения уполномоченного представителя заявителя. Для уполномоченного заявителем лица, не являющегося законным представителем, документом, подтверждающим полномочия, является доверенность в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная доверенность, или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    • Сроки предоставления услуги

      10 рабочих дней

      Срок приостановки: 10 рабочих дней

      Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ – в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.20 Административного регламента предоставления услуги, на бумажном носителе.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Решение о назначении ежемесячного пособия на ребенка (оригинал, 1 шт.)

        Рабочий документ, на руки заявителю не выдается. Заявитель информируется о предоставлении государственной услуги по месту обращения или через Портал (при обращении в электронном виде).

    • Формы получения

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

      Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ

      1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.

      2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546- ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления услуги.

      3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:

      3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

      3.2. Требования от заявителя:

      3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

      3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

      3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

      3.4. Отказа заявителю:

      3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

      5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.

      Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

      5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

      5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

      5.2. Через МФЦ.

      5.3. Почтовым отправлением.

      5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.

      5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      6. Жалоба должна содержать:

      6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

      6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

      6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

      6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

      6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

      6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      6.7. Требования заявителя.

      6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

      6.9. Дату составления жалобы.

      7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

      Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

      8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

      9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

      9.1. Отказа в приеме документов.

      9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

      10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

      11. Решение должно содержать:

      11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

      11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

      11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

      11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

      11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

      11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

      11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

      11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.

      11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).

      11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).

      11.11. Порядок обжалования решения.

      11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

      12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

      13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

      13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

      13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

      13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

      13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

      14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

      14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

      14.4. Наличия:

      14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

      14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

      15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

      15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

      15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

      15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

      15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

      16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

      17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

      20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

      20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

      20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

      21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      Основания для отказа в предоставлении государственной услуги

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документов указан в самих документах либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы), если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

      5. Услуга уже предоставляется одному из заявителей, имеющих право на предоставление государственной услуги.

      6. Отсутствие у заявителя права на предоставление государственной услуги.

      7. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      8. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала является истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в приеме документов

      Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).

      3. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

      4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).