Как надо одеваться во время уразы. Что можно, а что нельзя во время уразы? Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур

Интервью с шейхом Усманом Ахмадом Абдурахимом, доктором наук в области корановедения, советником министра вакуфов и по делам Ислама в Республике Кувейт.

Что означает термин «джихад» и в чем заключается его суть?

Ответ: Джихад – это термин, которому Ислам дал четкое определение и объяснил его тонкости и правила.

Слово «джихад» в лексическом значении используется, когда подразумевается приложение всех усилий и возможностей в установлении Ислама и практики его решений.

В шариатском понимании у него много смыслов и определений, например: 1) сражение, 2) словесный призыв, 3) расход имущества на пути Аллаха, 4) путешествие.

То есть джихад в Исламе – это полная отдача сил, когда мусульманин всю жизнь прилагает всё свое старание для распространения религии Аллаха. Доводы в пользу такого понимания имеются самые достоверные. Их так много, что они не ограничены одной сурой (главой) Корана, а приводятся во многих местах.

Есть джихад телом (физический), имуществом, временем, также всем, чем владеет человек из даров Аллаха непосредственно или путем заработка. Значит, джихад в Исламе – это система, которая требует отдачи старания человека. Как ясно из религии, Аллах побудил Пророка (мир ему и благословение), а тот повелел своим сподвижникам поступать в соответствии с системой джихада, которая указывает на то, что человек должен продать свою душу на пути Аллаха в обмен на Рай. Имеется множество аятов, указывающих на этот смысл. Например: «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и физически… » (сура «Ас-Сафф», аят 11), «Поистине, Аллах купил души уверовавших и их имущество, взамен уготовив им Рай. Они сражаются, убивают, и их убивают на пути Аллаха… » («ат-Тавба», аят 111).

Вот это и есть джихад, то есть отдача своего старания на пути Аллаха ради истинной религии.

Вопрос: Когда, где и кто объявляет военный джихад?

Ответ: Нужно разъяснить кое-что до того, как мы ответим на этот вопрос. Цель и основа джихада – это призыв, милость друг к другу, прощение между людьми, умение не обращать внимания на ошибки, чтобы жить в соответствии с канонами Ислама.

Что касается самого термина «джихад», то это исключительный вариант, используемый в устранении врагов Ислама или в борьбе с вероломством, в избавлении от притеснения. Но если рассматривать джихад как божественный закон, как возложенную на каждого обязанность, которой нужно заниматься, то нужно учитывать, что здесь есть свои условия.

Первое условие – джихад должен объявить общий для всех мусульман предводитель, исламский правитель. Он должен изучить положение мусульман, посоветоваться с учеными, и затем быть тверд в убеждении, что нет иного пути к достижению цели у общины, кроме сражения.

Но мы видим, что слово «джихад» очень нравится горячей молодежи, которая понимает его неправильно. Последствия таких «джихадов» разрушают исламскую общину.

Второе условие – джихад должен быть объявлен исламским государством. Подразумевается суверенное государство, имеющее правителя и предводителей субъектов, которые компетентны в вопросах военного положения.

Следующее условие – община должна иметь силы для ведения джихада. Когда мы говорим о силе, то имеется в виду не количество солдат, войска, оружия, а тактика джихада, доведение послания Ислама. То есть сила в полном понимании этого слова: экономическая, финансовая, тактическая, оборонительная и стратегическая.

Также важное условие – посредством этого джихада должно достигаться общее благо. Нельзя сражаться, подвергая опасности молодежь, лишь с целью добиться роскошной жизни, желая похвалы и известности или славы. Благо должно быть обосновано Шариатом.

А самое важное и главное условие – постановление должно исходить от мудрости и учитывать желания всей общины. Джихад объявляется при отсутствии иного выбора, когда он не является одним из двух возможных способов. Джихад должен быть единственным путем для избавления общины от унижения и притеснения, когда такие методы, как перемирие, договор, призыв или переговоры уже бесполезны.

Вопрос: Кто может и должен участвовать в джихаде?

Ответ: В Исламе прописаны условия джихада и обязательные составные части.

Из числа условий: 1) быть мусульманином, 2) совершеннолетним, 3) имеющим возможность. Но есть и другие условия, например, человек не должен быть единственным кормильцем семьи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал одному из своих сподвижников, который возжелал выйти на джихад: «Живы ли у тебя родители?», тот ответил утвердительно, и Пророк продолжил: «Тогда возле них совершай джихад (ухаживая за ними)».

Эти обязательные условия возложены на мусульманина для джихада и являются требованиями Шариата. Джихад должен быть по дозволению правителя; если правитель не дозволит, это будет «ифтиат» (запретное дело).

Муджахиду необходимо участвовать там, где совершают истинный джихад, а не политический. То, что мы сегодня видим, это политический джихад. Да, начало всегда бывает истинным – мол, надо устранить притеснение, изгнать врагов из земель мусульман, однако в итоге это становится политическим джихадом.

Еще одно условие. Как нам разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Чтобы не была беспорядочная битва », то есть в которой непонятно, кто поднял знамя истины. Существуют знамена, которые не ясны. Мы не можем разобраться, где истина: на стороне «ИГИШ», «Джабхат ан-нусра», «Ахрару аш-Шам» или «Свободной сирийской армии».

Для того чтобы направиться на истинный джихад, мусульманину нужно понимать, что это джихад государства. То есть исламское государство со своим войском вступило в битву, эта битва распространяется в разные стороны, есть установления и приказ на эту битву, и только потом люди вступают в сражение.

Я считаю, что в наших арабских, исламских государствах армия соблюдает условия, кроме некоторых войск, которые нарушают исламский закон.

Вопрос: Какие есть виды джихада?

Ответ: В отличие от термина «сражение», у «джихада» есть множество видов. Например, человек ведет физический джихад, имуществом, отдачей своего времени, своей жизнью. Также есть джихад против притеснителей, врагов, против шайтана и против своего эго (нафса).

Самый опасный джихад – со своим нафсом. До тех пор, пока человек не совершит джихад со своим внутренним врагом – шайтаном и своими страстями – он не сможет выйти на джихад против других. Потому что, прежде чем остановить внешнего врага, нужно остановить внутреннего – нафс, страсти.

После идет джихад с шайтаном, он самый великий враг мусульманина, потому как Аллах сказал: «Поистине, шайтан – враг, так враждуйте же с ним » («аль-Фатыр», аят6). У шайтана есть два пути в отношении детей Адама – это запугивание и побуждение. Шайтан пугает своих последователей или украшает для них мирское, побуждая их к нему. Оба пути опасны, и нужно вести джихад.

Также есть джихад с агрессором, и мусульмане обязаны отбить нападение врага в соответствии с требованиями исламского Шариата.

Вопрос: Каково отношение к врагу на поле боя и к пленному?

Ответ: Пленение врага – это один из путей, который узаконил Посланник Аллаха для мусульман в приближении к Аллаху. Потому что искренность в отношении пленника является воздаваемым Аллахом делом. Как сказал Аллах: «…(мусульмане) кормили с любовью бедных, сирот и пленных…» («аль-Инсан», аят 8). Кормить пленного является благим делом. Что уж говорить о поджоге или убийстве, если для мусульманина является обязательным относиться хорошо даже к пленным и разъяснять им достоинства Ислама.

Также Пророк (мир ему и благословление) запретил издевательство над пленными, как пришло в достоверном хадисе: «Поистине, обязательно в отношении пленного благонравие и почтение ». Также передали от Пророка (мир ему и благословение), когда ему рассказали о сожжении пленных, он сказал: «Не сжигает огнем кроме как Создатель огня (Аллах) » (Абу Давуд).

А то, что передают, что некоторые сподвижники поджигали пленных, это недостоверно, не приведены такие факты в достоверных сборниках хадисов. А у нас есть откуда черпать решения – это Коран и Сунна.

Верующий обязан кормить бедных и пленных, относиться к ним хорошо, более того, мусульманин обязан искренним отношением к ним искать приближения к Аллаху. Ведь пленный – это человек, и в человеке есть особенности, которые не дают права глумиться над ним, убивать и сжигать его, как насекомое.

Перевел Ибн Ахмад

Уважаемые братья и сестры! Верующие!

Сегодня мы поговорим о достоинстве тех, кто искренне оказывает благотворительную помощь.

Священный Коран и множество изречений пророка Мухаммада ﷺ учат нас проявлять доброту и сострадание. Чтобы понять гуманитарную сущность ислама достаточно прочитать аят:

«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274).

Еще с детства родители приводят детей в мечети, дают им в руки деньги и просят бросить милостыню в ящик для садаки. Я рос и воспитывался в татарской семье. Помню дедушка, отправляясь в мечеть на пятничный намаз брал с собой несколько рублей, чтобы пожертвовать их на нужды мечети. Содержание храмов и религиозных учебных заведений обходится в круглую сумму. Без поддержки со стороны прихожан мы не смогли бы оплачивать за отопление, электричество и воду. Нас российских мусульман отличает от верующих, проживающих в теплых странах то, что у нас бывают суровые зимы. В жаркой мечети намазы совершать можно, но в холодном и неотапливаемом помещении мы не сможем пробыть и несколько минут. Удивляет поведение тех, кто категорически отказывается помогать домам Аллаха. Они приводят разные доводы и аргументы, мол, лучше напрямую помочь бедному. Хорошо, но представьте, что было бы с мусульманами, если бы не было мечети? Она объединяет нас, в ней мы узнаем что-то новое о нашей религии, собираемся на намазах.

Альхамдулиллях, есть и те, кто жертвует своими силами, временем и средствами на добрые дела. Стоит только обратиться к ним, они тут же идут на помощь, не задавая лишних вопросов. Я не стану называть конкретные имена. Аллах лучше знает их. В Н.Новгороде я знаю двух сестер, которые постоянно помогают в организации благотворительных меджлисов. Также они оказывают помощь молодым выпускникам школ при поступлении в вузы, безвозмездно оплачивая расходы на их содержание. Их не надо уговаривать что-то делать, они сами приходят туда, где нужна поддержка. Поверьте, у этих братьев и сестер есть преимущества как в дунье, так и в ахирате. Позвольте привести вам 10 милостей Аллаха, которые коснутся всех верующих, жертвующих имуществом на Его пути:

- Милостыня способствует исцелению от болезней

Хотите обрести здоровье и излечится от многих болезней, тогда оказывайте помощь садакой. Посланник Аллаха ﷺ говорил:

«Лечите ваших больных с помощью милостыни» (хасан).

- Милостыня помогает преодолеть трудности жизни

В достоверном хадисе сказано: «Кто отведёт от верующего одну из кручин ближнего мира, от того отведёт Аллах одну из кручин в День Представания. Кто облегчит попавшему в затруднительное положение, тому Аллах облегчит в мире ближнем и в мире грядущем. Ведь, Аллах в помощи рабу, пока раб в помощи брату своему» (Муслим).

- Благодаря милостыни прощаются грехи

В Досточтимом Коране Всевышний обрадовал следующим аятом:

«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Корова», аят 271).

- Милостыня очищает людей и имущество

В суре «ат-Тауба» Милостивый Аллах говорит:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (Сура «Покаяние», аят 103).

- Милостыня служит тенью

Пророк Мухаммад ﷺ учил: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми» (аль-Хаким).

- Милостыня тушит гнев Господа

«Поистине, милостыня подавляет гнев Аллаха и защищает от плохого конца» (ат-Тимизи).

- Жертвующий на пути Господа войдет в Рай через врата «ас-Садака»

Посланник Аллаха, сказал: «Кто расходовал золото и серебро на пути Аллаха, будет призван в Саду: «Раб Аллаха, это добро!» Относящегося к семье молитвы позовут из двери молитвы, относящегося к семье джихада позовут из двери джихада, относящегося к семье милостыни, позовут из двери милостыни, относящегося к семье сыяма (поста) позовут из двери сыяма» . Тут Абу Бакр ас-Сыддик спросил: «Посланник Аллаха, ни один из тех, кто будет позван из этих дверей, не обязан пройти через них. А будет ли такой, кого позовут изо всех этих дверей?» Посланник Аллаха ﷺ, ответил: «Да. Я надеюсь, что ты будешь одним из них». (Муслим).

- Милостыня помогает избежать огня Ада

«Тот, кто имеет возможность уберечь себя от огня Ада даже половиной финика, пусть сделает это» (Муслим).

- Дающий милостыню удостаивается лучшей мольбы ангелов

«Каждое утро, когда просыпаются рабы (Аллаха), спускаются два ангела и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (Аль-Бухари и Муслим).

- Подающего милостыню угостят плодами из Райского сада

«Любого мусульманина, который оденет (другого) мусульманина, лишённого одежды, Аллах оденет в зелёные райские одежды. И любого мусульманина, накормившего голодного мусульманина, Аллах накормит райскими плодами» (Ахмад).

Садака – милостыня может выражаться совершенно в разных вещах. Простая улыбка сироте или же доброе слово является милостыней. Главное делать это искренне. Обучение людей основам религии, чтению Священного Корана, совершению намаза также – садака. В хадисе говорится:

«Самая лучшая милостыня – получение знаний и обучение им другого» (Ибн Маджа).

Нельзя забывать и о том, что милостыня служит лучшим вкладом в свое будущее. Речь не идет о банковских процентах и некой мирской прибыли. Давая садаку, мы открываем «счет» в мире ином. До Судного Дня наши пожертвования в виде добрых дел будут постоянно увеличиваться:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (Сура «Железо», аят 18).

Не пренебрегайте данным поклонением. Не можете помогать материально, тогда оказывайте помощь знаниями.

Пусть Всевышний вселит в наши сердца добро и щедрость, милосердие и чувство сострадания. До тех пор, пока человек будет помогать нуждающимся, то и Аллах будет поддерживать его. Отказываясь протягивать руку помощи, мы можем стать из числа тех, кто отрицает религию, о чем Создатель предупредил в Коране:

«Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного» (Сура «Подаяние», аяты 1-3).

Мусульмане всегда выделялись своей добротой и гостеприимностью, невзирая на национальные и прочие различия. Даже в самые трудные года, наши прадеды сумели отстроить дома Аллаха. Большинство мечетей России построены на народные пожертвования – садака. Наши предки знали о ждущей их награде Всевышнего, поэтому, если дело касалось благотворительной помощи, они отдавали последнее.

Да наградит их Аллах Раем!

Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Однажды Абдуллах Ибн Масъуд, да будет им Всевышний, спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какое дело любимее Аллаху?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

Своевременная молитва.

А потом?

Благодеяние к родителям.

Джихад на пути Аллаха.

Джихад на пути Аллаха имеет разные формы, наиболее достойной из которых является духовный джихад – борьба с нафсом. Давая определение джихаду один исламский ученый сказал, что это «приложение возможностей – усилий, с целью достижения того, что любит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет». А также, что «сутью джихада является усердие в стремлении добиться того, что любит Всевышний Аллах из веры и добрых деяний, а также отражения того, что ненавистно Ему из неверия, распутства и ослушания». Но каким образом человек добивается этих целей и какое оружие он использует в духовном джихаде?

Знание . Наверно, самым главным орудием на поле духовного джихада является знание. В первую очередь, это знание исламских норм, правил, изучение дозволенного и запретного, чтобы быть уверенным в средствах, используемых в ходе духовной борьбы. Это знание должно быть основано на достоверных источниках, иначе есть риск впасть в религиозное заблуждение. Как сказано в хадисе, знание – это душа Ислама и опора религии. Также сказано, что один алим для шайтана тягостнее ста абидов (поклоняющихся). Также о достоинстве знающих над незнающими Всевышний говорит в Коране: «Скажи: «неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом»

Самоотчет. Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси: «О сын Адама! Твое тело – для земли, и то, что ты собрал – это для наследников. Наслаждение (от того, что ты собрал) – для других, а отчитаться должен ты, наказание и сожаление для тебя, твои деяния будут тебе другом в могиле: ты отчитай себя, пока ты не будешь отчитан». Также в другом хадисе: «О сын Адама! Тот человек, у которого разбился корабль и вернулся на доске, будучи окруженным морскими волнами, не подвергся большей беде, чем ты; поэтому отдавай отчет своим грехам и будь осторожным в своих деяниях».

Самоотчет выражается в самонаблюдении, анализе своих поступков, мыслей, чувств. Хорошие дела не помогут человеку, если они совершенны неискренне, под влиянием мирских амбиций. Поэтому самоотчет необходим как внутренняя подготовка тела для служения Всевышнему, самоотчет необходим для отслеживания своей внутренней жизни. Каковы мои мотивы? Что заставляет меня так поступать? Насколько я искренен? Делаю ли я это чтобы понравиться другим или искренне ради Аллаха? Такие вопросы позволяют человеку лучше понять себя и быть более сознательным в своей деятельности.

Религиозная практика. Оружие, каким бы эффективным оно ни было, бесполезно, если его не используют. Также, как и знания и самоотчет бесполезны, если они не мотивируют человека на более активное, усердное поклонение Всевышнему. Помимо обязательных столпов ислама нужно включить в ежедневный «духовный рацион» и дополнительные практики, унаследованные из Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Чтение Корана, дополнительный пост, ночные молитвы, молитву-истихарат, помощь другим, благонравие, милосердие и т.п. В хадисе, приведенном имамом Ахмадом, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, верующий тащит своего шайтана за хохол так же, как любой из вас тащит своего верблюда в пути» Совершение добрых дел ослабляет влияние «шайтана-спутника», ослабляет узы, связывающие душу с дурными склонностями нафса. Религиозная практика, выраженная в делах, любимых Всевышним Аллахом – это непосредственно наступление на внутреннего врага и ослабление его деструктивного влияния. Как сказано в хадисе Кудси: «…твои деяния будут другом тебе в могиле». Поэтому религиозной практике нужно уделять особое внимание.

Дуа. Каким бы усердным ни был человек и как бы тщательно он не проводил самоанализ, все же его душа и его дела находятся во власти Всевышнего. В Коране сказано: «Поистине, я уповаю на Аллаха, моего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Поистине, мой Господь – на прямом пути».

Многих праведников погубила самонадеянность и чрезмерная вера в свои силы и в свою волю. Они служили Всевышнему, но не уповали на Него, и тогда они были предоставлены самим себе, что их и погубило. Самонадеянность – это одна из дверей шайтана, через которую он незаметно проводит праведников до степени ослушников. Поэтому как бы много мы не совершали добрых дел и как бы много мы не изучали ислам, мы должны всегда помнить о милости Всевышнего, благодаря которой в наших сердцах горит эта любовь к своей религии.

Рассказывают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда сотворил Аллах Рай и Ад, то послал ангела Джабраила в Рай и сказал: «Посмотри на него и на то, что Я приготовил для его обитателей». Джабраил увидел Рай и те замечательные блага, которые Аллах приготовил в Раю и по возвращению обратно воскликнул: «Клянусь славой Твоей, никто, заслышав о нем, (не сможет ни возмечтать о том), чтобы войти в него!» Аллах тогда окружил Рай трудностями, нуждой и лишениями и огородил Рай со всех сторон предписаниями Шариата, для соблюдения которых необходимы искреннее самоотречение и огромные усилия. Потом Аллах велел ангелу Джабраилу посмотреть на Рай с новыми барьерами, поставленными вокруг него. И по возвращению ангел Джабраил воскликнул: «Клянусь славой Твоей, я боюсь, что ни один Твой раб не сможет войти в Твой рай. Условия соблюдения правил Шариата, которые Ты предписал, очень трудны, и вполне вероятно, никто не сможет выполнить их». После этого Аллах послал ангела Джабраила в Ад и сказал: «Пойди в Ад, посмотри на него и на то, что Я приготовил в нем для его обитателей». Ангел Джабраил, увидев Ад, и по возвращению обратно поизнес: «Клянусь славой Твоей, никто, заслышав о нем, (не сможет не сделат все возможное), чтобы избежать его». Затем Аллах окружил Ад материальным комфортом и плотскими наслаждениями, и послал ангела Джабраила взглянуть на Ад теперь. По возвращению ангел Джабраил воскликнул: «Клянусь славой Твоей, я боюсь, что ни один Твой раб не сможет (противостоять соблазну) войти в него».

Дуа в духовном джихаде – это не только обращение к Всевышнему с мольбами о помощи и поддержке, но и показатель того, что мы уповаем на Него, что мы не являемся самонадеянными и понимаем свою слабость перед множеством соблазнов, поступающих не только извне, но и изнутри.

Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, уподобил свой нафс стаду, которое если собрать с одной стороны, разбредается с другой. Знания, самоотчет, религиозная практика (добрые дела) и упование на Всевышнего (выражаемое в мольбах к Нему) – это забор, запирающий нафс со всех сторон. Ни одним из этих орудий джихада нельзя пренебрегать, чтобы нафс, прикрытый с одной стороны, не освободился через другую.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Ислам это религия мира и душевного спокойствия. Ислам противостоит несправедливости и насилию. Того, кто умышленно убьёт мусульманина, ждёт сильное наказание в потустороннем мире. Ислам является мировой и универсальной религией, охватывающей все аспекты человеческой жизни. Человечество жаждет истины, поэтому Ислам нуждается в людях, которые могли бы донести исламскую доктрину другим. К сожалению, ещё в ранний период Ислама были люди, преследовавшие свою выгоду, и в принятии и распространении Ислама они видели большую опасность своим интересам. Именно поэтому они боролись против мусульман. Здесь Ислам открыто призвал своих последователей к джихаду против тех, кто открыто враждует с Исламом. Кроме того, простая человеческая логика предполагает защиту в случае серьёзной опасности, поэтому защита и заранее подготовленная программа от внезапного нападения врагов, является основой исламского джихада. Разум и сама природа человека предполагает и указывает именно на этот важный момент. Все войны, которые вёл Посланник Аллаха (ДБАР), были исключительно оборонительного характера. Имам Али (ДБМ) участвовал практически во всех этих сражениях.

Он сражался отважно, и часто в одиночку рассеивал врагов. Будучи знаменосцем Посланника Аллаха, в отваге он был подобен льву. Имам носил кольчугу, которая защищала его грудь, спина же была не защищена, потому что он никогда не показывал спину врагу. Его точный удар мечём, нёс неминуемую смерть. После одного удара уже не было необходимости в повторном ударе.
Сущность человека, его "Я". Так называют также страсти, все отрицательные черты души присущие людям и джиннам. Нафс является источником всех желаний человека, которые противоречат положениям Шариата. В аятах Корана всем, кто преодолевает свой нафс, обещан рай: «А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, рай, это - прибежище» (79: 40-41). Борьба со своими страстями является первостепенной задачей верующего мусульманина на протяжении всей его жизни. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Когда пророк Мухаммад вернулся из похода на Табук, он сказал: «...мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть он назвал военный поход малым джихадом, а борьбу с пороками - великим. В другом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведет борьбу со своими пороками» (Тирмизи, Джихад 2).
Шайтан не перестаёт наущать человека и использует любую возможность, чтобы сбить его с прямого пути или отвлечь от совершения полезных дел. Всевышний Аллах назвал его явным врагом человеку, врагом, не скрывающим своей лютой ненависти и открыто призывающим к неповиновению Господу. Из пречистой сунны известно, что шайтан садится на дорогах, по которым идут потомки Адама, и подходит к ним, когда они принимаются за какое-нибудь дело. Пророк сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови». Благодаря этому он узнаёт о темпераменте и предпочтениях человека, его наклонностях и слабостях. И если раб Аллаха желает следовать прямым путём, то шайтан не перестаёт искушать его сомнениями и соблазнами, чтобы тот перестал выполнять приказы Господа и остерегаться Его запретов. Если же человек проявляет твёрдость и верность завету с Аллахом, то недремлющий враг начинает склонять его к излишествам и чрезмерному усердию в религиозных делах. Он делает всё возможное, чтобы выполнение религиозных предписаний стало для человека обременительным и не доставляло ему удовольствия, в надежде на то, что верующий не выдержит этого духовного напряжения и откажется от борьбы. Если же он не сделает этого, то, по меньшей мере, отступит от пути Посланника Аллаха и растеряет положенную ему награду или её весомую часть.

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Имею честь быть одним из членов семьи благодатных сайтов «Ислам в России» и «Ислам в Дагестане», и по воле Аллаха публиковать серию статей. Мне очень понравилось заглавие сайта – «Ислам». Пусть Аллах дарует нам и вам познание Его и Его любимцев-авлия, а также учёных, благочестивых и достойных людей из нашей уммы! Благодарю Всевышнего Аллаха за то, что благодать статей на этих сайтах и авторов этих статей послужила причиной того, что я имею возможность узнавать о своих ошибках, чтобы очищаться от них. Мы все подобны луне, часть которой остаётся тёмной.

Из истории наших праведных предков приводится случай, когда один из требующих знания обратился к своему наставнику с просьбой: «О мой господин, попроси у Всевышнего Аллаха, чтобы Он дал мне знать обо всех его любимцах!» На что учитель ответил: «Я обращусь с мольбой к Аллаху, чтобы Он помог тебе познать твои пороки. Ибо в познании и очищении от них больше для тебя блага, нежели в знании обо всех святых (любимцах Аллаха)».

Поэтому, дорогой мой читатель, я хотел бы предложить ряд просветительских статей на тему «Путь к Всевышнему Аллаху». А начнём с очень важной темы – правдивость, искренность и дружба с праведными людьми. Невозможно обучаться искренности без дружбы с праведными людьми. Всевышний сказал:

(يأيها الذين ءامنوا اتقوا الله وكونوا مع الصادقين) التوبة

Смысл: «О вы, которые уверовали! Будьте богобоязненными и будьте с правдивыми » (сура «Тавба», аят 119).

Мусульманин, который уверовал в единого Аллаха и в его Пророка (мир ему и благословение), обязан выполнять повеления Творца и остерегаться нарушения Его запретов. Всевышний повелевает нам быть богобоязненными и дружить с праведными. Богобоязненность, как нам разъяснил имам Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), – это страх перед Всевышним и следование Корану, подготовка к смерти, довольство малым, искренность и дружба с праведными людьми. Вставшим на путь познания Аллаха необходимо быть искренними, потому что если в их делах отсутствует искренность, то их дела не принимаются, будучи подобны рассыпанной пыли.

Наши великие учёные и праведные люди разъяснили нам, что представляет собой искренность. Имам аль-Газали разделил искренность на шесть частей.

Первая правдивость в речи , оберегание языка ото лжи. Всевышний сказал:

انما يفترى الكذب الذين لا يومنون

Смысл: «Ложь измышляют только те, которые не веруют в знамения Аллаха » (сура «Ан-Нахль», аят 105).

Вторая искренность в намерениях . Это есть ихляс (искренность): намерение вступившего на пути Аллаха во всех поступках должно быть только ради Аллаха.

Третья правдивость в решениях . Решение и намерение верующего должно быть только ради Аллаха и Его довольства. Девиз известного имама Мухаммада Бахудина Накшубанди (да будет свята его душа), истинного суфия, таков: «О мой Владыка, цель моя – это познание Тебя, и стремлюсь я только к Твоему довольству».

Четвёртая честность выполнения решений , чтобы верующий не обманывал, не поступал вероломно и контролировал свои поступки.

Пятая правдивость в поступках , отсутствие в них лицемерия.

Шестая искренность в достижении религиозных степеней . Это ощущение страха и надежды, довольства и упования, а также любви к Аллаху. Тот, кто овладеет такими качествами, является праведным.

Шейх Закарья аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) говорил: «Понятие правдивости для большинства мусульман ограничивается правдивостью языка, однако суфии подразумевают под правдивостью её общий смысл, относящийся к правдивости языка, сердца, поступков и состояний ».

Ибн Аби Шариф сказал в книге «Хавашиль акаид»: «Суфии под правдивостью подразумевают такое равенство внутреннего мира и внешних поступков, чтобы состояние раба не отрицало его поступки, а поступки не отрицали его истинного состояния ».

Правдивость в отношении Аллаха – это меч Создателя в твоих руках, чтобы резать сети препятствий, которые встречаются на твоём пути к Всевышнему. Без правдивости мусульмане не смогли бы достичь степени имана (веры).

Ибн Кайим аль-Джаузи сказал: «Правдивость в подготовке к встрече с Аллахом – это ключ ко всем благонравным поступкам и состояниям веры ».

Когда идущий на пути постижения Аллаха украшается качеством правдивости, он способен пройти по ступеням высшего имана с большой скоростью, так как правдивость – движущая сила, необходимая для каждой ступени пути познания Творца.

Первый этап этого пути – правдивость в обращении к Всевышнему с твёрдым покаянием, что является основной благонравных поступков и первой из ступеней совершенства.

Правдивость на пути познания Аллаха – это основа облагораживания плоти, призывающей к греховному. Об этом в Коране говорится:

وما ابري نفسي ان النفس لإمارة بالسوء الا مارحم ربي

Смысл: «Я не оправдываю свою душу, утверждая, что она не может быть грешной. Ведь душа человека по своей природе толкает к злу, поддаётся соблазнам зла и приукрашает зло и дурные поступки, кроме тех, которых Аллах помилует » (сура «Юсуф», аят 53).

Правдивость облагораживания плоти гарантирует большой успех в избавлении её от болезней и страстей. Очищая сердце, она приводит к чувственному иману, который описал нам Пророк (мир ему и благословение) словами: «Он ощутил вкус имана ».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Любовь к мирскому – основа всего плохого ». Правдивость на пути постижения Аллаха выводит из сердца любовь к мирскому и приводит к постоянному поиску борьбы со страстью к мирскому, пока верующий не спасётся от его власти. Правдивость в поисках знаний во имя спасения от невежества и улучшения добрых поступков приводит человека в состояние истикама (стойкости).

Правдивость приводит раба в состояние постоянного стремления к самосовершенствованию.

Из всего вышесказанного становится очевидной важность правдивости и проясняется значение её роли.

Правдивость – величайшая степень после пророчества. Всевышний сказал:

ومن يطع الله ورسوله فأولئك مع الذين انعم الله عليهم من النبيين والصدقين والشهداء والصالحين وحسن أولئك رفيقا

Смысл: «Кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков и праведников, и погибших в сражении за Аллаха и благочестивых. И сколь прекрасно это братство! » (сура «Ан-Ниса», аят 69).

О достоинстве правдивости и его редкости у людей Всевышний сказал:

من المومنين رجال صدقوا ما عاهدوا الله عليه

Смысл: «Среди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чём они заключили с Аллахом завет, и исполняют данное Аллаху обещание » (сура «Ахзаб», аят 23).

Пророк (мир ему и благословение), указывая нам путь правдивости, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец » (Аль-Бухари, Муслим).

Правдивость даёт человеку внутреннее спокойствие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Правда – успокоение, а ложь – беспокойство » (ат-Тирмизи).

Самой низкой степенью правдивости является равенство явного и тайного.

Одним словом, мой дорогой читатель, если ты ещё не встал на путь истины, прошу Аллаха, чтобы Создатель направил тебя на истинный путь. А если ты на истинном пути, то ты обязан наполнять сердце правдивостью и искренностью. «Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам ни разговором, ни действиями».

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:

فقد قال صلى الله عليه وسلم الا ان في الجسد مضغة اذا صلحت صلح الجسد كله واذا فسدت فسد الجسد كله الا وهي القلب

Смысл: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это – сердце » (аль-Бухари).

Поэтому ты обязан быть из числа правдивых людей и вместе с ними, в противном случае не будет ничего, кроме лицемерия. «Поистине, лицемеры будут гореть на самом дне Ада…», – говорит Всевышний в Коране. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Признаков лицемера три: когда рассказывает что-либо – лжёт; когда ему доверяют – предаёт; когда обещает – не исполняет » (Муслим).

Будь правдив на пути постижения Аллаха. Это мечта вступивших на путь постижения Творца. Этой цели невозможно достичь без дружбы с праведными людьми, которые будут направлять тебя на благое. Правдивость – помощник в очищении сердца от всех пороков, а также причина достижения степеней имана.

Всевышний в Коране говорит:

فَأَمَّا مَن طَغَى {37} وَآثَرَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا {38} فَإِنَّ الْجَحِيمَ هِيَ الْمَأْوَى {39} وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى {40} فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى

Смысл: «Кто был беспредельным (преступая границы, установленные Аллахом) и предпочёл жизнь в этом мире, то, поистине, Ад (станет его конечным) пристанищем. А кто боялся предстать перед Господом своим (в Судный день) и удерживал себя от совершения запретного, то, поистине, Рай (станет его конечным) пристанищем » (сура «Ан-Назиат», аят 37-41).

Невозможно достичь величайшей степени правдивости без укрепления её начала. А её невозможно укрепить без учителя – валия, муршида (праведного наставника). Поэтому нам Всевышний говорит:

يأيها الذين ءامنوا اتقوا الله وكونوا مع الصادقين

Смысл: Смысл: «О те, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел, и сторонясь того, что Он запретил) и будьте вместе с правдивыми, с теми, которые правдивы во всех делах » (сура «Ат-Тауба», аят 119).

Вся хвала принадлежит Всевышнему Аллаху, Владыке всех миров.

Ахмад Шихабуддин Ас-Сануси ,

Председатель Комитета исламского просвещения Ливии.

Перевод с арабского – Мухаммадрасул Загиров