Как и когда совершать намаз. Следуем Сунне: как совершал намаз Пророк Мухаммад (мир ему)? Действия, делающие малое омовение недействительным

Личная информация Прозвище:

Мухйиддин

Место погребения:

Мавзолей Гилани

Отец:

Абу Салих Муса

Богословская деятельность Учителя:

Абу Саид Мухарами

Оказал влияние: Труды:

аль-Кунья, аль-Фатх ар-Раббани, Футух аль-Кайб и др.

Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Абдул-Кадир Гилани провёл детство в родном Гиляне . В 1095 году, в возрасте восемнадцати лет, отправился в Багдад , где продолжил изучение Ханбалитского мазхаба под руководством Ибн Акиля и других прославленных учителей. Шейх изучал фикх , хадис и тафсир . После завершения обучения, Абдул-Кадир Гилани покинул Багдад, и 25 лет прожил отшельником, странствуя по пустынным районам Ирака.

Ему было за пятьдесят, когда он вернулся в Багдад в 1127 году, и начал проповедовать в общественных местах.

Шейх умер в 1166 году, в возрасте 88 лет, и был погребён в Багдаде.

Напишите отзыв о статье "Абдул-Кадир Гилани"

Примечания

Ссылки

  • (рус.)
  • (рус.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Библиография

  • (англ.)
  • (англ.)

Отделения и организации суфийского ордена Кадирийа

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Абдул-Кадир Гилани

– Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости.
– Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других.
Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился.
Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.
– Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня.
– Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью.
– Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал.
– В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте.
– Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его:
– Вы были на сражении, мы слышали?
– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.

عبد القادر گیلانی

Абдулкадыр Гилани - проповедник, богослов, суфийский шейх, Гаусе-Азам, Султан аль-Аулия, Мухиддин, Аль-Хасани Аль-Хусейни, основатель суфийского ордена Кадирийа.

ТИТУЛ - ПСЕВДОНИМ

Абдулкадыр - имя, где "абд" означает "раб", а Кадыр - одно из имен Всевышнего Аллаха, которое можно примерно перевести как "сильный", "могучий", "на все способный", "всемогущий".

Гилани - имя по происхождению Шейха - город Гилан (Иран).

Гаусул -Азам - дословный перевод - высшая помощь, принесший помощь, облегчение.

Султан аль-Аулия - Султан Святых. Этот титул говорит о несомненном духовном преимуществе его обладателя над остальными (святыми).

Мухьид-Дин-«Принесший Возрождение Религии».

Аль-Хасани Аль-Хусейни - человек с этим титулом имеет благороднейшее происхождение - он является потомком внуков Посланника Аллаха (мир ему). Родители достопочтенного Шейха Абдулкадыра Гилани (да пребудет с нами его баракат) являются потомками Пророка (мир ему). Отец Шейха,Саид Абу Салех Муса (Абдулло) - по происхождению «Аль-Хасани», то есть прямой потомок Имама Хасана, внука Пророка. А мать Шейха, Умм-аль-Хайр, по происхождению «Аль-Хусейни», (потомок Имама Хуссейна, да будет доволен ими Аллах).

Биография

Абдулкадыр Гилани (его полное имя Мухиддин Абу Мухаммад бин Абу Салих Зенгидост) родился в 470 /1077 г в Иране, городе Гилан, где он обрел с раннего детства любовь к мудрости, а также большое уважение к обучению как к важнейшему труду, испытывал глубокое почтение к ученым, восхищался их глубиной философского и религиозного знания. Ему нравилось учиться с детства. После получения начального образования на родине, в восемнадцатилетнем возрасте Гилани приехал в Багдад.

В Багдаде продолжил свое религиозное образование у различных, принадлежавшим к великим духовным учителям. Арабские ученые проявляли большой научный, философский интерес к открытиям лидеров персидского духовного развития. Это был пример истинного диалога культур. Гилани глубоко постигал истины и мудрость великого Корана, хадисы, фикх, тафсир, такие основные науки о развитии цивилизации как историю, философию, культуру, языки.

Шейх Абдулкадыр великолепно овладел этими системами знаний. Через Абуль-Хайр Мухаммада бин Муслима Даббаса, встал на путь тасаввуфа и надел хирку тариката.

Затем Гилани уехал из Багдада, 25 лет прожил отшельником, странствуя по пустынным районам Ирака. Он уже достиг пятидесятилетнего возраста, когда вернулся в Багдад в 1127 году и начал проповедовать в общественных местах. По Воле Всевышнего, под влиянием лекций достопочтенного Шейха люди тысячами принимали Ислам, а грешники каялись. Многие ученые и государственные деятели стали его мюридами.

Невозможное становилось реальным, даже враги Ислама превращались в добропорядочных мусульман и послушных учеников Шейха. Была возрождена тенденция осознания людьми настоящих ценностей - ценностей духовных. Согласно его учению, необходимо завершить свой собственный путь нравственного развития, достичь высокого уровня духовного совершенства, затем жить и работать среди людей, творить добро для других. Пир и шейх Абдулкадыр Гилани снискал большое уважение также и среди других народов Востока: в арабском мире, исторической общности Северного Кавказа, а также среди народов тюркской языковой группы.

Братство "Кадирийа" знаменито ритуалом громко зикра. Зикр состоит из трех частей и чтения касиды ал - Барзанджи в прославление Пророка, рецитации обязательных молитв и хорового прославления (мадаих) патрона братства, завершающегося наставлениями членам обители.

Эмблема "Кадирийа"- зеленая роза с тремя рядами лепестков (5-6-7, соответственно означающих- пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра). Последователи, начиная с Ибн Араби, называли его «Кутуб» (Величайший ученый) и «Инсан-камил» (Совершенный человек) и до нашех дней.

Шейх Абдулкадыр обладал многими караматами, о нем известно огромное количество удивительных историй, о них рассказывают различные источники персидской религиозной литературы, переведённые на многие языки мира, что свидетельствует о глубоком диалоге культур. Об одном из таких чудесных явлений «кара-мат» Абдулкадир Гилани рассказывает аль-Яфи`и (да смилуется над ним Аллах) через достоверную цепочку людей: Что «Шейх Абдулкадир Гилани однажды съел курицу, и после того, как от нее остались лишь одни кости, он обратился к Аллаху, и Всевышний Аллах оживил ее для него, после чего она встала перед ним такой же, как она была до того, как ее зарезали и сварили».

ДАТА СМЕРТИ

Всевышний Аллах возвеличил Абдулкадыра истинным Исламом. Аллах дал ему часть своей науки, одарил прямотой в служении, следованием науки (Шариату), связал имя шейха с «золотой цепью» Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, возвеличил его, дав караматы.

Шейх умер в 562/1166году, в возрасте девяносто одного года, и был погребён в Багдаде. Мавзолей Абдулкадыр Гилани стал одной из главных святынь Багдада.

Руководитель Отдела по духовному воспитанию и духовной культуре ООД "ТТМ" « Домулло Хайриддини Абдулло»

Абдул-Кадир Джилани (да будет доволен им Аллах) родился в 470-м году по хиджре (примерно в 1075-м году христианского летосчисления) в иранском городе Джилан в семье потомков Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Его родословная восходит к Хасану ибн Али (да будет доволен Аллах им и обоими). Его мать, Уммуль Хайр Фатимат, также происходила из хорошего, благородного рода и отличалась прекрасным нравом и старательностью в богослужении.

О высочайшем предназначении Абдул-Кадира Джилани стало известно еще в раннем детстве. В месяце Рамазан днем он отказывался от материнского молока. Весть о том, что в семье Ошрафов родился мальчик, который в грудном возрасте соблюдает пост, распространилась по всей округе. А в следующем году, когда из-за тумана возникли трудности с определением начала месяца Рамазан, горожане пришли к матери маленького Абдул-Кадира, чтобы узнать, берет ли он грудь в этот день. В тот день Абдул-Кадир соблюдал пост, и позже выяснилось, что начало Рамазана приходилось именно на этот день.

В дальнейшем выявилось еще немало таких признаков богоизбранности Абдул-Кадира.

В возрасте восемнадцати лет с разрешения матери он отправился в Багдад для продолжения учебы. Мать дала ему сорок золотых монет (динаров) и припрятала их, зашив на рубашке. Провожая сына, Уммуль Хайр Фатимат наказала ему, чтобы он никогда не обманывал.

Абдул-Кадир пустился в дорогу с небольшим отрядом спутников. В дороге на них напали разбойники и у всех отняли деньги и другие ценности. Один из разбойников, как бы в шутку, спросил Абдул-Кадира: «А у тебя, мальчик, есть что-нибудь?» «У меня есть сорок золотых динаров», - ответил он. Разбойник захохотал, подумав, что мальчик шутит. Другой разбойник задал Абдул-Кадиру тот же вопрос и получил такой же ответ. Они повели мальчика к своему предводителю. Там они спросили, где спрятаны эти монеты. Он ответил: «Они зашиты на рубашке». Проверив, разбойники убедились, что мальчик говорил правду и были очень удивлены. «Почему ты сказал нам об этих монетах?» - спросил Абдул-Кадира предводитель разбойников. «Потому, что я обещал матери никогда не лгать», - ответил он. Это произвело на разбойника очень большое впечатление, и он заплакал: «Ты не нарушаешь слово, данное своей матери, а я столько лет нарушал заветы Всевышнего». После этого он произнес тавбу (слова покаяния), и другие разбойники также покаялись.

В Багдаде Абдул-Кадир познакомился с известными алимами, учился у многих из них и получил высшее образование. Алимы восхищались его умом и глубокими знаниями.

Он достиг такого уровня, что стал выносить фетвы (решения по религиозным вопросам) по двум мазхабам: Шафии и Ахмада. Все алимы Ирака признавали его фетвы.

Однажды ночью Абдул-Кадиру приснился Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он спросил у алима, почему тот не выступает с проповедями. Абдул-Кадир ответил: «О Посланник Аллаха, я ведь аджами (не араб). Как я могу выступать перед талантливыми алимами Багдада?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл его рот, дунул туда семь раз и повелел ему проповедовать. Вначале его проповеди слушали два-три человека, затем стало приходить все больше и больше людей. Впоследствии мечеть уже всех не вмещала, и он стал выступать на пустыре, на окраине города. В конце концов, слушать его проповеди стало приходить более семидесяти тысяч человек.

Более пяти тысяч христиан и иудеев приняли Ислам, послушав шейха, более ста тысяч мусульман совершили тавбу (покаяние). Все алимы того времени единодушно признавали его величайшим из людей, живущих в то время.

Умер он в 561-м г. по хиджре (1163 г.) в Багдаде и похоронен там, где и находится его зиярат – мечеть и медресе.

ТИТУЛ – ПСЕВДОНИМ

Абдул-Кадир – имя, где “абд” означает “раб”, а Кадир – одно из имен Всевышнего Аллаха, которое можно примерно перевести как “сильный”, “могучий”, “на все способный”, “все-могущий”. Гилани- имя по происхождению Шейха – город Гилан (Иран).
Гаусул-Азам – дословный перевод – высшая помощь, принесший помощь, облегчение.
Султан аль-Аулия – Султан Святых. Этот титул говорит о несомненном духовном пре-имуществе его обладателя над остальными (святыми).
Мухьи д-Дин-«Принесший Возрождение Религии».
Аль-Хасани Аль-Хусейни – человек с этим титулом имеет благороднейшее происхождение – он является потомком внуков Посланника Аллаха (мир ему). Родители достопочтенного Шейха Абдулкадира Гилани (да пребудет с нами его баракат) являются потом-ками Пророка (мир ему).
Отец Шейха, Саид Абу Салех Муса (Абдулло) – по происхождению «Аль-Хасани», то есть прямой потомок Имама Хасана, внука Пророка.
А мать Шейха, Умм-аль-Хайр, по происхождению «Аль-Хусейни», (потомок Имама Хус-сейна, да будет доволен ими Аллах).

БИОГРАФИЯ

Абдул-Кадир Гилани (его полное имя Мухиддин Абу Мухаммад бин Абу Салих Зенгид-ост) родился в 470 /1077 г в Иране, в городе Гилан, где с раннего детства он обрел любовь к мудрости, а также большое уважение к обучению как к важнейшему труду. Он испытывал глубокое почтение к ученым, восхищался их глубиной философского и религиозного знания. Ему нравилось учиться с детства. Получив начальное образование на Родине, в восемнадцатилетнем возрасте Гилани приехал в Багдад.
В Багдаде он продолжил свое религиозное образование у различных, принадлежавшим к великим таджикско – персидским духовным учителям. Арабские ученые проявляли боль-шой научный философский интерес к открытиям лидеров персидского духовного разви-тия. Это был пример истинного диалога культур. Гилани глубоко постигал истины и мудрость великого Корана, хадис, фикх, тафсир, такие основные науки о развитии циви-лизации, как историю, философию, культуру, языки.
Шейх Абдул-Кадир великолепно овладел этими системами знаний. Через Абуль-Хайр Мухаммада бин Муслима Даббаса он встал на путь тасаввуфа и надел хирку тариката.
Затем Гилани уехал из Багдада и 25 лет прожил отшельником, странствуя по пустынным районам Ирака. В 1127 году, достигнув пятидесятилетнего возраста, он вернулся в Багдад и начал проповедовать в общественных местах. По Воле Всевышнего, под влиянием лек-ций достопочтенного Шейха, люди тысячами принимали Ислам, а грешники каялись. Многие ученые и государственные деятели стали его муридами.
Невозможное становилось реальным, даже враги Ислама превращались в добропорядоч-ных мусульман и послушных учеников Шейха. Была возрождена тенденция осознания людьми настоящих ценностей – ценностей духовных. Согласно его учению, необходимо завершить свой собственный путь нравственного развития, достичь высокого уровня ду-ховного совершенства, затем жить и работать среди людей, творить добро для других. Персидско-таджиксий пир и шейх Абдулкадир Гилани снискал большое уважение также и среди других народов Востока: в арабском мире, исторической общности Северного Кавказа, а также среди народов тюркской языковой группы.
Мне необходимо отметить, что язык фарси был важнейшим в истории культуры этих народов, особенно в тюркской среде. Язык фарси - это язык литературы, распростра-ненный на обширной территории, охватывающей Иран, Афганистан, Закавказье, Сред-нюю Азию, Индию. Выдающиеся литературные произведения таджикско-персидских ав-торов, поэтов-философов хорошо знали и переводили на тюркские языки.
Среди них были величайшие суфийские пиры, наставники, снискавшие уважение и вы-соко почитаемые в мире, освещавшие пути развития тюркоязычных народов силой своей веры и таланта, мудростью религиозной мысли – Гилани и Руми, воплотившие в своей поэзии культуру всего мусульманского региона и выразившие в ней с небывалой силой «величие человеческого духа в его бесконечном стремлении к совершенству».
Так писал великий Руми, размышляя о смысле и космосе человека и личности, истинном величии ее идеалов: «Ты ищешь удовольствий в сладостном – что за нелепость! Ведь ты – море постижений, скрытое в капле росы, ты – Вселенная, таящаяся в теле длиной в пол-тора метра».
В настоящее время особенно сильны позиции учения тариката Кадирии (Абдулкадир Ги-лани) в Западной и Северной Африке, Судане, Ираке и в других арабских странах, Се-верного Кавказа. В настоящее время в этих странах, также как и в России большинство имамов, заместителей имамов, советников муфтия, большие духовные учителя Корана, фикх, хадис и других принадлежат к таджикско-персидской исторической общности.
Братство “Кадирия” знаменито ритуалом громко зикра. Зикр состоит из трех частей и чте-ния касиды ал – Барзанджи в прославление Пророка, рецитации обязательных молитв и хорового прославления (мадаих) патрона братства, завершающегося наставлениями чле-нам обители.
Эмблема “Кадирийа”- зеленая роза с тремя рядами лепестков (5-6-7, соответственно озна-чающих- пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра). Последо-ватели, начиная с Ибн Араби, называли его «Кутуб» (Величайший ученый) и «Инсан-камил» (Совершенный человек) и до нашех дней.
Шейх Абдул-Кадир обладал многими караматами, о нем известно огромное количество удивительных историй, о них рассказывают различные источники персидской религиоз-ной литературы, переведенные на многие языки мира, что свидетельствует о глубоком диалоге культур.
О высочайшем предназначении Абдул-Кадира Гилани стало известно еще в раннем дет-стве. В месяце Рамазан днем он отказывался от материнского молока. Весть о том, что в семье Ошрафов родился мальчик, который в грудном возрасте соблюдает пост, распро-странилась по всей округе. А в следующем году, когда из-за тумана возникли трудности с определением начала месяца Рамазан, горожане пришли к матери маленького Абдул-Кадира, чтобы узнать, берет ли он грудь в этот день. В тот день Абдул-Кадир соблюдал пост, и позже выяснилось, что начало Рамазана приходилось именно на этот день.
В дальнейшем выявилось еще немало таких признаков богоизбранности Абдул-Кадира.
Однажды ночью Абдул-Кадиру приснился Пророк (мир ему). Он спросил у алима, поче-му тот не выступает с проповедями. Абдул-Кадир ответил: «О Посланник Аллаха, я ведь аджами (не араб). Как я могу выступать перед талантливыми алимами Багдада?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл его рот, дунул туда семь раз и повелел ему проповедовать. Вначале его проповеди слушали два-три человека, затем стало прихо-дить все больше и больше людей. Впоследствии мечеть уже всех не вмещала, и он стал выступать на пустыре, на окраине города. В конце концов, слушать его проповеди стало приходить более семидесяти тысяч человек.

ДАТА СМЕРТИ

Всевышний Аллах возвеличил Абдул-Кадира истинным Исламом. Аллах одарил его прямотой в служении, следованием науки (Шариату), связал имя шейха с «золотой цепью» Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, возвеличил его, дав караматы.
Все алимы того времени единодушно признавали его величайшим из людей, живущих в то время.
Шейх умер в 562/1166году, в возрасте девяносто одного года, и был погребён в Багдаде. Мавзолей Абдул-Кадир Гилани стал одной из главных святынь Багдада.

Руководитель комитета просвещения «Федерации мигрантов России», Хайриддини Абдулло.

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1. Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!