К какой категории относится предприятие экология. Простыми словами: Категории опасности

Процесс регистрации в Росприроднадзоре сопровождается внесением данных в федеральный или региональный реестр на базе заявительного документа от частного предпринимателя или юридического лица. Стоит отметить, что регистрация сопровождается тщательным анализом контролирующими органами каждого предпринимательского объекта. На основании этого устанавливаются категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Определение категории принадлежности предпринимательского объекта является обязательным процессом, который сопровождает процесс постановки на учет в Росприроднадзоре определенного предпринимательского объекта. Этот процесс был законодательно установлен в 2015 году, а после общественного рассмотрения, доработки, а также прохождения антикоррупционной экспертизы был установлен как законодательный акт.

Такой подход к постановке на учет объектов предпринимательства позволяет контролирующим органам проводить контроль объектов повышенного уровня в тех сферах, где загрязнение природы происходит наиболее интенсивно, а также с наиболее опасными последствиями, и, наоборот, уменьшить уровень контроля и внимания за теми категориями предпринимательства, которые незначительно воздействуют на окружающую среду. Это станет отличной предпосылкой для уменьшения уровня НВОС в целом, а также снижения нагрузки на органы контроля.

Четыре категории

Категоризация объектов промышленной деятельности, естественно, проходит на основании чего-то. В данном случае это специальные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное действие, к определенной категории, среди которых можно выделить основные моменты:

  • Масштабы предпринимательского объекта.
  • Сфера, загрязняемая в ходе работы предпринимательства.
  • Уровень загрязнения, который составляет исследуемый объект.
  • Опасность отходов, им выбрасываемых, включая канцерогенные и мутагенные свойства.
  • Присутствие некоторых особенностей, которые сопровождают работу с атомными энергиями.

Большое значение также имеет принадлежность предпринимательского объекта к определенной сфере. Так, сферы, которые требуют развития, естественно, будут сопровождаться поддержкой государства, даже если они имеют НВОС, ведь развитие экономики также играет существенную роль. Тем более, государство оказывает постоянное содействие для того, чтобы применение новых технологий становилось более доступно в промышленных масштабах, для эффективной нейтрализации предпринимательства в сфере окружающей среды.

В целом, все предпринимательские объекты имеют подразделение на четыре категории. Соответственно, первая будет иметь принадлежность к наиболее опасным предпринимательским объектам, а четвертая – к наименее опасным. Подробные критерии можно узнать из этого документа . Ниже мы рассмотрим общие критерии признания категорий.

Первая категория

Эта категория объединила в себе самые большие и интенсивно загрязняющие среду предпринимательские объекты, которые выбрасывают наиболее опасные для здоровья и экологии продукты переработки. Это могут быть как металлургические предприятия, химические, так и мясокомбинаты, и свиноводческие предприятия, поскольку их вклад в загрязнение самый большой. В законодательных документах есть оговорка, которая указывает на то, что одним из критериев для отнесения к этой категории предпринимательского объекта является наличие в выбросах опасных веществ 1-го и 2-го класса, обладающих наибольшими канцерогенными и мутагенными свойствами. Естественно, применяемые ставки и коэффициенты относительно этой категории будут самыми высокими.

Вторая категория

В этой категории объединяются предпринимательские объекты, которые оказывают НВОС, равное умеренному. Примерами таких предпринимательств могут стать атомные электростанции, производство силикатного типа кирпича, утилизационные промышленные объекты, а в сельском хозяйстве – объекты по разведению крупного рогатого скота.

Третья категория

Данная категория объединила в себе предпринимательские объекты, которые незначительно негативно воздействуют на окружающую среду. Эти объекты могут разрабатывать самостоятельно планы по нейтрализации негативного действия.

Четвертая категория

Объекты 4 категории, оказывающие негативное воздействие, делают это в самых минимальных масштабах. Сюда обычно относят структуры офисного, социального типа, образовательные структуры. Эта категория обычно освобождается от необходимости платить за НВОС, но окончательное решение к принадлежности ей определяется Росприроднадзором, поскольку даже если в распоряжении какого-либо офиса имеется котел газового типа для теплообеспечения, то объект могут отнести уже к третьей категории.

Итак, категория опасности, к которой могут отнести предпринимательский объект, определяется самим Росприроднадзором на основании тщательного анализа соответствия определенным критериям исследуемого предпринимательского объекта.

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

    размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Россия - самая большая по площади страна в мире. Дополнительным бонусом к площади идут огромные природные ресурсы, как возобновляемые, так и не возобновляемые. Долгие годы общество нещадно эксплуатировало природу, практически не занимаясь экологическими проблемами, которые стали приобретать тревожные масштабы. Как итог, на бумаге появились законы, призванные уменьшить негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В этой статье пойдет речь о том, какие меры предпринимает государство для окружающей среды, в частности, будут рассмотрены категории объектов НВОС.

Определение категории объектов, оказывающих НВОС

Для решения задачи охраны окружающей среды необходимо было разделить все предприятия на категории. Это позволило бы определить организации, за которыми нужно более пристально наблюдать надзорным органам. В то же время были бы определены компании, которым такой надзор не требуется. Эти меры позволили бы предприятиям избежать дополнительных издержек, так же снизилась бы нагрузка на надзорные органы. Для такой более четкой структуризации предприятий был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьей 4.2, в которой были определены четыре категории объектов НВОС:

  • к I категории относятся объекты, оказывающие НВОС в значительной степени и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
  • ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • объекты III категории - это объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория.

Для определения категории объекта, оказывающих НВОС, был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В Проекте критерии привязаны к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I категория

К этой категории теперь по закону относятся предприятия, которые оказывают значительное НВОС. Так же к ней относятся организации, которые осуществляют выбросы или сбросы, в которых могут содержаться особо опасные для здоровья населения и окружающей среды вещества.Таким образом, в этой категории находятся предприятия нефтеперерабатывающей отрасли хозяйства (добыча, переработка), металлургические заводы, целлюлозные заводы, химическое производство, производство медицинских препаратов, мясопродуктов, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней.При этом к этой категории не относятся научные предприятия, чьи выбросы или сбросы связаны только с научной деятельностью.

Для того чтобы такие объекты могли продолжать свою деятельность, им необходимо получить комплексное экологическое разрешение. В этом разрешении будут указаны согласованная программа контроля, приведены нормативы допустимых выбросов и сбросов опасных загрязняющих веществ.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться с 1 января 2019 года. До этого момента по-прежнему соблюдать нормы и разрешения на выброс загрязняющих веществ. Это разрешение должны будут получить объекты I, II, III категории.

Кроме того, предприятия I-ой категории должны будут установить автоматические системы измерения выбросов.

Также будут требоваться технологические нормативы для своего предприятия.

Еще одним требованием к объектам I-ой категории является необходимость в разработке и утверждении программы производственного экологического контроля предприятия. Вся документация и данные должны сохраняться для дальнейшего контроля со стороны государства.

II КАТЕГОРИЯ

  • морской и речной порт;
  • аэродромы при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Предприятия этой категории должны будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду. В ней приводится информация о предпринимаемых природоохранных действиях, данные об авариях и инцидентах, повлекших НВОС, данные об образовываемых отходах. Также при необходимости объекты этой категории разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

III КАТЕГОРИЯ

К этой категории относятся предприятия, оказывающие незначительное НВОС, например, эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.

При необходимости эти предприятия также разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды и предоставляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

IV КАТЕГОРИЯ

Объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория. Эти объекты отвечают следующим требованиям:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают 10 тонн в год, при этом они не должны относиться к I, II классам опасности.
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, за исключением бытовых загрязнителей.
Документ Категория предприятия
I II III IV
Комплексное экологическое решение + + - -
Декларация о воздействии на ОС - + - --
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение + + - -
Отчетность об образовываемых отходах - - + -
Проект по предельно допустимых выбросам и нормативы допустимых сбросов + + - -
Отчетность о выбросах в атмосферу - - + -
Плата за НВОС + + + -
Программа производственного экологического контроля + + + -
Система автоматических средств измерения загрязняющих выбросов и сбросов + - - -
Плановые проверки + + + -

1. Производство кокса

2. Добыча сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа

3. Производство нефтепродуктов

4. Добыча и обогащение железных руд

5. Добыча и подготовка руд цветных металлов, руд драгоценных металлов , за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях

6. Обеспечение электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более твердого/жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива)

7. Металлургическое производство с использованием специализированного оборудования: чугуна и стали с производительностью 2,5 тонны в час и более; обработки черных металлов с производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более и другое (подробнее в Постановлении №1029.)

8. Производство неметаллической минеральной продукции: стекло и изделие из стекла (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более), огнеупорные керамические изделия (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более), фарфоровые изделия, цементный клинкер и известь; и другие

9. Производство химических веществ и химических продуктов основных органических химических веществ

10. Производство химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ : газы, кислоты, основания, соли, неметаллы, неорганические химикаты, оксид магния

11. Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений

12. Производство фармацевтических субстанций

13. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок

14. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более)

15. Захоронение отходов производства и потребления I-III классов опасности , IV-V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более)

16. Сбор и обработка сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более)

17. Производство целлюлозы и древесной массы

18. Производство бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более)

19. Производство текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более)

20. Производство кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более)

21. Производство таких пищевых продуктов , как: мясо и мясопродукты (50 тонн готовой продукции в сутки и более); растительные и животные масла и жиры (75 тонн готовой продукции в сутки и более); продукция из картофеля, фруктов и овощей (300 тонн готовой продукции в сутки и более); молочная продукция (200 тонн в сутки и более)

22. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более)

23. Выращивание и разведение свиней (мощностью 2000 мест и более), свиноматок (мощностью 750 мест и более)

24. Переработка и консервирование мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях

2 5. Добыча угля , включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита).

26. Обрабатывающее производство производством, на котором выполняются работы: поверхностная обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более); обработка поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

Перечень экологических услуг для предприятий I категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР), состоит оно из нормативов допустимых выбросов; нормативов допустимых сбросов; нормативов образования отходов.
Выдается:
На один объект сроком на семь лет. Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

НВОС в части нормирования оказания воздействия на окружающую среду и необходимости оформления разрешительной экологической документации законодательством РФне предусматривается каких-либо привилегий.
Таким образом, вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС, в настоящее время лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в том числе объекты IV категории), обязаны:
1) разрабатывать получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);
2) разрабатывать , обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Ответ на вопрос: освобождены ли хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие НВОС, IV категории от обязанности представлять экологическую отчетность? - нет, порядок сейчас одинаков для всех видов экологической отчетности.

Указанное в равной мере касается следующей экологической отчетности:
1) статистическая отчетность (по формам №№), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз));
2) ;
3) отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3, утв. Приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30, по формам 3.1, 3.2, 3.3, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205).

При этом действующее законодательство не содержит положений, ставящих в зависимость возникновение той или ной обязанности по представлению экологической отчетности от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС.
Иными словами, само по себе присвоение объекту IV категории не освобождает его владельца от обязанности подготовки и представления соответствующей отчетности.

Разумеется, при этом необходимо учитывать, что экологическая отчетность, связанная с осуществлением сбросов сточных вод в водный объект, по умолчанию не имеет никакого отношения к объектам IV категории, учитывая, что неотъемлемым критерием отнесения объектов к указанной категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

С обязанностью по внесению платы за НВОС дело обстоит совсем иначе.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату),за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

Итак, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности внесения платы за НВОС.
Причем действует указанное положение, начиная с 01.01.2016 г.; полноценному применению данной нормы мешал лишь затянувшийся процесс постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (а точнее - отсутствие в принципе долгое время процесса в этом направлении в течение 2016 г.).

Здесь следует обратить внимание на то, что обязательным условием освобождения от обязанности по внесению платы за НВОС является осуществление лицом деятельностиисключительно на объектах IV категории.

Иными словами, в случае если лицо осуществляет деятельность не только на объектах IV категории (но и еще хотя бы на одном объекте, относящемся к категориям с I по III), на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС.

Нельзя не отметить существующее мнение о том, что коль скоро лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС, то и разработка, установление нормативов допустимого воздействия и получение разрешительной природоохранной документации "не имеет никакого смысла" (в значении "не требуется").
Такая позиция является ошибочной, не имеет правового обоснования.

Следует обратить внимание, что обязанности:
- по нормированию воздействия на окружающую среду
и
- по
являются различными (хотя и связанными между собой в определенном смысле) экологическими обязанностями.

Однако предусмотренная законодателем экономическая "льгота" для лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, не освобождает таких лиц от обязанности нормирования (пусть и минимального) негативного воздействия на окружающую среду и получения разрешительной документации на оказание соответствующего НВОС.