Из чего состоит международное право. Что такое «Международное право»? Основные черты современного международного права

В результате изучения данной главы студент должен:

знать теоретические основы международного права;

уметь юридически грамотно понимать и оценивать международные и внутригосударственные события и факты, имеющие международно-правовую значимость; оценивать ситуацию и определить проблему, требующие применения знаний и норм международного права; находить и юридически грамотно уяснить необходимый международно-правовой материал;

владеть навыками использования методики сравнительно-правового анализа; владеть навыками использования международно-правового материала; владеть навыками использования внутригосударственного правового материала, имеющего международно-правовую значимость.

Понятие, система и субъекты международного права

Теория права выделяет на современном этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права. Прежде всего это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации . Федор Мартенс, российский юрист-международник, основоположник российской школы международного права писал о международном праве: "Объектом права международного управления является совокупность всех жизненных отношений между государствами, общественными группами и частными лицами, которые требуют содействия, покровительства или защиты государственной власти" .

В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) 50 государств подписали важнейший международный договор – Устав Организации Объединенных Наций (ООН), который положил начало современному международному праву. В Уставе ООН закрепляются основополагающие принципы международного права, обладающие высшей юридической силой и являющиеся основой системы международного права.

Международное право – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. Это определение отражает основные характеристики международного права.

Международное право представляет собой совокупность юридических норм, сгруппированных определенным образом. То есть международное право имеет свою систему.

Система международного права – это его структура, состоящая из международно-правовых норм, объединенных в институты, подотрасли и отрасли. Таким образом, наиболее мелким элементом системы международного права является норма международного права.

Норма международного права – это юридически обязательное правило поведения субъектов международного права, установленное самими субъектами международного права и выполняемое ими добровольно или с помощью принуждения. Нормы международного права создаются субъектами по согласию между собой. Нормы международного права юридически обязательны, их нарушение влечет международно-правовую ответственность. Содержание норм международного права составляют права и обязанности государств и других субъектов международного права.

Можно предложить следующую классификацию норм международного права:

  • 1) по сфере действия:
    • – универсальные, их признаками являются: глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена международным сообществом в целом, например нормы Устава ООП;
    • – региональные – создаются и действуют в определенном географическом регионе, необходимы для более глубокого взаимодействия государств в данном регионе, например нормы договоров, действующих в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана;
    • – партикулярные – распространяются на ограниченный круг участников, в большинстве случаев содержатся в двусторонних договорах. Например, нормы Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27.11.1998;
  • 2) по способу правового регулирования:
    • – императивные (jus cogens ) – обладают особой юридической силой, отклонение от них не допустимо, даже путем соглашения субъектов международного права, противоречащий им международный договор недействителен. Примером являются общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, о которых речь пойдет далее;
    • – диспозитивные – допускают отступление от них, по взаимному соглашению субъектов международного права (при этом не должны затрагиваться законные права и интересы других субъектов международного права), обладают полной юридической силой, если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму и в случае ее нарушения несут ответственность; диспозитивность нормы состоит не в ограниченной юридической силе, а в том, что она предоставляет субъектам права урегулировать отношения иначе, чем предусмотрено диспозитивной нормой. Примером диспозитивной международно-правовой нормы является ст. 22 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой, "если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку";
  • 3) по источнику:
    • – обычные – источником является международно-правовой обычай (неписаные нормы);
    • – договорные – источником является международный договор (нормы писаного права).

Отрасль международного права – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в одной какой-либо широкой области их международного сотрудничества.

Можно выделить следующие отрасли международного права: право международных договоров, международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное гуманитарное право, международное дипломатическое право, международное консульское право и др.

Подотрасль международного права – это объединение нескольких институтов отрасли международного права. При этом не каждая отрасль международного права включает в себя подотрасли. Подотрасли, например, включает в себя такая отрасль международного права, как международное экономическое право. К подотраслям международного экономического права, в частности, относятся: международное торговое право, международное инвестиционное право, международное финансовое право.

Институт международного права – это комплекс международно-правовых норм, регулирующий отношения субъектов международного права в определенной специфической области. Например: институт приграничной торговли в международном торговом праве, институт мирного прохода через территориальное море в международном морском нраве, институт недействительности международных договоров в праве международных договоров.

Почему важно понимать, что международное право – это не просто некая сумма норм, а именно система? Прежде всего, потому, что нельзя корректно истолковать и применить к конкретному случаю одну норму без системного учета других норм международного права. Так, в соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (п. 2), при толковании и применении общепризнанных принципов международного права государства исходят из того, что принципы "являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте других принципов". Так, например, без толкования принципов самоопределения народов и территориальной целостности в контексте друг друга невозможно разрешить конфликтные ситуации, связанные с отделением части территории государства, такие как отделение Косово от Сербии или Южной Осетии и Абхазии от Грузии в 2008 г.

Кроме того, международное право делится на общую и особенную части. Общая часть международного права состоит из норм и принципов, действующих во всех сферах международных отношений. Особенная часть состоит из отраслей международного права.

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

Межгосударственные отношения – это отношения, в которых участвуют суверенные государства, международные организации и государствоподобные образования.

Межгосударственные отношения являются предметом международного права. Объектом международного права являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают межгосударственные отношения (например, территория, природные ресурсы).

Сегодня практически невозможно привести пример какой-либо области международных отношений, которая бы не регулировалось международным правом: военное, научное, культурное сотрудничество, экономические отношения, защита окружающей среды и прав человека и т.д.

Межгосударственные отношения возникают между субъектами международного права . Этот статус придает субъектам международная правосубъектность – юридическое свойство того или иного образования. Особенностью субъектов международного права является то, что они являются не только носителями международных прав и обязанностей, но и создают для себя нормы международного права. В международном праве над субъектами нет верховного органа, а действует древнеримский принцип – par in parem поп habet imperium (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъекты международного права сами создают механизмы его обеспечения.

Субъект международного права – это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Выделяют первичные, вторичные и нетипичные субъекты международного права.

Первичными и основными субъектами международного права являются государства. Государства являются субъектами международного права в силу своего существования. Независимо от того, какие органы представляют государство в международных отношениях (правительство, глава государства, министр иностранных дел и др.), качество субъекта международного права принадлежит государству в целом.

Государство, как субъект международного права, должно обладать следующими признаками: государственный суверенитет, государственная территория, население, государственная власть.

Государственный суверенитет – это верховенство государства на своей территории и его независимость в международных отношениях. Суверенитетом обладают только государства. Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции.

Юрисдикция – это проявление суверенитета, которое означает объем и сферу действия государственной власти. Различают следующие виды юрисдикции:

  • – по объему: полную и ограниченную;
  • – по сфере действия: территориальную и экстерриториальную;
  • – по характеру власти: законодательную, исполнительную и судебную.

В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию. Полную экстерриториальную юрисдикцию государство осуществляет на морских, воздушных и космических кораблях, находящихся в международном пространстве, а также в помещениях дипломатических представительств на территории других государств. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории.

Территория – это пространства сухопутной и водной поверхности земного шара, его недра, воздушное пространство и космос, включая Луну и другие небесные тела. Наличие территории (так же, как и наличие суверенитета) – это свойство государства как субъекта международного права. В международном праве различают три вида территории в зависимости от правового режима: государственная территория, территория со смешанным режимом и территория с международным режимом.

Государственная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства.

Территория со смешанным режимом – это пространство, которое не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в отношении которого государство осуществляет некоторые суверенные права, в пределах, установленных международным правом. Прежде всего, это права разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относится: исключительная экономическая зона (ИЭЗ) и континентальный шельф.

Территория с международным режимом – это пространство, которое расположено за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Режим указанного вида территорий определяется исключительно международным правом. К таким территориям относятся: космос; открытое море, дно под ним (район) и воздушное пространство над ним; Антарктика.

Население – это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. Государство осуществляет территориальную юрисдикцию в отношении лиц, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, а также персональную юрисдикцию в отношении собственных граждан, находящихся за его пределами. Таким образом, в категорию населения входят: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Категорией лиц, не подпадающих под юрисдикцию государства пребывания, являются дипломаты, консульские работники, сотрудники специальных миссий, члены их семей.

Государственная власть. Субъектом международного права является государство в целом, а не его органы (органы государственной власти). Разумеется, международный договор заключается государством в лице какого-либо органа государственной власти. Но даже, если это межправительственное соглашение, заключенное государством в лице министерства, такое соглашение обязывает государство в целом, а не только его министерство. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства независимо от того: какие функции осуществляет этот орган (законодательные, исполнительные или судебные); какое положение занимает этот орган в системе государства; является ли органом центральной власти или административно-территориального образования государства.

Вторичными (производными) субъектами международного права являются международные организации , вследствие того, что они наделяются международной правосубъектностью государствами. Международная организация – это созданное на основе международного договора для осуществления целей, предусмотренных учредительным (уставным) документом, объединение государств, обладающее международной правосубъектностью, имеющее постоянные органы.

Международная организация обладает следующими признаками:

  • 1) создание в соответствии с международным правом. Учреждение любой международной организации не должно ущемлять интересы отдельного государства или международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам международного права и другим нормам jus cogem;
  • 2) учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора. Например, международным договором на основании которого была создана Всемирная торговая организация (ВТО), является Марракешское соглашение об учреждении ВТО 1994 г.;
  • 3) наличие учредительных актов. Это уставы, статуты, в которых определяются права и обязанности международной организации, вопросы членства, статус организации, полномочия на заключения международных договоров, цели и задачи организации, структура и полномочия ее органов и т.д. Например, учредительным документом ООН является Устав ООН 1945 г.;
  • 4) осуществление сотрудничества в конкретных областях. Как правило, международные организации создаются для работы в конкретной области, например Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Однако существуют и универсальные международные организации, к которым, прежде всего, относится ООН;
  • 5) наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак подтверждает постоянный характер международной организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. Так, например, ООН имеет шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд ООН и Секретариат;
  • 6) наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности международной организации производны от прав и обязанностей государств-членов. Именно государства-члены наделяют международную организацию определенными правами и обязанностями.

Кроме названных основных субъектов международного права существуют так называемые "нетипичные субъекты". Нетипичными субъектами называют образования, которые международное сообщество признает в качестве субъекта, хотя такое образование не соответствует критериям полноценного субъекта международного права. К нетипичным субъектам международного права относятся нации и народы, борющиеся за свою независимость, Ватикан и вольные города.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, являются государствами на стадии становления. В таких ситуациях создаются органы, которые эффективно осуществляют контроль над значительной частью территории, представляют народ на международной арене, т.е. приобретают некоторые признаки государственности. К таким субъектам международного права можно отнести непризнанные или частично признанные государства, например Тайвань и Палестину.

Ватикан – город-государство. Его официальное название "Святой престол". Ватикан – центр римской католической церкви. Государства признают право Ватикана выступать стороной международного договора.

Вольный город – специфическое политико-правовое образование, обладающее ограниченной международной правосубъектностью. В частности, вольные города могли заключать международные договоры. В настоящее время это явление стало достоянием истории. Существовали такие вольные города, как Данциг, Мемель, Краков и др.

  • Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2013. С. 449.
  • Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. II. 5-е изд. СПб., 1905. С. 10.
  • Австралия, Аргентина, Белорусская ССР, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская ССР, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса, санкционированных государственной властью и обеспечиваемых принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. М. п., укладываясь в рамки этого общего определения, обладает, однако, по сравнению со всяким внутригосударственным правом, рядом специфических особенностей.

Особенности М. п. с точки зрения его юридической природы состоят прежде всего в том, что оно есть право междугосударственное. В то время как во внутригосударственном праве его субъектами, т. е. носителями установленных правовыми нормами прав и обязанностей, являются отдельные люди, учреждения и ассоциации, состоящие под властью государства, субъектами М. п. являются сами государства, не имеющие стоящей над ними власти.

В последние десятилетия некоторые функции в области международных отношений, ранее присущие исключительно государствам, перешли в компетенцию международных организаций (напр., в области обеспечения мира или регламентации отдельных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и пр.). Однако эти организации, и в т. ч. возникшая в наши дни организация Объединённых наций, отнюдь не являются субъектами М. п. в том смысле, в каком ими считаются отдельные государства, ибо они не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством - этими важнейшими признаками международной правосубъектности. Такие международные организации являются новыми органами международного сотрудничества суверенных государств, и их полномочия основываются не на какой-либо международной власти, стоящей над государствами, как утверждают некоторые буржуазные авторы, а на согласовании воли и действий этих государств.

Отдельная личность также не является субъектом М. п., хотя в М. п. имеются нормы, охраняющие права тех или иных категорий лиц, как, напр., нормы о режиме иностранцев. Наличие подобных норм свидетельствует лишь о том, что специальная международная охрана тех или иных категорий лиц входит в круг тех государственных интересов, которые составляют объект международно-правового регулирования. Сами же соответствующие лица не становятся от этого участниками международного общения и не приобретают ни одного из признаков международной правосубъектности. Равным образом, существующие внутри государства учреждения и ассоциации не являются субъектами М. п.

Второй особенностью М. п. является то, что в нём нет ни единого законодателя, ни единого кодекса законов в том смысле, как во внутригосударственном праве. Нормы М. п. создаются самими субъектами этого права - государствами. Попытки создать кодекс международных законов, предпринимавшиеся с конца 18 в. отдельными учёными и международными научными учреждениями, не увенчались успехом ввиду противоречия интересов различных государств и отсутствия единства взглядов по важнейшим вопросам. Некоторый успех имела лишь частичная кодификация, т. е. кодификация отдельных отраслей М. п. напр. законов и обычаев войны и др.

Основными источниками М. п. являются международные обычаи, т. е. правила поведения, получившие обязательную силу в процессе долголетнего и единообразного их применения в практике государств (напр., правила, касающиеся положения дипломатических представителей), и главным образом международные соглашения. Последние могут действовать между всеми государствами, между группами государств либо между двумя государствами и могут определять как общие основы международных отношений, так и конкретные вопросы взаимоотношений между данными государствами.

Внутренние законы и решения судов отдельных государств по вопросам, затрагивающим международные отношения (напр., по вопросам о правах иностранцев, о выдаче преступников и т. д.), не являются источниками М. п. Лишь получив широкое признание за пределами издавшего их государства и став образцом для законодательства и судебной практики многих государств, они могут привести к созданию международного обычая и даже воплотиться в международные соглашения. Наконец, мнения выдающихся представителей науки международного права ещё в меньшей мере, чем законы и судебные решения, могут служить источниками международного права; они составляют не более чем материал для аргументации в пользу существования или несуществования той или иной международно-правовой нормы.

При всём разнообразии норм международного права-и по внешней форме, в которой они выражаются, и по кругу тех государств, на которые распространяется их действие, и по характеру тех предметов, которые они регулируют, - существуют, однако, известные принципы, определяющие коренные основы международных отношений в определённую историческую эпоху и имеющие обязательную силу для всех государств, независимо от того, применяются ли они в силу обычая или в силу международных конвенций. Это т. н. общие или основные начала, элементарные общепризнанные понятия М. п. Признание этих общих основных начал или элементарных понятий весьма важно для укрепления законности в международных отношениях. Поэтому вполне понятно, что советская юридическая доктрина не только признаёт существование основных начал М. п., но и подчёркивает их значение.

Важнейшими основными началами М. п. на современной стадии его развития являются: принцип поддержания всеобщего мира и безопасности, принцип суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип равноправия государств и принцип добросовестного выполнения международных договоров и обязательств. Первый из упомянутых принципов вошёл в М. п. сравнительно недавно, превратившись из прогрессивной политической идеи в юридическую норму. Другие принципы признаются как нормы М. п. в течение довольно длительного времени, но теперь наполняются новым содержанием.

Эти важнейшие основные начала М. п. нашли выражение в ряде деклараций, изданных союзными государствами антифашистской коалиции во время и по окончании второй мировой войны, в частности в декларациях Московской (1943), Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций, и зафиксированы в уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).

Третьей особенностью М. п. является отсутствие в нём централизованного аппарата принуждения. Мы знаем, что "...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (В. И. Ленин). Эти слова Ленина относятся ко всем отраслям права, в т. ч. и к М. п. Однако хотя М. п. не знает ни международной армии, ни международной полиции и лишь с недавнего времени существует международный суд, тем не менее и в М. п. имеется принуждение, как во всяком другом праве, но оно проявляется в особых формах. До первой мировой войны принуждение, необходимое для того, чтобы обеспечить соблюдение международных обязательств и вообще норм М. п., осуществлялось силами отдельных, непосредственно заинтересованных государств и в доктрине М. п. носило название "самопомощь". Оно могло выражаться в репрессалиях, т. е. в насильственных действиях, являющихся ответом на нарушение М. п. другим государством, в военных демонстрациях вплоть до блокирования берегов другого государства и, наконец, в войне. Следует отметить, что нередко "защитой правомерных интересов прикрывались цели внешней экспансии или подчинения более слабого государства. После первой мировой войны были сделаны попытки установить коллективные формы принуждения. Устав Лиги наций предусматривал систему экономических и военных санкций против агрессора. Эта система оказалась неэффективной; соответствующие постановления устава были весьма неопределёнными, и не предусматривалось конкретных способов их осуществления; ещё важнее то, что за исключением СССР - в период его пребывания в Лиге наций - у государств, игравших руководящую роль в Лиге, не было действительной готовности применять свои вооружённые силы для защиты общих интересов мира и безопасности, для защиты договоров и М. п.

Вторая мировая война наглядно показала несовершенство существовавших раньше коллективных форм принуждения по отношению к нарушителям М. п. Ещё в 1941 в советско-польской декларации было указано, что при создании будущей международной организации, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, решающим моментом должно быть уважение к М. п., поддержанному вооружённой силой всех Союзных государств. Устав организации Объединённых наций (ст. 45-51) предполагает новую, более эффективную систему невоенных и военных мер принуждения в отношении актов агрессии. Эта система предусматривает предоставление каждым государством контингентов вооружённых сил для совместных принудительных действий и наличие международного военного органа - Военно-штабного комитета, а также различные способы невоенного воздействия на отдельные государства в связи с нарушениями М. п., угрожающими миру. Наряду с этим меры принуждения по отношению к агрессору предусмотрены в договорах о взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключённых Советским Союзом с рядом государств, главным образом с государствами народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы.

Разумеется, эффективность системы мер принуждения по уставу Объединённых наций в первую очередь зависит от того, насколько члены организации Объединённых наций на деле верны положениям устава. Опыт показал, что крупные капиталистические державы, прежде всего США и Великобритания, грубо нарушают устав ООН, стараются извратить предусмотренные уставом институты по поддержанию мира и безопасности и превратить организацию Объединённых наций в ширму для маскировки своих империалистических планов. Одним из наиболее ярких примеров нарушения правительствами США, Великобритании и Франции устава ООН и прямого подрыва этой организации является заключение агрессивного Северо-атлантического договора, под прикрытием ссылок на ст. 51 и 52 устава ООН, предусматривающие право заключать т. н. "региональные соглашения". Что касается договоров о взаимной помощи, заключённых Советским Союзом, то они являются в настоящее время наиболее эффективными способами охраны мира и международного правопорядка, установившегося в результате победы миролюбивых народов над агрессорами.

Отсутствие в международном праве общего законодательства и централизованного аппарата принуждения дало повод некоторым юристам, главным образом немецким (Иеринг, Лассон, Цорн), утверждать, что положения М. п. суть предписания морали или политики, но не правовые нормы. Отрицание М. п., чаще всего встречавшееся в немецкой литературе, было способом оправдания агрессивной политики германских правящих классов, всегда сопровождавшейся циничными нарушениями М. п. Советская доктрина резко отвергает эту реакционную концепцию.

Если М. п. заметно отличается от других отраслей права по своей юридической природе, то оно не менее заметно отличается от них и по своему социальному содержанию. В то время как внутреннее право данного государства выражает волю господствующего в этом государстве класса и является социально однородным, М. п. не всегда отличается такой социальной однородностью. Оно регулирует отношения многих государств, складывающиеся как на почве их сотрудничества для достижения общих целей, так и на почве их борьбы за свои особые интересы. Характер этих целей и интересов определяется характером общественного и государственного строя данных государств, который далеко не всегда одинаков. Иногда совокупность этих государств, или, как её называют, "международное общение", сохраняет социальную однородность, напр. в 16-17 вв., когда она состояла из феодальных государств, хотя в отдельных из них, напр. в Англии, Голландии, уже вызревали буржуазные порядки, или во второй половине 19 и начале 20 в., когда она состояла из буржуазных государств, хотя многие из них сохраняли в большей или меньшей степени феодальные пережитки. Но в настоящее время, когда наряду с буржуазными государствами существуют великая социалистическая держава-СССР и страны народной демократии, на международной арене сталкиваются государства с резко отличным социальным и политическим строем.

Ввиду того, что интересы внутренней политики, особенности внутреннего строя и принципы внутренней государственности оказывают прямое влияние на внешнюю политику и на нормы и институты М. п., последнее содержит наслоения различных общественных формаций и даже различных исторических периодов. В современном М. п. ещё не вполне исчезли отдельные следы феодальных традиций; примером могут служить многие правила дипломатического церемониала или международно-правовое положение римского папы. В современном М. п. существуют внесённые буржуазными государствами в период буржуазных революций демократические принципы: суверенитет и равноправие государств, неприкосновенность государственной территории, невмешательство во внутренние дела и т. д., и внесённые теми же буржуазными государствами в период империализма чисто империалистические институты, такие, как аннексия, протектораты, сферы влияния и т. д. Буржуазные государства продолжали и в период империализма формально признавать вышеуказанные демократические принципы, но фактически пользовались ими для маскировки антидемократических, империалистических целей (напр., США, Англия). Наиболее агрессивные буржуазные государства (в особенности Германия и Япония) открыто попирали самые элементарные основы М. п. и, отбрасывая всякую маскировку, проводили явный международный разбой.

Огромное влияние на современное М. п. оказывает социалистическое государство - Советский Союз, его политика мира, уважения свободы народов, обусловленная характером советского общественного и государственного строя. В Советском Союзе нет классов или групп, заинтересованных в войне или в разжигании вражды между народами. Советская государственность основана на равноправии и дружбе всех народов, населяющих Советский Союз.

В первые годы после Октябрьской революции капиталистические государства, пользуясь слабостью молодой Советской республики, стремились задушить её, а когда это не удалось, делали всё, чтобы устранить её от участия в международных делах. Уже тогда Советский Союз, отвергнув антидемократические институты М. п., отказавшись от неравноправных договоров, режима капитуляций и сфер влияния в странах Востока, заключив договоры с этими странами на основе принципов суверенитета и равноправия, способствовал укреплению демократических принципов в международных отношениях вообще. Позднее Советский Союз внёс большой вклад в дело расширения и укрепления в М. п. способов предотвращения и подавления агрессии. Он предложил международное определение агрессии, чтобы затруднить её легализацию и маскировку; предложил меры по применению устава Лиги наций в смысле придания большей эффективности санкциям против агрессии; провозгласил принцип "неделимости мира". В сфере укрепления деловых связей между государствами Советский Союз провозгласил принцип равноправия существующих внутри отдельных государств экономических систем. Кроме того, он создал новый институт М. п.-торговые представительства СССР, в которых получила прямое выражение одна из основ социалистической системы хозяйства- государственная монополия внешней торговли в СССР.

Советский Союз непрерывно развивал и развивает международно-правовые способы сотрудничества государств как в области поддержания мира, так и в области экономических отношений. И. В. Сталин в беседе с деятелем республиканской партии США Стассеном разъяснил с исчерпывающей полнотой отношение Советского Союза к международному сотрудничеству: "Надо проводить различие между возможностью сотрудничать и желанием сотрудничать. Всегда существует возможность сотрудничества, но не всегда имеется желание сотрудничать". Отметив, что "для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему", И. В. Сталин подчеркнул наличие у народа и коммунистической партии СССР желания сотрудничать. Это желание сотрудничества основано не на преходящих конъюнктурных расчётах, а на стремлении к прочному и длительному миру, на уважении независимости каждого народа и на глубокой уверенности в том, что мирное соревнование двух общественных систем полнее всего раскрывает преимущества социалистической системы перед капиталистической. Чем больше возрастает удельный вес Советского Союза в международной жизни, тем больше он становится центром притяжения для всех народов, заинтересованных в сохранении мира и в торжестве демократических начал в М. п.

Таким образом, современное М. п. в отличие от права внутригосударственного представляет собой по своему содержанию сложный итог борьбы и сотрудничества государств, не однородных ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом отношении.

Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов М. п., закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие М. п.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, -писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это- реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в т. н. "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, напр., т. н. "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного М. п. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты М. п., создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе т. н. "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего М. п., значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты М. п., получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии М. п. резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Нормы и институты. М. п., несмотря на всё их различие и многообразие, составляют определённую систему. Система современного М. п. может быть сведена к следующим основным международно-правовым нормам и институтам:

1. Нормы и институты, определяющие правовое положение государства в международном общении, т. е. основные права и обязанности государства как субъекта М. п. (суверенитет и равноправие, невмешательство во внутренние дела, ответственность за международные правонарушения и пр.).

2. Нормы и институты, регулирующие охрану государствами в их взаимных отношениях прав и интересов населения (порядок приобретения и утраты гражданства, правовой режим иностранцев, охрана прав национальных меньшинств; после войны сюда прибавляются нормы, регламентирующие защиту прав населения колоний и т. н. "несамоуправляющихся территорий", нормы, запрещающие расовую дискриминацию, и пр.).

3. Нормы и институты, устанавливающие международно-правовой режим территории (способы приобретения и утраты государственной территории, режим внутренних и международных речных и морских вод и воздушного пространства и пр.).

4. Нормы и институты, определяющие правовое положение за границей органов внешних сношений (посольское и консульское право; сюда должны быть также отнесены нормы, касающиеся статуса сотрудников международных учреждений).

5. Нормы и институты, регламентирующие действие международных договоров (порядок их заключения и ратификации, условия их изменения и прекращения и пр.).

6. Нормы и институты, определяющие структуру, права, функции и порядок деятельности международных организаций, в первую очередь организации Объединённых наций.

7. Нормы и институты, устанавливающие формы международного сотрудничества государств по специальным, главным образом экономическим и гуманитарным, вопросам.

8. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы разрешения споров (согласительная процедура, посредничество отдельных государств или Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН, международный арбитраж, международный суд и пр.).

9. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы предупреждения и подавления агрессии. При этом, наряду с дипломатическими, экономическими и военными санкциями по уставу ООН, сохраняют своё значение также индивидуальные и коллективные способы защиты государства от неправомерных и агрессивных действий: реторсии, репрессалии, индивидуальная или коллективная вооружённая самооборона от агрессии. Сюда же надлежит отнести и нормы, запрещающие пропаганду агрессии.

10. Нормы и институты, определяющие права и обязанности воюющих государств в отношении ведения войны, а также правовое положение нейтральных государств - т. н. законы и обычаи войны. В связи с запрещением агрессивных войн по уставу ООН эти нормы должны подвергнуться пересмотру, имеющему в виду их применение к войнам-санкциям и к оборонительным войнам против агрессора. Международно-правовые способы окончания войны (перемирие, прелиминарный и окончательный мирный договоры), до сего времени относившиеся к "праву войны", теперь, ввиду развития институтов, связанных с ответственностью за агрессивную войну и гарантиями против возобновления агрессии (союзный контроль, репарации, наказание военных преступников и пр.) и вносящих серьёзные изменения в международную жизнь, выходят, строго говоря, за рамки права войны и приобретают теснейшую связь также и с другими частями системы М. п.

Нормы и институты М. п., регулирующие правоотношения между самими государствами (и отчасти между государствами и международными организациями), притом правоотношения, входящие в компетенцию высшей государственной власти, составляют, согласно общепринятой терминологии, систему международного публичного права. Наряду с нею существует система международного частного права, нормы и институты которого регламентируют - непосредственно или путём отсылки к соответствующему национальному законодательству- гражданские правоотношения, складывающиеся между гражданами различных государств или связанные с территорией различных государств.

Наконец, в современный период, в связи с установлением международной уголовной ответственности за преступления против мира, за военные преступления и преступления против человечества, рассматриваемые теперь как международные преступления, из общей системы М. п. выделяется в особую систему международное уголовное право. Важным этапом на пути развития этой новой системы явилось принятие (на основании соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8. VIII 1945) устава Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников стран оси.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Многие задаются вопросом: «что такое международное право?». На этот вопрос нет простого и однозначного ответа. Надо отметить, что «международное право» в некоторой степени не точное определение, так как относится, в первую очередь, к содержанию договоров или соглашений, а не обозначает некий кодекс правоустанавливающих норм, принятый центральной властью или законодательным органом.

Как правило международное право делится на две основные категории: публичное право и частное право . Публичное международное право имеет дело с отношениями между государствами и/или организациями или людьми из разных стран. Частное международное право, с другой стороны, рассматривает споры между гражданами или корпорациями из разных стран, зачастую решая вопрос — закон какой страны следует применить или в каком государстве проводить судебное разбирательство по существу дела.

Определение «Международного права».

Основная причина, почему выражение «международное право» не может обладать строгим определением, кроется в том, что не существует официально-образованной и международно-признанной судебной системы. В России, например, существует относительно понятная судебная система, являющаяся частью государственного устройства, с четкими процессуальными правилами и разграниченными пределами компетенции его органов, а также предоставлена возможность подачи апелляции. С другой стороны, существуют десятки международных органов выполняющий функции судов, имеющих пересекающиеся полномочия, при отсутствии по большей части механизмов апелляционного пересмотра. Например, есть Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Международный военный трибунал, который в свое время проводил процесс над нацистскими военными преступниками после окончания Второй мировой войны, Международный Суд, есть Спортивный Арбитражный суд, который решает спорные ситуации с участниками международных спортивных состязаний.

Международное право состоит более чем на 20 , которые в свою очередь разделяются на подотрасли и институты права. В дополнение к правам человека и трибуналом по военным преступлениям, международным правом, регулируется контроль за распространением наркотических веществ, морские перевозки и международная авиация, права на интеллектуальную собственность, торговые отношения, военное разоружение, телекоммуникация и Интернет, космическое право, и другие дела, выходящие за пределы правомочий отдельных стран.

Разумеется, без централизованного регулирования и надзора это «право» действует как основополагающая рекомендация. В самом деле, страны подчиняются действию международных законов только тогда, когда правительства этих стран дают согласие. Государство может присоединиться к некоторым договорам при одном правительстве, а несколько лет спустя выйти из этого соглашения, когда новая администрация пришла к власти. Государство может присоединиться к таким международным организациям как ООН или Европейский Союз и дает согласие следовать всем правилам обязательным для ее членов, но, когда эти правила становятся неудобны, просто игнорирует их. С другой стороны, государство может быть привлечено к ответственности, вытекающей из правил и договоров, к которым оно не присоединялось, в частности это касается вопросов защиты прав человека, военных преступлений и территориальных споров. К сожалению, возможность требовать соблюдения «международного право» и быть ответственным по нему серьёзно зависит от военно-политической мощи государства.

Международное публичное право.

Международное публичное право имеет отношение к ситуациям, когда у двух или более стран, или суверенных субъектов, возникают разногласия. Обычно, этот раздел международного права охватывает вопросы, касающиеся прав человека, преступлений военного времени, и спорные ситуации, возникающих на морских территориях и так далее. При возникновении конфликтов между государствами, вводятся различные наказания за нарушение этих «правил», такие как санкции со стороны третьих стран, вроде запрещения некоторых видов торговли или сотрудничества, разрыву дипломатических отношений между странами, или, в крайнем случае, объявления войны.

Международное частное право.

Частное международные право, с другой стороны, относятся к людям, объединениям и частным организациям, находящихся в разных странах, не только в той, которую эти лица зовут своим домом. Международное частное право часто включает в себя регулирование вопросов, таких как, какие законы суверенным государствам следует применять в своем праворегулировании и судопроизводстве или определяют в какой из стран предпочтительнее проведение судебного разбирательства. Хотя рассматриваются взаимоотношения между частными лицами или организациями, часто возникает необходимость принятия участия государства в судебном процессе для того, чтобы помочь своим гражданам решить возникшие спорные ситуации и добиться более благоприятного исхода.

Понятие международного права

Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения которые регулировались обычаями и традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

МП возникло еще раньше, чем появилось государство, так как еще на общинном уровне людям из разных племен приходилось сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н.э. между фараоном Рамсесом II и хеттским царем был заключен первый писанный договор, он был высечен на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение.

Таким образом, МП - это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств.

МП - это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал к соблюдению обязательств, все основано на добровольности. Pactasuntservanda - договоры должны соблюдаться (еще из римского права). Какой-то минимум латыни нам все равно придется осваивать.

Особенностью МП является его согласительная природа, т.е. МП носит координационный характер, а национальное право - субординационный. Действующие лица на международной арене сами согласовывают правила своего поведения.

Другая особенность - межвластный характер отношений, регулируемых МП, т.е. государства и межправительственные организации - его субъекты, действующие лица.

Функции МП

К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.

Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Соотношение внутригосударственного и международного права

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы п нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система международного права и система науки международного права

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов МП.

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли МП (морское, дипломатическое и т.д.). Каждая отрасль - самостоятельная система, которая может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы МП.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер.

Нормообразование в международном праве

Норма МП - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве обязательного.

Процесс, способы и формы создания норм МП отличаются от создания норм внутреннего права. В МО нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы МП. М-П нормы создаются самими субъектами МП. Только субъекты МП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в МО нет надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение м-п норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

Соглашение субъектов МП относительно м-п норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты МП не только действуют в соответствии с существующими правилами МП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание м-п норм - это непрерывный процесс.

Понятие отрасли в международном праве

Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Источники международного права

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.