История и деятельность мчс. История создания и заслуги МЧС

27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

Деятельность МЧС России - МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов.

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

создание единой нормативно-правовой базы системы;

развитие системы управления и укрепление ее органов;

усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;

укрепление сил системы;

совершенствование материальной базы системы;

повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Основные элементы структуры РСЧС - состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

  • - Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.
  • - Региональный. Охватывает территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС
  • - Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • - Местный. Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления.
  • - Объектовый. Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика ни была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

21 мая 2018 года на должность министра МЧС был утвержден Евгений Николаевич Зинчев. Причину отставки бывшего главы структуры премьер не назвал, однако это было прогнозируемо из-за кемеровской трагедии в «Зимней вишне». Нового министра называют приемником Путина, ведь некоторое время он даже успел поработать в службе безопасности президента. К своим обязанностям Зинчев приступил ответственно, и уже даже успел сделать несколько кардинальных изменений.

В среде профессиональных пожарных к утверждению Зинчева отнеслись неоднозначно. Главные опасения – это отсутствие опыта. Однако есть эксперты, которые более позитивны в прогнозах, так как Евгений Николаевич может внести дельные предложения новым незамыленным взглядом.

Кандидатура Зинчева на пост министра МЧС была выдвинута нынешним премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Глава государства Владимир Путин поддержал выбор, тем самым утвердив новый состав Кабмина.

О том, кто такой Евгений Николаевич Зинчев, доступной информации мало. Известно только, что он был сотрудником ФСО и является адъютантом Владимира Путина. Возглавлял управление ФСБ Калининграда и области. До места в столичном министерстве был замдиректора ФСБ.

Задач перед новым министром стоит много – это и проверка финансовой стороны, и общее реформирование силовой структуры. По мнению экспертов, Зинчев отлично должен справиться с вверенным ему направлением, ведь у него достаточно опыта и навыков в сфере управления.

Первые решения нового министра МЧС Евгения Зинчева

Только Евгений Зинчев приступил к своим обязанностям, как тут же успел принять несколько важных решений. В российских СМИ была опубликована информация, что он дал распоряжение внести правки в правила по ношению форменной одежды.

В данный момент сотрудники МЧС носят оранжевый берет, от которого кстати сотрудники не в восторге, предложено его заменить на ранее утвержденную фуражку. В начале июня стало известно еще об одном решении, которое было принято новым главой МЧС.

Речь идет об отмене надзорных каникул для СМБ и ССБ. С осени 2016 года предыдущим министром был подписан приказ о запрете проверок субъектов предпринимательской деятельности. Начиная с 2019 года проверки норм противопожарной безопасности для этой категории возобновятся. Главной причиной для таких кардинальных изменений послужила трагедия в Кемерово.

Реклама

Напомним, что 18 мая Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указы о составе нового Правительства. Теперь россияне начинают ближе знакомится с новым составом правительства, в частности, и с главой МЧС.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил президенту Российской Федерации Владимиру Путину список членов нового правительства. Глава государства согласился с предложенными кандидатурами. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) возглавит заместитель директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Евгений Зиничев.

Министр МЧС: Состоялась рабочая встреча главы МЧС с Владимиром Пучковым

Вчера, в среду, 23 мая, состоялась рабочая встречи главы МЧС России Евгения Зиничева с Владимиром Пучковым, возглавлявшим ведомство с 21 мая 2012 года по 18 мая 2018 года. Во время встречи Владимир Пучков поздравил Евгения Зиничева с назначением на должность министра и пожелал ему успехов в дальнейшей работе по развитию спасательного ведомства.

Евгений Зиничев отметил, что Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным ему доверено возглавить МЧС Российской Федерации. Он подчеркнул, что цели и задачи министерства остаются прежними – это защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности.

Министр МЧС: Биография нового главы чрезвычайного ведомства страны

Родился 18 августа 1966 года в городе Ленинграде. В 1984-1986 годах после окончания средней школы проходил службу по призыву на Северном флоте(Новая земля).

Закончил Санкт-Петербургский институт бизнеса и права, получив дипломы об окончании двух факультетов: экономического и «финансы и кредит». С 1987 по 1991 годы - на службе в КГБ СССР. Работал в Центральном аппарате ФСБ России пройдя путь от оперативного сотрудника до главы регионального управления.

С 1991 года служил в Федеральной службе охраны Российской Федерации. В 2006-2015 годах работал в личной охране Службы безопасности Президента Российской Федерации, сопровождая Президента и Председательства Правительства РФ (с 2008 по 2012 годы) Владимира Путина в рабочих поездках. На архивных фотографиях ИТАР-ТАСС за этот период указывался как «сотрудник ФСО» либо «сотрудник ФСБ», везде находился в непосредственной близости к Путину.

В 2012-2013 годах прошёл курс переподготовки в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ С 2014 года работал заместителем руководителя Службы по борьбе с терроризмом ФСБ России. В июне 2015 года был назначен начальником управления ФСБ России по Калининградской области, сменив на этом посту Александра Козлова.

В официальной биографии Зиничева говорится, что с 1987 по 2015 годы чиновник «служил на различных должностях в органах государственной безопасности». Конкретные места службы не указаны.

28 июля 2016 года, в рамках крупнейшей в 2016 году кадровой ротации, президентом Владимиром Путиным Евгений Зиничев назначен временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области. Его предшественник на этом посту Николай Николаевич Цуканов был назначен полномочным представителем президента в Северо-западном федеральном округе. В ходе первой пресс-конференции, длившейся 49 секунд, врио называл приоритетами привлечение инвестиций в Калининградскую область и стабилизацию социально-экономической ситуации.

6 октября 2016 года ушёл в отставку с должности и. о. губернатора Калининградской области по собственному желанию, в связи с семейными обстоятельствами. На своём посту проработал 70 дней. 7 октября 2016 года назначен заместителем директора ФСБ России. В этом же месяце ему присвоено воинское звание генерал-лейтенант.

18 мая 2018 года Д. А. Медведев предложил кандидатуру Е. Н. Зиничева на должность главы МЧС России вместо Владимира Пучкова. В. В. Путин одобрил выбор премьера и утвердил новый состав правительства с Зиничевым в качестве министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

1 августа 2019 , О поручениях Дмитрия Медведева по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа

29 апреля 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

20 апреля 2019 Дмитрий Медведев поручил оказать помощь пострадавшим в результате пожаров в Забайкалье

29 января 2019 , Система предупреждения чрезвычайных ситуаций О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Распоряжение от 26 января 2019 года №81-р. Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ростовской области и главой МЧС оказание помощи пострадавшим от взрыва газа в жилом доме в городе Шахты

5 января 2019 О выплатах и пособиях семьям погибших и пострадавшим в связи с обрушением жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 года

1 января 2019 Об образовании Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске Распоряжение №3036-р

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

10 декабря 2018 , Гражданская оборона О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности системы управления гражданской обороной Распоряжение от 8 декабря 2018 года №2723-р. В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

19 ноября 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности системы управления гражданской обороной В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

18 октября 2018 О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже Распоряжение от 18 октября 2018 года №2249-р. Из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 60 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, произошедшего 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже.

31 июля 2018 Поручение МЧС России по итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины

18 июля 2018 Поручения МЧС России в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Забайкальского края в июле 2018 года

27 апреля 2018, пятница Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

26 марта 2018 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате пожара 25 марта 2018 года в Кемерово Распоряжение от 26 марта 2018 года №508-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 76 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате крупного пожара 25 марта 2018 года в Кемерово.

1