Источники правового регулирования в сфере энергетики. Правовое регулирование энергетики в россии в условиях глобализации


Электроэнергетика является важнейшей отраслью экономики России и включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Нормативно-правовое регулирование функционирования электроэнергетики относится к компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 4 Закона об электроэнергетике). В настоящее время формирование законодательной основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в условиях рыночных отношений практически завершено, но для развернутого регулирования отношений в сфере электроэнергетики необходимо еще принятие целого ряда подзаконных нормативных актов.
Важно сказать ряд факторов, непосредственно влияющих на развитие законодательства в рассматриваемой сфере отношений. Прежде всего, регулирование правоотношений по снабжению потребителей электрической, тепловой энергией, газом и другими ресурсами через присоединенную сеть осуществляется дифференцированно. Вместе с тем законодательство об электроэнергетике является составной частью энергетического законодательства, под которым понимается совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих общественные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны и его взаимоотношений с потребителями и другими организациями- *(источник № 1029), что предполагает развитие законодательства об электроэнергетике взаимосогласованно с нормативно-правовым регулированием иных отраслей ТЭК России в соответствии с целями и приоритетами, предусмотренными Энергетической стратегией России- *(источник № 1030). Кроме того, нормативно-правовое обеспечение функционирования ТЭК требует комплексного регулирования отношений предпринимательскими, экологическими, финансовыми и иными нормами.
Расширение международного сотрудничества России в сфере электроэнергетики обусловливает необходимость принятия международно-правовых актов с участием России и развития внутреннего российского законодательства с учетом норм международного права- *(источник № 1031).
Система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, состоит из ГК РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов, принимаемых в соответствии с федеральными законами (ст. 2 Закона об электроэнергетике).
ГК РФ регулирует только отношения по договору энергоснабжения и в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрен приоритет специальных нормативных актов в регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией перед ГК РФ- *(источник № 1032).
Закон об электроэнергетике установил правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определил полномочия органов государственной власти по регулированию данных отношений, а также права и обязанности субъектов электроэнергетики. Закон вступает в силу в полном объеме одновременно со вступлением в силу правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации- *(источник № 1033).
Данный Закон распространяется и на отношения, связанные с особенностями участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки. В остальном отношения по теплоснабжению потребителей регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 45). В Плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 гг. предусмотрена разработка проекта федерального закона о теплоснабжении- *(источник № 1034).
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ введено лицензирование деятельности субъектов естественных монополий по оказанию услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по передаче тепловой энергии- *(источник № 1035).
Особенности функционирования электроэнергетики в переходный период также установлены федеральным законом- *(источник № 1036).
Отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, регулируются Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"- *(источник № 1037).
Основные правила по государственному регулированию ценообразования и тарифов на электрическую и тепловую энергию содержатся в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"- *(источник № 1038), который рассчитан на временное применение и действует до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.
Закон об электроэнергетике предусматривает принятие значительного количества постановлений Правительства Российской Федерации, которые должны детализировать соответствующие положения Закона.
Правительство Российской Федерации утверждает: правила оптового рынка; основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг; правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках и др.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"- *(источник № 1039), утвердившее Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации- *(источник № 1040). Регулирование тарифов основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии. Определена система тарифов (цен), в которую входят: 1) тарифы (цены) на электроэнергию (мощность) на оптовом рынке и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли; 2) тарифы на электроэнергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; 3) тарифы (размер платы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности).
В данном постановлении предусмотрены подробные правила ценообразования в регулируемом секторе электроэнергии и в секторе свободной торговли.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов- *(источник № 1041).
Она устанавливает: предельные уровни цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электроэнергии (мощности) по нерегулируемым ценам, в порядке и в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации; предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электроэнергию, продаваемую по нерегулируемым ценам; предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям; предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи в регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год; величину предельных уровней цен на электроэнергию (мощность) в секторе свободной торговли и др.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, является органом государственного энергетического надзора- *(источник № 1042).

Лекция, реферат. 21.2. Источники правового регулирования электроэнергетики - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


8.12.2008/контрольная работа

Характеристика акционерного общества, его отличительные черты. Источники правового регулирования. Законодательство о хозяйственных обществах. Имущественная база. Особенности создания и управления. Документальное оформление. Корпоративное управление.

1.11.2009/реферат

Понятие и виды биржевой деятельности, публично-правовой режим ее осуществления, биржевая торговля, торговое посредничество. Источники правового регулирования биржевой деятельности. Субъекты биржевой деятельности, товарные, фондовые, специальные биржи.

12.07.2010/дипломная работа

Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

1.06.2003/дипломная работа

Понятие недвижимости как объекта гражданских правоотношений. Общие положения об аренде. Источники правового регулирования аренды объектов недвижимости. Договоры аренды недвижимого имущества. Договор аренды транспортных средств.

10.04.2007/курсовая работа

Понятие договора купли-продажи. Источники правового регулирования. Стороны договора купли – продажи и поставки. Предмет договора купли-продажи и поставки. Значимость института договора купли-продажи все время возрастает.

24.07.2010/дипломная работа

Понятие и источники правового регулирования договора аренды. Сходства и отличия договора аренды от иных договоров, проблемы соотношения. Ответственность сторон при изменении и расторжении договора аренды. Порядок заключения и исполнения договора аренды.

Тема №18: Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Понятие электроэнергетики дано в ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике": электроэнергетика - отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Эта отрасль уже достаточно длительное время находится в стадии реформирования с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики, социальной сферы, повышения эффективности производства и потребления электроэнергии (см. постановление Правительства РФ от 11.07.2001 №526). Реформирование изначально предполагалось трехэтапным: как утверждают злые языки, все они уже закончились, однако цели реформирования не достигнуты (цель реформирования - снижение тарифов за счет привлекаемых инвестиций).

В сфере электроэнергетики выделяют оптовый рынок электроэнергии (сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы) и розничные рынки (сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии).

Складывающиеся в этой отрасли отношения регулируются большим количеством нормативных актов различной юридической силы. Все акты в сфере электроэнергетики включают межотраслевой характер и включают как законы, так и подзаконные акты. Так, ст. 2 ФЗ "Об электроэнергетике" гласит, что законодательство РФ об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из ГК РФ, ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Стоит отметить, что ГК РФ играет второстепенную роль, поскольку имеет место приоритет специальных нормативных правовых актов в регулировании отношений в сфере электроэнергетики.

Помимо основного ФЗ "Об электроэнергетике" стоит также отметить законы об электросбережении и повышении энергетической эффективности, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период, о естественных монополиях.

В развитие указанных законов принято большое количество подзаконных актов, например, постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (правила недискриминационного доступа), постановление Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (правила функционирования розничных рынков электрической энергии; правила функционирования оптового рынка электрической энергии), постановление Правительства РФ от 24.02.2006 №109 (о ценообразовании в отношении электрической энергии) и прочее.

Также существенный удельный вес имеют нормативные акты в форме приказов федеральной службы по тарифам.

Ключевые события в сфере правового регулирования энергетики

Правительство РФ издало Постановление от 14 февраля 2012 г. № 124 «О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

Правительство РФ издало Постановление от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»

Правительство РФ издало Постановление от 28 марта 2012 г. № 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг"

Правительство РФ издало Постановление от 28.03.2012 г. № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"

Правительство РФ издало Постановление от 16.04.2012 г. № 307 "О Порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правительство РФ издало Постановление от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"

Правительство РФ издало Постановление от 8 августа 2012 г. № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правительство РФ издало Постановление от 27.08.2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Правительство РФ издало Постановление от 6 сентября 2012 г. № 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей"

Правительство РФ издало Постановление от 22.10.2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"

Правительство РФ издало Постановление от 08.11.2012 г. № 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"

Ключевые судебные прецеденты в сфере энергетики

Решение ВАС РФ от 08.02.2012 г. № ВАС-13754

Основные тезисы решения:

1. Из содержания пункта 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения розничных рынков), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, прямо следует, что непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) граждане-потребители вправе приобретать электрическую энергию только при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом, тогда как при управлении многоквартирным домом управляющей организацией граждане-потребители потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Само по себе урегулирование в пункте 64 Основных положений розничных рынков (находящемся в разделе IV, устанавливающем правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения) порядка подтверждения наличия договорных отношений между гражданином-потребителем и гарантирующим поставщиком не может подтверждать невозможность заключения гражданином-потребителем договора энергоснабжения с иной энергоснабжающей организацией. Из текста пунктов 178 и 179 непосредственно вытекает, что они распространяются на любых инициаторов ограничения режима электропотребления независимо от того, является ли он гарантирующим поставщиком или иной энергоснабжающей организацией.

3. В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации правила параграфа 6 главы 30 названного Кодекса, в котором содержится статья 546, применяются к отношениям по договору снабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Поскольку в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации управомочено на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями в случае нарушения ими своих обязательств, который подлежит применению также и в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии, к отношениям по ограничению режима потребления электрической энергии подлежит применению пункт 178 Основных положений розничных рынков, допускающий такое ограничение в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по оплате энергии, а не статья 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, не упоминающая о таком праве энергоснабжающей организации.

4. Правом на приостановление или ограничение подачи гражданину-потребителю электрической энергией наделена не только энергоснабжающая организация при непосредственном управлении многоквартирным домом (пункт 178 Основных положений розничных рынков), но и исполнитель коммунальных услуг при иных способах управления (подпункт "д" пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг)

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2011 г. № 8433/11 по делу № А09-35484/2010

1. Применение одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования.

2. В силу подпунктов 5.3.4 и 5.3.10 Положения о ФСТ России, контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов), а также рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, относятся к полномочиям Федеральной службы по тарифам.

Таким образом, решение антимонопольного органа и основанное на нем предписание (обусловленные применением РСО в части электроснабжения принадлежащей ТСЖ насосной станции, предназначенной для повышения давления холодной воды, тарифа «прочие потребители») вынесены с превышением полномочий

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 г. № 14489/11

Основные тезисы постановления:

1. Возлагая на публично-правовое образование обязанность по возмещению убытков энергоснабжающей организации, возникших в результате непринятия мер по выделению необходимого объема субсидий (с учетом установленных региональным тарифным органом тарифов ниже экономически обоснованных), суды не учли того обстоятельства, что тарифы для населения не были в установленном порядке оспорены или признаны недействующими. Кроме того, энергоснабжающая организация применяла тарифы в течение 2008-2009 годов, тогда как с иском обратилась в арбитражный суд только в июне 2010 года, чем содействовала увеличению размера убытков, взыскание которых являлось предметом спора.

2. Возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные компанией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 г. № 14340/11

Основные тезисы постановления:

1. Установив, что вся приобретаемая клубом электрическая энергия используется гражданами- собственниками помещений для хранения лодок и маломерных судов исключительно на коммунально-бытовые нужды, суды при удовлетворении заявленных требований допустили расширительное толкование перечня некоммерческих объединений граждан, приравниваемых к тарифной группе «население». Такое толкование соответствует установленному пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), общему критерию отнесения потребителей электрической энергии к категории «население», заключающемуся в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды.

2. Неупоминание в Методических указаниях помимо объединений граждан-собственников помещений для хранения автомобилей (гаражей) также и объединений граждан-собственников помещений для хранения лодок и маломерных судов (эллингов) в числе некоммерческих объединений граждан, приравненных к категории потребителей «население», не может являться основанием для отказа в отнесении клуба к указанной категории потребителей, если упомянутыми гражданами электрическая энергия используется исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2012 г. № 14594/11 по делу № А21-4681/2010

Основной тезис постановления:

По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 и пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ, абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое количество тепловой энергии, поданной на энергопринимающее устройство абонента, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.

При установлении факта отключения энергопринимающих устройств абонента от сетей энергоснабжающей организации законные основания для удовлетворения требования такой организации об оплате энергии, отпускаемой в сеть после отключения, отсутствуют. Соответствующий договор энергоснабжения при таких условиях должен считаться прекратившимся невозможностью исполнения (статья 416 Гражданского кодекса), а имущественные последствия для сторон, связанные с прекращением договора, должны определяться применительно к правилам пункта 1 статьи 547 Кодекса

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 г. № 16452/11 по делу № А13-14661/2009

Основной тезис постановления:

Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании незаконного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 г. № 13881/11 по делу № А19-966/2011

Основной тезис постановления:

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату. Такие лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии после установления для них тарифа на эти услуги

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 № 15417/11 по делу № А79-7518/2010

Основные тезисы постановления:

1. Ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя коммунальных услуг, который может быть освобожден от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя. Следовательно, именно исполнитель коммунальных услуг обязан оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу горячего водоснабжения надлежащего качества, отвечающую санитарным и техническим требованиям.

2. На исполнителя коммунальных услуг возлагается, в том числе, ответственность и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Это соответствует закрепленному в законодательстве правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу.

3. Освобождение исполнителя коммунальных услуг от ответственности за несоблюдение санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг обременяет потребителей коммунальных услуг необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 г. № 12701/11 по делу № А65-21936/2010

Основной тезис постановления:

Постановление органа местного самоуправления, которым определено начало отопительного периода в муниципальном районе, применяется однократно и не обладает признаками нормативного правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Данное постановление индивидуализировано и создает обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома и на объекты социального назначения

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 15894/11 по делу № А45-240/2011

Основные тезисы постановления:

1. Обеспечение исполнителем коммунальных услуг (ИКУ) сбора платы за потребленную электроэнергию с конечных потребителей (населения) в интересах ресурсоснабжающей организации (РСО) действующим законодательством не предусмотрена. ИКУ, осуществляя сбор с населения коммунальных платежей, исполняет собственную обязанность, возложенную на нее законодательством и договорами управления, что не может расцениваться как действие в чужом интересе, в том числе в интересе РСО.

2. Законодательство не предусматривают императивных правил, предписывающих РСО уплачивать отдельным категориям абонентов (в частности, ИКУ) комиссионное вознаграждение (в том числе и в случае, если такие абоненты не являются конечными потребителями энергии).

3. Правовая природа договора энергоснабжения исключает одновременное наличие обязанностей абонента оплатить энергию и оказать энергоснабжающей организации услуги по получению от конечных потребителей средств для этой оплаты

Решение ВАС РФ от 25.06.2012 г. по делу № ВАС-2243/12

ВАС РФ отказал в удовлетворении заявления о признании абзаца пятого пункта 116 и абзаца десятого пункта 123 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, не соответствующими (в части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими

Решение ВАС РФ от 29.06.2012 г. № ВАС-4747/12

Решением от 29.06.2012 г. № ВАС-4747/12 ВАС РФ признал недействующими абз. 1 и абз. 4 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 г. № 47

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 г. № 1009/11 по делу № А13-223/2010

Основные тезисы постановления:

1. Смежные с заявителем (претендующим на получение статуса субъекта оптового рынка) участники оптового рынка электрической энергии (мощности) (ОРЭ) обязаны согласовать заявителю перечни средств измерений для целей коммерческого учета и соглашение об информационном обмене в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения. Необходимость такого согласования обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта ОРЭ, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью участника ОРЭ обеспечить такое согласование.

Отсутствие согласования может повлечь отказ заявителю в доступе к услугам администратора и в получении статуса субъекта ОРЭ.

2. Ссылка на возможность заявителя согласовать Перечень средств измерений путем обращения в Наблюдательный совет НП «Совет рынка» и на то, что отказ участника ОРЭ в согласовании не является непреодолимым препятствием для доступа заявителя на оптовый рынок является необоснованной, поскольку наличие иной возможности согласования Перечня средств измерений, а также преодолимость создаваемых препятствий не могут влиять на правовую квалификацию действий участника ОРЭ, как создающих препятствия для выхода заявителя на ОРЭ. Кроме того, при использовании альтернативной возможности согласования Перечня средств измерений возникает временной барьер входа на рынок

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 г. № 2321/12 по делу № А41-3794/11

Основные тезисы постановления:

1. На основании пункта 107 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), энергосбытовые организации, не относящиеся к указанным в пункте 106 Правил, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров. При этом к ним не применяются положения пунктов 108 - 111 Правил.

Таким образом, порядок, предусмотренный пунктами 108.2 и 109 Правил, действует в отношении энергосбытовых организаций, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и приравненные к ним в области тарифов группы (категории) потребителей. Он рассчитан на тех, кто вправе покупать электроэнергию по регулируемым ценам в объемах, поставляемых населению и приравненным к ним категориям потребителей.

2. Признание недействительным договора передачи электроэнергии, заключенного энергосбытовой компанией с сетевой организацией, само по себе не может препятствовать применению договорной методики и расчету стоимости подлежащего оплате количества электроэнергии, предусмотренного договором энергоснабжения, подписанного между энергосбытовой компанией и потребителем

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 г. № 3993/12 по делу № А41-17924/11

Основные тезисы постановления:

1. Отношения между ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов, и исполнителем коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, распространяется требование пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Толкование указанного пункта Правил предоставления коммунальных услуг как нормы, исключающей возложение на исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате приобретаемого им коммунального ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено упомянутыми Правилами для проживающих в многоквартирных жилых домах граждан - потребителей соответствующих услуг, неоднократно подтверждалось Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 21.04.2009 № 15791/08, от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10).

Таким образом, вывод о неприменимости Правил предоставления коммунальных услуг к договору между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией противоречит прямому указанию, содержащемуся в пункте 8 названных Правил.

2. Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.

Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой, увеличение размера которой по соглашению сторон допускается согласно пункту 2 статьи 332 ГК РФ только в случае, когда закон этого не запрещает.

В силу приведенных норм жилищного и гражданского законодательства к исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и (или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, размере.

То обстоятельство, что применимость к отношениям сторон положений ЖК РФ о размере ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства основана на Правилах предоставления коммунальных услуг как подзаконном нормативном правовом акте, не влияет на характер установленного частью 14 статьи 155 ЖК РФ ограничения размера пеней как предусмотренного федеральным законом запрета на увеличение по соглашению размера законной неустойки. Следовательно, вывод о том, что Правила предоставления коммунальных услуг не запрещают установление договорной неустойки в договорах, заключенных между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, не соответствует изложенным нормам права в части, допускающей установление в названных договорах пеней в большем, чем это предусмотрено частью 14 статьи 155 ЖК РФ для граждан - потребителей коммунальных услуг, размере

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 г. № 2504/12 по делу № А81-1951/2011

Основные тезисы постановления:

Направление (согласно требованию ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 261)) ресурсоснабжающей организацией (РСО) в адрес исполнителей коммунальных услуг (ИКУ), с которыми у РСО заключены договоры ресурсоснабжения, предложений об оснащении объектов ИКУ (указанных в частях 4, 5, 6 статьи 13 ФЗ № 216, в частности, многокваритрных жилых домов) коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода является надлежащим исполнением требований ч. 10 ст. 13 ФЗ № 261.

Дополнительное информирование со стороны РСО собственников помещений в многоквартирных домах не требуется, поскольку согласно ч. 10 ст. 13 ФЗ № 261, ИКУ, как лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях по оснащению многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также о сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

При таких обстоятельствах факт неуведомления со стороны РСО собственников помещений в многоквартирных домах не является основанием привлечения РСО к предусмотренной ч. 6 статьи 9.16 КоАП РФ административной ответственности за несоблюдение требования ч. 10 ст. 13 ФЗ № 261

Решение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-9586/12

Основные тезисы решения:

Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения, организация - потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.

При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено Главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации