Исследовательская работа " Когда огонь друг, а когда враг человека?". Классный час - прект "огонь - друг или враг" Когда огонь для нас враг

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  • Развивать речь детей,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания.
  • Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  • Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
  • Довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
  • Научить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях при пожаре дома или в школе.

Ход занятия

1. Повторение изученного.

Сегодня у мы с вами поговорим о безопасности жизнедеятельности человека.

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Загадки слайды 2-9

1. Красная корова всю голову поела. (Огонь.)

От огня происхожу,
От огня и умираю. (Уголь.)

3. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)

4. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спички.)

Красный бык стоит, дрожит-
черный на небо бежит. (Огонь и дым.)

Черный дым валит в окно-
Очень страшное оно,
От неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)

С огнем бороться мы должны,
с водою мы напарники,
мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает.
Что это? (Огонь.)

2. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы собрались здесь с вами для того, чтобы поговорить

об огне, ответить на вопрос: “Огонь – это наш друг или враг?”

Какая опасность может угрожать человеку? Слайд №10

Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) Слайд № 10

А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?

Слово “огонь” известно людям еще с древних времен. Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь. Слайд 11

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Слайд 12

Да, с огнем люди знакомы очень давно. А вот кто скажет, огонь - друг или враг человеку?

* Ответы детей

3. Огонь - давний друг человека

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.

Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу.) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Сферы применения огня: приготовление пищи, двигатель внутреннего сгорания, плавка металлов, обжиг керамических изделий, изготовление стекла и стройматериалов, теплоэлектростанции и др. Слайд № 13

4. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого…

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Слайд № 14.

Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров.

Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший – ребёнок.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара?

5. Причинами пожаров могут быть: Слайд №15 давайте проверим

  • неосторожное обращение с огнем (непотушенные спичка, сигарета, горящая свечка и т. д.);
  • не выключенная газовая горелка, утечка газа:
  • нарушение правил электробезопасности;
  • нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей (керосина, бензина), которые не только мгновенно загораются, но при горении выделяют еще ядовитые вещества, и др.

Задание1. Конкурс “Опасные места” Слайд № 16

Оборудование: Рисунок квартиры для каждой команды. Необходимо найти на рисунке все опасности, которые подстерегают жителей этой квартиры в спальне и на кухне. Записать на листочке, передать жюри. За каждый правильный ответ -1балл.

Ответы: (слайд№17 )
  • Лампа накрыта тканью.
  • Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).
  • Электропровод лежит под ковриком.
  • Занавеска расположена слишком близко от плиты.
  • Полотенце для посуды висит над плитой.
  • Полка для посуды установлена над плитой.
  • Розетка на стене перегружена.

Но у огня есть брат, который приносит человеку больше вреда. Кто он? Слайд №18

Для этого послушайте и отгадайте загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)

На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Слайд № 19

Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Слайд № 20 Но так было не всегда.

Ребята, а знаете ли вы, что 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (Слайд 21 .) У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями, а на первом находились повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. А лошади были самые лучшие, самые резвые.

Впереди на лихом коне скакал трубач. Он предупреждал прохожих о том, что пожарные, а в старину их называли огнеборцы с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. В наше время на смену лошадям пришли мощные машины, а трубы и колокола в деревнях заменили сирены.

Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди.

О таких героях пишут в книгах, газетах.

Задание №3 Конкурс “Нарушители” Слайд № 22

Выберите из предложенных ситуаций те, в которых, по вашему мнению, дети поступают неверно, нарушая правила пожарной безопасности. Обведите неверные действия кружком. Обоснуйте свой выбор.

Конкурс “Нарушители”, карточка для 1 команды

  1. Сколько нарушений допустила Катя? Какие? Обведите неверные действия Кати кружком.
  2. Катя подожгла газовую плиту спичкой, хорошо затушив, бросила её в мусорное ведро.
  3. Катя поставила на газовую плиту чайник и пошла делать уроки.
  4. Лампа светила очень ярко. Катя взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
  5. Почувствовав запах газа, Катя отключила газ, открыла окно, позвонила родителям и вышла на улицу.
  6. Катя постирала кухонное полотенце и повесила сушить его над газовой плитой.
  7. Катя решила приготовить обед. Она поставила на плиту кастрюлю с водой и отправилась в магазин за продуктами. Сварив вкусный суп, Катя выключила газ, отключила все электроприборы и пошла погулять.

(Пока команды выполняют задания, зрителям предлагается игра “Добавь словечко” прил. №1)

Конкурс “Нарушители”, карточка для 2 команды

  1. Сколько нарушений допустил Петя? Какие? Обведите неверные действия Пети кружком.
  2. Петя постирал брюки и повесил их на обогреватель, чтоб они быстрее высохли.
  3. Петя включил утюг и пошёл на улицу, чтоб снять с верёвки постиранную рубашку.
  4. Когда Петя гладил рубашку, раздался звонок. Утюг ещё не нагрелся и Петя, оставив его на рубашке, пошёл открывать дверь.
  5. Когда Петя гладил рубашку, он постоянно ставил его на специальную подставку.
  6. Петя погладил рубашку, надел её и пошёл гулять.
  7. Собравшись погулять, Петя выключил все электроприборы и проверил газ.

Задание №4. Конкурс “Самый внимательный” Слайд № 23

Оборудование: Интерактивная доска, диск с записью мультфильма “Спасик и его друзья”

Предлагаю вам посмотреть мультфильм “Спасик и его друзья”. Герои этого фильма живут в многоэтажном доме. В одной из квартир возник пожар. После просмотра будьте готовы сказать, какие правила пожарной безопасности жильцами дома были нарушены. А какие действия жильцов были правильными в ЧС.

Задание№5. Игра “Набери по телефону 01” Слайд № 24

Почему телефон пожарной службы - 01? (потому что 01 - простой, его всякий запомнит, 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске и на кнопках телефона).

От каждой команды приглашается один участник. Участники команд с завязанными глазами должны суметь дойти до телефона и набрать номер телефона 01 пожарной охраны. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Оборудование: Два плана ответа и два телефона для каждого капитана

Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно - возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом ответа (Задание можно усложнить, перепутав пункты плана, и предложить капитанам расставить № последовательности сообщения).

  1. Адрес (название села, улицы)
  2. Объект (что горит - склад, квартира?).
  3. Что горит (что конкретно горит в квартире, в школе)?
  4. Номер дома.
  5. Номер подъезда.
  6. Номер квартиры.
  7. Какой этаж? Сколько этажей в здании?
  8. Есть ли опасность для людей?
  9. Фамилия.
  10. Телефон.

(Оцениваются правильность, четкость ответов, полностью ли сообщен весь список вопросов.)

6. Правила поведения при пожаре.

Правило № 1. Не поддаваться панике.

Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды. Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

Правило № 2. Немедленно покидать горящее помещение. (слайд №)

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01. Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: “Караул!” - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать(слайд №)

  • причину вызова (что горит);
  • точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);
  • свою фамилию и номер телефона.
  • Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  • Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  • В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

7. Системы оповещения. Слайд 25

И в нашей школе есть такой план. Он называется “План эвакуации”. Существуют системы оповещения.

Они подразделяются на звуковые, речевые и световые: (слайд №)

  • к звуковым относятся звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства;
  • к световым - табло, указатели и знаки;
  • к речевым - микрофоны, магнитофоны, стационарные усилители.

Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.

Если прозвучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: надо эвакуироваться.

1. Построиться быстро в коридоре, без паники.

2. Не толкать друг друга.

3. Запомнить, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас.

4. При эвакуации очень важно не потерять никого.

5. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

10. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Слайд № 26

Из каких произведений взяты эти строки?

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом
Ставит лестницы команда
Из огня спасает дом.
(С. Михалков “Дядя Степа”)

Весь чердак уже в огне,
бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
___ говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?

Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
(К. Чуковский “Путаница”)

И вдруг заголосили:
Пожар! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Тили-тили, тили бом
Загорелся кошкин дом.
(С. Маршак “Кошкин дом”)

11. * Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”*

* Ведущий: Я буду задавать вопросы. Если вы, ребята, считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это я, это я, это все мои друзья!”, а если уверены, что действия неправильны, то молчите.

Можно вместо слов хлопать в ладоши.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня?
*Это я, это я, это все мои друзья!*

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
*Ребята молчат. *

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
*Ребята молчат. *

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
*Это я, это я, это все мои друзья!*ХЛОПАЕМ

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.
*Ребята молчат. *

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?
*Это я, это я, это все мои друзья!* ХЛОПАЕМ

Желаем вам во всём удачи
И просим каждого из вас
О самом главном, об одном:
“Быть осторожными с огнём!”

На закуску:

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ “ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО!”

Где с огнем беспечны люди,
Там возникнет дым и жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, немыслимый…?
(Пожар).

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в. . . ?
(Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил. . . ?
(Утюг).

Красный отблеск побежал.
Кто со спичками. . . ?
(Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над. . . ?
(Газом).

Столб огня чердак объял.
Кто там спички. . . ?
(Зажигал).

Побежал пожар во двор.
Это кто там жег. . . ?
(Костер).

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег. . . ?.
(Траву).

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые. . . ? .
(Предметы).

Помни, каждый гражданин,
Пожарный номер. . . ?
(“01”)

Дым увидел - не зевай.
И пожарных. . . .
(Вызывай! Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем. . . ? (Опасно).

Огонь – друг и враг.

Огонь издавна был другом человека. Когда-то, давным-давно, Прометей похитил у Зевса священный огонь и отдал его людям. И вот с тех самых пор огонь является неизменным и вечным спутником человека, будучи одновременно его врагом и другом. Наши предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, приручали огонь, поселяли в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить еду. Огонь спасал от холода. Человек считал огонь божеством и поклонялся ему.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества, но другом и помощником быть не перестал. Как и в древности , он согревает нас, помогает готовить еду: иногда на костре в походе, а чаще всего на газовой плите или в деревенской печке. Велика сила огня!

Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Это происходит, когда огонь вырывается из-под контроля, возникает пожар. Пожар – не случайность, а результат беспечности человека. Будьте осторожнее и аккуратнее с огнем!

Чуканов Егор, 5-б
Когда огонь враг.

Мы часто не задумываемся над тем, какие последствия происходят из-за нашего равнодушия к людям, к природе, к животным.

Нечаянно брошенная сигарета, спичка приводят к страшным последствиям. В огненной буре гибнут люди , животные, насекомые. Лес, который дает нам кислород, питает нас, дарит красоту, вынужден терпеть наши необдуманные поступки.

За последние три года в огненной пасте уничтожено более двухсот тысяч гектар леса. В огне погибло двадцать три тысячи ни в чем неповинных животных: лис, лосей, ежей, волков. Уничтожая лес, люди будут ощущать нехватку кислорода, лесных водоемов. Не спасая животных, люди нарушают природное равновесие, что может привести к исчезновению животных. Станет много насекомых – опять проблемы для человека. Лес перестанет дарить нам необыкновенную красоту и птичью трель.

В жизни человека огонь играет большую роль. Человек обеспечил себя с помощью огня теплом. Огонь приводит в движение машины, самолеты. Но неосторожное обращение с огнем приводит к пожару . Часто пожары бывают в домах и на дачах, из-за этого сгорает имущество людей и сами здания. Причиной пожара могут быть дети, которые играют со спичками, в результате чего сами погибают в огне. Летом в жаркую погоду в лесах возникают пожары, из-за этого гибнут деревья, животные, растения. Наносится большой вред экологии. Огонь – это страшная сила!

Маконков Матвей, 5-б

Тема: « Огонь мой друг- огонь мой враг»

Цель : 1.Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.

2.Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме.

3.Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

Ход : Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.

Ребята, почему мы говорим « Огонь мой друг- огонь мой враг»

Мы поговорим о пользе и вреде огня. Это очень важно для человека, так как люди пользуются огнем каждый день и надо знать, как им правильно пользоваться. Огонь издавна был другом людей. Наши предки знали немало секретов добывания огня. Они считали огонь живым существом, приручали огонь, поселяя его в своих пещерах. Огонь помогал людям бороться за жизнь. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал отпугивать хищников.

1. Знают все: человек без огня,

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

2 .Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

3 .Человеку друг огонь,
Только ты его не тронь!
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.

Открытие способа добывания огня - одно из важнейших приобретений человечества. Знакомство человека с огнём произошло, возможно, во время лесных пожаров, либо извержений вулканов. Тепло, исходящее от пламени, очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ самому добывать огонь.

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.

В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.

До недавнего времени я думала, что на Земле больше всего неба. И ничто не может его закрыть, спрятать, отнять. Оказывается, нет! На Земле больше всего огня, который чуть ли мгновенно может уничтожить все, что на земле и под землей.

1.Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны,
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

2. Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.
Сам костры не разжигай
И другим не позволяй!

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

3. Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Спички бросил ты в лесу-
И несчастье на носу.

Ведь нельзя шутить с огнем,
Помни ты всегда о том:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен!

Огонь может быть для нас другом, а может быть и врагом. Давайте разберёмся: когда он друг и почему становится врагом.

Я задаю вопросы, а вы хором должны отвечать: «Это я, я, я»

1 .- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»

2. - Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

3 .- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

4 .-Кто задорный и весёлый, верность правилам храня

Бережет родную школу от огня?

5 .-Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол - еле сам живой ушёл?

6 .-Кто пожарным помогает, правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Часто пожары возникают по вине школьников. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками. Эти игры представляют собой большую опасность. Кто из вас брал в руки спички? Для чего?

Всем надо помнить, что не разрешено разжигать костры или сжигать мусор в жилом секторе. После уборки сено, солома – это сухая трава и воспламеняется очень быстро. Вы же не хотите, чтобы в ваш дом или дом других людей пришла беда? Поэтому в руки спички не нужно брать.

4 класс

1.Возьмите в руки спичку обычную.
Спичка как спичка. Такая привычная.
Но ведь из-за этой крохотной палочки
Могут от дома остаться огарочки!
А бросишь в лесу не потухшую спичку
Сухая трава, как дрова загорится:
В итоге, без дома и звери, и птицы!

2.Ой, скажите, спичка - большая угроза!
Ты дунь на нее, и исчезнут вопросы.
А как же без спичек в быту обходится?
Ведь спичка и тут нам, и там пригодится!

3.Да, все это верно. Но, люди есть люди:
Кто-то спичку потушит, а кто-то забудет.
Общаться со спичками нужно уметь,
Чтоб дом вас не стал ярче свечки гореть.
Из капли рождается море,
Из спички рождается горе.

Ребята, если случится пожар, что нужно делать?

Боятся степи, горные просторы
Его горячих, беспощадных лап.
Но есть такие люди, для которых
Он как прирученный - послушен, тих и слаб.

Они его к земле прибьют, потушат,
В горящий дом, бесстрашные, войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь,
Свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем,
Мы нашими пожарными зовем!

Как вы думаете тяжелый у них труд? А кто из вас хотел бы быть пожарником? Но вы должны знать, чтобы им стать надо быть смелым, решительным, отважным, находчивым. Вот какие они сильные. Как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (Цвет тревоги, опасности)

Ребята, а шутить можно по телефону? Нет конечно потому, что пока пожарные едут на ложный вызов (тратят время, бензин), где то действительно нужна их помощь и могут погибнуть люди.

Учитель: Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и возгораний. За год их бывает более пяти миллионов, убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров - девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар - из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ним бой. Мы знаем, как героически они сражаются с огнем. Некоторые из них погибли, исполняя свой долг, спасая города, сёла и людей от беды.

В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать в городе на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.
Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.

Сценка 3 класс

Медведь сидит на пеньке и смотрит в бинокль.

МЕДВЕДЬ:
Ну почему у нас опять беда?
От поля не осталось и следа!
Все цветочки сгорели дотла!
Кто их сжег? Зачем? Когда?
АВТОР:
Разозлился наш Медведь,
Да как начал, как начал реветь.
Побрел Медведь через дубравы
На поджигателя искать управы.
Ходил, ходил и вдруг глядит,
Сквозь ельничек костер горит.

МЕДВЕДЬ: (Осторожно подбираясь к волку)
Ах ты, серая карга!
Здесь не место для костра!
Ты что, волчище, одурел?
Вон кедрач уж обгорел,
И трава пожухла от жарищи.
Не мешало б окопать кострище!

(Медведь сердито подает Волку лопату, Волк заискивающе берет лопату и ласково говорит)
ВОЛК: Я вмиг костер землею завалю. Поверь, я зуб тебе даю!

(Волк быстро засыпает костер, а медведь сердито наблюдает)

МЕДВЕДЬ: Запомни, Волк! Нельзя в лесу устраивать пирушки,
Огонь – ведь это не игрушки.

(Поучительно, грозя пальцем)
Спички – это не игра,
Всем об этом знать пора!
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей
Может быть беда большая
Для построек и людей.

(Волк повесил голову и побрел в одну сторону, а Медведь, осматривая лес, пошел в противоположную сторону.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним.

А чтобы все об этом знали, я раздам памятки с пожарными правилами. Этих правил ровно пять, вы должны их выполнять

1.Правило первое:

Для забавы и игры спичек в руки не бери.

Сам костры не разжигай и другим не позволяй!

2.Правило второе легко запомнить можно:

С электроприборами будьте осторожны-

С утюгом и чайником, плиткой и паяльником,

И,уходя из дома, не поленись, проверь,

Все выключил? Вот здорово!

Теперь шагай за дверь!

3.Третье правило простое и запомнится легко:

Не суши бельё над газом! Всё сгорит единым разом!

4.Правило четвёртое: обеспечьте надёжное хранение

Веществам, подверженным лёгкому воспламенению.

Дома много есть флаконов, в них духи, одеколон,

Освежитель, лаки, краски- все они взрывоопасны!

Если видишь этот знак- осторожно, рядом враг!

5.Правио пятое -самое важное!

Если что-то загорится, если вдруг пожар случится,

По тревоге, как один, позвони по «101».

Учитель: В жизни всякое бывает,

Может разное случиться,

Но за глупую ошибку

Можно жизнью поплатиться!

Правила пожарные досконально знайте!

Правила пожарные строго соблюдайте!

Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
–Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.
– Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом.
– Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!

Проект

«Огонь друг или враг»

Проблема, ее актуальность : Огонь – друг или враг человека.

Цель : Определить, огонь – друг или враг человека.

Сформировать у детей знание о правилах безопасного поведения и обращения с пожарными предметами.

Задачи:

    Какие правила надо знать, чтобы не произошел пожар.

Участники: учащиеся 1 класса

Предполагаемый результат:

    Знают и выполняют правила поведения в экстремальных ситуациях;

    Воспитание самостоятельности и ответственности

    Обогащение жизненного опыта ребенка.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент

II. Введение материала по цели проекта

Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав слова из загадок.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

2. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный (друг)

3. В гости я его не жду.

Затевает он вражду.

Он любитель ссор и драк

Он не друг – а он мне..(враг)

Сформулируйте тему (вставить союз ).

На доске вырисовывается запись:

Огонь – друг … враг человека?

Видите, оба слова и слово друг и слово враг – белого цвета. И вот к концу нашего классного часа нам необходимо решить -

III . Выведение проблемы и цели:

Подводим ребят к проблеме:

- Необходимо решить - огонь–друг или враг человека?

Для этого мы и разделились на две команды, Команда №1 «Когда огонь друг». Команда №2 «Когда огонь враг».

Так о чём мы будем говорить?

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

I V . Определение задач

Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

Для чего вам это нужно?

Задачи: определяют дети. (Карточка №2 )

Узнать, почему огонь наш друг.

Узнать, почему огонь бывает врагом.

Что делать, если случился пожар.

На доске вывешены картинки в центре.

По бокам висят надписи «Когда огонь друг», «Когда огонь враг».

Ребята, в конце нашего занятия мы с точностью сможем сказать, когда огонь друг, а когда он враг. Итогом нашей работы станут два плаката, которые смогут посмотреть все учащиеся, это ваши проекты.

V . Вступительная беседа учителя.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились пользоваться силой огня, чтобы согреваться, готовить пищу, заставлять работать машины.

Но одновременно они узнали и разрушительную силу огня: в пламени гибли люди, сгорали жилища, посевы, скот, целые деревни и города. Огонь не щадит ничего и никого.

О том, что огонь из доброго слуги превращается в строгого судью, люди слагали пословицы.

Как вы, ребята, думаете, почему так говорили:

    Спичка невеличка, огонь великан.

    Коробка спичек хоть мала, но может много сделать зла.

    «Спи, царь Огонь!» - говорит царица Водица.

    Воры обкрадут – стены останутся, а огонь в разор разорит.

    От малой искры да большой пожар

    Не шути с огнем – обожжешься

    Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит

    Огонь не вода – пожитки не всплывут

*****************************************************************

(Дети объясняют смысл 4 первых пословиц) еще 4 запасные

Вывод: по одному человеку из группы переносят первые картинки в свою рубрику .(сделать по картинке)))

«Когда огонь друг». «Когда огонь враг».

Огонь улыбающийся Огонь злой, зубастый

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки считали его живым существом, которое помогало им бороться за существование.

- Какая группа сейчас перенесет подходящую картинку? Вслушайтесь!

Он помогал первобытным людям готовить пищу, спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер.

-Молодцы, команда №1!

Да, огонь давний друг человека. Но о нем, как о друге мы нередко забываем. Он верно служит нам и на производстве и дома, в быту.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом – посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов..

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить!

- Команда № 1, переносите свои картинки!

Посмотрите, ребята, все эти профессии связаны с добрым огнем, другом – это и сталевар, и сварщик, и кузнец, и даже на кухне у нас дома нам помогает огонь!

(команда №1 вынесла и разместила свои картинки)


- Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами. И многими людьми.

Когда это может произойти? (ответы детей)

VI . Игра ситуаций

1. В зажигалке или спичке –

Огонечек-невеличка,

Просит: «Поиграй со мной, я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны!

Следующая картинка переходит в рубрику.

2. Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла

Нагрелся утюг, загорелись штанишки.

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Помните дети: пожары бывают

Когда про включенный утюг забывают!

Картинка в рубрику.

3. Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет

Пока папы с мамой нет

Рома взял ракеты в руки

Я поджег четыре штуки

Не пришлось повеселиться

Оба мы лежим в больнице.

Обожгли носы и щеки

С фейерверком шутки плохи.

Картинка из центра доски переносится в нужное место.

4. Скучно маму ждать с работы

Очень хочется компота

В кухню Юленька вошла

Под кастрюлей газ зажгла

Час прошел - кипит кастрюля

Испугалась наша Юля

Мало сделалось воды –

Так недолго до беды

Сам к плите не прикасайся

Лучше взрослых дожидайся.

5. Жарко вспыхнула квартира

Плачет маленькая Ира,

Ваня – старший брат – кричит:

«Убегаем, дом горит!»

Ире боязно бежать

Лучше спрячусь под кровать

А Иван не оробел

И сестру спасти успел.

Теперь малышка точно знает

С пожаром в прятки не играют!

В дальнейшем после каждой ситуации учитель подводит детей к выводу и один человек из каждой группы переносит соответствующую картинку к своему заголовку.

Физминутка.

Смотрите – руки согнуты в локтях, энергичные движения кистями рук.

Ребята – показать на соседа

Вокруг – обвести руками круг перед собой

Нам – приложить ладони к груди

Огонь – руки согнуты в локтях перед собой, пальцы перебираем быстро

Повседневный друг – наклон головы вправо и влево.

Но указательный палец перед собой, «Внимание»

Когда мы – развести руками в стороны.

Небрежны – руки свободно болтаются внизу «как плети»

С огнем – то же что и огонь

Он – указать пальчиком перед собой

Становится – постойка «Смирно»

Нашим врагом – руки вытянуты вперед, кисти «скрещены»

VII . Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто услышав запах гари

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым

Закричит «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем

Кто от маленькой сестрички

Незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем,

Признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

VIII . Причины возникновения пожаров:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Перегрузка электрической сети.

Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Неправильное устройство и неисправности печей.

Шалости детей с огнем.

Почему огонь наш друг? Почему огонь бывает врагом?

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь.

Если будешь баловаться,

То беды не миновать –

От огня не несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит –

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес…

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда…

Это помните всегда!

Может кто-то из ребят знает:

Чем еще опасен пожар, кроме огня?

Иногда страшнее огня дым. Во-первых, в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Во-вторых, в горячем, ядовитом дыму невозможно дышать. В-третьих, во время пожара люди гибнут, отравившись дымом.


- Если пожар все-таки возник, как нужно себя вести? Попытаемся совместно ответить на этот вопрос.

IX . Правила поведения при пожаре

Вызвать пожарных по телефону 01.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания можно попытаться потушить, накрыв его одеялом и перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинь помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывай окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткни щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Если пожар начался в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь, звонить всем соседям и звать на помощь.

При пожаре нельзя пользоваться лифтом!

Нельзя прятаться в шкаф, под стол, под кровать - так от дыма не спастись.

Не бросай в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки, они могут быть взрывоопасны.

Особая тема - пожар в школе. Так как в школе находится много людей, в случае пожара эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры.

X . Игра – имитация «Эвакуация»

Ребята, что мы должны делать и как, когда звучит сигнал пожарной тревоги?

Звучит сигнал. Дети должны быстро и спокойно построиться, приготовиться к выходу через пожарный выход.


- Конечно, при пожаре на помощь приходят пожарные. Но чтобы они сумели приехать вам на помощь быстро, нужно уметь грамотно сообщить в пожарную часть о возникшем пожаре. Кто из вас, ребята, знает телефон пожарной службы?

(помещается на доску)

Пусть помнит каждый гражданин -

Пожарный номер - 101.

Но только знать номер пожарной службы недостаточно.

Нужно быть собранным и внимательным при вызове пожарных.

Подумайте и скажите, какие сведения нужно сообщить при вызове пожарных?

Сведения, которые нужно сообщить, вызывая пожарную команду:

1. Адрес, по которому обнаружен пожар (улица, номер дома и квартиры).

2. Что горит.

3. Кто вызвал пожарную команду.

XI . Игра «О1»

Представим, что произошел пожар. Как вы будете вызывать пожарных по телефону?

В каждой группе один учащийся «вызывает» по игрушечному телефону пожарных, остальные анализируют его действия.

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (Пожарные.)

В нашей стране много героев-пожарных. Рискуя жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Помогают пожарникам в трудном деле пожарные машины, вертолеты.

XIII . Пожарная викторина

Почему пожарных вызывают по телефону «01»?

Во-первых, номер «01» простой, его запомнит каждый. Во-вторых, этот номер короткий, а вовремя пожара каждая секунда дорога. В- третьих, этот номер легко набрать на диске телефона, даже в темноте.

Что надо делать, когда увидишь пожар?

Немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от места пожара.

Можно ли оставлять детей одних в закрытой квартире или комнате?

Нельзя, потому что в любом помещении может произойти пожар (от электроприборов, газовых приборов, спичек и т.д.), а дети не смогут выйти.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Дополните недостающие слова у стихотворных строк.

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те….(забрать)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его …(водой)

Если, где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро всё…(убрали)

Как ножка воробьиная тонка.

Скользит по стенке коробка.

Скользнет – и высечет огонь,

Когда горит, ее не тронь.

Играть с ней - скверная привычка,

Опасная игрушка - …(спичка)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Ты его рукой не тронь,

Обожжет тебя..(огонь)

Запомни каждый гражданин –

Пожарный номер..(101)

XIV . Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел? (Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

XV . Подготовка плакатов, защита.

В итоге на доске получаются два плаката.

Ребята, а давайте все внимательно посмотрим на доску. Какой же вывод мы сделаем? Как мы ответим: Огонь нам друг или враг?

Видите оба слова у нас пока белого цвета.

(либо вывесим уже готового цвета, либо разукрасим))))