Результаты официального толкования правовых актов выражаются в интерпретационных (правотлумачних) актах, обеспечивающих их однообразное, согласованное понимание и эффективную реализацию. Интерпретационные акты являются результатом целенаправленной интеллектуальной деятельности компетентного органа государства (например, Конституционного Суда Украины) или международной организации (например, Европейский суд по правам человека, Комитета ООН по правам человека) по осмыслению значения правовых норм или их индивидуальных предписаний.
Интерпретационный акт - это правовой акт уполномоченного субъекта, который содержит разъяснения юридических правил (норм права), является главной целью его принятия.
Особенности юридической природы интерпретационных актов позволяют выделить следующие их признаки:
1) интерпретационные акты раскрывают содержание норм права или индивидуальных предписаний, выраженных в соответствующем правовом акте. Они действуют в единстве с правовыми актами, стали предметом толкования, и носят вспомогательный характер;
2) интерпретационные акты не устанавливают новых правил поведения, не отменяют и не вносят изменений в действующих правовых актов. Осуществляя свои полномочия, субъекты официальной интерпретации не подменяет законодателя путем создания правовых норм в процессе толкования, в том числе путем устранения пробелов в законодательстве. По этому поводу Конституционный Суд Украины в Решении от 25 марта 1998 прямо отметил, что заполнение пробелов в законах не относится к его полномочиям, а является прерогативой Верховной Рады Украины;
3) интерпретационные акты как официальные документы имеют обязательный или убедительный характер, что обусловлено наличием у субъекта их принятия государственно-властных полномочий или признанной государством юрисдикции. Эти акты содержат официальную, сформулированную или признанную государством позицию в понимании содержания соответствующих национальных или международных правовых актов;
4) сфера действия интеграционных актов совпадает со сферой действия актов, положения которых они разъясняют. Так, действие нормативных интерпретационных актов во времени определяется, как правило, параметрами действия акта, подлежащего толкованию. Поскольку толкование не выходит за рамки правовых норм, а только раскрывает их значение, то интерпретационные акты могут иметь обратную силу, пределы которой определяются моментом вступления в силу правовым актом, подлежит толкованию. В интервал претацийному акте может прямо указываться на необходимость пересмотра ранее принятых решений, которые не соответствуют изложенному в нем толкованию норм права.
Приведенные особенности отличают интерпретационные акты среди других правовых актов, содержащих некоторые правотлумачни положение. Толкование норм права происходит преимущественно в процессе судебной и иной правоприменительной деятельности при решении конкретных дел. Согласно интерпретационные положения могут содержаться в различных видах правовых актов (например, судебных решениях, ведомственных актах и т.д.). Так, правоприменительные акты содержат как юридическое решение по конкретному делу, так и разъяснения содержания соответствующих норм права, которые были положены в его основу. Свое понимание значения правовых норм правоприменительный орган в этом случае определяет в мотивировочной части акта применения права. Такое толкование приобретает обязательной значимости для конкретного дела и лиц, которых она касается. При этом оно оказывает определенное влияние и на правоприменитель при рассмотрении и принятии решений по всем аналогичных юридических дел, обеспечивает постоянство и однообразие судебной практики. Однако интерпретационными актами выступают только те акты, основной целью принятия которых является разъяснение содержания соответствующих правовых предписаний.
В зависимости от видов официального толкования различают следующие виды интерпретационных актов:
По степени обязательности выделяют обязательные и рекомендательные интерпретационные акты. Так, обязательными интерпретационными актами выступают решения Конституционного Суда Украины относительно официального толкования Конституции и законов Украины, рекомендательными - разъяснения высших специализированных судов, общие комментарии Комитета ООН по правам человека и др.;
По предмету толкования выделяют интерпретационные акты, содержащие толкование норм права, изложенных в нормативно-правовых актах, других источниках права , и интерпретационные акты, предметом толкования которых выступают индивидуальные правовые акты (решения суда, сделки, завещания и т.д.). Так, определение о разъяснении решения суда, постановлено в порядке ст. 221 ГПК Украины, выступает самостоятельным актом официального индивидуального толкования, на который может быть подана жалоба отдельно от решения суда (ст. 293 ГПК Украины)
По кругу лиц и конкретных ситуаций, на которые распространяется действие интерпретационных актов, различают акты абстрактного и акты казуального толкования. К первым относятся акты Конституционного Суда Украины, высших специализированных судов и др. Акты казуального толкования принимаются с целью предоставления разъяснений относительно содержания нормы права в контексте конкретного дела. Такие акты могут приниматься уполномоченными органами, к которым обращаются лица за разъяснением тех или иных положений законодательства, подлежащих применению в конкретном случае (например, ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения, то есть налоговые консультации);
По объему и характеру нормативных полномочий органа выделяют акты аутентичного толкования (выданные автором правового акта, толкуется), и легальные акты, или акты делегированного толкования (акты, принятые субъектом, который имеет специальное полномочие на толковании правовых норм, выданные другими органами).
Интерпретационные акты классифицируют также по другим основаниям: по субъектам толкования (акты различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также акты международных организаций) по видам правовых актов, толкуются (акты толкования нормативно-правовых актов и акты толкования индивидуально-правовых актов) по виду документа (постановления, решения, разъяснения, выводы и др.) по отраслям права (конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.).
Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.
Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.
К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.
В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:
во-первых, они не создают новых норм права;
во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;
в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).
При разграничении интерпретационных актов на виды следует исходить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая классификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифицируемых явлений.
Научно обоснованная классификация интерпретационных актов позволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предназначение и функции. Она имеет значение для совершенствования правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.
Важное значение для правильной классификации имеют основания классификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характеристику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.
Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.
В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.
Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.
Рассмотрим названные классификации.
В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные .
В зависимости от формы актов официального толкования различаются письменные акты (акты-документы) и устные акты.
Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных документов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномоченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что касается таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.
Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомендаций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов официального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и влекущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.
Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходимость их классификации по наименованию.
В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального толкования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, решения, постановления, определения и т.д.
Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.
Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью правовых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:
Конституция РФ;
Международные договоры Российской Федерации и иные акты, содержащие общепризнанные нормы международного права;
Федеральные конституционные законы;
Федеральные законы;
Подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);
Законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
Локальные нормативные правовые акты.
Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе верховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конституции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконными актами.
Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального толкования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархической последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Конституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты толкования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования текущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых актов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных актов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое положение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характеризуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов обладают большей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Аналогичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официального толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов органов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов.
В-третьих, классификация актов толкования в соответствии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой обладают акты нормативного толкования представительных органов власти, затем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкования, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содержащимся в актах нормативного толкования.
По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъяснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, действующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкования локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толкования центральных федеральных органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Федерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.
По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта официального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на неопределенный срок, сохраняют силу весь период их действия.
По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).
Интерпретационные акты –правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Особенности:
- интерпретационные акты - это акты правовые . Они издаются и обеспечиваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.
- Интерпретационный акт - результат толкования правовых норм. Нормативный акт - результат: правотворчества или правоприменения.
- Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.
Виды
- по внешней форме выражения
- устные
- письменные;
- по отраслям права
- уголовные,
- гражданские,
- административные и т.д.;
- по юридической природе
- нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).
- казуальные - разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», постановления Пленума ВАС РФ - в «Вестнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании законодательства РФ» и «Вестнике Конституционного Суда РФ»).
- по субъектам
- акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения принятых законов;
- акты толкования исполнительных органов власти, например, Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;
- акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства;
- акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
- в зависимости от содержания и сферы распространения
- акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм
- акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.
- по структурным элементам разъясняемых норм:
- акты толкования гипотезы;
- акты толкования диспозиции;
- акты толкования санкции;
- комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.
- в зависимости от формы
- указы,
- постановления,
- приказы,
- инструкции и т.п.;
Толкование договоров.
Осуществляя правосудие по гражданским делам, судебные органы толкуют не только нормативные акты, но и договоры, условия которых и составляют предмет гражданского спора.
Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.
1) в качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами процесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участвующими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.
2) в качестве объекта толкования выступает договор - правовой акт, определяющий права и обязанности сторон.
3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают. Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например, "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.
4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная функция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышленный или случайный
Интерпретационные акты (акты толкования)
Любое официальное толкование (казуальные и нормативное) фиксируется в документах. Таким образом толкование получает обязательный характер и формальное закрепление. Достигается это с помощью интерпретационных актов (актов толкования). Интерпретационный акт - это правовой акт компетентного государственного органа, в котором закрепляются результаты официального толкования. Такие акты являются правовыми. Они имеют обязательный характер, формально закреплены, и реализация их обеспечивается государством.
Интерпретационные акты делятся на две группы в зависимости от того, какой вид официального толкования применяется - нормативный или казуальный: 1) интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования; 2) интерпретационные акты правоприменения - правовые акты, содержащие правила применения норм права. Интерпретационные акты нормативного характера являются общеобязательными для всех субъектов общественных отношений. Акты казуального толкования имеют обязательный характер только для конкретной ситуации. Казуальные акты имеют различную юридическую силу, определяется юридической силой субъектов правоприменения.
Юридические свойства интерпретационных актов: 1) формальная обязательность (общая или индивидуальная); 2) закрепление норм понимание права; 3) обратная (как правило) действие во времени; 4) вспомогательный характер; 5) устная или письменная форма выражения. Интерпретационные акты отличаются от нормативно-правовых актов. Последние состоят из норм права, а интерпретационные только толкуют эти акты. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от нормативно- правового акта, который толкуется.
Интерпретационные акты имеют определенную форму и публикуются в официальных источниках. Эти акты являются способом внешнего выражения государственно-властного понимание содержания определенных юридических норм. Они являются вспомогательными правовыми актами, которые направлены на понимание содержания норм права при их применении. Такие акты действуют только до тех пор, пока действует нормативно-правовой акт. Но они могут самостоятельно меняться и отменяться и без изменения нормативно-правового акта.
Виды интерпретационных актов: I) по отраслевому признаку; 2) по структурным элементам норм права, которая толкуется (гипотеза, диспозиция, санкция) 3) по сфере действия - нормативные и казуальные; 4) по отношению субъекта к норме, которая толкуется, - аутентичные и легальные; 5) по субъектам - акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты судебных органов; акты контрольных органов; 6) по форме внешнего выражения (устные, письменные) 7) по юридической форме выражения (постановления, разъяснения, решения, выводы и т.п.).
Понятие и формы реализации права
Право имеет ценность для личности и общества только тогда, когда оно используется. Назначение норм права состоит в том, что они реально регулируют общественные отношения, определяют содержание прав и обязанностей субъектов и позволяют реализовать их. Реализация юридических норм - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей. В процессе реализации права участвуют не только непосредственные участники правовых отношений, но и государство через свои органы. В результате реализации права завершается механизм правового регулирования. Реализация права означает, что правовые предписания переводятся в фактическое поведение участников общественных отношений. Результатом реализации может быть правомерное поведение. Реализация права осуществляется через различные механизмы, их содержание зависит от особенностей правовой системы той или иной страны.
В государствах романо-германской правовой семьи процесс реализации права состоит из следующих этапов: 1) введение естественного права в закон (позитивное право) и предоставления ему нормативной формы. Естественные права составляют права человека, которые происходят из природы человека и общества; 2) конкретизация закона в подзаконных нормативно-правовых актах, в локальных актах, разъяснения закона в актах официального толкования, в актах применения норм права; 3) превращение права из возможности в действительность - происходит путем волеизъявления носителя права; то есть от субъекта права зависит, будет ли это право реализовано, когда и в каких пределах. В англо-саксонской прецедентной правовой системе процесс реализации права традиционно обстоит иначе. Суд рассматривает конкретную юридическую дело, анализирует фактические обстоятельства, определяет права и обязанности и решает конфликты. Эта форма правовой реализации не нуждается попередньго закрепления.
В современных исследованиях применения права рассматривается как логический процесс , который состоит из 4 "шагов": установления фактических отношений, поиск соответствующей нормы (норм) права, соотношение с масштабом общего правопорядка, изложение правовых последствий.
Формы реализации права зависят от способов правового регулирования (разрешительный, императивный, поощрительный, автономный). Формами реализации права являются: соблюдение; выполнения; использования; применения.
Соблюдение - это форма реализации запретительных и охранительных норм, которая заключается в пассивной поведении участников общественных отношений, в воздержании от активных действий, чтобы не нарушить запретительные нормы права. Так реализуется юридическая обязанность. Соблюдение осуществляется добровольно. Если же указанные нормы нарушаются, реализация осуществляется через государственное принуждение путем применения норм права.
Выполнение заключается в активной поведении субъектов. Субъект должен выполнить юридические обязанности, предусмотренные нормами права. Так реализуются обязательственные нормы, предусматривающие положительные обязанности (уплата налогов).
Использование заключается в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных нормами, которые уполномочивают. Это преимущественно активная поведение, осуществляется добровольно (договоры дарения, купли-продажи и т.д.). В такой форме реализуются, как правило, нормы, в которых установлены субъективные права. Субъективное право предполагает активное или пассивное поведение. Поведение субъекта пассивная, если он отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть использовано (осуществлен) путем фактических действий уполномоченного.
Названные три формы называют непосредственными формами реализации права, так как субъекты сами реализуют свои субъективные права и обязанности.
Существует точка зрения, что субъективные права и юридические обязанности могут быть реализованы или через правоотношения , или вне правоотношений. Вне правоотношений реализуются абсолютные права и обязанности (права, которыми определенные субъекты права пользуются относительно всех других субъектов, а последние обязаны не препятствовать их осуществлению). Другая точка зрения состоит в том, что реализация права рассматривается как процесс, который протекает только в пределах или относительных или абсолютных правоотношений. Сторонники признания абсолютных правоотношений считают, что необходимо изучать не только конкретные правовые связи, в которых четко определены по крайней мере два субъекта, но и те связи, где можно говорить о наличии одного конкретного субъекта, а второй суб " объект - все и каждый.
В отличие от нормативно-правового интерпретационный акт (акт толкования) вообще не содержит норм права. Выполняя вспомогательные функции, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний, обслуживает нормативный акт.
Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.
Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
- 1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).
- 2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального.
Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.
Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.
- 3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.
- 4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).
Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.
5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права;
уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.