Инструкции по физике для учащихся. Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов

Уроки физики могут сопровождаться работой по проведению различных опытов и демонстраций, при этом неаккуратность или невнимательность учащихся, а также незнание или игнорирование ими правил техники безопасности способны приводить к несчастным случаям. Во избежание этого все школьники, допускающиеся к лабораторным работам и проведению опытов, должны пройти инструктаж по технике безопасности и неукоснительно его соблюдать.

Позволяет минимизировать количество травм при работе с приборами и стеклянными сосудами. Обеспечивает организацию безопасного учебного процесса на уроках физики и выполнение его норм директор школы, заместитель по учебно-воспитательной работе, учитель физики и заведующий лабораторией. При этом преподаватель физики и заведующий лабораторией непосредственно обеспечивают: безопасное состояние приборов, инструментов, рабочих мест и оборудования, ведут паспорт учебного кабинета физики и проводят инструктаж школьников по технике безопасности и личной гигиене труда.

Техника безопасности на уроке физики – общие опасности и их устранение

Вводный инструктаж учащихся проводится при первичном посещении кабинета физики, а так же проводится инструктаж на рабочем месте, который необходимо проводить перед каждой практической или лабораторной работой. На вводном инструктаже преподаватель знакомит школьников с общими моментами существующих опасностей и технике безопасности на уроке. Инструктаж на рабочем месте ставит своей задачей познакомить учащихся с правилами организации рабочего места и проведением опытов при выполнении конкретного задания.

Каждый кабинет физики должен оснащаться школьной аптечкой, содержащей необходимые медикаменты и перевязочные материалы, полный перечень которых содержится в нормативных документах по организации безопасного учебного процесса и по технике безопасности. Также в кабинете физики должны находиться первичные средства пожаротушения. Для максимального предотвращения несчастных случаев необходимо размещать приборы на рабочем столе таким образом, чтобы исключить вероятность травм вследствие взрывов и отброса деталей приборов, инструментов или веществ. Для этого необходимо применять защитные экраны, изготовленные из органического стекла или защитные чехлы. При этом демонстратор опыта должен надевать защитные очки или маску. Запрещено использовать поврежденные емкости или оборудование. Остатки материалов, металлические опилки, осколки стекол нельзя со столов стряхивать руками, для этого надо применять совок и щетку.

Демонстрационные опыты всегда готовит и проводит преподаватель физики, строго соблюдая требования техники безопасности на уроках физики.

  • При наличии вероятности разрыва емкостей обязательно применять защитные экраны для учащихся и очки для себя, а также необходимую спецодежду и средства индивидуальной защиты.
  • Запрещено закрывать емкость с горячей жидкостью притертой пробкой до её остывания и брать горячий сосуд незащищенными руками. Отверстия пробирок всегда направлять от себя и школьников.
  • При работе со стеклянными приборами нельзя допускать резких перепадов температур и сильных механических воздействий. Необходимо применять трубки и сосуды без трещин и с оплавленными краями.
  • Наружная температура приборов и инструментов не должна быть выше 45 градусов по Цельсию, в случае превышения этого порога на видном месте должно быть сообщение «Берегись ожога».
  • Запрещено применять нафталин, бензин в спиртовках, асбестированные сетки из металла, металлические парообразователи, генератор УВЧ на октальных лампах, лабораторные бензиновые лампы, металлическую ртуть, а также безнакальные трубки и электрическое оборудование с открытыми контактами и напряжением более 42 В для переменного тока и 110 В для постоянного.
  • Во время демонстрации на уроке физики надо четко следить за надежность крепежей всего оборудования, надежностью изоляции и правильностью установленных параметров напряжения. Запрещено превышать установленные характеристики скорости вращения приборов.
  • Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами, а также правила пожарной безопасности.
  • Нельзя эксплуатировать лазер без защитного заземления и ограничителя направления луча. Также нельзя допускать попадания света то электрической дуги в глаза.
  • Не разрешено зажигать спиртовку от второй горящей спиртовки, а также при проведении опытов на уроке физики нагревать воду выше 70 градусов по Цельсию.
  • Все используемые электрические приборы должны обладать указателями напряжения, для которого они предназначены, а также их полярность
  • Кабинет физики нельзя использовать для классных сборов и занятий по другим предметам.
  • После каждого занятия и перед началом работы необходимо тщательно проветрить кабинет физики.

Правила техники безопасности на уроках физики для учащихся

Общие требования техники безопасности на уроке физики

  • К обучению на уроке допускаются школьники, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на уроках физики.
  • Допущенные лица должны неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности и держать в чистоте рабочее место.
  • При нахождении в кабинете физики надо соблюдать правила пожарной безопасности и правила обращения с электроприборами.
  • Во время демонстрации и проведения опытов на уроке для защиты учащихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться диэлектрические перчатки, хлопчатобумажный халат, диэлектрический коврик или защитные очки. Ручки электроприборов должны быть изолированы, а сами приборы должны оснащаться указателем напряжения.
  • При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования или инструментов надо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю.

Требования техники безопасности перед занятием

  • Перед началом работы учащимся надо надеть необходимую спецодежду, а при работе с электроприборами дополнительно защититься диэлектрическими перчатками и стать на диэлектрический коврик.
  • Учащиеся должны тщательно изучить описание работы и уяснить ход ее выполнения, а также пройти инструктаж по безопасности на рабочем месте.
  • Необходимо подготовить рабочее место, проверить исправность оборудования и подготовить его к работе, а также удостовериться в наличии заземления электрооборудования и наличия указателей напряжения.

Требования техники безопасности на уроке физики во время занятия

  • Пребывание школьников в кабинете физике или лаборантской может осуществляться только с разрешения преподавателя.
  • Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя физики.
  • Ученикам запрещено брать на себя обязанности лаборанта или преподавателя.
  • Запрещено использовать поврежденные приборы и посуду или же такие, которые не соответствуют требованиям правил безопасности на уроке физики. Также запрещено применять самодельные приборы и оборудование с открытыми токоведущими элементами.
  • При проведении опытов учащимся запрещено использовать приборы с надписью на них «Только для проведения опытов учителем».
  • Если при работе в соответствии с указателем напряжения на прибор будет подано переменного тока свыше 42 В и постоянного свыше 110 В, то необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю.
  • Нельзя оставлять без присмотра функционирующие электронагревательные приборы, также запрещается использовать приборы с открытой спиралью.
  • Категорически запрещается применять бензин как топливо в спиртовке.
  • При любой аварийной ситуации либо ухудшении самочувствия немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.

Действия по технике безопасности преподавателя в случае аварийной ситуации на уроках физики

  • При коротком замыкании в оборудовании или возгорании электроприбора, а также при нагревании, искрении, резких нештатных звуках немедленно обесточить сеть электропитания, обеспечить безопасность школьников и персонала и сообщить администрации учебного учреждения.
  • При возникновении очага пожара, обеспечить эвакуацию учащихся, обесточить оборудовании и применить первичные средства пожаротушения. Затем сообщить о случившемся администрации учебного учреждения.
  • При получении травмы или резком ухудшении состояния школьника прекратить работу и оказать первую помощь, сообщить администрации и школьной медсестре или врачу либо вызвать неотложную медицинскую помощь.
  • В случае разбития лабораторной посуды запрещено собирать содержимое и осколки руками. Для этого необходимо применять специальную щетку и совок.

Требования техники безопасности на уроке физики после занятия

  • Отключить все электрические приборы на своем рабочем месте от электропитания.
  • Привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и оборудование в лабораторные шкафы.
  • Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.
  • Тщательно вымыть руки с мылом, особенно уделяя внимание местам под ногтями, поскольку вредные вещества, попавшие туда, могут попасть в организм во время приема пищи.

К работе в кабинете информатики допускаются только учащиеся и преподаватели, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности, т.к. нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание и навредить вашему здоровью.

  • Оказание первой помощи пострадавшим - практическое пособие
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ"
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • ЯКласс задания "Техника безопасности и организация рабочего места"

При эксплуатации оборудования необходимо остерегаться:

Поражения электрическим током;
- механических повреждений, травм.

Требования безопасности перед началом работы:

1. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
2. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви
3. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся
4. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету
5. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
6. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
7. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
8. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя
9. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы:

1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры
2. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю
3. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно
4. Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель
5. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку
6. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея
7. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.

Запрещается:

1. Эксплуатировать неисправную технику
2. При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера
3. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера
4. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры
5. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации
6. Во время работы касаться труб, батарей
7. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры
8. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары
9. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши
10. Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
11. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями
12. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера
13. Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет
14. Быстро передвигаться по кабинету
15. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
16. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде
17. Работать при недостаточном освещении
18. Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя:

1. Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование
2. Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)
3. Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру
4. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы
5. Пользоваться преподавательским компьютером.

Требования безопасности по окончанию работы:

1. По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась
2. Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся

Ответственность за нарушение правил техники безопасности:

1. При нарушении техники безопасности учащемуся будет объявлен выговор, взыскание вплоть до отстранения от работы за оборудованием.
2. При регулярных нарушениях техники безопасности учащийся будет отстранён от занятий информатики вплоть до исключения из учебного заведения (или других санкций предусмотренных учебным заведением).

Предварительный просмотр:

Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.

До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

Берегите оборудование и используйте его по назначению.

При получении травмы обратитесь к учителю.

Предварительный просмотр:

Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.

До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Не включать собранную цепь без проверки и разрешения учителя.

Не касайтесь руками мест соединений. Не использовать провода с нарушенной изоляцией. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть. По указанию учителя разобрать цепь.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

Берегите оборудование и используйте его по назначению.

При получении травмы обратитесь к учителю.

Предварительный просмотр:

Техника безопасности в кабинете физики. 7 класс.

Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.

До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку, гири на правую.

Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

При опускании груза в жидкость не сбрасывайте груз резко.

При пользовании рычагом-линейкой не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

При работе с мелкими предметами (горох, дробь, гайки и т.п.) используйте их только по назначению.

Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

Берегите оборудование и используйте его по назначению.

При получении травмы обратитесь к учителю.

Инструкции к лабораторным работам. 7 класс.

Лабораторная работа №1

«Определение цены деления измерительного прибора»

До начала работы

Во время работы

9. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

После окончания работы

Лабораторная работа №2

«Измерение размеров малых тел»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с мелкими предметами (горох, дробь, гайки и т.п.) используйте их только по назначению, не пробуйте их на вкус.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку, гири на правую.

6. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

7. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

9. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №4

«Измерение объема тела»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

7. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8. При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

10. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

11. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №5

«Определение плотности вещества твердого тела».

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

9. При опускании груза в жидкость не сбрасывайте груз резко.

10. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку, гири на правую.

11. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

12. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №6

« Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

7. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

8.При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №7

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

11. Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №8

«Выяснение условий плавания тела»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

9. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины не выходила за ограничитель на шкале.

10. При опускании груза в жидкость не сбрасывайте груз резко.

11. При пользовании весами: тело, которое необходимо взвесить кладите на левую чашку весов, гири, на правую чашку.

12. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

13. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол

14. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

15. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №9

«Выяснение условий равновесия рычага»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины не выходила за ограничитель на шкале.

6. При пользовании рычагом-линейкой не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

7. Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения

8. 9. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

10. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №10

«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины не выходила за ограничитель на шкале.

6. Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

7. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Техника безопасности в кабинете физики. 8 класс.

Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.

До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок. При нагревании колб и пробирок не держите их руками, а используйте специальные держатели.

При работе с термометром будьте осторожны, не сжимайте его крепко в руках при измерении температуры жидкости, не касайтесь им краев посуды.

Нельзя оставлять без присмотра нагревательные приборы.

При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

После выполнения измерений электронным секундомером выключите его, отсоединив разъём.

Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Не включать собранную цепь без проверки и разрешения учителя.

Не касайтесь руками мест соединений. Не использовать провода с нарушенной изоляцией. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть. По указанию учителя разобрать цепь.

Не касаться и не наклоняться к вращающимся частям электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях до полной остановки якоря или ротора машины.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

При работе с линзами соблюдать осторожность и аккуратность в обращении: учитывать оптические свойства линз и не направлять их на легковоспламеняющиеся предметы (волосы, одежду, бумагу и т.д.)

Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

Берегите оборудование и используйте его по назначению.

При получении травмы обратитесь к учителю.

Инструкции к лабораторным работам. 8 класс.

Лабораторная работа №1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

12. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

13. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №2

«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. Остерегайтесь ожогов горячей водой.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

9. Если вода попадёт на стол, тетрадь, книгу – сразу попросите тряпку и вытрите потёки.

10. При работе с термометром будьте осторожны, не сжимайте его крепко в руках при измерении температуры жидкости, не касайтесь им краев посуды.

11. Не встряхивайте термометр, не задевайте им о какие-нибудь предметы. После измерения сразу верните термометр в предназначенный для него футляр.

12. Остерегайтесь ожогов от горячего тела. Переносите его в калориметр пинцетом или при помощи, привязанной к нему нитки.

13. Не берите гири пальцами, только пинцетом. Помните, что разновес (гири) должны находиться либо в своих гнездах в предназначенном для них футляре, либо на правой чашке весов и нигде больше.

14. Не роняйте гирьки с высоты, осторожно укладывайте их на правую чашку весов или в гнездо футляра. Так же осторожно кладите на левую чашку весов взвешиваемое тело, убедившись, что на нем нет влаги.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №3

«Сборка электрической цепи и измерение силы в её различных участках».

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

15. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

16. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

Лабораторная работа №4

«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи »

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

10. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

11. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

12. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

13. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

14. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть.

15. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

16. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №5

«Регулирование силы тока реостатом».

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

10. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №6

«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

10. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

11. Не «выводите» реостат полностью.

12. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

13. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

14. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

15. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть.

16. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

17. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №7

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

10. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

11. Не «выводите» реостат полностью.

12. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

13. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

14. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

15. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть.

16. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

17. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №8

«Сборка электромагнита и испытание его действия»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

11. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

12. Не подносите к электромагниту или компасу механические часы во избежание выхода их из строя.

13. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

14. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

15. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

16. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №9

«Изучение электрического двигателя»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

8. Избегайте перекрещивания проводов.

9. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

10. Не «выводите» реостат полностью.

11. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

12. Следите, чтобы у включённого двигателя якорь обязательно вращался. В противном случае немедленно отключите ток и обратитесь за помощью к учителю.

13. Не касаться и не наклоняться к вращающимся частям электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях до полной остановки якоря или ротора машины.

14. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

15. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

16. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

17. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №10

«Получение изображения при помощи линзы»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с линзами соблюдайте осторожность и аккуратность в обращении (не подвергайте толчкам, ударам, не роняйте их, не прикасайтесь пальцами к прозрачным граням).

6. Учитывайте оптические свойства линз и не направляйте их на легковоспламеняющиеся предметы (волосы, одежду, бумагу и т.д.)

6. Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

8. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

9. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

10. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

11. Избегайте перекрещивания проводов.

12. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

13. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

14. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Техника безопасности в кабинете физики. 9 класс.

Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.

До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

Не отклоняйте маятник от положения равновесия на расстояние больше, чем предусмотренный радиус окружности.

Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Не включать собранную цепь без проверки и разрешения учителя.

Не касайтесь руками мест соединений. Не использовать провода с нарушенной изоляцией. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть. По указанию учителя разобрать цепь.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

Берегите оборудование и используйте его по назначению.

При получении травмы обратитесь к учителю.

Инструкции к лабораторным работам. 9 класс.

Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

6. Прочно укрепляйте все детали, применяемой вами установки.

7. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

8. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №2

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

6. При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

7. Не отклоняйте маятник от положения равновесия на большие расстояния.

8. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

9. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1.Тщательно вымойте руки с мылом.

2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Лабораторная работа №3

«Изучение явления электромагнитной индукции».

До начала работы

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

6. Подключайте миллиамперметр только к катушке-матку.

7.Будьте осторожны с магнитом, не подносите его к механическим часам во избежание их порчи; избегайте ударов магнитом по любым предметам, не роняйте магнит.

8. Не допускайте, без необходимости, длительного пропускания тока через катушку-моток, чтобы не допускать перегрева и необоснованных затрат электроэнергии.

9. Не касайтесь руками мест соединений. Не использовать провода с нарушенной изоляцией. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

10. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

11. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

12. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

13. Избегайте перекрещивания проводов.

14. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

15. Не «выводите» реостат полностью.

16. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

17. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

18. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

19. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть.

20. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

21. При получении травмы обратитесь к учителю.

После окончания работы

1. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

2. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

3.Тщательно вымойте руки с мылом.

4. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.


Они обязаны соблюдать определённые правила, чтобы во время бурной игры не повредить друг другу; на трудовом обучении им угрожают ножницы, иголки, станки, молотки и прочие инструменты; в случае с химией опасность исходит от реактивов, разбавленных, конечно, но в случае попадания их на кожу, приятного будет мало; даже на уроках биологии существуют строгие указания насчёт использования скальпелей и микроскопов. Все эти предписания ставят своей задачей заботу о жизни и здоровье учеников. Но всё же в вышеприведённом списке не хватает одного предмета. О том, что существует техника безопасности в кабинете физики, знают многие - всё же опыты с грузиками, электрическими цепями, калориметрами и прочими физическими приборами - отнюдь не безопасное занятие. Каковы же правила поведения в кабинете, где происходят удивительнейшие эксперименты?

Правила проведения инструктажа

Перед тем как перейти к конкретным правилам, хочется отметить то, что каждый ученик в начале и середине учебного года обязан проходить в кабинете физики. Да, большинство педагогов считают это напрасной тратой времени: перед каждым лабораторным занятием они всё равно повторяют все правила, но вместе с тем на первом, вводном занятии, можно ввести какие-то общие ограничения поведения, вроде запрета на бурные игры в кабинете, где находится оборудование, или запретить использовать приборы без контроля учителя. А далее уже для каждого раздела материала давать новые и новые правила, исходя из используемых в процессе обучения предметов: понятно ведь, что то, что говорится насчёт электричества будет совсем неактуально в вопросах оптики.

После прохождения инструктажа ученики получают журнал по технике безопасности в кабинете физики, где ставят свою подпись, подтверждая ею, что они ознакомлены со всеми указаниями.

Общие правила

В кабинете физики в обязательном порядке должны быть представлены либо в распечатанном виде, либо в виде красочных информационных стендов - любой ученик должен иметь возможность ознакомиться с ними в любое желаемое время. Также хотелось бы отметить обязательное нахождение в учебном классе аптечки (ситуации бывают разные, так что вполне может возникнуть необходимость оказания педагогом первой помощи) и огнетушителя (лучше порошкового, который не спровоцирует дальнейшее короткое замыкание при работе с электроприборами). Да, в большинстве случаев ни один из этих предметов не используется, но готовым лучше быть ко всему. Обязательным правилом являются собранные в хвост волосы у девочек - они могут не только мешать при работе, но и стать причиной серьёзных травм из-за попадания в движущиеся части машин, возгорания и прочих чрезвычайных ситуаций.

Работа с лабораторной посудой

Итак, перейдём к конкретным указаниям. Начнём с работы с лабораторной посудой - пробирками, мензурками и различными колбами. Техника безопасности в кабинете физики обязывает использовать только такие ёмкости, края в которых оплавлены, диаметр трубок, с помощью которых эти между собой, должен быть подобран с учётом горлышек мензурок. Кроме того, перед началом работы нужно убедиться, что представленная посуда не имеет трещин и сколов (обычно это делает лаборант, но лишний раз удостовериться никогда не помешает).

При нагревании обязательно нужно использовать штативы или держатели, чтобы избежать ожогов, ни в коем случае нельзя направлять пробирку на себя, кроме того, необходимо следить за тем, чтобы не произошёл резкий перепад температур (заполненную колбу сразу же поместить над горелкой, не прогрев её предварительно) - это может привести к разрыву сосуда. Нельзя касаться уже нагретых сосудов или сосудов с горячей жидкостью - ожоги ведь никто не отменял. Если во время опыта всё же произошла неприятность, и некая ёмкость разбилась, стекло собирается веником и совком, не нужно лезть в осколки руками.

Использование спиртовки

Тут же стоит отметить правила работы со спиртовкой - нельзя зажигать одну спиртовку от другой, тушить её нужно только колпачком, ни в коем случае не задуванием, и, естественно, следует избегать воспламенения одежды и волос.

При работе со спиртовкой, как уже говорилось выше, нужно использовать специальные держатели и штативы.

Работа с электроприборами

Следующий раздел, изучение которого может быть сопряжено с травмами - электричество. Стоит отметить, что техника безопасности в кабинете физики предусматривает больше всего предписаний именно для него. Самое главное правило - ни в коем случае не начинать работу без преподавателя, все манипуляции должны проводиться под контролем специалиста. При проведении эксперимента нужно учитывать допустимые скорости вращения и мощности приборов - в противном случае возможно травмирование при разрушении оборудования. Не нужно наклоняться к вращающимся и движущимся частям машин, чтобы исключить возможность попадания внутрь них волос или элементов одежды.

Электрические цепи

Для проведения лабораторных занятий по изучению электрических цепей нужно использовать проводники с надёжной изоляцией. Лучше избегать пересечений проводов - в случае аварийной ситуации на поиск необходимого проводника может уйти драгоценное время. Источник тока подсоединяется к системе в последнюю очередь. Даже если напряжение не включено, нельзя касаться оголённых проводов. При проведении любых манипуляций с цепью (добавлении звеньев или изменении порядка подключения) ученик обязан выключить её. Ток в цепи пускается только после проверки правильности всех соединений преподавателем. в кабинете физики также запрещает оставлять электрическую цепь в включённом состоянии без присмотра.

Для того чтобы убедиться, есть ли ток в цепи, следует использовать измерительные приборы, касаться самой цепи запрещается в любом случае. В случае аварийной ситуации: неисправности работы приборов, перенагревании, появлении запаха гари или плавления пластмассы, следует сразу же отключить источник тока и сообщить о ситуации преподавателю.

Опыты с электролитами

Техника безопасности в кабинете физики в школе предусматривает и опыты по работе с электролитами. До преступления к эксперименту медные стержни очищаются от различных загрязнений и плёнок оксидов. Новый раствор электролита должен заливаться за сутки до самого эксперимента.

Конические пробки электродов должны находиться в растворе, только после этого все контакты замыкаются проводом. При попадании электролита на остальное оборудование, мебель необходимо смыть его водой, если же раствор оказался на коже - промыть тёплой водой с мылом.

Учебные экскурсии

При изучении одного из увлекательнейших предметов, стоит помнить, что техника безопасности в кабинете физики не заканчивается, - следует соблюдать определённые правила поведения и при экскурсиях, которые могут организовывать для учеников преподаватели. Учителя должны позаботиться о том, чтобы место проведения этой экскурсии было полностью безопасным для учеников, все детали посещения должны быть согласованы с администрацией предприятия, предоставляющего возможность увидеть применение уже известных по лабораторным занятиям знаний на практике.

Перед началом ученики знакомятся с правилами поведения, при необходимости надевают средства защиты и оставляют в оговоренном месте устройства, которые по каким-то причинам запрещены в месте проведения экскурсии (например, мобильные телефоны). Естественно, запрещены любые манипуляции с демонстрируемыми во время экскурсии объектами без разрешения преподавателя и экскурсовода, на которых лежит вся ответственность за жизнь и здоровье детей. Все объекты, представляющие опасность (ремонтируемые установки, настраиваемое оборудование) должны быть огорожены и снабжены предупреждающими знаками. Когда экскурсия окончена, преподаватель проверяет наличие учеников по списку.

Заключение

Техника безопасности в кабинете физики для учащихся - это отнюдь не бессмысленные предписания. Следование правилам обеспечивает безопасность учеников при проведении экспериментов и гарантирует успешность опыта. Некоторые лабораторные проводит преподаватель в демонстрационном режиме, но и в этом случае как сам преподаватель, так и ученики обязаны придерживаться этих предписаний. Техника безопасности в кабинете физики - это обязательное условие успешного проведения лабораторных занятий.