Институт присяжных заседателей был введен. Институт суда присяжных заседателей

УДК 343.115

А.А. Поддубняк

ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ: РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Суд присяжных выступает особой формой судебного разбирательства, где помимо состава суда, в который входят судьи - профессионалы, присутствуют также и присяжные заседатели, которые совместно с судьей призваны осуществлять функцию правосудия. Во всех случаях решения присяжные принимают независимо от точки зрения профессиональных судей в отношении конкретного дела. Вопрос деятельности суда присяжных в уголовном процессе является весьма актуальным, так как он является дополнительной гарантией защиты прав подсудимого. Уголовно-процессуальный закон имеет ряд неточностей относительно деятельности системы суда присяжных, что говорит о необходимости его более точного законодательного регулирования. Автором рассматриваются исторические аспекты возникновения суда присяжных в России, причины расширения данного института и проблематику данного вопроса, опираясь на внесенные в законодательство изменения, которые вступят в законную силу в 2017-2018 гг. Кроме того, отмечены последствия таких изменений для Республики Крым.

Ключевые слова: суд присяжных, присяжные заседатели, правосудие, уголовный процесс, федеральный закон.

А.А. Poddubnyak THE JURY COURT: EMPOWERMENT

The jury acts as a special form of trial, where in addition to the composition of the court, which includes judges - professionals, there are also jurors with a judge called upon to exercise the function of justice. In all cases, the decision of the jury is taken regardless of the point of view of professional judges in respect of the particular case. The question of the jury in the criminal process is very important, as it is an additional guarantee of protection of the rights of the defendant. Criminal procedure law has a number of inaccuracies regarding the activities of the jury system, suggesting the need for more precise legal regulation. The author discusses the

historical origin of trial by jury in Russia, the reasons for the expansion of this institution and the problems of this issue, based on the legislated changes that will come into force in 2017-2018 in addition, the above mentioned consequences of such changes for the Republic of Crimea.

Keywords: jury, jurors, justice, criminal procedure, Federal law.

В правовом демократическом государстве в основу положен принцип соблюдения гражданами, должностными лицами и государственными органами законов, нормативно-правовых актов и, в обязательном порядке, принятие решений и осуществление действий на основе права. В реальной жизни несоблюдение данного принципа порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие .

Независимая судебная власть является одной из фундаментальных основ демократического правового государства. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей. Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве. Суд присяжных своим появлением сменил действующий судейский произвол старорежимных монархий в Европе, что породило, в свою очередь, повышение уровня демократизации.

История суда присяжных в России началась с 1864 г. и действовала до 1917 г. Суд с участием присяжных заседателей как форма организации суда впервые получила нормативное закрепление в России в 1864 г. в Уставе уголовного судопроизводства и в Учреждении судебных установлений как часть демократических реформ Александра II. Целью появления данного института было обеспечение участия общества в осуществлении правосудия и независимости суда в целом при постановлении приговора. Институт суда присяжных на протяжении многих лет проходил этап возрождения после его упразднения в 1917 г. Первым шагом было вынесение постановления «О концепции судебной реформы в РСФСР» в 1991 г. Это постановление впервые давало право гражданам на рассмотрение дела

в суде присяжных в случаях, установленных законом. Реальный шаг к введению суда присяжных был сделан в 1993 г. с принятием Конституции РФ, когда в качестве эксперимента он был введен в ряде регионов .

В первые годы применения системы суда присяжных в Российской Федерации шли дискуссии по поводу неэффективности и отмены данного суда из-за большого количества оправдательных приговоров, процент которых составлял более сорока от общего количества уголовных дел. И по мнению общественности, такой исход дел не мог соответствовать действительности, что ставило под сомнение правильность вердикта присяжных.

Проанализировав судебную практику последних лет, отметим, что отмена приговоров в большинстве случаев происходит, в том числе, и из-за нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, а именно, неверного формирования вопросов в вопросном листе, незаконного воздействия на присяжных заседателей, высказывание судьей собственного мнения в отношении конкретного преступления, которое могло повлиять на мнение присяжных и так далее.

Президент страны В.В. Путин в 2015 г. во время своего выступления на съезде судей Российской Федерации отметил «неэффективность» судебной системы в части применения института суда присяжных, закрепив это статистическими данными, согласно которым количество дел, рассмотренных судом присяжных в 2014 г., составило в 1,5 раза меньше. В связи с этим подчеркнул необходимость расширения применения этого института. Прежде всего, такое решение связано с развитием демократических начал, гражданского общества и правового государства в России. Однако, при этом, необходимо помнить об экономической составляющей данного вопроса. Данная реформа и идея расширить институт суда присяжных будет очень сложно воплотить в жизнь в районных судах, где залы судебных заседаний элементарно не оборудованы для размещения присяжных заседателей в помещении. Нельзя забывать и о том, что каждый присяжный заседатель должен быть обеспечен жильем, защитой и компенсацией за время, потраченное на судебное заседание. И это только малая часть возникающих вопросов в экономическом и материальном плане обеспечения реформы.

Конечно, последняя из описанных проблем была частично решена в связи с сокращением числа присяжных. При этом В.В. Путин от-

мечает, что нет никакой связи между количеством присяжных заседателей и справедливостью вынесенного вердикта. Поэтому, снижение количества присяжных пойдет только на пользу судебной системе.

23 июня 2016 г. был подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ). Согласно данному федеральному закону, в региональных судах коллегии присяжных сокращаются до восьми человек. Зато судьи из народа появятся в районных судах, где будут введены коллегии присяжных из шести человек. Предполагается, что сокращение количества присяжных в коллегиях поможет быстрее сформировать «народный суд»1. Напомним, по старым правилам коллегия присяжных заседателей может рассматривать дела лишь на региональном уровне. Именно это до сих пор существенно ограничивало компетенцию судов присяжных. Теперь все будет иначе.

Во время обсуждения реформы суда присяжных было представлено немало предложений. Одним из них были направлены в Госдуму Федеральной палатой адвокатов России. Было предложено ввести административную ответственность для кандидатов в присяжные, которые без достаточных оснований не являются в суд для формирования коллегии, и уголовную ответственность для тех кандидатов в присяжные, кто скрывает данные о себе, например, о судимости и иные сведения, что лишают права возложить на себя обязанности данного субъекта. Данное положение позволило бы в дальнейшем избежать грубейшего нарушения уголовного процесса, такого как вынесение незаконного решения суда.

Федеральный закон № 190-ФЗ позволит в будущем укрепить статус суда присяжных в качестве основного звена судебной системы, максимально приблизить общество к судопроизводству, увеличить уровень демократизма в стране, повышение уровня гласности правосудия; наиболее полная реализация конституционного права гражданина на осуществление правосудия в случаях, установлен-

1 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.

ных федеральным законодательством. В пояснительной записке к проекту федерального закона говорится следующее: «Законопроект направлен на расширение применения института присяжных заседателей в целях дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости

правосудия и доверия общества к суду», - говорится в пояснитель-

ной записке1.

Изменения коснулись и Федерального закона «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 5 мая 2014 г. № 91-ФЗ. В частности, статья 7 теперь предусматривает начало функционирования суда присяжных в Крыму с 1 июня 2018 г.2

Таким образом, расширение института суда присяжных, несомненно, является положительным шагом, который приведет к активному развитию демократических начал в стране и обеспечит доверие народа к российскому судебному производству и справедливости вынесенного судебного решения.

Список использованной литературы

1. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. для вузов / Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. - 3-е изд., изм. и доп. - М. : Эксмо, 2006. - 448 с.

2. Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность / А.Д. Попова // Российская юстиция. - 2010. - № 5. - С. 56-59.

1 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 авг. 2004 г. № 113-Ф3 [Электронный ресурс] // ИЯЬ: https://www.lawmix.ru/law_project/7439.

2 О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Рес-

публики Крым и города федерального значения Севастополя: федер. закон от

Поддубняк Анна Александровна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 295007, Российская Федерация, г. Симферополь, Республика Крым, проспект академика Вернадского, 4, е-mail: [email protected].

Information about the author

Poddubnyak, Anna A. - PhD in Law, Senior Lecturer of the Criminal Procedure and Criminalistics Department, Tavricheskaya Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, 4 Prospectus of Academician Vernadsky, 295007, Simferopol, the Republic of Crimea, Russian Federation, е-mail: [email protected].

Анализ истории российского права свидетельствует, что суд присяжных в России нельзя было «вставить» в тело отечественного судопроизводства, не затронув существа последнего, поскольку он предполагает радикально иную правоприменительную практику. Назначение суда присяжных определялось не «им самим», а целями преобразования существующей судебной деятельности. Судебная реформа, таким образом, выступала для него как порождающая структура, задающая специфические его характеристики и назначение.

Идеи судебной реформы в целом возникли в России в 19 веке. В их основе крайняя неудовлетворенность состоянием правосудия, несоответствие его западноевропейским стандартам эпохи просвещения.

Уездные суды и уголовные палаты значились общими судами, существуя, как писал А.Ф. Кони, для немногих и за немногое. Судебной инстанцией в городе выступали надзиратель и становой пристав, в руках которых соединялись административная и судебная власти. Существовали особые суды для духовенства во главе с Синодом, а также суды ведомств: военные, морские и др. Крупнейших сановников в качестве суда первой инстанции мог судить Сенат. Кони, А. Ф. Собрание сочинений / А. Ф. Кони. - М.: Юристъ, 2003. - С. 91.

Служба в общих судах была непрестижна, в результате судебные должности занимали юридически необразованные обедневшие дворяне. Правосудие вершили канцелярские чиновники. А.Ф. Кони так описывал картину дореформенного суда начала 60-х годов Х1Х века: «В канцелярии толпятся просители и шепчутся с чиновниками. Изредка седой вахтер с медалями на всю грудь важно отворяет половину двери в «присутственную комнату», куда, сгорбившись и как-то робко избоченясь, прошмыгивает вицмундир с охапкой бумаг под мышкой, а в отворенную дверь вы видите красное сукно, блестящую золотую раму, такое же зерцало и вокруг него несколько неподвижно восседающих фигур с плешивыми головами, вплоть до ушей ушедшими в высокие хомутовидные золотые же воротники. Внушительно! Но вы тотчас же почему-то чувствуете, что это не более как какая-то никому не нужная, торжественная и мертвая декорация, а вся сила в том заваленном бумагами, залитом чернилами и засыпанном песком столике, у которого вы только что совещались со столоначальником - тем, кто понес подписывать «члену» бумагу по вашему делу, вы чувствуете, что вся сила, вся суть, вся судьба вашего дела не там, откуда мелькнули вам золотые рамы, орлы и воротники, а в этом столоначальнике в засаленном вицмундире, с сизым запачканным табаком носом, хищными глазками и пером за ухом; вы чувствуете, что подпись в этой парадной «присутственной комнате» ничего не прибавит и не убавит в том, что этот вершитель судеб ваших написал на своем грязном столе». Демичев, А. А. Периодизация истории суда присяжных в России / А. А. Демичев // Журнал российского права. - 2008. - № 7. - С. 24.

В законодательстве присутствовал хаос. Свод законов, введенный в действие с 1 января 1835 года, по сути, представлял коллекцию правил инквизиционного процесса: вторжение администрации в судопроизводство, сосредоточение в руках суда функции обвинения и разрешения дела, обвиняемый как бесправный объект преследования и наказания. Воспроизводилась средневековая система формальных доказательств, различающая совершенные и несовершенные доказательства. Одно совершенное доказательство считалось достаточным для признания подсудимого виновным, несовершенное доказательство принималось за основание к подозрению, несколько несовершенных доказательств в совокупности могли составить совершенное доказательство.

Признание подсудимым своей вины оценивалось как «лучшее доказательство всего света» и принималось за совершенное доказательство, если оно учинено в полиции или в суде. Совершенным доказательством считались и согласующиеся показания двух «достоверных свидетелей». В случае же противоречий между свидетелями следовало отдавать преимущество:

  • - мужчине перед женщиной;
  • - знатному перед незнатным;
  • - ученому перед неученым;
  • - духовному перед светским.

Особые нарекания вызывала парализующая юстицию волокита. В судах первой инстанции дела не разрешались по 10-15 лет. А.Ф. Кони упоминает дело о краже из Московского уездного казначейства медной монеты на 115 тысяч рублей в 1844 году, следствие по которой завершилось в 1865 году, через 21 год.

Взяточничество как следствие скудости содержания судебного персонала выступало центральной проблемой дореформенной судебной системы. Так, председатели губернских судебных палат получали в год 1143 руб. 65 коп., тогда как, например, председатели казенных палат, ведавших финансами, - 4406 руб., - почти в четыре раза больше. Особенно мизерным было содержание низших канцелярских служителей, которые работали с утра до вечера за 30-40 рублей в год. Ершов, В. В. Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных / В. В. Ершов, Л. С. Халдеев // Государство и право. - 2011. - № 2. - С. 19.

Средством изменения сложившегося положения дел выступала коренная реформа в юстиции, ибо «как ни подпирать, чинить и штукатурить старое здание, а все-таки в нем долго прожить будет невозможно». Надо было совершенно из него выселиться…» Суд «не мог быть заключен в прежние, обветшалые, узкие, лишенные жизненной правды формы».

Началу судебной реформы послужила отмена крепостного права, так как «уничтожался домашний, вотчинный суд для многих миллионов дотоле бесправных людей. Они должны были явиться не только носителями гражданских прав, но и непосредственными защитниками этих своих прав на суде. Суд расширялся, терял свой сословный характер».

Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы - губернские правления, органы полиции и др. Деревянко А. П. История России: Учебник / А. П. Деревянко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 80.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным» делам. По словам А.Ф. Кони, «следствие было в грубых и нечистых руках, а между тем составляло не только фундамент, но в сущности единственный материал для суждения о деле», так как суд получал дело, знакомился с ним только по материалам, подготовленным полицией. Кони, А. Ф. Собрание сочинений / А. Ф. Кони. - М.: Юристъ, 2003. - С. 180.

Делопроизводство могло тянуться годами. В судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х годах, особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до 1861 Г.) четырнадцать законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили семьдесят четыре толстых тома. История России: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Казанцева. - Новосибирск: Свеча, 2001. - С. 60.

В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в котором были сформулированы новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении». Ничего, однако, не говорилось о независимости судей.

К новым принципам относились: идея отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей.

Предполагалось, что у присяжных будут изъяты дела о государственных преступлениях («для сохранения уважения к институту присяжных») и должностных преступлениях (из-за опасения чрезмерного возвышения судебной власти). Авторы проекта настояли также на выделении института мировых судей из общего порядка судопроизводства, подчеркивая их специфику.

Отзывы, поступившие с мест на разосланный проект отметили: неполноту и непоследовательность в отделении суда от администрации, непоследовательность в определении компетенции института мировых судей. Усмотрена была опасность в создании института присяжных поверенных и широких полномочиях следователей.

Дискутировался вопрос о моделях суда присяжных. Какую выбрать - континентальную, где ставился вопрос: «виновен ли подсудимый» или английскую, где вопрос звучит: «совершил ли подсудимый данное деяние?» (Выбрана была первая модель). В отношении института мировых судей также имелись разногласия: как должны решать они дело - по закону или по своему усмотрению, лишь ссылаясь на закон (Выбрали первый вариант).

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия, результатом работы которой стали Основные положения преобразования судебной части в России, утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности. Боботов, С. В. Откуда пришел к нам суд присяжных? / С. В. Боботов. - М.: РПА МЮ РФ, 2010. - С. 46.

Такое начало Основных положений, как образование судебной части в России, легло в основу закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение Судебных установлений». Учреждение Судебных установлений // Российское законодательство X-XX веков. - Т.9. - М.: Юридическая литература, 1994. - С. 215. Этим Законом в России была создана адвокатура - институт присяжных поверенных, «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом».

Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быстро завоевывать общественный авторитет. Современники поражались обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, росту числа выигранных дел. Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. В законе были определены предъявляемые к присяжным поверенным условия, они фактически совпадали с теми требованиями, которым должен был отвечать судья - иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но наряду с этим были введены и ограничения.

По реформе 1864 года реорганизовалась прокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. История России в вопросах и ответах: учеб. пособие / сост. С. А. Кислицын. - Ростов на/Д.: Заря, 2001. - С. 126.

Особое внимание уделялось подбору судебных и прокурорских кадров. Для назначения членом суда, судебным следователем или на прокурорскую должность надо было иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах не менее 5 лет и отличаться «благопристойным поведением». Выпускники юридических факультетов университетов обычно стажировались при судах не менее 5 лет в качестве кандидатов на судебные должности. Конин, В. В. Некоторые вопросы истории Российского суда с участием присяжных заседателей и его значение для современного уголовного судопроизводства / В. В. Конин, И. И. Эсмантович // Адвокат. - 2013. - № 9. - С. 48.

В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат.

Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости.

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-противникам - адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции.

Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в правильном понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла «беспристрастием», защита брала изворотливостью и патетикой.

На основании судебной реформы создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

К общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции. Костров, Г. К. Трудное время суда присяжных / Г. К. Костров // Российская юстиция. - 2010. - № 3. - С. 25.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных).

Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

В основу преобразований осуществившихся в ходе реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом. Новицкая, Т. Е. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) / Т. Е. Новицкая // Российская юстиция. - 1998. - № 4. - С. 64.

Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации. История России в вопросах и ответах: учеб. пособие / сост. С. А. Кислицын. - Ростов на/Д.: Заря, 2001. - С. 108.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди. судья присяжный коллегия приговор

Мировой округ включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей следующим образом: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках» Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // Российское законодательство X-XX веков. - Т.8. - М.: Юридическая литература, 1991. - С. 104., за которые предусматривались также санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей.

В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договора», (на сумму до трехсот рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше пятисот рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у мировых судей изъяты.

Окружные суды учреждались на несколько уездов, и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов) были присяжные заседатели.

На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ. Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос «Виновен ли подсудимый?») определила организацию и порядок их работы.

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках.

До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор за ними осуществляли: прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда.

Тем самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных представителей», в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина. Конин, В. В. Суд присяжных: уроки истории / В.В. Конин, И. И. Эсмантович // Адвокат. - 2013. - № 2. - С. 25.

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

При разработке реформы было высказано предложение создать должность областного Главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судопроизводством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем самым излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия. Конин, В. В. Некоторые вопросы истории Российского суда с участием присяжных заседателей и его значение для современного уголовного судопроизводства / В. В. Конин, И. И. Эсмантович // Адвокат. - 2013. - № 9. - С. 49.

уголовный процесс

criminal procedure

Мамедов Рамил Ягубович

ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация:

в данной статье рассматривается институт присяжных заседателей в российской судебной системе. Дается краткая историческая характеристика, а также характеристика современного применения данного института. В связи с предложениями о расширении применения суда присяжных заседателей автор высказывает свои мысли по данному вопросу.

Ключевые слова:

суд, судебная система, присяжные заседатели, районный суд, уголовный процесс, правосудие, реформа.

Mamedov Ramil Yagubovich

JURY TRIAL IN RUSSIA: HISTORICAL OVERVIEW AND CONTEMPORARY DEVELOPMENT

this article considers jury trial in the Russian judicial system. The author gives a brief historic overview as well as an overview of contemporary condition of jury trial. Due to recent propositions of expanding functioning of jury trial on all levels of judicial system, the author expresses several ideas, concerning the problem.

court, judicial system, jury trial, district court, criminal procedure, justice, reform.

Долгое время суд присяжных заседателей не играл особой роли в российской системе правосудия. Положение начало меняться в марте 2015, когда Верховным Судом Российской Федерации были опубликованы «Предложения о расширении применения института присяжных заседателей». Уже в 2016 году президент РФ В. В. Путин

предложил распространять суд присяжных до уровня районных судов, чтобы предоставить как можно большему числу граждан выбрать именно такую форму правосудия. При этом, глава государства отметил, что в районных и городских судах число присяжных заседателей следует сократить с двенадцати до шести.

Разумеется, высказанное предложение о расширении применения суда присяжных следует оценить положительно, несмотря на весьма неоднозначное восприятие этого института в нашей стране. Впервые о внедрении суда присяжных в российскую систему правосудия заговорили еще в начале правления Екатерины II, в 1767 году, но до реализации дело не дошло. В 1809 году граф М.М. Сперанский предлагал произвести эту реформу уже Александру I. Справедливости ради, суд присяжных заседателей упоминается также в программных документах декабристов - и в «Конституции» Н.М. Муравьева, и в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Словом, прогрессивность и благотворность суда присяжных заседателей в России тогда была понятна абсолютно всем, даже людям, придерживавшихся полярных взглядов. После Николаевской Реакции, продлившейся тридцать лет, перед императором Александром II встала задача проведения масштабных реформ во всех сферах жизни личности, общества и государства. Естественно, обойти стороной судебную систему он не мог. Судебная реформа 1864 года стала, своего рода, водоразделом, после которого вся система российского правосудия была перестроена по западному образцу. Именно тогда впервые появляются такие ее элементы, без которых уже не мыслима судебная система: принцип состязательности сторон, принцип гласности, принцип открытости и устности, в уголовный процесс было введено судебное следствие и т.д. Тогда же появляется и суд присяжных заседателей. Коллегия присяжных заседателей созывалась для рассмотрения тяжких уголовных дел. Она состояла из двенадцати человек и заседала при судейской коллегии в составе

трех человек. В целом, следует отметить, что период со второй половины XIX века и до 1917 года - это расцвет российского уголовного процесса. Именно тогда появляются имена выдающихся адвокатов и прокуроров - Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, А.Ф. Кони, А.С. Зарудный и проч. Самые резонансные уголовные дела рассматривались именно с участием присяжных заседателей.

Так дело обстояло до 1917 года, когда ВЦИК издал Декрет о суде №1, в соответствии с которым суд присяжных заседателей полностью упразднялся. Лишь с возникновением нового, современного российского государства суд присяжных заседателей вновь появляется в системе правосудия. Однако прошло уже более четверти века, а суд присяжных заседателей все еще играет вспомогательную роль в судебной системе. Многие до сих пор к этой форме правосудия относятся скептически.

По нашему мнению, можно только приветствовать более активное применение суда присяжных, так как это гарантирует соблюдение целого ряда норм Конституции Российской Федерации. В частности, принципа непосредственного участия граждан в отправлении правосудия . В этом смысле, мы склонны согласиться с мнением А.И. Насонова, что «суд с участием присяжных заседателей - это организационно - правовая форма проявления милосердия со стороны государства» . Не говоря уже о том, что суды с участием присяжных заседателей выносят оправдательные вердикты в 80 раз чаще, чем профессиональные судьи . Более того, суды присяжных заседателей повышают общую правовую грамотность населения, что нашему обществу необходимо как воздух.

Вместе с тем, определенные предложения, высказанные в связи с расширением применения суда присяжных заседателей, вызывают вопросы.

Так, например, предложение об уменьшении количества числа присяжных с двенадцати до шести нам представляется ошибочным.

Ведь в таком случае увеличивается риск вынесения несправедливых вердиктов. Кроме того, прозвучало предложение о формировании смешанной коллегии присяжных заседателей, в которой будет, по меньшей мере, один профессиональный судья. Данное предложение также не выдерживает критики. Фактически, будет нарушена сама природа суда присяжных заседателей. В том-то и суть этого института, что в коллегию присяжных входят самые обыкновенные граждане. Не стоит забывать, что сам этот институт возник в Древней Греции именно с целью предотвращения произвола властных структур.

Помимо вышеуказанных вопросов имеются также и сложности технического характера. Большинство городских и районных судов, на которые теперь распространяется ФЗ от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», просто не располагают возможностью проводить судебные заседания с участием присяжных заседателей. Нет ни помещения, ни людей для этого. Не говоря уже о том, что многие городские и районные судьи вообще не имеют представления о том, как проводить подобные процессы.

Тем не менее, самым принципиальным вопросом остается один: где и как набирать людей в коллегию присяжных заседателей?

В силу все той же правовой неграмотности простые граждане панически боятся судов и потому наотрез отказываются без лишней надобности приходить в суд. Скорее всего в районах и небольших городах состав присяжных заседателей будет состоять из пенсионеров, домохозяек, безработных. Работающие люди будут всячески избегать этой «почетной обязанности», по той причине, что их просто не отпустят с работы. Однако, что еще хуже, в силу их низкой правовой грамотности, этим людям также присуща аморфность, низкая ответственность за судьбу подсудимого и проч.

Поэтому, хотя мы горячо приветствуем расширение применения института присяжных заседателей по всей нашей стране, необходимо сперва решить ряд важных вопросов, а на это могут уйти годы. Требуется полностью переоснастить здания городских и районных судов с выделением нескольких специальных залов для проведения судебного заседания с участием суда присяжных заседателей, совещательных комнат с раздельным туалетом, буфета и т.д. На данный момент в районных и городских судах всего этого просто нет.

Требуется провести массовые курсы повышения квалификации, дабы подготовить районных и городских судей к проведению судебных заседаний с участием присяжных заседателей, ведь для них это абсолютное новшество. Иначе благое начинание весьма быстро превратится в бардак.

Ну и наконец, необходимо разработать механизм отбора граждан для участия в составе коллегии присяжных заседателей. Безусловно, это должны быть самые обыкновенные граждане, но они также должны представлять разные слои общества, иметь разные мировоззрения. Все это послужит более полному и внимательному рассмотрению дела, а также вынесению справедливого решения. В конце концов, число 12, хоть и не является обязательным и смысл его, во многом, символический, но оно также позволяет собрать людей с самыми разными взглядами на жизнь и опытом, что послужит главной цели этой формы правосудия - объективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Насонов А.И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей. Судебная власть и уголовный процесс. Воронеж, 2015.

3. Ежов С. Возвращение «кивал». Новые известия. 2015.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrja 1993 goda.

2. Nasonov A.I. O reformirovanii suda s uchastiem prisjazhnyh zasedatelej. Sudebnaja vlast" i ugolovnyj process. Voronezh, 2015.

3. Ezhov S. Vozvrashhenie «kival». Novye izvestija. 2015.

Мамедов Рамил Ягубович

преподаватель филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (г. Тихорецк)

Мамедова Любовь Александровна

судья Тихорецкого районного суда Краснодарского края (г. Тихорецк)

ЗАКОННОСТЬ УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация:

в данной статье высказаны суждения по отдельным ошибкам, совершаемым в ходе досудебного производства по уголовным делам, о законности способов их устранения, о влиянии их на принятие окончательного решения по делу, о необходимости дополнения УПК РФ самостоятельной нормой, регулирующей исправление описок, опечаток и арифметических ошибок.

Ключевые слова:

ошибки в уголовном судопроизводстве, устранение ошибок, описок, арифметических ошибок, юридические последствия ошибок.

Mamedov Ramil Yagubovich

Lecturer of the branch of "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)

Mamedova Liubov Aleksandrovna

judge of the Tikhoretsk District Court

LEGALITY OF CORRECTING MISTAKES IN THE CRIMINAL PROCEDURE

the given article represents several opinions on certain mistakes that are common in pre-trial procedures on criminal cases, on the legality of correcting these mistakes, on their influence on the final judgement in the case, on necessity of adding a new article regulating correction of mistakes, misprints and arithmetical mistakes to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation.

mistakes in criminal procedure, correcting mistakes, misprints, and arithmetical mistakes, legal consequences of mistakes.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года №686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" средствами материнского капитала можно воспользоваться, в том числе...

Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 17-ФЗ внесены изменения в статью 74 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поправками уточняются основания для отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации главы муниципального образования или главы местной администрации...

Не вовремя предоставленный больничный лист не является основанием для увольнения работника. Как следует из статьи 128 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан по письменному заявлению своего сотрудника давать ему отпуск без сохранения заработка. Причем работающим пенсионерам такой отпуск можно дать на срок до 14 календарных дней.Работодатель обязан продлить отпуск заболевшему сотруднику. По...

Несовершеннолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (например, покупка хлеба, мороженого, тетрадей и т.п.) и предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность. Дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки...

В соответствии с положениями части 2 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если...

Все вопросы

Институт присяжных заседателей

С 1 июня 2018 года вступают в силу внесенные в УПК РФ поправки, предусматривающие введение процедуры рассмотрения уголовных дел районными судами с участием присяжных заседателей.

К подсудности суда с участием присяжных заседателей отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105, ч. 4 ст. 111 УК РФ, а также о неоконченных преступлениях, предусмотренных ст.ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ.

Предлагаем Вашему вниманию ответы на самые актуальные вопросы:

Как стать присяжным заседателем?

ОТВЕТ: Конституция РФ и Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" закрепили нормы о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Пункт 30 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта. Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Согласно ст. 326 УПК, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела, перечисленных в ч. ч. 2 и 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7 Закона о присяжных заседателях. Такой список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается. Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным. Это необходимо в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п.

Кандидатам в присяжные заседатели секретарем судебного заседания выписываются и направляются судебные повестки, в которых указывается адрес и телефон суда, дата судебного заседания и время к которому кандидату в присяжные заседатели необходимо явиться.

Для того чтобы стать присяжным заседателем, необходимо явиться к назначенному в судебной повестке времени в суд, для проведения отбора в коллегию присяжных заседателей по конкретному уголовному делу.

Что делать, если Вас приглашают в суд для участия в отборе коллегии присяжных заседателей по уголовному делу?

ОТВЕТ: Согласно ст. 326 УПК РФ, после назначения судебного заседания секретарь судебного заседания (или помощник судьи) по распоряжению председательствующего производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.Всем лицам, кто был выбран секретарем судебного заседания путем случайной выборки,направляются повестки с указанием суда рассматривающего уголовное дело, датой и временем для отбора в коллегию присяжных заседателей.

В судебное заседание приглашается не менее 20 человек для формирования коллегии присяжных заседателей (ч. 4 ст. 325 УПК). Какое конкретно количество кандидатов необходимо вызвать, решает судья, исходя из особенностей подлежащего рассмотрению дела, местных условий и других обстоятельств.

Кандидату в присяжные заседатели необходимо с паспортом гражданина РФ и повесткой прибыть к назначенному в судебной повестке времени в суд и принять участие в отборе коллегии присяжных заседателей.

Согласно ч. 2 ст. 328 УПК РФ председательствующий судья при отборе коллегии присяжных заседателей произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

  1. представляется им;
  2. представляет стороны;
  3. сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
  4. сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
  5. разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные УПК РФ.
Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и, как следствие, законного состава суда (ч. 3 ст. 328 УПК РФ). При этом данные судьей разъяснения должны быть понятными кандидатам в присяжные заседатели.

Суд первый задает вопросы кандидатам в присяжные заседатели. Как правило, если у кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели имеются обстоятельства, обозначенные в вопросе какой-либо из сторон или судьи, то кандидат поднимает руку. С целью неразглашения личной, семейной и другой тайны, в целях безопасности и т.п. кандидат приглашается к судейскому столу, где председательствующий и стороны выслушивают его ответ на вопрос, высказывают свое мнение о возможности участия в рассмотрении дела. С учетом мнения самого кандидата и сторон председательствующий принимает решение на месте о продолжении участия в отборе данного кандидата или о его отстранении. Председательствующий предоставляет возможность сторонам задать кандидатам в присяжные заседатели такие вопросы, которые, по их мнению, препятствуют участию конкретного присяжного в рассмотрении дела.

Согласно ч. 17 ст. 328 УПК после решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. Первые 12 образуют коллегию присяжных, а два последних - запасные. Запасных присяжных заседателей может быть больше двух.

Нарушение порядка формирования коллегии присяжных заседателей, сокрытие кандидатами в присяжные заседатели информации, которая выяснялась судом и сторонами при формировании коллегии, дача ложных ответов на вопросы при формировании коллегии присяжных заседателей,всё это влечет в последующем, или замену присяжного заседателя сокрывшего правду при ответах на вопросы, или отмену приговора,как постановленного незаконным составом суда.

Какие социальные гарантии присяжных заседателей по осуществлению правосудия?

ОТВЕТ: Суд присяжных в представлении граждан стал играть значительную роль в отправлении правосудия. Согласно ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральным законом от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие права имеют присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели вправе:

  • участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
  • просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
  • вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

При формировании коллегии присяжных заседателей председательствующий судья в судебном заседании сообщает кандидатам в присяжные заседатели сведения о рассматриваемом уголовном деле. Следовательно,присяжные заседатели начинают свое участие в судебном процессе с чистого листа, узнавая все подробности уголовного дела от судьи и других участников судебного заседания. По закону никакой подготовки к участию в судебном процессе присяжным вести не положено: с материалами уголовного дела их никто не знакомит,копию обвинительного заключения им также перед началом судебного процесса никто не вручает. В связи с этим присяжные заседатели должны во время представления доказательств, сторонами по делу, быть предельно внимательными.

Вправе ли присяжные заседатели самостоятельно задать вопрос допрашиваемым в суде лицам?

ОТВЕТ: Часть 4 ст. 335 УПК РФ устанавливает, что присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными заседателями в письменном виде и даются председательствующему через старшину. Эти вопросы формулируются председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к предъявленному обвинению. Таким образом,задать интересующие вопросы присяжные заседатели могут только через председательствующего судью, лично любое общение со сторонами по делу запрещено законом.

Можно ли общаться родственникам подсудимого, защитникам, потерпевшим, другим участникам процесса с присяжными заседателями по уголовному делу, вне зала судебного заседания?

ОТВЕТ: На присяжного заседателя возложена обязанность не общаться с участниками процесса. Нарушение данной обязанности влечет отстранение присяжного от участия в рассмотрении уголовного дела.

Установление фактов общения присяжных заседателей с участниками процесса приводит к отмене постановленного приговора.

Прокурору, потерпевшему, подсудимому, родственникам подсудимого, защитнику, другим участникам процесса запрещено общаться с присяжными заседателями, в чем бы это общение ни выразилось. Этот запрет подкреплен возможностью применения санкций к участникам процесса, вступившим в общение с присяжными заседателями. Так, законом установлена уголовная ответственность за вмешательство в разрешение судебных дел, когда на присяжных заседателей оказывается воздействие с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения.

К ак избирается старшина присяжных заседателей?

ОТВЕТ: После образования коллегии присяжных заседателей, но до приведения их к присяге присяжные удаляются в совещательную комнату, где избирают старшину. В его избрании из числа коллегии присяжных заседателей участвуют только основные присяжные заседатели, выборы проходят путем голосования. В статье 331 УПК РФ регламентировано, что в результате открытого голосования старшина выбирается большинством голосов.

Избирая старшину, присяжные могут ставить друг другу вопросы в совещательной комнате, однако отвечать на них они не обязаны.

После избрания старшины, коллегия присяжных заседателей выходит из совещательной комнаты, занимает свои места в зале судебного заседания и старшина присяжных заседателей сообщает председательствующему судье о своем избрании.

Какие права у старшины присяжных заседателей?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 331 УПК РФ старшина присяжных заседателей руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

Таким образом, основная работа старшины присяжных заседателей относится к формированию ответов на вопросы, или оформление вердикта присяжных заседателей. Итак, старшина в отличие от других присяжных наделен особыми полномочиями (ч. 2 ст. 331 УПК РФ). Он руководит ходом совещания присяжных заседателей, а именно: организует дискуссию, предоставляя возможность высказаться всем присяжным заседателям; устанавливает очередность выступлений и высказываний; не допускает грубости и оскорблений в ходе полемики, просит обосновать то или иное утверждение, если присяжный считает это возможным; следит за тем, чтобы присяжные не использовали для подкрепления своей позиции недопустимые и не исследованные в суде доказательства; следит за временем совещания. По поручению присяжных старшина обращается к председательствующему с различными просьбами (о разъяснении закона, уточнении заданных вопросов). Старшина последовательно оглашает поставленные перед присяжными вопросы, проводит голосование по каждому из них, заполняет и подписывает вопросный лист, оглашает вердикт присяжных в суде.

Что такое вердикт присяжных?

ОТВЕТ: Пункт 30 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта. Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Сущность термина «вердикт», произошедшего от лат. vere dictum – «верно сказанное», корреспондирует с требованием уголовно-процессуального закона об обязательности вердикта коллегии присяжных заседателей для председательствующего судьи (ст. 348 УПК РФ).

Вердикт - это немотивированное решение коллегии присяжных заседателей по вопросам, входящим в их компетенцию, изложенное в заполненном в соответствии с уголовно-процессуальным законом вопросном листе.

Вердикт выносится в совещательной комнате присяжными заседателями, входящими в состав коллегии. Запасные заседатели при этом не присутствуют. Но если во время совещания кто-либо из присяжных заседателей по каким-либо причинам выбывает (например, по болезни), то запасной присяжный заседатель заменяет выбывшего.

Голосование проводится открыто. Никто из присяжных не может воздержаться от голосования. Старшина подает свой голос последним. На каждый вопрос дается утвердительный или отрицательный ответ с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа (ч. 7 ст. 343 УПК РФ). Ответы могут формулироваться таким образом: «да, виновен», «нет, не виновен», или более конкретно, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела «да, виновен, но без намерения лишить жизни», «да, доказано, за исключением нанесения удара в область шеи» и т.п.

Вердикт может быть либо обвинительным, либо оправдательным. В нем не указываются основания и мотивы того или иного ответа на вопрос. Вердикт будет обвинительным, если на все три основных вопроса присяжными дан утвердительный ответ большинством голосов.

По делам, рассматриваемым в районных судах, будет принят оправдательный вердикт, если на любой из поставленных трех основных вопросов дан отрицательный ответ тремя и более голосами присяжных заседателей. При ответе 50 на 50 процентов, а именно 3 «За» и 3 «против» вердикт является оправдательным.При ответах на частные вопросы также подсчет голосов осуществляется с учетом правила: если голоса делятся поровну, то принимается ответ, наиболее благоприятный для подсудимого. Если ответ принимался голосованием, то после ответа указывается результат подсчета голосов.

Вердикт подписывается старшиной присяжных заседателей, оглашается им в зале судебного заседания и передается председательствующему судье по делу.

Предлагаем Вашему вниманию программу "Право знать" ОГАУ "АИК", посвященную указанным вопросам.

Введение

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

В соответствии с Концепцией судебной реформы и в целях обеспечения гражданам возможности рассмотрения их дел судом присяжных 16 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".

В пяти регионах России (Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) рассмотрение дел с участием коллегии присяжных предусмотрено с 1 ноября 1993 г., в четырех (Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях) - с 1 января 1994 г.

В настоящее время отношения с участием присяжных заседателей регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Следует отметить, что обвиняемые достаточно широко используют предоставленное им право на рассмотрение дел судом присяжных и, как свидетельствует судебная практика, число ходатайств обвиняемых в рассмотрении их дел по новой форме судопроизводства постоянно увеличивается.

Цель работы рассмотреть институт присяжных заседателей.

Задачи работы определить права, полномочия и обязанности присяжных заседателей.

Понятие присяжного заседателя

Статья 20 Конституции, провозглашая право каждого на жизнь, предусматривает вместе с тем, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Согласно УПК РФ присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Закон о судебной системе включает в структуру правосудия, осуществляемого федеральными судами общей юрисдикции и арбитражными судами, деятельность представителей населения.

Следует отметить, что Конституция РФ называет только одну категорию представителей населения, призванных участвовать в правосудии, - присяжных заседателей.

Закон О судебной системе Российской Федерации расширяет круг этих участников и законодательно закрепляет возможность участия представителей населения в арбитражном судопроизводстве, рассматривая тем самым деятельность арбитражных судов как одно из проявлений правосудия. Восполняя пробел Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Закон о судебной системе устанавливает, что все представители народа при осуществлении правосудия, как и судьи, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

В законе о судебной системе указывается, что требования к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия, порядок их привлечения к этой деятельности и правовое положение определяются федеральным законом. Однако это не значит, что весь комплекс организационных и процедурных вопросов решается единственным законодательным актом.

Участие граждан в отправлении правосудия может реализовываться в различных процессуальных формах. Причем организация этого участия характеризуется нормами, определяющими: требования к представителям населения, которые призываются к непосредственному выполнению функций судебной власти; процедуру их наделения судейскими полномочиями; права и обязанности этих лиц при отправлении правосудия; их материальное обеспечение и государственную защиту.

Представителями населения, которые привлекаются в установленных законом случаях к непосредственному осуществлению правосудия, являются присяжные, арбитражные и народные заседатели. Их правовое положение определяется в настоящее время Законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации", федеральными законами "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", УПК РФ, федеральными законами "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", ГПК РФ, АПК РФ, Федеральным законом "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", указами Президента РФ и некоторыми другими нормативными актами (в частности, Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", УК РФ, КоАП РФ и др.).

Участие присяжных заседателей осуществляется при отправлении правосудия в судах общей юрисдикции.

Их деятельность по рассмотрению в судах первой инстанции уголовных и гражданских дел (ст. 20, ч. 5 ст. 32, ст. 47, 123 Конституции РФ; п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ и др.) представляет собой выполнение гражданского долга и служит реализации начала коллегиальности правосудия. Обеспечение их участия в функционировании органов судебной власти служит залогом ее демократичности, представляет одно из проявлений социального контроля за законностью и справедливостью деятельности судей.

Вместе с тем указание Закона о судебной системе на выполнение судебными заседателями гражданского долга при исполнении обязанностей в суде означает их ответственность за данную деятельность как носителей судебной власти при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает, что уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, по ходатайству обвиняемого рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30) в тех субъектах Федерации, в которых уже созданы и действуют суды с участием присяжных заседателей.

Народными заседателями являются представители народа, наделенные в порядке, установленном законом, полномочиями для осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда первой инстанции, исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был дополнен ст. 2.1, которой признавался утратившим силу с 1 января 2004 г. Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в части, касающейся уголовного судопроизводства.

Присяжными заседателями являются представители народа, наделенные в установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия по уголовным делам в составе коллегии присяжных заседателей и исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. Так, народным заседателем может быть каждый гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 25 лет. Кандидаты в народные заседатели должны отвечать нравственным требованиям, предъявляемым к судьям.

Какие-либо ограничения права граждан Российской Федерации на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям по действующему законодательству не допускаются. Ограничения права граждан на участие в отправлении правосудия могут быть установлены только федеральным законом.

Не должны привлекаться к осуществлению правосудия в качестве народных заседателей:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

3) лица, замещающие государственные должности категории "А", предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

4) прокуроры, следователи, дознаватели;

5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Согласно Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 20, 47, 123).

К числу присяжных заседателей относятся граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Присяжные заседатели отбираются из числа граждан Российской Федерации, достигших возраста 25 лет и отвечающих ряду иных требований.

Списки присяжных заседателей - общий и запасной - ежегодно составляются местной администрацией, действующей на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общий список включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной работы суда. Их число должно примерно соответствовать числу жителей каждого района, города, края, области.

Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации должностные лица и руководители организаций несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

Закон предусматривает также возможность исключения из списков присяжных заседателей. Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, не позволяющих лицу быть присяжным заседателем;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

На последующих этапах формирования состава суда присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела отбор присяжных осуществляется аппаратом суда и судьей с участием сторон. Здесь отбор также осуществляется методом выборки, и судье предоставляются дополнительные возможности по освобождению от исполнения различными лицами обязанностей присяжных заседателей.

В любом случае председательствующий по делу обязан исключить из числа кандидатов в присяжные заседатели всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников и по другим причинам.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то на все время рассмотрения дела в суде. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Формирование коллегии присяжных заседателей после назначения судебного заседания происходит в порядке, установленном ст. 326-332 УПК РФ.