Именины даниила. Значение имени Даниил (Данил)

Святой Даниил является библейским пророком, который относится к великим пророкам. Он также является потомком знатного рода иудеев. В 607 году, когда Даниил был подростком, его взяли в плен в Вавилон. Именно здесь Даниил получил образование и после этого его взяли на работу при вавилонском дворе. Как говорится в легендах, Даниил имел способность толковать сновидения и умел их понимать. Этим своим талантом он и стал известным при дворе. Он жил при дворе во время правления Навуходоносора, а потом – Дария, а также Кира.

Святой Даниил родился в седьмом веке до нашей эры, а смерть наступила в шестом веке до нашей эры. Толком так и не известно, умер ли Даниил в Вавилоне или нет. Святого Даниил почитают в Римско-католической, восточно-католической, православной церквях и в исламе. Также он имеет большое значение для Армянской апостольской церкви. Главной святыней является могила святого Даниила, которая находится в городе Сузы, что в Иране. Днем памяти святого Даниила считается двадцать шестое июня. Атрибутами этого святого были львы. Даниил часто изображался в логове этих животных, что показывало его храбрость и смелость духа. Руке Микеланджело принадлежит картина «Пророк Даниил».

Святой Даниил является автором книги, которая называется Книгой пророка Даниила. В книге идет речь о том, как святой Даниил толкует царю Навуходоносору его сновидение об истукане, который был разбит камнем, который в свою очередь упал с горы. Истукан символизирует во сне языческое царство, которое сменяет собою другое, камень имеет значение Мессии, а гора представляет собою Вечное Божье царство.

Святой Даниил – молитва

В молитве святому Даниилу идет речь о благодарности за объединение Руси. В частности идет речь о любви и братолюбии. В основном святому Даниилу молятся о спасении Российской Федерации. Молятся этой молитвой о хорошей власти и об умных правителях. Молятся также святому Даниилу о единстве страны и мире в стране.

Святой Даниил – икона

На иконе святой Даниил изображен в половину роста своего. В знак объединения Руси в руках он держит Московское княжество. Одеяния его имеют ярко-красный цвет, что символизирует мужество и победоносный дух. Также у него на иконе изображена борода, в голова укрыта тканью из синей ткани.

Князь Даниил родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря) .

Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными.

И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было.
Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу.

Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль.

Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде «.

Святые благоверные князья отец и сын — Александр Невский и Даниил Московский

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам.

Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих, и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту.

Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил бо’льшую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному «Калитой».

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова). Слово в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского

Ныне особенно радуется обитель Даниловская, которая была создана святым великим князем Даниилом и в которой покоятся его святые мощи, но не менее радуется и наша обитель Богоявленская, ибо она является родною сестрою обители Даниловской, так как и она была создана святым благоверным князем Даниилом; а вместе с ними ликуют и все благочестивые люди, празднуя память своего святого, и, припадая к раке его святых мощей, получают от нее благодатные исцеления и, обозревая его житие, черпают из него уроки жизни.

В самом деле, часто люди говорят: «Мы светские, а как трудно в миру спастись, гораздо труднее, чем в монастыре, где все приготовлено ко спасению». О, поверьте, все дело спасения не в обстановке, а в душе человека, стремящегося ко спасению.

Пример этого показывает нам великий князь Даниил. Не он ли был высокогоположения? Не он ли имел все, чтобы наслаждаться жизнию? Но, находясь в мирском обществе, он не соприкасался с ним; находясь среди мирских людей, он был собеседником Ангелов, как это пелось в песнопениях, составленных на день его памяти. Словом сказать, здесь, на земле, он приготовлял себя к вечности. По происхождению принадлежал к благочестивой семье, ведь и отец его Александр Невский был благочестивым князем, он восприял с ранних лет семя благочестия, и это семя возросло и принесло плод. В особенности всех поражало его смирение, незлобие, кротость.

Вы знаете, в то время Русь находилась под тяжелым игом татарским, а среди князей не было мира: они часто враждовали между собою; призывали себе в помощь иногда татар; страдала Русская земля и от татар, и от междоусобиц. В это-то время князь Даниил и явился миротворцем. Он всю свою жизнь употреблял на то, чтобы мирить князей, чтобы отвращать нападения татар, чтобы среди русских людей было спокойствие и мир; его вера и благочестие поражали всех; в самом деле, не в пиршествах и веселии, а в молитве, усердной молитве и посте он находил себе утешение, его радостью было, чтобы множество церквей возрастало, чтобы благочестие распространялось, его счастие состояло в том, что он созидал обители; сию обитель Богоявленскую он основал, а затем и другую, Даниловскую; и вот в конце жизни Господь удостоил его постричься в схиму и быть погребенным в основанной им обители Даниловской.

Затем, через много лет после его кончины, Данилов монастырь, пришедший в ветхость, снова был украшен благолепно, а затем, в царствование Царя Алексея Михайловича, по особому указанию Божию, святые мощи его были обретены нетленными. И вот он нас учит в жизни идти христианским путем, невзирая ни на что: ни на скорби, ни на вражду, ни на искушения. Правда, время, в которое мы живем, очень смут-ное, опасное; но нам не грозит такая опасность, какая была в те времена, вести христианскую жизнь, посещать храмы Божие нам никто не возбраняет.

Итак, будем усердно молиться святому благоверному князю Даниилу, чтобы он помог нам идти путем смирения, терпения, кротости, чистоты и пламенной веры.

Благоверный князь Даниил Московский: «Не забыл меня Бог». Роман Савчук

Родоначальник московских князей и царей святой благоверный князь Даниил Александрович жил в сложное время. Получив скромный Московский удел, он вынужден был участвовать в борьбе своих братьев за великое княжение. В те времена военное мастерство князя и его дружины вместе с политической хитростью, казалось, были единственным условием выживания. Только так и можно было противостоять коварству братьев и свирепости врагов. Однако святой князь Даниил сумел найти оружие, силе которого не смогла противостоять даже самая твердая историческая логика. Ведь этот тихий правитель скромного второстепенного удела должен был остаться навсегда малоизвестным князем, владение которого рано или поздно было бы разделено сильными соседями. Но вышло по-другому: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21: 42)…

Есть в истории христианства, в истории Руси моменты, о которых хотелось бы помнить всегда – и в оценках происходящего в мире, и в отношении жизни конкретного человека. Ведь некогда, 2000 лет назад, скромные рыбаки из небольшой римской провинции противостали всей Вселенной. Их последователи 300 лет уничтожались, их не понимали, гнали, однако терпением и кротостью они в конечном итоге победили вопреки всякой логике.

То же самое мы видим и в жизни благоверного князя Даниила Московского. В 1282 году он вместе с братом Андреем и другими князьями выступил против другого брата – Димитрия. Однако при первой встрече у града Дмитрова благодаря стараниям святого был заключен мир и кровь не лилась.

Когда в 1293 году брат святого Даниила, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Святой вынес врагу ключи от города, чтобы избежать кровопролития, и вместе со своим народом переживал ужасы варварского нападения.

В 1300 году, когда святой Даниил разбил коварного рязанского князя с татарскими пособниками, он не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

В 1302 году переяславский князь Иоанн Димитриевич передал свое княжество благоверному князю Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен скромной по тогдашним меркам Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль…

Митрополит Московский Платон в составленном им Житии святого князя так пишет о великом деле этого подвижника благочестия: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». И здесь припоминается сюжет из Ветхого Завета. Илия, великий пророк, в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Пророку был дан такой ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь » (3 Цар. 19: 11–12).

И действительно, величие дела, совершенного кротким и тихим нравом благоверного князя, убеждает в том, что не в силе Бог, а в правде. Святой и сам после своей смерти засвидетельствовал о том, что победил мир любовью Христовою. Ведь много лет спустя, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), преподобный Даниил явился юноше из окружения великого князя и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». И в этих словах, вопреки логике любых событий, политической конъюнктуре и исторической перспективе, начерталось победоносное знамение благоверного князя: «Не забыл меня Бог»…

Жизнь и подвиг святого благоверного князя Даниила Московского являют нам пример настоящего христианского мужества, достойного памяти не только властителей, политиков, но и самых обычных христиан. Это было мужество – любить вопреки всему, оставаться верным евангельским заповедям, когда логика событий, происходящих вокруг, отрицает это. История снова и снова оправдывает истину о том, что самым твердым основанием всякого дела является камень любви Христовой, ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Помолимся усердно почитаемому нами родному нашему, святому благоверному князю Московскому Даниилу.

ДАНИИЛУ МОСКОВСКОМУ
Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, / озаряемый Божественною благодатию, / Богомудре княже Данииле, / весь разум в сердце от суетнаго мира сего / к Зиждителю неуклонно возложил еси / и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, / целомудрием же и равноангельным твоим житием / течение добре совершая, / веру соблюл еси непорочну, / тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, / яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; / сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. / Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, / моли спасти отечество твое / и мирней быти державе нашей.

Иной тропарь, глас 3

Явился еси стране нашей, / яко звезда пресветлая, / благоверный княже Данииле, / лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, / людем православным поборник еси, / пленным свободитель и нищим защититель, / моли Христа Бога / державе Российстей даровати мир / и спасти души наша.

Кондак, глас 4

Избранный Богом от чресл родительских / и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна / и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием, / верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле, / ихже образом своим наставляя / и поучая заповедем Господним выну, / путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя, / Небеснаго Царства достигл еси, / идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Иной кондак, глас 6

Еже по образу соблюд непреложно, / и яже в мире тленная оставив, / со ангельскими лики предстоиши Христу, / преподобне княже Данииле, / никакоже забывая чад твоих, / но милостивно посещая и глаголя им: / аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание

Ублажаем тя, / благоверный княже Данииле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас / Христа Бога нашего.

Молитва

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Даниил - одно из древнейших христианских имен, означающее в переводе с древнееврейского языка "Бог мой судья". Так звали одного из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Даниил (пророк) был единственным носителем этого имени в Библии. Позже появились и другие святые покровители имени. Особенно распространено оно было на Руси (XIII-XV века).

Именины Даниила отмечаются несколько раз в году. О том, когда следует поздравлять обладателя этого имени и кто является его покровителем, расскажем в нашей статье.

Именины Даниила по церковному календарю

Даниил - одно из самых распространенных русских имен. Популярно оно было и во времена княжеской Руси, и сейчас. Чтобы ангел-хранитель оберегал обладателя этого имени от невзгод и неприятностей, желательно, чтобы день памяти святого совпадал или находился рядом с датой, когда празднует свой день рождения Даниил.

Именины по православному календарю отмечаются практически в каждом месяце:

  • январь - 2, 12 числа;
  • март - 1, 6, 17, 31;
  • апрель - 20 числа;
  • июнь - 4, 5, 26;
  • июль - 23;
  • сентябрь - 12, 25;
  • октябрь - 4;
  • ноябрь - 25;
  • декабрь - 11, 12, 24, 30 числа.

Важно не забыть поздравить с именинами Даниила, день памяти покровителя которого совпадает с указанной датой.

Даниил Московский. Именины 17 марта и 12 сентября

Младший сын Александра Невского Даниил родился в 1261 году и получил свое имя в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого отмечается 11 декабря. Он до самой смерти оставался покровителем будущего князя. Изображение святого было нанесено на печать, и в честь него был возведен монастырь.

После смерти Александра Невского каждый из его четырех сыновей получил в наследство одно из русских княжеств. Младшему сыну Даниилу досталась Московское княжество со столицей в городе Москве - самое бедное и маленькое на то время. Но в руках князя его площадь очень быстро стала увеличиваться, а благосостояние народа приумножаться. Даниил Московский старался избегать войн, а землю расширял путем заключения мировых соглашений. Впрочем, князь умел воевать, и во время нашествия татаро-монгольской Орды ему удалось совершить несколько внушительных побед.

Князь Московский Даниил очень много сделал для города и для России в целом. Он построил несколько монастырей и стал основателем династии Рюриковичей. Перед самой смертью князь решил постричься в монахи. В 1303 году 17 марта (4 по старому стилю) Даниил Московский скончался после тяжелой болезни. Его похоронили в Даниловском монастыре, а в 1791 году канонизировали как святого благоверного князя Даниила Московского.

Именины Даниила отмечаются дважды в году: 17 марта - в день смерти святого, и 12 сентября - в день обретения мощей. Даниловский монастырь, основанный князем, действует и сегодня. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси.

День памяти Даниила Сербского - 2 января

Святитель Даниил - единственный сын богатых и знатных родителей, был приближен к сербскому королю Стефану Милютину. Однако несмотря на свое высокое положение, он отрекся от всех богатств и принял постриг от игумена монастыря города Кончула.

Через некоторое время Даниил был избран игуменом Хилендарского монастыря на Святой горе Афон. Здесь ему пришлось пережить вместе со своими братьями и штурм, и осаду, и голод. Когда наступил мир, святитель снял с себя игуменство и принял обет безмолвия, отправившись в келлию святого Саввы Сербского. Во время междоусобной войны между королем Стефаном и его родным братом Даниил был возвращен, чтобы примирить их. После этого он был посвящен в епископы и назначен настоятелем монастыря святого Стефана. Еще через время Даниил Сербский стал архиепископом.

Именины Даниила, чьим покровителем является святитель Даниил Сербский, празднуются 2 января и 12 сентября. Не забудьте поздравить в этот день человека с таким именем.

Даниил Никопольский - 23 июля

Во время правления императора Ликиния в армянском городе Никополе проводились страшные гонения на христиан. Правитель издал указ, в котором велел каждого, кто не захочет вернуться к язычеству, предать пыткам и мученической смерти. Однако 45 христиан, которых возглавляли святые исповедники Даниил, Леонтий, Александр, Антоний и Маврикий, решили прямо явиться к императору и рассказать об истинной христианской вере.

За то, что исповедники не захотели отречься от своих убеждений, их предали мученической смерти через сожжение, а кости бросили в реку. Люди, которые нашли останки святых, основали на том месте монастырь в честь 45 никопольских мучеников.

В этот день, 23 июля, празднуются именины Даниила. Святой покровитель имени будет всегда оберегать его обладателя.

В своих молитвах православные верующие часто обращаются к святым. Некоторых из них даже выбирают в качестве небесных покровителей. Они оберегают, поддерживают и всегда отвечают на искренние мольбы. В данной статье речь пойдет о святом Данииле Московском, его житии и особенностях почитания. Каково значение и наследие князя в истории России? И в чем помогает святой Даниил Московский?

Житие

Согласно историческим данным, Даниил был младшим Предположительно он родился в конце 1261 года и получил имя в честь Даниила Столпника. Память этого святого отмечается 11 декабря. Поэтому историки предполагают, что четвертый сын Александра Невского родился в ноябре или декабре. Позднее князь своего небесного покровителя изображал на печатях, возвел монастырь в его честь.

Когда маленькому Даниилу исполнилось два года, он потерял отца. Воспитанием его занялся родной дядя Ярослав Ярославич. В то время Русь находилась под монголо-татарским игом и была ослаблена княжескими междоусобицами. Согласно Тверской грамоте, после смерти Ярослава Ярославича в 1272 году Московское княжество перешло Даниилу в правление. По сравнению с вотчинами старших братьев Дмитрия и Андрея, его удел отличался скудностью и небольшой территорией. Однако уже с первых дней своего правления Даниил Александрович стал вносить существенные изменения в жизнь и устройство Московского княжества. Так, в первый год была устроена Спасо-Преображенская церковь во дворе Кремлевского дворца.

Правление

Житие святого Даниила Московского и его княжение сыграли важную роль в истории России. Он участвовал в противостоянии старших братьев, которые боролись за власть над Северо-Восточной Русью и Новгородом. В этих конфликтах Даниил Александрович проявил себя как миролюбец. Так, в 1282 году он собрал войска московские, тверского князя Святослава и брата Андрея и двинулся на город Дмитрия. Однако уже при встрече у ворот, во многом при участии Даниила, был заключен мир.

Московский князь неустанно заботился и о своем народе. Вернувшись в стольный град, он основал монастырь на берегу Москвы-реки, на Серпуховской дороге. Обитель была устроена в честь небесного покровителя князя. Позже она стала называться Даниловской (или Свято-Данилов Спасской).

В 1283 году монастырь был разорен. Брат Дмитрий все же стал владимирским князем. Но Андрей не мог смириться с этим. И сговорился с полководцами Золотой орды о походе на Северо-Восточную Русь. Это событие отмечено в истории «Дуденевой ратью» по имени главного военачальника Тудана (или, как сказано в русских летописях, Дюденя).

После долгих кровопролитных распрей старшим братьям удалось помириться. Дмитрий отказался от владимирского княжения. Однако по пути в удельный город Переславль-Залесский он тяжело заболел, постригся в монахи и вскоре умер.

Святой князь Даниил Московский выступал на стороне Дмитрия, а после его смерти возглавил союз против Андрея. В 1296 году последний принял владимирское княжение. Конфликт между братьями обострился. Произошел съезд князей, на нем присутствовали епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский. Они убедили братьев заключить мир.

В это же время Даниил Александрович был приглашен княжить в Великий Новгород. Это свидетельствовало о возросшем политическом влиянии Москвы. По этому случаю князь устроил Богоявленский монастырь, а через четыре года - архиерейский дом и собор в честь святых Петра и Павла.

Место погребения

В 1303 году князь постригся в монахи, последние дни провел в Даниловском монастыре. Справедливость, милосердие и благочестие стяжали уважение к правителю и возвели его в лик святого благоверного князя Даниила Московского.

О месте погребения его существует две версии. Первая связана с пергаментной Троицкой летописью. В 1812 году она сгорела, но до этого момента ее увидел Н. М. Карамзин. Он сделал выписку о смерти князя, из которой следует, что Даниил Московский был захоронен близ Архангельского собора в московском Кремле. Об этом свидетельствует и миниатюра Лицевого летописного свода. А в описании ее сказано: «…И положен был в церкви Святого Михаила Архангела на Москве, в своей отчине».

Вторая версия принадлежит Степенной книге, где говорится, что местом погребения правителя стало братское кладбище в Даниловском монастыре. В подтверждение этому существует несколько преданий.

Во времена правления князя Василия III произошел грандиозный случай. Вместе с подданными он проезжал недалеко от места погребения Даниила Московского. В этот момент боярин князя Иван Шуйский упал с лошади. Ему никак не удавалась взобраться в седло. Поэтому он решил использовать надгробный камень в качестве приступка, чтобы легче было залезть на лошадь. Прохожие, завидев это, пытались всячески отговорить боярина. Но он был упрямым. Шуйский встал на камень. Но едва занес ногу на седло, как конь его встал на дыбы и упал замертво, придавив собой боярина. После этого Шуйский долго не мог оправиться. Он находился в тяжелом состоянии, пока священнослужители не помолились о нем на Даниловой могиле. Этот случай был далеко не единственным, произошедшим здесь. Иван Грозный и его приближенные не раз становились свидетелями чудесных исцелений. Поэтому могущественный царь установил проведение ежегодного крестного хода к этому месту и службы панихиды.

Существует еще предание, что князь пришел во сне к царю Алексею Михайловичу в 1652 году и попросил вскрыть его гробницу. Все было исполнено. И нетленные чудотворные мощи святого Даниила Московского были обретены и перенесены в храм Семи Вселенских Соборов (на территории Даниловского монастыря). А самого князя приобщили к После революции 1917 года рака оказалась в Троицком соборе. А в 1930 году ее перенесли за южную стену храма Воскресения Словущего. Где находятся мощи святого Даниила Московского сегодня, неизвестно. После закрытия церкви данные о них потеряны.

Итоги правления

Московские владения, которые получил в наследство маленький Даниил, были малы и играли второстепенную политическую роль. Они были ограничены бассейном реки Москвы, не имея выхода к Оке. А во время междоусобиц Дмитрия и Андрея вовсе разорила княжество. Но уже с 1300 года политическое влияние Москвы начинает расти, территория расширяется. В 1301-1302 гг. князь захватил Коломну и присоединил к своим владениям Переславль.

В церковном отношении святым Даниилом Московским построено несколько архиерейских домов, храмов и монастырей. Их посещали митрополиты со всей Руси. Также в Даниловском монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Все это положило начало пути перенесения верховной церковной власти в Москву, которое при участии наследников произошло в 1325 году.

Даниил Московский также создавал коммуникации. Во время его правления была построена Большая ордынская дорога, объединяющая различные направления. Так Москва стала важным городом на перекрестке торговых путей.

Семья

Имя жены святого Даниила Московского точно неизвестно. Однако в некоторых источниках упоминается некая Евдокия Александровна. Всего у князя было пять наследников:

  • Юрий Даниилович (1281-1325) правил в Переславле и Москве. Присоединил Можайское княжество. При попытке добиться ярлыка на великое княжение в 1325 году был зарублен в порыве гнева тверским правителем Дмитрием Грозные Очи.
  • Борис Даниилович - правил в Костромском княжестве. Точный год рождения неизвестен. Умер в 1320 году. Погребен в городе Владимире, рядом с церковью Богоматери.
  • Иван I Калита (1288-1340) - князь Московский, Владимирский и Новгородский. Существует две версии происхождения его прозвища. Одна связана со сбором тяжелой дани для Золотой орды. Вторая повествует о том, что князь носил с собой мешочек с деньгами для нищих или покупки новых земель.
  • Афанасий Даниилович дважды был поставлен старшим братом во главу Новгорода (1314-1315, 1319-1322). Незадолго до смерти постригся в монахи.
  • Исторические летописи содержат сведения о еще одном сыне святого Даниила Московского - Александре. Он умер до 1320 года и был вторым по старшинству. Однако больше никакой информации о нем не сохранилось.

Память и почитание

В 1791 году князь был канонизирован для местного почитания. Днями святого Даниила Московского стали 17 марта и 12 сентября по новому стилю. Первый связан с основанием Собора Московских святых, второй - с обретением мощей. В дни памяти святого Даниила Московского именины празднуют Даниил, Александр, Василий, Григорий, Павел и Семен. Также в храмах проходят богослужения.

В 1988 году патриарх Пимен и Священный синод учредили орден Святого Благоверного Князя Даниила Московского в трех степенях.

В подмосковном Нахабине, недалеко от центра инженерных войск РФ, построен храм в память о святом. Теперь он является небесным покровителем этого центра и всей Российской армии.

В 1996 году именем князя названа подводная лодка Северного флота.

Даниловский монастырь

Самым первым и важным историческим и духовным памятником в списке наследия Даниила Московского является обитель на Москве-реке. Даниловский монастырь имеет многовековую историю. Основанный в 13-м веке, он не раз разрушался, перестраивался и был перепрофилирован.

После похода Дюденевской рати на Москву обитель пришла в упадок. Реконструкцией ее занялся Иван Грозный лишь в 1560 году. Здесь был возведен храм Семи Вселенских соборов и освящен митрополитом Московским Макарием.

Однако спустя 30 лет во время нашествия крымского хана Казы-Гирея он превратился в укрепленный лагерь. А в период Смуты и вовсе был разрушен. Третье возрождение обители произошло в 17-м веке, когда ее обнесли кирпичной стеной с семью башнями. Число монахов стало расти. Согласно документальным источникам о землевладении, в 1785 году Даниловскому монастырю принадлежали 18 десятин земли (чуть больше 43 тысяч кв.м).

В 1812 году он вновь был разорен. Ризницу успели вывезти в Вологду, а казну направили в Позднее на территории монастыря действовали богадельни для престарелых священнослужителей и их жен. Во время революции обитель формально была закрыта. Но монастырская жизнь продолжалась по явочному порядку. Настоятелем был архиепископ Феодор Волоколамский, а в послушании у него жили 19 монахов. На тот момент Даниловскому монастырю принадлежали уже 164 десятины земли (почти 394 тысячи кв.м).

В 1929 году обитель закрыли и перепрофилировали под детский изолятор НКВД. Была разобрана колокольня. А сами колокола от переплавки спас американский промышленник-дипломат Чарльз Крейн. До 2007 года они хранились в Гарвардском университете. Также был уничтожен монастырский погост (или некрополь). Прах писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, а могилу живописца В. Г. Перова - на кладбище Донского монастыря.

И наконец в 1982 году, незадолго до смерти, Л. И. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря Московской патриархии. Через год слово «Донской» было исправлено на «Данилов». Были организованы строительные работы, в ходе которых отреставрировали Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, возвели надкладезную часовню, Братский корпус в четыре этажа, гостиничный комплекс (за южной стеной обители) и освятили храм Серафима Саровского (1988). А в 2007 году в Даниловский монастырь вернулся колокольный ансамбль из Гарвардского университета.

Сегодня на территории обители действует воскресная школа и катехизические курсы для взрослых. Также есть собственное издательство «Даниловский благовестник».

Среди известных посетителей монастыря были 40-й президент США Рональд Рейган с супругой и Госсекретарь США Джордж Шульц.

Дважды в год в память о первооснователе Данииле Московском в обители проходят большие богослужения.

Молитва

В чем помогает святой Даниил Московский? Это главный вопрос православных верующих. Ведь князь является преимущественно исторической личностью. Однако свидетельства паломников говорят, что он всегда приходит на помощь тем, кто искренне обращается с молитвой о приобретении жилья или чудесном исцелении от тяжелых недугов (в частности, онкологических). Также к святому обращаются люди, которым не хватает душевных сил для прощения или для защиты от ложных обвинений. Ведь князь, согласно летописям, был на редкость милосердным и справедливым человеком. Для получения помощи и исполнения просьбы верующего, помимо молитв и тропаря, читают акафист святому Даниилу Московскому 40 дней подряд.

Существует и общая молитва, с которой можно обращаться каждый день к святому (не только носителям имени Даниил/Данил):

Моли Бога о мне (нас), святый угодниче Божий Даниил Московский, яко аз (мы) усердно к тебе прибегаю (прибегаем), скорому помощнику и молитвеннику о душе (душах) моей (наших).

О чем молятся святому князю Даниилу Московскому священнослужители? О мире в стране, о снисходительном нраве властей. Небесный покровитель защищает государство в случае военной опасности и помогает в преодолении конфликтов.

О мощах святого Даниила Московского теперь ничего неизвестно. Но в церковных записях Троицкого собора говорится о чудесных исцелениях болящих, обращавшихся когда-то к раке князя.

Икона

Одним из первых святых образов является икона святого Даниила Московского, относящаяся к 17-18 вв. На ней князь изображен со Священным писанием в руке. Перед ним расположен московский Кремль (белокаменный). А в верхнем левом углу изображена Святая Троица. Икона долгое время хранилась в Даниловском монастыре. Сегодня существуют ее копии.

Образ знаменитого князя широко используется в современной иконописи. Существуют специальные центры при храмах России, где можно заказать икону святого Даниила Московского. Либо приобрести именной образ или медальон. Как правило, на обратной стороне их располагается молитва или тропарь в честь святого. Нередко князя изображают с его отцом - Александром Невским. Такие образы помогают мирянам сохранить мир в семье, а церковь защищают от ересей и расколов.

Мозаичными иконами Даниила Московского и барельефами с его изображением украшены фасады и приделы многих храмов в Московской области. Например, церковь Христа Спасителя, собор Даниила Московского в Нахабино.

Можно найти в Даниловском монастыре. Вообще, вся территория здесь имеет особую атмосферу исторической памяти и святости. Молитва святому Даниилу Московскому перед иконой, как и любому другому покровителю, должна быть искренней, идти от сердца верующего. Священнослужители рассказывают, что иногда прихожане сетуют на святого, говоря, что все их моления тщетны. Надо помнить о справедливом нраве Даниила Московского. Он помогает действительно нуждающимся людям и только в светлых и чистых намерениях и делах.

В культуре

Святому Даниилу Московскому посвящен исторический роман «Младший сын». Автором его стал Дмитрий Балашов - филолог-русист и общественный деятель 20-го века. Точный год создания романа неизвестен. В произведении приведены научные сведения о жизни и княжении Даниила Московского, его семье и роли в становлении Москвы как экономического, политического, а главное, духовного центра России. Здесь также описаны причины распрей братьев Андрея и Дмитрия. Роман является первым из серии «Государи московские» и охватывает временной период с 1263 по 1304 гг.

В 1997 году по поводу на Серпуховской площади был установлен памятник знаменитому князю. Его авторами стали скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов и архитектор Д. Соколов. В левой руке Даниил Московский держит храм, а в правой - меч. Причем оружие находится в опущенном положении. В этом заключен миролюбивый нрав правителя, который считал распри и кровопролития неугодным Богу делом.

Святые покровители носящих имя Даниил

Святой благоверный князь Даниил Московский
Православной Церковью установлено два дня празднования: день памяти святого благоверного князя Даниила Московского – 4/17 марта и 30 августа/12 сентября – день обретения его святых мощей.
Святой благоверный князь Даниил Московский - сын Александра Невского . К святому князю Даниилу обращаются за помощью в благословении Божием над домом, в жилищных проблемах, молятся об обретении своего жилища. Также святой благоверный князь Даниил Московский ныне небесный покровитель Инженерных войск Российской армии.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Даниила Московского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой пророк Даниил
Святой пророк Даниил - великий библейский пророк, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, которые можно разделить на две части: историческую и пророческую. Во второй части изложены бывшие ему видения и откровения о судьбе мира. Книга пророка Даниила цитируется в Новом Завете: на нее ссылаются в своих беседах Спаситель и Его апостолы. В народной традиции святому молятся об объяснении непонятных и беспокоящих снов.
Даниил Египтянин, Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16 февраля/1 марта.

Их было пятеро. Братья-христиане, назвавшие себя именами библейских пророков: Илия, Иеремий, Исая, Самуил и Даниил, возвращались из Малой Азии в Египет. Их путь пролегал через город Кесарию. В это время там творились страшные дела. Христиан жестоко преследовали. В темнице уже два года томились Памфил, создавший библиотеку христианских книг, пожилой дьякон Валент и Павел.

Не успели пятеро египтян войти в город, как их тут же схватили. На допросе они признались, что исповедуют христианство. На вопрос о своем происхождении ответили, что они из Иерусалима. В третьем веке Иерусалима не было, он был разрушен в первом веке, и новый город носил уже другое название. Даниил и его братья говорили о небесном Иерусалиме. Ничего не понимая, правитель Фирмилиан хотел пытками выведать у них, где же находится этот город. Но все было бесполезно, тогда он велел казнить Даниила, его спутников и заключенных, которые сидели в тюрьме. Вслед за ними убиты были еще четыре человека. Тела 12 мучеников лежали 4 дня не тронутые, а на пятый день язычники разрешили христианам похоронить их.

святой пророк Даниил .

Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский, Египетский, преподобный, исповедник


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 17/30 декабря.
Даниил Нивертский жил в X веке. Испанский вельможа, он занимал высокое положение в обществе. Начальствовал на острове Ниверта. Но мирская слава не привлекала его, а скорее даже тяготила. Его душа была направлена к Богу. Святой Даниил отправился в Рим и принял там иночество. Совершая паломническое путешествие по святым местам: Константинополь, Иерусалим, принял там схиму с именем Стефан. В Египте, завоеванном сарацинами, святой Даниил попал в плен, где его принуждали принять ислам. Святой Даниил Нивертский мученически погиб за отказ поменять веру.

Иконописная мастерская «Твоя икона». Россия. XXI век

Даниил Никопольский (Армянский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 июля.

Святой Даниил был одним из 45 мучеников, пострадавших за веру в городе Никополе.
В начале IV века там правил император Лукиний. Он был непримиримым преследователем христиан. Издав приказ убить каждого, кто откажется поклониться языческим богам, он потребовал его исполнения. Игемон Лисий был одним из тех, кто должен был его выполнять. Насколько же он был потрясен, когда христиане сами пришли к нему. Это был святой Даниил и еще 44 человека. Лисий предложил им принести жертву языческим богам и обещал после этого отпустить. Но мученики не отреклись от Христа, даже после того, как были избиты и брошены в темницу. Там святой Даниил молился и вместе со всеми пел псалмы. Однажды он увидел Ангела, который сообщил, что подвиг их скоро будет завершен. На следующий день, претерпев жестокие истязания, святой Даниил Никопольский принял мученическую смерть.

На именных иконах, как правило, изображается святой пророк Даниил .

Даниил Переяславский, архимандрит
Святой Даниил Переяславский родился около 1460 года в Переславле-Залесском. В миру звался Димитрий. Рос кротким, разумным ребенком, любил читать духовные книги и посещать богослужение в храме. Образование юноша получил в монастыре, в котором игуменом был его родственник, чтимый старец Иона. Там Димитрий окончательно решил избрать путь монашеского служения и стремления к христианскому совершенству. В семнадцать лет он с братом Герасимом тайно от родителей ушел из Переяславля в Боровский Пафнутиев монастырь и там принял постриг с именем Даниил.

Под руководством старца Левкия Даниил Переяславский быстро научился строгостям монашеской жизни, смиренномудрию и послушанию. Иноки уважали его за добродетели, твердую веру, неустанный труд и пожелали видеть Даниила своим игуменом. Но опасаясь соблазна власти, подвижник ушел из Боровской обители и после странствования по многим монастырям возвратился в родной Переяславль, поселившись в Горицком монастыре. Сначала Даниил служил просфорником, но вскоре за строгую, богоугодную жизнь и усердие в служении его назначили духовником братии. Не только монахи, но и многие миряне обращались к нему за мудрыми наставлениями.

Всем сердцем следуя завету любви к ближнему, преподобный Даниил всегда принимал странников и взял на себя заботу о захоронении бедных, безродных и бездомных. Он погребал их на горе в братской могиле - скудельнице и поминал в молитвах. Даниил часто слышал рассказы о том, что люди видят исходящий от этого места свет и слышат колокольный звон. И он решил построить возле скудельницы церковь всех святых. В подтверждение благости этого замысла, быстро нашлись необходимые средства для построения храма, и великий князь Василий дал преподобному Даниилу грамоту на устроение церкви в нужном месте. Однако, многие горожане и крестьяне высказали пожелание о том, чтобы при скудельнице была создана не одна церковь, а святая обитель. Так возник Троицкий монастырь. Даниил Переяславский стал его настоятелем в сане архимандрита.

Известно, что преподобный Даниил прославился как прозорливец и чудотворец. Братия видели его ходящим по воде. Он не раз чудесным образом он спасал страждущих от голода и болезней. Даже упоминание его имени в молитве давало верующим людям защиту от разбойников. В монастыре сохранился колодец, выкопанный Даниилом Переяславским. От воды из этого колодца богомольцы неоднократно получали исцеление своих недугов.

Перед смертью святой подвижник принял схиму и скончался 7 апреля 1540 года в возрасте 81 года. От его мощей также было явлено много чудес.

Даниил II Сербский, архиепископ

Даниил Столпник, преподобный
Святой Даниил Столпник жил в V веке в Сирии недалеко от города Самосаты. Его мать после долгих лет бесплодия дала обет, что если ребенок родится, его жизнь будет посвящена Богу. Когда у нее родился мальчик, она до 5 лет не называла его по имени, потом привела ребенка в ближайший монастырь и попросила дать имя. Игумен наугад открыл книгу на словах пророка Даниила и окрестил мальчика именно так. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но им отказали. В 12 лет Даниил самовольно ушел в монастырь. Родители, узнав об этом, уговорили игумена постричь сына в монахи.

До 42 лет Даниил подвизался в монастыре. Примером для подражания в духовной жизни для него стал Симеон Столпник, и он тоже решил принять подвиг столпничества. Преподобный Даниил ушел из монастыря во Фракийскую пустыню и поселился там на построенном столпе. Однажды ночью подвижник едва не умер от холода. Узнавший об этом император повелел построить подвижнику столп из двух колонн, соединенных железными скрепами, на вершине которых был воздвигнут небольшой домик. С благословения патриарха Константинопольского Геннадия преподобный Симеон был рукоположен во священники. К нему стали часто приводить больных и увечных с надеждой на исцеление. Молитвы Симеона Столпника были усердны, советы просты, проповеди всем понятны. Многим несчастным он помог обрести свой жизненный путь.

За 33 года столпничества святой Даниил только раз спустился на землю, когда император Василиск, свергший предшественника Зенона, стал покровительствовать еретикам. С трудом спустившегося Даниила толпа несла на высоко поднятом кресле как духовного лидера народного восстания, и император поспешил признать свои ошибки.

Преподобный Даниил Столпник прожил до 80-ти лет и мирно скончался в 490 году.

Даниил Шужгорский, преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 сентября/4 октября.