Группа государств по борьбе с коррупцией греко. Устав Группы государств по борьбе с коррупцией (GRECO)

Международная организация ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) Совета Европы отчиталась об оценке эффективности принятых Россией мер по предупреждению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров. В докладе отмечается, что коррупционные скандалы с участием высокопоставленных представителей власти в РФ являются обычной практикой. РФ предлагают ограничить роль исполнительной власти в назначении судей и назначать прокурорами не работавших в прокуратуре юристов.


ГРЕКО опубликовала четвертый оценочный отчет о ситуации в России (.pdf), подготовленный экспертами организации, к которой РФ присоединилась в 2007 году. «Восприятие влияния коррупционной деятельности в РФ за последние пять лет остается на высоком уровне», говорится в документе. По данным Transparency International , в 2016 году РФ занимала по этому критерию 131-е место среди 174 стран, при этом 39% опрошенных называли коррупцию одной из трех основных проблем в РФ, а 62% «поставили своему правительству оценку “плохо” за противодействие коррупции».

В докладе отмечается, что коррупционные скандалы с участием депутатов Госдумы и членов Совета федерации являются обычной практикой (упоминаются, в частности, дела экс-сенаторов Константина Цыбко и Дмитрия Кривицкого), кроме того, в СМИ регулярно появляется информация о коррупционных делах, в которых замешаны прокуроры и судьи. Публикации, в которых фигурировал генпрокурор Юрий Чайка, ГРЕКО не упоминает, но отмечает, что в 2017 году в России проводились оппозиционные публичные акции против коррупции , вызванные, по заявлениям российских властей, «неподтвержденными обвинениями» в адрес премьера Дмитрия Медведева.

Согласно докладу, в 2016 году 12 человек, занимающих должности в Федеральном собрании, были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, связанные с коррупцией (в 2015 году - 6 человек, в 2014 году - 7, в 2013 году - 8). При этом, по данным Генпрокуратуры, в 2013 и 2015 годах не было вынесено обвинительных приговоров в отношении членов парламента, а в 2014 году был вынесен один такой приговор. В 2015 году 14 лиц, занимающих должности в судебных органах, были привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлении (в 2014 году - 3, в 2013 году - 2). В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены в отношении 5 судей (в 2014 году и в 2013 году - в отношении одного соответственно). В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 18 работников органов прокуратуры, в том числе 11 - за коррупцию, вынесены обвинительные приговоры в отношении 18 лиц (в 2014 году - 16, а в 2013 году - 8).

В предыдущем отчете (см. “Ъ” от 21 ноября 2016 года) отмечалось «расширение сферы охвата взяточничества» и необходимость мер противодействия «злоупотреблению служебным положением в корыстных целях», а антикоррупционная реформа Уголовного кодекса была оценена как «значительный шаг назад». ГРЕКО также отмечала, что коррупция в РФ затрагивает даже «госорганы по предотвращению коррупции» - правоохранительные и судебные.

Систему декларирования доходов, интересов, имущества и обязательств членами обеих палат Федерального собрания ГРЕКО советует усилить, включив механизм проверки источников доходов парламентариев. При этом проверки декларации должны инициировать парламентские комиссии с целью обеспечения независимости законодательной власти. Санкции за такие нарушения, в том числе за неполное или недостоверное декларирование, должны быть «эффективными, соразмерными и сдерживающими». ГРЕКО также призывает принять и опубликовать кодекс этики для депутатов Госдумы и сенаторов - для обеспечения их независимости и предотвращения конфликтов интересов.

ГРЕКО отмечает, что судебная система подвержена коррупции, предлагая ограничить роль исполнительной власти в назначении судей, а отбирать их на основании объективных и общедоступных критериев. Кроме того, предлагается укрепить стабильность срока полномочий мировых судей, занимающихся примерно 80% всех судебных разбирательств. Совет Европы также раскритиковал новый кодекс судейской этики, рекомендовав вернуть в него исключенные положения о беспристрастности и честности судей, касающиеся конфликта интересов. Сторонам разбирательства, чье ходатайство об отводе судьи, принимающего решение по их делу, было отклонено, необходимо предоставить возможность незамедлительного обжалования такого отказа. Иммунитет судей должен быть «функциональным», то есть ограничиваться лишь деятельностью, связанной с отправлением правосудия. Контроль за доходами судей и их источниками должен быть усилен «с надлежащим соблюдением конфиденциальности и безопасности самих судей и их родственников».

Прокурорский корпус Совет Европы рекомендует сбалансировать за счет более прозрачной и открытой процедуры назначения на высокие должности кандидатов, которые не состоят на службе в органах прокуратуры, на основе заранее установленных объективных критериев. Распределение дел в прокуратуре должно соответствовать объективным стандартам для защиты от незаконного влияния, а результаты дисциплинарных разбирательств в отношении прокуроров должны быть публичными. ГРЕКО рекомендует узаконить инструкцию для депутатов, судей и прокуроров в отношении получаемых ими подарков.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Министр юстиции Александр Коновалов в интервью "Интерфаксу" рассказал о деятельности организации ГРЕКО, занимающейся содействием странам Европы в деле борьбы с коррупцией

Москва. 29 января. сайт - Александр Владимирович, недавно прошло заседание международной организации ГРЕКО. Не могли бы вы пояснить, что это за организация, с какой целью она создана, и на каких принципах основывается ее деятельность, входит ли Россия ее состав?

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) – международная организация, созданная Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-участников антикоррупционным стандартам Совета Европы. ГРЕКО была учреждена Советом Европы 1 мая 1999 г. Целью ГРЕКО является помощь государствам-членам в антикоррупционных усилиях путем выявления, с помощью процедур взаимных оценок, недостатков действующих национальных антикоррупционных механизмов. В своей деятельности ГРЕКО руководствуется Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцией Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, 22 Руководящими принципами по борьбе с коррупцией Совета Европы, а также собственной наработанной практикой. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, либо Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, автоматически становится членом ГРЕКО и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. В настоящий момент членами ГРЕКО являются 46 государств, включая все страны Совета Европы, а также США. Россия также является членом ГРЕКО с 1 февраля 2007 г. Следует отметить, что названные международные договоры прямо устанавливают, что ГРЕКО является в отношении них контрольным механизмом.

Вы упомянули процедуры взаимных оценок, проводилась ли такая оценка российской системы противодействия коррупции? Если да, то, какие выводы были сделаны?

Российская Федерации, подписав и ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, стала членом ГРЕКО 1 февраля 2007 г. Соответственно 1 и 2 раунды оценок ГРЕКО Российской Федерации были запланированы на 2008 г. Россия проходила названные раунды оценки последней, так как последней присоединилась к ГРЕКО. Таким образом, при оценке Российской Федерации использовался весь опыт ГРЕКО, наработанный при оценке других 44 государств – членов ГРЕКО. То есть не приходится говорить о каких-либо специальных скидках для России. В апреле 2008 г. состоялся визит в РФ делегации экспертов-оценщиков ГРЕКО, которые на основе предварительно заполненных властями РФ вопросников на практике знакомились с системой борьбы с коррупцией в стране.

Оценщики ГРЕКО встречались с представителями администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, Государственной Думы, правоохранительных органов, Минфина, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, ФНС России и др., представителями СМИ. Следует отметить, что оценщики ГРЕКО встречались не только с представителями властей, но и не неправительственными организациями, в частности, российским отделением Transparency International, фондом "Индем", общественной организацией "Национальный антикоррупционный комитет" - то есть организациями, которые сложно заподозрить в особых симпатиях к властным кругам.

Тематикой совмещенного 1 и 2 раундов оценки ГРЕКО являлись: степень независимости, а также силы и средства органов, задействованных в борьбе с коррупцией; объем иммунитетов по российскому законодательству; борьба с отмыванием доходов от коррупции; антикоррупционные механизмы в сфере государственного управления; участие юридических лиц в борьбе с коррупцией. По итогам визита в Россию экспертами-оценщиками стран ГРЕКО совместно с секретариатом ГРЕКО был подготовлен проект отчета об оценке эффективности антикоррупционной системы РФ, который был вынесен на утверждение пленарного заседания ГРЕКО 1-5 декабря 2008 г. в. Страсбурге. Была дана объективная и деполитизированная оценка соответствующим аспектам российской антикоррупционной системы. По итогам заседания в финальную редакцию отчета ГРЕКО по России вошли 26 рекомендаций. Многие аспекты, по которым даны рекомендации, в той или иной степени нашли свое разрешение в новейшем антикоррупционном законодательстве, принятом по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.

Эксперты ГРЕКО специально отметили необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях. Реализация иных рекомендаций может потребовать издания руководящих указаний пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов, ведомственных приказов, отпимизации административной практики и кадровой политики государства.

Александр Владимирович, раскройте, пожалуйста, если не секрет, содержание предложенных рекомендаций.

Во-первых, властям РФ рекомендуется разработать на базе Национального плана противодействия коррупции подробную национальную антикоррупционную стратегию, распространяющую свое действие на федеральный, региональный и местный уровни. При этом стратегия должна делать специальный акцент на предотвращении коррупции, прозрачности государственного управления, быть доступна широкой общественности для информирования общественности о стратегии и мерах по ее осуществлению. Властям России также предложено обеспечить более широкое представительство в новом совете при президенте РФ по противодействию коррупции с тем, чтобы лучше отражать интересы как регионов, так и гражданского общества.

Шесть рекомендаций ГРЕКО напрямую следуют из положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, и касаются совершенствования системы расследования случаев коррупции, приведения правового института конфискации коррупционных доходов и инструментов коррупционных правонарушений в соответствии с Конвенцией, а также установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Известно, в России существует достаточно широкий круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного и административного преследования. Как смотрят на это эксперты ГРЕКО?

Эксперты ГРЕКО, основываясь на руководящих принципах по борьбе с коррупцией Совета Европы, высказались за сокращение в законодательстве категорий лиц, на которых распространяется специальная процедура привлечения их к уголовной или административной ответственности, а также за упрощение таких процедур. В частности, Группа оценщиков ГРЕКО рекомендует сократить категории лиц, обладающих иммунитетом от преследования, до минимума, необходимого в гражданском обществе; пересмотреть положения законодательства о снятии иммунитетов с целью его упрощения, выработать методические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов и судей по применению названых положений законодательства; и установить конкретные и объективные критерии для применения палатами Федерального Собрания, Конституционным Судом или квалификационной коллегией судей при рассмотрении запросов о снятии иммунитетов, а также гарантировать, чтобы решения, принимаемые в отношении иммунитетов, были свободны от политических мотивов и основаны только на обстоятельствах соответствующего запроса и лежащего в его основе расследования.

Укреплению независимости судов и совершенствованию антикоррупционных механизмов в судебной системе РФ эксперты ГРЕКО уделили также особое внимание в своих рекомендациях. В частности властям РФ рекомендовано продолжить усилия по практическому укреплению принципа независимости судебной власти, как это предусмотрено Конституцией РФ и законодательством, в особенности, при процедурах набора и продвижения по карьерной лестнице судей и отправлении правосудия.

Традиционно острую дискуссию среди юристов и в российском обществе вызывает тема конфискации имущества? Высказывались ли эксперты ГРЕКО на этот счет?

Да. Оценщики ГРЕКО рекомендовали властям РФ рассмотреть возможность введения в уголовное законодательство страны так называемой нормы "конфискации in rem" - основанной на переносе бремени доказывания законности происхождения имущества, в отношении которого имеются подозрения о его коррупционном происхождении на заинтересованное лицо – процедуры, которая давно применяется в таких странах как США, Великобритания и т.п.

Кроме того, эксперты ГРЕКО предложили разработать учебные курсы и методические рекомендации для лиц, применяющих меры по конфискации и обеспечительному аресту имущества. Однако справедливости ради надо заметить, что конфискация "in rem" - достаточно сложный правовой институт на стыке гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права, дискуссии о котором ведутся в России на протяжении последних восьми лет. Целесообразность его введения в российской правовой системе еще подлежит обсуждению учеными и практиками.

А какова позиция ГРЕКО по предотвращению коррупцпионных проявлений?

Отдельный и обширный блок рекомендаций властям России касается антикорруцпионных гарантий в сфере государственной службы и государственного управления. В частности, ГРЕКО рекомендует гарантировать, чтобы реформа государственного управления в сфере борьбы с коррупцией была применима к широкому кругу лиц, нанятых государством чиновников; принять в приоритетном порядке подробное и конкретное законодательство о доступе к информации о деятельности органов государственной власти, а также обеспечить процедуры контроля за точным соблюдением такого законодательства; гарантировать, чтобы на практике набор на гражданскую службу был основан на принципах, установленных соответствующим законодательством (например: публичное объявление о вакансиях, справедливая конкуренция между кандидатами и предотвращение конфликта интересов) и обеспечить применение упомянутых принципов и к другим категориям госслужащих, исключить практику принятия существенных подарков в любой форме в сфере государственного управления и рассмотреть вопрос о возможности полной отмены правового основания для получения каких-либо подарков государственным служащим в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса; ввести четкие правила (методические рекомендации) для государственных служащих о сообщении о подозрениях в коррупции и ввести специальный механизм защиты лиц, добросовестно сообщающих о коррупции в сфере государственного управления, от неблагоприятных последствий, предусмотрев систематическое обучение всего соответствующего персонала.

ГРЕКО также рекомендует продолжить усилия по совершенствованию процедур административного и судебного обжалования действий и решений органов государственной власти и рассмотреть вопрос о возможности, в долгосрочной перспективе, создания специализированной системы административных судов . Эксперты ГРЕКО специально отмечают необходимость разработки и введения в действие модельного кодекса этики чиновников, который мог бы быть скорректирован в свете конкретных нужд различных сфер государственного управления.

А каким видится экспертам ГРЕКО роль в противодействии коррупции институтов гражданского общества и представителей бизнеса?

Эксперты ГРЕКО, которые считают, что неприятие коррупции должно быть встречным процессом, в том числе и со стороны представителей бизнеса, отдельно рекомендовали призвать аудиторов и других лиц, оказывающих юридические и консультативные услуги, сообщать о подозрениях в коррупции в отношении их клиентов в компетентные органы. Надо заметить, что экспертами ГРЕКО специально отмечается необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях.

И в заключение хотелось бы выделить то обстоятельство, что практически все аспекты, по которым ГРЕКО даны рекомендации, затрагиваются новейшим антикоррупционным законодательством, принятым по инициативе президента РФ Д.Медведева.

Впервые даже ведущие страны признали, что в России действительно крепко взялись за продажных чиновников.

В международном антикоррупционном рейтинге наша страна поднялась сразу на 10 позиций. В России сейчас уже осуждено почти 9,5 тысяч коррупционеров разного уровня. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман рассказал "Российской газете", как Россию приняли во влиятельную международную организацию - Группу государств против коррупции, и как там буквально под микроскопом оценивают работу наших правоохранителей, судей, чиновников и законодателей.

Александр Эмануилович, до недавнего времени казалось, что продажные чиновники совсем страх потеряли. В их среде пропало ли, наконец, чувство безнаказанности? Появилось ли у них ощущение опасности?


Александр Буксман: Усилия России против коррупции оценили. Фото:ИТАР-ТАСС

Александр Буксман: Не может не появиться. Об этом говорят даже цифры статистики. В минувшем году выявлено на 22,5 процента больше преступлений этой категории, чем в 2011 году (более 49 тысяч) и на 13 процентов больше установлено коррупционеров.

Кроме того, существенно увеличилось количество уголовных дел, которые были возбуждены по чиновникам, занимающим высокое должностное положение.

Среди самых заметных - уголовные дела о преступлениях, совершенных руководством "Оборонсервиса", "Главного управления обеспечения войск", "Росагролизинга", "Российских космических систем", работниками министерства регионального развития.

Всего за совершение коррупционных преступлений осуждено почти 9,5 тысяч человек, из них около 900 - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе 244 главы муниципальных образований и местных администраций, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов, двое судей, три депутата представительных органов в регионах, 111 депутатов органов местного самоуправления.

Деятельность органов прокуратуры против коррупции также активизировалась. В 2012 году прокурорами выявлено почти 350 тысяч нарушений законов, что на 12 процентов больше, чем в 2011 году. В следственные органы прокурорами в порядке ст. 37 УПК направлено более 5,4 тысячи материалов о нарушении уголовного закона, по которым возбуждено свыше 4,5 тысячи уголовных дел, что также существенно больше, чем годом раньше.

Общественное мнение замечает все эти тысячи уголовных дел, или по-прежнему считается, что с коррупцией у нас борются только на бумаге?

Александр Буксман: Не резко и не в один день, но оценка россиян продолжительных и последовательно принимаемых мер по противодействию коррупции начала меняться в лучшую сторону. Например, согласно опросам ВЦИОМа, стало реже поддерживаться мнение о непобедимости коррупции: в 2004 году - 64 процента, в 2012 году - 50 процентов. При этом становится больше тех, кто верит в возможность преодолеть коррупцию - с 30 до 44 процентов.

Результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными для граждан: если в 2007 году их отмечали 36 процентов опрошенных, то сегодня - уже 45 процентов.

Россияне чаще стали отмечать и эффективность работы правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры (с 12 до 17 процентов), специальных комиссий (с 5 до 13 процентов). Одной из самых успешных признается деятельность СМИ (с 4 до 21 процента за восемь лет). Все меньше становится тех, кто считает, что успехов в борьбе с коррупцией не достигает никто (с 52 до 29 процентов за восемь лет).

Другой важной составляющей при оценке состояния борьбы с коррупцией в России является мнение международных организаций. Согласно индексу восприятия коррупции, формируемому Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, в 2012 году Россия поднялась сразу на 10 позиций, со 143-го до 133-е место, набрав 28 баллов.

А международное сообщество дает какие-то рекомендации и оценки? Ведь вы являетесь руководителем российской делегации в Группе государств против коррупции и знаете эту кухню изнутри. Есть польза от такого сотрудничества?

Александр Буксман: Эта организация, сокращенно именуемая ГРЕКО, была создана в 1999 году, для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Наиболее важными из таких документов являются Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.1999) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999).

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Для реализации названных целей ГРЕКО осуществляет мониторинг проводимых странами-участницами политик в сфере противодействия коррупции, в ходе которого дается оценка их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы и высказываются рекомендации по устранению выявленных несоответствий и недостатков. Механизм работы ГРЕКО заключается в проведении самими странами-участницами взаимных экспертных оценок с осуществлением страновых визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей.

Работа ГРЕКО разбита на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов.

Изначально в ГРЕКО входило 17 государств-участников Совета Европы. В настоящее время их уже 49 (48 государств Европы и США). Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году. В ГРЕКО наша страна вступила в начале 2007 года, то есть уже после того, как первый и второй раунды оценки были завершены. Поэтому мы прошли объединенную процедуру оценки по темам как первого, так и второго раундов оценки.

- Что значат эти оценки?

Александр Буксман: Первый этап оценки - это изучение различных аспектов деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. Оценивается независимость этих органов, их компетенция, достаточность обеспечения, эффективность работы. А также обоснованность и объем предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования.

В рамках второго раунда оценивались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по выявлению, изъятию и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждению коррупции в системе государственного управления, ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.

И, наконец, третий раунд посвящен уголовно-правовой политике государства - особенностям криминализации в национальном уголовном законодательстве конкретных видов коррупционных проявлений, а также прозрачности финансирования политических партий.

C 2012 года стартовал четвертый раунд оценки, в рамках которого анализируются существующие в странах-участницах ГРЕКО системы противодействия коррупции в парламенте, судейском сообществе и органах прокуратуры, однако в отношении России он будет проводиться не ранее 2014 года.

- Какие выводы по России уже сделаны?

Александр Буксман: После первых двух раундов оценки в адрес России ГРЕКО высказало 26 рекомендаций. Таким образом наша страна оказалась в непростом положении, когда в короткий срок - за 18 месяцев необходимо было принять меры по их реализации, в то время как большинству стран-членов ГРЕКО адресовалось не более 10-15 рекомендаций в рамках этих раундов.

При этом каждая из рекомендаций предполагала целую реформу в определенной области. Так, например, с учетом рекомендаций принята Национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно пересматривался и корректировался Национальный план противодействия коррупции, подготовлен Типовой кодекс поведения государственных служащих.

Чтобы представить масштабы проделанной работы, отмечу, что во исполнение рекомендаций Россией за довольно короткий срок принято около полутора десятка новых федеральных законов, еще в три с половиной десятка внесены изменения. Такие поправки были сделаны в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. А чтобы реализовать эти законодательные новеллы, органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов президента Российской Федерации.

- На какой стадии сейчас находится третий раунд оценки?

Александр Буксман: 3 раунд оценки ГРЕКО, касающийся вопросов криминализации преступных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий, был завершен в отношении России в 2012 году. В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте прошлого года в докладе по итогам данного раунда в адрес России высказана в общей сложности 21 рекомендация. По числу и характеру высказанных рекомендаций, общим оценкам исследованных элементов российской системы противодействия коррупции доклад в целом сопоставим с аналогичными докладами, принятыми в отношении развитых европейских стран.

Высказанные рекомендации являются стандартными для ГРЕКО и иных международных организаций с антикоррупционной тематикой. В основном ими предлагается криминализировать торговлю влиянием, "предложение", "обещание" и "просьбу" о предоставлении неправомерного преимущества, подкуп членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, а также национальных и иностранных третейских судей, включить в предмет взятки и коммерческого подкупа неправомерные преимущества неимущественного характера, распространение уголовной ответственности за коммерческий подкуп не только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и на рядовых сотрудников.

- Как европейские коллеги оценили антикоррупционную работу России?

Александр Буксман: На пленарном заседании ГРЕКО, которое прошло в Страсбурге в конце прошлого года, Россия успешно защитила итоговый отчет о выполнении рекомендаций по итогам первого и второго раундов оценки. В целом России засчитано полное выполнение 15 и частичное выполнение 11 рекомендаций, невыполненных не осталось. Это действительно хороший результат. Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом прогрессе. Впереди нас ждет дальнейшая работа: отчет по третьему раунду оценки - по вопросам криминализации коррупционных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий и четвертый - по предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

Как вообще выглядит Россия в Группе государств против коррупции на фоне других европейских стран? Не смотрят на нас предвзято?

Александр Буксман: Сегодня позиции России на международном антикоррупционном треке весьма сильны. Особенно на фоне ряда стран, признанных ГРЕКО "не выполняющими" ее рекомендации, прежде всего, в рамках третьего раунда оценки. К примеру, считается, что в таких странах, как Дания, Бельгия, Швеция и Германия уровень коррупции очень невысок. Вместе с тем эти страны нередко попадают в число нарушителей установленного порядка выполнения рекомендаций ГРЕКО.

Наконец, еще одним показателем эффективной работы российской делегации и возросшего авторитета России на международной арене стало избрание в декабре 2011 года в состав руководящего органа ГРЕКО - Бюро - российского представителя. Им стал заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов. Кстати, по приглашению Генеральной прокуратуры России следующее заседание Бюро ГРЕКО состоится в Москве в мае этого года.

- ГРЕКО - это единственная подобная организация или есть и другие?

Александр Буксман: Как я уже говорил, ГРЕКО занимается оценкой европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Однако указанная конвенция - не единственный подобный международный документ в области противодействия коррупции. Не менее важное значение имеет, к примеру, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Нью-Йорке 31 октября 2003 года и ратифицированная Россией в 2006 года.

В отношении данной Конвенции действует схожий оценочный механизм, который был запущен в 2009 года. Генеральная прокуратура России также является ответственным ведомством в рамках данного процесса.

- Конвенция ООН сильно отличается от антикоррупционного механизма Совета Европы?

Александр Буксман: Прежде всего необходимо отметить, что Россия с самого начала принимала активное участие в разработке как самой Конвенции, так и механизма оценки ее выполнения, в том числе специального программного обеспечения.

Первый цикл обзора рассчитан на пять лет и посвящен оценке выполнения государствами-участниками положений Конвенции, касающихся криминализации, правоохранительной деятельности и международного сотрудничества.

Сначала проводится "кабинетный обзор", который основывается на ответах на комплексный контрольный перечень вопросов для самооценки и на дополнительной информации, предоставленной государством, в отношении которого проводится обзор.

После получения результатов кабинетного обзора государством участником, в отношении которого проводится обзор, Секретариат организует телефонную конференцию или видеоконференцию для правительственных экспертов государств-участников, проводящих обзор (определяемых путем жеребьевки) и государства-участника, в отношении которого проводится обзор. В ходе конференции правительственные эксперты представляют свои части кабинетного обзора и разъясняют сделанные выводы.

По договоренности кабинетный обзор может быть дополнен другими средствами, такими как посещение страны или проведение совместной встречи в отделении ООН в Вене.

На заключительном этапе процесса обзора правительственные эксперты готовят проект странового доклада об обзоре и направляют его государству-участнику, в отношении которого проводится обзор. В докладе указываются успешные результаты и виды практики, а также определяются трудности и приводятся комментарии в отношении осуществления Конвенции.

Секретариат направляет проект странового доклада об обзоре государству, в отношении которого проводится обзор, для получения согласия. В случае несогласия проводится диалог между государством, в отношении которого проводится обзор и правительственными экспертами для достижения консенсуса в отношении окончательного варианта доклада. Затем готовится и согласовывается резюме доклада, содержащая краткие выводы по результатам проведенного обзора.

- На какой стадии сейчас этот механизм в отношении России?

Александр Буксман: В настоящее время правительственными экспертами обозревающих нас стран - это Украина и Эквадор, завершена подготовка итогового доклада об оценке выполнения Российской Федерацией глав III "Криминализация и правоохранительная деятельность" и IV "Международное сотрудничество" Конвенции ООН против коррупции, согласованы его краткое резюме и рекомендации.

Как показал анализ проведения оценок в рамках ооновского механизма в отношении других стран, процесс обзора России был одним из самых быстрых и качественных.

Нами проделана объемная работа, итогом которой стала подготовка подробного доклада по Российской Федерации.

Для участия в ней со стороны России была специально сформирована группа российских правительственных экспертов под руководством Генеральной прокуратуры, в которую вошли представители Администрации Президента, ФСБ, МВД, Минюста, МИДа и Росфинмониторинга. В работе над докладом принимали участие также эксперты Верховного Суда, Следственного комитета, Минфина и Минэкономразвития России.

В итоге подавляющее большинство норм Конвенции признаны реализованными в российском законодательстве, а высказанные рекомендации по совершенствованию российской системы противодействия коррупции не требуют существенных изменений законодательства и правоприменительной практики.

Сравнительное изучение уже подготовленных и распространенных ООН докладов по ряду европейских стран, в том числе участвующих в работе ГРЕКО, в частности, Швейцарии, Финляндии, США, показало, что высказанные в их адрес рекомендации больше по количеству и жестче по характеру предложенных мер, чем те, что высказаны в адрес России.

Это позволяет говорить о том, что подготовка российского доклада в рамках ооновского механизма ознаменовала значительные достижения России в области имплементации международных антикоррупционных стандартов за всю историю.

Для чего вообще России нужно участвовать в подобных оценочных механизмах? Нам разве недостаточно национального законодательства?

Александр Буксман: Во-первых, мы приводим свое национальное законодательство в соответствие с самыми высокими европейскими стандартами. Параллельно с законодательством совершенствуется и правоприменительная практика. Вместе они создают прочную и эффективную систему противодействия коррупции.

В конечном же счете вся эта работа влияет на положение России на международной арене. Причем, хотел бы подчеркнуть, не только в антикоррупционной области.

То, как у нас ведется борьба с коррупцией, интересует не только граждан нашей страны и различных экспертов, но и организации других стран, их бизнес-структуры. Международный рейтинг России напрямую влияет на ее инвестиционную привлекательность, от которой, в свою очередь, зависит эффективность рыночной экономики. А это уже наше с вами качество жизни. Именно поэтому вопросам борьбы с коррупцией, и в том числе на международной арене, придается столь важное значение.

- Как участие в подобных международных организациях может повлиять на уровень коррупции в нашей стране?

Александр Буксман: Конкретно их влияние определить невозможно, поскольку такое воздействие оказывается комплексно всей системой мер противодействия коррупции, в которой международное взаимодействие является лишь одним из звеньев.

Вместе с тем, результаты работы правоохранительных органов в 2012 году в целом свидетельствуют о положительных подвижках в области борьбы с коррупцией. Однако несмотря на все положительные тенденции, очевидна необходимость дальнейших шагов по противодействию коррупции. Поэтому работа в области международного антикоррупционного взаимодействия, включая участие в деятельности ГРЕКО, оценочном механизме Конвенции ООН против коррупции и других будет продолжена.

Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам

Коррупция - одно из самых распространенных и коварных зол. По некоторым предположениям, годовая сумма коррупционных сделок достигает сотен миллиардов евро.

Подход Совета Европы к борьбе с коррупцией имеет три взаимоувязанных аспекта: разработка общевропейских норм и стандартов, контроль за их соблюдением, а также предоставление технического содействия и реализация программ адресной помощи странам и регионам.

Совет Европы разработал несколько международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, их проведение в жизнь было поручено Группе государств по борьбюе с коррупцией - ГРЕКО.

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет собой форум для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Состоять в ГРЕКО могут не только государства-члены Совета Европы, и постоянный рост числа участников - лишнее доказательство ее успеха. В настоящее время в группе 48 членов: 47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption, GRECO ) - международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США.

Задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки анти-коррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.


Работа ГРЕКО ведется согласно уставу и одобренным процедурным правилам. Каждая из стран назначает до двух представителей для работы в группе, которые участвуют в пленарных заседаниях и имеют право голоса. Каждая страна также предлагает ГРЕКО список экспертов, которые допускаются к работе по оценке ситуации. Другие структуры Совета Европы, как, например, ПАСЕ, также могут назначать своих представителей. Статус наблюдателя при ГРЕКО получили Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций, которую в ГРЕКО представляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). ГРЕКО избирает Президента, вице-президента и членов Бюро, которые принимают непосредственное участие в разработке рабочей программы группы и наблюдением за исполнением процедур оценки.

В Уставной комитет ГРЕКО входят представители Советов Министром каждой из стран в составе группы, а также спец.представители от других государств. Этот комитет отвечает за принятие рабочего бюджета группы и уполномочен делать публичные заявления, если находит, что одна из стран-участниц недостаточно серьезно относится к рекомендациям ГРЕКО.

Устав ГРЕКО определяет типичную процедуру для работы, которая может быть применена в измененном виде к различным правовым инструментам, подлежащим пересмотру.

Секретариат группы ГРЕКО расположен в Страсбурге , им руководит Исполнительный секретарь, которого назначает Генсек Совета Европы.

Группа ГРЕКО
Группа стран по борьбе с коррупцией

Участники (расширенное частичное соглашение)
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, «Бывшая югославская республика Македония», Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония
Группа ГРЕКО сотрудничает с ООН, с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а также с другими международными и неправительственными организациями

Задачи

  • усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в данную организацию
  • создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения и выявления случаев коррупции

Комиссия Группы государств против коррупции (Group of States Against Corruption, GRECO) завершила свою работу по оценке законодательства РФ - в частности, антикоррупционной повестки в парламенте нашей страны. Полный текст рекомендаций будет опубликован в ближайшее время. В октябре российская делегация приняла участие в пленарном заседании GRECO в Страсбурге, где обсуждался черновой вариант документа.

О том, как международная организация оценивает потенциальную коррупциогенность российского парламента, о новых требованиях к декларации о доходах, стоимости подарков, а также о допуске западных СМИ в нижнюю палату «Известиям» рассказал зампредседателя комитета по безопасности Госдумы, представитель ГД по вопросам взаимодействия с GRECO Анатолий Выборный.

- Удалось ли вам в ходе визита в Страсбург повлиять на переоценку ранее принятых решений?

На пленарном заседании проводятся последние обсуждения текста рекомендаций, когда представители страны могут в рабочем порядке предложить комиссии переоценить какие-то выводы и внести изменения в итоговый документ, согласно которому Россия будет менять свое законодательство. В пленарном заседании с российской стороны принимали участие сотрудники Генпрокуратуры, Верховного суда, ЦИК и парламентарии. Были жаркие и очень непростые споры, но в итоге GRECO приняла во внимание многие наши аргументы, и некоторые рекомендации были сняты. В целом переговорный процесс прошел очень конструктивно, думаю, мы можем рассчитывать на успешные результаты оценочного раунда.

По предварительным данным, GRECO считает целесообразнымрасширить объем деклараций о доходах, создать более эффективный механизм контроля указанной в них информации. Также, по мнению комиссии, парламентарии должны сообщать обо всех полученных подарках вне зависимости от их стоимости. Предложат принять кодекс этики и ввести более широкий спектр санкций за нарушения, включая конфликт интересов и предоставление неполных или недостоверных деклараций. Среди рекомендаций есть и повышение прозрачности законодательного процесса.

- Что за данные, которые необходимо дополнительно указывать в декларации о доходах?

По мнению GRECO, декларации должны были настолько полными, насколько это возможно. Сейчас прорабатывается вопрос о дифференциации доходов по источникам - например, зарплата, проценты, дивиденды. Это важно для последующей проверки документов.

- А поверять декларации будут по-прежнему?

В GRECO считают, что профильные комиссии палат должны иметь право самостоятельно инициировать проверку деклараций. Сейчас они проводят лишь поверхностный анализ, а решение об углубленном изучении может приниматься по информации о нарушениях, полученной от правоохранительных или налоговых органов, политических партий, НПО, Общественной палаты РФ, СМИ.

Кроме того, GRECO полагает, что депутаты должны предоставлять декларации после начала и после окончания работы в парламенте.

- Вы говорите, что GRECO предлагает ввести «более широкий спектр санкций за нарушения», что это значит?

Сейчас законом предусмотрена только одна санкция за нарушения в декларировании доходов - прекращение действия мандата. По мнению GRECO, необходимо ввести менее строгие варианты наказаний, пропорциональные незначительным нарушениям, чтобы они не оставались безнаказанными. Например, за предоставление неточных сведений, допущенный конфликт интересов.

На мой взгляд, разумно было бы продумать систему наказаний по аналогии с той, что предусмотрена сейчас за нарушение этических требований - публичные извинения, распространение в СМИ информации о факте нарушения и т.д.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

GRECO рекомендует установить более четкие правила, в соответствии с которыми депутаты должны сообщать обо всех полученных подарках, в том числе неденежных. Вопросы получения подарков у нас и сейчас регламентированы законом о статусе депутатов. Установлено, что парламентарий не должен получать в связи с осуществлением своих полномочий ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов. Обо всех подарках дороже 3 тыс. рублей он должен сообщить спикеру.

Однако в GRECO указали, что депутат может получить подарок, например, в кулуарах или во время деловых поездок. Рекомендуется подробно прописать алгоритм действий во всех возможных ситуациях, чтоб не было разночтений. Это можно было бы сделать например, в Кодексе этики, наличие которого GRECO считает необходимым.

- Такой кодекс ГД и СФ пытаются написать уже несколько созывов, но документа нет до сих пор...

Все вопросы у нас так или иначе отрегулированы, серьезных претензий к нам по этому поводу нет. Скорее GRECO ориентируется здесь на общий тренд. В ГД этот вопрос обсуждается, но однозначного решения на сегодня нет. При этом не исключаю, что по результатам мы можем прийти к выводу о его целесообразности.

Имеется в виду проведение обязательных публичных обсуждений законопроектов с возможностью комментариев со стороны общества, которые должны быть учтены при доработке. Парламент уже идет по этому пути. Проекты открыто публикуются, проходят обсуждение в экспертных советах.

Но в отдельных случаях публичное обсуждение представляется нецелесообразным - например, по ратификациям конвенций, по закрытым статьям бюджета, и GRECO с этим согласилась.

А что, сейчас у СМИ ограничение на доступ в Госдуму? Среди парламентских корреспондентов есть и российские и иностранные, и проблем с аккредитацией ни у кого раньше не возникало.

В этой связи мы объяснили экспертам GRECO, что существующие правила аккредитации никак не препятствуют доступу СМИ к освещению законодательного процесса. Здесь, как нам кажется, комиссия проявила недопонимание нашей процедуры. Не исключаю, что в этой части проявилась политическая подоплека, которая связана с последними событиями. Думаю, эксперты боятся, что западным СМИ может быть отказано в аккредитации. Это действительно может случиться, но совершенно обоснованно.

В законодательстве четко регламентированы причины отказа: если деятельность СМИ носит чисто рекламный характер, если СМИ является специализированным изданием, не публиковало статьи, касающиеся деятельности ГД, а также если СМИ предоставило неточную информацию о публикациях и аккредитованных журналистах.

Эти ограничения, а также 30-дневный срок для рассмотрения заявки на постоянную аккредитацию, показались GRECO проблемными. Тем не менее в свете сегодняшних реалий мы считаем, что не стоит менять правила аккредитации, если ограничения, касающиеся наших международных СМИ (Russia Today, Sputnik) в западных странах будут продолжаться. Госдума уже приняла закон о признании СМИ иностранным агентом, и дальше готова зеркально реагировать на действия США.

После всех обсуждений на пленарном заседании и получения страной полного текста рекомендаций они становятся обязательными. Как правило, мы достаточно оперативно исполняем только те нормы, которые согласуются с нашим национальным законодательством. В то же время, если по результатам проработки мы придем к выводу, что какие-либо действующие нормы уже охватывают рекомендации GRECO, то мы, безусловно, свое решение в этой части мотивировано отстаиваем. Стандартный срок для исполнения рекомендаций GRECO – 18 месяцев, то есть завершить работу предполагается до конца апреля 2019 года.